32 государственные и муниципальные унитарные предприятия. Юридические лица: муниципальные унитарные предприятия

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество, которое является неделимым и не может быть расширено по вкладам (долгам, паям), в том числе и между работниками предприятия, и находится в государственной или муниципальной собственности.

В условиях развития рыночной экономики унитарные предприятия сохраняются. В определенной степени это связано с приоритетным развитием отдельных отраслей экономики (строительство), которое невозможно без прямых государственных инвестиций.

Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве оперативного управления или хозяйственного ведения и отражается на самостоятельном балансе предприятия. Создание унитарного предприятия на основе объединения имущества, относящегося к государственной или муниципальной собственности нескольких субъектов, не допускается. Предприятия, основанные на таком объединении, создаются исключительно в форме хозяйственных обществ.

Унитарное предприятие является юридическим лицом, имеет фирменное наименование с указанием его организационно-правовой формы и наименованием субъекта, к собственности которого относится имущество предприятия.

Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.

Учредительным документом унитарного предприятия остается устав, утвержденный органом, уполномоченным собственником, в котором помимо иных сведений, предусмотренных законодательством, должны указываться акт органа государственной и муниципальной власти, являющийся решением о его создании, предмет и цель деятельности предприятия, а также размер уставного фонда предприятия, порядок, источник его формирования.

Управление унитарным предприятием осуществляется в соответствии с законодательством и уставом предприятия. Предприятие самостоятельно определяет структуру органов управления и затраты на их содержание. Собственник предприятия или уполномоченные им органы могут полностью или частично делегировать эти права высшему органу управления предприятием, предусмотренному его уставом (совету предприятия, правлению и т.д.).

Руководитель унитарного предприятия действует по принципу единоначалия и несет ответственность перед собственником предприятия за последствия своих действий в соответствии с законодательством РФ и заключенным с ним контрактом.

Таким образом, унитарные предприятия имеют следующие особенности по сравнению с другими коммерческими предприятиями: во-первых, в форму хозяйствования унитарного предприятия заложен принцип унитарности - это означает, что соответствующее коммерческое предприятие не наделяется правом собственности на закрепленное за ним имущество, собственником этого имущества остается учредитель; во-вторых, имущество унитарного предприятия является неделимым и ни на каких условиях не может быть распределено по вкладам, долгам и паям, в том числе между работниками унитарного предприятия; в-третьих, право ответственности сохраняется за учредителем и имущество закрепляется за унитарным предприятием лишь на ограниченном праве; в-четвертых, во главе стоит единоличный руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным им органом и им подотчетен.

В соответствии с Законом о государственных и муниципальных предприятиях унитарные предприятия действуют в следующих организационно-правовых формах: унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения и унитарное предприятие на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие).

Федеральное казенное предприятие может быть создано при выполнении одного из следующих условий:

  • 1) если осуществляемая им деятельность допускается федеральными законами исключительно для государственных предприятий;
  • 2) если преобладающая или значительная часть производимой предприятием продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг) поставляется для федеральных государственных нужд.

Учредительным документом казенного предприятия является его устав, утверждаемый Правительством РФ. Фирменное наименование предприятия, основанного на праве оперативного управления, должно содержать указание на то, что предприятие является казенным. Права казенного предприятия на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии со ст. 296 и 297 ГК РФ.

Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества.

Руководитель федерального казенного предприятия является государственным служащим, назначение которого на должность и освобождение от нее осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ для государственных служащих. Руководитель пользуется всеми правами и несет все обязательства, предусмотренные законодательством и уставом предприятия.

В случаях отказа государства от заключения с казенным предприятием государственного контракта или контрактов, обеспечивающих в совокупности заказ на подряд менее 50% производимой им строительной продукции (работ, услуг), предприятие должно быть в течение шести месяцев в установленном порядке ликвидировано или реорганизовано, в том числе путем преобразования в АО открытого типа.

Унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. Учредительным документом предприятия является его устав, утвержденный уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления.

Имущество предприятия формируется за счет средств, выделяемых целевым назначением из соответствующего бюджета, имущества, передаваемого предприятию собственником, доходов от собственной предпринимательской деятельности, других источников.

В уставе предприятия указывается размер его уставного фонда, который не может быть менее 1000 установленных законодательством минимальных размеров месячной оплаты труда или большей суммы, установленной законодательством РФ на дату регистрации предприятия.

Унитарное предприятие обязано:

  • -формировать резервный фонд в размере, определяемом его уставом и составляющем не менее 10% от размера уставного фонда, направляя на эти цели остающуюся в его распоряжении прибыль до достижения резервным фондом установленной величины;
  • - использовать средства резервного фонда исключительно на покрытие убытков, а также на возврат бюджетных ссуд и выплату процентов по целевым кредитам в случае недостаточности средств предприятия;
  • -перечислять в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей и формирования резервного фонда в размерах, определяемых собственником, в пределах 10% чистой прибыли предприятия.

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, может создать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему в установленном порядке части своего имущества в хозяйственное ведение (дочернее предприятие).

Права унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии со ст. 295 ГК РФ.

Степень имущественной обособленности у различных предприятий различна.

Так, степень имущественной обособленности государственных унитарных предприятий, не являющихся собственниками переданного им государственного имущества, выражается в закреплении за ними такого имущества на праве хозяйственного ведения. Ясно, что по отношению к этому имуществу предприятие обладает меньшей совокупностью прав, нежели собственник по отношению к своему имуществу.

Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает руководителя предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.

Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

Учреждения, не являющиеся собственниками закрепленного за ними имущества, владеют и пользуются им на праве оперативного управления. Права такого юридического лица по отношению к закрепленному за ним имуществу еще выше, чем при осуществлении права хозяйственного ведения. Такое предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества. При переходе права собственности на учреждение к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

Действовавшая ранее схема взаимоотношений государства и хозяйственных субъектов строительной отрасли предполагала возможность управления строительными организациями только через вертикальные структуры и связи управления посредством командно-административного воздействия. В настоящее время такая схема для основной массы функционирующих строительных организаций устарела.

Командно-административная система требовала от строительных организаций безупречного исполнения указаний "сверху". При этом сами строительные организации обязаны были расходовать заработанные средства (прибыль) на производственное и социальное развитие в строго выделенных размерах, получать сырье от закрепленных за ними поставщиков и передавать готовую продукцию заранее определенным потребителям по стабильным ценам, установленным вышестоящими органами управления. Потребитель к производителю был привязан планом и создавать конкуренцию в тех экономических условиях не мог.

При переходе на новые хозяйственные отношения при преобразовании прежних органов управления всех уровней была полностью нарушена управленческая вертикаль. Кроме того, при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества изменились принципы управления ими. Государство (или уполномоченный им орган) может прямо влиять на хозяйственную деятельность акционерного предприятия, владея контрольным пакетом акций.

В организационно-правовой структуре предпринимательства видное место принадлежит государственным и муниципальным унитарным предприятиям. Каковы особенности этой формы, чем она отличается от других коммерческих структур?

Неверно было бы рассматривать их как антипод частной собственности. Это - звенья хозяйственной системы, объективно обусловленные достигнутым уровнем обобществления производства. В структуре административно- экономики государственные предприятия занимали место главного и ведущего звена хозяйственной системы; в же экономике им предстоит занять место равноправного субъекта в совокупности хозяйствующих образований, действующих на коммерческих принципах.

Государственные и муниципальные предприятия - это такие производственные (в широком смысле слова) образования, которые создаются государством и органами местного самоуправления, наделяются ими необходимыми средствами и на коммерческих принципах действуют в соответствии с теми целями и задачами, которые для них определяют учредители.

Что означает термин «унитарное», какой экономический и правовой смысл несет это понятие?

Унитарное - значит единое, не разделяемое на части. Следовательно, государственное и муниципальное унитарное предприятие - это такая создаваемая государством и органами местного самоуправления коммерческая организация, которая не наделена правом собственности на закрепляемое за ней собственником имущество; иными словами, это имущество не может быть распределено по вкладам, долям, паям, в том числе между работниками предприятия. В унитарной форме могут создаваться только государственные и муниципальные предприятия.

Которым наделяются такие предприятия, находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит предприятиям на праве «хозяйственного ведения» или «оперативного управления». Задачи, объем закрепленного имущества (уставный фонд), полномочия хозяйственного ведения определяются в уставе предприятия, утверждаемом уполномоченным на то государственным или муниципальным органом (например, устав муниципального предприятия торговли утверждается соответствующим департаментом торговли).

Органом управления унитарного предприятия является руководитель, назначаемый собственником (либо уполномоченным собственником органом).

Свою деятельность унитарные государственные и муниципальные предприятия строят на коммерческих принципах, сообразуя доходы с издержками и добиваясь увеличения . При этом по своим обязательствам, возникающим в ходе хозяйственной деятельности, такие предприятия отвечают всем принадлежащим им имуществом. Собственник имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия. В равной мере и предприятие такого типа не отвечает по долгам собственника имущества. Таким образом, мера экономического обособления унитарных предприятий обозначена четко и жестко. Но есть ситуации, когда собственник имущества может быть привлечен к субсидиарной , - в случае, если собственник имущества имеет право отдавать обязательные распоряжения предприятию и несостоятельность последнего вызвана действиями учредителя-собственника.

В составе государственных предприятий есть и такие, которые, будучи образованными на базе федерального имущества, функционируют в режиме оперативного управления этим имуществом. Такие предприятия называются федеральными «казенными» предприятиями (например, предприятие «Монетный двор»).

Помимо коммерческих, в структуре хозяйствующих субъектов закон выделяет - «потребительские кооперативы», «общественные» и «религиозные» организации, «фонды».

Основная цель потребительских кооперативов состоит в удовлетворении материальных и иных потребностей граждан, объединяющихся для совместного удовлетворения личных потребностей (например, для строительства и эксплуатации жилых домов, гаражей, обеспечения продуктами питания, предметами промышленного производства и т. д.). При хорошей постановке дела такие кооперативы снижают затраты своих членов на цели потребления именно потому, что не ставят своей целью получение прибыли. Мировой опыт свидетельствует, что потребительские кооперативы проявляют огромную жизнестойкость в сферах деятельности, связанных с удовлетворением потребительских интересов граждан. Возрождение и налаживание эффективной работы таких кооперативов в нашей стране - важная составная часть движения к рыночной экономике.

Некоммерческими организациями являются также общественные и религиозные организации. Они представляют собой добровольные объединения граждан, соединяющихся на основе общности интересов. Такие общественные организации создаются для обеспечения самых разнообразных интересов - культурных, образовательных, оздоровительных и т. д. (например, добровольное спортивное общество «Спартак», общество «Знание», общество книголюбов). Общественные организации различаются по масштабам деятельности и могут охватить большие массы населения разных регионов, могут формироваться по профессиональным интересам или косить локальный характер. Такие общественные организации осуществляют свою деятельность за счет членских взносов, добровольных пожертвований или доходов от создаваемых ими предприятий. При этом деятельность последних должна быть полностью подчинена целям и задачам, ради которых действуют сами добровольные объединения. Например, спортивное общество вправе создать предприятие по производству спортивного оборудования; но если оно вдруг решит создать торговое предприятие по продаже спиртных напитков, то вступит в противоречие с целями, ради которых создавалось общество-учредитель.

Наконец, некоммерческими организациями являются фонды, т. е. не имеющие членства организации, учреждаемые гражданами или на основе добровольных имущественных взносов и преследующие социальные, благотворительные, культурные, общественно полезные цели. Имущество, переданное фонду, становится его собственностью. Фонд вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения общественно полезных целей, ради которых он создан.

Как видим, спектр организационно-правовых форм хозяйствования достаточно богат и разнообразен, открывает возможность выбора наиболее оптимальных, обеспечивающих эффективное функционирование хозяйствующих субъектов в конкретных условиях. Он дополняется правом объединяться в ассоциации и союзы в целях координации их деятельности и защиты общих имущественных интересов.

Однако право - необходимая, но недостаточная предпосылка реального создания социально-экономической инфраструктуры, отвечающей требованиям современного рынка. В России для этого необходима еще трудная и кропотливая работа по созданию условий деятельности хозяйствующих субъектов в рыночной среде. А это предполагает целый комплекс мер, в том числе - не только передачу в частную собственность большей части государственных предприятий, но и освобождение всех хозяйствующих субъектов от мелочного административного вмешательства государства в процесс хозяйствования, переход к воздействию на экономику главным образом через косвенные (фискальные и денежно-кредитные) инструменты.

Обычные компании, находящиеся в частной собственности, воспользоваться унитарной формой не могут.

Что это за форма деятельности?

ГК РФ (ст. 113) к УП относит предприятия, которые:

  • не владеют имуществом, переданным им его собственником;
  • пользуются имуществом, которое признается региональной, федеральной и муниципальной собственностью;
  • не могут распределить переданное им имущество между своими работниками, а также по вкладам в уставной капитал;
  • пользуются закрепленным имуществом посредством хозяйственного ведения или оперативного управления.

УП является коммерческой структурой, оно создается с целью извлечения прибыли. Кроме того:

  • его создают бессрочно, если только в уставе не закреплено иное;
  • оно может иметь собственный расчетный счет, открытый на российской территории и (или) заграницей;
  • для реализации лицензируемой деятельности предприятию придется брать лицензию в порядке общем для всех;
  • организация не может самостоятельно создавать дочерние структуры с передачей им части имущества;
  • она должна обязательно иметь собственный баланс и от своего имени приобретать и реализовывать имущественные и личные неимущественные права, а также выступать в судебных разбирательствах (в качестве любой из сторон дела);
  • у предприятия только один учредительный документ — устав, который разрабатывается и принимается органом власти, решившим создать данную компанию.

Основные положения о данной организационно-правовой форме согласно ГК РФ вы можете узнать из следующего видео:

Разновидности структур

Действовать в данной правовой форме могут исключительно предприятия:

  • Государственные . Величина их уставного фонда не может быть меньше 5 тысяч минимальных размеров оплаты труда (МРОТ). Причем, МРОТ, используемый при определении фонда, обязан соответствовать той его величине, которая закреплена законодательно (т. е. федеральным законом) и действительна на момент регистрации.
  • Муниципальные . Их уставный капитал должен быть 1 тысяч МРОТ и более. Его величина определяется аналогично.

Уставный фонд может формироваться за счет денежных средств, а также активов, которые имеют денежную оценку. К таким активам относятся ценные бумаги, имущественные права и иное.

А вот у казенного УП уставной капитал совсем отсутствует. Создается такая структура на основе муниципального или государственного имущества, но только в случаях, обозначенных федеральным законом №161-ФЗ «Об унитарных предприятиях», в частности:

  • если значительная доля оказываемых организацией услуг или выпускаемой ею продукции идет на удовлетворение федеральных, муниципальных или региональных потребностей;
  • если необходимо использовать имущество, приватизировать которое невозможно по закону;
  • если требуется производство продукции, оборот которой ограничен или которая полностью изъята из свободного обращения и т. д.

Кроме того, УП могут быть основанными на праве:

  • Хозяйственного ведения . К ним относятся муниципальные, государственные региональные или федеральные предприятия.
  • Оперативного управления . К таким относят казенные предприятия любой государственной формы собственности.

Учредители и учредительные документы

В качестве учредителя могут выступать:

Решение об образовании федерального государственного предприятия принимается Правительством РФ или федеральным исполнительным органом , в компетенции которого есть такое право.

Решение о создании регионального государственного или муниципального УП принимает соответствующий орган гос. власти в регионе РФ или в местном самоуправлении , но при условии, что у данных структур есть подобная компетенция.

Что касается создания казенной структуры, то:

  • предприятие федерального значения учреждает Правительство РФ;
  • регионального – государственный орган власти субъекта РФ;
  • муниципального – на основании решения органа местного самоуправления.

Учредители УП не только передают ему имущество, но и утверждают его устав, в котором должна найти отражение следующая информация:

  • все названия предприятия (включая полное и сокращенное);
  • его местонахождение, т. е. адрес регистрации;
  • все о деятельности – ее направления, цели и т. д.;
  • о собственнике, передавшем ему имущество;
  • название руководящей должности – генеральный директор, или просто директор, или руководитель;
  • порядок, по которому происходит назначение на эту руководящую должность и по которому осуществляется заключение трудовых отношений и их прекращение;
  • о фондах, которые создают или собираются создать на предприятии — указываются их наименования, размеры, а также правила их формирования и расходования.

Помимо этой и иной информации, которая должна быть отражена в уставе на основании закона, дополнительно еще указывается:

  • величина, источники и порядок формирования уставного фонда;
  • направления, на которые может расходоваться прибыль, полученная организацией от своей деятельности. Данные сведения должны быть обязательно отражены в учредительных документах муниципальных и государственных УП;
  • в уставе казенной структуры – информация о порядке расходования полученных ею доходов.

Права, обязанности и ответственность участников

Помимо того, что собственниками имущества принимается решение о создании УП (о его реорганизации либо ликвидации), определяются направления его деятельности, формируется его фонд, разрабатывается устав и назначается на должность руководитель, они также:

  • согласовывают принятие на работу или увольнение главного бухгалтера;
  • утверждают всю бухгалтерскую отчетность предприятия и его отчеты;
  • дают согласие по поводу использования недвижимости;
  • дают разрешение на совершение сделок, если это право предусмотрено действующим законодательством;
  • контролируют целевое применение имущества, которое принадлежит УП, и его сохранность;
  • утверждают финансово-экономические планы и контролируют их осуществление;
  • разрешают открывать обособленные подразделения, но только в виде филиалов и (или) представительств;
  • дают разрешение на участие в других юридических лицах;
  • решают вопрос о проведении аудита, о выборе в связи с этим аудиторской компании и величине ее вознаграждения за проверку;
  • решают множество других вопросов, которые приведены в законе №161-ФЗ.

В дополнение к вышеуказанным правомочиям собственник имущества казенных структур может:

  • изымать данное имущество, если предприятием оно не используется вовсе или же используется, но не по назначению;
  • утверждать направления производимых организацией расходов и использование получаемых ею доходов;
  • обязывать к осуществлению заказов по товарным поставкам или по оказанию услуг с целью обеспечения нужд муниципального или государственного масштаба.


Несмотря на то, что контроль всех сфер деятельности УП осуществляется собственником его имущества, ответственность за понесенные убытки возлагается только на его руководителя :

  • в случае, если эти убытки стали причиной его действий или наоборот бездействия;
  • в порядке, установленном действующими нормативными актами. В частности, ст. 15 Гражданского Кодекса РФ, Трудовым кодексом РФ (ст. 81, п. 9), федеральным законом «О банкротстве» №127-ФЗ (ст. 226) и прочими документами;
  • у учредителя есть также право подать в суд на взыскание убытков с руководителя.

Стоит остановиться еще на одном аспекте, который касается ответственности по обязательствам:

  • Унитарное предприятие берет на себя ответственность исключительно по своим долгам, причем всем своим имуществом. А вот обязательства его учредителя предприятия не касаются, как и учредителя не касаются долги созданной им организации.
  • Однако на собственника имущества казённого УП распространяется субсидиарная ответственность по задолженностям этой структуры, но только в том случае, если ее имущества для погашения имеющихся обязательств не хватает.

Цель деятельности

Как уже отмечалось ранее, УП – это коммерческая организация. А согласно Гражданскому Кодексу РФ (статье 50), коммерческие юридические лица главной целью своей работы видят лишь извлечение прибыли.

Однако цель создания данных структур заключена не только в получении дохода, на часть которого имеет право их учредитель, но и в решении таких задач, как:

  • использование имущества, которое нельзя приватизировать по закону;
  • обеспечение продовольственной безопасности страны;
  • ведение деятельности в научно-технической и научной сферах, которая направлена на обеспечение государственной безопасности;
  • производство продукции, обращение которой ограничено или которая полностью изъята из свободного оборота;
  • обеспечение нужд муниципалитетов, регионов и государства;
  • достижение иных целей, которые определены в федеральном законе №161-ФЗ, в статье 8.

Имущество

Прежде всего, переданное предприятию имущество не признается его собственностью , а используется им в порядке оперативного управления или хозяйственного ведения. Оно не может быть разделено на паи, вклады или иным образом. Но при этом оно обособлено от его собственника.

Имущество, имеющееся у УП, может быть сформировано за счет:

  • активов, которые закреплены их собственником за предприятием;
  • доходов, которые получены организацией в ходе ее деятельности и на часть которых имеет право собственник;
  • иных ресурсов, которые пополняются из различных источников, но не противоречащих нормам действующего законодательства.

В случае, если право собственности на предприятие (за исключением казенного) как имущественный комплекс переходит к другому собственнику, то указанная структура оставляет за собой имущество, переданное ей в рамках хозяйственного ведения или оперативного управления.

Порядок распоряжения имуществом прописан в статьях 18-19 закона №161-ФЗ. В частности:

  • Недвижимость без согласия ее собственника нельзя сдавать в аренду, превращать в залог и т. д.
  • Движимым имуществом (при условии, что оно принадлежит структуре на праве хозяйственного ведения) УП может распоряжаться самостоятельно (за исключением казённого учреждения).
  • Казенные организации обязаны согласовывать направления использования любого имущества со своими учредителями.

Преимущества и недостатки

Неудобство унитарной правовой формы заключается в том, что:

  • направления деятельности, ее цели и предмет определяет собственник имущества;
  • кроме того, им регулируется большая часть принимаемых решений. Даже любые сделки необходимо с ним согласовывать;
  • часть прибыли предприятие обязано ежегодно перечислять в бюджет того уровня, к которому относится его учредитель (регион, муниципальное образование, федеральный);
  • все показатели финансово-экономических планов утверждаются и контролируются учредителем.

Однако в такой зависимости организации есть и свои достоинства:

  • она может работать в той сфере, которая закрыта для обычных коммерческих структур;
  • она оснащается имуществом, которое не доступно для частных компаний;
  • всегда есть работа, направленная на удовлетворение потребностей государства, региона или муниципалитета.

Муниципальное унитарное предприятие - коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. См. Государственное унитарное предприятие.

Имущество муниципального унитарного предприятия находится в муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения. Муниципальное унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.

Устав муниципального унитарного предприятия должен содержать помимо сведений, указание которых в соответствии с положениями статьи 52 ГК РФ обязательно в учредительных документах любого юридического лица (наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица), также сведения о предмете и целях деятельности предприятия, а также о размере уставного фонда предприятия, порядке и источниках его формирования. Фирменное наименование муниципального унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества.

Органом муниципального унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен.

Правовое положение муниципальных унитарных предприятий определяется ГК РФ и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

Российское избирательное право: словарь-справочник . 2013 .

Смотреть что такое "Муниципальное унитарное предприятие" в других словарях:

    Муниципальное унитарное предприятие

    Унитарное предприятие - Унитарное предприятие особая организационно правовая форма юридического лица. Коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество. Имущество является неделимым и не распределяется по… … Википедия

    УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ - по гражданскому законодательству РФ коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество У.п. является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе… … Энциклопедия юриста

    Государственное унитарное предприятие - Унитарное предприятие (обычные сокращения: Государственное унитарное предприятие ГУП, Муниципальное унитарное предприятие МУП, Федеральное государственное унитарное предприятие ФГУП) коммерческая организация, не наделённая правом собственности на … Википедия

    Энциклопедия права

    Сельскохозяйственное унитарное предприятие - (англ. agricultural Unitarian enterprise) в РФ гос ное или муниципальное унитарное предприятие, действующее в сфере сельского хозяйства. Статус С.у.п. как субъектов хозяйственной деятельности определяется нормами гражданского законодательства РФ … Большой юридический словарь

    Федеральное государственное унитарное предприятие - Унитарное предприятие (обычные сокращения: Государственное унитарное предприятие ГУП, Муниципальное унитарное предприятие МУП, Федеральное государственное унитарное предприятие ФГУП) коммерческая организация, не наделённая правом собственности на … Википедия

    Предприятие - разновидность организации, самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественной потребности и получения прибыли. Предприятия могут создаваться в… … Административное право. Словарь-справочник

Унитарное предприятие — это определенная фирма, которая не имеет право распоряжаться собственностью. У него имеется лишь один владелец, а имущество его выделяется в соответствии с государственным законодательством.

Такие объекты создаются не только за счет государства, но и за счет муниципалитета.

Что значит унитарное предприятие

Это определенная фирма или иной объект, при этом собственник не имеет права распоряжаться имуществом предприятия. Данные объекты имеют ряд отличительных признаков, которые возводят их в ряд таких образований.

К этим признакам относится следующее:

  • участники его могут создаваться государством РФ, субъектами государства, а также муниципальными образованиями;
  • существование документов, таких как устав и решение собственника;
  • существующий уставной капитал;
  • неделимая собственность, которая может делиться лишь по вкладам, паям и прочим критериям;
  • такими объектами могут выступать лишь муниципалитет и государство;
  • все вопросы регулируются органами местной или государственной власти.

Примите во внимание: данные объекты формируются в зависимости от их вида и особенностей, но при любом виде управление осуществляется на единоличных началах.

Виды унитарных предприятий

Такие объекты подразделяются на подвиды:

  • на праве хозяйственного ведения (при этом имущество является принадлежностью государства);
  • в виде оперативного правления , когда имущество принадлежит государству, но согласуется с собственником. Такой вид называется казенным.

Также такие объекты делятся на виды по правам собственности:

  • муниципальные — аббревиатура (МУП);
  • государственные (ГУП);
  • ФГУП — расшифровывается как Федеральное.

При этом, в зависимости от владения имуществом, такое предприятие наделяется определенным статусом, и собственник получает свои права и несет ответственность за объект.

Признаки унитарного предприятия

Такие фирмы имеют ряд отличительных признаков. Существуют таблицы, в которых наглядно определены признаки таких фирм:

  • имущество неделимо;
  • существует предмет и цель его деятельности, а также обязательный устав;
  • только государство и муниципалитет могут выступать ими.

Каждый признак, совместно с остальными, определяет положение фирмы.

Причины образования унитарных предприятий

Существует ряд основных причин, по которым образуется такого типа объект.

К ним относятся:

  • определенная деятельность;
  • решение некоторых проблем социального характера;
  • реализация производственных товаров и услуг по наименьшим ценам.

Так, ряд причин образования таких объектов позволяют определить их суть.

Цели деятельности

В законе ГК РФ есть пункт, который гласит, что такие предприятия являются юридическими лицами (коммерческими), поэтому их цель — приносить прибыль в пользу руководителя или владельца имущества.

Кроме того, они обязаны покрывать все расходы.

Помимо этого, собственники обязаны удовлетворять интересы страны, а также обеспечивать выполнение нужд государства.

Учредительные документы

К документам относятся решение об учреждении, а также устав. Он утверждается учредителем фирмы. В нем обязательно должна содержаться информация о размере фонда, а также о направлениях получения прибыли.

Уставной фонд

При основании унитарного предприятия обязательно должен быть образован фонд. Он имеет определенный набор характеристик.

Минимальным размером может быть 5000 МРОТ, если речь идет о государственном объекте. Если подразумевается муниципальная организация, то сумма его должна быть как минимум тысяча МРОТ.

При этом срок его формирования должен быть не более трех месяцев после регистрации.

Как формируется имущество унитарного предприятия

Основой его использования является определенный вид ведения.

При варианте хозяйственного ведения предприятия могут распоряжаться объектами, продукцией, которую производят, при этом самостоятельно обозначая границы и стоимость данных видов, но обязательно в соответствии с ФЗ.

При оперативном типе ведения, казенное предприятие обязано учитывать интересы владельца, распоряжаясь чем бы то ни было.

Способы использования имущества

Оно может передаваться объекту по решению владельца для того, чтобы производить оплату капитала.

Полученная при ведении хозяйства прибыль также признается источником формирования имущества. Существуют и иные источники.

Количество участников унитарного предприятия

Само определение «унитарный» означает наличие лишь одного собственника.

Собственность при этом не делится на части и доли. Поэтому субъектов организации при таком типа предприятия нет.

При ликвидации такой фирмы имущество остается собственнику.

Примеры унитарных предприятий в России

В нашем государстве существует несколько примеров созданных фирм.

Одним из них является «Единый расчетный центр», находящийся в городе Москва. Также к ним можно отнести МУП «Эврика» в Москве, занимающийся строительством и ремонтом зданий и сооружений.

Помимо них, таким же является ОГУП «Областной аптечный склад», имеющий 9 филиалов.

Преимущества и недостатки унитарного предприятия

Одним из главных плюсов является нацеленность на реализацию важных для общества и корпоративных целей и задач. Помимо этого, существует высокая степень защищенности такого производства.

Также явным достоинством является степень ответственности частного владельца. Он отвечает лишь за собственное ведение, но при этом не отвечает по обязательствам.

Недостатками его деятельности являются необходимость совмещения управления, инноваций и ведения коммунального и иного рода хозяйства. А также возникновение определенных сложностей с финансированием.

Такого рода фирмы образуются в соответствии с законодательством государства. Правовое положение такого объекта регулируется гражданским кодексом РФ и Федеральным законом.

У него имеется единственный собственник, интересы которого обязательно сочетаются с интересами государства. Множество преимуществ таких производств позволяют управлять некоторыми видами услуг, товаров и иной деятельностью.