Су 100 танк модель из картона. Танки второй мировой войны

СУ-100, последняя самоходка, выпущенная на заводе УЗТМ

Самоходки СУ-100 пошли на фронт в ноябре 1944 года с завода УЗТМ и их выпуск продолжался после войны. Модель СУ-100, что предлагает «Звезда», больше всего подходит для сборки машины послевоенного периода. Я же попробую сборку модели СУ-100 от Звезды, наиболее приближенную к периоду выпуска конца декабря 1944 — января 1945 года.

Модель СУ-100 от Звезды в масштабе 1:35. Основные доработки.

Имитация стыка балки и лобовой броне-плиты

В результате увеличения толщины верхней лобовой брони машины до 75-ти мм при соединении ВЛД с литой балкой образовалась ступенька. Такая ситуация на СУ-100 сохранялась до конца войны.

СУ-100. Ранний тип сварки ВЛД и НЛД с передней литой балкой

«Звезда» предлагает послевоенный вариант стыка передней балки и верхней броне-плиты СУ-100. Этот момент обязательно нужно будет доработать.

Модель СУ-100 от Звезды. Изменяем форму стыка литой балки и верхней ВЛД на модели

Форма передних грязевых щитков СУ-100

«Звезда» дает позднюю форму грязевых щитков, которые начали устанавливать на машину в послевоенное время. Форма щитков военного периода на СУ-100 была полукруглой и совпадала со щитками, устанавливаемыми на танки Т-34

Щитки однозначно под замену. Делать буду из жести. Так же нужно будет сделать «лючки» на боковых стенках, которые нужны были для установки механизма натягивания гусениц.

Модель СУ-100 от Звезды.Передний грязевой щиток послевоенного образца.

Вертикальная створка люка заряжающего

Вертикальная створка люка заряжающего на корпусе СУ-100 сохранялась до марта 1945 года. Створку убрали в ходе модернизации деталей корпуса с целью уменьшения образования трещин в броне при изготовлении деталей.

Вертикальная створка люка заряжающего на СУ-100

У сборной модели СУ-100 от «Звезды» она отсутствует, буду делать. В общем то, ничего сложного. Ну, с петлями придется немного повозиться. Плюс не забыть сымитировать гужоны на створке люка.

Модель СУ-100 «Звезда». Место под вертикальный люк.

Доработка люка панорамы и верхней створки люка заряжающего на модели СУ-100

Верхняя створка люка заряжающего — петли имеют 6 шарниров, на правой петле располагается фиксатор люка в открытом состоянии.

На модели СУ-100 от Звезды необходимо переделать форму петель и сымитировать фиксатор люка.

Модель СУ-100 от Звезды. Люк заряжающего

У створок люка панорамы необходимо сделать фиксаторы, которые приваривались к шарнирам, а так же имитацию торсионов из проволоки.

Модель СУ-100. Детали люка панорамы на модели

Люк механика-водителя, маркировка буквой «Р.»

Крышка люка самохода стала толще, по сравнению с СУ-85, так как увеличилась толщина лобовой брони, и для того, чтобы не возникало путаницы при сборке, крышку люка механика-водителя СУ-100 стали маркировать буквой «Р.», что, по всей видимости, означало «равнопрочная». Буква исчезла с люка с марта 1945г.

К сожалению, на смоле от «Комлекта ЗИП», как и на детали люка для модели СУ-100 от «Звезды» буквы нет и придется делать ее самостоятельно из литника. Скорее всего придется повозиться с приклеиванием ее на смоляную деталь.

Соединение боковой и задней броне-плиты боевой рубки СУ-100

До 1945 года соединение этих деталей делалось «в шип», что, при сварке, приводило к частому возникновению трещин на закаленных листах брони. С января 1945г, это соединение стали делать «встык».

Ранний тип стыка боковой и задней стенки рубки в «шип-паз» СУ-100 Белгород

Поздний тип стыка боковой и задней стенки рубки «встык» СУ-100 Белгород

Имитировать соединение «встык» на модели СУ-100 от «Звезды» будет достаточно просто. Для этого пластиком нужно будет нарастить выступы боковых стенок рубки и имитировать сварные швы.

Имитация стыка боковой и задней броне-плиты рубки модели СУ-100 Звезда

Треугольные косынки между боевой рубкой и двигательным отсеком СУ-100.

Косынки сохранялись в конструкции машины до мая 1945года. Их убрали в целях упрощения конструкции и уменьшения вероятности появления трещин при сварке деталей корпуса.

У «Звезды» они отсутствуют, буду делать их из пластика с имитацией сварных швов.

Модель СУ-100. Треугольные косынки за рубкой

Замена болтов на кормовой броне-плите

На кормовой броне-плите заменю болты, они «замыленные» какие-то в наборе. Использовать буду метизы от «MasterClub», (артикул: MC435036, головка болта под ключ, диаметр: 0.9мм)

Поручни на спонсоне командирской башенки, правом борту рубки и около броне-колпаков вентиляторов

Поручень на спонсоне командирской башенки появился с января 45 года, при этом прямой поручень на правом борту стал немного короче. Еще один поручень находился рядом с броне-колпаками вентиляторов, ближе к правому борту машины. Все поручни буду, как обычно, делать из подходящей проволоки. Нашел в сети , буду использовать его.

Поручень рядом с броне-колпаками вентиляторов СУ-100

Лючок к доступу к узлу регулировки правой гусеницы на самоходке СУ-100

На нижнем лобовом листе у самоходок располагался лючок доступа к узлу регулирования натяжения правой гусеницы машины. В пластике он никак не представлен. Его наличие даст дополнительную деталировку модели, скорее всего буду его имитировать.

Вафельные траки производства УЗТМ

Использовались литые вафельные траки производства УЗТМ. Тот ужас, что идет в наборе будет заменен просто отличными по соотношению цена/качество наборными траками от MSD.

Тип катков

Сплошные резиновые бандажи катков, вместо прежних перфорированных использовались с апреля 1944 года.

В наборе с бандажами все в порядке, но вот наличие гайки на оси катка не соответствует реальности.

Катки в наборе СУ-100 от Звезды

Как-то исправить это малыми силами не представляется возможным. Вариант приобрести набор катков от «Комплект ЗИП», артикул: 35024 , либо забить на это и оставить все как есть.

Длинна буксировочных тросов СУ-100

В отличии от Т-34 на СУ-100 использовались удлинненые до 5-ти метров буксировочные тросы (с марта 1945года — 6.5 метров). В наборе они даются в пластике с масштабной длинной 3.5м. Использовать буду купленный по случаю трос от «Микродизайн». В «М-хобби» дано подробное описание укладки тросов на машину.

Крепления топливных баков на СУ-100

С января 45-го года использовался поздний унифицированный тип крепления топливных баков стальными лентами к площадкам в верхней и нижней части ложементов. Нужно будет подробнее разобраться с конструцкией. Я еще не определился, будут ли на модели баки (походный вариант) или нет (боевой варинат). Баки на СУ-100 использовались только как канистры для топлива и не имели соединения с топливной системой машины.

Чертежи для постройки модели СУ-100

Перед началом работы подготовил скомпонованные чертежи СУ-100 выпуска 1944-45 годов в масштабе 1:35.

Чертежи готовы для печати на листах формата А4. Взяты из журнала «М-Хобби» и более удобно скомпонованы для печати на отдельных листах, что удобно при постройке модели.

Другие доработки

В постройке буду использовать металлический ствол, фары от Elf, смоляные детали от «Комплект ЗИП», решетки МТО из фото-травления «Микродизайн». Подробнее о дополнениях можно посмотреть . Будет сделана имитация сварных швов, там где это необходимо ну и по ходу стройки обязательно найдется что-то, что можно будет доработать.

В этой статье я постарался описать все существенные моменты, которые необходимо сделать, чтобы получить машину наиболее близкую к времени выпуска января 1945года.

Бумажная модель ПТ-САУ СУ-100 - советская самоходно-артиллерийская установка (САУ) периода Второй мировой войны, класса истребителей танков.

Материалы и инструмент:

  1. ножницы, нож для бумаги, чертежная линейка;
  2. пинцет;
  3. кисточки для клея и краски;
  4. акварельные краски (или карандаши), зубочистки;
  5. прозрачный акриловый клей ("Момент" и т.п.);
  6. для распечатки модели матовая фотобумага плотностью 170-180 гр/м2; для мелких деталей - 70-80 гр/м2.
  1. прежде чем собрать деталь, ознакомьтесь с чертежами и инструкцией. Определите место каждой детали и представьте себе её сборку;
  2. отверстия в деталях делайте прежде, чем вырезать саму деталь;
  3. вырезайте только ту деталь (детали), которая нужна прямо сейчас. Недоклеенные детали складывайте в коробку, а неиспользованные листы в закрытую папку (как вариант). Выбрасывая мусор после работы, внимательно осматривайте бумажные обрезки;
  4. для лучшего сгиба детали необходимо под линейку провести по линии сгиба, слегка нажимая, тупой стороной ножа или зубочисткой так, чтобы не повредить поверхность бумаги. Лучше это делать с изнаночной стороны детали;
  5. следите за чистотой пальцев и обязательно используйте салфетки для протирания рук, ведь в процессе работы руки могут запачкаться;
  6. цилиндрические детали перед склеиванием наматывайте на круглый предмет подходящего диаметра, это придаст им форму;
  7. перед склейкой необходимо закрасить торцы детали. Белые линии обреза портят общий вид модели. Для закраски торцов используйте акварельные или гуашевые краски. Подобрав нужный цвет, наносите их тонким слоем, затем дайте краске время высохнуть. О фломастерах лучше забыть;
  8. не торопитесь со склейкой. Сначала вырежьте деталь, закрасьте её с торца, дождитесь высыхания краски, соберите деталь. Пристройте её к тому месту, где она должна быть, чтобы убедиться, что всё сделано правильно. И только затем приклеивайте. Не забудьте дать клею просохнуть.

Немного истории

Советская ПТ-САУ СУ-100

СУ-100 — советская самоходно-артиллерийская установка (САУ) периода Второй мировой войны, класса истребителей танков, средняя по массе. Была создана на базе среднего танка Т-34-85 конструкторским бюро Уралмашзавода в конце 1943 — начале 1944 года как дальнейшее развитие САУ СУ-85 ввиду недостаточных возможностей последней в борьбе с немецкими тяжёлыми танками. Серийный выпуск СУ-100 был начат на Уралмашзаводе в августе 1944 года и продолжался до начала 1948 года. Кроме того, в 1951—1956 годах её производство по советской лицензии осуществлялось в Чехословакии. Всего в СССР и Чехословакии было выпущено 4976 САУ этого типа.

Первое боевое применение СУ-100 состоялось в январе 1945 года, и в дальнейшем СУ-100 использовались в ряде операций Великой Отечественной и Советско-японской войны, но в целом их боевое применение было ограниченным. После войны СУ-100 неоднократно модернизировалась и в течение нескольких десятилетий оставалась на вооружении Советской армии. СУ-100 также поставлялись союзникам СССР и участвовали в ряде послевоенных локальных конфликтов, в том числе наиболее активно — в ходе арабо-израильских войн. К концу XX века СУ-100 была снята с вооружения в большинстве использовавших её стран, но, тем не менее, в некоторых из них, по состоянию на 2007 год, всё ещё остаётся в строю.

Инженеры Уралмаша Л. И. Горлицкий, А. Л. Кизима, С. И. Самойлов; инженеры завода № 9 А. Н. Буланов, В. Н. Сидоренко и инженер-механик П. Ф. Самойлов за создание САУ в 1946 году были удостоены звания лауреата Сталинской премии первой степени.

Предпосылки к созданию

Первой САУ класса истребителей танков, запущенной в серийное производство в СССР, стала СУ-85. Она была создана на базе среднего танка Т-34 и штурмового орудия СУ-122 и запущена в производство летом 1943 года. 85-мм пушка Д-5С позволяла СУ-85 эффективно бороться со средними танками противника на дистанциях более километра, а на меньших дистанциях и пробивать лобовую броню тяжёлых танков. Вместе с тем, уже первые месяцы применения СУ-85 показали, что мощность её орудия недостаточна для эффективной борьбы с тяжёлыми танками противника, такими как «Пантера» и «Тигр», которые, обладая преимуществом в огневой мощи и защите, а также эффективными прицельными системами, навязывали бой с дальних дистанций.

29 августа 1943 года было издано распоряжение ГКО о скорейшем создании более эффективных противотанковых средств. В исполнение распоряжения в сентябре — октябре на Уралмашзаводе был, в числе ряда других САУ на базе Т-34, выполнен эскизный проект установки 122-мм пушки Д-25 в изменённом корпусе СУ-85. Дальнейшая проработка проекта показала, что такая переделка вызовет увеличение массы САУ на 2,5 тонны, а также снижение боекомплекта и скорострельности. В целом изучение представленных вариантов показало, что установка на САУ по типу СУ-85 122-мм пушки или 152-мм гаубицы Д-15 вызовет перегрузку ходовой части и снижение подвижности машины, поэтому решено было оставить эти орудия для вооружения тяжёлых танков и САУ. С другой стороны, интерес вызвал проект увеличенной рубки с усиленным бронированием, применённый на СУ-Д-15.

Альтернативным направлением, на которое возлагались надежды в тот период, стала разработка длинноствольных 85-мм орудий с большей начальной скоростью снаряда — «большой мощности» по терминологии того времени. Но хотя был изготовлен и испытан ряд таких орудий, в том числе и САУ, работы в этом направлении окончились неудачей — новые орудия на стрельбах показали совершенно неудовлетворительную живучесть, часты были случаи разрыва ствола. Вдобавок, результаты обстрела трофейных германских танков выявили низкую эффективность высокоскоростных, но лёгких 85-мм снарядов против установленной под рациональными углами наклона брони высокой твёрдости, по сравнению с тяжёлыми снарядами бо?льших калибров. Наконец, проработки показывали, что вооружение из 85-мм пушки не использовало полностью всех возможностей САУ на шасси Т-34.

Создание прототипа

Проведённые в начале ноября 1943 года МВТУ, Уралмашзаводом и Техуправлением НКВ расчёты показали, что наиболее рациональным являлся переход к 100—107-мм калибру. Поскольку выпуск 107-мм орудий, таких как пушка М-60, был прекращён ещё в 1941 году, было решено создавать новое танковое и самоходное орудия на основе баллистики морской 100-мм пушки Б-34, о чём 11 ноября был издан соответствующий приказ НКВ. Разработка проекта САУ с ним была осуществлена в конструкторском бюро Уралмашзавода по инициативе главного конструктора Л. И. Горлицкого. Главным инженером проекта был назначен Н. В. Курин. Эскизный проект САУ был передан НКТП и УСА 5 декабря 1943 года. По итогам его рассмотрения ГКО 27 декабря принял постановление № 4851 о вооружении тяжёлого танка ИС и средней САУ 100-мм орудием, обязывавшее ЦАКБ разработать проект соответствующего орудия для установки в СУ-85. НКТП же приказом № 765 от 28 декабря обязал Уралмашзавод:

К 15 января 1944 года — закончить проектные работы по САУ на базе Т-34, вооружённой 100-мм пушкой конструкции ЦАКБ;

К 20 февраля — изготовить прототип САУ и провести его заводские испытания с пушкой, которую должен был поставить завод № 92 к 25 января;

Однако по изучении присланных ЦАКБ чертежей разработанного ими орудия С-34, изначально предназначавшегося для вооружения тяжёлого танка ИС-2, на Уралмашзаводе пришли к выводу, что из-за слишком больших размеров орудия по ширине размещение его в корпусе СУ-85 потребовало бы слишком серьёзной переделки конструкции САУ, включавшей увеличение ширины корпуса, изменение его формы и переход на торсионную подвеску. ЦАКБ настаивало на подобном варианте, не соглашаясь на внесение изменений в конструкцию своего орудия, но по расчётам Уралмашзавода, переделка САУ приводила бы к увеличению её массы на 3,5—3,8 тонны по сравнению с СУ-85 и отодвижению сроков готовности по меньшей мере на три месяца, что категорически не устраивало заказчика. В результате, как и ранее в подобной ситуации, возникшей при проектировании СУ-85, Уралмашзавод связался с заводом № 9, в результате совместной работы с конструкторами которого была создана 100-мм пушка Д-10С, подходившая для установки в корпус СУ-85 без внесения в последний значительных изменений и при этом имевшая меньшую массу, чем С-34. В связи с этим в январе 1944 года Управлением самоходной артиллерии были выдвинуты уточнённые требования к проекту САУ, получившей к тому времени обозначение СУ-100, предусматривавшие вооружение пушкой Д-10С, увеличение толщины лобового бронирования до 75 мм, применение новых смотровых приборов Mk.IV (МК-IV) и командирской башенки, при сохранении массы САУ в пределах 31 тонны.

Однако к пушке Б-34, боеприпасы которой предполагалось использовать, имелись только осколочно-фугасные и дистанционные осколочные снаряды, и, как выяснилось к тому времени, окончание разработки бронебойного снаряда к ней ожидалось не ранее второго полугодия 1944 года. Неизбежная задержка с готовностью САУ позволила начальнику ЦАКБ В. Грабину настоять на создании самоходной установки с пушкой С-34. В результате последовавших переговоров НКТП 30 апреля издал приказ об изготовлении к 8 мая прототипа с этим орудием, получившего обозначение СУ-100-2, и проведении его сравнительных испытаний совместно с СУ-100. При этом НКВ и ГАУ всё же сочли внесение глубоких изменений в корпус СУ-85 неприемлемым и разрешили заводу произвести минимальные переделки орудия для возможности его установки в существующий корпус САУ, хотя бы и с рядом дефектов. При этом внесение в конструкцию С-34 всех изменений, необходимых для его эффективной установки в СУ-85, делало бы её почти идентичной специально разработанной для этой цели Д-10С.

Тем временем, прототип с орудием Д-10С, получивший обозначение «Объект 138», был изготовлен Уралмашзаводом совместно с заводом № 50 в феврале 1944 года и успешно прошёл заводские испытания, состоявшие из 30 выстрелов и 150 км пробега. После этого прототип 3 марта был отправлен на государственные испытания на АНИОП, в ходе которых машина прошла 864 км и совершила 1040 выстрелов. В итоге государственная комиссия признала её годной для принятия на вооружение после внесения в конструкцию некоторых доработок, и 14 апреля Уралмашзаводу было дано распоряжение о начале немедленной подготовки к серийному производству новой САУ.

Прототип СУ-100-2 был изготовлен заводом № 9 в апреле — мае 1944 года с использованием орудия, снятого с опытного танка ИС-5. Параллельно с этим завершён второй прототип СУ-100, построенный с учётом улучшений, рекомендованных комиссией. 24—28 июня он прошёл государственные испытания на АНИОПе. По итогам испытаний, в ходе которых САУ прошла 250 км и совершила 923 выстрела, государственная комиссия рекомендовала её для принятия на вооружение, отметив, что СУ-100 обеспечивает поражение танков «Пантера» и «Тигр» с дистанции 1500 м вне зависимости от точки попадания, но пробивает только бортовую броню САУ «Фердинанд», хотя и с дистанции до 2000 м. СУ-100-2 прибыла на АНИОП в начале июля и в том же объёме прошла государственные испытания, по итогам которых была признана худшей по сравнению с СУ-100 и не рекомендована к принятию на вооружение. СУ-100 же была принята на вооружение РККА приказом ГКО № 6131 от 3 июля 1944 года.

Серийное производство

Пока на Уралмашзаводе разворачивалась подготовка к производству СУ-100, по предложению Л. И. Горлицкого был разработан проект переходной САУ СУ-85М, представлявшей собой корпус СУ-100 с вооружением из 85-мм пушки Д-5С-85, устанавливавшейся на СУ-85. Помимо модели орудия, СУ-85М отличалась от СУ-100 лишь аналогичными СУ-85 поворотным механизмом, походным креплением и маской орудия, прицелом и боеукладкой на 60 85-мм выстрелов. СУ-85М позволяла раньше внедрить улучшения СУ-100 — более мощное лобовое бронирование и лучшие приборы наблюдения — в серийном производстве, но основной причиной появления этой не запланированной ранее САУ стала небоеспособность в тот период 100-мм орудия, выпуск бронебойных снарядов Б-412Б к которому был освоен только в ноябре 1944 года. Первая СУ-85М была изготовлена в июле 1944 года, а в августе она полностью сменила СУ-85 на сборочных линиях Уралмашзавода. Выпуск СУ-85М продолжался до ноября того же года, в течение трёх месяцев — параллельно с СУ-100, небоеспособными в тот период из-за отсутствия бронебойных снарядов; всего было выпущено 315 САУ этого типа.

Серийное производство самой СУ-100 началось на Уралмашзаводе в сентябре 1944 года. Первые выпущенные машины были идентичны второму прототипу, и в дальнейшем в ходе серийного производства в конструкцию САУ вносились в основном технологические изменения. Так, была ликвидирована балка, соединявшая лобовые бронеплиты, а соединение передних подкрылков с лобовым листом было переведено на способ «в четверть», а с кормовым листом броневой рубки — с «в шип» на «встык». Помимо этого, было усилено соединение рубки с корпусом, а ряд ответственных сварных швов был переведён на сварку аустенитными электродами.

Данные об объёмах и сроках выпуска СУ-100 несколько разнятся. Так, достоверно известно, что выпуск СУ-100 на Уралмашзаводе вёлся по меньшей мере до марта 1946 года, с темпом около 200 машин в месяц в военное время. Всего за этот период было выпущено 3037 машин. Омский завод № 174 в 1947 году выпустил 198 СУ-100, и ещё 6 — в начале 1948 года, суммарно выпустив 204 машины. В западных источниках, основывавшихся на донесениях разведки США, приводятся данные о выпуске СУ-100 в СССР с 1948 по 1956 год с темпом около 1000 САУ в год, но советскими данными это не подтверждается, и, как отмечает Барятинский, могло явиться следствием принятия разведкой производившейся в тот период модернизации СУ-100 за выпуск новых машин. Выпуск СУ-100 в послевоенное время был также возобновлён в Чехословакии, где в 1951—1956 годах по лицензии выпустили ещё 1420 САУ этого типа.

Дальнейшее развитие

Несмотря на отрицательные результаты предварительной проработки возможности создания средней САУ со 122-мм пушкой, работы в этом направлении были продолжены. Одной из причин этого стала задержка с разработкой бронебойного снаряда к Д-10С, освоение в производстве которого ожидалось не раньше осени 1944 года, в то время как все необходимые боеприпасы к 122-мм пушке Д-25 производились ещё с 1930-х годов. В мае 1944 года на Уралмашзаводе был разработан проект САУ СУ-122П, опытный образец которой был изготовлен к сентябрю того же года. От серийной СУ-100 она отличалась лишь установкой 122-мм пушки Д-25С с 26 выстрелами к ней. По результатам испытаний прототипа, СУ-122П была признана годной для принятия на вооружение, но в серийное производство поставлена так и не была. Причины этого не указывались, но как указывает М. Барятинский, это могло явиться следствием того, что немногочисленные преимущества СУ-122П в роли истребителя танков перевешивались её недостатками: хотя 122-мм пушка по сравнению со 100-мм имела несколько большую фактическую бронепробиваемость по броне германской бронетехники, а также отличалась более мощным осколочно-фугасным снарядом, САУ с ней отличалась меньшим боекомплектом и значительно снизившейся скорострельностью, а увеличившийся вылет ствола создавал ещё большие проблемы по сравнению с СУ-100; кроме этого, существовали опасения, что отдача 122-мм пушки может оказаться слишком сильной для шасси Т-34-85. На этом, в связи с практическим исчерпанием возможностей САУ на базе Т-34 с передним расположением боевого отделения, развитие этой линии, идущей с СУ-122, прекратилось. В дальнейших работах по средним САУ использовались уже заново спроектированные базовые шасси, а внимание конструкторов перешло к компоновке с кормовым расположением боевого отделения.


Бумажная модель советского тяжёлого танка периода Великой Отечественной войны - ИС-2 . Аббревиатура в названии машины «ИС» - означает «Иосиф Сталин», и является официальной в серийных моделях советских тяжёлых танков выпускаемых в период 1943-1953г. Индекс 2 обозначает второй танка этой модели. В годы Великой Отечественной войны у ИС-2 также использовалось название ИС-122, обозначение 122 - это калибр основного вооружения. ИС-2 самый мощным и тяжело бронированный танк из советских танков серийного производства периода второй мировой войны, один из сильнейших в мире в своем времени. Танки этой модели сыграли важную роль в боях периода 1944-1945 годов. После победы во второй мировой войне, ИС-2 находились на вооружении Советской армий до 1995 года, а также танки этого семейства экспортировались в ряд стран и принимали участие в послевоенных вооружённых конфликтах.
Тяжелый танк периода второй мировой войны - ИС-2 / Czolg ciezki IS-2 (MON)
Скан журнала «MON»
Издатель: «MON»
Масштаб - 1:25
Формат/размер файла: jpg/15.5 мб
Листов с развертками: 4
Формат: A4


Бумажная модель советского танка периода Второй мировой войны Т-35. Разработан в 1931-1932 г. Т-35 первый в СССР тяжёлым танк серийного производства. .
Т-35 – пяти-башенный тяжёлый танк, построенный по классической компоновке, с пушечным и пулемётным вооружением, а также противопульной бронёй.
Машина предназначена для поддержки пехоты и усиления стрелковых соединений при прорыве наиболее укреплённых позиций противника. Т-35 является единственной в мире моделью пяти-башенного танка, выпускаемого в серийном производстве.
Т-35 принимали участие в начале Второй мировой войны. Все машины входили в состав 34-й бронетанковой дивизии Киевского ОВО, но быстро были потеряны из-за технических неисправностей. Всего семь танков Т-35 было потеряно при боевых действиях.
Скан журнала
Формат листа – А3
Формат/размер файла: jpg/20 мб
Листов всего/с выкройками: 18/13


Бумажная модель советской самоходно-артиллерийской установки (САУ) СУ-100, класс машины определен как «истребитель танков». Модель была создана в конце 1943 - начале 1944 на базе Т-34-85 конструкторским бюро «Уралмашзавод», первый бой СУ-100 принял в январе 1945г.
После танк неоднократно модернизировался, и довольно долго оставался на вооружении СССР. СУ-100 также поставлялся союзникам и участвовал в ряде послевоенных конфликтов, и наиболее активно в арабо-израильских войнах.
К концу XX века танк СУ-100 был снят с вооружения, но в некоторых странах по состоянию на 2007г. всё ещё оставался в военных частях.
Бумажная модель истребителя танков СУ-100
Скан журнала
Издатель: «Юный моделист-конструктор»
Масштаб: 1/35
Формат/размер файла: jpg/12 мб
Листов с развертками/всего: 5/8