Иллинойс принадлежит к типу вирджиния. «Вирджиния» против «Ясеня» - схватка американской и российской подлодок

Решение о строительстве подлодки USS Illinois (SSN-786) и нескольких других субмарин было принято в середине прошлого десятилетия. 22 декабря 2008 года решение о строительстве привело к появлению договора между военным ведомством и предприятиями судостроительной промышленности. Контракт на строительство лодок новой серии получили компании Huntington Ingalls Industries и General Dynamics Electric Boat Shipyard. Им заказали четыре и три подлодки соответственно. Строительство субмарины «Иллинойс» должно было проходить на предприятии General Dynamics Electric Boat в г. Гротон (шт. Коннектикут).

Многомиллиардный контракт на подлодки серии Block III подразумевал строительство нескольких субмарин одинаковой стоимости. По последним сообщениям, на постройку USS Illinois (SSN-786) военное ведомство Соединенных Штатов потратило 2,7 млрд долларов.

Церемония закладки АПЛ USS Illinois (SSN-786) состоялась 2 июня 2014 года. Попечителем нового корабля стала первая леди США Мишель Обама, уроженка штата Иллинойс, в часть которого названа подлодка. Благодаря налаженному производству, строительство субмарины заняло всего 14 месяцев. Уже 8 августа 2015 года лодку вывели из цеха и спустили на воду. После этого экипаж и специалисты промышленности приступили к проведению испытаний и прочих необходимых работ, предшествующих передаче подлодки заказчику.

Испытания и доводка новейшей многоцелевой АПЛ заняли около года, после чего представители военного ведомства подписали приемный акт. Очередная подлодка типа Virginia Block III была передана заказчику 27 августа. В ближайшее время военно-морские силы планируют провести некоторые необходимые работы, после чего подлодку официально включат в боевой состав флота. Церемония ввода лодки в эксплуатацию запланирована на 29 октября. В этот день подводные силы ВМС США официально пополнятся новой боевой единицей.

Подлодка USS Illinois (SSN-786) dj время строительства. Фото Ussillinois.org

АПЛ USS Illinois (SSN-786) была построена по самой новой из существующих версий проекта «Вирджиния» и является подлодкой четвертого поколения. Использованный проект основывается на базовых наработках предыдущих проектов, однако имеет ряд характерных отличий, связанных с необходимостью повышения тех или иных параметров. В первую очередь, подлодки типа Block III отличаются от предшественников гидроакустическим комплексом и пусковыми устройствами для ракетного вооружения. В остальном проект является улучшенным вариантом предыдущих разработок. Конструкторские работы по проекту Virginia Block III начались в 2009 году, уже после подписания контракта на постройку серии новых субмарин.

В соответствии с проектом, субмарина «Иллинойс» имеет длину 114,9 м, ширину 10,3 м и нормальную осадку 9,8 м. Полное водоизмещение достигает 7900 т. Лодка имеет характерный внешний вид с обтекаемым цилиндрическим корпусом большого удлинения, в носовой части которого имеются горизонтальные рули. На верхней поверхности корпуса предусматривается сравнительно небольшое ограждение рубки. На сужающейся кормовой части находится набор рулей и гребной винт, помещенный внутри кольцевого канала.

В центральном отсеке прочного корпуса лодки располагается водо-водяной ядерный реактор типа S9G, обеспечивающий выработку электроэнергии для всех систем. В качестве силовой установки для перемещения проектом предусматривается электромотор мощностью 30 тыс. л.с. Используется одновальная схема с единственным гребным винтом.

В рамках проекта Block III значительным изменениям подвергся носовой отсек легкого корпуса, вмещающий в себя вооружение и гидроакустическую станцию. Основными задачами при переделке отсека было повышение характеристик лодки, а также снижение стоимости ее производства и эксплуатации. За счет отказа от некоторых ранее применявшихся решений, а также при помощи применения унифицированных агрегатов, заимствованных из существующих проектов, удалось решить обе поставленные задачи.

Было решено изменить конструкцию главной антенны гидроакустического комплекса. Вместо ранее использовавшейся системы, состоявшей из большого числа отдельных элементов, закрепленных на общей основе в виде отсека с воздухом, было решено использовать сферическое устройство, полностью окруженное водой. Такой вариант комплекса получил обозначение LAB (Large Aperture Bow). Отсутствие необходимости в создании герметизированной основы, заполненной воздухом, позволило заметно сократить стоимость производства носовой части лодки. Переделка конструкции позволила дополнительно сократить стоимость корпуса на 11 млн долларов.

В составе системы LAB имеется два основных компонента. Первый представляет собой пассивную станцию повышенной производительности, а второй является активной системой, работающей в среднем диапазоне частот. В составе комплекса LAB применяются гидроакустические датчики, ранее применявшиеся на подлодках типа Seawolf. Обеспечен максимально возможный ресурс комплекса, равный ресурсу всей субмарины.

Первые версии проекта Virginia предлагали использование 12 вертикальных пусковых установок, помещенных перед прочным корпусом в носовой части лодки. Проектом модернизации Block III был предложен иной вариант транспортировки и запуска ракетного вооружения. С целью упрощения конструкции и удешевления производства новые многоцелевые АПЛ должны оснащаться пусковыми установками, заимствованными из проекта модернизации стратегических подлодок типа Ohio. При помощи такого решения удалось улучшить экономические параметры проекта без каких-либо проблем иного рода.

Заимствованная у Ohio пусковая установка представляет собой цилиндрический агрегат, по габаритам вписывающийся в шахту баллистической ракеты Trident II. Установка вмещает шесть шахт сравнительно малого диаметра, каждая из которых может транспортировать по одной крылатой ракете. Также в корпусе установки имеется различное специальное оборудование, необходимое для использования ракетного вооружения.

Схема нововведений проекта Block III. Рисунок Defenseindustrydaily.com

В случае с проектом Virginia Block III имеет место удаление старых раздельных пусковых установок, вместо которых устанавливается некое подобие шахт стратегических лодок «Огайо». На корпусе помещаются две откидные крышки пусковых установок, под которыми находятся две вертикальные пусковые установки. Таким образом, модернизированные субмарины, как и лодки предыдущих версий, способны перевозить и запускать до 12 крылатых ракет.

Несмотря на замену пусковых установок, обновленные «Вирджинии» сохраняют прежнюю номенклатуру вооружений. Основным ударным оружием этих кораблей остаются крылатые ракеты BGM-109 Tomahawk, способные поражать цели, в зависимости от модификации, на расстояниях до 2500 км.

В остальном «Иллинойс» почти не отличается от лодок своего проекта предыдущих серий. За исключением комплекса вооружения и гидроакустических средств, все имеющиеся изменения незначительны и направлены на исправление ранее выявленных недостатков, упрощение эксплуатации техники и т.д. Это позволило улучшить требуемые параметры, а также обойтись без неприемлемого удорожания строительства и заметно сэкономить на эксплуатации унифицированной техники.

В частности, без значительных изменений осталось дополнительное вооружение подлодок в виде торпед. USS Illinois (SSN-786) имеет четыре торпедных аппарата калибра 533 мм. В торпедном отсеке может перевозиться до 27 торпед нескольких типов. Подобное оружие, в первую очередь, предназначается для защиты от подлодок противника.

USS North Dakota (SSN-784) — головная подлодка серии Block III. Фото US Navy

Сохранен ранее использовавшийся подход к сбору информации об окружающей обстановке. В частности, Block III по-прежнему не использует традиционный перископ, вместо которого лодка получает мачту с оптико-электронным оборудованием, связанным с экранами на центральном посту. Также предусматривается использование других средств наблюдения, основанных на современных технологиях и элементной базе.

Любопытной особенностью подлодок типа Virginia была возможность перевозки боевых пловцов. Актуальный проект сохраняет специальный шлюзовый отсек, позволяющий субмарине перевозить и высаживать в заданном районе до девяти бойцов с вооружением и специальным оборудованием. Также субмарина может нести сравнительно крупные аппараты, необходимые водолазам.

Собственный экипаж лодки состоит из 134 человек, в том числе 14 офицеров. При необходимости, в зависимости от типа поставленной боевой задачи, состав экипажа может меняться тем или иным образом. В ходе автономного плавания обеспечивается максимально возможный комфорт работы и быта.

Подлодки типа Virginia, независимо от серии и конкретного состава оборудования, способны погружаться на предельную глубину 488 м и развивать скорость не менее 26 узлов. По некоторым данным, максимальная подводная скорость таких субмарин превышает 30-32 узла. Дальность плавания ограничивается только запасом продовольствия и боекомплектом. Реакторы последних моделей, применяемые на лодках новых серий, позволяют не менять ядерное топливо в течение всего срока службы.

Вторая субмарина серии USS John Warner (SSN-785) в ходе церемонии сдачи заказчику, 1 августа 2015 г. Видна открытая крышка одной из пусковых установок. Фото US Navy

К настоящему времени военно-морские силы США получили и ввели в строй 12 многоцелевых атомных подводных лодок типа «Вирджиния». В соответствии с первым заказом от 1998 года были построены четыре субмарины первой серии. Их служба началась в 2004-2008 годах. В 2003 году Пентагон заказал строительство кораблей второй серии (Block II), в результате чего в 2008-13 годах получил еще шесть подлодок. Строительство субмарин Block III ведется с 2012 года. В позапрошлом и прошлом годах в строй вступили АПЛ USS North Dakota (SSN-784) и USS John Warner (SSN-785) соответственно. В октябре боевой состав подводных сил США пополнится еще одной подлодкой, USS Illinois (SSN-786).

После получения 13-й лодки серии ВМС США намерены приобрести еще полтора десятка аналогичных субмарин. В течение нескольких следующих лет компании Huntington Ingalls Industries и General Dynamics Electric Boat Shipyard должны будут достроить и передать заказчику пять следующих лодок Virginia Block III. Еще десять субмарин будут строиться позже. Они должны будут относиться к новой версии проекта с обозначением Block IV. Контракт на их строительство был подписан в апреле 2014 года. Сроки поставок техники по этим контрактам должны быть уточнены позже.

Многоцелевые АПЛ типа Virginia всех серий рассматриваются в качестве замены для остающихся в строю субмарин аналогичного назначения, созданных и построенных в течение нескольких последних десятилетий. Помимо «Вирджиний» задачи поиска подводных и надводных целей решаются лодками типов Los Angeles и Seawolf. На данный момент в строю остается 39 подлодок первого типа и 3 второго. Примечательно, что изначально планировалось построить серию из трех десятков «Сивулфов», но по причине высокой стоимости проект подвергся значительному сокращению. Со временем все имеющиеся подлодки должны будут уступить свое место более новым кораблям типа Virginia трех существующих и одной планируемой к строительству серии.

Как и другие многоцелевые атомные подлодки различных типов, эксплуатируемые несколькими странами мира, новейшая USS Illinois (SSN-786) должна будет решать достаточно широкий круг боевых задач, связанных с поиском и уничтожением различных целей. Предусматривается возможность скрытного слежения за надводными, подводными и береговыми целями с последующим их уничтожением при помощи наиболее эффективного в имеющейся ситуации оружия. Основным вооружением «Иллинойса» и его систершипов при этом являются крылатые ракеты BGM-109. При необходимости могут использоваться торпеды нескольких типов.

В контексте слежения за подводными целями подлодки типа Virginia прежде всего являются «охотниками» за стратегическими подводными ракетоносцами. В такой роли американские субмарины представляют определенную опасность для российских подлодок, осуществляющих дежурство в интересах стратегических ядерных сил. Количественные и качественные особенности подводных сил США, а именно их составляющей, основанной на многоцелевых АПЛ, могут быть серьезным поводом для беспокойства. Имея в боевом составе флота более полусотни таких субмарин, Соединенные Штаты могут разворачивать сравнительно мощную группировку, следящую за различными районами Мирового океана. Как следствие, имеется определенная вероятность вскрытия районов и маршрутов патрулирования.

Для борьбы с подобной угрозой требуются соответствующие меры. Защита корабельных соединений и подводных ракетоносцев может осуществляться самыми разными средствами. Эта задача может возлагаться как на противолодочные корабли, так и на авиацию. Кроме того, весьма эффективным средством для выслеживания подлодок, угрожающих нашим кораблям, должны стать существующие и перспективные многоцелевые АПЛ, прежде всего, новых проектов.

На фоне общей численности многоцелевых атомных подлодок в подводных силах Соединенных Штатов передача новой субмарины USS Illinois (SSN-786) смотрится не слишком угрожающе. Тем не менее, даже одна лодка, оснащенная самым новым оборудованием и вооружением, может заметно повысить потенциал всех подводных сил в целом. Кроме того, необходимо помнить, что в планах Пентагона имеется строительство еще полутора десятков лодок типа Virginia, большая часть которых будет относиться к новой версии проекта с условным обозначением Block IV.

Последние достижения и планы американского военного кораблестроения представляют определенный интерес с технической точки зрения, а для США также являются настоящим поводом для гордости. Для других стран, в свою очередь, они могут быть поводом для беспокойства и материалом для анализа и прогнозирования. Существующее и планируемое развитие подводных сил Соединенных Штатов может затруднять модернизацию флотов других стран, или даже представлять для них серьезную угрозу. Поэтому радостные для зарубежных военных новости должны получить требуемую оценку, а также учитываться другими странами, в том числе и нашей, при планировании своих действий в обозримом будущем.

Будущее ВМС США в самой современной подводной лодке США класса «USS Virginia » оснащенной новейшими технологиями, способной подплывать к самому берегу и тайно следить за сведениями потенциальных врагов и быть в готовности нанести ответный удар несокрушимой силы. Атомные подводные лодки класса «USS Virginia » представляют совершенно новый класс подводного флота США. Самые современные и самые разносторонние субмарины в мире и обладают ошеломляющими способностями. Первая подводная лодка в серии под названием «USS Virginia » (SSN-744) была заложена в сентябре 2000 года, спущена на воду 16 августа 2003 года, а введена в эксплуатацию 23 октября 2004 года.

Это один большой склад оружия. Подлодка « USS Virginia » может устраивать разрушительные атаки , используя торпеды, может посылать крылатые ракеты на расстояние до 1500 км с высокой точностью, а чтобы избежать встречи с потенциальным противником современная подводная лодка способна погружаться под воду на глубину до 250 м. Этот класс подводной лодки стоит на голову выше других за счет потрясающей способности следить. Ее прозвали «идеальным наблюдателем» и на то есть причина подводные лодки США класса «USS Virginia » обладают самыми сложными сенсорами, которые когда-либо устанавливались на американские субмарины.

Атомные подводные лодки оснащены новейшей системой навигации, которая позволяет точно проходить по мелководью и определять точные координаты. Субмарина «USS Virginia » это морской обитатель внушительных размеров. Такое «морское чудовище» спокойно передвигается под водой благодаря динамической силе, которую придает ядерный реактор. План его работы держится в строжайшем секрете. Известно то, что двигатель вырабатывает колоссальное количество энергии. Компактный ядерный реактор превращает морскую воду в пар. Перегруженный пар вращает массивные турбины, которые в свою очередь заставляют субмарину двигаться вперед. Кроме этого ядерная энергетическая установка вырабатывает электроэнергию всем приборам и оборудованию на этом подводном корабле оснащенным самой современной техникой. Реактор рассчитан на 30 лет работы, а это значит, что за весь срок службы современную подводную лодку не надо будет заправлять.

Сегодня атомные подводные лодки класса «USS Virginia » это история поразительного успеха. Подводный флот США располагает двумя основными видами субмарин: глубоководные океанские баллистические подводные лодки, у которых одна стратегическая задача доставлять ядерный заряд в любую точку мира; другой вид это лодки-охотники созданные для нападения и молниеносного уничтожения силы противника. Последние созданы передвигаться быстро и поражать вражеские корабли и суда, доставлять в место военных действий крылатые ракеты и миротворческий контингент.

современная подводная лодка «USS Virginia»

проект современной подводной лодки

строительство 774 « USS Virginia »

современная подводная лодка « USS Virginia » испытания

первая атомная подводная лодка класса « USS Virginia »

USS New Hampshire»

современная подводная лодка « USS North Carolina»

перед боевым походом


До атомной подводной лодки «USS Virginia » вершиной военного кораблестроения считалась субмарина класса «Seawolf ». Подводный боевой корабль был разработан во времена холодной войны для потенциальных глубоководных сражений против мощного советского флота, но в начале 90-х политический климат драматически изменился, и почти за одну ночь рухнуло государство под названием СССР. Главный враг США просто исчез, дорогостоящая гонка вооружений между двумя сверхдержавами больше не была актуальна. В этом новом смелом мире совершенно естественным оказалось то, что военный бюджет стран был урезан и атомные подводные лодки класса «Seawolf » были уже не нужны. Но к концу 90-х у США и их союзников появились новые враги - маленькие террористические группировки. Они заставили заново пересмотреть военное руководство о выделении средств из бюджета. А какой смысл в многочисленном подводном флоте , если у террористов нет морской силы. Сегодня военно-морские силы должны быть лучше информированы о возникновении врага из не откуда. Поэтому в 1995 году правительство США пришло к выводу о создании нового класса атомных подводных лодок. Но подводный флот поставил жесткие условия разработчикам субмарины. Новый класс подводной лодки должен обладать исключительными способностями слежения, они должны преодолевать мелководье с исключительной точностью, они должны оставаться в неподвижном состоянии несколько дней в независимости от подводных течений и положения плавучего якоря. Современная субмарина должна обладать хитроумной маневренностью и исчезать под водой на период до трех месяцев без всплытия. Этим требованиям соответствуют атомные подводные лодки класса «USS Virginia » и первые образцы были построены за меньшие бюджетные средства, чем «Seawolf ».

Современная подводная лодка «USS Virginia » стала первой конструкцией разработанная в трехмерном изображении на компьютерах, которое потом превратилось в морское судно. Программа, которая сделала возможным реализацию этого проекта, была уже проверена на предыдущих работах и применялась при разработке авиалайнеров «Боинг». Все конструктора имеют доступ к трехмерной компьютерной модели, что позволяет работать инженерам в одном и том же виртуальном пространстве одновременно. Компьютерный дизайн оказывает помощь в этом аспекте.

Будущее приемов ведения войн совершенно не четко, поэтому современная субмарин а способна адаптироваться к новым условиям. Современная тактика войны меняется, и атомные подводные лодки новых классов должны меняться вместе с ней, чтобы всегда быть на высоте. Для создания такой возможности адаптации конструкторы субмарины создали так называемый модульный дизайн, который включил в себя открытую систему архитектуры, т. е. основная конструкция состоит из больших открытых пространств. В эти пространства могут быть помещены заранее созданные модули: такие как системы оружия или гидролокационная станция. Эти модули могут быть установлены как единые системы. Они позволяют брать на борт усовершенствованные системы, при этом конструкцию подводной лодки не надо заново проектировать. Это сэкономило средства и атомные подводные лодки класса «USS Virginia » получили право на жизнь. Также благодаря беспрецедентному поступку - объединение двух судостроительных гигантов возле одного проекта «General Dynamics Electric Boat » и «Northrop Grumman Newport News » дало возможность строить атомоходы.

на борту подводной лодки « USS Virginia »

«Virginia » самая современная атомная подводная лодка в мире с технической точки зрения. Она была построена с использованием революционных методов, в результате чего было сэкономлено много средств и времени. На подлодке «Virginia » нет перископа. Вместо него она получила маску-мультисенсор и камеры, которые передают изображение со всех сторон подводного корабля. Эти сенсоры подключены к дисплею на пункте управления и впервые в истории подводного флота все кто находится на нем, могут наблюдать за происходящим на поверхности. Современная подводная лодка оснащена системой, которая позволяет воспроизвести точную картину расположения мин. Она способна находить их и производить детонирование на безопасном расстоянии. Уникальность атомных подводных л одок класса «Virginia » состоит в том, что они могут адаптироваться к мелководью. Это осуществляется благодаря точности управления. Все балластные отсеки подключены к одной центральной программе. Также благодаря этой специальной программе управления, подлодка может оставаться неподвижной, даже не смотря на течения. Для выхода водолазов с субмарины предусмотрен специальный отсек на 9 человек, а не как у других через торпедные аппараты. Малая шумность субмарины обеспечивается размещением гребного винта в трубе, которая поглощает шум, и кроме этого весь корпус покрыт слоем резины.

Первая подводная лодка настолько прекрасно прошла все ходовые испытания, что она поступила на вооружение на год раньше запланированного срока. На сегодняшний день в строю находится пять подводных лодок этого класса: « USS Virginia », « USS Texas», « USS Hawaii», « USS North Carolina», « USS New Hampshire», но всего запланировано к спуску тридцать единиц, это название некоторых из них: « USS New Mexico», « USS Missouri », « USS California», « USS Mississippi», « USS Minnesota», « USS North Dakota», « USS John Warner», «SSN-786», «SSN-787», «SSN-788», «SSN-789», «SSN-790», «SSN-791».

Атомные подводные лодки «USS Virginia » стали ярким событием в истории подводного флота США. Новые возможности позволяют этому классу подлодок быть больше чем просто военным судном для морских сражений с врагом в открытом океане. Конфликты и операции, в которых придется им участвовать, возможно, никогда не станут достоянием общественности, потому что всегда будут военные тайны.

торжественный спуск очередной подводной лодки на воду

Технические характеристики атомной подводной лодки « USS Virginia » (SSN-774):
Длина - 115 м;
Ширина - 10 м;
Водоизмещение - 7800 тонн;
Судовая силовая установка - ядерный ректор типа «S9G»;
Скорость - 25 узлов;
Глубина погружения - 250 м;
Экипаж - 134 человека;
Вооружение:
Крылатые ракеты «Tomahawk » -12;
Торпедных аппаратов 533 мм - 4;

ВМС США рассчитывают в 2019 году начать строительство нового типа атомных подводных лодок с баллистическими ракетами, призванного заменить ныне действующие ракетоносцы типа Ohio. При этом на середину 2020-х годов запланировано также завершение проектных работ по новой многоцелевой АПЛ, поскольку к этому времени выработают свой эксплуатационный ресурс и потребуют замены 4 ПЛ с крылатыми ракетами (переоборудованные АПЛ типа Ohio – прим. ред.) , а с ними и почти 2/3 пусковых установок крылатых ракет подводного флота США.

Сегодня на вооружении ВМС США состоят 7 многоцелевых АПЛ типа Virginia. 8-я лодка – California войдет в состав флота 29 октября. Флот намерен приобрести 30 АПЛ типа Virginia, и есть вероятность, что это количество будет увеличено до 32.


Не исключено, что в целях бюджетной экономии ВМС США заменят корабли двух разных назначений (многоцелевые ПЛ и ПЛАРК) 20-тью лодками нового типа "многоцелевая ПЛ с крылатыми ракетами" в рамках модернизации проекта АПЛ типа Virginia.

"Данное проектное решение осуществимо, и сейчас рассматривается техническая сторона вопроса", – говорится в заявлении Управления подводной войны (так называемого "отдела N87") начальника штаба ВМС США.

Модернизацию подводных лодок Virginia ВМС США ведут совместно со своими подрядчиками по строительству лодок – верфями Electric Boat компании General Dynamics и Newport News компании Huntington Ingalls Industries.

Замысел прост – врезать отсек с универсальными пусковыми установками ракет в корпус многоцелевой ПЛ типа Virginia. Количество пусковых установок еще не определено, впрочем, большинство исследований указывают, что их оптимальное число – 4. Новый отсек длиной 28,7 метра на четверть увеличит длину подводной лодки, которая по проекту Virginia составляет 115 метров.

Стоит отметить, что в носовой части модернизированных (Block III) ПЛ типа Virginia начиная с ныне строящейся ПЛ North Dakota будут установлены два герметичных пусковых контейнера типа Virginia Payload Tube (VPT). В каждом из них предусматривается разместить 6 крылатых ракет Tomahawk (действующие ПЛ типа Virginia вооружены 12 ракетами в индивидуальных ПУ) или другой полезный груз, в том числе транспортные средства и разведывательное оборудование.

На следующих этапах модернизации ПЛ типа Virginia (подсерии Block V, VI и VII) предлагается врезать в корпус отсек Virginia Payload Module в составе четырех расположенных в диаметральной плоскости универсальных пусковых контейнеров диаметром 2,2 метра. В каждом из них можно будет разместить 7 ракет Tomahawk (всего 28) или иной груз, предназначенный для вывода на поверхность. Контейнеры будут оборудованы люками и переходными камерами для их использования силами специального назначения.

Всего модернизированные ПЛ типа Virginia будут вооружены 40 крылатыми ракетами Tomahawk каждая. Одна ПЛАРК типа Ohio несет на борту 154 Tomahawk"а, однако по общему количеству ракет в залпе подводный флот из 20 лодок типа Virginia подсерий Block V, VI и VII будет сопоставим с 4 ракетоносцами Ohio.

В состав ВМС США сегодня входят 4 ПЛАРК типа Ohio, вооруженных крылатыми ракетами Tomahawk. Списание головной лодки проекта запланировано на 2029 год. Чем заменить Ohio, флоту предстоит решить в ближайшее время


Строительство подсерии Block V из 10 лодок начнется в 2019 году, Block VI из 5 лодок – в 2024 году, Block VII из 5 лодок – в 2029 году. По оценкам "отдела N87", установка отсека с Virginia Payload Module приведет к удорожанию на 400-500 миллионов долларов каждой новой ПЛ, стоимость которой без него составит около 2,6 миллиарда дол.

"Может показаться, что это большие деньги, – отмечается в заявлении "отдела N87", – если не учитывать, что 10 ПЛ типа Virginia мы получим по цене одной ПЛАРК".

Превращать ли подсерию Block V ПЛ типа Virginia в многоцелевые ракетоносцы, откладывать ли разработку новой многоцелевой ПЛ до 2034 года – решат высшие чины флота.

"То, как будет выглядеть 30-летний кораблестроительный план, решать начальнику штаба ВМС", – отметил президент Лиги подводников ВМС США контр-адмирал в отставке Джон Пэджет.

Проектирование, строительство и эксплуатация лодок новых серий потребуют от флота изменения финансовой и оперативной стратегий. Если руководство ВМС примет решение в пользу многоцелевых ракетоносцев, его предстоит одобрить Пентагону, а потом – Конгрессу.

С учетом того, что первая лодка на замену ПЛАРК типа Ohio будет заказана уже в 2019 году, проектное решение должно быть принято в ближайшие годы.

В целом же подводные силы США выделяют 4 приоритета в оптимизации корабельного состава :

  1. Разработка АПЛ для замены ПЛАРК типа Ohio.
  2. Включение в 30-летний график строительства многоцелевых АПЛ типа Virginia двух дополнительных лодок в 2018 и 2023 годах для удовлетворения оперативных потребностей флота.
  3. Отсрочка замены ПЛ типа Virginia на период замены ПЛ типа Ohio.
  4. Оснащение отсеками Virginia Payload Module не менее 20 АПЛ типа Virginia (это позволит флоту отложить начало работ по проектированию АПЛ для замены лодок типа Virginia по меньшей мере до 2034 года или до окончания замены ПЛАРК типа Ohio).
Кроме того, из сообщений "отдела N87" следует, что подводные силы США намерены усовершенствовать полезную нагрузку, размещаемую в пусковых контейнерах подводных лодок и включающую в себя в частности :

– подводные необитаемые аппараты в целях повышения эффективности разведки и наблюдения;
– усовершенствованные имитаторы ПЛ и ложные цели;
– перспективные средства ПВО;
– оружие "продолжительного" действия (например, барражирующие ударные ракеты, ударные беспилотные аппараты);
– усовершенствованные средства борьбы с надводными кораблями, в частности, средства РЭБ и нелетальное оружие;
– новую противокорабельную торпеду;
– вооружения с малым временем реакции для поражения внезапно появляющейся цели;
– средства для повышения эффективности действий сил специального назначения.

Подводные лодки с существующим вооружением и новыми возможностями "обеспечат оперативную неопределенность, которой трудно противостоять, – отмечает "отдел N87". – Стоит представить себе, каково это – обороняться сразу против всех возможных угроз со стороны многоцелевой АПЛ потому, что невозможно определить вооружение и назначение этой лодки".

Прежде чем новая подлодка будет направлена в поход, она проходит испытания. Первая же в своем типе, подобно «Вирджинии», должна пройти через испытания всего оборудования и механизмов на корабле, чтобы можно было убедиться в их исправности и соответствии проектному заданию.


«Если вы знакомы с флотской специальностью, вам ясно, что надо делать», - философствует торпедист специалист первого класса Стив Харт. «Вывод головного корабля проекта в первую автономку - не простая штука: она демонстрирует выносливость систем, корабля и команды. Это убийственный период».

Недавно «Вирджиния» (SSN 774) - многоцелевая подводная лодка, базирующаяся в Гротоне - начала в море у берегов Флориды испытания всех корабельных систем - от силовой установки до оружия и навигации.

После завершения испытаний экипаж начнет подготовку к первому боевому походу, который, как предполагается для этого типа подлодок, продлится шесть месяцев.

«Первый поход «Вирджинии» станет важной вехой для нашего флота», - заявил во время визита в Гротон адмирал Гарри Роухед, начальник штаба ВМС. «Это новый тип подводных лодок и самая технологически продвинутая подводная лодка из когда-либо построенных».

Капитан 2 ранга Джеймс Ватерс, командир «Вирджинии», отмечает, что корабль «далеко ушел» от тех, где ему довелось служить ранее.

«Когда впервые поднимаешься на борт, становится страшно», - продолжает он. «Думаешь: ого, да здесь полно такого, чего я нигде раньше не видел».

Особенно ему нравится усовершенствованная акустика, позволяющая обнаружить вражескую подлодку задолго до того, когда она обнаружит «Вирджинию».

«Нам всегда надо знать, где находятся вражеские подлодки - чтобы нажать кнопку «Пуск» и отправить их на дно» - рассказывает командир, - «Война не предполагает никакой романтики, когда два равных противника находятся в дуэльной ситуации. Все может пойти не так, как рассчитывалось. Все может пойти не так, как мы того хотим».

Ватерс отмечает, что пока корабль показывает в море хорошее соответствие проектному заданию.

«Мы начали испытания в очень высоком темпе, и экипаж, и корабль зарекомендовали себя прекрасно» - таково мнение командира.

«Вирджиния» была введена в строй в 2004 году. Тогда же начались интенсивные испытания всех систем.

«Мало сказать: должны были - и сделали», - говорит торпедист специалист второго класса Поль Бовтер, - «Мы должны первыми пройти весь путь и описать все процедуры».

Контр-адмирал Сесил Д. Хани, находившийся на «Вирджинии» во время ходовых испытаний, отмечает, что отдельные элементы корабля требуют доработки или ремонта, но это волне ожидаемый результат при эксплуатации столь большого числа комплексных систем.

«Нельзя сказать, что по «Вирджинии» ноль замечаний, но все это нормально», - заключает Хани, командир соединения подводных лодок. Это был его последний поход на подлодке - он переведен в Пентагон на должность начальника отдела противолодочной борьбы.

«Вирджиния» уже была в плавании в 2005 году, но лишь три месяца. Затем корабль на целый год снова подняли в док для небольшой доработки, нанесения покрытия на корпус и обновления электроники.

В настоящее время экипаж подлодки завершает испытания перед шестимесячным плаванием, назначенным на 2009 год.

«Мы с большим удовольствием уйдем в поход - вместо того, чтобы проводить испытания, займемся своим делом», - поделился старпом Тодд Шульц и добавил, что корабль функционирует «как предполагалось, и даже лучше» и что деятельность экипажа «облегчит жизнь всем кораблям этого проекта».

«Мы здесь для того, чтобы проверить работу корабля, систем и предъявить в полном объеме концепцию «Вирджинии» командованию, Пентагону и гражданским», - сказал он.

Члены экипажа ждут - не дождутся, кода корабль вступит в эксплуатацию.

«После первого похода экипаж сплачивается и чувствует свое единение с подлодкой», - объясняет старший механик Куртис Норрис. «Вы во многом друг от друга зависите. Когда вы живете с группой людей в ограниченном пространстве в течение шести месяцев, то многое узнаете о своих соседях».


Маленькая изогнутая линия на экране техника-акустика меняет цвет от зеленого к белому. Техник двигает курсор для прослушивания.

«Возможный подводный контакт по пеленгу 190», - докладывает он. Это тест для команды с использованием имитатора цели.

Техник-акустик передает информацию техникам систем управления стрельбой, которые используют ее для выработки «решения» - дистанции, курса и скорости другой субмарины.

После сопровождения субмарины техники докладывают: «Решение готово, оружие готово».

«Стрельба по выработанному пеленгу», - командует лейтенант Давид Гроган, вахтенный офицер, ответственный за тактику подводной лодки. Приказ означает стрельбу по месту цели.

«Торпедный аппарат №1 – пли!»

«Торпеда вышла, провода в порядке». Провода передают информацию между кораблем и торпедой.

«Включен режим самонаведения». Торпеда ищет цель.

«Ты похоронен», - замечает Ватерс.

«Окончательное наведение». Цель найдена.

«Предохранители взведены, телеметрия потеряна». Провода, ныне бесполезные, обрезаны.

«Сильный взрыв на западе». Цель уничтожена.

«Все эти технологии не что иное, как драка с забиякой», - говорит Ватерс. «Возьмите двух парней – две подлодки, и один из парней ведет себя агрессивно, другой – ах, я должен выработать решение! Парень готовится стрелять».

Когда экипаж вводит информацию об имитаторе цели в систему, системы «Виржинии» реагируют на него готовностью слышать, отслеживать и «стрелять» водой из торпедного аппарата, словно из гигантского водного пистолета.

На прошлой неделе здесь собирались к огневым упражнениям с «Хартфордом» (SSN 768), другой базирующейся в Гротоне подлодкой, во время которых планировалось выстрелить 12 учебных торпед.

Ярко-оранжевые учебные торпеды не имеют боевой части. На них надпись «невзрывные, подлежат возврату» и номер бесплатного телефона Центра подводного оружия ВМС в Ньюпорте. Награда 50 долларов.

«Есть хорошая шутка насчет этого», - говорит лейтенант Джастин Харди. «А что, если кто-нибудь отправит ее по почте?»

Харт, ведущий старшина в торпедном отсеке, был спокоен относительно победы над «Хартфордом».

«Единственным врагом подлодки может быть только подлодка», - сказал он. Мы знаем действия друг друга, и кто скорее поднимет руку, кто быстрее, как в вестернах, тот и победит. И это будем мы».

«Нет большого различия в акустике между «Вирджинией» и «Хартфордом» типа «Лос-Анжелес», - говорит Харт, - «В подводном мире, если вы тихий парень, вы все время на высоте. Акустически мы их порвем».

Если наблюдать со стороны, «Вирджиния» подходит к пирсу легко и свободно. Внутри субмарины совсем другая картина.

Другие корабли появляются на экране локатора в розовых кругах, отображающих зоны, которые лодка должна избегать. На поверхности субмарина не очень маневренна. Большая часть корабля скрыта под водой, и люди ошибочно принимают ее за небольшой корабль корабль.

Когда подлодка приближается к пирсу, большинство членов команды расходятся по своим постам. Вотерс поднимается на мостик, венчающий рубку подлодки, чтобы помочь наблюдателям обнаружить корабли, особенно те, которые могут не появиться на экране локатора - например, малые рыболовные суда.

В общей суматохе выставляются дополнительные наблюдатели. Другие готовятся к потенциальным чрезвычайным ситуациям, таким как столкновение. Экипаж занимает места у систем огнетушения и водоотлива, подачи кислорода.

«Каждый в готовности», - говорит электрик матрос первого класса Майкл Армстронг. Он достанет свой 9-миллиметровый пистолет и доложит наверх, если чужой корабль подойдет слишком близко.

«У нас был случай попытки подойти к нам со стороны. Похоже было, что это муж и жена», - рассказывает Армстронг, - «Они стали фотографировать, а потом уплыли. Не подпустить близко – действительно проблема».

После короткого захода в Порт Канаверал «Вирджиния» возвращается на рандеву с «Хартфордом» для проверки систем оружия.

«Мы уверены в системах», - говорит капитан 1 ранга Мишель МакЛохлин, начальник штаба командующего подводными силами. Конструкторские работы сами по себе феномен, но применить конструкцию в соответствии с концепцией – нечто совсем другое. Для этого нужна тяжелая и мотивированная работа экипажа».

По словам МакЛохлина, экипаж «Вирджинии» правильно выполняет свою работу: «Этот экипаж принял корабль и управляет им замечательно. Мы горды ими. Они – настоящие пионеры».

Тактико-технические характеристики

Тип Виржиния»
Водоизмещение: подводное 7800 т.
Размереиия: длина 114,9 м (377 футов); ширина 10,4 м (34 фута); осадка 9.3 м (30 футов 6 дюймов).
Силовая установка: ядерный реактор с водяным охлаждением под давлением «Дженерал электрик» S9G, питающий две паровые турбины мощностью 29 825 киловатт (4000 л.с.), передающие вращательный момент на один вал и водометный движитель.
Скорость и автономность: подводного хода 34 уз; ограничена только потребляемыми запасами.
Вооружение: четыре: 1 дюймовых (533-мм) торпедных аппарата для 26 управляемых по проводам торпед Мк 48 ADVCAP Mod 6 и/или противокорабельных ракет «Гарпун», или мин Мк 67 Мобайл и/или Мк 60 Кэптор а также 12 крылатых ракет «Томагавк» класса «подводная лодка - земля».
Радиоэлектронное вооружение: навигационная РЛС BPS-16, БИУС CCSM, комплект аппаратуры РЭР WLQ 4(V) система акустического противодействия WLY-1,14 размещенных вне и одна внутри прочного корпуса пусковых установок ложны целей, усовершенствованный ГАК с активно-пассивными носовыми акустическими антеннами, двумя обширными встроенными бортовыми гидрофонами, активными килевой и рубочной акустическими антеннами, буксируемыми акустическими гидрофонами ТВ-16 и ТВ-29А.
Летательный аппарат: нет.
Экипаж: 134 человека.

Атомные ударные подводные лодки ВМС США типа «Виржиния», которые также называют «новые ударные подводные лодки», задумывались как усовершенствованный «бесшумный» многоцелевой тип лодок как для действий в открытом океане в противолодочном варианте, так и в мелководных районах для решения всего спектра задач применения оружия против берега. Разработка этого типа сразу же вслед за предназначавшимися для замены лодок типа «Лос-Анджелес» лодками типа «Сивулф», ввод в строй головной лодки которого состоялся в июле 1997 г., может показаться немного странным. Однако тип «Сивулф» оказался слишком дорогим и недостаточно гибким в период после дезинтеграции СССР и создания СНГ, ликвидации стратегической угрозы от советских сил и формирования нового мирового порядка, потребовавших менее затратных решений для отражения всего спектра угроз более низкого, оперативного уровня.

Поэтому ВМС США потребовалась АПЛ нового поколения меньших размеров, чем «Сивулф». Министерством обороны США головным разработчиком определена компания «Электрик боутдивижн» корпорации «Дженерал дайнемикс», которая должна построить первую и третью лодки, получившие названия «Виржиния» и «Гавайи», заложенные в 1999 и 2001 гг. со сроками сдачи в 2006 и 200В гг. соответственно. Компания «Нор-троп Грумман Ньюпорт-Ньюс» строит вторую и четвертую лодки - «Техас» и «Северная Калифорния». Они должны быть заложены в 2000 и 2002 гг. со сроками сдачи в 2007 и 2009 гг. соответственно. Реализация программы строительства осуществляется в тесном сотрудничестве: «Электрик боут» производит цилиндрическую центральную часть корпуса.
«Ньюпорт-Ньюс» - носовую и кормовую секции, а также три отсека, встраиваемые в центральную часть корпуса; каждая компания полностью собирает реакторный отсек.
Корпус содержит структурно объединенные секции с оборудованием двух стандартных размеров по ширине для облегчения установки, обслуживания, ремонта и замены основных систем более совершенными устройствами. Конструкция включает также функционально интегрированные отдельные палубы: командный центр, например, оборудован всем необходимым для работы и отдыха. Управление основывается на применении вычислительной техники с сенсорными датчиками, управление вертикальными и горизонтальными рулями производится посредством двухосевого «джостика» с четырьмя кнопками.
Технические требования включали акустические характеристики не хуже, чем у известных своей малошумностью лодок типа «Си-вулф», поэтому на лодках типа «Виржиния» было использовано новое шумопоглощающее покрытие, изолированные палубные структуры и новая конструкция водометного движителя.

Командование и управление.
За системы «три С» (Command. Control, Commun cation and Intelligence - командование, управление, связь и разведка) отвечает занимающая лидирующее положение компания «Локхид Мартин нейвл электронике» и «Севейленз системз - андеси си-стемз», которые, основываясь на комплексах открытого типа, полностью объединяют их в единые системы управления и применения подводной лодки (средства обнаружения, радиопротиводействия, навигации и управления оружием). Управление оружием производится с помощью варианта боевого комплекса «Рейсе-он» CCS Мк 2. Пуск средств поражения осуществляется из 12 вертикальных пусковых шахт для КРМБ «Томагавк» и четырех 21-дюймовых (533-мм) торпедных аппаратов. Последние предназначены для применения 26 управляемых по проводам тяжелых торпед Мк 48 ADCAP Mod 6 и противокорабельных ракет UGM-84 «Гарпун» с подводным стартом. Через торпедные аппараты может осуществляться также постановка мин Мк 60 «Кэп-тор».

Каждая лодка оснащается системой акустического противодействия «Нортроп Грумман» WLY-1. которая обеспечивает выдачу данных о дальности и пеленге цели на систему управления огнем, а также установленной на выдвижном устройстве аппаратурой РЭР «Локхид Мартин» BLQ-10.
Для действий сил специальных операций в прибрежных районах лодки обеспечены шлюзовой камерой для выброски и приема боевых пловцов. Эта камера может также использоваться в целях обеспечения деятельности сверхмалых подводных лодок, таких, как «Нортон Грумман» ASDS (Advanced SEAL Delivery System - усовершенствованная система доставки групп ССО ВМС), для переправки с борта на борт групп сил специальных операций


Многофункциональная ГАС.
Главным средством обнаружения при ведении подводной войны является гидроакустический комплекс, который включает акустическую систему выработки данных BQQ-10 и активно-пассивные носовые акустические антенны, два обширных встроенных бортовых гидрофона, активные высокочастотные килевую и рубочную акустические антенны, буксируемые акустические гидрофоны ТВ-16 и тонкую линейную антенну ТВ-29А. Для обеспечения навигации в надводном положении предполагается использовать РЛС BPS-16. Каждая лодка обеспечена двумя универсальными модульными выдвижными «фотоновыми» устройствами, которые не пронизывают лодку, как обычные оптические перископы. Средства обнаружения на выдвижных «фотоновых» устройствах включают камеры телевизионной системы ночного видения и теплового пеленгатора с электронно-оптическим преобразователем, а также лазерный дальномер. Универсальные модульные выдвижные устройства созданы компанией «Коллморген энд Калзони», субсидируемой Италией.
Разработанный компанией «Боинг» комплекс LMRS (Long-term Mine Reconnaissance System) долгосрочная система минной разведки) состоит из двух автономных необитаемых подводных аппаратов длиной 6 м (19 футов В дюймов), автоматизированной подъе

мной стрелы длиной 1В м (59 футов) и необходимой электронной аппаратуры.
Основу энергетической установки составляет ядерный реактор «Дженерал электрик» S9G с водяным охлаждением под давлением с активной зоной, расчетный срок службы которого совпадает со сроком службы подводной лодки, и поэтому не нуждается в перезагрузке. Производимый реактором пар поступает на два турбозубчатых агрегата, вращающих один вал и водометный движитель.