Движение волонтерства. Волонтерская деятельность

Волонтерство – это неоплачиваемая, сознательная, добровольная деятельность на благо других. Любой, кто сознательно и бескорыстно трудится на благо других, может называться волонтером. Волонтером может быть совершеннолетний человек, умелый и ответственный, который может посвятить свое время и умение добровольному труду. Каждый может стать волонтером, в любой сфере общественной жизни, где есть необходимость.

Международное движение волонтеров появилось в Европе в 1920-х годах по инициативе молодых людей, полных энергии и желания помочь в восстановлении разрушенного первой мировой войной мира. Идеи солидарности, безвозмездности, равенства и отказа от насилия, пропагандируемые добровольцами, очень быстро стали популярными как среди молодежи, так и людей самого разного возраста. Позже, в 60-х годах ХХ в. возникают десятки волонтерских программ с миротворческой целью – подружить Восточную и Западную Европы. С 80-х годов ХХ в. получили широкое распространение экологические проекты. В настоящее время в 90 странах мира ежегодно проходит более 2500 волонтерских лагерей, в которых участвуют тысячи добровольцев. Молодые люди, совершенно бескорыстно, не ища личной выгоды, пытаются сделать мир лучше.

Таким образом, под волонтерской деятельностью понимается добровольная деятельность, не связанная с извлечением прибыли, направленная на решение социальных, культурных, экономических, экологических и других проблем в обществе.

На современном этапе институт волонтерства широко распространен во многих странах. Труд добровольцев с каждым годом становится все более значимым ресурсом развития мировой экономики и социальной сферы. В развитых европейских странах каждый четвертый гражданин задействован в той или иной волонтерской программе, направленной на помощь сиротам, инвалидам, больным и т.д.

Волонтерство – универсальное движение, которое помогает не только нуждающимся, но и самому добровольцу подняться над собственными проблемами и увидеть беды и заботы других людей, а главное, щедро дарить окружающим радость, надежду и душевное тепло.

В наше трудное время особенно страдают пожилые, тяжелобольные люди, инвалиды, дети-сироты. Чтобы помогать им, не обязательно становиться на учет в специальную организацию. Но нельзя допускать, чтобы волонтёры приходили и делали, что им вздумается. Они сами, их способности и их фактические действия нуждаются в чутком руководстве.

Основная цель волонтерской деятельности в учебном учреждении – пропаганда идей добровольческого труда на благо общества и привлечение молодежи к решению социально значимых проблем.

В условиях учреждений образования деятельность волонтерских отрядов (клубов), как правило, организуют педагог социальный, педагог-организатор. Для этого специалисты проделывают следующую поэтапную работу :

1. Организационный: создание волонтерской команды.

2. Обучающий: обучение волонтеров навыкам первичной профилактики и пропаганды ЗОЖ;

3. Проектирование: планирование мероприятий по пропаганде добровольческого движения;

4. Деятельность по проекту: реализация деятельности по блокам.

5. Подведение итогов: анализ работы, определение перспективы её внедрение в своем районе.

Методы работы с волонтерским отрядом:

· Планирование работы

· Контроль и проверка

· Поощрения

· Информирование

· Вовлечение новых участников

· Управление (менеджмент).

Задачи волонтерской деятельности :

Воспитание у обучающихся активной гражданской позиции, формирование лидерских и нравственно-этических качеств, чувства патриотизма и др.;

Вовлечение обучающихся в проекты, связанные с оказанием социально-психологической и социально-педагогической поддержки различным группам населения;

Поддержка инициатив учащихся в реализации программ профилактической и информационно-пропагандистской направленности.

Специалистам необходимо обучать волонтеров правильному выполнению своих задач, поэтому добровольцы должны уяснить, какие функции они призваны выполнять в процессе волонтерской работы. Как правило, выделяются следующие функции волонтеров в профилакти-ческой работе и работе с молодежью:

Ø проведение профилактических занятий или тренингов;

Ø проведение массовых акций, выставок, соревнований, игр;

Ø распространение информации (через раздачу полиграфии, расклейку плакатов, работу в своей социальной среде – проведение тренинговых занятий);

Ø первичное консультирование и сопровождение;

Ø подготовка других волонтерских команд и участников;

Ø творческая деятельность. Разработка станционных игр, массовых акций, создание плакатов, брошюр, видеороликов;

Ø сбор (анкетирование, тестирование, опросы) и обработка данных.

Работа волонтерских отрядов может осуществляться по следующим направлениям:

I. Направление «Милосердие» . Волонтеры могут работать в следующих организациях: центрах реабилитации и абилитации для детей-инвалидов и молодых инвалидов, районных и городских центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, ЦКРОиР;в районных и городских территориальных центрах социального обслуживания населения (в отделениях для дневного пребывания инвалидов и др.).

В рамках этого направления волонтеры могут помогать детям и молодым инвалидам, собирая средства, необходимые для их обучения и развития, а также выступать перед ними с различными концертными и игровыми программами, проводить мастер-классы и т.д.

II. Направление «Защита детства». Волонтеры могут работать в детских домах и школах-интернатах; социально-педагогических центрах (детских социальных приютах). В рамках этого направления волонтеры помогают детям, оставшимся без попечения родителей, реадаптироваться в обществе.

III. Направление «Внимание: подросток». Волонтёры могут сотрудничать с Инспекцией по делам несовершеннолетних РОВД; с Комиссией по делам несовершеннолетних, действующей при городском или районном Исполнительном комитете; также могут сотрудничать с закрытыми учреждениями образования, например, «Петриковское государственное специальное профессионально-техническое училище закрытого типа № 1 легкой промышленности» для девочек. В рамках этого направления студенты-волонтеры помогают детям, демонстрирующим девиантное поведение и детям, совершившим правонарушения и стоящих на различных видах учета (или отбывающих наказание в специальном учреждении), реабилитироваться в обществе. Цели этой деятельности : социально-педагогическая адаптация подростков с девиантным поведением в социуме, разрушение у них негативных поведенческих стереотипов, формирование системы нравственных жизненных ценностей и адекватного социально приемлемого поведения; выработка устойчивой позиции противостояния негативным влияниям микросреды, содействие повышению уровня грамотности подростков с делинквентным поведением в сфере уголовного права.

Волонтерство как идея служения обществу такое же давнее понятие, как и «социум». Во все века которые реализовывали себя в общении и помощи своему сообществу. Чем занимаются волонтеры в наши дни - рассмотрим в этой статье.

Что являет собой волонтерская деятельность?

Волонтерство - это деятельность, которая направлена на предоставление безвозмездных услуг человеку или группе людей, не являющихся родственниками волонтера, без расчета на денежное вознаграждение. Эта формулировка наиболее точно определяет значение волонтерской деятельности.

К сожалению, на сегодняшний момент нет юридического определения понятия «волонтер». И очень часто это слово употребляют в самых разных ситуациях. Например, волонтерами называют людей, которые участвуют в правительственных проектах и получают за это денежное вознаграждение. Многие спорят, не является волонтерской, а имеет форму обычного наемного труда. Согласно вышесказанной формулировке, волонтерами можно назвать работников, которые трудятся на известных предприятиях без оплаты ради приобретения опыта. Однако таких людей не считают волонтерами.

Волонтерство в России

В Российской Федерации зародилась в конце 80-х годов прошлого века. Историки утверждают, что волонтерское движение существовало всегда, оно просто не имело официального названия.

В России волонтерство контролируется высшими органами и регулируется законодательными актами. Так, в 1995 году Государственная дума приняла закон о волонтерской деятельности, который называется «Об общественных объединениях». Он определяет права и возможности добровольных групп. В том же году был принят закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», который также регулирует деятельность волонтеров.

На данный момент правительство России оказывает волонтерам государственную поддержку. Так, для добровольных организаций предоставляются налоговые и другие льготы.

Сейчас волонтерство очень популярно и даже модно. Существующие в России добровольные организации в основном ориентированы на молодежь, не занятую семейными обязанностями и постоянной Наиболее часто волонтерские группы организовываются при вузах. Таким образом, волонтеры РФ имеют возможность применять на практике полученные знания.

Проблемы волонтерства в России

В последнее время волонтерская деятельность в РФ набирает новые обороты. Но, несмотря на положительные тенденции, существую проблемы, которые препятствуют развитию волонтерства. Так, сложившееся экономическое положение страны затрудняет использование безоплатного труда. Еще в советское время волонтерство имело добровольно-принудительную форму. Участие в общественных работах было обязательным для всех. Такой подход нарушил принцип добровольности. По этой причине большинство россиян негативно относится к подобным видам деятельности и не спешит записываться в волонтеры РФ.

На сегодняшний держится на молодых инициативных людях, в сознании которых появляются мысли о поддержке и помощи нуждающимся.

Направления волонтерской деятельности

Волонтеры играют важную роль в жизни общества. В современном мире есть много проблем, которые невозможно решить без помощи добровольцев. Так, волонтерская деятельность может проявляться в таких основных направлениях, как:

  • профилактика СПИДа;
  • охрана природы и сохранение чистоты окружающей среды;
  • профилактика и борьба с курением, алкогольной и наркотической зависимостью;
  • оказание помощи престарелым, инвалидам, детям-сиротам, малоимущим, мигрантам, беженцам, бездомным и другим людям, которые нуждаются в материальной и моральной поддержке;
  • благоустройство улиц, домов, зеленых участков;
  • помощь животным, поддержание заповедников и зоопарков;
  • проведение просветительских бесед с молодежью с целью профилактики свободных половых связей и подростковой проституции;
  • интернет-добровольчество, примером которой является Википедия;
  • помощь в организации благотворительных концертов и разных фестивалей;
  • оказание помощи органам правопорядка, медикам, спасателям; например, проведение опроса населения или поиски заблудившегося в незнакомой местности человека;
  • техническая поддержка.

Принципы волонтертсва

Любая волонтерская деятельность опирается на идейность. Разные акции, программы и всякого рода мероприятия часто сопровождаются антуражем. Обычно волонтеры носят одежду, головные уборы с символикой волонтерской организации. Также распознать волонтера можно по значкам. Такая идеология и следование принципам дает почувствовать участникам организации свою значимость. Так, волонтеры должны придерживаться следующих принципов:

  1. Всегда уважать права, достоинства, национальные и культурные особенности других людей.
  2. Пропаганда здорового образа жизни. Волонтеры не курят и не употребляют спиртные напитки.
  3. Всегда проявлять доброжелательность. Нельзя употреблять слова и выражения, которые могут обидеть или навредить другому человеку.
  4. Волонтерство - это законный путь участия в жизни общества.
  5. Волонтер всегда имеет право выбора.

Виды волонтерства

Существует классификация, согласно которой различают следующие виды волонтерской деятельности:

  1. По направлению спортивное, виртуальное, экологическое, строительное, сельскохозяйственное, концертное, культурное, образовательное, офисное волонтерство.
  2. По месту нахождения участника добровольной организации: городские, иногородние и международные волонтеры.
  3. По типам оказанных услуг и выполненных работ: сопровождение, перевозка, общение со слепыми и глухонемыми, уход за лежачими больными, встреча на вокзале ила в аэропорту, обслуживание зрителей, телефонное дежурство.
  4. По наименованию мероприятия: фестивальные, олимпийские и паралимпийские волонтеры.
  5. По количеству задействованных людей: индивидуальное, совместное или групповое волонтерство.
  6. По принадлежности волонтера к организации: школьные, церковные, корпоративные, вузовские, оргкомитетовские волонтеры.
  7. В зависимости от типа финансирования: на самообеспечении и дотационные.

Формы волонтерства

Выделяют следующие формы волонтерской деятельности:

  1. Индивидуальная добровольческая деятельность.
  2. Волонтерская деятельность в составе группы добровольцев.
  3. Добровольческая деятельность через волонтерскую организацию.

Почему люди становятся волонтерами?

Люди становятся добровольцами по разным мотивам. Главные из них:

  1. Благородная идея - она отражает принципы и важность деятельности.
  2. Психологическая потребность - многие люди хотят сделать что-то полезное для общества. Во время участия в волонтерских программах у них появляется самоуважение и удовлетворение от работы.
  3. Потребность в общении - по этой причине очень часто люди ищут работу в добровольных организациях.
  4. Поиск новых возможностей и интересов - волонтерство часто связано с нестандартными подходами и новыми направлениями деятельности.
  5. Возможность заработать - очень много стают волонтерами ради финансового обогащения. Хотя добровольчество считается безвозмездным но волонтер все равно что-то получает, будь то моральное удовольствие или материальное вознаграждение, если это предусмотрено организацией.
  6. Самореализация - возможность улучшить свою карьеру. Будучи волонтером, можно установить новые связи и приобрести уважение в обществе. Также во время волонтерства можно развить новые
  7. Желание поделится собственным опытом - люди, пережившие финансовый кризис, алкоголизм, наркозависимость, могут прогнозировать и помогать предотвращать ситуации, которые случались с ними.
  8. Доступ к ресурсам - как правило, волонтеры имеют возможность много ездить, пользоваться интернетом, книгами и т. д.

Организация деятельности волонтерских отрядов позволяет создать условия для формирования системы духовно–нравственных ценностей у ребят. Это гарантия того, что ребята станут открытыми, честными, милосердными людьми. Волонтерство формирует готовность подростков к самостоятельному принятию решений, развивает восприимчивость к проблемам другого человека и общества в целом. Все эти качества способствуют успешному нравственному становлению подростков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Маслова Валентина Викторовна, воспитатель

ГБПОУ Государственный агротехнический колледж

356132 СК с. Московское, ул. Полушина, 2

Роль волонтерского движения в воспитании молодежи.

Руководить духовно-нравственным воспитанием –

Это значит создавать тот моральный тонус школьной

Жизни, который выражается в том, что каждый

Воспитанник о ком – то заботится, о ком-то печётся

И беспокоится, кому-то отдаёт своё сердце.

В. Сухомлинский

В системе воспитательной работы учреждений среднего профессионального образования одно из важнейших мест на современном этапе отдано инновационным методам. Согласно определению инновация - это использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления Исходя из этого, любая инновация предполагает введение чего- то нового. Инновация в воспитании, прежде всего, означает введение нового в цель, содержание, методы и формы воспитания, в организацию совместной деятельности преподавателя, классного руководителя, обучающихся, родителей, окружающего социума. Таким образом, использование инновационных методов обусловлено переходом к воспитанию разносторонней личности, созданию условий для самореализации, саморазвития и достижения успеха.

К инновациям в воспитании относятся: - игровые: - обучающие (дебаты) - интеллектуальные (Что? Где? Когда?) - коммуникативные (ток-шоу, брейн -ринг с приглашением специалистов); - социальное проектирование; - интернет сайты и форумы; - тематические акции; - волонтерское движение; - проведение выборов в органы студенческого самоуправления; - газеты, печатные издания; - конкурсы, соревнования с применением интерактивных форм проведения. В нашем учебном заведении в последнее время активно развиваются все эти формы, но я бы хотела остановиться на роли волонтерского движения в воспитании молодежи на примере нашего учебного заведения – Красногвардейского филиала Государственного агротехнического колледжа села Московского.

Стремление к объединению – естественная потребность подросткового возраста. Любой подросток по мере своего взросления и самосознания стремится к контакту с ровесниками. Объединяясь в различные группы, компании, команды, ребята тем самым объединяют свои знания, практический опыт, свои силы и возможности для достижения конкретной цели в учебной, трудовой, досуговой, общественно полезной деятельности.
Участие подростка в работе молодежного движения, организации – это в первую очередь проверка своих сил, возможностей, умения общаться, способность понимать другого, быть понятым самому. Вот почему в период взросления важно приобщить подростков к социально – значимой деятельности, важна школа нравственно – гуманных отношений, играющих решающую роль в формировании личности.

Организация деятельности волонтерских отрядов позволяет создать условия для формирования системы духовно–нравственных ценностей у ребят. Это гарантия того, что ребята станут открытыми, честными, милосердными людьми. Волонтерство формирует готовность подростков к самостоятельному принятию решений, развивает восприимчивость к проблемам другого человека и общества в целом. Все эти качества способствуют успешному нравственному становлению подростков. Но научить подростков проявлять чуткость, сердечность, внимание невозможно без пробуждения в них чувств беспокойства об окружающих людях: о родителях, бабушке, дедушке, больных сверстниках. Забота о других становится внутренним качеством молодого человека только тогда, когда он сам активно принимает участие в добрых поступках, учится присматриваться к физическому и душевному состоянию окружающих людей.

Волонтерство – это не только призвание, но и образ жизни. Волонтер получает возможность реализовать себя с новой стороны, проявить свои таланты и способности, получить полезные знания, но важнее всего – получить возможность изменить к лучшему жизнь кого-то, кто в этом нуждается! В основе любого волонтерского движения лежит старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому – это одна из важных христианских ценностей. Этот признак понятен и близок всем тем, кому знакомо чувство справедливости, кто понимает, что жить нужно по христианским заповедям.

Наша волонтёрская группа не имеет названия, но входит в районное объединение «Союз молодежи Ставрополья». В группе всего 15 человек - это обучающиеся первых – третьих курсов. Возрастной состав – 15-18 лет.

Наш отряд образовался в 2010 году, а толчком для его создания стало мое участие в краевой инновационной площадке «Защита прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях профессионального обучения». В рамках данного вида профессионально-педагогической деятельности я работала над темой «Формирование эмпатийных способностей обучающихся», которая требовала конкретных действий. А так эмпатия - это одно из важнейших свойств личности, сплав» эмоционального отклика, сопереживание эмоциональному состоянию другого человека и понимания его, значит, и работа волонтерского отряда была направлена на развитие личностных качеств студентов, формирование навыков общения, лидерства, а также активного и ответственного подхода к жизни.

Отряду в этом году исполнилось шесть лет – это сравнительно небольшой срок, но о нем уже знают и местные жители, и ребята из школ района. В 2014 году отряд занял 2-е место в Красногвардейском районе и награжден Грамотой за развитие волонтерского движения.

Особой популярностью среди членов волонтерского отряда пользуются мероприятия и акции, требующие активности, собственной инициативы, дающие возможность почувствовать себя в новой социальной роли, ощутить свою необходимость и социальное значение, почувствовать, что твои действия могут помочь другому человеку.

Среди мероприятий особо выделяются: ежегодные акции «Вахта памяти. Вечный огонь»; «Никто не забыт. Ничто не забыто»; «Экологический патруль», акция «Дорогие мои старики» - посещаем одиноких пожилых людей на дому, делаем генеральные уборки, совершаем необходимые покупки, ухаживаем за приусадебными участками и многое-многое другое. Мы приходим к ветеранам войны и труда нашего села, дарим подарки, общаемся, помогаем в домашних делах.
Акция «Никто не забыт. Ничто не забыто» не ограничивается только уборкой памятников павшим землякам в годы Великой Отечественной войны, ребята вместе с педагогами приводят в порядок могилы ветеранов на сельском кладбище.

Акция «Экологический патруль» проводится с целью облагородить не только территорию учебного заведения, но сделать краше и чище родное село. Ребята высаживают кустарники, деревья, помогают обустраивать территорию пляжа.
Членами волонтерского отряда проводится большая информационно-разъяснительная работа с молодежью и местным населением. Ребята приняли активное участие в акциях «Белая лента», «Здоровье – наша главная забота», «Суд над наркотиками» и другие. Оформляли и распространяли буклеты и листовки среди жителей посёлка.

Наши волонтеры проводят исследовательскую работу и принимают участие в различных конференциях, рассказывая о своих достижениях. В апреле прошлого 2015 года мы побывали на студенческой научно-практической конференции «Никто не забыт, и ничто не забыто», где рассказывали о наших земляках – героях Великой Отечественной войны.
Волонтеры участвуют в организации и проведении районных и местных праздников, встреч, трудовых десантах, концертах, мероприятиях, посвящённых православным праздникам.

В волонтерскую группу мы принимали не только ребят с положительной характеристикой, но и тех, кто не отличались хорошим поведением в момент вовлечения их в эту деятельность. В ходе реализации разных акций их поведение изменилось в лучшую сторону.

Участвуя в волонтерской деятельности, подросток приобретает ряд практических навыков, необходимых ему и в повседневной жизни:

- оценивать эмоциональные переживания и состояния другого;

Воспринимать, распознавать и сопереживать окружающим;

Умение принимать решения;

- оказывать действенную помощь в преодолении возникших трудностей;

Умение вести за собой;

Умение расположить к себе собеседника;

Умение слышать и слушать собеседника;

Научно подтверждено, что организация и участие в межличностных контактах различных социальных ситуаций способствует развитию таких личностных качеств, как уверенность в себе, общительность, бесконфликтность, эмпатия, толерантность. Более того, принятие ответственности за межличностные отношения позволяет говорить о появлении социальной смелости. Отмечается развитие творческого потенциала, гибкости и нормативности поведения, увеличивается потребность в саморазвитии и самосовершенствовании. С увеличением стажа работы добровольцы все отчетливее осознают важность выполняемой ими деятельности, понимая, что их активная жизнь получает признательность и уважение окружающих.
Выпускники нашего филиала, имеющие опыт работы в волонтерском движении реализуют себя в общественной работе, их поведение становится устойчивым личностным свойством, являющимся ядром коммуникативных черт характера, которые определяют психологический склад личности в целом.

Таким образом, деятельность нашего волонтерского отряда доказала, что волонтерское движение положительно влияет на нравственное становление обучающихся, на активность их жизненной позиции, подняло общий уровень эрудиции, помогло приобрести критическое видение действительности и развитые коммуникативные навыки.

Список литературы

1.Адольф, В.А., Инновационная деятельность педагога в процессе его профессионального становления / В.А, Адольф, Н.Ф. Ильина.- Красноярск: Поликом, 2007. - [с.190]

2.Принципы разработки концепции развития УУД. Инновационные технологии в учебно-воспитательном процессе [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://schooloz25.ucoz.ru/kopilka/vystuplenie_toporovoj_s.a..pdf .

3. Сластенин, В., Исаев И. и др. Педагогика: Учебное пособие / В. Сластенин, И. Исаев. - М., 2002. - [с.576]

4. Чанилова, Н.Г. Инновационные технологиии в воспитательном процессе / Н.Г. Чанилова, Н.Б. Дворцова, Н.А. Полякова. - Саратов, 2008. -[с.114]

5. Философская энциклопедия [Электронный ресурс] Режим доступа: http://dic. academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy

6. Шаронова С.А. Метод игровой ситуации: учебно-методическое пособие / С.А. Шаронова. - М.: РУДН, 2001. -[с.87] - ISBN


» «доброволец». Представители волонтерского движения искренне считают, что выполнять значимые общественные работы и оказывать помощь нуждающимся следует не ради материальной заинтересованности, а совершенно бескорыстно. Фактически волонтер – , который выполняет общественно значимую работу на безвозмездной основе. Вознаграждением за труд волонтеров становится признательность и людей.

Основным мотивом в деятельности волонтеров становится желание ощутить собственную значимость и полезность обществу. Область деятельности современных волонтеров очень широка. Они помогают в подготовке акций и в их проведении, распространяют информацию, участвуют в образовательных программах. Во многих странах существуют законы, регламентирующие волонтерскую деятельность. Множество волонтерских организаций вносят свой вклад в укрепление социальных отношений.

Основные принципы волонтерской деятельности – добровольность и социальная активность. Добровольческие движения практикуют самые разные формы взаимопомощи, включая предоставление социальных услуг тем, кто по-настоящему в них нуждается. Все виды гражданского участия волонтеров в жизни своей страны направлены на достижение общественного блага.

Волонтерское движение как форма социальной помощи

Активную помощь волонтеры оказывают тем слоям населения, которые в наибольшей степени нуждаются в участии и социальной заботе. Добровольцев часто можно встретить в службах социальной защиты населения, в домах для престарелых. В сферу деятельности волонтеров попадают также учреждения для лиц с ограниченными возможностями и детские дома. Волонтеры участвуют в сборе вещей для тех, кто оказался в зоне стихийного бедствия или пострадал после пожара.

Нельзя сказать, что абсолютно во всех случаях работа волонтеров не оплачивается. Но чаще всего добровольцы работают в обмен на приобретение опыта, знаний и навыков, установления полезных личных контактов. Для молодых людей волонтерская деятельность часто становится первой ступенькой на пути к профессиональному росту и способом сделать осознанный выбор будущей сферы своей основной деятельности.

Волонтерское движение готовит кадры для общественных и неправительственных организаций. Добровольцы имеют неоценимый опыт социального взаимодействия и часто лучше любых чиновников владеют ситуацией в выбранной ими сфере деятельности. Работа в качестве добровольца способствует формированию лидеров, которые готовы принять участие в деятельности государственных и общественных структур, ответственных за работу в социальной сфере.

1.2. Волонтерство: понятие, сущность, основные характеристики

В толковом словаре Ушакова мы находим следующее определение: волонтер (от французского volontaire) – это доброволец, вольнослужащий; причисленный на своем иждивении и по своей воле, в военное время, к войску, но не вступивший в службу. Конечно, на современном этапе это определение потеряло свое прямое значение. Сегодня волонтерами называют тех, кто добровольно вносит свой вклад в развитие широкого круга деятельности на благо общественности и без всякого денежного вознаграждения, т.е. безвозмездно.

По мнению Л.Е. Сикорской, волонтерство это не что иное, как «способ сохранения и укрепления человеческих ценностей, таких как доброта, безвозмездная помощь любому человеку независимо от его положения в обществе, культурных и этнических особенностей, религии, возраста, пола 10 . Добровольчество – это созидательная социальная сила, способствующая построению более гуманного и справедливого общества посредством всеобщего сотрудничества».

Историю волонтерского движения довольно трудно проследить, поскольку ранее точно никто не фиксировал действия такого рода. Но сама история человечества указывает на то, что ни одному обществу были не чужды идеи добровольной и бескорыстной помощи. Волонтерство – понятие столь же древнее, как и понятие «социум». В обществе всегда находились люди, для которых способом самореализации, самосовершенствования, связи и общения с другими людьми был труд на благо других, на благо того сообщества, в котором этому человеку довелось родиться и жить.

Волонтерское движение появилось и получило развитие в 20-е годы XX века в Европе 11 . В этот период большое число молодых людей вызвалось восстанавливать Европу, разрушенную во время Первой Мировой войны. Молодые люди – французы и немцы, встретились и пришли к замечательной мысли, ставшей впоследствии лозунгом волонтерского движения: «Лучше работать вместе, чем воевать друг против друга». В 1920 году , во Франции , под Страсбургом, был осуществлен первый волонтерский проект с участием немецкой и французской молодежи, в рамках которого волонтеры восстанавливали разрушенные фермы. Денег за свою работу волонтеры не получали, но исправно обеспечивались заинтересованной стороной проживанием, питанием и медицинским страхованием – этот принцип организации волонтерского труда сохранился и по сей день.

Идея разнеслась по всей планете. В 60-х годах возникли десятки волонтерских программ с миротворческой миссией подружить Восточную и Западную Европы. С 80-х годов XX века широкое распространение получили экологические проекты.

А в последующие годы волонтерское движение получило еще большее распространение, как среди молодежи, так и среди людей старшего поколения. С тех пор волонтерство успело набрать размах и популярность всемирного масштаба.

В основе волонтерской деятельности лежит принцип безвозмездности и солидарности, таким образом, его мотивы кроются не в материальном вознаграждении, а в удовлетворении социальных и духовных потребностей. Поэтому волонтеры участвуют в научно-исследовательских, социальных, благотворительных программах, которые сами по себе прибыли не приносят.

В России одно из самых ранних официальных упоминаний волонтерской деятельности относится к 1894 году. В этом году были учреждены городские попечительства о бедных, в которых подавались добровольные пожертвования и где трудились волонтеры.

Считается, что волонтерское движение в России стало зарождаться в конце 80-х годов 12 . Однако стоит согласиться и с тем, что оно существовало и ранее, например, в виде службы сестер милосердия, тимуровского и пионерского движений, разнообразных обществ охраны природы и памятников. Приведем пример: в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. тимуровские команды и отряды действовали в школах, детских домах, при дворцах и домах пионеров и других внешкольных учреждениях, по месту жительства; только в РСФСР насчитывалось свыше 2 млн. тимуровцев. Они шефствовали над госпиталями, семьями солдат и офицеров Советской Армии, детскими домами и садами, помогали собирать урожай, работали в фонд обороны. В послевоенный период они оказывали помощь инвалидам и ветеранам войны и труда, престарелым, ухаживали за могилами погибших воинов.

В советские времена добровольцы ехали на целину и БАМ, работали на субботниках, уборках урожая.

Свое современное развитие волонтерское движение получило в связи с растущим числом социальных проблем, в решении которых при современной экономической ситуации волонтеры незаменимы.

В отличие от существовавших когда-то пионерской и комсомольской организаций, в Российской Федерации волонтеры не объединены и не имеют единой государственной или негосударственной поддержки 13 . Говорить о волонтерском движении как о явлении можно, только учитывая, что все волонтеры руководствуются в своей деятельности одним общим принципом – помогать людям.

Волонтеры – это люди, которые готовы пожертвовать свое личное время, силы на служение обществу или конкретному человеку. Синонимом слова «волонтер» является слово «доброволец». Иногда волонтеров называют общественными помощниками, внештатными добровольными сотрудниками, ассистентами, лидерами, посредниками. Общее, что их объединяет, – добровольность (деньги не являются основным мотивом работы).

В декларации Международной ассоциации волонтеров, принятой на 11-м Конгрессе Международной ассоциации волонтеров в Париже 14 сентября 1995 года, приведено следующее определение волонтерства (добровольчества). Добровольчество – это:

– добровольный выбор, отражающий личные взгляды и позиции;

– активное участие гражданина в жизни человеческого сообщества;

– способствует улучшению качества жизни, личному совершенствованию и углублению солидарности;

– выражается, как правило, в совместной деятельности в рамках разного рода социально значимых проектов;

– способствует реализации основных человеческих потребностей на пути строительства более справедливого и мирного общества;

– способствует более сбалансированному экономическому и социальному развитию, созданию новых рабочих мест и новых профессий.

Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (№135-ФЗ от 11.08.1995 г.) таким образом трактует понятие «добровольцы»: это «граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации» 14 .

Закон города Москвы, регулирующий взаимодействие некоммерческих организаций (НКО) и государственных органов власти, дает следующее определение: «Добровольческая деятельность (волонтерство) – добровольная безвозмездная социально значимая деятельность физических лиц – добровольцев, реализуемая от лица и (или) по поручительству негосударственной некоммерческой организации».

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р, основная цель государственной молодёжной политики формулируется как создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодёжи, развитие потенциала молодёжи и его использование в интересах инновационного развития страны.

Одним из приоритетных направлений, отмеченных в Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации 18 декабря 2006 года № 1760-р, является проект «Доброволец России», который адресован молодёжи в возрасте от 14 до 25 лет. Этот проект направлен на системное вовлечение молодежи в различные социальные проекты, в том числе в сферах массового молодежного спорта, туризма и досуга молодежи и развитие навыков самостоятельной жизнедеятельности через организацию добровольческой (волонтёрской) деятельности. Основной целью проекта «Доброволец России» является формирование механизмов вовлечения молодых людей в многообразную общественную деятельность, направленную на улучшение качества жизни россиян.

Активное участие молодежи в волонтёрском движении поможет решить важную задачу повышения конкурентоспособности и профессиональной компетентности молодых людей за счет получения первичного опыта участия в профессиональной деятельности, увеличения возможностей профессионального ориентирования и формирования базовых личностных и социальных компетенций, необходимых для профессиональной деятельности в условиях развития инновационной экономики 15 .

Организация системной добровольческой (волонтёрской) деятельности молодежи поможет решить проблему дефицита кадров в сфере реализации социальной политики, усилить кадровый потенциал. В то же время волонтёрское движение усиливает экономическую эффективность социальной политики, повышает качество жизни молодежи, способствует развитию инициативы и ответственности, повышению уровня толерантности.

Анализируя опыт различных добровольческих организаций, мы попытались сформулировать принципы, лежащие в основе их деятельности. Основополагающим принципом, безусловно, является добровольность, добровольный выбор, отражающий личную позицию человека. Каждый человек вправе участвовать в добровольческой деятельности по собственному свободному волеизъявлению. Человек также вправе отказаться от участия в добровольческой деятельности в соответствии с добровольно и осознанно принятыми им обязательствами.

Решение о принятии участия в добровольческой деятельности не может быть сделано под прямым или косвенным нажимом. Например, неучастие в добровольческой деятельности не должно негативно отразиться на оценке выполнения человеком своих основных обязанностей: трудового договора, воинского долга или гражданской ответственности 16 .

Принцип добровольности не отрицает наличие определенных обязательств. Во время осуществления добровольческой деятельности необходимо учесть все обязательства, которые человек должен принять на себя для эффективного осуществления деятельности. Эти обязательства должны быть оговорены специальным договором или добровольческим контрактом и, при необходимости, могут иметь юридическую силу. К таким обязательствам относятся:

    материальные, в случае необходимости пользоваться и распоряжаться материальными ресурсами;

    профессиональные, в случае необходимости строгого выполнения профессиональных требований;

    этические, при необходимости особо соблюдать этические нормы и требования при осуществлении добровольческой деятельности.

Наряду с ним можно еще привести такие принципы, как:

безвозмездность (бескорыстность) – цели добровольческой деятельности – помощь другим людям и собственное личностное, нравственное совершенствование через оказание такой помощи. Выполнение добровольческой деятельности не должно быть условием материального благосостояния человека. В отличие от основной трудовой занятости, добровольческая работа не должна играть роль источника доходов, необходимых для удовлетворения естественных человеческих потребностей: еда, жилье, одежда и прочее. По отношению к основной трудовой занятости добровольческая работа должна выполнять дополняющий характер.

социальная значимость - добровольческая деятельность должна носить характер, отвечающий целям и потребностям местного сообщества, национальным интересам и принципам развития мирового сообщества. Общественная значимость добровольческой деятельности определяется ее актуальностью, своевременностью и эффективным результатом.

уважение индивидуальности и внутреннего мира каждого человека и принятие его как неповторимой личности;

объединение людей , выполняющих миссию добра и служения другим;

– предоставление равных возможностей для духовного, физического и интеллектуального развития всем людям, независимо от их пола, физического состояния, вероисповедания и финансового положения;

воспитание в молодых людях лидерских качеств и нравственных ценностей. Добровольческая деятельность является не только ресурсом общественного развития, но и возможностью, которую общество предоставляет гражданам для их полноценного личностного роста. Возможность участия в добровольческой деятельности – это услуга, которую способно предоставить демократическое общество своим гражданам.

повышение гражданской активности путем привлечения молодежи к решению социальных проблем общества, а также предоставления ей возможности брать на себя ответственность на всех уровнях работы волонтерской организации;

добросовестность , доведение до конца взятых на себя обязательств;

законность, деятельность волонтера не должна противоречить законодательству РФ. Какими бы благими побуждениями не руководствовались участники добровольческой деятельности, их противоправные действия не могут быть оправданы Строгое следование требованиям закона, правилам и нормам, принятым в жизни местного сообщества, – необходимое условие осуществления всякой добровольческой деятельности.