Обучение письму в подготовительная группа. Конспект комплексного занятия в подготовительной группе

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад 11 «Сказка» городского округа город Кумертау Республики Башкортостан

Подготовила воспитатель I категории Хабирова Ильмира Раисовна

Программное содержание: Закреплять представление детей о родном городе. Упражнять в умении изображать прямые и наклонные линии, круги, овалы, прямоугольники, умение ориентироваться на листе бумаги. Развивать моторику пальцев рук, графические навыки, умение вместе начинать и заканчивать письмо. Воспитывать аккуратность, умение добиваться результата, адекватно его оценивать.

Оборудование: контейнеры с манкой и пшеном, суджок для массажа пальцев рук, лист бумаги в клетку, простой карандаш на каждого ребенка.

Приемы активизации: беседа, самомассаж пальцев рук, рисование на манке и пшене, пальчиковая игра, чтение стихотворения.

Ход занятия

Организационный момент: Сядет тот, кто назовет ласково: дом, город, двор, мост, сад, сквер, арка, театр, завод, лес, светофор, человек.

Воспитатель: Послушайте стихотворение:

Городок наш маленький
Раскинулся меж гор.
Окружен он лесом,
Велик его простор.

Люблю я Кумертау,
Тут родина моя.
Пусть будет вечно молод
Он так же, как и я!

Наш город действительно маленький, уютный, окружен лесом. Представьте себе зимний лес. Что есть в зимнем лесу?

Ответы детей

Воспитатель: А давайте изобразим зимний лес на листе бумаги в клеточку. Я буду показывать элементы на доске, называть место, где нужно изобразить эти элементы, а вам нужно правильно выполнить задание. Сначала разогреем наши пальчики. Возьмите колечки и поиграем в пальчиковую игру «Семья» .

Пальчиковая игра «Семья» (самомассаж с колечком суджок)

Воспитатель: У вас на столах контейнеры с манкой и пшеном. Попробуем изобразить те элементы, которые будут нам нужны для нашей картинки.

Дети рисуют указательным пальцем на манке и пшене прямые линии, наклонные линии, овал, круг, прямоугольник

Воспитатель: А теперь возьмите лист бумаги, положите его правильно, возьмите простой карандаш и будем рисовать картинку. Готовы?

Дети: Готовы!

Воспитатель называет элемент, показывает его на доске, называет место на листе бумаги, где нужно изобразить, дети выполняют

Воспитатель: Получилась картинка? А теперь подумайте, как ее можно назвать.

Ответы детей

Воспитатель: Давайте так и назовем нашу картинку – «Лесная прогулка» . Я предлагаю немного отдохнуть и поиграть с пальчиками.

Пальчиковая игра «Братцы»

Братец, принеси дрова! – Заболела голова!

Средний, ты наколешь дров? – Я сегодня нездоров!

Ну, а ты затопишь печку? – Ох, болит мое сердечко!

Ты, меньшой, свари обед! – У меня силенок нет!

Что же, сделаю все сам, но обеда вам не дам!

Голодать готовы? – Мы уже здоровы!

Воспитатель: Картинку «Лесная прогулка» мы нарисовали. Посмотрите внимательно и скажите, все ли у вас получилось?

Конспект занятия по подготовке руки к письму для детей подготовительной к школе группы
Статья с Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"

Программное содержание:

  • Продолжать формировать готовность детей к обучению письму.
  • Совершенствовать навыки ориентировки на листе в клетку.
  • Продолжать развивать зрительное и пространственное восприятие, зрительную память, внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук, координацию в системе глаз-рука.
  • Продолжать формировать правильный захват карандаша.
  • Продолжать формировать умение понимать учебную задачу, контролировать себя в процессе работы, добиваться успехов.
  • Воспитывать культуру общения , умение слушать.

Задание 2.

Рассмотрите первый ряд. Найдите и назовите букву. (У)
Рассмотрите второй ряд. Найдите и назовите согласную букву. (Д)
Рассмотрите третий ряд. Найдите и назовите букву, которая состоит из двух длинных палочек и одной короткой. (А)
Рассмотрите четвертый ряд. Найдите и назовите букву, которая чаще других встречается в этом ряду. (Ч)
Рассмотрите пятый ряд. Найдите и назовите лишнюю букву. (А)

Дети выполняют задание. Затем называют найденные буквы, соблюдая последовательность их нахождения. Воспитатель открывает одну за другой все буквы в слове-названии корабля. Затем читают название корабля. (УДАЧА)

Воспитатель . Проложим путь нашего путешествия в страну клеток. Это довольно трудно, потому что корабль нужно провести мимо подводных рифов.

Задание 3. Под мою диктовку «путешествуйте» по клеткам. Слушайте внимательно, у вас все получится.

«Графический диктант»

От точки:2 клетки вправо, 2 вверх, 1 влево, 2 вверх, 7 вправо, 1 вверх, 4 вправо, 2 вверх, 1 влево, 1ёвверх, 3 вправо, 1 вверх.

Динамическая пауза.

Игра « Внимательные ушки».

Пальчиковая гимнастика «Пойка - подпевай-ка».

Воспитатель. Отдохнули, продолжаем наше путешествие по стране клеток. Жители страны клеток начали рисовать «заборчики» из наклонных линий, устали и не закончили. Давайте поможем им закончить начатую работу.

Задание 4.

Чтобы их нарисовать нужно, соединять верхний и нижний углы клеток между собой. Будьте внимательны! Высота у линий разная, клеточки помогут вам не ошибиться.

Воспитатель . Жители клеточной страны благодарят вас за помощь и дарят сундучок с подарками. Чтобы открыть сундук необходимо подобрать шифр. (Каждый ребенок получаеткарточку-табличку).

Задание 5.

Рассмотрите цепочку, найдите закономерность и дорисуйте недостающую фигуру. Выполните штриховку по образцу, соблюдая правила штриховки.

Реализация программы «Детство»

Конспект интегрированного занятия

в подготовительной к школе группе

Тема: «ПИСЬМО ОТ БУРАТИНО»

МАДОУ № 000 г. Перми

Программные задачи:

Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи;

Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;

Закрепить знания о последовательности дней недели, упражнять в решении арифметических задач, примеров;

Разноцветные конверты,


И открытки и пакеты,

И посылки очень рад

Доставлять я в детский сад.

Детям я давно знаком

Я весёлый ……. (почтальон)

Он передал для вас письмо. Давайте проверим, наш ли адрес написан на конверте. Ребята, какой адрес детского сада? (г. Пермь, улица Архитектора Свиязева,26) Всё правильно.

На конверте что-то написано: отгадайте загадку и узнаете от кого письмо?

Это что за очень странный,

Человечек деревянный.

На земле и под водой

Ищет ключик золотой.

Всюду нос суёт он длинный

Кто же это….

(Буратино)

Угадали! Молодцы!

ПИСЬМО

Здравствуйте, дорогие ребята! Пишу Вам я – Буратино.

Милые мои ребятишки: девчонки и мальчишки! Помогите, пожалуйста! Найдите моего друга Карлсона. Он торопился в детский сад, но попал в Кощеево царство, чтобы его спасти нужно, выполнить 5 заданий. Они находятся в конвертах в вашей группе. Чтобы Вам легче было их найти, я нарисовал план Вашей группы и отметил, где лежат конверты цифрами от единицы до пяти. Запомните! Спасти Карлсона нужно на третий день недели! Не забудьте! Удачи! Буратино.

Воспитатель: Вы готовы помочь Карлсону? Тогда нам нужно торопиться. Вспомните, что писал Буратино? На какой день недели нужно спасти Карлсона? Какой был вчера день недели? Какой будет завтра? А сегодня, какой день недели? А по счету, он какой? Так значит, сегодня мы должны его спасти! Давайте посмотрим план карты и найдем конверт с № 1.

Задание

«Составь слово».

Перед детьми закодированное слово 1-А 2-Н 3-Е 4-Й 5-К 6-З 7-Н 8

Воспитатель: Перед Вами закодированное слово, чтобы его отгадать нужно выполнить арифметические задание.

Педагог читает задание, ребенок называет цифру, берет на столе соответствующую букву и помещает на доску. Отгадав восемь загадок, дети выкладывают слово НЕЗНАЙКА.

Воспитатель: МОЛОДЦЫ! С первым заданием справились. Теперь предлагаю немного поиграть.

ИГРА «Будь внимателен»

Задание

Послушайте правила игры. Если я называю слова со звуком «Ж» Вы машете руками, если со звуком «Ш» - прыгаете, а если этих звуков в словах нет, то Вы просто стоите на месте.

Понравилась Вам игра? Вы были очень внимательными.

Давайте теперь вернемся к нашей карте и посмотрим, где находится конверт с № 2.

Задание

«Построй ракету»

На ковролине схема - чертеж «Ракеты» в конверте примеры на каждого ребенка. На столе геометрические фигуры, с нарисованными на них цифрами. Каждому ребенку нужно решить пример, найти на столе соответствующую геометрическую фигуру. Затем по чертежу дети собирают ракету на ковролине.

Воспитатель: Ребята, скажите, сколько треугольников, квадратов, кружков использовали для построения ракеты?

Воспитатель: МОЛОДЦЫ! И с этим заданием Вы хорошо справились. Пора найти третий конверт.

Задание

«Угадай, чей домик»

Воспитатель: Перед Вами три домика. Что за схемы на них нарисованы? Правильно, это слоговые схемы.

Каждый ребенок берет картинку с изображением животного, называет его, определяет количество слогов и помещает возле соответствующего домика.

Воспитатель: Сколько слов живет в домике с одним слогом? Сколько слов из двух слогов? Сколько слов из трех слогов?

Воспитатель: МОЛОДЦЫ!


Сейчас предлагаю поиграть в игру с мячом.

Педагог задает вопросы и бросает мяч ребенку. Дети отвечают.

· Дом для скворца? (скворечник);

· Прогулка вечером? (вечерняя);

· Конфета из шоколада? (шоколадная);

· Дом из кирпича? (кирпичный);

· Шапка из меха? (меховая);

· Дом из бревен? (бревенчатый);

· Игрушка из глины? (глиняная);

· Варенье из клубники? (клубничное);

· Дом для пчёл? (улей)

· Ваза из стекла? (стеклянная)

Воспитатель: Пора искать конверт с № 4

Задание

«Нарисуй недостающие фигуры»

Задание напечатано на листочках. Дети выполняют его за столами.

В конце вывешивается образец воспитателя. Дети обмениваются работами и проверяют задание друг у друга.

Воспитатель: Ребята, для кого это задание было трудным? А кто с ним справился легко? Я думаю, нам стоит еще поупражняться в выполнении таких заданий.

Воспитатель: МОЛОДЦЫ!

А теперь давайте поспешим, остался последний конверт с № 5

Задание

«Волшебное слово»

Перед детьми пять картинок: Шапка, Ключ, Облако, Лейка, Арбуз.

Дети определяют, какой звук стоит первым, и составляют слово ШКОЛА.

Воспитатель:

· Сколько в этом слове букв?

· Сколько звуков?

· Сколько гласных звуков?

· Сколько согласных звуков?

· Сколько слогов?

· На какую гласную падает ударение?

Педагог вызывает ребенка, который выполняет звукобуквенный анализ слова.

МОЛОДЦЫ, ребята! Вот и выполнили мы все пять заданий, как просил нас Буратино. Выполнили их вовремя, как раз на третий день недели.

Как Вы думаете, знания и умение, которые Вы получили на занятиях в детском саду, пригодятся в школе? А в жизни, где они могут пригодиться?

Каждый из Вас молодец!

Испытанием конец.

С грамотой и математикой дружите,

Знания свои копите.

Пусть помогут Вам старанье,

Память, логика, внимание.

Воспитатель: Ребята, ну где же Карлсон? Давайте позвоним в волшебный колокольчик. Если мы все сделали правильно и вовремя, то он обязательно появиться (звонит колокольчик, появляется Карлсон с коробочкой конфет.)

КАРЛСОН: Здравствуйте, ребята! Я так рад, что Вы мне помогли и спасли из Кощеева царства. Спасибо Вам! Трудно, наверное, было? Но вы такие умные, сообразительные и смелые! Благодаря Вашим знаниям и умениям я снова с Вами.

Карлсон предлагает станцевать с ним Веселый танец под музыку. После этого он угощает детей конфетами и прощается.

Пора мне с Вами прощаться. Успехов Вам в школе!

А я поспешу к своему другу Буратино. До свидания, друзья!

Педагогический проект

" По тропинке в школу"(подготовка руки к письму)

МКДОУ «Киреевский д/с Ромашка»»

Романенко Е.Г.,

Участники проекта: воспитанники подготовительной к школе группы, родители детей.

Возраст детей: 6 – 7 лет

Проблемный вопрос : Подготовка руки к письму детей подготовительной группы.

Актуальность проблемы:

Главная задача дошкольного обучения - научить детей

Учиться развивать их умственные способности, не стремясь

при этом к обилию знаний.

В.Ф. Одоевский.

Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретают все большее значение. Особенно актуальны они в настоящее время, когда изменилось содержание начального обучения. Школа заинтересована в том, чтобы дети, поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены к обучению. К сожалению, уровень их подготовленности не всегда соответствует этим требованиям.

Дошкольный возраст-время интенсивного развития у детей ориентировочной основы их действий. Полноценное обучение должно опираться на чувственный опыт ребенка, на его непосредственные наблюдения окружающей действительности. Поэтому одним из принципов обучения дошкольников является принцип наглядности. Известный психолог Л.С. Выготский считал, что обучение должно идти впереди развития и вести его за собой, опираясь на « зону ближайшего развития». Это утверждение тесно связано с теоретическим понятием того, что ребенок обладает особой чувствительностью к определенного рода внешним воздействиям. Иначе говоря, обучение следует начинать в период становления психических функций дошкольника. Опаздывая в обучении, педагоги теряют возможность направлять детское развитие по нужному пути, регулировать этот процесс. Наиболее эффективное использование богатых возможностей ребенка реально только тогда, когда период особой чувствительности к усвоению того или иного материала в его развитии еще не миновал.

На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, нередко встречается зеркальное письмо, ребенок не различает понятие "лево", "право", "лист", "строка", "страница", не укладывается в общий темп работы.

Эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигательной координации, произвольного внимания, аналитического восприятия, слухового внимания.

Всё это отрицательно сказывается на усвоении детьми программы первого класса и вызывает необходимость организации в детском саду специальных занятий, цель которых подготовить руку ребёнка к письму. Такие занятия сочетающие тренировку мелкой моторики пальцев руки с решением задач умственного развития можно организовать через кружковые занятия по программе "Готовим руку к письму".

Цель проекта: Формирование компонентов интеллектуальной и сенсорной готовности к школе через:

Развитие мелкой моторики руки ребенка.

Развитие слухового внимания.

Развитие графического воспроизведения.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

Обучающие: Развитие тонкокоординированных движений рук. Развитие слухового внимания и графического воспроизведения.

Развивающие: Развитие графических движений, зрительного восприятия, зрительно- моторных координации.

Воспитательная: Воспитание старательности, аккуратности, самостоятельности и уверенности в своих умениях.

Проект расчитан на 9 месяцев (подготовительная группа). Занятие проводится 1 раз в неделю. 4 раза в месяц. 36 занятий в год. Организуется во время свободной деятельности детей, после обеденного сна.

Предполагаемый результат проекта:

· К концу года дети должны знать и уметь:

· Знать гигиенические правила письма

· Уметь сохранять правильную посадку и положение рук при письме.

· Знать правильное расположение тетради и ручки при письме.

· уметь правильно держать ручку, карандаш.

· Знать правила штриховки.

· Уметь ориентироваться на листе бумаги в клеточку, в тетради.

· Знать правила работы с тетрадью.

· Уметь выполнять штриховку, соблюдая правила.

· Знать правила работы с ножницами.

· Уметь самостоятельно рисовать простые элементы, фигуры.

· Уметь ориентироваться в тетради, на строке, на странице.

· Уметь правильно держать ножницы и работать с ними.

· Рисование по клеточкам по слуховому восприятию.


Этапы проекта.

Этап реализации проекта

Направления

Мероприятия

Сроки

Ожидаемый результат

1 этап. Подготовительный.

Анализ состояния

проблемы

Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу, педагогический опыт, законодательные документы по подготовки руки к письму дошкольников.

сентябрь

Способствует лучшему пониманию отдельных аспектов теоретических и практических вопросов по выбранной теме

Изучить мнение родителей по данной проблеме через их анкетирование;

Способствует лучшему пониманию проблемы и выбору способов их решения.

Обогащение предметно-пространственной среды по подготовке руки к письму

Подобрать, изготовить наглядный, дидактический, раздаточный материала по подготовке руки к письму, игр, канцелярских принадлежностей, схем.

Весь период

Обогатится предметно-пространственная, развивающая среда по данной проблеме.

Усовершенствование системы методической работы

Обобщить свой опыт по подготовк руки дошкольников к письму;

Сделать анализ и провести корректировку форм организации;

Определить модель, систему, содержание, формы работы, структуру занятий подготовке руки к письму в детском саду;

Изучить и подобрать диагностический материал;

Подобрать и приобрести методическую литературу по обучению дошкольников грамоте;

· составить перспективно-тематического плана по подготовке руки к письму с учётом возраста;

· Разработать серию тематических занятий по подготовке руки к письму дошкольников;

· Сделать презентации к занятиям, интерактивные игры к изучаемому материалу для детей по данной проблеме;

Весь период

Создана система методической работы по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста и по подготовке их руки к письму, усовершенствована работа по планированию;

использованы интерактивные формы работы на занятиях с детьми по обучению грамоте;

Сделан подбор диагностического материала по определению уровня развития у детей по данному направлению;

Обогащена предметно -развивающая среда детского сада по обучению дошкольников грамоте и подготовке их руки к письму;

2 этап. Практический.

Активизировать тесное сотрудничество с родителями воспитанников по обучению грамоте и подготовки руки к письму

Провести:

Анкетирование родителей

«Обучение грамоте детей дошкольного возраста»;

Семинар -практикум:

"Готовим руку к письму";

Оформить папки-передвижки:

1. "Готовимся к школе. Игры развивающие речь ребёнка";

2. "Весёлые дорожки или я умею красиво писать" (Упражнения по подготовке руки к письму).

Октябрь - апрель

Активизировано сотрудничество с родителями воспитанников;

родители вовлечены в работу по подготовке их руки к письму; составлен план сотрудничества с родителями по данному направлению.

Повышение уровня готовности руки к письму в подготовительной группе.

Организовать работу с детьми по подготовке руки к письму (согласно комплексно-тематического планирования) в непосредственной образовательной деятельности, в ходе режимных моментов и самостоятельной детской деятельности;

Организовать работу по развитию мелкой моторикий в центрах знаний, сюжетно-ролевой и дидактической игры изобразительной деятельности, конструирования, музыки, моделирования;

Октябрь - апрель

Дети овладевают основами правописания, подготовлена рука к письму.

Дети проявляют активный интерес к учебной деятельности.

3 этап. Итоговый, обобщающий.

Апробация и проверка конечного продукта

Выявить успешность развития системы по подготовке руки к письму детей старшего дошкольного возраста.

май

Выявлен уровень успешности работы системы обучения основам грамоты и подготовки руки к письму.

Перспективный план занятий.

Структурные элементы занятий

Пальчиковая гимнастика, работа со счетными палочками.

Штриховка, графические упражнения.

Вырезание

Повторение изученного, учет результатов обучения.

Учебный план

Количество занятий в месяц - 4

Количество занятий в год - 36

Структура занятий

1 часть - Упражнения на развитие координации пальцев рук:

пальчиковая гимнастика, упражнения со счетными палочками.

2 часть - Рисование, аппликация, лепка.

3 часть - Упражнения на развитие зрительно- моторной координации и ориентировке на листе: работа в тетради, графические диктанты.

4 часть - Итог.

Продолжительность занятия: Занятия проводятся по 25-30 минут

Эта работа предполагает систему приёмов и заданий от простого к сложному. Учитывая возрастные особенности старших дошкольников, особенности слухового и зрительного восприятия занятия проводятся в тетради в клетку. Клетка даёт большие возможности для развития мелкой моторики и элементарных графических навыков письма, так как рисование по клеткам требует мелких и точных движений, а также развивает умения ориентироваться в пространстве.

На первом этапе ребёнок знакомится с тетрадью в клеточку, рабочей строкой затем учится выполнять задания в ограниченном пространстве-клетке, совершенствует умения измерять условной меркой-клеткой.

В последующем задания усложнятся, постепенно к сложным слуховым диктантам переходим после того, как у детей уже сформировались достаточно чёткие пространственные ориентиры и они свободно воспринимают слуховые задания. Занятия рекомендуется проводить один раз в неделю по 25-30 минут. Перед выполнением задания психологический настрой, а после выполнения - упражнения для кистей рук. Задания можно выполнять различным материалом: шариковой ручкой, фломастером, простым или цветным карандашами.

Все знания и умения полученные на занятиях кружка "По тропинке в школу" дети закрепляют в свободной деятельности. Для этого в уголке развивающих игр помещены тетради и листочки в клеточку, ручки, карандаши, образцы различных заданий из книжек издательства "Карапуз из серии "Готовим руку ребёнка к письму", "Математика в клеточку " и другие.

Дети самостоятельно перерисовывают картинки по клеточкам, придумывают различные свои фигуры.

Мероприятия по реализации проекта.

Подготовка руки к письму.

Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умение держать карандаш и ручку при письме и рисовании. Подготовительные упражнения для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев: обводка и штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки. Овладение строчкой.

Письмо элементов букв: прямой наклонной короткой палочки, прямой наклонной длинной палочки, палочки с закруглением внизу, длинной палочки с петлей, палочки с закруглением вверху и внизу, полуовала и овала.

Пальчиковая гимнастика.

Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Необходимо стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию, письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма. "Пальчиковые игры" очень эмоциональны и увлекательны. Они как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и др.

Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоил какую-нибудь одну "пальчиковую игру", он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку. Дети старше 5 лет могут оформить игры разнообразным реквизитом - домиками, кубиками, мелкими предметами и т.д. Целесообразно каждое занятие по подготовке к письму начинать с "пальчиковых игр", чтобы размять пальчики, активизировать моторику рук для успешного выполнения детьми разнообразных графических упражнений. Время проведения 3 - 7 минут.

Графические упражнения. Штриховка.

Выполнение графических упражнений и штриховки способствуют подготовке руки к письму. Развитие мелкой моторики определяется не только четкостью и красотой изображения линий, но и легкостью и свободой: движения руки не должны быть скованными, напряженными. Правильно соблюдать графические пропорции, писать плавно и симметрично важно для выработки красивого и четкого почерка. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. При прочерчивании прямых линий хорошо видна четкость почерка и уверенность движения руки. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно при формировании почерка. Умение писать с наклоном сверху вниз и снизу вверх необходимо при формировании почерка. Развитию точности движений, вниманию и контролю за собственными действиями также способствуют графические упражнения.

Штриховка - одно из важнейших упражнений. Овладевая механизмом письма, дети вырабатывают такую уверенность штриха, что когда они приступят к письму в тетрадях, у них это будет получаться как у человека, много писавшего.

Правила штриховки:

Штриховать только в заданном направлении.

Не выходить за контуры фигуры.

Соблюдать параллельность линий.

Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0,5 см.

Выполняя различные упражнения по подготовке к письму, ребенок и обучающий должны постоянно помнить и соблюдать гигиенические правила письма, доводя их выполнение до автоматизма. Соблюдение гигиенических правил поможет ребенку в дальнейшем преодолеть трудности технической стороны письма.

Вырезывание ножницами.

Педагог уделяет особое внимание усвоению основных приемов вырезания - навыкам резания по прямой, умению вырезывать различные формы (прямоугольные, овальные, круглые). Задача состоит в том, чтобы подвести детей к обобщенному пониманию способов вырезывания любых предметов. При объяснении задания необходимо учить детей не только пассивно усваивать процесс вырезывания, но и побуждать их давать словесную характеристику движениям рук педагога при показе способов вырезывания. Получая симметричные формы при сгибании бумаги, сложенной гармошкой, дети должны усвоить, что они вырезывают не целую форму а ее половину.

Старшие дошкольники начинают овладевать без предварительной прорисовки, подготовки линии контура навыками силуэтного вырезывания. Обучая силуэтному вырезыванию, успешно используется прием обведения контура предмета в воздухе. Развитию умения "видеть" предмет в воздухе способствуют систематически проводимые игры "Угадай, что рисую?", "Загадай, я отгадаю" (дети или педагог очерчивают в воздухе предмет, отгадывают). Прежде чем приступить к вырезыванию силуэта, следует продумать, откуда, с какого угла, в какую сторону листа, направить ножницы, т.е. учиться планировать предстоящее действие.

Умение уверенно пользоваться ножницами играет особую роль в развитии ручной умелости. Для дошкольников это трудно, требует скоординированности движений. Симметричное вырезывание, вырезание различных фигурок из старых открыток, журналов - полезное и увлекательное занятие для будущих первоклассников.

Диагностика

Умение четко выполнять пальчиковую гимнастику

Умение выполнять штриховку, соблюдая все ее правила

Умение правильно выполнять графический диктант

Умение правильно держать в руке ручку

Умение ориентироваться в пространстве

Соблюдение правил гигиенических требований для письма

Способы проверки знаний, умений, навыков.

3 балла – полностью соответствует критерию (существуют значительные доказательства того, что деятельность ДОУ соответствует данному критерию).

2 балла - частично соответствует критерию (существуют некоторые доказательства того, что деятельность ДОУ соответствует данному критерию);

1 балл – не соответствует критерию (практически отсутствуют доказательства того, что деятельность ДОУ соответствует данному критерию)

При проведении первичной диагностики выявлено, что у детей недостаточно развиты моторные навыки, что очень ярко проявляется в умении держать в руке ручку, в умении правильно выполнять штриховку, и в других критериях. Развитию моторики детей следует уделять особое внимание, эту необходимость испытывают не только первоклассники, но и все учащиеся начальных классов. Вот почему необходимо начинать работу по развитию мелкой моторики как можно раньше – уже в дошкольном возрасте.

Перспективный план занятий " По тропинке в школу"

Месяц

Занятие

Сентябрь

1. Вводное занятие

Выявить уровень сформированности графических умений и навыков у детей,

Умение обводить рисунок по точкам и раскрашивать его

Выявление ведущей руки у детей

Проверить умение ориентироваться на листе бумаги,

2. Осень. Штриховка. Графические упражнения

Учить делать основу из пластилина, выкладывать из бисера рисунок.

Развитие мелкой моторики

Познакомить с методом творческой работы бисеровыкладыванием Создание рисунка используя разные материалы.

Работать над развитием координации движений с речью

Учить соединять точки не отрывая карандаша от листа, учить контролировать силу надавливания на карандаш.

3 Осенний листопад (работа бисером). Обведение по контуру

Развивать эстетическое восприятие колорита в природе и искусстве пейзажа; учить создавать декоративную композицию, располагая изображения по всей поверхности листа.

Развивать цветовое восприятие. Учить детей видеть границы рисунка.

Смешивание краски прямо на листьях.

4. Перелётные птицы (оригами). Штриховка

Продолжать учить выполнять словесные инструкции

Знакомство с искусством оригами Оригами птица

Октябрь

1 Фрукты (печать по трафарету). Графические упражнения

Упражнять в технике печати по трафарету; прививать навык работы в коллективе.

Познакомить с новым методом – печатью по трафарету. Развивать чувство ритма.

Создание рисунка при помощи трафарета

2. Дом (модульная аппликация). Обведение по контуру

Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики, упражнять в координации речи с движением

Тренировать мышцы рук

Осваивать способы модульной аппликации.

Учить обрывать бумагу по контуру Формировать умение планировать работу и технологично осуществлять творческий замысел

3 Осеннее дерево под дождем (рисование). Штриховка

Упражнять в умении строить свою деятельность по словесным инструкциям.

Учить изображать дерево в ветреную погоду.

Развитие мелкой моторики рук, упражнять в координации движения рук.

Закреплять навыки работы с цветными карандашами (штриховка, ведение вертикальных линий, кривых линий с разным нажимом, не отрывая карандаша от бумаги.

4 Ягоды (печать по трафарету). Обведение по контуру

Развитие воображения мелкой моторики, эстетический вкус.

Учить ориентироваться на листе бумаги.

Учить контролировать движение руки, кисти, контролировать силу нажима.

Ноябрь

1. Домашние животные (аппликация). обведение по точкам

Развивать чувство цвета, композиции. Продолжать учить ориентироваться на бумаге. Учить выполнять сюжетную аппликацию, состоящую из двух персонажей.

2. Сказки (оригами). Штриховка

Создать интерес к подготовке мини спектаклей по сюжетам знакомых сказок.

Развитие мелкой моторики, продолжать учить выполнять задание по образцу Работа с бумагой, продолжать учить складывать бумагу по образцу, аккуратно, рассчитывать силу кисти при заглаживании бумаги.

3. День матери (пластелинка-картинка). Графические упражнения

Развитие воображения мелкой моторики чувства цвета.

Знакомство с видом живописи - портрет Продолжать учить детей работать с пластилином, учить пропорционально рисовать карандашом части лица, подбирать контрастный цвет бисера.

4. Первый снег (рисование пальцами) Штриховка

Развитие воображения.

Продолжать учить ориентировке на листе бумаги.

Развитие мелкой моторики рук

Знакомство с техникой рисования пальцами

Декабрь

1. Зима (рисование с элементами аппликации). обведение по точкам

Вызвать интерес к изображению зимнего пейзажа. Эмоциональный отклик на поэтические образы.

Использовать холодную гамму красок при передаче зимнего колорита.

Тренировка мышцы рук Учить использовать технику рисования – тычок (рисование жесткой полусухой кистью, и набрызг

Добавление березы (объемная аппликация) путем приклеивания.

2. Ветка ели (рисование ватными палочками). Штриховка

Развитие зрительно – пространственного восприятия.

Учить рисовать хвою на определенном расстоянии друг от друга Знакомство с нетрадиционной техникой рисования – ватными палочками.

3. Изготовление панорамной новогодней открытки (аппликация с элементами конструирования) Обведение по контуру

Развитие зрительно – моторных функций, упражнять в ориентировке на листе. Создание праздничного настроение, положительного эмоционального отклика.

Учить изготавливать поздравительные открытки – самоделки с сюрпризом.

4. Украшаем елку (аппликация с использованием ватных дисков). Графические упражнения.

Учить выполнять действия по образцу, учить использовать в аппликации блеск, ватные диски.

Развитие мелкой моторики, внимания, воображения. Учить работать с клеем, ватными дисками, блеском. Следить за аккуратностью выполнения работы.

Январь

1. Снеговик (работа с проволокой). Обведение по контуру

Учить работать с проволокой, знакомство с техникой безопасности

2. Деревья в снегу (работа на пластилиновой основе и с крупой). Графические упражнения

Вызвать у детей интерес к изображению зимнего пейзажа, учить отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы. Учить делать пластилиновую основу толщиной 2-3 мм. По заданному контуру вдавливать крупу поштучно, так чтобы получился силуэт дерева в снегу.

3. Узоры на стекле (волшебные рисунки). Обведение по контуру

Создание праздничного настроение, положительного эмоционального отклика.

Развитие мелкой моторики рук.

Учить закрашивать, равномерно располагая на листе один тон краски Рисунок – сюрприз.

4. Белая береза (рисование с элементами аппликации). обведение по точкам

Учить создавать сюжетную композицию, изображать зимнюю (серебристую) березку по мотивам стихотворения.

Работа над развитием моторики и зрительного восприятия.

Гармонично сочетать разные изобразительные техники.

Февраль

1. Зимушка – зима (рисование). Обведение по контуру

Учить отражать впечатления, полученные при наблюдении зимнего пейзажа.

Упражнять в ориентировке на плоскости, работать над развитием зрительно-пространственного восприятия

Продолжать учить использовать нетрадиционные техники рисования

2. Белый медведь любуется северным сиянием (рисование и аппликация). обведение по точкам

Развитие мелкой моторики, воображения.

Совершенствовать графические навыки и умения Учить создавать сюжетную композицию, в технике коллажа.

3. Одежда (декоративное рисование с элементами аппликации). Штриховка

Развитие воображения.

Тренировка мышц рук, развитие зрительно -пространственного восприятия.

Закрепить знания детей сезонной одежде. Учить создавать оригинальные образы на основе силуэта своей руки

4. Чайный сервиз (аппликация.) обведение по точкам

Развитие общей и мелкой моторики.

Развитие эстетического восприятия, учить наносить одинаковый орнамент

Развитие логического мышления воображения.

Учить выполнять аппликацию способом обрывания.

Учить подбирать и различать теплые и холодные тона для композиции

Март

Развитие воображения.

Вызвать положительные эмоции.

Развитие мелкой и общей моторики. Учить контролировать свои действия, следить за аккуратным выполнением работы.

2. Царство диких зверей (работа с нитками). Графические упражнения

Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики, тренировать мышцы рук.

Знакомство детей с приемом аппликации – выклеиванием силуэта мелко нарезанными нитями для передачи эффекта пушистой шерстки.

Учить наносить клей на основу равномерно, тонким слоем.

3. Цветущая весна (рисование). Обведение по контуру

Развитие воображения, мелкой моторики.

4. Весенний цветок (оригами) обведение по точкам

Развитие моторики, логического мышления. Учить выполнять действия по образцу, учить складывать бумагу, прижимать, разглаживать.

Апрель

1. Аквариум (объемная аппликация). Штриховка

Развитие воображения, логического мышления, общей и мелкой моторики, зрительно – пространственного восприятия. Продолжать учить вырезывать по контуру, учить приему закручивания бумаги.

2. День космонавтики (аппликация из цветной бумаги, ткани, фольги). Обведение по контуру

Учить соблюдать контрастность цвета, дополнять рисунок композиционными линиями, создающими красивый ритм и акцент.

Развитие воображения, мелкой моторики. Продолжать учить вырезывать по контуру, Учить подбирать и различать теплые и холодные тона для композиции

3. Ландыши (картинка – пластилинка работа с бисером). обведение по точкам

Учить делать пластилиновую основу толщиной 2-3 мм. По заданному контуру вдавливать бисер поштучно

4. Первые лужи (рисование на мокром листе). Штриховка

Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики, тренировать мышцы рук.

Развитие внимания, воображения.

Учить выполнять действия по образцу

Май

1 Весенний дождь (рисование техника набрызг). Графические упражнения.

Использовать гамму красок

Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики, тренировать мышцы рук.

Знакомство и обучение новой технике рисования Учить создавать оригинальные образы на основе силуэта Учить создавать сюжетную композицию.

2. На лугу (работа с бисером и крупой). Обведение по контуру

Развитие воображения, логического мышления, общей и мелкой моторики, зрительно – пространственного восприятия. Тренировка мышц рук, развитие зрительно -пространственного восприятия.

Учить делать пластилиновую основу толщиной 2-3 мм. По заданному контуру вдавливать бисер и крупу поштучно

3. Насекомые (оригами). Штриховка

Вызвать интерес к работе с цветной бумагой, оригами.

Развитие моторики, логического мышления Учить выполнять действия по образцу, учить складывать бумагу, прижимать, разглаживать.

4 Насекомые (объемная аппликация) обведение по точкам.

Развитие воображения, логического мышления, общей и мелкой моторики, зрительно – пространственного восприятия. Учить контролировать свои действия, следить за аккуратным выполнением работы.

Выводы:

В двигательной области коры головного мозга проекция кисти руки огромна по отношению к проекции других частей тела. К тому же она чрезвычайно близка к речевой моторной зоне (зоне Брока). Ещё раз хочется подчеркнуть, что тренировка движений пальцев является стимулом для развития речи ребёнка, и мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга в целом. Упражнения позволяют развивать память и фантазию, повышает интерес детей к учебным мероприятиям.

Мелкая моторика в жизни и деятельности, выполняет много разных функций. Она активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на одном объекте или деятельности.

Работа по развитию кисти и коррекции имеющихся недостатков должна проводиться в тесном контакте с родителями, воспитателями ДОУ и учителями начальных классов. Это обеспечит преемственность контроля над формированием правильного двигательного навыка и поможет быстрее достичь желаемых результатов.

Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Заниматься нужно ежедневно!

Задачи:

1. Образовательные.

  • Подготовка ребенка к обучению грамоте.
  • Продолжить работу
    • по составлению предложений по схеме и графическому их написанию,
    • звуковому анализу слова,
    • по подготовке руки ребенка к письму,
    • по чтению короткого текста и отдельных слов,
    • по разгадыванию ребусов.
  • Развитие связной речи.
    • Показать богатство и многообразие русского языка посредством ввода в речь прилагательных.
    • Продолжить работу по составлению рассказов.
    • Расширить словарный запас детей вводом такого понятия, как "ценное письмо".
  • Ознакомление с окружающим миром.
    • Уточнить, где живут, как рождаются и выживают зайцы в этом, небезопасном для них мире.
  • Продолжить работу по привитию любви и бережного отношения к животным.

2. Развивающие.

  • Развивать познавательные способности детей, знакомя их с животным миром.
  • Прививать любовь к чтению и родному языку.
  • Учить детей держать учебную задачу и работать в заданном темпе.

3. Воспитательные.

  • Заложить в души детей такое нравственное понятие, как умение сочувствовать и сопереживать животным.
  • Прививать бережное отношение к животным.

Предварительная работа:

  • беседа о планете Земля,
  • написание писем любимым животным,
  • экскурсия на почту и знакомство с ее работой,
  • беседа: "Как было написано первое письмо?",
  • беседа: "Из жизни марок",
  • обучение детей чтению на основе системы Н.А.Зайцева.

Оборудование:

  • письмо от Зайки-Зазнайки,
  • сказочный персонаж "Почтальон Печкин с квитанцией",
  • красочно оформленная книжка-игра на каждого ребенка,
  • дидактический материал для составления звукового анализа слова,
  • карточка с графически написанным предложением,
  • карточка со словом "письмо",
  • карточки со словами (по количеству детей),
  • белый, серый, ушастый, длинноногий, травоядный,
  • бездомный, осторожный, хитрый, шустрый, смелый, быстрый,
  • чуткий, одинокий, хвастливый, трусливый и т.д.,
  • портрет зайца.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель. Сегодня вас ожидает сюрприз. Какой? Это вы узнаете из этой карточки (показывает карточку со словом "письмо").
Помните, во избежание неприятностей слово это не должно быть произнесено вслух. Значит, читать вы его будете про себя. (Дети читают.) А говорить об этом предмете вы будете только прилагательными, как бы загадывая загадку. Помните игру "Устами младенца"? Начали! (Продолжает воспитатель.) Оно какое?

В этом задании педагог, ориентируясь на приблизительные ответы для составления более полной картины о письме, при необходимости задает наводящие вопросы.

Воспитатель. Видите сколько можно подобрать слов, чтобы сказать о письме. А это под силу лишь богатому и могучему русскому языку.

Воспитатель подводит итог. Раздается стук в дверь и входит почтальон Печкин.

Почтальон Печкин. Здравствуйте! А где тут у вас Даша? Она писала письмо Зайцу, вот он и ответил. Прислал на ее имя ценное письмо.

Показывает пальцем на надпись на конверте – дети читают.

Воспитатель. Что значит ценное?

Печкин. Это значит, что отправитель (читает) Зайка-Зазнайка желает, чтобы письмо попало в руки адресата, то есть (читает и показывает) Даше.

Печкин (обращается к Даше) : Распишитесь вот в этой квитанции (показывает) . Между прочим, эта услуга платная.
Письмо я вам доставил? Доставил. Интересно было бы узнать, какую ценность содержит это письмо, фотографии или документы какие, но я спешу, меня еще булочками обещали накормить на вашей кухне.

Даша. Здравствуй Даша! Извини, что не попал к тебе в гости. На это были свои причины. А вот о моей жизни ты с ребятами узнаешь из моего подарка. Сделал я игру для вас. Поиграйте вы сейчас! До свидания! Твой Зайка.

Из конверта достаются книжки-игры и раздаются детям. Все садятся за столы, и начинается работа.

Воспитатель. Откройте свои книжки, подаренные Зайцем, на первой странице.

Первая страница.

Воспитатель.

Как называется игра?
То знают цапля и коза.
Быстрее ум и зорче взгляд-
Спустите буквы в нужный ряд.


Воспитатель. Читаем все вместе, что получилось в нижнем ряду. Правильно! Заяц!

Вторая страница.

Воспитатель. Стал я собираться в гости. Только вышел шубу поменять, Белки загалдели.

Возьмите карандаши и запишите графически следующее предложение: "Смотрите, мячик катается!"

Дети выполняют задание в книжках.

Воспитатель. Я им и ляпнул: Не катаюсь, а сбрасываю серую шубку. А вы знаете, почему Заяц так ответил Белкам?

Дети отвечают.

Воспитатель. Следующее задание Зайца вы выполните дома в этой книжке. Прочитают его и помогут выполнить ваши родители.

Задание Зайца. Попробуй нарисовать Белок и меня, катающегося по земле, методом штриха.

Третья страница.

Воспитатель. Белки загалдели, что я Зайка-Зазнайка. Пришлось им объяснять, что не зазнайка я. Им то что! Живут в своем теплом дупле, а у меня и дома-то нет. Ведь мы рождаемся прямо на земле, среди травы.

Воспитатель дает задание детям:

Видите в своих книжках нарисованного по клеточкам зайца? А теперь нарисуйте его самостоятельно, согласно образцу.



Дети выполняют задание в своих книжках.

Воспитатель. Чтобы Зайка не был одинок, нарисуйте дома ему друзей, согласно образцу, по клеточкам.

Четвертая страница.

Воспитатель. Появились мы на свет и сидим одни-одинешеньки, а мимо пробегают лисы, волки.

Воспитатель дает задание детям: прочтите в своих книжках выделенное слово (в книжках написано слово "Страх") и нарисуйте схему звукового анализа этого слова.

Воспитатель. Доигрался! – подумал я. Только произнес я это слово, как оно рассыпалось…. На какие слова рассыпалось это слово, вы напишете дома.

Пятая страница.

Воспитатель. Я знаю одну веселую игру "Зайка беленький сидит" на стихи:

Зайка беленький сидит и ушами шевелит
Вот так, вот так, и ушами шевелит!
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть –
Лапки вверх – лапки вниз
На носочки подтянись…
Только на носочки встали –
Быстро, быстро поскакали.

А ты Даша, и твои друзья, знаете такую игру? А другие игры придумать можете?

Дети отвечают.

Воспитатель. Пора нам и отдохнуть. Давайте поиграем.

Проводится подвижная игра.

Воспитатель. Дома с родителями придумайте игру и зарисуйте ее на этой странице. А назвать ее можно "Заячья зарядка".

Шестая страница.

Воспитатель. Сижу под кустом, и вдруг из-за елки, вот она, мама прибежала! Я очень люблю, то, что у нее есть. А что именно, отгадаете сами, расставив елочки по росту.

В конвертике на этой странице находятся разные по высоте елочки с буквами. Дети, выполняя задание, выкладывая слово "МОЛОКО".

Воспитатель. Оно у мамы жирное, на несколько дней хватает. А там глядишь, еще какая-нибудь зайчиха пробежит. Ведь они кормят всех зайчат, которые встречаются на их пути. Вот так и сидим три недели, а потом сами начинаем о себе заботится.

Седьмая страница.

Воспитатель. У нас много врагов, вот и спим с открытыми глазами. Дома себе не строим. Летом, затаившись, сидим под кустом, а зимой в снегу прячемся. Волку меня, в моей белой шубке трудно на снегу заметить.

Воспитатель показывает табличку с графическим изображением предложения из четырех слов и предлагает детям составить предложения со словом "волк" по заданной схеме. Задача педагога – добиться, чтобы по одной схеме составлялись разные предложения. Затем воспитатель предлагает детям дома с родителями придумать рассказ на тему: "Как я встретился с зайцем". На этом работа с книжкой-игрой закончена.

Воспитатель. Мне осталось вручить вам последнее послание от Зайки. Все эти слова он написал про себя.

Воспитатель раздает детям карточки со словами. Дети по очереди выходят к доске, каждый со своей карточкой, и читают слово, которое на ней написано. Воспитатель вывешивает их на доске. Слова на карточках:

Вверху над карточками помещается портрет Зайки, взятый из конверта.

Воспитатель. А с игрой мы не прощаемся. Это подарок Зайчика, и он останется у вас. И все-таки, почему Зайка прислал подарок каждому из вас, а не одной Даше?

Выслушивая ответы детей, педагог подводит их к мысли о том, что у Зайца врагов много, а защитников нет. Вот он и ищет себе друзей.