Генеральный план городского округа. Генеральные планы

Генеральный план - один из видов градостроительной документации по территориальному планированию, определяющий градостроительную стратегию и условия формирования среды жизнедеятельности населения. В соответствии с Градостроительным Кодексом РФ, этот документ устанавливает границы населенного пункта, функциональное назначение городских территорий и размещение объектов местного значения.

Генеральный план разрабатывается исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития социальной, инженерной, транспортной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, а также интересов других муниципальных образований.

Целью генерального плана является определение параметров согласованного развития транспортной, инженерной и социальной инфраструктур, роста населения и числа мест приложения труда, объектов коммунально-бытового и ритуального назначения, развития инфраструктуры рекреации (отдыха, спорта, озеленения городских территорий), обеспечивающего учёт интересов граждан и их объединений на основе стратегий, прогнозов и программ социально-экономического и градостроительного развития Московской области.

Основные задачи генерального плана:

  • определение функциональных зон городского округа и параметров функциональных зон;
  • определение территорий планируемого размещения объектов местного значения городского округа;
  • определение зон с особыми условиями использования территорий городского округа;
  • определение границ населённых пунктов, входящих в состав городского округа с указанием перечня координат поворотных точек, а также перечня включаемых и исключаемых из границ населённых пунктов земельных участков, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки;
  • определение перечня и характеристики основных факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также соответствующих территорий городского округа;
  • определение основных мероприятий по сохранению объектов культурного наследия федерального, регионального и местного значения;

разработка предложений по формированию системы общественных пространств в городском округе, включая архитектурно-градостроительное оформление пешеходных зон и улиц.

Генеральный план города

основывается на следующих положениях:

  • социальная ориентация, предполагающая последовательное повышение материального уровня жизни населения и создание благоприятной среды для жизнедеятельности;
  • сохранение уникальности экосистемы поселения и его историко-культурного наследия;
  • ускорение интеграционных процессов со смежными территориями на базе создания совместных производственных кластеров и туристических маршрутов.

Необходимость учета множества факторов развития территории требует анализа ее современного состояния, а также выявления ограничений по ее использованию. С учетом ограничений комплексного развития территории в составе Генерального плана разрабатывается функциональное зонирование территории, которое является основой последующей разработки Правил землепользования и застройки с установлением режимов и регламентов ее использования. В составе Генерального плана также определяются направления развития транспортной, инженерной и социальной инфраструктур на основе оценки сложившегося уровня их развития.

На основании проекта Генерального плана определяются зоны размещения объектов капитального строительства, а в последующей градостроительной и архитектурно-строительной документации будут установлены детальные градостроительные и архитектурные параметры планируемых объектов.

Органы местного самоуправления обладают полномочиями решать вопросы местного значения и правом осуществлять реализацию мероприятий по территориальному планированию, запланированных Генеральным планом, через градостроительную, земельную, инвестиционную и экономическую политики.

Проект призван дать инструмент Администрации города (городского поселения) для:

  • Планирования территории поселения с целью оптимального использования в интересах населения земельных и других природных ресурсов для создания качественной, комфортной, энергетически и информационно устойчивой, экологически, экономически и социально обеспеченной среды обитания.
  • Управления территориями, принадлежащими государству: федеральные и областные земли, дороги, каналы, мосты, инженерная инфраструктура и пр. (при условии проведения запланированного разграничения земель между федеральным центром, субъектом федерации и органами местного самоуправления).
  • Политического обеспечения общественных интересов (здравоохранение, образование, охрана окружающей среды и т.п.).

Таким образом, Генеральный план является важным промежуточным звеном в обосновании и реализации инвестиционных, градостроительных, социальных и иных программ и проектов.

Примеры разработанных и утвержденных проектов:

  • Генеральные планы городских поселений Костромской области:
  • Генеральный план городского поселения Струги Красные Псковской области

Примеры реализованных проектов:

  • Генеральный план Раздольевского сельского поселения Кольчугинского муниципального района Владимирской области
  • Генеральный план Новомарковского сельского поселения Кантемировского муниципального района Воронежской области
  • Генеральный план Истобинского сельского поселения Репьевского муниципального района Воронежской области
  • Генеральный план Центральского сельского поселения Новохоперского муниципального района Воронежской области
  • Генеральный план сельского поселения Ульт-Ягун Сургутского муниципального района ХМАО-Югры
  • Генеральный план городского округа Звездный городок

Институт является разработчиком генеральных планов по государственной программе Московской области «Архитектура и градостроительство Подмосковья» на 2014-2018 гг. В настоящее время ведется разработка следующих документов территориального планирования:

  • Генеральный план городского округа Химки
  • Генеральный план городского округа Рошаль
  • Генеральный план городского округа Котельники
  • Генеральный план городского округа Мытищи
  • Генеральный план городского округа Подольск
  • Генеральный план городского округа Домодедово
  • Генеральный план городского округа Кашира
  • Схема территориального планирования Красногорского муниципального района Московской области
  • Генеральный план гп Красногорск Красногорского района
  • Генеральный план гп Нахабино Красногорского района
  • Генеральный план сп Отрадненское Красногорского района
  • Генеральный план сп Ильинское Красногорского района
  • Схема территориального планирования Ленинского муниципального района Московской области
  • Генеральный план гп Видное Ленинского района
  • Генеральный план сп Молоковское Ленинского района
  • Генеральный план сп Развилковское Ленинского района
  • Схема территориального планирования Одинцовского муниципального района Московской области
  • Генеральный план гп Одинцово Одинцовского района
  • Генеральный план гп Голицыно Одинцовского района
  • Генеральный план гп Заречье Одинцовского района
  • Генеральный план гп Большие Вяземы Одинцовского района
  • Генеральный план гп Кубинка Одинцовского района
  • Генеральный план гп Лесной городок Одинцовского района
  • Генеральный план гп Новоивановское Одинцовского района
  • Генеральный план сп Часцовское Одинцовского района
  • Генеральный план сп Никольское Одинцовского района
  • Генеральный план сп Ершовское Одинцовского района
  • Генеральный план сп Барвихинское Одинцовского района
  • Генеральный план сп Жавороновское Одинцовского района
  • Генеральный план сп Успенское Одинцовского района
  • Схема территориального планирования Орехово-Зуевского муниципального района Московской области
  • Генеральный план гп Дрезна Орехово-Зуевского района
  • Генеральный план гп Ликино-Дулево Орехово-Зуевского района
  • Генеральный план гп Куровское Орехово-Зуевского района
  • Генеральный план сп Дороховское Орехово-Зуевского района
  • Генеральный план сп Демиховское Орехово-Зуевского района
  • Генеральный план сп Горское Орехово-Зуевского района
  • Генеральный план сп Соболевское Орехово-Зуевского района
  • Генеральный план сп Верейское Орехово-Зуевского района
  • Генеральный план сп Белавинское Орехово-Зуевского района
  • Генеральный план сп Малодубенское Орехово-Зуевского района
  • Генеральный план сп Давыдовское Орехово-Зуевского района
  • Генеральный план сп Ильинское Орехово-Зуевского района
  • Генеральный план сп Новинское Орехово-Зуевского района
  • Схема территориального планирования Павлово-Посадского муниципального района Московской области
  • Генеральный план гп Павловский-Посад Павлово-Посадского района
  • Генеральный план гп Большие дворы Павлово-Посадского района
  • Генеральный план сп Кузнецовское Павлово-Посадского района Генеральный план сп Аверкиевское Павлово-Посадского района
  • Генеральный план сп Улитинское Павлово-Посадского района
  • Генеральный план сп Рахмановское Павлово-Посадского района
  • Генеральный план гп Щелково Щелковского района
  • Генеральный план гп Свердловский Щелковского района
  • Генеральный план гп Загорянский Щелковского района
  • Генеральный план гп Фряново Щелковского района
  • Генеральный план гп Монино Щелковского района
  • Генеральный план сп Трубинское Щелковского района
  • Генеральный план сп Гребневское Щелковского района
  • Генеральный план сп Медвежье-Озерское Щелковского района
  • Генеральный план сп Анискинское Щелковского района
  • Схема территориального планирования Луховицкого муниципального района Московской области
  • Генеральный план гп Луховицы Луховицкого района
  • Генеральный план гп Белоомут Луховицкого района
  • Генеральный план сп Краснопоймовское Луховицкого района
  • Генеральный план сп Астаповское Луховицкого района
  • Генеральный план сп Головачевское Луховицкого района
  • Генеральный план сп Газопроводское Луховицкого района
  • Генеральный план сп Дединовское Луховицкого района

Генеральный план сельского поселения

Генеральный план - документ, предусматривающий поливариантное развитие территории сельского поселения. При этом он защищает права жителей на определенные социальные гарантии, обеспечивая нормативные потребности жителей в объектах социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры. Иными словами, Генеральный план призван создавать благоприятную среду для жизни населения и подготавливать территорию для возможных инвестиций.

Проект генерального плана

сельского поселения состоит минимум из трех, но обычно из четырех этапов:

    Сбор и анализ исходных данных (1-2 месяца). В ходе выполнения 1 этапа работ проектировщики выезжают на территорию, собирают всю необходимую информацию, проводят встречи, совещания, беседы с администрацией района и поселения, местными жителями и другими заинтересованными лицами. Итогом первого этапа работ является «Схема современного использования территории» с пояснительной запиской.

    Комплексная оценка территории сельского поселения (1-2 месяца). В ходе выполнения 2 этапа работы проводится всесторонний анализ территории, выявляются ограничения ее комплексного развития. Итогом второго этапа работы является «Схема комплексной оценки территории сельского поселения» с пояснительной запиской.

    Подготовка проектных предложений и утверждаемых материалов, предварительное согласование с органами государственной власти и органами местного самоуправления (2-3 месяца). Итогом третьего этапа является комплект карт и томов пояснительной записки, в формате, регламентированном Градостроительным кодексом и местным законодательством о градостроительной деятельности.

    Подготовка генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов осуществляется применительно ко всем территориям поселений, городских округов.

    Подготовка генплана поселения, генплана городского округа может осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящих в состав поселения, городского округа, с последующим внесением в генеральный план изменений, относящихся к другим частям территории поселения, округа.

    Строительство новых и реконструкция существующих поселений, городских округов осуществляется в соответствии с генеральными планами , которые разрабатываются на 20 лет.

    При этом необходимо предусмотреть резервы территории, обеспечивающие возможность дальнейшего развития поселения, городского округа за пределами указанного срока.

    Генплан должен обеспечивать создание четкой планировочной структуры поселения, городского округа и его функциональное зонирование по видам использования:

    Для размещения жилой и общественной застройки

    Промышленности

    Производственных, коммунальных и складских объектов

    Сооружений внешнего транспорта

    Мест отдыха населения

    В генплане должна быть обеспечена высокая экономическая эффективность использования земель, создание производственно – селитебных комплексов, применение рациональной этажности застройки, взаимосвязанное размещение и организация транспортных и инженерных объектов (транспортно – инженерная инфраструктура).

    В генплане предусматриваются мероприятия:

    По охране воздушного бассейна

    По охране источников водоснабжения

    Снижению уровня шума, вибрации и электромагнитных излучений

    По сохранению памятников архитектуры и культуры, градостроительных ансамблей, памятников садово-паркого искусства и органическому их включению в новую планировку и застройку.

    Процесс выполнения работ состоит из 3 х основных этапов:

    1. аналитического (изучение современного состояния и предшествующей истории объекта)

    2. прогностического (оценка достигнутого уровня и разработка общей концепции развития)

    3. синтетического или конструктивного (разработка конкретных проектных предложений)


    Разработка генплана включает основные этапы:

    1. изучение исходных данных об экономических, природных, демографических и других условиях.

    2. подготовку топографической и геологической подосновы.

    3. рекогносцировочное обследование.

    4. разработку и сравнение вариантов проектного решения.

    5. оформление графических и текстовых материалов.

    6. согласование проектов с заинтересованными ведомствами.

    7. общественное обсуждение проекта.

    8. утверждение проекта.



    Генеральный план – важнейший градостроительный документ , определяющий общую концепцию территориально – пространственного развития поселения или городского округа.

    Он служит основой для всех последующих стадий градостроительного и архитектурного проектирования.

    Генеральные планы поселений выполняются, как правило, в масштабе М 1:2000 – М 1:10000;

    Генеральный план муниципального округа выполняется, как правило, в масштабе М 1:5000 – М 1:25000, иногда М 1:50000.

    Лекция подготовлена доцентом

    Кафедры градостроительства РГААИ

    Шапошниковой Ю. А.

    Литература:

    1. Градостроительный кодекс РФ.

    2. Федеральный закон № 131 РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

    3. Яргина З. Н. и др. «Основы теории грдостроительства».

    4. В. В. Владимиров, И. А. Фомин «Основы районной планировки».

    5. Гутнов А. Э. «Эволюция градостроительства».

    1. Подготовка генерального плана поселения, генерального плана городского округа (далее также - генеральный план) осуществляется применительно ко всей территории такого поселения или такого городского округа.

    2. Подготовка генерального плана может осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа, с последующим внесением в генеральный план изменений, относящихся к другим частям территорий поселения, городского округа. Подготовка генерального плана и внесение в генеральный план изменений в части установления или изменения границы населенного пункта также могут осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа.

    3. Генеральный план содержит:

    1) положение о территориальном планировании;

    2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа;

    3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;

    4) карту функциональных зон поселения или городского округа.

    4. Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя:

    1) сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов;

    2) параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов.

    1) планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, относящиеся к следующим областям:

    а) электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение;

    Б) автомобильные дороги местного значения;

    в) физическая культура и массовый спорт, образование, здравоохранение, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов в случае подготовки генерального плана городского округа;

    г) иные области в связи с решением вопросов местного значения поселения, городского округа;

    2) границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;

    3) границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.

    5.1. Обязательным приложением к генеральному плану являются сведения о границах населенных пунктов (в том числе границах образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа, которые должны содержать графическое описание местоположения границ населенных пунктов, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Органы местного самоуправления поселения, городского округа также вправе подготовить текстовое описание местоположения границ населенных пунктов. Формы графического и текстового описания местоположения границ населенных пунктов, требования к точности определения координат характерных точек границ населенных пунктов, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

    6. К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт.

    7. Материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме содержат:

    1) сведения о планах и программах комплексного социально-экономического развития муниципального образования (при их наличии), для реализации которых осуществляется создание объектов местного значения поселения, городского округа;

    2) обоснование выбранного варианта размещения объектов местного значения поселения, городского округа на основе анализа использования территорий поселения, городского округа, возможных направлений развития этих территорий и прогнозируемых ограничений их использования, определяемых в том числе на основании сведений, документов, материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, в том числе материалов и результатов инженерных изысканий, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности;

    (см. текст в предыдущей редакции)

    3) оценку возможного влияния планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа на комплексное развитие этих территорий;

    4) утвержденные документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения на территориях поселения, городского округа объектов федерального значения, объектов регионального значения, их основные характеристики, местоположение, характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов, реквизиты указанных документов территориального планирования, а также обоснование выбранного варианта размещения данных объектов на основе анализа использования этих территорий, возможных направлений их развития и прогнозируемых ограничений их использования;

    (см. текст в предыдущей редакции)

    5) утвержденные документом территориального планирования муниципального района сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения на территории поселения, входящего в состав муниципального района, объектов местного значения муниципального района, их основные характеристики, местоположение, характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов, реквизиты указанного документа территориального планирования, а также обоснование выбранного варианта размещения данных объектов на основе анализа использования этих территорий, возможных направлений их развития и прогнозируемых ограничений их использования;

    6) перечень и характеристику основных факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

    7) перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, или исключаются из их границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования;

    Генеральные планы подлежат опубликованию.
    2. Текст решений генерального плана содержит:
    - описание целей и задач развития территории соответствующего муниципального образования;
    - описание мероприятий и последовательности их выполнений по достижению поставленных целей и задач, план первоочередных мероприятий.
    В картографических материалах генерального плана отображаются:
    - границы городского округа, границы поселения;
    - черта населенных пунктов;
    - границы категорий земель за пределами черты населенных пунктов;
    - границы целевых функциональных зон в пределах черты населенных пунктов - зон жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного, специального и иного назначения;
    - границы территориальных зон, в пределах которых запрещаются определенные виды деятельности, ограничивается использование земельных участков и иных объектов недвижимости - санитарно-защитных зон, водоохранных зон, зон охраны памятников истории и культуры, иных зон запрещений и ограничений;
    - места размещения объектов местного значения поселения, городского округа, зоны резервирования территорий для размещения объектов, необходимых для государственных и муниципальных нужд.
    3. Для целей согласования генеральных планов подготавливаются обосновывающие материалы.
    Обосновывающие материалы содержат текстовую и картографическую части.
    Текстовая часть обосновывающих материалов содержит:
    - анализ предшествующего периода и современного состояния территории, проблем и направлений ее дальнейшего развития;
    - характеристики и показатели предлагаемых решений и мероприятий;
    - описание и обоснование предложений по начальному этапу их реализации.
    Картографическая часть обосновывающих материалов содержит:
    - карты, фиксирующие информацию о состоянии, возможностях развития, запрещениях и ограничениях использования территории;
    - проекты карт, содержащие предложения по развитию территории и используемые для внесения в них изменений и дополнений, необходимость которых выявилась в процессе согласования и обсуждения генерального плана.
    Карты, фиксирующие информацию о состоянии, возможностях развития, запрещениях и ограничениях использования территории, включают:
    - карту существующего использования территории муниципального образования (опорный план);
    - карты ограничений, учитываемых при территориальном планировании на уровне муниципальных образований: карту с фиксацией решений правовых актов территориального планирования Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального района (в случае генерального плана поселения); карты границ территориальных зон, в пределах которых запрещается, ограничивается использование земельных участков и иных объектов недвижимости - санитарно-защитных зон, водоохранных зон, иных зон;
    - карту оценки территории для целей дальнейшего использования и развития, в том числе с учетом материалов инженерно-геологических изысканий территорий;
    - иные картографические материалы.
    Проекты карт, содержащие предложения по развитию территории и используемые для внесения в них изменений и дополнений, необходимость которых выявилась в процессе согласования и обсуждения проекта генерального плана, включают:
    - проект карты, содержащий предложения по установлению целевых функциональных зон в пределах черты поселений - зон жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного, специального и иного назначения;
    - проект карты, содержащий предложения по установлению, изменению границ распространения зон запрещений, ограничений вокруг недвижимых памятников истории и культуры (зон охраны памятников истории и культуры);
    - проект карты с предложениями о местах размещения объектов местного значения поселения, городского округа, о зонах резервирования территорий для размещения объектов, необходимых для государственных и муниципальных нужд, и обоснованиями отсутствия других вариантов размещения указанных объектов;
    - проект карты, содержащий предложения по границам территорий первоочередной разработки документации по планировке территории для формирования земельных участков с целью их последующего предоставления гражданам и юридическим лицам.
    В состав указанных проектов карт могут включаться:
    - проект карты, на которой отображаются предложения по изменению административных границ городского округа, поселения;
    - проект карты, на которой отображаются предложения по изменению границ категорий земель за пределами черты населенных пунктов.
    4. Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в действующий генеральный план изменений и дополнений принимает глава муниципального образования - городского округа, поселения. В таком решении:
    - определяется орган поселения, городского округа, уполномоченный на подготовку проекта генерального плана или предложений по внесению изменений и дополнений в действующий генеральный план;
    - устанавливаются сроки работ, определяются другие вопросы их организации.
    В решении могут содержаться перечень, а также характеристики объектов, необходимых для муниципальных нужд, иных объектов, определенных в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса, или указание уполномоченному органу местного самоуправления подготовить указанный перечень и характеристики в составе задания, прилагаемого к договору на подготовку генерального плана, или в процессе его подготовки, включая определение удельных и (или) абсолютных показателей потребности строительных площадей для соответствующих объектов и необходимых для них земельных участков с учетом специфики, перспектив и планируемых этапов развития городского округа, поселения.
    Глава органа местного самоуправления городского округа, поселения может утвердить своим решением указанные перечень, характеристики и расчетные показатели до начала или в процессе работ по подготовке проекта генерального плана, предложений по внесению изменений и дополнений в действующий генеральный план.
    Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в действующий генеральный план изменений и дополнений подлежат опубликованию.
    5. Уполномоченный на подготовку проекта генерального плана орган поселения, городского округа обеспечивает:
    - подготовку проекта генерального плана;
    - учет решений, содержащихся в правовых актах территориального планирования Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального района (при подготовке генерального плана поселения, входящего в состав муниципального района);
    - проверку проекта генерального плана на соответствие техническим регламентам по размещению, проектированию и строительству объектов недвижимости;
    - согласование проекта генерального плана заинтересованными органами местного самоуправления.
    6. Подготовленный проект генерального плана направляется уполномоченным на подготовку проекта генерального плана органом местного самоуправления главе органа местного самоуправления городского округа, поселения.
    Глава органа местного самоуправления городского округа, поселения направляет проект генерального плана и обосновывающие материалы к нему в случае наличия предмета согласования, определенного в пункте 8 настоящей статьи, уполномоченному органу Российской Федерации по вопросам градостроительной деятельности, уполномоченному органу субъекта Российской Федерации по вопросам градостроительной деятельности, главе муниципального района (применительно к генеральному плану поселения, входящего в состав муниципального района), главам муниципальных образований, имеющих общую границу с муниципальным образованием, применительно к которому подготовлен проект генерального плана, а также обеспечивает организацию публичных слушаний проекта генерального плана.
    7. Срок процедуры согласования составляет три месяца со дня направления проекта генерального плана на согласование.
    8. Предметом согласования проекта генерального плана является отсутствие других, помимо предлагаемых, вариантов возможного размещения объектов для муниципальных нужд, а также:
    - для Российской Федерации - рассмотрение предложений об изменении границ категорий земель лесного фонда, водного фонда, земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, земель обороны, земель поселений - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, а также границ земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
    - для субъекта Российской Федерации - рассмотрение предложений об изменении границ категории земель сельскохозяйственного назначения за пределами черты населенных пунктов, особо охраняемых природных территорий регионального значения, а также границ земельных участков, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;
    - для муниципального района - рассмотрение предложений об изменении границ земельных участков, находящихся в собственности муниципальных районов;
    - для соседних муниципальных образований - вопросы распространения на их территорию зон запрещений, зон вредного воздействия от предлагаемых к размещению объектов.
    Иные вопросы не могут рассматриваться при согласовании проекта генерального плана.
    9. Заключения на проект генерального плана могут содержать согласование либо несогласование с обоснованием причин, в том числе указание на несоответствие проекта генерального плана техническим регламентам по размещению, проектированию и строительству объектов недвижимости, правовым актам территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных районов.
    10. Непоступление в установленный срок главе органа местного самоуправления городского округа, поселения заключений от органов, указанных в пункте 6 настоящей статьи, влечет согласование такими органами проекта генерального плана.
    11. В случае поступления согласований от органов, указанных в пункте 6 настоящей статьи, глава органа местного самоуправления городского округа, поселения направляет проект генерального плана, исправленный и дополненный с учетом мнения населения (если выявилась необходимость внесения исправлений и дополнений по результатам публичных слушаний), с обосновывающими материалами представительному органу местного самоуправления для принятия генерального плана.
    Представительный орган поселения, городского округа принимает генеральный план, который вступает в силу со дня его опубликования.
    12. В случае поступления от одного или нескольких органов, указанных в пункте 6 настоящей статьи, заключений, содержащих несогласование с обоснованием причин, то глава органа местного самоуправления городского округа, поселения принимает решение о создании согласительной комиссии, в состав которой включаются представители органов, направивших заключения, содержащих несогласование проекта генерального плана.
    В состав согласительной комиссии могут включаться представители общественных объединений и граждан, высказавших свои замечания, предложения на публичных слушаниях по обсуждению проекта генерального плана.
    Максимальный срок работы согласительной комиссии составляет три месяца.
    По результатам работы согласительная комиссия представляет главе органа местного самоуправления городского округа, поселения:
    - документ о согласовании, а также измененный и дополненный проект генерального плана, подготовленный для принятия;
    - материалы в виде текстов и карт, характеризующие несогласованные вопросы.
    Указанные материалы могут содержать:
    - предложения об исключении из проекта генерального плана несогласованных вопросов (в том числе путем их фиксации на соответствующей карте) таким образом, что действие генерального плана не будет распространяться на эти вопросы до тех пор, пока они не будут согласованы;
    - план дальнейших работ по разрешению несогласованных вопросов путем подготовки после вступления в действие генерального плана предложений по внесению в него соответствующих изменений и дополнений.
    13. На основании материалов, представленных согласительной комиссией, глава органа местного самоуправления городского округа, поселения вправе принять решение:
    - об отклонении проекта генерального плана и направлении его на доработку;
    - о направлении согласованного (или не согласованного в определенной части) проекта генерального плана представительному органу власти местного самоуправления.
    14. Представительный орган поселения, городского округа в течение трех месяцев со дня направления ему проекта генерального плана должен принять решение, которым он может:
    - принять генеральный план полностью;
    - принять генеральный план частично в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи.
    Генеральный план вступает в действие в день его официального опубликования.
    15. Со дня вступления в силу генерального плана не допускается предоставление в частную собственность земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности и расположенных в пределах зон, определенных генеральным планом, для размещения объектов местного значения поселения, городского округа.
    16. Собственники земельных участков и иных объектов недвижимости, находящихся в пределах зон, определенных генеральным планом для будущего размещения объектов, необходимых для государственных и муниципальных нужд, вправе обжаловать в судебном порядке генеральный план в течение шести месяцев со дня вступления его в силу.
    17. Российская Федерация, субъект Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе обжаловать в судебном порядке генеральный план в течение трех месяцев со дня его вступления в силу.
    18. В течение одного месяца со дня принятия генерального плана уполномоченный на подготовку генерального плана орган поселения, городского округа должен разместить генеральный план в муниципальной системе информационного обеспечения градостроительной деятельности.
    Администрация поселения, городского округа должна обеспечить условия для открытого доступа органов государственной власти, органов местного самоуправления, всех заинтересованных лиц к информации, содержащейся в генеральном плане.
    19. План реализации генерального плана утверждается главой органа местного самоуправления городского округа, поселения в течение трех месяцев со дня вступления в силу генерального плана и содержит решения о:
    - подготовке и предоставлении не позднее восемнадцати месяцев со дня принятия плана реализации генерального плана правил землепользования и застройки на согласование и публичные слушания или о внесении изменений и дополнений в правила землепользования и застройки с указанием соответствующих сроков;
    - сроках подготовки документации по планировке территории - совмещенных проектов планировки и межевания, посредством которых уточняются границы зон изъятия, в том числе путем выкупа, резервирования, земельных участков и иных объектов недвижимости для государственных и муниципальных нужд;
    - сроках подготовки проектной документации и строительстве объектов, необходимых для муниципальных нужд, в том числе на зарезервированных для последующего изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участках;
    - объемах и последовательности финансирования работ по подготовке документации, строительству объектов, а также финансировании затрат на изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков, зарезервированных для муниципальных нужд, на компенсацию возможного ущерба владельцам объектов недвижимости, вызванного установлением ограничений на их использование в связи с размещением объектов, необходимых для муниципальных нужд.
    20. Внесение изменений и дополнений в генеральные планы осуществляется в порядке, установленном настоящим Кодексом для подготовки и принятия генеральных планов.
    Основаниями для обязательного внесения изменений и дополнений в генеральные планы являются:
    - несоответствие генеральных планов законодательству о градостроительной деятельности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации;
    - несоответствие генеральных планов правовым актам территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации;
    - решения органов прокуратуры, судебных органов.
    Глава органа местного самоуправления городского округа, поселения обязан обеспечить:
    - отмену решений по реализации той части генерального плана, которая противоречит законодательству;
    - внесение изменений и дополнений в генеральный план в течение трех месяцев со дня вступления в силу законов, иных правовых актов, а также решений.
    Правом принятия решений о подготовке предложений по внесению изменений и дополнений в действующие генеральные планы обладают главы органа местного самоуправления городского округа, поселения.
    Эти решения могут приниматься по обращениям:
    - государственных органов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации;
    - органов местного самоуправления;
    - физических и юридических лиц.
    21. При отсутствии генерального плана поселения, городского округа, если иное не определено федеральным законом, не допускается изъятие, в том числе путем выкупа, резервирование земельных участков и иных объектов недвижимости для нужд соответствующего поселения, городского округа.

    1. Подготовка генерального плана поселения, генерального плана городского округа (далее также - генеральный план) осуществляется применительно ко всей территории такого поселения или такого городского округа.

    2. Подготовка генерального плана может осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа, с последующим внесением в генеральный план изменений, относящихся к другим частям территорий поселения, городского округа. Подготовка генерального плана и внесение в генеральный план изменений в части установления или изменения границы населенного пункта также могут осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа.

    3. Генеральный план содержит:

    1) положение о территориальном планировании;

    2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа;

    3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;

    4) карту функциональных зон поселения или городского округа.

    4. Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя:

    1) сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов;

    2) параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов.

    5. На указанных в пунктах 2 - 4 части 3 настоящей статьи картах соответственно отображаются:

    1) планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, относящиеся к следующим областям:

    а) электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение;

    б) автомобильные дороги местного значения;

    в) физическая культура и массовый спорт, образование, здравоохранение, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов в случае подготовки генерального плана городского округа;

    г) иные области в связи с решением вопросов местного значения поселения, городского округа;

    2) границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;

    3) границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.

    6. К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт.

    7. Материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме содержат:

    1) сведения о планах и программах комплексного социально-экономического развития муниципального образования (при их наличии), для реализации которых осуществляется создание объектов местного значения поселения, городского округа;

    2) обоснование выбранного варианта размещения объектов местного значения поселения, городского округа на основе анализа использования территорий поселения, городского округа, возможных направлений развития этих территорий и прогнозируемых ограничений их использования;

    3) оценку возможного влияния планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа на комплексное развитие этих территорий;

    4) утвержденные документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения на территориях поселения, городского округа объектов федерального значения, объектов регионального значения, их основные характеристики, местоположение, характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов, реквизиты указанных документов территориального планирования, а также обоснование выбранного варианта размещения данных объектов на основе анализа использования этих территорий, возможных направлений их развития и прогнозируемых ограничений их использования;

    5) утвержденные документом территориального планирования муниципального района сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения на территории поселения, входящего в состав муниципального района, объектов местного значения муниципального района, их основные характеристики, местоположение, характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов, реквизиты указанного документа территориального планирования, а также обоснование выбранного варианта размещения данных объектов на основе анализа использования этих территорий, возможных направлений их развития и прогнозируемых ограничений их использования;

    6) перечень и характеристику основных факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

    7) перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, или исключаются из их границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования.

    8. Материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают:

    1) границы поселения, городского округа;

    2) границы существующих населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа;

    3) местоположение существующих и строящихся объектов местного значения поселения, городского округа;

    4) особые экономические зоны;

    5) особо охраняемые природные территории федерального, регионального, местного значения;

    6) территории объектов культурного наследия;

    7) зоны с особыми условиями использования территорий;

    8) территории, подверженные риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

    9) иные объекты, иные территории и (или) зоны, которые оказали влияние на установление функциональных зон и (или) планируемое размещение объектов местного значения поселения, городского округа или объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципального района.

    Скачать PDF

    Печать страницы

    Предлагаем ознакомиться со статьей 23 Градостроительного кодекса Главы 3 «Содержание генерального плана поселения и генерального плана городского округа». Информация актуальна на 2016 год. Если Вы считаете, что статья 23 Градостроительного кодекса устарела и не является актуальной, просим Вас написать об этом в редакцию сайта через форму