Техническая модернизация апк направления. Льготный лизинг ускорит техническую модернизацию апк

29 мая состоялось заседание экспертного Совета Госдумы по законодательному обеспечению сельскохозяйственного, пищевого и специализированного машиностроения, в ходе которого с докладом о состоянии энерговооруженности сельского хозяйства и мерах поддержки сельхозмашиностроения выступил первый заместитель Министра сельского хозяйства Джамбулат Хатуов. В мероприятии приняли участие Председатель Комитета Госдумы по аграрным вопросам Владимир Кашин, руководство ассоциации «Росспецмаш», представители Минпромторга России.

Для решения вопросов технической модернизации с 2013 года в Госпрограмму развития АПК введена мера прямой поддержки отрасли сельхозмашиностроения – субсидии производителям техники. Она сыграла серьезную роль, однако не смогла радикально переломить ситуацию с дефицитом сельхозтехники. Так, на сегодняшний день у аграриев имеется 428 тыс. тракторов, 125 тыс. зерноуборочных и 17 тыс. кормоуборочных комбайнов, что как минимум на 25% меньше необходимого для проведения сезонных полевых работ в оптимальные агротехнологические сроки, заявил Джамбулат Хатуов.

В настоящее время, по мнению Минсельхоза, наиболее эффективным инструментом господдержки технической модернизации АПК является льготный лизинг. По результатам анализа, проведенного ведомством совместно с Минпромторгом, при сохранении существующих мер поддержки по Постановлению Правительства № 1432, ежегодная потребность в субсидиях с 2019 по 2025 год может увеличиться с 19,6 млрд рублей до 38,9 млрд рублей.

В связи с этим, в целях повышения эффективности использования федеральных бюджетных средств и опираясь на мировой опыт, Минсельхоз считает необходимым определить лизинговые поставки сельхозтехники и оборудования в качестве приоритетной меры господдержки. Данный механизм предлагается включить в паспорт проекта «Техническая модернизация АПК» и начать его реализацию не позднее 2020 года.

«Новый лизинговый продукт будет представлять из себя беспроцентную рассрочку сроком на 5 лет при оплате аванса в размере 20%. При таких условиях обновить парк техники смогут в том числе даже малые фермерские хозяйства, которым не удавалось это сделать даже при наличии скидки», –отметил Джамбулат Хатуов.

Это преимущество позволяет аграриям не выводить из оборота средства, а направить их на дальнейшее развитие бизнеса, что дает возможность в том числе обновить в 4 раза больше условных единиц техники при равных затратах. При этом акцент в господдержке будет смещен в сторону стимулирования платежеспособного спроса, а не производства.

«Заявленная регионами потребность в приобретении техники на условиях льготного лизинга в ближайшие 3 года составляет 33,8 тыс. единиц на 139 млрд рублей. Это говорит о востребованности предлагаемого механизма поддержки», – подчеркнул Джамбулат Хатуов.

По словам первого замминистра, при ежегодном государственном софинансировании в размере 8 млрд рублей лизинговые компании смогут поставить за 3 года 29,3 тыс. машин, удовлетворив потребности регионов на 86%. При этом российские машиностроители смогут более эффективно планировать производственные процессы, а в лизинг будет передаваться только современная отечественная техника, либо не имеющая в стране аналогов. Кроме того, предлагается увеличить номенклатурную линейку лизинга за счет расширения типов поставляемого оборудования, что позволит аграриям приобретать именно ту технику, которая им действительно нужна.

По мнению Минсельхоза, для достижения целевых ориентиров также необходимо совершенствование механизма льготного кредитования на приобретение новой техники. Ведомство предлагает увеличить его срок с 5 до 8-12 лет, что позволит выстроить более удобный график погашения задолженности по кредиту и уменьшить текущие расходы заемщиков.

Преимущества поставок сельхозтехники при помощи льготного лизинга в своем выступлении также отметил Владимир Кашин. По словам парламентария, благодаря доступности предлагаемого механизма аграрии получат возможность кратно увеличить свою оснащенность современными машинами.

ПРОБЛЕМЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ

А. А. БУРМИСТРОВА, Н. К. РОДИОНОВА, И. С. КОНДРАШОВА

В статье рассматриваются основные проблемы технического и технологического перевооружения сельского хозяйства. Представлены основные подходы к решению данной проблемы. Особое значение уделяется необходимости создания условий для широкомасштабного перехода на новые технологии.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, технологическая модернизация, машинно-технологическое развитие.

Сельское хозяйство является потребителем продукции многих отраслей промышленности и сферы услуг, обеспечивая занятость миллионов человек трудоспособного возраста, от состояния АПК напрямую зависят продовольственная безопасность страны и жизненный уровень населения.

В настоящее время АПК проходит через сложный период реформирования. Несмотря на сложную экономическую ситуацию, отрасль выросла на 1,2 %. Следует подчеркнуть, что за последние годы в аграрном секторе экономики усилились процессы горизонтальной и вертикальной интеграции, создаются крупные интегрированные комплексы, кооперативные объединения малых форм агробизнеса. Они и несут основную нагрузку по производству сельскохозяйственной продукции .

Вместе с тем, АПК продолжает оставаться одной из наиболее проблемных сфер экономики России. Самым острым вопросом для сельского хозяйства страны является общее техническое и технологическое отставание от своих главных конкурентов на мировом продовольственном рынке. По некоторым оценкам, оно достигает едва ли не 20-30 лет. В наследство от прошлого современным российским аграриям и животноводам остались затратные технологии .

Формирование курса модернизации, объявленного президентом России Д. А. Медведевым в 2010 г., стало главным событием для национальной экономики. В настоящее время перед сельским хозяйством поставлена задача технического перевооружения и индустриального развития, для решения которой необходимо создать высокотехнологичное производство, соответствующее со-

временным требованиям к уровню экономической эффективности.

Российский АПК должен пройти самую настоящую технологическую революцию. Об этом со всей очевидностью свидетельствует опыт стран с развитой аграрной сферой.

Есть и у нас позитивные примеры. Некоторые хозяйства Татарстана, Краснодарского края, Ростовской, Липецкой, Белгородской, Курской и других областей весьма преуспели в беспахотном земледелии, строят животноводческие комплексы мирового уровня. Однако до большинства хозяйств российской глубинки современные технологии еще не дошли.

Поэтому на новом витке сельскохозяйственных реформ остро стоит необходимость производства и распространения технических и информационных средств модернизации агропромышленных предприятий.

Но инновационное развитие агропромышленного комплекса тормозится прежде всего низким технологическим уровнем промышленности, в том числе и сельскохозяйственного машиностроения. Именно в этой взаимосвязи мы должны искать пути модернизации сельского хозяйства.

Решение проблем сельского хозяйства напрямую связано с переводом отрасли на современные агропромышленные технологии. Необходимо скорейшее внедрение новейших научных разработок в аграрной сфере. Повышение технологического уровня становится стратегическим фактором укрепления конкурентоспособности сельского хозяйства, а для специфических российских агроклиматических условий - одним из базовых условий стабильности и устойчивости работы АПК.

Именно модернизация технологической базы закладывает материальные основы для повышения комфортабельности сельского быта, для расширения доступа к информации и, в целом, для роста качества жизни на селе.

Технологическое, техническое перевооружение сразу дает отдачу. Достаточно сказать, что использование новой техники позволяет хозяйствам в разы повысить производительность труда и столь же существенно сократить парк тракторов и сельскохозяйственных машин, а расходы топлива снизить в целом по отрасли на 20 %. То есть речь идет о существенной экономии затрат, ведь в машинно-технологической сфере формируется от 40 до 60 % издержек на конечную сельхозпродукцию .

Однако сберегающее земледелие ведется пока лишь на 15 % сельхозугодий, поскольку агропроизводителям не хватает ресурсов для широкомасштабного технического переоснащения. В отрасли не задействованы механизмы эффективного рыночного регулирования. Их развитие сдерживает финансовая несостоятельность значительной части хозяйств, а также незавершенность в реформировании земельных отношений.

Уровень комплексной механизации в картофелеводстве и овощеводстве, наиболее сложных с технологической точки зрения подотраслях сельскохозяйственного производства, очень низок. Оснащенность хозяйств техникой в настоящее время составляет 50-60 %, что приводит к нарушению технологий возделывания многих сельскохозяйственных культур и сроков проведения полевых работ.

При имеющихся благоприятных ландшафтных ресурсах страны технологическая модернизация агрокомплекса позволяет, прежде всего, существенно поднять уровень продуктивности в растениеводстве и животноводстве и приблизиться по этому показателю к среднемировым параметрам. Реализация новой технологической политики позволит к 2020 г. поднять производительность труда в отрасли не мене чем в четыре раза. Для этого необходим ввод системных технологий, основанных на высокоэффективных знаниях .

Отличительная особенность новых технологий растениеводства и животноводства состоит в освоении методов управления продукционным процессом в сельхозпроизводстве. Этому циклу сельскохозяйственного производства пока не уделяется должного внимания и, как следствие, не удается обеспечить высокий конкурентный уровень продуктивности растений и животных .

Большинство сельхозтоваропроизводителей используют двухцикличные технологии - типа «посеял - убрал», не управляя продукционным процессом в период вегетации и созревания растений. Наибольший успех в экономике производства можно обеспечить именно при воздействии на сельскохозяйственные объекты в процессе их выращивания и использования. Это доказано наукой, передовой отечественной практикой и функционированием зарубежного сельского хозяйства.

Именно в этом процессе содержится основная масса инноваций: от использования космомониторинга и геоинформационных систем до мониторинга посевов в режиме on-line. Даже при более простых методах управления продукционным процессом без высоких затрат и при имеющихся инструментах (техника, средства химизации, сорта и т. д.) возможно кратно поднять эффективность использования энергетических, материально-технических, биологических и финансовых ресурсов.

Уже видны его ключевые направления развития: биотехнология, основанная на достижениях генной инженерии, нанотехнологий, систем искусственного интеллекта и глобальных информационных сетей. Так, совместно с институтами РАН получены устойчивые к гербицидам формы пшеницы, клоновые подвои яблонь и груш, земляника с повышенной устойчивостью к серой гнили. Созданы отечественные приборы для качественного и количественного анализа ДНК и РНК, которые по тест-системам не уступают зарубежным, а по отдельным параметрам превышают их .

Научными учреждениями Россельхозакаде-мии активно ведутся биотехнологические исследования в области животноводства и птицеводства. Получены и изучаются семь типов трансгенных сельскохозяйственных животных. Впервые получены трансгенные куры. В области клеточной инженерии разработаны методики оплодотворения яйцеклеток КРС in vitro, позволяющие получить эмбрионы для трансплантации. Разработаны методы молекулярного мониторинга генома, позволяющие существенно повышать эффективность селекции в животноводстве. Завершен цикл работ по использованию биотической микрофлоры для ликвидации дефицита лизина в организме животных.

Начальный этап модернизации земледелия может быть обеспечен агротехнологиями, разработанными в зональных НИИ и сельскохозяйственных вузах, использованием опыта передовых

хозяйств. Эти технологии представлены категориями нормальных, интенсивных и в определенной мере высокоинтенсивных (точных). Они определяются сортами (соответственно толерантными, пластичными и интенсивными), природноресурсным потенциалом (условиями климата, почв, рельефа и др.), производственно-ресурсным потенциалом (обеспеченность производственными ресурсами, профессиональным уровнем товаропроизводителей), хозяйственными укладами.

Технологии связаны в единую систему управления агроландшафтом через севообороты, системы обработки почвы, удобрения и защиты растений, т. е. являются составной частью адаптивно-ландшафтных систем земледелия, однако они имеют индивидуальное значение, определяемое особенностями сорта, поскольку каждому его типу соответствует определенная система управления продукционным процессом и структурная модель агроценоза.

От правильного выбора уровня интенсификации сильно зависит эффективность агротехнологий. Интенсивные и высокие агротехнологии возможны в благоприятных условиях климата и почвенного плодородия. С ухудшением этих условий они становятся более затратными. Для них применяются сорта с высоким генетическим потенциалом, способные использовать большое количество питательных веществ. Такие технологии проектируются на однородных в экологическом отношении полях или чаще всего на производственных участках полей.

Задача состоит в том, чтобы помочь науке реализовать свой потенциал, коммерциализировать разработки, обеспечить их массовое продвижение. Однако для этого должны быть созданы соответствующие условия. В то же время отношение расходов государства на науку к ВВП составляет всего 0,29 %. А учитывая низкую доходность сельскохозяйственных товаропроизводителей, перспективы модернизации остаются как минимум сложными.

Еще раз подчеркнем, что ключевой для модернизации АПК является задача оснащения хозяйств современной техникой, доля которой пока не превышает 20-30 %, а по некоторым видам техники она еще меньше. В первую очередь это касается тракторов и зерноуборочных комбайнов. Насыщать свое сельское хозяйство только зарубежной техникой из-за высокой интеллектуальной ренты экономически нецелесообразно, да и вряд ли возможно. Поэтому у нас один путь -развивать российское сельхозмашиностроение на современном мировом уровне.

Главным требованием переоснащения аграрной отрасли является не столько количественная компенсация убытия машин и сельскохозяйственного оборудования, сколько внедрение новой современной техники, прогрессивных энергосберегающих технологий, высокоэффективное использование материальных и энергетических ресурсов.

Проблема энергоэффективности сельского хозяйства очень актуальна. Эта проблема выделена Президентом России в качестве приоритетной. Переход сельского хозяйства на инновационный тип развития сдерживается прежде всего его низкой энергообеспеченностью. Сейчас на 100 га посевной площади имеется 128 л.с. вместо технологически необходимых 350 л.с. Поэтому сельхозпроизводителю нужны машины повышенной энергонасыщенности - тракторы мощностью 300500 л.с., комбайны мощностью 300-350 л.с., многофункциональные агрегаты, не уступающие зарубежным аналогам по технической надежности, т. е. по наработке на отказ не менее 800-1000 часов вместо нынешних 200-250 ч .

Так что без машин нового технологического поколения - высоконадежных, производительных, трудосберегающих - отечественному сельхозмашиностроению трудно конкурировать с зарубежными фирмами.

Для решения проблемы машинно-технологического развития сельского хозяйства, наряду с модернизацией производственной базы сельхозмашиностроения, чрезвычайно важно сформировать инженерно-техническую сферу услуг на селе. Это даст возможность обеспечить полную техническую готовность агрегатов, которая пока не превышает 70-80 % от общего количества техники .

В настоящее время инженерно-техническое обеспечение большинства сельскохозяйственных товаропроизводителей России не отвечает современным требованиям и стало сдерживающим фактором дальнейшего роста объемов производства сельскохозяйственной продукции и ее качества, производительности труда и инновационного развития отрасли. Данная проблема все более обостряется в связи с поступлением в агропромышленный комплекс сложной и дорогостоящей импортной техники, для которой во многих хозяйствах нет технологических условий обеспечения ее высокопроизводительной эксплуатации, а в ремонтных предприятиях - выполнения технического сервиса и ремонта.

В последнее время за счет роста импортных поставок происходит активное вытеснение рос-

сийской сельхозтехники - доля импорта в объеме продаж тракторов в целом по стране составляет более 45 %. В настоящее время тенденция роста доли импортируемой техники сохраняется. При этом наблюдается ускоренное выбытие отечественной сельхозтехники - выбытие опережает поступление в 2,3-5 раз, в зависимости от региона. В таких условиях ремонтно-технологические и обслуживающие предприятия должны осуществить комплексную технологическую модернизацию - это поможет осуществить необходимый переход на новый технологический уровень, обеспечивающий 100 % качество и послеремонтный ресурс дорогостоящей и технически сложной современной сельскохозяйственной техники.

Необходим ряд технологических участков, обеспечивающих высокоресурсный ремонт сложных узлов и агрегатов отечественной и зарубежной техники на современном технологическом уровне. Ремонтный центр должен быть оснащен новейшим ремонтно-технологическим оборудованием зарубежного и российского производства, в технологическом процессе должны использоваться наиболее надежные решения, позволяющие производить ремонт любых сложных агрегатов отечественной и зарубежной сельскохозяйственной техники.

Такой ремонтный центр может стать основой системного подхода к обеспечению высокой работоспособности, высокого уровня технической готовности техники и ресурсосбережения на региональном уровне.

Техническая и технологическая модернизация агропромышленного комплекса России предполагает наличие высококвалифицированных кадров. Недостаточный уровень развития человеческого капитала в АПК особенно наглядно проявляется в несоответствии качества и структуры кадрового потенциала инновационным потребностям:

Наряду с развитием техники и технологий, необходимы существенные изменения в направленности подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров (для работы на 1000 га зерновых при современных технике и технологии достаточно всего двух, но высококвалифицированных работников; при беспривязном содержании коров один квалифицированный работник может обслуживать не менее 60 голов и т. п.);

Сельские кадры стареют, усиливается дефицит специалистов (менее 40 % хозяйств обеспечены высококвалифицированными агрономами,

зооинженерами, механиками и экономистами с высшим образованием);

Не развита институциональная среда инновационного развития агропромышленного комплекса, что, например, проявляется в отсталости консультационных и научно-внедренческих институтов. В то время как один высококвалифицированный консультант вполне может заменить по своей результативности труд соответствующих специалистов 10-12 средних хозяйств .

Технологическое и техническое перевооружение отрасли потребует особенно на начальных ее этапах реализации активного участия государства, его бюджетов и нормативно-регулирующих органов в стимулировании процессов модернизации. Совместно с бизнесом государству в приоритетном порядке необходимо будет построить эффективную систему инновационного развития сельского хозяйства, стимулировать участие аграрной науки и образовательной системы в этом процессе, модернизировать отечественное сельхозмашиностроение и инженерно-технологическую инфраструктуру.

Руководство государства уделяет внимание развитию АПК, обобщен лучший отечественный и зарубежный опыт, приняты приоритетный национальный проект «Развитие АПК» и пятилетняя госпрограмма развития сельского хозяйства, в том числе и в плане машинно-технологической модернизации. Налажено производство ряда образцов современной техники.

В планы по поддержке отечественного сельхозмашиностроения также входят меры по направлению бюджетных средств, выделяемых на поддержку сельского хозяйства, исключительно на закупку отечественной техники, предоставлению госсредств для развития агролизинговых услуг, а также увеличению ввозных таможенных пошлин на новую и бывшую в употреблении импортную сельхозтехнику.

Модернизация сельского хозяйства не может осуществляться на базе преимущественно зарубежной техники и технологий, они обходятся значительно дороже за счет интеллектуальной ренты. Российская аграрная наука накопила немало практических решений для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Теперь необходимо создать условия для широкомасштабного перехода на новые технологии, и институты гражданского общества должны внести свой вклад в разработку такого комплекса мер, который позволит нашему сельскому хозяй-

ству стать высокотехнологичным, рентабельным и конкурентоспособным.

Литература

1. Бессонов В. А. Трансформационный спад и структурные изменения в российском АПК // Научные труды. М., 2011. № 30.

2. Каблов Е. Н. Шестой технологический уклад // Наука и жизнь. 2010. № 4.

3. Мамонтов В.Д. К вопросу о необходимости технического перевооружения промышленных предприятий // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 12.

4. Саяпин А. В., Козодаева О. Н. Состояние и перспективы развития крестьянско-фермерских хозяйств в регионе: производственные и финансово-инвестиционные аспекты // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2010. № 5.

5. Саяпин А.В., Кожевникова Т.М., Бельченко О.А. Прошлое и настоящее аграрной экономики Тамбовской области // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 11.

6. URL: http://www.agronews.ru

7. URL: http://www.vniitsh.ru

PROBLEMS OF TECHNICAL AND TECHNOLOGICAL MODERNIZATION OF AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX IN RUSSIA

A. A. Burmistrova, N. K. Rodionova, I. S. Kondrashova

In article the basic problems of technical and technological reequipment of agriculture are considered. The basic approaches to the decision of this problem are presented. Special value is given to necessity of creation of conditions for large-scale transition to new technologies.

Key words: agro-industrial complex, technological modernization, machine-technological development.

Для решения вопросов технической модернизации с 2013 года в Госпрограмму развития АПК введена мера прямой поддержки отрасли сельхозмашиностроения – субсидии производителям техники. Она сыграла серьезную роль, однако не смогла радикально переломить ситуацию с дефицитом сельхозтехники. Так, на сегодняшний день у аграриев имеется 428 тыс. тракторов, 125 тыс. зерноуборочных и 17 тыс. кормоуборочных комбайнов, что как минимум на 25% меньше необходимого для проведения сезонных полевых работ в оптимальные агротехнологические сроки, заявил Джамбулат Хатуов.

В настоящее время, по мнению Минсельхоза, наиболее эффективным инструментом господдержки технической модернизации АПК является льготный лизинг. По результатам анализа, проведенного ведомством совместно с Минпромторгом, при сохранении существующих мер поддержки по Постановлению Правительства № 1432, ежегодная потребность в субсидиях с 2019 по 2025 год может увеличиться с 19,6 млрд рублей до 38,9 млрд рублей.

В связи с этим, в целях повышения эффективности использования федеральных бюджетных средств и опираясь на мировой опыт, Минсельхоз считает необходимым определить лизинговые поставки сельхозтехники и оборудования в качестве приоритетной меры господдержки. Данный механизм предлагается включить в паспорт проекта «Техническая модернизация АПК» и начать его реализацию не позднее 2020 года.

«Новый лизинговый продукт будет представлять из себя беспроцентную рассрочку сроком на 5 лет при оплате аванса в размере 20%. При таких условиях обновить парк техники смогут в том числе даже малые фермерские хозяйства, которым не удавалось это сделать даже при наличии скидки», –отметил Джамбулат Хатуов.

Это преимущество позволяет аграриям не выводить из оборота средства, а направить их на дальнейшее развитие бизнеса, что дает возможность в том числе обновить в 4 раза больше условных единиц техники при равных затратах. При этом акцент в господдержке будет смещен в сторону стимулирования платежеспособного спроса, а не производства.

«Заявленная регионами потребность в приобретении техники на условиях льготного лизинга в ближайшие 3 года составляет 33,8 тыс. единиц на 139 млрд рублей. Это говорит о востребованности предлагаемого механизма поддержки», – подчеркнул Джамбулат Хатуов.

По словам первого замминистра, при ежегодном государственном софинансировании в размере 8 млрд рублей лизинговые компании смогут поставить за 3 года 29,3 тыс. машин, удовлетворив потребности регионов на 86%. При этом российские машиностроители смогут более эффективно планировать производственные процессы, а в лизинг будет передаваться только современная отечественная техника, либо не имеющая в стране аналогов. Кроме того, предлагается увеличить номенклатурную линейку лизинга за счет расширения типов поставляемого оборудования, что позволит аграриям приобретать именно ту технику, которая им действительно нужна.

По мнению Минсельхоза, для достижения целевых ориентиров также необходимо совершенствование механизма льготного кредитования на приобретение новой техники. Ведомство предлагает увеличить его срок с 5 до 8-12 лет, что позволит выстроить более удобный график погашения задолженности по кредиту и уменьшить текущие расходы заемщиков.

Преимущества поставок сельхозтехники при помощи льготного лизинга в своем выступлении также отметил Владимир Кашин. По словам парламентария, благодаря доступности предлагаемого механизма аграрии получат возможность кратно увеличить свою оснащенность современными машинами.

Подпрограмма Госпрограммы на 2013-2020 годы

Паспорт подпрограммы «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие»

Ответственный исполнитель подпрограммы:
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Цели подпрограммы:
-
повышение эффективности и конкурентоспособности продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет технической и технологической модернизации производства;
- создание благоприятной экономической среды, способствующей инновационному развитию и привлечению инвестиций в отрасль;
- выход агропромышленного комплекса России на лидирующие позиции в области сельскохозяйственной биотехнологии.

Задачи подпрограммы :
- стимулирование приобретения сельскохозяйственными товаропроизводителями высокотехнологичных машин и оборудования;


Целевые индикаторы и показатели подпрограммы :
- объемы реализации производителями сельскохозяйственной техники новой техники сельскохозяйственным товаропроизводителям (тракторы, зерноуборочные комбайны, кормоуборочные комбайны);

удобрений в растениеводстве;
- удельный вес отходов сельскохозяйственного производства, переработанных методами биотехнологии
Сроки реализации подпрограммы - 2013-2020 гг.

Объем бюджетных ассигнований подпрограммы
Объем бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы за счет средств федерального бюджета составляет 23696025,94 тыс. руб. (в текущих ценах).
Объем ресурсного обеспечения реализации подпрограммы за счет средств федерального бюджета по годам составляет:
в 2013 г. - 2000000 тыс. руб.;
в 2014 г. - 2000000 тыс. руб.;
в 2015 г. - 3310000 тыс. руб.;
в 2016 г. - 3164390 тыс. руб.;
в 2017 г. - 3220280,72 тыс. руб.;
в 2018 г. - 3277633,91 тыс. руб.;
в 2019 г. - 3333849,81 тыс. руб.;
в 2020 г. - 3389871,5 тыс. руб.
Прогнозная оценка бюджетных ассигнований из консолидирован ных бюджетов субъектов Российской Федерации составляет 12462587,16 тыс. руб.

Ожидаемые результаты реализации подпрограммы:
- реализация производителями сельскохозяйственной техники сельскохозяйственным товаропроизводителям 127,9 тыс. тракторов и 52,8 тыс. комбайнов, в том числе новых моделей (с оказанием мер государственной поддержки) - 12,6 тыс. тракторов, 5,3 тыс. зерноуборочных комбайнов, 1,3 тыс. кормоуборочных комбайнов;

- рост применения биологических средств защиты растений и микробиологических удобрений в растениеводстве (к уровню 2010 г.) на 32,2%;
- удельный вес отходов сельскохозяйственного производства, переработанных методами биотехнологии, до 11,5%.

I. СФЕРА РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОГРАММЫ, ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
И ОЦЕНКА ПОСЛЕДСТВИЙ ИНЕРЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
Реализация подпрограммы планируется в сфере сельского хозяйства и переработки сельскохозяйственной продукции.
Аграрный сектор экономики России оказался перед системным вызовом, предопределяющим необходимость обновления научно-информационной, технической и
технологической базы агропромышленного комплекса на качественно новой основе,
перехода к инновационному типу развития. Характер и качество системного вызова
определяются сочетанием таких внешних и внутренних факторов, как усиление глобальной конкуренции на мировых продовольственных рынках, низкая конкурентоспособность российских производителей продукции агропромышленного комплекса, низкая по сравнению с развитыми странами производительность труда, неэффективное использование других факторов производства в аграрной сфере экономики России, недостаточный уровень развития человеческого капитала в сельской местности, недостаточные для решения проблемы продовольственной безопасности
страны уровень развития и темпы роста аграрного сектора экономики.
Необходимо создать институциональную среду инновационного развития агропромышленного комплекса, обеспечивающую его высокую конкурентоспособность и
эффективность. Основными результатами формирования институциональной среды
должны стать:
- устранение барьеров, сдерживающих расширение масштабов инновационной активности организаций и распространение в экономике инноваций;
- усиление стимулов на уровне организаций к постоянной инновационной деятельности, к использованию и разработке новых технологий для обеспечения конкурентоспособности бизнеса;
- создание благоприятных условий для создания новых высокотехнологичных
предприятий и развития новых рынков продукции.
В связи с этим требуется организовать отбор наиболее перспективных инновационных проектов, создающих базу для получения в перспективе глобальных конкурентных преимуществ. Необходимо создать сеть институтов развития, поддерживающих инновационные проекты на всех стадиях реализации. Подпрограммой предусматривается ускоренное развитие сетей распространения инноваций через механизмы государственно-частного партнерства, организации сельскохозяйственного консультирования представителей аграрного бизнеса, с помощью которых будет создан механизм обмена информацией о перспективных инновационных проектах, налажена передача таких проектов от одного института развития к другому. Планируется создание базы данных, включающей в себя информацию (не содержащую коммерческой тайны или технологических ноу-хау) обо всех поддерживаемых институтами развития инновационных проектах.
Финансирование инновационных проектов в области агропромышленного комплекса будет осуществляться Министерством сельского хозяйства Российской Федерации самостоятельно и (или) через фонды, в том числе государственные, поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности. Реализацию инновационных проектов в агропромышленном комплексе намечается проводить с участием отраслевых союзов и ассоциаций. Работа фондов будет нацелена на поддержку развития реципиентов под конкретные проекты и по установленным правилам. При этом средства фондов являются переходящими из года в год, что позволяет избавиться от ряда недостатков бюджетного распределения средств через систему казначейства. Внедрение фондового механизма будет способствовать профессионализации работы с финансовыми потоками, устранению лишних промежуточных звеньев, бюрократизации, минимизации административных структур.
Модернизация технологической базы современного агропромышленного произ-
водства невозможна без массового внедрения биотехнологий и биотехнологических
продуктов. В целях выхода агропромышленного комплекса России на лидирующие
позиции в области сельскохозяйственной и пищевой биотехнологии необходимо ре-
шить задачу создания инфраструктуры развития биотехнологии в сельском хозяйст-
ве.

II. ПРИОРИТЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
В СФЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОГРАММЫ, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПОКАЗАТЕЛИ
(ИНДИКАТОРЫ) РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОГРАММЫ, ОСНОВНЫЕ ОЖИДАЕМЫЕ
КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПОДПРОГРАММЫ И СРОКИ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

1. Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы
Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы отра-
жены в следующих документах:
- Доктрина;
- Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства»;
- Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике»;
- Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р;
- Стратегия социально-экономического развития агропромышленного комплекса
Российской Федерации на период до 2020 года (научные основы), одобренная на общем годичном собрании Российской академии сельскохозяйственных наук 17 февраля 2011 г.;
- Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года, утвержденная Межведомственной комиссией по научно-инновационной
политике;
- Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р;
- Комплексная программа развития биотехнологий в Российской Федерации на период до 2020 года.

2. Цели, задачи и показатели (индикаторы) реализация подпрограммы, основные ожидаемые конечные результаты подпрограммы, сроки ее реализации
Основными целями подпрограммы являются:
- повышение эффективности и конкурентоспособности продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет технической и технологической модернизации производства;
- создание благоприятной экономической среды, способствующей инновационному
развитию и привлечению инвестиций в отрасль;
- выход агропромышленного комплекса России на лидирующие позиции в области
сельскохозяйственной и пищевой биотехнологии.
Основными задачами подпрограммы являются:
- стимулирование приобретения сельскохозяйственными товаропроизводителями
высокотехнологичных машин и оборудования;
- повышение инновационной активности сельскохозяйственных товаропроизводителей и расширение масштабов развития сельского хозяйства на инновационной основе;
- создание и развитие институциональной среды, необходимой для разработки и широкомасштабного использования инноваций;
- создание инфраструктуры развития биотехнологии в сельском хозяйстве.
Целевыми индикаторами и показателями подпрограммы являются:
- объемы реализации новой техники сельскохозяйственным товаропроизводителям
(тракторы, зерноуборочные комбайны, кормоуборочные комбайны);
- количество реализованных инновационных проектов;
- рост применения биологических средств защиты растений и микробиологических
удобрений в растениеводстве;
- удельный вес отходов сельскохозяйственного производства, переработанных методами биотехнологии.
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы:
- реализация производителями сельскохозяйственной техники сельскохозяйствен-
ным товаропроизводителям 127,9 тыс. тракторов и 52,8 тыс. комбайнов, в том числе
(с оказанием мер государственной поддержки) новых моделей тракторов - 12,6 тыс. шт., зерноуборочных комбайнов - 5,3 тыс. шт., кормоуборочных комбайнов - 1,3 тыс. шт.;
- увеличение количества реализованных инновационных проектов до 420;
- рост применения биологических средств защиты растений и микробиологических
удобрений в растениеводстве (к уровню 2010 г.) до 32,2 %;
- удельный вес отходов сельскохозяйственного производства, переработанных методами биотехнологии, 11,5 %.

Реализация подпрограммы предусматривается в 2013-2020 гг.

III. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПОДПРОГРАММЫ

1. Основное мероприятие: «Обновление парка сельскохозяйственной техники»
Целью осуществления основного мероприятия по обновлению парка сельскохозяйственной техники является обновление парка сельскохозяйственной техники, используемой в сельском хозяйстве.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачу стимулирования
приобретения сельскохозяйственными товаропроизводителями высокотехнологичных машин для растениеводства, животноводства и кормопроизводства.
В целях осуществления этого основного мероприятия за счет средств федерального бюджета предусматривается предоставление субсидий производителям сельскохозяйственной техники на возмещение недополученных доходов в связи с ее
реализацией сельскохозяйственным товаропроизводителям со скидкой в соответствии с перечнем и размером скидки, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.

2. Основное мероприятие: «Реализация перспективных инновационных про-
ектов в агропромышленном комплексе»
Основное мероприятие по реализации перспективных инновационных проектов в
агропромышленном комплексе направлено на реализацию комплекса мер по достижению экономического эффекта и осуществлению инноваций, в том числе по коммерциализации научных и (или) научно-технических результатов.
Предусматривается организация отбора наиболее перспективных инновационных
проектов, удовлетворяющих выработанным критериям. Отобранные проекты финансируются на конкурсной основе Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и (или) инновационными фондами с использованием механизма государственно-частного партнерства.
В рамках этого основного мероприятия предусмотрена государственная поддержка развития:
- инновационных проектов в растениеводстве, в том числе ресурсосберегающих
технологий, включая точное земледелие;
- инновационных проектов в животноводстве, в том числе ресурсосберегающих
технологий;
- инновационных проектов по мелиорации земель сельскохозяйственного назначе-
ния;
- инновационных проектов по переработке сельскохозяйственной продукции расти-
тельного и животного происхождения;
- инновационных проектов по созданию альтернативных источников энергии, в том
числе по производству биотоплива из отходов сельскохозяйственного производства.
Предусматриваются разработка современных агротехнологий и проектирование
систем адаптивно-ландшафтного земледелия и воспроизводства плодородия почв,
технологий возделывания и интегрированной защиты сельскохозяйственных культур, разработка экологически безопасных ресурсосберегающих технологий производства продукции животноводства и птицеводства, повышение продуктивности и
воспроизводительных качеств животных и птицы, получение продукции животноводства и птицеводства высокого биологического и санитарного качества, сохранение
устойчивого ветеринарного благополучия, разработка ресурсосберегающих технологий хранения и переработки сельскохозяйственного сырья при производстве экологически безопасных продуктов питания, разработка технологий и технических средств для устойчивого функционирования мелиоративных комплексов, обеспечивающих высокую продуктивность и экологическую стабильность агроландшафтов, сохранение плодородия почв, защиту их от эрозии.
Основным источником финансирования реализации мероприятия являются средства федерального бюджета, консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетные источники исходя из расчета:
- в 2015 г. - 33,3% за счет средств федерального бюджета, 33,3% - средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, 33,3% - средств внебюджетных источников;
- с 2016 г. - 18% за счет средств федерального бюджета, 41% - средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, 41% - средств внебюджетных источников.
Значительная часть инвестиций может быть привлечена от международных корпораций, заинтересованных в локализации производственных мощностей в России, часть финансирования составят средства, привлекаемые на российском и международном рынках капитала.
Государственная поддержка развития производства и товаропроводящей инфраструктуры системы социального питания и продовольственной помощи уязвимым слоям населения направлена на создание условий для осуществления мер, предусмотренных Доктриной, по снижению уровня бедности, обеспечению приоритетной поддержки наиболее нуждающихся слоев населения, не имеющих достаточных средств для организации здорового питания, а также на организацию здорового питания беременных и кормящих женщин, детей раннего, дошкольного и школьного возраста, здорового питания в учреждениях социальной сферы (далее - социальное питание).
Развитие системы социального питания и продовольственной помощи уязвимым
слоям населения является одним из важных инструментов поддержки отечественного сельского хозяйства и пищевой промышленности.
Под социальным питанием понимается питание отдельных групп населения на
основе рациональных норм потребления за счет или с участием бюджетов различных уровней непосредственно в государственных (муниципальных) учреждениях.
Система социального питания включает в себя органы управления, учреждения, в
которых организуется социальное питание, организации, производящие пищевую
продукцию для социального питания, а также группы населения, для которых организуется социальное питание.
Продовольственная помощь - способы государственной поддержки уязвимых
слоев населения, направленные на улучшение питания и достижение его сбалансированности с учетом рекомендуемых рациональных норм потребления пищевых
продуктов.
Создание условий реализации положений Доктрины по формированию системы
социального питания, достижению экономической и физической доступности безопасного и качественного питания на базе предприятий по производству социального питания будет реализовываться за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

3. Основное мероприятие «Развитие биотехнологий»
Основное мероприятие по развитию биотехнологий разработано в соответствии с
Комплексной программой развития биотехнологий в Российской Федерации на период до 2020 года.
Реализация основного мероприятия направлена на развитие и внедрение энергосберегающих технологий в сельскохозяйственное производство на территории Российской Федерации.
Целью осуществления этого основного мероприятия является выход агропромышленного комплекса России на лидирующие позиции в области сельскохозяйственной биотехнологии.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение задачи по созданию инфраструктуры развития биотехнологий в сельском хозяйстве.
Использование биотехнологий в сельском хозяйстве ориентировано на стабильное развитие сельскохозяйственного производства, решение проблемы продовольственной безопасности, получение высококачественных, экологически чистых продуктов питания, переработку отходов сельскохозяйственного производства, восстановление плодородия почв.
В основном мероприятии наиболее приоритетными являются следующие ключе-
вые направления:
- развитие биотехнологий в растениеводстве, разработка диагностических наборов
для выявления возбудителей заболеваний растений;
- развитие биотехнологий в животноводстве и кормопроизводстве (биодобавки для улучшения качества кормов, аминокислоты, кормовой белок, ферменты, витамины, пробиотики);
- развитие биотехнологий в пищевой и перерабатывающей промышленности (крахмалы и глюкозно-фруктовые сиропы, ферменты и микроорганизмы для молочных, масложировых, мясоперерабатывающих производств, органические кислоты - лимонная, молочная, уксусная и другие, продукты глубокой переработки пищевого сырья);
- развитие биотехнологий и биоэнергетика (биотопливо).
Основным источником финансирования реализации мероприятия являются средства федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации исходя из расчета:
65 % - за счет средств федерального бюджета;
35 % - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Государственная поддержка будет осуществляться посредством предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (при условии софинансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации) на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах на строительство, реконструкцию и модернизацию биоэнергетических установок, объектов по производству биоэнергетической продукции.
Средства федерального бюджета предоставляются в размере 2/3 ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации.
Средства бюджетов субъектов Российской Федерации предоставляются в пределах 1/3 ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, но не менее 20% ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации.

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА МЕР ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации подпрограммы приведены в прил. 4 к Государственной программе.
Оказание государственных услуг (работ) подпрограммой не предусмотрено.

V. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ,
РЕАЛИЗУЕМЫХ СУБЪЕКТАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ряд мероприятий подпрограммы предусматривает софинансирование субъектами
Российской Федерации. Средства федерального бюджета предоставляются только
при условии выделения в бюджетах субъектов Российской Федерации достаточного
объема средств на софинансирование расходов. Уровень софинансирования определяется по каждому мероприятию подпрограммы.
Кроме предусмотренных в подпрограмме мероприятий субъекты Российской Федерации могут разрабатывать дополнительные мероприятия, которые будут финансироваться за счет бюджета субъекта Российской Федерации и других источников.
Прогнозируемый объем расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на осуществление мероприятий подпрограммы в 2013-2020 гг. составляет 12462587,16 тыс. руб.

VI. УЧАСТИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ,
ОТКРЫТЫХ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ
В реализации подпрограммы принимают участие открытые акционерные общества «Росагролизинг» и «Россельхозбанк».
Предоставляемые ОАО «Россельхозбанк» финансовые услуги будут направлены
на техническое и технологическое развитие сельского хозяйства, внедрение практики производственной кооперации малых форм хозяйствования с крупными сельскохозяйственными производителями, применение современных агротехнологий.
Основной задачей ОАО «Росагролизинг» в рамках реализации подпрограммы в
части технической и технологической модернизации сельского хозяйства будет поставка новой сельскохозяйственной техники и оборудования, технологических комплексов в составе силовых агрегатов с прицепной сельскохозяйственной техникой, оборудования для мелиорации и орошения, оборудования для точного земледелия.

VII. ОБОСНОВАНИЕ ОБЪЕМА ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ,
НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОГРАММЫ
Общий объем финансирования мероприятий подпрограммы в 2013-2020 гг. составит за счет средств федерального бюджета 23696025,94 тыс. руб.
По основному мероприятию «Обновление парка сельскохозяйственной техники»
предусматривается предоставление субсидий производителям сельскохозяйственной техники на возмещение недополученных доходов от реализации сельскохозяйственным товаропроизводителям сельскохозяйственной техники в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Эти средства предполагается направить производителям сельскохозяйственной
техники для реализации сельскохозяйственным товаропроизводителям современных видов сельскохозяйственной техники, обеспечивающей внедрение интенсивных
агротехнологий, со скидкой от ее стоимости.
Правила предоставления указанных субсидий и размер скидки определяются Правительством Российской Федерации.
С учетом реализации подпрограммы за восемь лет планируется поставка сельскохозяйственной техники со скидкой сельскохозяйственным товаропроизводителям,
в том числе 12,6 тыс. тракторов, 5,3 тыс. зерноуборочных комбайнов, 1,3 тыс. кормоуборочных комбайнов.
При этом должны быть решены вопросы стабилизации к 2020 г. имеющегося в агропромышленном комплексе парка техники, обновления его высокотехнологичными
сельскохозяйственными машинами и оборудованием с последующим его увеличением для обеспечения дальнейшего развития сельскохозяйственного производства.
Потребность в средствах федерального бюджета на реализацию мероприятия определена исходя из потребности в технике, представленной субъектами Российской Федерации в 2011 г., и прогнозируемого уровня софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации.
Общий объем финансирования мероприятия «Реализация перспективных инновационных проектов в агропромышленном комплексе» в 2013-2020 гг. составит за счет средств федерального бюджета 5470072,98 тыс. руб., при этом за весь период предусматривается реализация 420 инновационных проектов. Основная часть средств необходима для приобретения современного оборудования, обновления материально-технической базы с целью доработки и внедрения инновационных разработок в производство (лабораторное и диагностическое оборудование, реактивы, технологические линии и др.) и консалтинговые услуги в сфере трансфера технологий.
Количество инновационных проектов в растениеводстве, включая ресурсосберегающие технологии и точное земледелие, за 2015-2020 гг. составит по проектам стоимостью:
10 млн руб. - 73 ед.;
30 млн руб. - 41 ед.
Количество инновационных проектов в животноводстве, включая ресурсосберегающие технологии, за 2015-2020 гг. составит по проектам стоимостью:
50 млн руб. - 42 ед.;
100 млн руб. - 38 ед.;
150 млн руб. - 41 ед.
Количество инновационных проектов по мелиорации земель сельскохозяйственного назначения за 2015-2020 гг. составит по проектам стоимостью:
20 млн руб. - 20 ед.;
30 млн руб. - 20 ед.;
50 млн руб. - 13 ед.
Количество инновационных проектов по переработке сельскохозяйственной продукции растительного и животного происхождения за 2015-2020 гг. составит по проектам стоимостью:
50 млн руб. - 38 ед.;
100 млн руб. - 28 ед.;
150 млн руб. - 31 ед.
Количество инновационных проектов создания альтернативных источников энергии стоимостью 20 млн руб., в том числе производства биотоплива из отходов сельскохозяйственного производства, за 2015-2020 гг. составит 13 ед.
Количество других инновационных проектов за 2013-2020 гг. составит по проектам
стоимостью 5 млн руб. - 22 ед.
Мероприятия по реализации перспективных инновационных проектов будут финансироваться на конкурсной основе Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и (или) инновационными фондами с использованием механизма государственно-частного партнерства.
Объемы финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы, приведены в прил. 6 и 7 к Государственной программе.

VIII. АНАЛИЗ РИСКОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОГРАММЫ
И МЕРЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ
Решение задач ускорения технической и технологической модернизации, а также перехода на инновационный путь развития будет проходить в условиях воздействия
на агропромышленный комплекс ряда внешних и внутренних рисков и вызовов. Основными рисками в части инновационного развития агропромышленного комплекса
являются:
- рост цен на энергоресурсы и материально-технические средства, потребляемые в
отрасли, что ограничивает возможности у значительной части сельскохозяйственных
товаропроизводителей осуществлять инновационные проекты, переход к новым ресурсосберегающим технологиям и на этой основе обеспечивать реализацию модели
ускоренного экономического развития;
- слабая материально-техническая база и низкие темпы обновления основных производственных фондов, что отрицательно сказывается на своевременном выполнении основных технологических процессов в сельском хозяйстве, переработке сырья
и качестве выпускаемой продукции, не позволяет в полной мере обеспечить на
внутреннем рынке импортозамещение отечественной продукцией;
- недостаточное информационное обеспечение в части использования современных высокопроизводительной техники и технологий сельского хозяйства и сельских
территорий;
- снижение темпов инновационного развития агропромышленного комплекса;
снижение эффективности агропромышленного производства вследствие отсутствия внедрения достижений биотехнологий и увеличение импортозависимости.

Долгосрочное социально-экономическое развитие России сталкивается с рядом вызовов и рисков, которые определяются, с одной стороны, общемировыми, глобальными трендами, а с другой - специфическими особенностями отечественной экономики.

В Стратегии национальной безопасности страны Совет Безопасности Российской Федерации к главным угрозам в экономике относит низкую конкурентоспособность, сохранение экспортно-сырьевой модели развития, высокую зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры, недостаточный объем кредитования. Все перечисленные риски и угрозы в полной мере относятся к отечественному сельскому хозяйству, о чем свидетельствуют технико-технологическое состояние отрасли, медленные темпы ее модернизации. Основными причинами сложившегося положения стали: неудовлетворительное финансово-экономическое состояние отрасли, недостаточные инвестиции и недопустимо низкий уровень ее государственной поддержки, который в несколько раз ниже, чем на Западе.

В Евросоюзе совокупная разрешенная поддержка сельского хозяйства из национальных и общего бюджетов составляет около 100 млрд долл., в Японии - 39,6 млрд, в США - 19,1 млрд. В расчете на 1 га пашни господдержка составляет в ЕС около 250 евро, а в России - 434 руб., то есть 5-6 евро по современному курсу.

Серьезные риски для конкурентоспособности отечественного АПК создает высокий уровень импорта материальных ресурсов. К сожалению, остаются значительными и в последние годы даже увеличились закупки за рубежом средств защиты растений, семян сахарной свеклы, подсолнечника, овощных культур, кукурузы, которые превышают 50% от потребности, а также племенного скота, племенных яиц, многих ингредиентов для пищевой промышленности.

Очевидной угрозой для национальной безопасности стала зависимость отечественного АПК от поставок зарубежной сельхозтехники. Так, в 2014 г. удельный вес импортных тракторов в общем количестве, приобретенных сельхозтоваропроизводителями, составил 65,1%, зерноуборочных комбайнов - около 23%, а по отдельным регионам соответственно - 70 и 40%.

Значительный удельный вес зарубежной техники и оборудования увеличивает технологическую зависимость агропромышленного комплекса от импортных поставок запасных частей и материалов, существенно сдерживает развитие сельхозмашиностроения.

Отечественное сельское хозяйство в значительной степени отстает от общемирового уровня по использованию ресурсосберегающих технологий, которые применяются лишь на 22-25 млн га. В то же время за рубежом, к примеру, в Канаде, по таким технологиям обрабатывают более 90% земель. Уровень внедрения инноваций в российском АПК составляет около 10%, а в США - больше 50%.

Серьезной проблемой остается значительный износ материально-технической базы. За пределами сроков амортизации используется больше половины сельхозмашин; нагрузка на сельхозтехнику в несколько раз выше, чем у западных аграриев.

Недостаток техники, ее низкая производительность стали основной причиной нарушения оптимальных сроков проведения посевных и уборочных работ. Ежегодные потери зерна, по мнению специалистов, достигают 20 млн т. Фактическая нагрузка на один трактор составляет около 300 га, на зерноуборочный комбайн - 400 га. При этом нагрузка на один трактор в США составляет 37 га, в Англии - 13, Франции - 16, Германии - 11,5 га; нагрузка на один зерноуборочный комбайн - 50 га, 77, 50 и 53 га соответственно.

Президент РФ поставил перед сельхозтоваропроизводителями задачу в ближайшие 5 лет максимально уйти от импортной продовольственной зависимости по производству основных групп продуктов питания, достичь показателей, предусмотренных Доктриной продовольственной безопасности.

В результате принятых антисанкционных мер за 2015 г. импорт продовольствия сократился на треть и составил 26,5 млрд долл. США. Уменьшился ввоз мяса, снизились поставки молока, фруктов. Это хороший шанс нарастить собственное производство недостающих продовольственных товаров. По расчетам специалистов, отечественной продукцией можно заместить до 50% импорта, но сделать это нужно в максимально короткие сроки.

Минсельхоз России планирует к 2020 г. выйти на полное самообеспечение молоком, мясом и овощами, а к 2025 г. довести сбор зерновых до 130 млн т, ввести в оборот дополнительно около 10 млн га пустующих земель.

Принципиальный прорыв в отечественном сельском хозяйстве возможен лишь на основе его незамедлительного технического и технологического перевооружения и модернизации. Для этого необходимо возродить собственное сельхозмашиностроение, реализовав стратегию его развития до 2020 г., разработанную учеными Отделения сельскохозяйственных наук РАН.

Особое внимание необходимо уделить созданию автоматизированных интеллектуальных комплексов машин и оборудования для растениеводства и животноводства.

В 2015 г. сельхозтоваропроизводители страны приобрели отечественной сельхозтехники в 3,6 раза больше, чем в 2014 г. Этого удалось достичь благодаря почти трехкратному увеличению субсидий сельхозмашиностроителям на возмещение скидки, которую они предоставляют сельхозтоваропроизводителям при покупке сельхозтехники в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства. Увеличение размера субсидируемой скидки на покупку сельхозтехники до 25%, а для Крыма, Сибири и Дальнего Востока - до 30%. Это оказало значительную поддержку как сельхозмашиностроителям, так и сельхозтоваропроизводителям и, по существу, имело мультипликационный эффект.

В результате только за первое полугодие 2015 г. производство тракторов возросло на 77%, кормоуборочных комбайнов - на 69%, машин для внесения удобрений - на 46%. За этот же период экспорт российской сельхозтехники вырос на 74%, в том числе тракторов - на 161%, комбайнов - на 60%. Доля отечественных энергонасыщенных тракторов, выпускаемых по полному циклу, в структуре российского рынка сельхозмашиностроения увеличилась в 3 раза, зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов - в 1,3 раза.

Сегодня в России действуют 57 заводов сельхозмашиностоения. Необходимо не только продолжить, но и значительно увеличить субсидирование программы по выпуску отечественной сельхозтехники. Следует отметить, что в 2016 г. объем субсидирования на приобретение техники значительно увеличен - до 10,5 млрд руб., что позволит аграриям приобрести в 2 раза больше сельхозтехники, чем в 2015 г.

В стране на сегодняшний день нужна программа неоиндустриализации на базе современной техники и передовых технологий производства.

В частности, необходимо принять специальную отраслевую программу развития сельхозмашиностроения, определить ее основные индикаторы, которые бы тесно увязывались с параметрами Государственной программы развития сельского хозяйства.

Следует возродить систему инженерно-технического обслуживания АПК, так как из-за неразвитости этого сектора на низком уровне находится эксплуатационная готовность техники, что приводит к ее значительным простоям. Необходимо в обязательном порядке восстановить систему подготовки кадров для сельхозпроизводства как инженерно-технических работников, так и кадров массовых профессий и систему повышения уровня их профессиональных знаний.

Инновационное развитие сельского хозяйства невозможно без современных технологий, в продвижении которых важную роль призваны играть центры обучения, технопарки и технологические платформы, создаваемые на базе научных и образовательных организаций, опытных и учебных хозяйств.

ДОЛГУШКИН Н.К., член-корр. РАН («Сельскохозяйственные машины и технологии» №3, 2016)