Перевод государственных услуг в электронный вид. МЭР: не все услуги нужно полностью переводить в электронный вид Перевод государственных и муниципальных услуг в электронный вид

Комитет государственных услуг города Москвы является методологом и основным постановщиком задачи по переводу государственных услуг в электронный вид и предоставлению государственных услуг в электронном виде в целом. В Москве ежегодно утверждается План работ по переводу услуг и сервисов в электронный вид.

Созданный в 2011 году Портал государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы (далее – Портал госуслуг) одновременно решает несколько задач:

Уменьшение количества посещений органов исполнительной власти (отсутствие необходимости посещать орган власти, что приводит к сокращению временных затрат заявителем);

Повышение доступности государственных услуг - возможность получения услуги вне зависимости от местонахождения;

Повышение прозрачности процедуры получения государственных услуг - возможность получения информации о ходе предоставления государственных услуг в режиме онлайн;

Снижение коррупционных рисков.

Портал - это площадка взаимодействия органов исполнительной власти и населения, а также источник информации о государственных услугах и удобный механизм их получения в электронном виде.

Всего за несколько лет нашей работы совместно с органами исполнительной власти города Москвы на Портале госуслуг для юридических и физических лиц организованавозможность получения 265 государственных услуги и сервисов в электронном виде.

На сегодня количество услуг и сервисов с момента запуска Портала увеличилось более чем в 30 раз!

Электронные услуги становятся все более популярными. По состоянию на январь 2018 г. всего на Портале зарегистрировано более 7,8 млн. личных кабинетов физических лиц и более 28,5 тыс. кабинетов юридических лиц.

Количество обращений за услугами и сервисами на Портале за период с момента его запуска составило более 849 млн обращений из них за 2018 год – порядка 217 млн обращений.

Ключевой тренд 2017-2018 года – перевод услуг в исключительно электронный вид с отказом от бумажных форм взаимодействия с заявителями.

В качестве пилотной сферы для физических лиц выбрана сфера образования. Последовательно в течение последних 3 лет переведены исключительно в электронный вид запись в детские сады, запись в первый класс, сервис электронного дневника и даже электронного пополнения баланса на питание в школьных столовых. Для выпускников реализовали возможность получения результатов экзаменов в электронном виде.

С сентября 2015 г. года мы перевели в исключительно электронный формат запись детей в кружки и секции дополнительного образования. Сегодня любой родитель благодаря этому решению может найти информацию обо всех занятиях во всех городских учреждениях и выбрать для себя интересное и подходящее по разным критериям: месту расположения, возрасту, виду занятия, платности. Только за 2017 год мы приняли более 1 млн. заявлений, что вывело этот сервис в число самых популярных.

С сентября 2015 г. в электронном виде можно подать заявление на соцкарту школьника. Этот сервис оказался очень популярным – примерно половина москвичей сразу оформили заявление в электронном виде. С декабря прошлого года соцкарту школьника можно оформить только в электронном виде через портал. 30 марта 2016 возможность оформление социальной карты в электронном виде возникла и у студентов. В конце 2017 года на портале появилась услуга «Прикрепление ребенка к детской поликлинике», в 2018 году – «Оформление полиса ОМС», «Прикрепление к стоматологической поликлинике», «Запись детей в группу кратковременного пребывания в детском саду», «Запись в группу продленного дня».

Электронные услуги в сфере образования (количество обращений за весь период работы Портала):

- – более 455 млн обращений;

имеют право получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если иное не запрещено законом.

В контексте данного закона под электронными услугами понимается такая организация взаимодействия между органами власти и населением, при которой подача заявления и необходимых документов для получения услуги осуществляется в электронном виде через специализированные порталы госуслуг: Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) (далее – ЕПГУ), региональные порталы государственных и муниципальных услуг (функций). По итогам принятия решения заявителю может предоставляться результат в форме электронного документа.

Распоряжением Правительства РФ от 17 декабря № 1993-р был закреплен перечень первоочередных услуг для перевода в электронный вид, а также было выделено пять этапов перевода услуг в электронный вид:

Первый этап - обеспечение информирования заявителей о порядке предоставления услуг;

Второй этап - возможность получения электронных форм документов и заявлений;

Третий этап- подача заявления о предоставлении услуги в электронной форме, автоматически направляемой в органы власти;

Четвертый этап- заявитель получает возможность отслеживать статус предоставления услуги;

Пятый этап - результат услуги предоставляется в электронном виде.

C реализацией услуг пятого этапа существуют некоторые сложности. Они состоят в том, что для предоставления практически всех государственных и муниципальных услуг от заявителя, кроме самого заявления, требуется представление некоторого комплекта документов. Межведомственное взаимодействие позволяет сократить количество необходимых документов, но некоторые из них все таки должны предоставляться гражданами лично, это: документы личного хранения и документы, предоставляемые негосударственными организациями.

Таким образом, именно сложность перевода в электронный вид документов личного хранения препятствует обеспечению предоставления в электронном виде всего цикла услуги.

Сейчас заявитель через портал www.gosuslugi.ru может приложить скан-копии документов личного хранения и попытаться получить услугу без присутствия в органах власти. Но такие документы сотрудники органов власти считают нелегитимными и в большинстве случаев не готовы предоставлять услуги на их основе. Таким образом, личное присутствие заявителя при предоставлении документов личного хранения остается обязательным условием получения услуги.

Статистика говорит о том, что:

В 42% случаях оказания федеральных государственных услуг требуется предоставление документов личного хранения. Паспорт гражданина РФ требуется в большинстве услуг;

В 280 услугах необходимы документы, попавшие в перечень документов "личного хранения" (ч. 6 ст. 7 210- ФЗ), не считая паспорта гражданина РФ, необходимого при предоставлении абсолютного большинства услуг;

85 % муниципальных услуг предполагают представление документов личного хранения;

72 % государственных "региональных" услуг требуют представления документов личного хранения;

Увеличение доли услуг с документами личного ранения на муниципальном уровне по сравнению с региональными услугами объясняется тем, что муниципальные услуги включают большой блок социальных услуг (в т. ч. переданных с регионального уровня), обязательным условием предоставления которых является удостоверение личности заявителя соответствующим документом.

Для решения данной проблемы будет полезна идея архива документов личного хранения (далее – Архив). Суть идеи состоит в том, что при личном обращении гражданина в орган власти или многофункциональный центр оказания услуг, предъявляемые им документы личного хранения сканируются, заверяются электронной подписью оператора и сохраняются в Архиве. После этой процедуры данные документы могут использоваться при подаче заявления через порталы государственных и муниципальных услуг уже в электронной форме.

В случае, если заявитель обращается через портал в другой орган, то для запроса этих документов другим органом вполне могут применяться каналы межведомственного взаимодействия.

Кроме того, для реализации мероприятий по переводу услуг в электронный вид потребовалось исключение из законодательства требования обязательного "бумажного" документооборота, для чего в 2010-2011 гг. были внесены изменения в более чем 100 федеральных законов, а также принято множество подзаконных актов. Устранение технологических барьеров решалось выполнением Минкомсвязью России работ по формированию инфраструктуры обмена данными между ведомствами и организацией скоординированной работы органов власти всех уровней по переходу на электронные услуги.

Со стороны Минэкономразвития России был разработан и введен в опытную эксплуатацию прототип информационной системы "Сводный реестр услуг" (далее – Типовое решение РГУ), на базе которой Минкомсвязь России реализовала промышленное решение "Федеральный реестр услуг" , ставшее основой для работы ЕПГУ – www.gosuslugi.ru

Со стороны субъектов РФ была проведена работа по формированию перечня услуг, предоставляемых органами государственной власти и органами местного самоуправления, и по внесению информации об услугах соответственно в реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг.

Однако и здесь есть свои сложности, состав и структура сведений, содержащихся в программном комплексе типового решения реестра государственных и муниципальных услуг не позволяет сформировать качественную базу знаний для осуществления экспертной поддержки по вопросам порядка и условий предоставления государственных и муниципальных услуг. Требуется альтернатива Типовому решению РГУ - современная система проектирования регламентов, которая бы интегрировалась с Типовым решением РГУ.

Интернет-отрасль в России развивается стремительными темпами, чему способствует как рост количества интернет-пользователей, так и повышенный спрос на онлайн-сервисы. Российский сегмент Интернета по объему аудитории является крупнейшим в Европе, по количеству пользователей интернета Россия ещё в 2012 году вышла на первое место в Европе и на шестое место в мире. С каждым годом Интернет в России становится все доступнее. Поэтому перевод услуг в электронный вид - перспективное направление их модернизации, призванное повысить их доступность, снизить коррупционные риски и сократить временные и финансовые затраты государства и граждан.

Под электронными услугами понимается такая организация взаимодействия между органами власти и населением, при которой подача заявления и необходимых документов для получения услуги осуществляется в электронном виде через Интернет. По итогам принятия решения заявителю может предоставляться результат в форме электронного документа.

Впервые о переводе госуслуг в электронный вид говорилось в федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002-2010 годы)». В 2006 году в проекте появилось более четкое понимание терминологии и планов по переводу услуг в электронный вид, а также добавилась связь с электронным межведомственным документооборотом. Указанный подход был предложен Минэкономразвития России совместно с Минкомсвязью России как важный элемент повышения качества предоставления услуг.

В 2008 году работа по переводу госуслуг в электронный вид вошла в наиболее активную стадию. Было выделено пять этапов перевода услуг в электронный вид. Работа по переводу услуг в электронный вид потребовала устранения правовых и технологических барьеров. Во-первых, исключение из законодательства требования обязательного «бумажного» документооборота, для чего в 2010-2011 годах были внесены изменения в более чем 100 федеральных законов, а также принято множество подзаконных актов. Во-вторых, формирование Минкомсвязью России инфраструктуры обмена данными между ведомствами и организация скоординированной работы органов власти всех уровней по переходу на электронные услуги.

Для решения этой задачи с 2008 года Минэкономразвития России организован регулярный независимый мониторинг качества предоставления государственных и муниципальных услуг. В 2009 году Правительством были определены 74 федеральные услуги и 56 региональных и муниципальных приоритетных услуг для их перевода в электронный вид.

Минэкономразвития России был разработан и введен в опытную эксплуатацию прототип информационной системы «Сводный реестр услуг», на базе которой Минкомсвязь России реализовала промышленное решение «Федеральный реестр услуг», ставшее основой для работы Единого портала государственных услуг (ЕПГУ) .

С момента открытия Единого портала госуслуг в декабре 2009 года он превратился в действенный инструмент доступа к государственным услугам в электронном виде. К концу I квартала 2016 г. количество пользователей, зарегистрированных на Едином портале государственных и муниципальных услуг превысило 25,5 млн. человек.

Выстраивание всей системы для предоставления госуслуг в электронном виде стало одним из факторов, который позволил Российской Федерации сделать рывок в рейтинге ООН по развитию электронного правительства в 2009-2012 годах. Всего за два года Россия поднялась сразу на 32 позиции - с 59 на 27 место, а из стран, население которых превышает 100 миллионов человек, Россия заняла третье место в рейтинге - после США (310 миллионов, пятое место рейтинга ООН) и Японии (127 миллионов, восемнадцатое место рейтинга ООН). По версии этого же рейтинга ООН, опубликованного в 2014 году, Россия сохранила прежнюю позицию (27 место). В июле 2013 года Минэкономразвития России предложило новый подход к переводу услуг в электронный вид, поскольку поэтапная модель перевода услуг оказалась слишком формализованной и не учитывала особенности отдельных услуг, тем самым не позволяла органам власти эффективно переводить их в электронный вид. Было предложено перейти к модульной системе, более гибкой, предусматривающей перевод в электронный вид отдельных административных процедур. В декабре 2013 года была утверждена Концепция развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, разработанная Минкомсвязью России совместно с Минэкономразвития России, которая определила основные цели, принципы и направления деятельности по дальнейшему развитию электронных услуг на период до 2016 года. Утвержден план мероприятий по ее реализации.

Концепция определила 15 приоритетных федеральных и 20 региональных услуг, подлежащих первоочередной оптимизации. С 25 мая 2017 года перечень региональных услуг включает 18 услуг (распоряжение Правительства РФ от 25 мая 2017 г. № 1027-р).

В рамках указанной оптимизации по каждой из 35 приоритетных услуг разрабатываются соответствующие планы-графики. В целях дальнейшего развития системы предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме Правительством Российской Федерации (постановлением от 26 марта 2016 г. № 236) утвердило требования к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг. В данном акте нашел свое отражение «модульный принцип» перевода услуг в электронный вид, ранее предложенный Минэкономразвития России.

В соответствии с положениями Требований Минэкономразвития России проведена работа по определению целевой модели предоставления в электронной форме всех федеральных государственных услуг. По результатам указанной работы на заседании подкомиссии по использованию информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности 3 марта 2017 года одобрена сводная матрица составов действий, выполнение которых обеспечивается заявителю при предоставлении государственных услуг в электронной форме (протокол от 3 марта 2017 года № 94пр). В настоящее время Минэкономразвития России в соответствии с поручением подкомиссии продолжает ведение сводной матрицы на постоянной основе.

Мониторинг услуг федеральных органов исполнительной власти

Тематические документы

  • DOCX

    Типовые формулировки для внесения изменений в административные регламенты предоставления государственных услуг


    Скачать документ 47,92 КБ
  • PDF

    Методика мониторинга качества перевода государственных и муниципальных услуг в электронную форму для проведения мониторинга в 2019 г.

22 июля глава Департамента градостроительной политики Сергей Левкин сообщил, что до конца года городские власти планируют завершить перевод в электронный вид 16 услуг сетевых компаний, что значительно упростит процедуру подключения жилья и другой недвижимости к инженерным сетям.

Руководитель ведомства пояснил, что в электронный вид будут переведены услуги по выдаче технических условий, заключению договоров о подключении и выдаче актов об осуществлении технологического присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения.

Застройщикам будет предоставлена возможность подачи одного комплекта документов через официальный портал мэра и правительства Москвы, - рассказал Сергей Левкин.

Проведенное в начале июня исследование Всероссийского центра изучения общественного мнения выявило, что среди застройщиков сформирован запрос на получение услуг по подключению к сетям посредством заполнения единой заявки в электронной форме.

За переход на такую форму обслуживания высказалось 70 процентов опрошенных, - сообщил Сергей Левкин.

На сегодняшний день в электронном виде предоставляются все основные государственные услуги строительной сферы, начиная с оформления градостроительного плана земельного участка и заканчивая вводом объекта в эксплуатацию - 18 государственных услуг.

Меньше бумаги

Власти столицы уже несколько лет ведут работу по сокращению административных процедур в строительстве.

Так, упрощен сбор информации для застройщиков. В столице создана информационная инфраструктура, обеспечивающая возможность предоставления застройщикам сведений о ранее проведенных геологических и топографических исследованиях.

Цель одна - оперативное решение всех возникающих вопросов и сложностей девелоперов при прохождении административных процедур и получении госуслуг, - говорит заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин. - Сокращается количество документов на бумажных носителях, и упрощается система взаимодействия бизнеса и власти.

Электронные услуги - это не только экономия времени и нервов застройщика. Подобный вид взаимодействия заявителя и чиновника позволяет исключить личное общение, а значит, снижает коррупционные риски. Процесс совершенствуется день ото дня. Если к концу 2013 года в электронном виде можно было получить 7 из 14 основных услуг в сфере строительства, то сейчас - все ключевые. В 2017 году 90 процентов документов подано онлайн.

Хороший эффект

Согласно исследованиям Всероссийского центра изучения общественного мнения, в среднем более половины специалистов строительной отрасли отмечают положительный эффект реализуемых реформ. Наиболее позитивные оценки связаны с переводом государственных услуг в строительной сфере в электронный вид.

Около половины опрошенных - 47 процентов респондентов, обращавшихся в органы и организации Стройкомплекса Москвы, отметили, что за последний год взаимодействие с этими структурами улучшилось. При этом в прошлом году такого мнения придерживалось лишь 37 процентов участников опроса.

Руководитель Департамента градостроительной политики города Москвы Сергей Левкин заявил, что работа по снижению административных барьеров в строительстве ведется по поручению мэра Москвы Сергея Собянина и является одним из приоритетных направлений деятельности.

Застройщики больше не ставят административные барьеры на лидирующие места в списке причин, затрудняющих строительство, - отметил он.- Получение разрешительных документов стоит на восьмом месте, а в лидерах экономические вопросы.

Доступная информация

Получить необходимые сведения застройщики могут на городском портале «Строим просто». Это первая онлайн-площадка для информирования представителей бизнеса об актуальных темах и вопросах, связанных с деятельностью по снижению административных барьеров в строительной отрасли Москвы.

Наиболее полезная для застройщиков информация содержится в разделе «Путеводитель по услугам», где специалист может найти не только перечень всех госуслуг, но и подробную инструкцию их получения, регламенты, правовые документы и многое другое.

Минэкономразвития придерживается позиции, что не все услуги полностью должны переводиться в электронный вид, нужен принцип разумной целесообразности, сказал заместитель директора департамента государственного регулирования в экономике Павел Малков в докладе о направлениях совершенствования взаимодействия государства с гражданами и бизнесом.

«Для всех федеральных и для приоритетных региональных услуг сразу должна быть разработана матрица – какие процедуры переводятся в электронный вид, и в какие сроки. Неприоритетные региональные услуги – это зона ответственности региона», — сказал Малков в рамках всероссийского форума «Информационное общество – 2014: достижения и перспективы», прошедшего 9-10 октября в Челябинске.

По его словам, каждый субъект должен сам решить, какие процедуры переводить в электронный вид, а какие переводить вовсе нецелесообразно. При этом абсолютно по всем услугам должно сохраниться информирование на едином портале, по всем услугам должна быть обеспечена оплата пошлины в электронном виде – там, где она есть, считают в министерстве.

Малков напомнил, что в июле прошлого года на заседании Президиума совета по модернизации экономики и инновационному развитию Минэкономразвития предложило новый подход по переводу услуг в электронный вид. Эти новшества нашли свое отражение в концепции развития механизмов предоставления услуг в электронном виде. Следующий этап — закрепление этого подхода в нормативной базе.

О том, что в электронный вид должны переводиться только популярные госуслуги, еще год назад говорил замминистра Минэкономразвития Олег Фомичев. , при сохранении идеологии единого портала для публикации госуслуг всех уровней, не все из них экономически целесообразно целиком переводить в электронный вид. Затраты на перевод редко используемых услуг не окупаются.

Минэкономразвития предлагает отказаться от принятой сейчас схемы пяти этапов оказания услуги, а перейти к модульной системе, при которой услуга разбивается на набор административных действий. Решение о переводе в электронный вид принимается по каждому конкретному блоку.

Как пояснили сайт в пресс-службе министерства, модульная система предусматривает перевод в электронный вид отдельных административных процедур. При таком подходе для каждой услуги определяется индивидуальный набор подлежащих переводу в электронный вид процедур — например, информирование, оплата пошлины, запись на прием, подача документов в электронном виде и т.п.

План работы – «матрица» перевода услуг в электронный вид, о которой упомянул Малков, отображает для каждой услуги конкретный набор электронных сервисов (административных процедур), реализуемых услуг, а также сроки их внедрения.

В Минэкономразвития считают, что для всех федеральных услуг, приоритетных региональных услуг, подлежащих оптимизации, согласно Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, указанная «матрица» перевода услуг в электронный вид должна быть разработана единовременно.

На вопрос, какие же, по мнению МЭР, услуги из 35 приоритетных не должны полностью переводиться в электронный вид, был получен ответ: «Все приоритетные федеральные и региональные услуги, подлежащие первоочередной оптимизации согласно Концепции, должны переводиться в электронный вид по всем административным процедурам, если иное не установлено законом, или если выполнение всех административных процедур неприменимо на практике (например, для услуг, предоставление которых не требует оплаты государственной пошлины, соответствующая административная процедура не может быть реализована)».

Как быть регионам

Регионам для оптимизации процедур предоставления услуг необходимо сформировать соответствующую методологию, которая, прежде всего, будет применяться в отношении 35 приоритетных услуг, сказали сайт в пресс-службе МЭР. Работа строится в соответствии с Концепцией развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, а также планом мероприятий («дорожной картой») по ее реализации, утвержденным распоряжением правительства.

Мероприятия в отношении остальных государственных и муниципальных услуг органы исполнительной власти субъектов вправе начать самостоятельно без принятия соответствующего решения на федеральном уровне. Речь, опять же, о мероприятиях, предусмотренных Концепцией, а также Планом мероприятий.

Минкомсвязи поручено не позднее четвертого квартала 2014 года разработать соответствующие методические рекомендации. В ближайшее время также будут утверждаться планы-графики мероприятий по переходу на предоставление приоритетных услуг органами исполнительной власти субъектов и органами местного самоуправления.

G2G и G2B

По словам Малкова, Минэкономразвития участвует в большом количестве проектов в области информационного общества — все они находятся в сфере повышения качества взаимодействия государства с бизнесом, государства с гражданином и повышения качества внутренних коммуникаций госструктур (G2B, G2C, G2G соответственно).

Касаясь G2G-проекта по организации межведомственного взаимодействия, Малков сказал, что методику проектирования межведомственного взаимодействия нужно существенно дорабатывать.

«Проекту уже тесно только в сфере услуг и в рамках только органов власти. Помимо этого, есть еще госфункции, большое количество организаций, которые оказывают услуги с использованием данных из органов власти, и многое другое. Все это нужно отражать в новой методике», — сказал он.

Малков также затронул тему нового направления работы, которое обозначено в дорожной карте «Повышение качества регуляторной среды для бизнеса» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 г. № 953-р) и связано с задачей по снижению издержек бизнеса. «Известно, что ежегодно бизнесом в органы государственной власти предоставляются огромный объем всевозможных отчетов. По самым приблизительным оценкам, общий объем издержек бизнеса на предоставление более одной тысячи форм отчетности составляет порядка 1,5 триллиона рублей и занимает более 6 миллирдов человеко-часов в год», — привел Малков данные МЭР.

Однако, как считают в министерстве, в стране отсутствует система оценки издержек бизнеса, и система оценки практической ценности и необходимости этих отчетов. Минэкономразвития России начинает работу по разработке подходов по совершенствованию всей системы предоставления отчетности, в том числе оптимизации самих форм и предоставляемых данных. «На выходе должны быть получены унифицированные правила построения отчетности и унифицированные способы ее подачи, в первую очередь по электронным каналам», — сообщил представитель Минэкономразвития России.

На едином портале госуслуг (ЕПГУ) представлено более чем 100 тысяч региональных и муниципальных услуг (данные Минкомсвязи).

Ранее в октябре Минэкономразвития России представило доклад о результатах мониторинга качества предоставления государственных услуг в электронном виде, который проводился в период с апреля по май 2014 года. Было исследовано 638 государственных услуг 64 федеральных органа исполнительной власти и органа государственных внебюджетных фондов, а также 2041 государственная и муниципальная услуга, предоставляемая органами исполнительной власти и органами местного самоуправления 83 субъектов Российской Федерации.

По состоянию на октябрь, . Рейтинга 4,5 добились шесть ведомств: ФСС России, Россвязь, Ростуризм, Минтранс России, Минфин России и Росфинмониторинг. Между 4,4 и 4,0 заработали Роскомнадзор, МЧС России, Росводоресурсы и Росприродназдор. Большинство же ведомств расположились ниже. Нулевой рейтинг получили семь органов, среди них - Минобрнауки и Росархив.