Развитие методологии управления социальными проектами. Управление социальными проектами Антиутопии и дистопии

Социальное проектирование как отрасль социологической науки начала формироваться в XX в., когда стало очевидно, что игнорирование социальных аспектов приводило к серьезным социальным деформациям. На первых этапах своего становления оно было производным от научного и технического проектирования, возникших и получивших распространение в XIX в., особенно в архитектуре и машиностроении. Затем оно стало использоваться при решении проблем расселения, а также при совершенствовании систем управления. Постепенно наряду с традиционными видами начали складываться новые самостоятельные направления проектирования - человеко-машинных систем, экологическое, демографическое, инженерно-психологическое и др. По своей сущности проектирование охватывает практически все сферы деятельности человека и общества.

По мнению Ж.Т. Тощенко, его исходные принципы разрабатывались Я. Дитрихом, Т. Тиори, Д. Фраем, П. Хиллошем, Ф. Ханикой и другими исследователями . В отечественной социологии первые идеи о проектировании социальных систем были высказаны в работах И.И. Ляхова, В.Н. Дубровского, А.Г. Раппопорта, В.М. Разина, Б.В. Сазонова, Г.П. Щедровиц- кого, О.И. Генисаретского. В аспекте социального управления эти проблемы рассматривались В.Г. Афанасьевым, И.В. Бестужевым-Ладой, П.Н. Лебедевым. Теоретические основы проектирования были проанализированы в работах Н.А. Айтова, Г.А. Антонюка, Н.И. Лапина, А.И. Пригожина, Ж.Т. Тощенко, Н.Г. Харитонова, в исследованиях Т.М. Дридзе, Ю.А. Крючкова как одна из форм опережающего отражения действительности, создание прообраза (прототипа) предполагаемого объекта, явления или процесса посредством специфических методов. Проектирование в конкретной форме выражает прогностическую функцию управления, когда речь идет о будущей материальной или идеальной реальности. Его целью является реализация одного из вариантов преобразования объективной действительности, связанного со стремлением придать желаемые свойства и черты проектируемому объекту.

Суть социального проектирования состоит в том, что человек или организация, прежде чем предпринять какое-либо действие, всегда сначала обдумывает несколько вариантов, одному из которых после сопоставления отдается предпочтение. Широко известно высказывание К. Маркса об отличии архитектора от пчелы, который, приступая к созиданию, подготавливает предварительно проект своего будущего детища.

Социальное проектирование - это автономная созидательная деятельность по научно обоснованному определению вариантов развития новых социальных явлений и процессов, а также по целенаправленному изменению существующих социальных объектов на принципиально иных основах. Иными словами, это деятельность по созданию конкретных образов будущего, конкретных деталей разрабатываемых программ и планов, результатом которой зачастую является новый (или модернизированный) социальный объект, обладающий новым механизмом и новыми средствами регулирования общественных отношений 1 .

Основным понятием социального проектирования выступает проект. Проект (от лат. projectus - брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперед) - замысел и его воплощение в виде описания, обоснования, расчетов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации. В проекте разрабатываются проектируемый объект, схемы его функционирования, а также основные этапы и способы его изготовления. По материалу проект представляет собой чертежи и расчеты, макеты и другие графические и текстовые материалы, представленные или на бумаге, или в электронном виде.

Социальный проект - это система «проектных» целей и задач улучшения социальных систем, социальных институтов и процессов, содержащая соответствующие документы - программы, планы, расчеты, сметы и др.

Проектирование - составная часть управления, которая позволяет обеспечить осуществление управляемости и регулируемости некоторого процесса . Термин «проектирование» означает процесс разработки того или иного проекта, реализация которого выступает как необходимый результат. Любой проект начинается с замысла, идеи. Для того чтобы замысел превратился в реальность, этим процессом необходимо управлять. Социальное проектирование подразумевает связь между управлением проектированием и собственно самим проектированием. Оно тесно связано с социальным конструированием (И.И. Ляхов, 1970) (поскольку конструктивная деятельность есть поле творческого освоения социальной действительности) и с социальной инженерией (Р. Паунд, 1922), представляет собой способ организации воздействия на человеческую деятельность, направленный на ее преобразование с помощью социальных технологий. Многоаспектность проектирования социальных объектов предъявляет требования к параметрам, составляющим основу социального проектирования (рис. 10.1).

Любое проектирование в широком смысле, как и любое построение моделей будущего, связано с созданием проектной картины мира, а как принятие решений является элементом деятельности

Рис. 10.1.

по созданию социальных институтов, отношений, норм поведения, социально значимых сторон любой деятельности человека, поскольку в таком созидании проектируется удовлетворение социальных, человеческих потребностей. А поскольку оно является и ответом на потребности общественного развития, и инструментом этого развития, обусловлено им и осуществляется людьми и индивидуально, и коллективно, то оно по своему происхождению, проявлениям, особенностям, по своей сущности целиком социально. В более узком смысле социальное проектирование может быть звеном деятельности, направленной именно на сохранение, развитие или смену общественных отношений и ситуаций, т.е. можно говорить о социальном проектировании как особом виде деятельности .

Говоря о проектировании, необходимо выделить объекты и субъекты социального проектирования (рис. 10.2).

К объектам можно отнести элементы и подсистемы материального и духовного производства (средства и предметы труда, социальные технологии, материальные орудия труда, средства жизни, духовная культура, социальная деятельность и т.п.); элементы и подсистемы социальной структуры общества - трудовые кол-


Рис. 10.2.

лективы, регионы, социальные группы и т.п.; человека как общественного индивида, субъекта конкретно-исторического процесса и социальных отношений с его потребностями, интересами, ценностными ориентациями, установками, социальным статусом, престижем, ролями и т.п.; а также различные виды общественных отношений и элементы и подсистемы образа жизни - жизненные позиции, способы жизнедеятельности, качество и стиль жизни и т.п. Субъектами являются отдельные личности, организации, трудовые коллективы, социальные институты и др.

Социальное проектирование реализуется в следующих формах:

  • ? создание новых объектов, процессов, явлений, социальных сетей;
  • ? внедрение принципиально новых отношений, процедур или компонентов в существующих структурах, которые нуждаются в кардинальных изменениях (частичная модернизация);
  • ? реконструкция, принципиальная перестройка существующих общественных связей, когда изменяется вся схема управления, обеспечивающая достижение намеченных целей (полная модернизация).

Проектировать - это значит сознательно перебирать варианты и схему будущего действия. При всем их многообразии есть ряд общих принципов, необходимых для подготовки, разработки и реализации проекта. Они ориентируют на достижение конечного результата и на то, чтобы в повседневных текущих делах и оперативных планах не упускались из виду главные вопросы. Это:

  • ? принцип минимальных обязательств, который концентрирует внимание на основной цели, отвергая в известной мере все, что может замедлить или отвлечь силы от ее реализации;
  • ? принцип привлечения большого количества творческих, профессионально подготовленных людей;
  • ? принцип тщательного анализа идей; так, социальное проектирование учитывает и возможность неудачного эксперимента. В этом случае нужно понять, чем вызвано несоответствие решения и поставленных задач, какими объективными обстоятельствами это было обусловлено или другими факторами.

Если же рассматривать субъективные условия, то тут многое зависит от личности проектировщика, от его профессиональных умений, его мастерства и заинтересованности в осуществлении намеченных целей.

Представления о социальном прогнозировании постоянно обогащаются и развиваются. Так, в научной литературе обсуждаются различные подходы к классификации и объяснению сущности социального проектирования: объективно-ориентированный подход (Г.А. Антонюк, Н.А. Айтов, Ж.Т. Тощенко), проблемно-ориентированный подход (Т.М. Дридзе, Э.А. Орлова, О.Е. Трущенко) и субъективно-ориентированный подход (В.А. Луков). Каждый из этих подходов имеет свою специфику (рис. 10.3).


Рис. 10.3.

На практике необходимо осуществлять системный, комплексный подход, в котором бы проблематика социальной реальности в максимальной степени совмещалась бы с не менее реальными потребностями, интересами и ценностями людей.

Проектирование, будучи одной из форм выработки и принятия решения, выступает как важный элемент цикла управления, в большей мере, чем другие функции связано с осуществлением модернизационных и инновационных процессов.

  • Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. М.: Прометей: Юрайт-М, 2001. С. 321.
  • Пеньков Р.В. Социальное прогнозирование и проектирование: [учеб, пособиедля бакалавров по направлениям подготовки 040100 «Социология», 080200 «Менеджмент»] / Р.В. Леньков. - М.: ДСП и М, 2013,с. 98.
  • Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование: учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2001.
  • Социальные технологии управления обществом: региональный уровень / под ред.Я.А. Маргуляна. СПб. : Санкт-Петербургская академия управления и экономики,2010. С. 65.

В условиях развития современного общества способом конструирования, преобразования и улучшения реальности, на основе модели идеального будущего становится социальное проектирование – вид деятельности, который имеет непосредственное отношение к развитию социальной сферы, преодолению разнообразных социальных проблем.

Характерная черта нашего времени – нарастающий темп перемен. Изменяются потребности, появляются новые технологии, рождаются уникальные и принципиально новые продукты и услуги. Общественная практика свидетельствует, что любые преобразования, в том числе и в социальной сфере, не дают должного результата, если они проводятся методом проб и ошибок, без обоснованных подходов.

Проектная деятельность относится к технологиям, предусматривающим прежде всего необходимость адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека в нашем современном обществе. В социальной сфере усилилась конкуренция за внимание клиента к товару или услуге той или иной организации: потребителю есть из чего выбирать. Кроме того, возросло значение индивидуального подхода к каждому клиенту. Следовательно, есть необходимость постоянно разрабатывать и производить значимые для различных клиентов уникальные продукты. В последние годы проектная деятельность стала не только новым типом организационной культуры и источником инноваций для учреждений социально-культурной сферы, но и формой получения финансовой поддержки.

Понятие социального проектирования, его объект и субъект

Термин "проектирование" происходит от лат. projectus – брошенный вперед; это – процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта или состояния, которые предшествуют воплощению задуманного в реальном продукте.

Это специфическая деятельность, результатом которой является научно-теоретическое и практически обоснованное определение вариантов прогнозируемого и планового развития новых процессов и явлений. Проектирование – составная часть управления, которая позволяет обеспечить осуществление управляемости и регулируемости некоторого процесса.

Важным аспектом в процессе изучения сущности проектирования является рассмотрение историко-культурных источников развития этого явления. Социальное проектирование прошло долгий путь становления от утопий к реальным социальным проектам.

Первоначально проектирование как наука развивалось в рамках инженерно-технической деятельности, архитектуры, строительства. Исторически слово и понятие впервые было употреблено архитекторами. В XV в. Филиппо Брунеллеши привнес два новшества в архитектурную практику:

  • 1. Еще в XIV в. работа над Флорентийским собором была приостановлена, и Брунеллеши было поручено завершить строительство. Прежде чем приступить к работе, архитектор создал progetto – план собора, в котором приводились различные варианты геометрии будущего здания, как он это себе представлял. Собор призван был символизировать исторический и политический контекст, в котором существовал город. Флоренция стремилась стать городом, открытым для мира, поэтому собор имеет два купола – внешний и внутренний.
  • 2. Брунеллеши рационализировал архитектуру и разделил планирование и строительство, т.е. проект и его реализацию.

Постепенно проектирование становится гуманитарной дисциплиной. Важным направлением проектной деятельности является создание моделей общественных явлений и институтов, решение сложных социальных задач.

Выделение социального проектирования как самостоятельного вида деятельности произошло в 70-х гг. XX в., когда были разработаны основы социального управления его этапов, методов и функций. В это время выделяются дополнительные функции современного управления: социальное планирование, социальное прогнозирование, социальное конструирование, социальное проектирование, моделирование организационных и социальных процессов и структур. На первых этапах своего становления социальное проектирование было производным от научного и технического проектирования.

Социальное проектирование представляет одно из проявлений целенаправленной деятельности, когда разрабатываются различные варианты решения социальных проблем. Оно применяется также при подготовке социальных планов, программ по регулированию кардинально преобразуемых процессов и явлений, которые ранее нс нуждались в детальной проработке и социальном управлении. Социальное проектирование дает возможность оценить обоснованность прогноза, разработать научно обоснованный план социального развития.

Проектирование учитывает и возможность неудачного эксперимента по проверке идей, так называемый отрицательный результат. При его получении необходим тщательный анализ причин несоответствия в решении поставленных задач.

Предметом социального проектирования, по определению В. А. Лукова, является создание (модернизация, сохранение в изменившейся среде) ценности. Формы, в которых новая ценность предстанет в ходе реализации проекта, разнообразны. В результате реализации проекта могут появиться:

  • – новая вещь, предмет (здание, сооружение, комплекс, город и т.д.);
  • – новые свойства старой вещи (например, новый дизайн автомобиля; другие свойства приобретает любая вещь при ее включении в коллекцию);
  • – смена функций (так, мы видели сооруженную социальными работниками из армейского надувного склада горку для детей);
  • – услуга (например, создание телефона для глухих в Великобритании);
  • – отрасль производства, отрасль управления (так, с 1991 г. в России начала формироваться система органов по делам молодежи);
  • – организация (общественное объединение, фирма, художественная студия и т.п.);
  • – система воздействия (идеология, система воспитания с соответствующими инструментами внедрения);
  • – новый канал коммуникации (например, Internet);
  • – мероприятия (в том числе различные массовые праздники – Олимпийские игры, праздники городов и т.д.);
  • – запрограммированное поведение, реакция (таковы действия рекламы, маркетинговых мероприятий);
  • – мода, имидж (разработка имиджа лидера, организации, товара и т.д.).

Субъектом социального проектирования (т.е. тем, кто осуществляет проектирование) являются различные носители управленческой деятельности – отдельные личности, организации, трудовые коллективы, социальные институты и т.п., ставящие своей целью организованное, целенаправленное преобразование социальной действительности. Необходимая черта субъекта проектирования – его социальная активность, непосредственное участие в процессе проектирования.

Объектом социального проектирования (т.е. где или на ком осуществляется процесс проектирования) называют системы, процессы организации социальных связей, взаимодействий, включенных в проектную деятельность, подвергающиеся воздействиям субъектов проектирования и выступающие основанием для этого воздействия. Это могут быть объекты самой различной природы:

  • 1) человек как общественный индивид и субъект исторического процесса, социальных отношений с его потребностями, интересами, ценностными ориентациями, установками, социальным статусом, престижем, ролями в системе отношений;
  • 2) различные элементы и подсистемы социальной структуры общества (трудовые коллективы, регионы, социальные группы и т.п.);
  • 3) разнообразные общественные отношения (политические, идеологические, управленческие, эстетические, нравственные, семейно-бытовые, межличностные и т.п.).

Анализ объекта и субъекта проектирования позволяет создать "информационный массив", который является главным источником социального проектирования. Информационный массив – это система определенных на научной основе параметров, факторов, комплексно характеризующих объект проектирования. Основная цель социального проектирования как специфической управленческой деятельности – создание с помощью информационного массива социальных проектов. Социальный проект как источник информации представляет собой связанные определенной зависимостью сознательно разработанные научно обоснованные характеристики, дающие конкретные знания о будущем желаемом состоянии социальной системы или процесса. Нужно отметить, что социальный проект представляет собой предписывающую модель. В проекте отражено будущее желаемое состояние системы, которое возникает при определенных действиях людей, наличии определенных финансовых, трудовых, материальных и других ресурсов, в том числе интеллектуальных, познавательных, эвристических, ценностных.

Проект будущих возможных состояний социальных систем, процессов и явлений должен соответствовать следующим условиям его разработки:

  • – он должен быть создан на научной основе;
  • – не противоречить нравственным нормам;
  • – выражать общепринятые социальные ценности;
  • – выражать социальный заказ;
  • – быть эффективным с точки зрения реализации;
  • – не содержать противоречий;
  • – должен быть предназначен для реализации.

Социальный проект устанавливает параметры, основные характеристики развития социальных систем на ограниченный, четко определенный отрезок времени. Однако мало определить стратегически важные цели, направления развития, важно уметь выразить их в определенных показателях.

Ключевые слова

МЕНЕДЖМЕНТ / УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ / БИЗНЕС / СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ БИЗНЕСА / КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИ АЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / MANAGEMENT / PROJECT MANAGEMENT / BUSINESS / SOCIAL PROJECT / SOCIAL PROJECT OF BUSINESS / CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы - Зильберштейн О.Б., Шахнес Т.Ю.

В статье авторы раскрывают основные подходы к формированию теоретического фундамента управления социальными проектами бизнеса . Целью работы является обобщение теоретических основ управления проектами бизнеса , которые носят социальный характер. Логика изложения материала строится следующим образом. В водной части статьи авторы делают предположение о том, что в основе предмета исследования заложены три основных элемента: управление проектами , социальное управление и управление социальными проектами . Исходя из этого предположения в работе строятся дальнейшие рассуждения. Основная часть статьи содержит три подраздела. В первом подразделе статьи сформулировано определение понятия «управление проектами » и обобщены методологические подходы к управлению проектами (PRINCE2, PERT, Модель Agile, Лин-менеджмент, BRM). Во втором подразделе представлено авторское понимание сущности социального управления и рассмотрены основные методики социального управления, а также дана характеристика методологии управления социальными проектами . В третьем подразделе сформулирована авторская концепция сущности управления социальными проектами бизнеса . В заключительной части статьи авторы делают вывод о значимости управления социальными проектами бизнеса . Данная статья, в первую очередь, имеет теоретическое и методологическое значение для формирования эффективных методов и инструментов управления социальными проектами бизнеса , а также для развития теории и практики корпоративной социальной ответственности.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу, автор научной работы - Зильберштейн О.Б., Шахнес Т.Ю.

  • Влияние цифровизации экономики на методологии управления проектами

    2019 / Коваленко Б.Б., Гусейнова И.В., Гусарова Т.И.
  • Интеграция проектного подхода в модель бизнес-архитектуры предприятия

    2013 / Ильин Игорь Васильевич, Лёвина Анастасия Ивановна
  • Превентивный риск-менеджмент в ИТ-проектах

    2016 / Николаенко Валентин Сергеевич
  • The formation and Development of the concepts of Project Management and risk Management

    2018 / Никулина Ирина Евгеньевна, Николаенко Валентин Сергеевич
  • Тенденции развития проектного управления в России

    2018 / Прима Яна Геннадьевна
  • Совершенствование проектного управления в России

    2017 / Добросоцкий В.И.
  • Устойчивое развитие и управление проектами: задачи и результаты интеграции

    2015 / Верба Юлия Сергеевна, Иванов Игорь Николаевич
  • Модели зрелости управления проектами: критический обзор

    2019 / Николаенко Валентин Сергеевич, Мирошниченко Евгений Александрович, Грицаев Руслан Талгатович
  • Проектный менеджмент: проблемы и перспективы развития на отечественных предприятиях

    2018 / Аверин Александр Владимирович, Кобиашвили Нана Александровна
  • Офис управления проектами улучшения городской среды в городе Омске

    2016 / Катунина Ирина Владимировна, Фомина Юлия Андреевна

In article on wide material the author opens basic approaches to formation of the theoretical base of management of social projects of business . The purpose of work is generalization of theoretical bases of project management of business which have social character. The logic of a statement of material is under construction as follows. In water part of article authors do the assumption that at the heart of an object of research three basic elements are put: project management , social management and management of social projects. Proceeding from this assumption in work further reasonings are under construction. The main part of article contains three subsections. In the first subsection of article definition of the concept «project management » is formulated and methodological approaches to project management (PRINCE2, PERT, the Model Agile, Lean Management , BRM) are generalized. In the second subsection the author"s understanding of entity of social management is presented and the main techniques of social management are considered, and also the characteristic of methodology of management of social projects is given. In the third subsection the author"s concept of entity of management of social projects of business is formulated. In final part of article authors draw a conclusion about the importance of management of social projects of business . This article, first of all, has theoretical and methodological value for formation of effective methods and instruments of management of social projects of business , and also for development of the theory and practice of corporate social responsibility .

Текст научной работы на тему «Основы управления социальными проектами бизнеса»

JEL: P24, P30, P31, O32, M48

ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМИ ПРОЕКТАМИ БИЗНЕСА

Олег Борухович Зильберштейн 1, Татьяна Юрьевна Шахнес 2

1-2 Негосударственное образовательное учреждение Московская международная высшая школа бизнеса МИРБИС (Институт) 109147, г. Москва, ул. Марксистская, 34, кор. 7

1 Кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента E-mail: [email protected]

2 Аспирантка кафедры менеджмента, директор по коммуникациям LG Electronics RUS E-mail: [email protected]

Поступила в редакцию: 28.08.2015 Одобрена: 15.09.2015

Аннотация. В статье авторы раскрывают основные подходы к формированию теоретического фундамента управления социальными проектами бизнеса. Целью работы является обобщение теоретических основ управления проектами бизнеса, которые носят социальный характер. Логика изложения материала строится следующим образом. В водной части статьи авторы делают предположение о том, что в основе предмета исследования заложены три основных элемента: управление проектами, социальное управление и управление социальными проектами. Исходя из этого предположения в работе строятся дальнейшие рассуждения. Основная часть статьи содержит три подраздела. В первом подразделе статьи сформулировано определение понятия «управление проектами» и обобщены методологические подходы к управлению проектами (PRINCE2, PERT, Модель Agile, Лин-менеджмент, BRM). Во втором подразделе представлено авторское понимание сущности социального управления и рассмотрены основные методики социального управления, а также дана характеристика методологии управления социальными проектами. В третьем подразделе сформулирована авторская концепция сущности управления социальными проектами бизнеса. В заключительной части статьи авторы делают вывод о значимости управления социальными проектами бизнеса. Данная статья, в первую очередь, имеет теоретическое и методологическое значение для формирования эффективных методов и инструментов управления социальными проектами бизнеса, а также для развития теории и практики корпоративной социальной ответственности.

Ключевые слова: менеджмент, управление проектами, бизнес, социальный проект, социальный проект бизнеса, корпоративная социальная ответственность.

В фундаменте управления социальными проектами бизнеса можно выделить три основных элемента. На взгляд диссертанта в их качестве выступают такие дисциплины как управление проектами, социальное управление и управление социальными проектами. Рассмотрим их подробнее.

Под управлением проектом (проект-менеджмент) сегодня понимают процесс и деятельность планирования, организации, мотивации и управления ресурсами, процедурами и протоколами, призванными достигнуть определенных целей в научных или повседневных проблемах. Это определение основывается на понимании проекта как временного усилия, призванного произвести уникальный продукт, услугу или результат с определенным началом и концом, обычно ограничиваемый временем, и зачастую, финансированием или конечным результатом .

В этих условиях, назначение проекта понимается как средство достижения позитивных изменений или повышения добавленной стоимости. Боль-

шую роль в организации управления проектом вообще играет его временный характер. Его отличие от обычного бизнеса или производственных операций, заключается в их повторности, где они являются постоянными, или полупостоянными функциональными действиями необходимыми для производства тиража идентичных продуктов или услуг.

Таким образом, на практике управление производством и проектом существенно отличается и требует развития отличных средств и методов. Основная проблема управления проектом состоит в том, чтобы достичь всех целей проекта, соблюдая установленные ограничения среди которых, как правило выделяют - объем, время, качество и бюджет. На втором месте, но от этого не менее важной, состоит проблема оптимизации распределения и объединения имеющихся ресурсов для достижения поставленных целей .

Различные подходы к проект-менеджменту решают эти проблемы не одинаково. Так, классический подход разделение проекта по стадиям, где

МОДЕРНИЗАЦИЯ

выделяются следующие компоненты, а именно: инициация; планирование и дизайн; реализация и совершенствование; системы мониторинга и контроль; завершение. Каждой из указанных стадий соответствуют средства и методы, применяемые в ординарном бизнесе и не несущие никаких уникальных черт .

Несколько иным способом организовано управление проектами в рамках модели PRINCE2. Сам этот термин представляет собой аббревиатуру, расшифровывающуюся следующим образом, а именно, как «Проекты в контролируемой среде, версия 2» (англ. PRojects IN Controlled Environments, version 2). По сути дела, этот подход представляет собой систему, методология которой охватывает управление высокого уровня, контроль и организацию проекта, но не включает действия более низких уровнях, такие как планирование. PRINCE2 также используется для обучения и аккредитации уполномоченных практиков методологии, которые должны пройти специальные квалификационные экзамены, чтобы получить сертификат.

На практике PRINCE2 представляет собой процессный метод управления проектом. Он основан на 7 принципах: длящегося мотивирования бизнеса, обучения на опыте, определении ролей и обязанностей, управления по стадиям, управления путем исключений сосредоточиться на продукции и учитывать особенности окружающей среды проекта. Также выделяются семь тем: экономическое обоснование ситуации, организация, качество, планы, риск, изменения и прогресс и семь процессов: начало проекта; запуск проекта; управление проектом; контроль стадий; управление производством продукта; контроль границ стадий; завершение проекта; планирование .

Иной подход предлагает методология «Критических цепей управления проектами». Она базируется на методе критической цепи, предложенном Э. Голдраттом, и принципах теории ограничений, которая, в дополнение к традиционной технике оценки и анализа проектов PERT, опирается на расчёты по зависимостям ресурсов, рискам, неопределённостям. В частности, в методе широко применяются буферы для снижения проектных рисков и обеспечения устойчивости построенного плана-графика проекта, визуализации «трендов проникновения в буферы» (англ. fever chart), расчёт проекта от крайнего срока завершения (а не от начала, как в классическом PERT). В сути методологии находится ряд последовательных действий: Планирование; Выполнение; Контроль .

Модель управления проектами Agile, основывается на принципах управления взаимодействием между людьми, основанном на представлении о

любом процессе, как о сотрудничестве людей. Проект здесь понимается как серия относительно малых задач, задуманных и выполненных в итоге адаптивным способом, как требует ситуация, а не как предварительно запланировано .

В свою очередь Лин-менеджмент в центр методологии поставил вопросы производственной экономии при реализации проекта, сосредотачиваясь на достижении проектных целей с меньшим количеством затрат и сокращением времени.

Экстремальный проект-менеджмент констатирует, что использование сложных моделей для организации проектов охватывающих срок в несколько недель, как показала практика приводил к ненужным затратам и низкой маневренности в ряде случаев. Приложение экстремального управления к другим видам проектов - чрезвычайное управление проектом, которое может использоваться в сочетании с моделированием процесса и управленческими принципами управления взаимодействием людей.

Наконец, управление реализацией преимуществ (В1?М) повышает эффективность ординарных методов управления проектом через повышение внимания к результатам (преимуществам) проекта, а не к продукции. С обязательным измерением степени, до которой это обеспечивает развитие проекта. Такой подход может помочь снизить риск неудачного окончания проекта, обеспечивая соотношение цели проекта/продукция, но будучи не в состоянии обеспечить выгодность такого соотношения.

Переходя к характеристике социального управления, следует отметить, что существует множество подходов к его определению. Так в одну из групп таких подходов можно отнести зарубежных и отечественных авторов, считающих, что социальное управление есть разновидность управления вообще и, поэтому, его следует определять через общее определение управления. В эту группу войдут Ф. Тейлор, П. Друкер, В.Н. Иванов, В.И. Куценко .

В свою очередь, вторая группа полагает социальное управление уникальным явлением и, соответственно, дают ему определение, не сводимое к генеральному определению управления. В эту группу могут быть включены И.М. Слепенков и Ю.П. Аверин, Г.В. Осипов, В.И. Франчук .

При этом последний предложил обобщенное определение, заключающееся в следующем: Социальное управление - это сложный вид деятельности, связанный с добровольным или насильственным подчинением людей общим интересам, обеспечивающий существование социальных организаций и решение сложных социальных проблем. При этом под социальными проблемами по-

МИР МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2015. Т. 6. № 3. С. 50-55

нимаются ситуации, несовместимые с ценностями большинства (или значительного числа) членов организации, или отклонения от общепринятых социальных норм. Понятие социальной проблемы служит для выражения соответствующей социальной потребности .

В этих условиях в социальном управлении существует весьма широкая методологическая база. Наиболее распространенными в наше время методами управления являются административные, законодательные, экономические, мотивации и социально-психологические. Административные (директивные) методы характерны для формальных организаций, средствами их реализации являются приказы, распоряжения, директивные указания вышестоящих органов управления, которые имеют обязательный характер для нижестоящих. Законодательные методы, в отличии от административных, основаны нормативном воздействии на людей и социальные субъекты с помощью норм права. Экономические методы воздействуют на материальные интересы людей и социальных субъектов. Методы мотивации действуют на индивидуальном уровне и основаны на использовании разнообразных стимулирующих средств и создании материальной и моральной заинтересованности, побуждающей людей добиваться высоких результатов в своей работе. Мотивация предполагает вознаграждение работников в соответствии с их индивидуальными потребностями. Социально-психологические методы основаны на моральном воздействии коллектива на своих членов, они включают средства формирование новых духовных ценностей или укрепление старых, такие как воспитание, моральное поощрение и взыскание.

Наконец, совсем недавно появилась методика управления социальными проектами. Управление социальным проектом (англ. Social project management) определяется сегодня как нетрадиционный способ организовать проекты и осуществлять управление ими. В наиболее простой форме управление социальными проектами можно сравнить с социальной сетью. Экстраполируя её принципы на управление проектами можно констатировать, что эта методика появилась как ответ на появление распределенной структуры проектов, где исполнители, используя современные средства телекоммуникаций, могут быть удалены друг от друга н огромные расстояния. В этих условиях парадигма управления социальными проектами основана на философии увеличения открытости и непрерывной коммуникации, внутри и снаружи команды. Реализация проекта, в этих условиях, осуществляется как потоковая деятельность, реализуемая через интеграцию с социальной сетью организации.

В основе построения методологи управления социальными проектами идея децентрализации системы управления и установление принципа равенства в деятельности команды. Однако, при реализации больших и глобальных проектов должности менеджеров все-таки вводятся, но их задача не руководить, а обеспечивать сотрудничество участников команды.

Давая характеристику методологии управления социальными проектами, следует отметить, что в ней могут быть выделены следующие черты:

Во-первых, методы управления социальными проектами органично входят в методологию управления организацией, которая их реализует. Их важным отличием выступает то, что они реализуются применительно к социальным проектам. Они составляют специальную платформу в системе управления организацией, которая задействуется тогда, когда начинается реализация социального проекта.

Во-вторых, в центре методологии управления социальным проектом находится формальный график проектных работ и все действия команды и её совместная функциональность связаны с этим графиком. При этом, в системе управления находятся скорее инструменты организации сотрудничества внутри проектной команды и между командой и сторонними субъектами, нежели чем инструменты директивного воздействия.

В-третьих, методика управления социальными проектами обеспечивает непрерывность деятельности, которая позволяет команде и заинтересованным сторонам формировать совместную заинтересованность в осуществлении проекта и достижении его целей .

Такая ситуация приводит нас к тому, что важнейшим элементом системы управления становится формирование команды и налаживание действенных связей между ее участниками. Генеральная цель здесь заключается в обеспечении ееё надлежащего функционирования в условиях многооперационной структуры проекта, где операции выполняются практически одновременно, а интегрируются последовательно. Это положение еще более актуализируется, если проект выполняется на межнациональном или, особенно, глобальном уровне.

Рассматривая вопрос управления социальными проектами бизнеса, необходимо отметить, что сегодня, по данным оглашенным на Всемирном экономическом форуме 2012 года наиболее эффективным средством управления социальным проектом является создание специального механизма управления целевым образом ориентированного на управление социальными проектами. Иные формы и модели управления, когда обязанности по управ-

лению социальными проектами бизнеса возлагаются на менеджмент или маркетинг предприятия.

В этих условиях можно констатировать, что механизм управления социальным проектом бизнеса может включать собственно элементы управления, системы мониторинга и сигнальные механизмы как средства сообщения о нарушении норм поведения.

Очевидно, что такой сложный механизм управления обусловлен тем, что социальные проекты бизнеса обращаются сегодня к самым неотложным проблемам, стоящим перед лицом общества или сообщества, будучи призванными решить их посредством использования масштабируемых, самоокупаемых и инновационных бизнес-моделей. Они должны уравновесить финансовую ответственность и социальное воздействие и скоординировать многочисленные группы заинтересованной стороны, включая инвесторов, сотрудников, надзорных органов, клиентов и бенефициариев. В результате процесс управления социальным проектом бизнеса выступает как процесс создания сложного компромисса.

В этих условиях, тщательно сформированный, хорошо разработанный и эффективно функционирующий механизм управления становится залогом наиболее полного достижения целей социального проекта бизнеса. Практика, однако, что высшее руководство многих предприятий и организаций, начинающих реализовывать социальные проекты, отказываются от формирования специального механизма управления, мотивируя это уверенностью в способностях уже имеющегося на предприятии менеджмента эффективно организовать исполнение социального проекта, либо не желая допускать дополнительных финансовых затрат на содержание специального механизма управления. В рамках такой политики происходит подмена цели управления социальным проектом, где на смену достижению социально-полезного результата приходит стремление менеджмента не допустить трат, сэкономить ресурсы и пр.

В действительности управление социальным проектом бизнеса должно нести в себе целый ряд ключевых черт и особенностей. Среди них согласованность проекта и управления им с миссией и политикой организации, стремление к удовлетворению требованиям различных заинтересованных сторон, ориентация на наиболее полное достижение социального результата. На практике специальный механизм управления социальным проектом в состоянии эффективно реализовывать следующие полномочия:

1. Оказывать стратегическую и экспертную поддержку, что обосновывается привлечением в

управление лиц, обладающих специальными и экспертными знаниями;

2. Обеспечить доступ к внешним сетям, через которые могут быть осуществлены или существенно облегчены сбор средств, продвижение информации о проекте и привлечение высоко талантливых исполнителей в проект;

3. Снизить коэффициент «ручного управления» со стороны учредителей проекта, гарантируя, что он будет реализовываться надлежащим образом без непосредственного привлечения руководящих усилий основателя или руководства;

4. Посылать «сигналы доверия» внешним заинтересованным сторонам, на основании которых инвесторы, подрядчики и клиенты могут доверять больше исполнителям проекта и всей организации в целом.

Рассматривая структуру механизма управления социальным проектом бизнеса, следует отметить, что в её составе могут быть выделены несколько компонентов, имеющих ключевую важность. Среди них могут быть выделены следующие:

Взаимоотношения с учредителем/основателем проекта;

Юридическая структура управления проектом;

Финансовая структура проекта;

Комплекс реакции на изменения внешней среды;

Комплекс изменений при достижении проектом следующей стадии жизненного цикла.

Инициативным элементом системы управления социальным проектом бизнеса выступает её взаимодействие с учредителем/основателем проекта. Переоценить важность этого элемента затруднительно по многим причинам. Тесная взаимосвязь с учредителем, в конечном итоге, призвана гарантировать гармонию и единое видение, с одной стороны, той миссии социального проекта бизнеса, которую в него закладывает основатель, а, вместе с тем, всех стратегических решений, которые будет принимать управление проектом.

В этих условиях, необходимо также отметить одну важную деталь, что тесное взаимодействие между основателем и управлением проектом не должно превращаться в бесконечный процесс. На определенном этапе основателю следует отойти в сторону, а образовавшуюся нишу занять органам управления проектом. Именно они на практике будут непосредственно реализовывать миссию, видение и ценности, заложенные основателем при учреждении проекта в стратегии, тактике и в конкретных операциях. Учитывая это управление должно запланировать последовательность мероприятий на всю перспективу реализации проекта строго в рамках выработанной стратегии.

МИР МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 201S. Т. б. № 3. С. S0-SS

Исходя из сказанного, ключевыми процессами, которые происходят во взаимодействии управления проекта с основателем, является определение руководителя проекта. Здесь, наиболее часто, реализуются две модели:

Руководитель проекта выбирается своих собственных сотрудников, который уже знаком с операциями по реализации социальных проектов и социальной стратегией бизнеса.

Для руководства проектом может быть привлечён внешний генеральный директор, которому, как правило, назначается консультант, задача которого ознакомить руководителя с миссией, философией и стратегией социальной составляющей бизнеса компании.

Социальные проекты могут адаптироваться к изменениям в окружающей среде, институциали-зируя новые методы работы и политику, которая автоматизирует совмещение проекта, входящих в него операций и процедур с новыми инструкциями и политикой. Поэтому, в управлении проектом целесообразно выделение ответственного за мониторинг внешней среды и разработку инструкций сообразно с новыми стандартами и требованиями. На практике существуют три основных модели реализации этого назначения: обязанности по мониторингу и анализу изменений принимает на себя действующий сотрудник управления, в управление принимается на работу сторонний специалист, обладающий необходимой квалификацией, или управление распределяет эту функцию по подфункциям на всех участников.

Наконец, комплекс изменений при достижении проектом следующей стадии жизненного цикла. Как правило, это происходит тогда, когда проект входит в ту фазу, на которой фактически реализуется автоматически, имея устоявшиеся формы и модели работы, очерченный круг партнёров и ощутимый социальный результат. До этого, как правило, идет экспериментальный или пробный этап. На всём его протяжении органы управления проектом, как показывает практика, имеют консультативный или не официальный характер, то есть без любых юридических обязательств или полномочий по принятию решения. Объясняется это тем, что они допускают больше гибкости, которая нужна проекту на начальном этапе. Далее целесообразно установить более формальные структуры управления.

Во время переходных стадий механизмы управления крайне важны, особенно когда бренд со-

циального проекта известен, окружающая среда сложна, и должны быть приняты важные решения. Когда бизнес-модель социального проекта зрела, управление может развиться в более активный элемент. Его позиция гарантирует, что известный проект остается в контакте с заинтересованными сторонами и будет верен своей социальной миссии и целям.

Список литературы

1. A Guide to the Project Management Body of Knowledge. PMI, 2010, p. 27-35.

6. Social Project Management: Engaging the Social Network to Deliver Project Success White Paper. Trilog Group, 1б April 2011. (13).

9. What is Project Management? / PMI Annual report. Philadelphia, 2012, p. б.

11. Иванов В.Н. Основы социального управления: учебное пособие / А.Г. Гладышев, В.Н. Иванов, В.И. Патрушев и др.; под ред. В.Н. Иванова. М.: Высш. шк., 2001.

12. Куценко В.И. Социальное познание и социальное управление. Киев, 1979.

13. Социальное управление: Словарь-справочник / сост. И.М. Слепенков, Ю.П. Аверин; под ред. В.И. Добренькова, И.М. Слепенко-ва. М.: МГУ, 1994.

14. Франчук В.И. Основы общей теории социального управления / Ин-т организационных систем. М., 2000. С. 14.

M.I.R. (Modernization. Innovation. Research), 2015, vol. 6, no. 3, pp. 50-55

M.I.R. (Modernization. Innovation. Research) MODERNIZATION

ISSN 2411-796X (Online) ISSN 2079-4665 (Print)

THE BASES OF THE MANAGEMENT OF SOCIAL PROJECTS OF BUSINESS

O. B. Zilberstein, T. Y. Shahnes

In article on wide material the author opens basic approaches to formation of the theoretical base of management of social projects of business. The purpose of work is generalization of theoretical bases of project management of business which have social character. The logic of a statement of material is under construction as follows. In water part of article authors do the assumption that at the heart of an object of research three basic elements are put: project management, social management and management of social projects. Proceeding from this assumption in work further reasonings are under construction. The main part of article contains three subsections. In the first subsection of article definition of the concept «project management» is formulated and methodological approaches to project management (PRINCE2, PERT, the Model Agile, Lean Management, BRM) are generalized. In the second subsection the author"s understanding of entity of social management is presented and the main techniques of social management are considered, and also the characteristic of methodology of management of social projects is given. In the third subsection the author"s concept of entity of management of social projects of business is formulated. In final part of article authors draw a conclusion about the importance of management of social projects of business. This article, first of all, has theoretical and methodological value for formation of effective methods and instruments of management of social projects of business, and also for development of the theory and practice of corporate social responsibility.

Keywords: management, project management, business, social project, social project of business, corporate social responsibility. Correspondence: Zilberstein Oleg B., Moscow International higher business school MIRBIS, Russian Federation, [email protected]; Shahnes T. Y., Moscow International higher business school MIRBIS, Russian Federation, [email protected]

Reference: Zilberstein O. B., Shahnes T. Y. The bases of the management of social projects of business. M.I.R. (Modernization. Innovation. Research), 2015, vol. 6, no. 3, pp. 50-55.

1. A Guide to the Project Management Body of Knowledge. PMI, 2010, p. 27-35

2. Chatfield, Carl A short course in project management. Microsoft Office Project, 2007, p. 4.

3. Drucker P. The Practice of Management. New York: Harper & Brothers, 1954.

4. Eliyahu M. Goldratt. Critical Chain. North River Press, 1997.

5. Murray A. Managing successful projects with PRINCE2. TSO Publishing, 2009.

6. Social Project Management: Engaging the Social Network to Deliver Project Success White Paper. Trilog Group, 16 April 2011. (13).

7. Taylor F.W. The Principles of Scientific Management. New York and London, Harper & brothers. 1911.

8. What is Agile Project Management? Montreal, Planbox, 2010.

9. What is Project Management? / PMI Annual report. Philadelphia, 2012, p. 6.

10. Wysocki, Robert K. Effective Project Management: Traditional, Adaptive, Extreme. 5th ed. Wiley Publishing, Inc., 2009, p. 22.

11. Ivanov V.N. Osnovy sotzialnogo upravleniya. Uchebnoe posobie / A.G. Gladyshev, V.N. Ivanov, V.I. Patrushev i dr. Pod red. V.N. Ivanova. M.: Vyssh. shK., 2001.

12. Kutzenko V.I. Sotzialnoe poznanie i sotzialnoe upravlenie. Kiev, 1979.

13. Sotzialnoe upravlenie: Slovar-spravochnik. Sost. I.M. Slepenkov, Yu.P. Averin; Pod red. V.I. Dobrenkova, I.M. Slepenkova. M.: MGU, 1994.

14. Franchuk V.I. Osnovy obschey teorii sotzialnogo upravleniya / In-t organizatzionnyh sistem. M., 2000. S.14.

В практике управления социальными процессами все большее распространение получают социальные технологии как способы комплексной, алгоритмизированной деятельности, ориентированные на многоразовое применение в целях достижения заранее определенного результата.

Технологизация управления социальной сферой в целом, системой социальной защиты в частности, подразумевает «массированное проектирование и внедрение новейших социальных технологий» .

Несмотря на сложность и неоднозначность определения понятия «социальная технология», в среде ученых и практиков есть общие моменты в его понимании.

В перевод с греческого «технология» - искусство, мастерство.

В традиционном понимании «технология» - это научное описание способов производства либо документ, регламентирующий и описывающий порядок действий.

Построение любой технологии осуществляется за счет разделения деятельности на отдельные операции, процедуры с учетом специфики той области, в которой она будет реализовываться.

Таким образом, социальная технология может быть определена как:

  • 1) специально организованная область знания о способах и процедурах оптимизации жизнедеятельности человека;
  • 2) способ осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с последующей координацией и выбор оптимальных средств, методов их выполнения;
  • 3) метод управления социальными процессами, обеспечивающий их воспроизводство в определенных параметрах: качество, свойство, объемы.

Социальные технологии различаются по характеру их новизны. Потребность в новых технологиях возникает тогда, когда существует проблемная ситуация и осознана необходимость в новых действиях. Будучи элементом человеческой культуры, социальные технологии возникают либо эволюционно, исходя из возникшей потребности решить ту или иную проблему, либо создаются искусственно (насаждаются извне).

Социальная технология - способ организации практической деятельности, представляющий собой совокупность приемов, направленных на изменение (преобразование) социального объекта (процесса) и достижение заданного результата.

На наш взгляд, специфика социальной технологии заключается в том, что она представляет собой алгоритм действий и может быть тиражирована (мультиплицирована), а также использована для решения сходных (похожих) задач и проблем.

Среди основных требований к социальным технологиям должны быть: однозначность выполнения операций и процедур и надежность результатов, безопасность и гибкость внедрения, возможность внесения корректив на каждом из этапов апробации, возможность их мультипликации.

Теоретическая разработка социальной технологии, «красивое» прописывание на бумаге еще не гарантирует ее эффективность в реальной жизни. Для этого требуется ее практическая «обкатка», т. е. реализация в определенных условиях в ограниченные временные сроки. Иначе говоря, проектирование.

Характерной особенностью проектирования является не изучение того, что уже существует, а создание новых продуктов и одновременно познание того, что лишь может возникнуть.

Проектирование в социальной сфере - проектирование социальных процессов, явлений, технологий, качеств - всегда направлено на внесение изменений в социальную среду человека. В связи с чем, социальное проектирование - это всегда процесс создания чего-то качественно нового - социальной инновации.

Таким образом, социальное проектирование - это теоретическая и одновременно практическая деятельность по внедрению социальных инноваций.

Субъектом социального проектирования являются носители управленческой деятельности - как руководители, так и трудовые (производственные) коллективы (инициативные группы).

Объектом социального проектирования являются любые социальные системы, в том числе и социальные технологии.

Основным результатом социального проектирования является разработка социального проекта.

В современной теории управления среди наиболее типичных определений понятия «проект» встречаются следующие:

  • - многоплановая деятельность, осуществляемая в небольшом объеме;
  • - ограниченное во времени мероприятие по созданию уникального товара или услуги;
  • - любая деятельность с фиксированными сроками начала и завершения;
  • - «совокупность скоординированных действия, имеющих уникальный характер, с запланированными сроками начала и конца их осуществления, предпринимаемых человеком или организацией для достижения конкретных целей в пределах установленных сроков и с заданными показателями затрат и результатов».

Одной из важных специфических сторон проекта, на наш взгляд, является целенаправленность деятельности, которая в основном заключается в проведении изменений. В связи с чем, управление проектами, по сути - управление изменениями.

В случае успешности реализации проекта, достижения запланированных результатов, инновационная технология теряет свою уникальность (первичность), приобретая черты традиционности - вписывается в повседневную жизнь.

Еще совсем недавно контекст употребления понятий «проект», «проектирование» и «технология» ограничивался исключительно технической сферой. На сегодняшний день это ключевые понятия современной науки управления, для которых и проект, и проектирование, и технология являются специфическими способами организации деятельности для реализации новых идей (инноваций). В связи с чем, управление проектами (проектное управление) является важнейшим инструментом современного менеджмента, позволяющим значительно повысить эффективность любой деятельности.

Необходимо учесть, что в современных условиях функционирования государственных социозащитных учреждений традиционное управление и управление проектами не должны противоречить друг другу, а скорее - дополнять. Традиционная система управления отнюдь не всегда и не во всем эффективна, что заставляет искать новые пути, позволяющие активнее двигаться вперед, решать перспективные задачи.

Вместе с тем, необходимо помнить, что традиционное управление призвано решать, прежде всего, текущие задачи сохранения и последовательной оптимизации деятельности - «сохраняя достигнутое и ориентируясь на сложившиеся успешные виды деятельности, при этом оптимизируя «западающие». Управление проектами осуществляется иначе - вместо задач сохранения на первый план выходят инновационные задачи, особое внимание уделяется не тому, что успешно, а тому, что «успеха пока не принесло, но осознается как важное и необходимое, как залог будущих достижений».

При этом важными задачами проектного управления становятся задачи, связанные с решением противоречий и конфликтов, например, между имеющимися и необходимыми условиями реализации проекта, в отличие от традиционного управления, ориентированного на стабильность и сохранение достижений.

Кроме того, именно в рамках проектного управления реализуется такое важное направление деятельности руководителя, как мотивация персонала, в том числе нематериальная, поскольку именно проектный формат деятельности позволяет реализовать потребность людей в личностном росте, творческом самовыражении, проявлении лучших своих качеств. Годами устоявшееся штатное расписание любого государственного учреждения не позволяет вводить новые должности, в том числе административные, но для назначения внутренним приказом «руководителя проекта» или «руководителя проектной группы» помех и преград нет. И тогда на смену просто исполнительской дисциплине приходит личностно окрашенный подход к работе, который позволяет руководителю вести более успешную кадровую политику, в том числе формировать кадровый резерв, осуществлять ротацию кадров.

Таким образом, отличительными чертами проектного управления являются:

  • 1. ответственность руководителя за внедрение инноваций; принятие коллективом необходимости и важности внедрения инноваций;
  • 2. системная мотивация персонала, участвующего в реализации проекта;
  • 3. четкое и ясное определение целерезультативного блока проекта;
  • 4. оптимальное соотношение результатов и затрат (кадровых, организационных, временных, финансовых);
  • 5. планирование, мониторинг и анализ каждого этапа реализации проекта, как руководителем, так и исполнителями;
  • 6. отказ от излишней формализации и бюрократизации деятельности в ущерб возможностям для раскрытия творческого потенциала исполнителей проекта;
  • 7. обеспечение двусторонних коммуникаций в ходе реализации проекта - от руководителя к исполнителям, от исполнителей к руководителю;
  • 8. готовность руководителя к принятию нестандартных решений в процессе реализации проекта;
  • 9. важность конечных, а не промежуточных результатов проекта.

Проектное управление позволяет открыть для государственного учреждения такие возможности, как:

  • - «мягкое» внедрение в деятельность изменений и инноваций;
  • - выход на качественно новый уровень развития; преимуществ по сравнению с другими игроками на рынке социальных услуг;
  • - расширение спектра и форм оказания социальных услуг, привлечение новых клиентов;
  • - грамотная кадровая политика, основанная на системе мотивации, что ведет к «закреплению» на местах лучших из лучших сотрудников, обладающих высоким уровнем квалификации и ответственности, способных к творчеству и инициативе, лояльных к учреждению;
  • - подготовка коллектива к новым условиям финансирования учреждения - «по результатам», а не по смете.

Вместе с тем, существуют и опасности (риски), которые необходимо учитывать, прежде чем начинать любые изменения и внедрять любые инновации в деятельность государственного учреждения:

  • - инициирование большого количества проектов, превышающего ресурсные возможности учреждения, что неминуемо приводит к эффекту «тришкиного кафтана», т. е. распылению ресурсов и недостижимости запланированных результатов, а часто - к серьезным потерям, как правило, людским из-за перегруженности сотрудников, стрессовой обстановки в коллективе;
  • - отсутствие баланса между краткосрочными целями конкретных этапов деятельности проекта и стратегическими целями учреждения, что приводит к утрате перспектив, а смыслом деятельности становится сама деятельность;
  • - выбор проектов, исходя из личных интересов руководителя, а не стратегической важности для учреждения - «инвестиции в управленческое эго»;
  • - отсутствие системы контроля реализации проекта по наиболее важным характеристикам - «реперным точкам».

Неразрывность проектов обусловлена не столько технологией реализации, сколько едиными ресурсами, едиными структурами и работами. Объединение отдельных проектов в систему - «портфель» - позволяет получить дополнительный эффект от совместной, скоординированной их реализации на общей технологической и ресурсной базе.

Социальное проектирование проявляет себя как научно-теоретическая и одновременно предметно-практическая деятельность, направленная на создание проектов развития разнообразных социальных объектов, их качеств, свойств и отношений, реализующих значимые потребности и интересы. Оно выражается в разработке проектов конкретных планов и программ социального развития территориально-промышленных, экономико-хозяйственных, социально-культурных и иных комплексов.

Социальное проектирование как самостоятельная отрасль социологической науки появилось во второй половине XX в. и на первых этапах своего становления было "производным" от научного и технического проектирования. Исторически научно обоснованные методы проектирования впервые стали применяться в архитектуре и машиностроении. Сегодня складываются новые самостоятельные направления проектирования: человеко- машинных систем, экологическое, демографическое, инженернопсихологическое и др.

Проектирование как особый вид деятельности имеет свои методы, охватывая целостный процесс создания и отбора замыслов, их трансформацию в форме проектов и процедур, обеспечивающих его принятие и адекватное воплощение. Отметим, что проникновение методологии проектной деятельности из технической в социальную культуру и развитие основ социокультурного проектирования инициировало ее осознание и применительно к системе образования в формах проектирования образовательных систем и технологий преподавательской деятельности.

Социальное проектирование связано не столько с познанием реального мира, сколько с его преобразованием. Созидание новых социальных институтов, проектирование развития социальных явлений и процессов, помимо их "конструирования" в виде системы кодирования, воспроизводства и трансляции знаний и опыта, еще и некий "призыв к практическому действию".

Исходные принципы социального проектирования разрабатывались Дж. Джонсом, Я. Дитрихом, Т. Тиори, Д. Фраем, а также отечественными учеными: Г. А. Антонюк, Н. А. Аитовым, Т. М. Дридзе, Н. И. Лапиным, В. А. Луковым, И. И. Ляховым, Ж. Т. Тощенко, А. Г. Раппопортом, Г. П. ТЦедровицким и другими исследователями.

В настоящее время реально сложились следующие методологические подходы к раскрытию сущности социального проектирования:

  • 1) специфическая деятельность, результатом которой является разработка научно обоснованных вариантов (моделей) прогнозируемого и планируемого развития новых объектов, социальных явлений и процессов в контексте решения определенных задач. Важной составной частью социального проекта выступает прогнозная деятельность;
  • 2) директивное (нормативно-целевое) определение будущего состояния конкретного объекта социальной среды, связанная с реализацией долгосрочных программ и планов развития;
  • 3) один из видов социального планирования;
  • 4) основной задачей социального проектирования является обеспечение социальных приоритетов в любых вновь принимаемых решениях.

Наиболее предпочтительным является первый подход, позволяющий в наибольшей степени учитывать специфические особенности социального проектирования. Речь идет прежде всего о том, что социальное проектирование должно рассматриваться в качестве базовой формы выработки и принятия решения, выступать "связующим звеном" между прогнозированием и последующими стадиями социально-управленческой деятельности – планированием и программированием. Кроме того, социальное проектирование должно допускать многовариантность решений по достижению социальных целей при заданных ограничениях по времени, ресурсам и качеству конечных результатов.

Таким образом, социальное проектирование можно характеризовать в качестве автономной созидательной деятельности по научно обоснованному определению вариантов развития новых социальных явлений и процессов, а также по целенаправленному изменению существующих социальных объектов на принципиально иных основах. Иными словами, это деятельность по созданию конкретных образов будущего, конкретных деталей разрабатываемых программ и планов, результатом которой зачастую является новый (или модернизированный) социальный объект, обладающий новым механизмом и новыми средствами регулирования общественных отношений.

Проектировать – означает заниматься перебором схем будущего действия, вырабатывать механизм и формы реализации социального прогноза. Отметим, что в ряде случаев социальное проектирование может и не иметь определенных сроков, основываться на примерных расчетах, без строгого временно́го ограничения.

Объективные условия разработки социальных проектов:

  • ориентация на конечный результат;
  • принцип минимума обязательств и концентрирование внимания на основной цели;
  • привлечение к выработке идей наибольшего числа творческих, профессионально подготовленных специалистов;
  • анализ причин несоответствия в решении поставленных задач;
  • оригинальность решений и эффективно организованная система поощрения инициатив;
  • научно обоснованное определение объектов социального проектирования (социальных институтов, явлений и процессов).

Субъективные условия: личность проектанта (умение грамотно и нестандартно мыслить, мастерство, заинтересованность и т.п.); гибкость руководителя-организатора (или лица, принимающего решение, – ЛПР) в восприятии новаторских идей и решений.

В методологии социального проектирования принципиальное значение имеет правильное определение объектов, которыми обычно становятся социальные институты, проявляющие себя посредством различных явлений и процессов. Соответственно этому, объекты социального проектирования должны классифицироваться по разным основаниям, в качестве которых могут выступать проекты по совершенствованию определенных функций общественного развития в экономической, социально-политической и духовной жизни общества или через создание условий (проектов) для эффективной жизнедеятельности человека в конкретной сфере общественного развития, например в трудовой деятельности. Отметим, что социальное проектирование направлено на решение проблем, охватывающих в комплексе все социальные аспекты жизнедеятельности, и различаемо только лишь по уровням организации общественной жизни.

Предметно-проблемное поле социального проектирования охватывает объекты самой разнообразной природы:

  • 1) поддающиеся организованному воздействию – элементы и подсистемы материального и духовного производства (средства и предметы труда, социальные технологии, материальные орудия труда, средства жизни, духовная культура, социальная деятельность и т.п.);
  • 2) человек как общественный индивид, субъект конкретноисторического процесса и социальных отношений с его потребностями, интересами, ценностными ориентациями, установками, социальным статусом, престижем, ролями и т.п.;
  • 3) элементы и подсистемы социальной структуры общества – трудовые коллективы, регионы, социальные группы и т.п.;
  • 4) политические, идеологические, управленческие, эстетические, нравственные, семейно-бытовые, межличностные и иные общественные отношения;
  • 5) элементы и подсистемы образа жизни – жизненные позиции, способы жизнедеятельности, качество и стиль жизни и т.п.

При этом каждый объект социального проектирования должен восприниматься как организованная структура (система) социальных связей и отношений, включенных в проектно-созидательную деятельность, которые подвергаются воздействиям субъектов проектирования и выступают основанием для этого воздействия.

Назовем структурные уровни объектов проектирования.

Уровень социальной системы – различные возможные формы социального взаимодействия социальных институтов, социальных слоев, социальных организаций.

Уровень социальной организации – элемента социальной системы.

Уровень общей социальной жизнедеятельности – формы взаимодействия больших групп людей между собой и формы их взаимодействия с организациями.

Уровень межорганизационной жизнедеятельности – формы взаимодействия элементов социальной системы.

Уровень индивидуальной социальной жизнедеятельности – межсубъектные формы взаимодействия внутри уровня общей социальной жизнедеятельности.

Социальное проектирование на всех названных уровнях корреспондирует с предметно-объектными параметрами и выражается во взаимосвязи собственно социального проектирования и проектно-социального развития. Там, где доминируют объектные параметры, речь идет о проектно-субъектном развитии, а там, где доминируют предметные параметры, – о превалировании аспектов собственно социального проектирования. И в том, и в другом случае критерием различения служат характеристики предмета и объекта социального проектирования.

Перед социальным проектированием стоят задачи по разработке, во-первых, предметных структур различных социальных практик (конструкций) и, во-вторых, совокупности действий субъекта, обеспечивающих использование указанных структур в соответствии с их назначением (технологий создания и организации функционирования).

Кратко остановимся на наиболее распространенных направлениях (видах) социального проектирования.