Лекант П.А. Русский язык - файл n1.doc

  • Геркан И.К. Русский язык в картинках (Документ)
  • Литневская Е.И. Русский язык. Краткий теоретический курс (Документ)
  • ГИА - 2011. Русский язык. Демонстрационный вариант. 9 класс (Документ)
  • ЕГЭ 2010. Демонстрационные варианты (Документ)
  • Аникина М.Н. Лестница. Книга - практикум. Начинаем изучать русский язык (Документ)
  • ЕГЭ 2011. Демонстрационные варианты от 20.08.2010 (Документ)
  • n1.doc

    345

    например: Смертью праведной и честной пали многие из них (Тв.);


    1. метафорическое значение выражает словосо­четание, в котором главное слово - имя существительное в именительном падеже - является метафорой, а зависимое в родительном падеже называет предмет - производитель действия или носитель признака (серп месяца, шапка волос и т.п.); например: В саду горит костер рябины красной... (Ее);

    2. значение совместности имеет словосочетание существительного в именительном падеже и существительного в творительном падеже с предлогом с, оба они называют пред­меты, которые являются совместными производителями дей- 1 ствия или носителями признака; например: Художник с Ва­сей едва добрались до дому (Пауст.); цельность подле­жащего-словосочетания подчеркивается формой множествен­ного числа в сказуемом.
    Все разновидности подлежащего имеют общие черты - предметное значение и форму именительного падежа.

    Совершенно иными свойствами обладает инфинитив­ное подлежащее. Оно называет не предмет, а действие^, но действие не совершающееся, а потенциальное; в сказуемом выражается характеристика этого действия; например: Ехать верхом в это время настоящее наслаждение (М.-С). Если вместо инфинитива можно употребить образованное от глагола

    i

    Существительное, то это подлежащее имеет предметное значе­ние; ср.: Обмер оврагов оказался делом трудным (Пауст.). - Обмеривать овраги оказалось делом трудным.

    Особую форму представляет составное подлежащее. Оно образуется сочетанием связки глагола в форме инфинити­ва с именными формами творительного падежа; например: Быть влюбленным - славно! (М. Г.).

    СКАЗУЕМОЕ

    Сказуемое имеет следующие признаки:


    1. называет действие или признак предмета, обозначенного подлежащим;

    2. формально подчинено подлежащему (обычно согласова­но с ним);

    1. выражает грамматические значения предложения - мо­дальность, время;

    2. образует парадигму форм двусоставного предложения.
    Эти признаки опираются на спрягаемые формы глаго­ла или связки или на их значимое отсутствие, т. е. нулевые формы.

    Название действия, признака и грамматические значения могут быть выражены совместно, в одной словоформе, или раз­дельно, в двух частях. На этом основании в русском языке вы­деляются два типа сказуемого - простое и составное.

    Простое сказуемое может быть только глаголь­ным, так как спрягаемые формы глагола имеют показатели наклонения и времени, поэтому в грамматике этот тип ска­зуемого обозначается термином простое глагольное сказуемое.

    Основной формой простого сказуемого является полнознач-ный спрягаемый глагол. Он называет действие и выражает грамматические значения, образует парадигму форм предло­жения; например: Утихло все. Татьяна спит (П.).

    Простое сказуемое может быть выражено спрягаемой гла­гольной формой в относительном употреблении, т. е. формой одного наклонения или времени в значении другого, которая имеет дополнительный оттенок; например: Тебе нет дела! Стало быть, я один за всех отвечай (Остр.) - форма повели­тельного наклонения в значении изъявительного с дополни­тельным оттенком долженствования (ср.: должен отвечать).

    Простое глагольное сказуемое выражается также спрягае­мыми формами устойчивых сочетаний глагольного типа, обо­значающих действие; например: С Грябова подняла она глаза на Отцова и его облила презрением (Ч.).

    В качестве простого глагольного сказуемого может быть употреблен инфинитив в значении изъявительного наклоне­ния; например: Так ты кусаться, окаянная? (Ч.).

    Простое глагольное сказуемое может быть осложнено час­тицами или повторами, с помощью которых выражаются доба­вочные оттенки интенсивности, полноты действия, длитель­ности и т. п.; например: Все эти неизбежные сцены будущего так и метались перед глазами Арины Петровны (С.-Щ.); Сама дрожмя дрожит старуха (Леек.).

    Составное сказуемое имеет две части - основную и вспомогательную. Основная часть обозначает действие или

    признак, а вспомогательная выражает грамматические значе­ния времени, наклонения, а также оформляет связь с подле­жащим; в состав вспомогательной части обязательно входит спрягаемая глагольная форма; например: Голова его уже на­чала седеть (Ч.); По истечении года картина была готова

    Основная часть составного сказуемого выражается глаго­лом в инфинитиве или формами имени. В соответствии с этим различаются составное глагольное сказуемое и составное именное сказуемое.

    Составное глагольное сказуемое обозначает действие. Основная часть - это инфинитив полнозначного глагола или устойчивого глагольного сочетания; например: 1 Музыканты готовились играть (А. Т.); Я могу от любви свихнуть с ума (Г.).

    Вспомогательная часть, во-первых, выражает значение на­клонения и времени с помощью спрягаемых форм, во-вторых, обозначает этапы действия или отношение к нему.

    Этапы действия - начало, продолжение, конец - обозна­чаются глаголами начать, продолжать, кончить и др.; их на­зывают фазисными; например: Солнце только что начи­нало подниматься (Л. Т.); Между тем небо продолжало расчищаться (Т.); Вскоре я бросил писать стихи (Пауст.).

    Отношение к действию со стороны его производителя (субъ­екта) выражается в виде различных модальных значе-н и й вспомогательной части - возможности, желательности, долженствования, привычности, склонности; например: Мы долго не могли сказать ни слова (Б.); Я не хочу печалить вас ничем (П.); Народ гуляет, а я принужден маяться (А. Т.); В свободные вечера Евгений Петрович имел обыкно­вение рассказывать Сереже сказки (Ч.); Она любила на бал­коне предупреждать зари восход (П.).

    Модальные значения вспомогательной части выражаются спрягаемыми формами глаголов (мочь, хотеть, желать, ре­шиться, согласиться, привыкнуть, любить, предпочитать и т. п.), устойчивых сочетаний глагольного типа (задаться целью, иметь намерение, гореть желанием, дать согласие, иметь обыкновение и т. п.), а также сочетаниями спрягаемых форм связок с именами, причастиями и наречиями (был - рад, готов, должен, склонен, вынужден; мастер, любитель.

    охотник; в силах, не прочь и т. п.); например: Музыканты готовились играть (А. Т.); Офицеры изъявили согласие делать все, что угодно будет любезным хозяевам (Л. Т.); Не в силах Ленский снесть удара (П.).

    Составное именное сказуемое обозначает при­знак (качество, свойство, состояние и пр.). Название этого признака заключено в основной части - именной. Вспомога­тельная часть выполняет только грамматические функции. Она называется связкой.

    Связка выражает грамматические значения наклонения и времени, оформляет грамматическую зависимость сказуемого от подлежащего. Эти функции связки опираются на формы спряжения: наклонения, времени, лица и числа; кроме того, в оформлении грамматической зависимости участвуют родовые окончания - в формах прошедшего времени и сослагатель­ного наклонения.

    В качестве связки употребляются неполнозначные глаголы или устойчивые сочетания глагольного типа - быть, являть­ся, делаться, становиться, казаться, считаться, оказать­ся, представлять собой, иметь вид и др. Кроме того, исполь­зуется нулевая форма связки быть со значением настоящего времени, которая противопоставлена формам была, будет, бы­ла бы, будь, пусть будет.

    Связочные глаголы и устойчивые сочетания не называют действия, процесса, они имеют отвлеченное значение. Это зна­чение тоже входит в грамматическое содержание вспомога­тельной части.

    Связки по-разному характеризуют отношения предмета и признака. Это хорошо видно при сравнении именного сказу­емого с различными связками. Например, предложения Дни были теплые - Дни стали теплыми различаются значени­ем наличия признака и приобретения признака; Дорога бы­ла хорошая - Дорога оказалась хорошей значением наличия признака и обнаружения признака; Книга была интерес­ная - Книга казалась интересной значением достоверного признака и мнимого признака и т. д.

    Именная часть сказуемого в выражении грамматических значений не участвует, она обозначает признак - качествен­ный, количественный, а также состояние и пр. Они зависят от употребления различных именных частей речи и их форм.

    Самыми употребительными формами именной части явля­ются:


    1. краткое прилагательное: Печален будет мой рассказ (П.); Давно ль мы были неразлучны? (П.);

    2. краткое страдательное причастие: Манилов был совер­шенно растроган (Г.);

    3. полное прилагательное, а также причастие, порядковое числительное, местоимение в именительном или творительном падеже: Озеро было таинственным (Пауст.); Вершины дале­кого хребта кажутся точно выкованными из серебра (А. Т.); Тогда вкусы ведь были иные (Бальм.);

    4. прилагательное в сравнительной степени: Всё шире свет. Все ярче горный храм (Бальм.); i

    5. существительное в именительном или творительном па­деже: Дворец казался островом печальным (П.); Отец мой был слесарь (М. Г.);

    6. предложно-падежные формы существительных (чаще предложный падеж с предлогом в со значением состояния): Небо было в тучах (В.); Старый князь был в беспамятстве (Л. Т.); Низкая и узкая комната была без окон (М.-С).
    Малоупотребительны в качестве именной части устойчи­вые предложно-падежные формы, наречия со значением со­стояния; например: Весь город был на ногах (Пауст.); С тех пор при встречах с Федей я был настороже (Пауст.).

    Именная часть может быть выражена словосочетанием, если главное его слово не называет конкретный признак (для этого используется зависимое слово); например: Отец был беззаботный человек (Б.); Я тогда, сами представляете, был в трудном состоянии (Пауст.).

    Составное сказуемое, глагольное и именное, может быть осложнено (сложные формы сказуемого) путем включе­ния дополнительных словоформ во вспомогательную часть: это глаголы, или устойчивые сочетания спрягаемого глаголь­ного типа, или именные формы со связкой. Они имеют фазис-ное или модальное значение; например: Шубин хотел на­чать работать, но глина крошилась (Т.) - вспомогательная часть составного глагольного сказуемого выражает модальное и фазисное значение; например: Я не должна сметь гово­рить вам об этом (Т.) - вспомогательная часть выражает два модальных значения. При осложнении сказуемого - как гла­гольного, так и именного - вспомогательная часть имеет фор-

    Му составного глагольного сказуемого (хотел начать, не должна сметь и т. п.), но она выражает только грамматиче­ские значения, а действие или признак обозначены в основной части {работать, говорить). Осложнение сказуемого не затра­гивает основную часть. При осложнении только один глагол имеет спрягаемую форму, все другие, в том числе связочный глагол, - форму инфинитива; например: Остановка эта мог­ла оказаться роковой (А. Т.).

    В сложных формах сказуемого имеются две части - основ­ная (полнозначный инфинитив, имя) и вспомогательная, как в составном сказуемом.

    Грамматическая связь главных членов предложения

    Подлежащее и сказуемое грамматически связаны. Зависи­мость сказуемого от подлежащего, как правило, формально выражена. Выбор формы сказуемого мотивируется подлежа­щим; например: Солнце взошло; Луна взошла. Поэтому связь главных членов называют согласованием. Однако упо­добление формы сказуемого форме подлежащего - это только один вид согласования - грамматическое согласо­вание. Прежде всего, оно проявляется в формах числа; на­пример: Толпы кипят. Сердца трепещут (П.). Если сущест­вительное в подлежащем имеет форму единственного числа, а глагол в сказуемом - форму прошедшего времени или услов­ного наклонения, то проявляется согласование в роде; напри­мер: Дождь монотонно шумел за окном (Тел.). Согласуется в числе, в роде не только простое глагольное сказуемое, но и вспомогательная часть составного глагольного и составного именного сказуемого; например: Саша стал ходить в гимна­зию (Ч.); Бульба был страшно упрям (Г.); Ветер между тем час от часу становился сильнее (П.). Кроме того, в именном сказуемом согласуется с подлежащим в числе и в роде именная часть, выраженная прилагательным и т. п.; например: Горо­док казался вымершим, заброшенным (Б.); Князь Иван Иваныч был хорошо образован и начитан (Л. Т.).

    Условное согласование - это выбор форм сказу­емого при подлежащем, выраженном словом неизменяемым или не имеющим числа, рода. При подлежащем-местоимении кто, кто-то и т. д. сказуемое употребляется в форме единст-

    венного числа, а в прошедшем времени или условном накло­нении - в форме мужского рода: Кто-то пришел?; при под­лежащем-местоимении что, что-то и т. д. - в единствен­ном числе, в среднем роде: Что случилось?; Что-то упало; ср. также: Послышалось ау!

    Согласование семантическое («согласование по смыслу») - это выбор формы сказуемого по особенности со­держания подлежащего. Например, форма рода сказуемого при подлежащем я, ты определяется с учетом пола лица, на которое указывает местоимение: Ты пришла; Я пришел; Вре­менами я был один (Булг.).

    В некоторых предложениях согласование имеет варианты: прежде всего, это употребление единственного или множест­венного числа сказуемого при подлежащем, которое выражено словосочетанием с количественным значением; например: На станции служило одиннадцать человек (М. Г.); Две девоч­ки шли домой с грибами (Л. Т.). В первом примере - условное согласование сказуемого в числе, в роде с числительным один­надцать (не имеющим грамматического числа и рода); во вто­ром - семантическое согласование в числе с количественным словосочетанием две девочки (имеет значение "не один").

    В одном предложении могут совмещаться разные виды согласования; например: И я забыл твой голос нежный... (П.) - согласование в числе грамматическое, согласование в роде семантическое.

    Различные виды согласования проявляются при подлежа­щем - «вежливом Вы». Эти правила согласования - важная часть речевого этикета.

    Глагол, включая вспомогательный, грамматически согла­суется в числе, т. е. имеет форму множественного числа; на­пример: Любимая! Меня вы не любили (Ее); во множествен­ном числе употребляется и краткое прилагательное, причас­тие; например: Вы были правы предо мной (П.). Полное прилагательное, причастие, местоимение, числительное один, порядковое числительное имеют с «Вы» семантическое согла­сование в числе (единственное число!), в роде (мужской или женский пол); например: Вы такая умная; Вы были первым; Вы одна?; Вы один мне можете помочь; Вы казались утом­ленной; Я знаю: Вы не та (Ее).

    Связь главных членов формально не выражена, если сказу­емое представлено инфинитивом или усеченной формой глаго-

    Ла; например: Татьяна ах, а он - реветь (П.) - ср.: ахнула; Жизнь прожить - не поле перейти (Поел.). В таких двусо­ставных предложениях подлежащее и сказуемое соединяются с помощью интонации и порядка слов.

    406. Выделите главные члены предложения - подлежащее и
    сказуемое. Где они представлены словом, а где - сочетанием слов?

    1. На стоянке дремало десятка полтора машин с шашеч­ками (Сол.). 2. - Прощай... Тяжелый, скверный я человек, - сказал он (Ч.). 3. Выход в озеро был назначен ночью 3 (Па-уст.). 4. Но приятная дама ничего не нашлась сказать (Г.).

    407. Выделите главные члены предложения. Какая часть речи
    выполняет функцию подлежащего? »

    1. Земля - место тесное (М. Г.). 2. Приближалась осень (Пауст.). 3. Приезжий был невысок ростом и неказист с виду (Ш.). 4. Великое свершилось в душе (В.). 5. Всё живое спряталось от зноя (Ґ.). 6. Слепой и глухой пошли в чужое 1 по­ле за горохом (Л. Т.).

    408. Укажите, чем выражены в предложениях подлежащее и
    сказуемое. Какое место относительно друг друга они занимают?

    1.Спросидъ дорогу для Андроныча было обидой (М.-С). 2. Жить в старинных особняках с прабабушкиной мебелью ми­ло, но неуютно (А. Т.). 3. Вообще изучат ь краски и свет, милый вы мой, - наслаждение (Пауст.). 4. Находить приметы или самим создавать их - очень увлекательное 2 занятие (Пауст.).

    409. Укажите, в каких предложениях сказуемое является прос­
    тым, а в каких - составным.

    1. Туман начинает клубиться над водой (Пауст.). 2. В Моск­ве Кипренский продолжал писать с прежней горячностью 2 и мастерством (Пауст.). 3. Брат становился непонятней (М. Г.).


    1. Солнце представлялось большим багровым шаром (Л. Т.).

    2. На столике горели две восковые свечи (Пауст.).
    410. В данных предложениях сказуемое выражено неделимым
    сочетанием слов. Выделите простое глагольное сказуемое.

    1. Шеглов окинул глазами двор (Ч.). 2. За чаем дед завел трудный разговор о витаминах (Пауст.). 3. По-видимому, я сейчас должна упасть и потерять сознание (Ч.). 4. Что произо-

    411. В данных предложениях представлены сочетания спрягае­
    мых глагольных форм с инфинитивом. Выделите составное глаголь­
    ное сказуемое. Если инфинитив не входит в состав сказуемого, опре­
    делите его функцию. Укажите форму подлежащего.

    1. Николай Иванович принялся читать газету (А. Т.). 2. А охотиться мы стали не только ради удовольствия, но и по нужде (Купр.). 3. Я вышел на платформу отдышаться от вагон­ной духоты (Пауст.). 4. После чая 1 я упросил Веру петь (В.).

    5. Я уже научился мечтать о необыкновенных приключениях
    и великих подвигах (М. Г.). 6. Григорий с женой выехали па­
    хать за три дня до Покрова (Ш.).

    412. Выделите в предложениях составное глагольное сказуемое и
    проанализируйте значение вспомогательной части - модальное или
    фазисное (начала, продолжения, конца действия).

    1. Давыдов начал не на шутку сердиться (Ш.). 2. Зинаида Федоровна все еще продолжала в волнении ходить по гостиной (Ч,). 3. У Коврина стали слипаться глаза (Ч.). 4. Девушки ско­ро перестали стесняться (Пауст.). 5. И одним слова свои за­ключить хочу я: что великие бои, как погоду, чую (Те.). 6. Пе­ред грозой рыба переставала клевать (Пауст.). 7. Мы продол­жали жить в той 3 же квартире с дедом и отцом (Гил.). 8. Я еще продолжаю не понимать вас, барон! (Ч.). 9. Встрепенулся яс­ный сокол, бросил думать, начал петь (Те.). 10. Виктор Нико­лаевич и не желал вмешиваться в дела своей жены (М.-С).

    413. Выделите в предложениях подлежащее и сказуемое. Где гла­
    гол выполняет функцию связки в составном именном сказуемом,
    а где является простым сказуемым?

    1. Дни становились длинными (Шишк.). 2. Явилась круг­ленькая хозяйка с подносом в руках (М. Г.). 3. Славяне отли­чались высоким ростом, русыми волосами, храбростью, госте­приимством (Б.). 4. Команда стала к аппаратам, нагнетающим воду (А. Т.). 5. Ночи давно уже стали прохладными (Сер.).

    6. Все предметы стали отчетливыми (А. Т.). 7. Места станови­
    лись все беднее и глуше (Б.).

    414. Выделите в предложениях составное именное сказуемое.
    Что представляет собой вспомогательная часть - связка? Каково ее

    Значение? Укажите, где имеется нулевая форма связки быть, а так­же связочные частицы.

    1. Мечты о садах оказались очень глупы (Б.). 2. Лозинский становился все задумчивее и печальнее (В.). 3. Западные скло­ны хребта казались крутыми и обрывистыми, восточные - более пологими (Аре). 4. Вопрос оказался достаточно разъяс­ненным 2 (Кор.). 5. Мой дом над рекой Московой - это чудо (Пришв.).

    415. Выделите в предложениях составное именное сказуемое и
    укажите связку и именную часть. Какой частью речи она представле­
    на? Отметьте случаи согласования ее с подлежащим.

    1. Дуб этот считался священным (А. Т.). 2. Аннушка пред­ставилась ему взрослой (А. Т.). 3. Здесь все из дерева (Пауст.).

    4. Черное озеро было налито 3 вровень с берегами (Пауст.).

    5. Дверь из кабинета в маленькую комнату была широко рас­
    пахнута (Ш.).

    416. Выделите в предложениях составное именное сказуемое и
    укажите связку и именную часть. В каких случаях это отдельное сло­
    во, а в каких - словосочетание? Укажите причину синтаксической
    неделимости словосочетания.

    1. Но удивительнее всего были хозяева (Б.). 2. Бахарев сегодня был в самом хорошем расположении духа (М.-С). 3. Вьюга 1 в сумерках была еще страшнее (Б.). 4. Некоторые де­ревья были в два обхвата (М.-С). 5. Отец его был уездным предводителем (Ч.). 6. Арефьев - старый газетный волк (Купр.). 7. Пароход небось машина государственная (Пауст.). 8. Для нас Суходол был только поэтическим памятником бы­лого (Б.).

    417. Выделите главные члены предложения и проанализируйте
    их форму.

    1. Стены вековых облетевших тополей опускались по скло­нам холмов (Пауст.). 2. Все-таки какая чудесная вещь быть одетым! (Сер.). 3. Штатские осмеливались даже навалиться сзади на спины (А. Т.). 4. Вы - не отец. Родить ребенка - это еще не значит быть его отцом... Отец - это человек, но разве человек - вы? (М. Г.).

    418. Выделите главные члены предложения и определите их мор­
    фологическое выражение. В каких случаях сказуемое согласовано
    с подлежащим? В каких формах?

    1. Вдвоем с шофером мы не без опасения сели в ветхую лодчонку. Товарищ с вещами остался на берегу (Ш.). 2. О не­решенном говорить - только людей пугать (М. Г.). 3. Выстро­ить дом или мост или написать роман - это одно и то же (А. Т.). 4. Закисшая лиственница - любимое кушанье глухаря (М.-С). 5. Все-таки 3 это приятно - глупости говорить! (М. Г.).

    419. Выделите главные члены предложения и охарактеризуйте их морфологическое выражение. В каких случаях выбор формы ска­зуемого обусловлен уподоблением ее форме подлежащего (граммати­ческое согласование), а в каких зависит от других факторов? Допус­кается ли варьирование?

    1. Что-то заворочалось в потемках (Ч.). 2. Половина неба
    затянулась красным дымом (Пауст.). 3. Стаи белых птиц ме­
    тались перед ней, как хлопья одуванчика (Пауст.). 4. Я про­
    должал переписываться с отцом (Гил.). 5. На ступеньках си­
    дело двое незнакомых людей (Пауст.). 6. Несколько человек
    сошло с поезда, несколько человек вошло в вагоны (Сим.).
    7. В колеях неезженой 2 дороги росло много грибов (Пауст.).

    Односоставное предложение

    Главный член односоставного предложения по-разному выражает грамматические значения: это зависит от употреб­ления в качестве главного члена форм глагола или форм имени существительного. Соответственно различаются два типа одно­составных предложений - глагольные и именные (субстан­тивные).

    Глагольные односоставные предложения

    Глагольные формы употребляются как независимые, не подчиненные. Их грамматические значения отличаются от грамматических значений зависимых глагольных форм, упо­требляемых в сказуемом двусоставного предложения. Это ка­сается лица, наклонения и времени. По особенностям грамма­тических значений и по набору глагольных форм различаются 5 видов глагольных односоставных предло­жений: определенно-личные, неопределенно-личные, обоб­щенно-личные, безличные, инфинитивные.

    ОПРЕДЕЛЕННО-ЛИЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

    Глагольные формы выражают действие самого говорящего (1-е лицо) или собеседника (2-е лицо). На определенное лицо указывают личные окончания глагола, поэтому при них лич­ные местоимения я, ты, мы, вы в качестве подлежащего мо­гут не употребляться; например: Пойду ль вперед? Пройду ль назад?.. Его здесь нет. Меня не знают... Взгляну на дом, на этот сад (П.); Так забудь же про свою тревогу, не грусти так шибко обо мне (Ее). Форму определенно-личных предло­жений создают только 1-2-е лицо изъявительного и 2-е лицо повелительного наклонения. Все другие спрягаемые формы глагола не могут указывать своими окончаниями на опреде­ленное лицо - производителя действия; ср.: пойдет, пойдут, пошел, пошли, пусть пойдет, пусть пойдут, пошел бы, по­шли бы должны употребляться с подлежащим. Отсутствие подлежащего при этих глагольных формах - это его пропуск, показатель грамматической неполноты предложения; напри­мер: Из-под дивана, из-под бахромы вылезает кот. Потя­нулся, прыгнул на диван и пошел, черный и длинный. Идет, опустил хвост (А. Т.) - во втором и в третьем предложениях пропущено подлежащее кот, с которым согласованы в числе все глаголы (потянулся, прыгнул, пошел, опустил согласова­ны в числе и в роде); эти предложения двусоставные неполные.

    НЕОПРЕДЕЛЕННО-ЛИЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

    Глагольные формы выражают действие неопределенного лица, не обозначенного отдельным словом; например: На ули­цах где-то далеко стреляют (Булг.); В селе зазвонили к ве­черне (Т.). Значение неопределенного лица создается особым строением предложения. Перед глаголом на «месте подле­жащего» ставится второстепенный член (обстоятельство или дополнение), а глагольные формы 3-го лица множественно­го числа и прошедшего времени множественного числа упо­требляются как независимые, не согласуемые. Значение их окончаний изменяется: они не выражают «множественности», а вместо 3-го лица обозначают «неопределенное лицо»; ср., на­пример: В доме дети не спят. - В доме не спят; В доме дети не спали. - В доме не спали. Неопределенное лицо (де-

    ятель) фактически может быть одно или не одно, но граммати­чески (в глагольной форме) это не выражается; например: Уже второй раз на колокольне били в колокол (М. Г.); За перего­родкой в конторе тихонько разговаривали (Т.).

    В неопределенно-личных предложениях главный член име­ет все формы наклонения и времени; повелительное наклоне­ние употребляется в виде 3-го лица множественного числа с частицей пусть; например: Я уже решила, что не пойду. Пусть лучше меня прогонят (А. Гр.).

    ОБОБЩЕННО-ЛИЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

    Глагольные формы выражают действие обобщенного лица (деятеля), т. е. действие представлено обобщенно, оно может быть отнесено к любому лицу - 1, 2, 3-му; например: «От та­кого забора убежишь», - думал Гуров, поглядывая то на ок­на, то на забор (Ч.); Добра на худо не меняют (Поел.).

    Обобщенным является значение не только лица, но и вре­мени. В предложениях этого вида употребляются следующие глагольные формы: 2-е лицо единственного числа настояще­го-будущего времени, 2-е лицо повелительного наклонения, 3-е лицо множественного числа настоящего-будущего вре­мени. Все они выражают не определенное значение времени, а отнесение действия к любому времени. Обобщенно-лич­ные предложения не имеют форм времени. Вместе с обоб­щенным временем выражаются модальные значения: 1) не­возможности действия; например: Уехали. Профессор рад, небось! Его теперь сюда и калачом не заманишь (Ч.); 2) долженствования; например: Ешь с голоду, а люби смоло­ду (Поел.); 3) нецелесообразности; например: А ведь вскачь землю не пашут (М. Г.); На братских могилах не ставят крестов (Вые).

    Благодаря обобщенно-личной форме в предложениях выра­жается афористическое содержание, т. е. нравственные прави­ла, советы, выводы и т. п. Эта форма очень часто используется в пословицах. Но и предложения, построенные по этой модели в речи, тоже содержат обобщение, вывод, правило и т. п.; на­пример: За оскорбление деньгами не платят (Ч.); В ежеднев­ные слезы не веришь (Рожд.); Колокольным звоном болезни не лечат (М. Г.).

    БЕЗЛИЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

    Главный член выражает действие или состояние, не отне­сенное к деятелю, к субъекту (лицу или предмету); например: Между тем на дворе совсем стемнело (Т.); Ах, как легко и беззаботно жилось тогда (Ник.); В номере было тоже теп­ло, приятно (Б.). Формы глагола являются независимыми, несогласуемыми; на «месте подлежащего» обычно употреб­ляется второстепенный член (на дворе, в номере). Безличное значение предложения выражается глагольной безличной формой. Ее окончания совпадают с 3-м лицом единственного числа, а в прошедшем времени и в условном наклонении - с единственным числом, средним родом. Эти формы обязательно употребляются при любом строении главного члена.

    Строение главного члена аналогично сказуемому двусо­ставного предложения - простому или составному: 1) безлич­ная форма полнозначного глагола (безличный глагол или лич­ный, спрягаемый - с безличным значением); например: Ко­му-то еще не сидится дома в такую пору (Сол.); Теперь и у нее в волосах серебрилось (Б.); К утру потеплело (Бальм.); 2) сочетание полнозначного инфинитива (основная часть) и безличной формы глагола с модальным или фазисным значе­нием; инфинитива и модального наречия с безличной формой связки (вспомогательная часть); например: Мне довелось на­писать много разных книг (Пауст.); Только ближе к родному краю мне б хотелось теперь повернуть (Ее); Начало быст­ро светать (Пауст.); Сначала нужно было идти на веслах (А. Т.); Нельзя жить вдали от молодости (Пауст.) - в по­следнем примере модальное слово категории состояния нельзя сочетается с нулевой (безличной) формой связочного глагола быть (значение настоящего времени); 3) сочетание слова кате­гории состояния или краткого страдательного причастия (ос­новная часть) с безличной формой связки (вспомогательная часть); например: На станции было безлюдно (Пауст.); К но­чи в погоду становится очень холодно и росисто (Б.); В комнатах старательно прибрано (Ч.); В комнате и так натоплено (С.-Щ.) - в двух последних примерах нулевая форма связочного глагола. .

    Простую безличную форму имеет главный член предложе­ний со значением отрицания бытия, наличия предмета; напри­мер: Моста не было (Пауст.); Только нет моей ушанки (Тв.).

    В эти предложения обязательно входит существительное в дительном падеже со значением объекта отрицания. Для вып жения отрицания бытия употребляется бытийный глагол частицей не - не было, не будет, а также нет, не оказало (не окажется), не вышло и др.; например: Однако облегчены никакого не вышло (Т.); И скоро от костра не осталось ни чего, кроме теплого запаха (М. Г.).

    В безличных предложениях глагол употребляется во всех формах времени и наклонения; повелительное наклонение употребляется в виде аналитической формы с частицей пусть- например: Пусть в голове прояснится (Газ.).

    ИНФИНИТИВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

    Глагол в форме инфинитива обозначает потенциальное дей­ствие, т. е. такое, которое не производится, не протекает, не совершается во времени; например: Мне бы теперь в деревню. Мне бы теперь работать (Ч.); Нам теперь стоять в ремон­те (Тв.). Инфинитив является неизменяемым, поэтому он не выражает отношение действия к лицу, к моменту речи. Инфи­нитивное предложение не имеет форм наклонения, времени, лица.

    Основу предложения составляют главный член (инфини­тив) и дополнение (имя существительное или местоимение в дательном падеже), которыми обозначается потенциальный деятель (лицо или предмет); например: Быть завтра плохой погоде (М. Г.); Не спрятаться ли нам? (Ч.). Если в предложении место этого члена не занято (т. е. его нет), то вы­ражается значение неопределенного или обобщенного потен­циального деятеля; например: В комнатах не подметено, с окон содраны ситцевые занавески. Завтра переезжать в город! (Ч.); Дважды молоду не бывать (Поел.).

    Форма инфинитивного предложения, в которую могут быть также включены некоторые частицы (бы, не, ли, хоть и др-)-передает добавочные характеристики потенциального дейст­вия: 1) долженствования; например: Дочке в город уезжать (Тв.); 2) неизбежности; например: Мне тут сидеть до моро­зов (Пауст.); 3) невозможности; например: Тебе о солнце не пропеть (Ее); 4) желательности; например: Я еду. Спать бы на здоровье, но мне покамест не до сна (Тв.); 5) опасения-

    Апример: - Как бы не опоздать! - спохватилась Наташа (Пауст.).

    420. Укажите, какие предложения являются двусоставными, ка-
    односоставными. Проанализируйте выражение главных чле­
    нов предложения.

    1. Ветер шаркает по стене дома, стучат болты ставен, гу­дит в трубе (М. Г.). 2. Дует навстречу ночной полевой ветерок (Б-)- 3- Поздно ночью небо расчистило (Б.). 4. В домах не све­тилось ни одного окна (Пауст.). 5. В саду есть маленькая баня. Ее недавно протопили (Пауст.). 6. И все 3 кругом бы­ло смутно и бело (В.). 7. У Стрельцова больно защемило серд­це (Ш.).

    421. Выделите определенно-личные предложения. Проанализи­
    руйте форму главного члена предложения, обращая особое внимание
    на лицо, время, наклонение глагола.

    1. Ты дочь избаловал, ты! Вели дочери покориться (М. Г.).


    1. - Стой, ребята, не соваться, толку нет спускать понтон. - Разрешите попытаться? - Что пытаться! Братцы, он! (Те.).

    2. - Ты ворота запер? - Запер. - Пойти посмотреть 2 за тобой. - Пройдись малость, лучше тебе... (Остр.). 4. Ты ме­ня подожди около дома. Отвезешь обратно на пристань (Па­уст.).
    422. Выделите неопределенно-личные предложения. Какие гла­
    гольные формы употреблены в роли главного члена предложения?

    1. Обозы увязали в грязи. В двери дуло. С улицы наносили сапогами липкую глину. От этого в хате всегда было неуютно (Пауст.). 2. Я уже начал вставать. Но выходить мне еще не позволяли (Пауст.). 3. В это время обыкновенно загорались фонари. Но сейчас их почему-то не зажигали (Пауст.). 4. На ипподроме зазвонили. Конюхи сняли с Изумруда попону (Купр.).

    423. Выделите обобщенно-личные предложения и проанализи­
    руйте формы глаголов в роли главного члена предложения. Обратите

    Нимание на специфику времени в предложениях этого типа.

    *■ - Прежде ты об этом молчал. - Всего сразу не скажешь " ) 2. Добра на худо не меняют (Поел.). 3. О семейном в

    Пользовательского поиска

    Труд. Лень. Старание.
    ЗЕМЛЮ СОЛНЦЕ КРАСИТ, А ЧЕЛОВЕКА - ТРУД
    Кто трудиться рад, тот будет хлебом богат. *** Не рынок кормит человека, а труд. *** Пироги на кустах не растут. *** Без труда и палку не выстругаешь. *** Дела сами не ходят - водить их надо. *** Пчела мала, а и та работает. *** Кто в небо глядит, тот без хлеба сидит. *** От лежи не будет одежи. *** Не натрешь работой холку, так положишь зубы на полку. *** В лес не съездишь, так и на печи замерзнешь. *** Шевелись, чтобы денежки велись.

    РАБОТА ВЕСЕЛИТ СЕРДЦЕ ЧЕЛОВЕКА
    Кто на все руки, у того нет скуки. *** Без волненья, без заботы не жди радости от работы. *** Была бы охота, заладится всякая работа. *** К чему душа лежит, к тому и руки приложатся. *** Если идет работа - спать не охота. *** Кто труд любит, долго спать не будет. *** Лучше понедельничай, да не бездельничай. *** Работаешь добросовестно, в глаза людям глядеть не совестно.

    ТРУД ЧЕЛОВЕКА КОРМИТ, А ЛЕНЬ - ПОРТИТ
    Труд всегда дает, а лень только берет. *** Где работают, там и густо, а в ленивом доме пусто. *** У ленивого что на дворе, то и на столе. *** Кто ленится, тот не ценится. *** У лодыря что ни день, то лень. *** Земля дармоедов не кормит. *** С лодырем поведешься - горя наберешься. *** Видел лодырь во сне кисель, да ложки не было, лег спать с ложкой, да киселя не увидал. *** Под лежачий камень и вода не течет.

    ЛЕНИВОМУ ВСЕГДА ПРАЗДНИК
    У лодыря закон простой: работай час, полсмены стой. *** Хоть пень колотить, лишь бы день проводить. *** Глядел бы в окно да ел толокно. *** Умного учи, больного лечи, а ленивого не подпускай к печи. *** Ленивого только за смертью посылать.

    ЛЕНЬ ЛЕНИ ЗА ЛОЖКУ ВЗЯТЬСЯ, А НЕ ЛЕНЬ ЛЕНИ ОБЕДАТЬ
    Лентяй ест руками, а работает брюхом. *** То завтракаю, то обедаю, а погулять когда - не ведаю. *** Работать не горазд, а поесть - как раз. *** Здоров в еде, да хил в труде. *** Ест за вола, а работает за комара.

    ЛЕНИВЫЙ И В СВОЕЙ ИЗБЕ ПРОМОКНЕТ
    У ленивого и крыша течет, и печь не печет. *** Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает. *** "Лень, открой дверь, дом горит!" - "Хоть сгорю, да не отворю". *** И рад бы нос высморкать, да вот беда: руку протянуть надо. *** Дело - не медведь, можно издали поглядеть. *** Или ты, батя, в лес иди, а я дома побуду, или я дома побуду, а ты в лес иди.

    ЛЕНИВОМУ И ЛЕНИТЬСЯ ЛЕНЬ
    Ты меня, работушка, не бойся: я тебя не трону. *** Были бы хлеб да одежа, так и ел бы лежа. *** Емеля и по дрова на печи ездил. *** Сидит, надувается, по три для в лапти обувается. *** Лентяй и сидеть устает. *** И камень облежится, так мохом обрастет.

    СОНЛИВЫЙ ДА ЛЕНИВЫЙ - ДВА РОДНЫЕ БРАТА
    Спал без задних ног, а встать никак не мог. *** Вставай, Архип, петух охрип. *** Проснулась Ульяна ни поздно, ни рано: все с работы идут, а она тут как тут. *** Кто пораньше встает, тот грибки берет, а сонливый да ленивый идут после за крапивой. *** Из сна мешков не сошьешь.

    ГДЕ ЛОДЫРЬ ХОДИТ, ТАМ ЗЕМЛЯ НЕ РОДИТ
    Лодырю в колхозе, что волку на морозе. *** Где он? - "Собакам сена пошел давать". *** От работы похудеешь, от безделья обеднеешь. *** Люди пахать, а он руками махать. *** Люди на поле жать, а ему бы на меже лежать. *** Он бьет баклуши, а ты развесил уши.

    ДЕРЕВО УЗНАЕТСЯ ПО ПЛОДУ, А ЧЕЛОВЕК - ПО ДЕЛУ
    Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот, кто на дело гож. *** По одежке не суди, по делам гляди. *** Парень игроват, да на деле плоховат. *** На словах Волгу переплывет, а на деле - ни через лужу. *** На словах, как на гуслях, а на деле, как на балалайке.

    ДЕЛА СЛОВОМ НЕ ЗАМЕНИШЬ
    От слова до дела сто прегонов. *** Языком-то легче шевелить, чем руками. *** На предложения мастак, а на дело никак. *** Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. *** Языком и лаптя не сплетешь. *** Города строят не языком, а рублем да топором. *** Кто языком штурмует, тот немного навоюет. *** Языком не спеши, а делами не смеши.

    НЕ БЕРИ НАСКОКОМ - ПОПЛАТИШЬСЯ БОКОМ
    С плеча да сгоряча не добудешь калача. *** Лучше идти да присаживаться в пути, чем бежать да лежать. *** Вскачь землю не пашут. *** И Москва не вдруг строилась. *** На всякое хотенье имей терпенье. *** С одного удара дуб не свалишь. *** Лучше в малом, да удача, чем в большом, да провал. *** У ретивого с ленивым с испокон века вражда.

    ДЕЛО ВЕРШИ, ДА НЕ СПЕШИ
    Скорость нужна, а поспешка вредна. *** От спеху наделаешь смеху. *** Кто не спешит, от того ничто не убежит. *** Долго рассуждай, да скоро делай. *** С одного раза не выйдет, с двух получится.

    И ГОТОВО, ДА БЕСТОЛКОВО
    Как-нибудь делаешь, как-нибудь и выйдет. *** Лучше сидеть сожа руки, чем делать спустя рукова. *** Не за свое дело не берись, а за своим не ленись. *** Всякий труд ценен, да не всякий полезен. *** Это все дело в комок свести да в навоз снести. *** Годное идет на сварку, негодное на свалку. *** Как ни замазывай лаком, брак останется браком.

    ДОБРОЕ НАЧАЛО - ПОЛДЕЛА ОТКАЧАЛО
    Без начала и конца не бывает. *** Лиха беда - начало. *** Каждое дело надо с утра начинать. *** Не надевай хомута с хвоста, не начинай дела с конца. *** С дела на дело скакать - с белки пример брать. *** За все браться - ничего не сделать. *** Рапортовать не спеши: дело сделал, тогда и рапорт пиши.

    ПТИЦЕ - ВОЗДУХ, А ЧЕЛОВЕКУ - РОЗДЫХ
    Кто с трудом в ладу, тот и с отдыхом не в споре. *** Когда в работе успех - и перекурка не грех. *** Отдыхать без работы - значит жить без заботы. *** Если весел на работе, то на отдыхе игрив. *** Делу время - потехе час. *** Шутка шуткой, а дело делом.

    РАБОТАЙ ДО ПОТУ, ПОЕШЬ В ОХОТУ
    За двух попотеешь - за трех поешь. *** Где уж есть, коли дело есть. *** Работает упорно и ест задорно. *** Ест тихо и работает не лихо. *** И поедим и спляшем, только пашню вспашем.

    ХОРОШАЯ РАБОТА ДВА ВЕКА ЖИВЕТ
    Всякое дело человеком ставится, человеком и славится. *** Не хвались хорошей работай, ее и так заметят. *** Дело гладко, так и глядеть сладко. *** Трудами не хвались, а гордись. *** По крыльям - полет, по делам - почет. *** Какие труды, такие и плоды. *** За труд не бьют, а награды дают. *** Кто в труде впереди, у того орден на груди.

    ЗА ВСЯКОЕ ДЕЛО БЕРЕСЬ УМЕЛО
    Мало хотеть, надо уметь. *** Машину поймешь, далеко пойдешь. *** Корявое умей сделать гладким, а горькое - сладким. *** Уменье везде найдет примененье. *** Где хотенье, там и уменье. *** Умей работать, умей и помощников подбирать.

    ЛЮБИ ДЕЛО - МАСТЕРОМ БУДЕШЬ
    Дело мастера боится. *** Золото - не золото, не побывав под молотом. *** По работе и мастера знать. *** С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся. *** Нужно учить не рассказом, а работай и показом. *** Из него мастер, как из пивной бутылки - кадило.

    РЫБА В РЕКЕ - НЕ В РУКЕ
    Есть клев, так будет и улов. *** Всякая рыба хороша, коль на удочку пошла. *** На свежий червячок и рыбка на крючок. *** Носом окуней не ловят. *** Ног не мочить, так и рыбки не ловить. *** Непойманная рыба всегда большой кажется. *** Поздно щуке на сковороде вспоминать о воде.

    Разделы: Русский язык

    Класс: 7

    Цели:

    • формирование навыка написания мягкого знака после шипящих на конце наречий;
    • повторение написания мягкого знака после шипящих в различных частях речи;
    • развитие устной и письменной речи;
    • воспитание интереса к русскому языку.

    Ход урока

    I. Оргмомент. (Приветствие, запись даты и темы урока в тетрадь).

    Учитель: Ребята, мы продолжаем наше увлекательное путешествие по стране НАРЕЧИЙ. Сегодня мы приблизились к замку самой принцессы Наречие.

    II. Повторение пройденного и актуализация нового материала.

    Учитель: На стене замка кто-то оставил следующую запись (на доске записано стихотворение) :

    Мелькнуло солнце из-за туч(?) ,
    И был горяч(?) последний луч(?) .
    Стал вечер ясен и хорош(?) .
    Чуть-чуть заметна листьев дрож(?) .
    Бил под горой студёный ключ(?) .
    Цвёл ландыш(?) , нежен и пахуч(?) ,
    Вдруг на поляну вышел ёж(?) .
    Спросить его мне невтерпёж(?) :
    “Кому спешишь ты, ёж(?) , помоч(?) ?”
    (см.: Русский язык в школе. – 1995, №1, с.23)

    Выделенные слова записаны на карточках, прикреплённых магнитами.

    Индивидуальные задания:

    • фонетический разбор слов горяч, дрожь;
    • пунктуационный разбор последнего предложения.

    Учитель: Ребята, как называется орфограмма, встречающаяся в выделенных словах?

    Ученики: Мягкий знак после шипящих на конце разных частей речи.

    Учитель: Что необходимо помнить, чтобы не ошибиться в написании данной орфограммы?

    Ученики: В первую очередь необходимо определить часть речи.

    Учитель: Помогите каждой части речи найти свой дом-конверт, поставьте, где это необходимо мягкий знак, объясните написание пропущенных орфограмм. Как только задание будет выполнено, стражники откроют нам ворота.

    На доске четыре конверта. Ученики по цепочке работают с выделенными словами. В тетрадь записываем слова в четыре столбика.

    III. Изучение нового материала.

    Учитель: Невтерпёж узнать, как пишется наречие невтерпёж ?

    Ученики: Да!

    Учитель: Из замка нам прислали телеграмму- подсказку. Прочитаем её.

    Телеграмма

    “Ребята!
    Гоните прочь свои сомнения,
    Учите тему с наслаждением,
    Не позабудьте мягкий знак,
    Где Ч и Ш в конце стоят,
    И в слове НАСТЕЖЬ тоже
    Нам мягкий знак поможет.
    Знак мягкий в жизни нашей сплошь,
    А мне УЖ ЗАМУЖ НЕВТЕРПЁЖ!”

    Учитель: Попробуйте сформулировать правило, опираясь на эту подсказку.

    Учитель: Нам удалось открыть ворота замка. Но прежде, чем принцесса сможет нас принять, мы должны выполнить три её задания.

    Задание 1.

    Выборочный диктант. Выписать наречия, объяснить правописание.

    1. Но прочь от городов, где крик и шум ленивцев мучит вечно. (В.Брюсов)
    2. И шум дубрав в ответ лишь я внимаю. (В. Брюсов)
    3. Матушка рожь кормит всех сплошь. (Посл.)
    4. Землю вскачь не пашут. (Посл.)
    5. Для дорогого гостя и ворота настежь. (Посл.)
    6. Как долга эта зимняя ночь, ждать урочного часа невмочь. (А. Сурков)
    7. Последний поход напрочь отбил у всех желание экспериментировать.(Газ.)
    8. От удара человек упал навзничь и уж никак не мог подняться и оказать сопротивление. (Газ.)
    9. За высокий сугроб закатилась звезда, / блещет месяц – глазам невтерпёж. (Н. Заболоцкий)

    Задание 2.

    Синтаксический разбор предложения:

    Пробилась зелень полевая навстречу солнцу и теплу, и, настежь окна раскрывая, весна проходит по селу. (М. Исаковский)

    Задание 3.

    Творческая работа. Составьте текст из 8-10 предложений, используя как можно больше наречий, включая и слова на изученную сегодня орфограмму.

    IV. Закрепление.

    Учитель: Мы прошли все испытания, с лёгкостью решили предложенные нам задания. Как известно, все испытания должны вести к какому-то результату. Как вы считаете, к какому результату пришли мы?

    Ученики: Знания. Оценки.

    Учитель: Всё верно. Чтобы получить от принцессы Наречие награду- оценки, покажем, каковы ваши знания.

    Перфокарты.

    Вариант1.

    • строительство овощехранилищ_;
    • нужно береч_;
    • установившаяся тиш_;
    • взять реванш_;
    • воздух свеж_;
    • радость встреч_;
    • проголодаеш_ся;
    • открыть настеж_;
    • голос чарующ_;
    • ждать невтерпёж_.

    Вариант 2.

    • овлеч_ внимание;
    • множество неудач_;
    • военная мощ_;
    • удачный розыгрыш_;
    • кактус колюч_;
    • зарево пожарищ_;
    • мчался вскач_;
    • выйти замуж_;
    • ничего не помниш_;
    • зелёная гуаш_.

    Итог урока.

    Принцесса Наречие благодарит вас за работу на уроке и одаривает монетками – оценками из казны.

    Домашнее задание: