Влияние сельского уклада жизни на селян. Зависимость здоровья сельского населения от экологической обстановки и образа жизни

Социальная среда оказывает огромное влияние на подростков. Однако социальная среда включает в себя не только такие компоненты, как школа, семья, сверстники, но и место проживания – в городе или сельской местности. Городские и сельские жители имеют существенные различия в образе жизни и ценностных ориентациях. Поэтому дадим характеристику сельскому и городскому поселениям, охарактеризуем особенности уклада жизни их жителей.

Сельские поселения. Особенности сельского образа жизни связаны с особенностями туда и быта жителей: подчиненностью труда ритмам и циклам года; более тяжелыми, чем обычно в городе, условиями труда; малыми возможностями для трудовой мобильности жителей; большой слитностью труда и быта, непреложностью и трудоемкостью труда в домашнем и подсобном хозяйствах; набор занятий в свободное время довольно ограничен. В жизненном укладе сельских поселений сохранились элементы традиционной соседской общины. В них довольно стабильный состав жителей, слаба его социально-профессиональная и культурная дифференциация, типичны тесные родственные и соседские связи.

В целом современные деревни и села сохраняют многие традиционные черты сельского образа жизни, ритм размерен, нетороплив, сохраняет элементы природосообразности. Время далеко не всегда рассматривается сельским жителем как быстропроходящее, как социальная ценность.

Для села характерна "открытость" общения. Отсутствие больших социальных и культурных различий между жителями, немногочисленность реальных и возможных контактов делают общение селян довольно тесным и охватывающим все стороны жизни. Дружба и приятельство дифференцируются слабо, а поэтому эмоциональная глубина и интенсивность общения с различными партнерами редко имеют серьезные различия. Чем меньше деревня, тем всеохватнее общение ее жителей.

Важны и такие обстоятельства, как наличие или отсутствие школы, клуба, почты, медпункта, а также близость к городу и большому или малому, наличие хороших дорог и транспортных маршрутов.

Сельский тип поселения влияет на социализацию детей, подростков, юношей почти синкретично (нерасчлененно), то есть практически малореально отследить их влияние в процессе стихийной, относительно направляемой и относительно социально-контролируемой социализации.

В сельских поселениях очень силен социальный контроль поведения человека. Содержательно социальный контроль во многих сельских поселениях определяется специфической социально-психологической атмосферой. Сегодня для нее характерны отчуждение жителей от чувства хозяина земли, на которой они живут, пьянство и алкоголизм.

Сельская школа, по причине ее тесной интегрированности в сельскую жизнь, влияет на воспитание подрастающих поколений значительно меньше, чем городская.

Сельская семья (в которой дети идентифицируют себя со своими родителями в значительно большей степени, чем в городской семье) влияет на социализацию своих членов в основном в том же направлении, что и деревня как микросоциум зачастую независимо от социально-профессионального положения и образовательного уровня родителей.

Особую роль в социализации сельских жителей играет постоянно растущее влияние города на деревню. Оно производит определенную переориентировку жизненных ценностей между реальными, доступными в условиях села, и такими, которые свойственны городу и могут быть для сельского жителя лишь эталоном, мечтой.

Городские поселения. Для города характерны: концентрация большого количества жителей и высокая плотность населения на ограниченной территории; высокая степень разнообразия человеческой жизнедеятельности (как в трудовой, так и во внепроизводственной сферах); дифференцированные социально-профессиональная и нередко этническая структуры населения.

Город обладает рядом характеристик, которые создают специальные условия социализации его жителей, особенно подрастающих поколений.

Современный город объективно – средоточие культуры: материальной (архитектура, промышленность, транспорт, памятники материальной культуры), духовной (образованность жителей, учреждения культуры, учебные заведения, памятники духовной культуры и др.). Благодаря этому, а также количеству и многообразию слоев и групп населения город – средоточие информации, потенциально доступной его жителям.

В то же время город – средоточие криминогенных факторов, криминальных структур и групп, а также всех видом отклоняющегося поведения. В городе велико количество неблагополучных семей с криминогенным потенциалом; имеется более или менее большое количество потребителей наркотических и токсических средств (особенно среди молодежи); существуют неформальные группы и объединения с антисоциальной направленностью; распространено увлечение азартными играми, наблюдается более или менее массовое приобщение различных групп жителей к мелкой коммерции, реально или потенциально криминализированной, существуют устойчивые преступные группировки, вовлекающие в свой состав и в сферу своего влияния молодежь и подростков.

Город характеризуется также исторически сложившийся городской образ жизни, включающий в себя следующие основные признаки:

· преобладание анонимных, деловых, кратковременных, частичных и поверхностных контактов в межличностном общении, но в то же время высокая мера избирательности в эмоциональных привязанностях;

· небольшая значимость территориальных общностей жителей, в основном слаборазвитые, избирательные и, как правило, функционально обусловленные соседские связи (кооперация семей с маленькими детьми или стариками по присмотру за ними, "автомобильные" связи и пр.);

· высокая субъективно-эмоциональная значимость семьи для ее членов, но в то же время распространенность интенсивного внесемейного общения;

· многообразие стилей жизни, культурных стереотипов, ценностных ориентаций;

· неустойчивость социального статуса горожанина, большая социальная мобильность;

· слабый контроль поведения человека и значительная роль самоконтроля вследствие наличия разнообразных социальных связей и анонимности .

Названные выше характеристики делают город мощным фактором социализации человека, ибо создают условия детям, подросткам, юношам для осуществления выбора и проявления мобильности.

Город создает для мобильности своих жителей в различных аспектах их жизнедеятельности. Самый элементарный из них – территориальная мобильность.

Во-первых, с возрастом у человека расширяется воспринимаемое, познаваемое и осваиваемое жизненное пространство. Это расширение идет от двора у дошкольников через улицу, квартал у младших школьников, микрорайон у подростков до других частей города и даже города в целом в юности.

Во-вторых, с возрастом появляется ориентация на проведение части времени в общественных местах, интенсивность которой, как правило, достигает пика в юности, а затем, тоже как правило идет на убыль.

В-третьих, в подростковом или юношеском возрасте у многих горожан появляются субъективно значимые и интимно значимые районы и места, с которыми связаны наиболее важные сферы жизни, а позднее – воспоминания.

В-четвертых, горожане имеют потенциальные возможности для перемены места жительства в пределах города.

Для социализации горожанина основное значение имеет то, что город создает условия для социальной мобильности, как горизонтальной (изменение видом занятий и групп членства в рамках одного социального слоя), так и вертикальной (переходы из одного социального слоя в другой – вверх или вниз по социальной лестнице).

В зависимости от того, насколько подростки реализуют возможности для мобильности, они более или менее подготовлены к использованию новых форм и способов деятельности, познания, искусны и осторожны в общении, подготовлены к неожиданностям в повседневных контактах, ориентируются в окружающей действительности; склонны к риску и нестандартным ответам на вызовы жизни. Все это во многом определяет готовность, подготовленность и стремление детей, подростков к осуществлению выбора.

Любой человек осуществляет многочисленные выборы на протяжении всей жизни, проявляя свои субъективность и субъектность, более или менее осознанно оценивая имеющиеся у него альтернативы, самоопределяясь по отношению к ним.

Город как средоточие культуры, а также просоциальных, асоциальных и антисоциальных явлений, городской образ жизни в целом предоставляет каждому своему жителю огромный ряд самых различных альтернатив. Это создает потенциальные возможности для индивидуального выбора в различных сферах жизнедеятельности. Отметим лишь некоторые из них, наиболее существенные для социализации подрастающих поколений.

Во-первых, город предоставляет огромное количество альтернатив, будучи своеобразным "узлом" информации и информационным полем. Носителями информации являются и архитектура, и планировка города, и транспорт, и реклама, и поток людей, и отдельные люди.

Во-вторых, в городе человек взаимодействует и общается с большим количеством реальных партнеров, а также имеет возможность искать взаимодействие, приятелей, друзей, любимых серди еще большего количества потенциальных партнеров. В целом город предоставляет возможность широкого выбора кругов и групп общения.

В-третьих, в городе существенно дифференцированы взаимодействия и взаимоотношения. Здесь значительно различается одобряемое и неодобряемое поведение взрослых и молодежи вообще. Общение между взрослыми и младшими по мере взросления ребят, как правило, становятся менее интенсивным и открытым.

Общение со сверстниками имеет явно выраженные возрастные особенности. Оно идет обычно в группах, возникающих в классе, во дворе. Однако чем старше становится ребенок, тем чаще он может искать и находить партнеров вне класса, школы, двора.

В-четвертых, социально-культурная дифференциация городского населения, с одной стороны, а с другой – довольно тесное территориальное соседство слоев приводят к тому, что городской житель не только видит и знает различные стили жизни и ценностные устремления, но и имеет возможность "примерять" их на себя.

В целом роль города в социализации детей, подростков, юношей определяется тем, что он предоставляет каждому горожанину потенциально широкие возможности выбора кругов общения, систем ценностей, стилей жизни, а следовательно, и возможностей самореализации и самоутверждения.

Таким образом, исходя из всего выше сказанного можно представить вывод в виде таблицы, в которой кратко обозначим основные отличия образа жизни городских и сельских жителей.

Таблица. Сравнительная характеристика образа жизни в городских и сельских поселениях

Село Город
Невысокая плотность населения на ограниченной территории. Ритм жизни размерен, нетороплив. Концентрация большого количества жителей и высокая плотность населения на ограниченной территории. Характерен быстрый ритм жизни.
Открытость общения, невозможность сохранения принципа "конфиденциальности" в общении (все друг о друге знают). Преобладание анонимных, деловых, кратковременных, частичных и поверхностных контактов в межличностном общении, но в то же время высокая мера избирательности в эмоциональных привязанностях
Низкая степень разнообразия человеческой жизнедеятельности. Малые возможности трудовой мобильности. Малая развитость системы досуговых учреждений (кружков, секций). Высокая степень разнообразия человеческой жизнедеятельности (как в трудовой, так и во внепроизводственной сферах)
Сохраняются уклады традиционной сельской общины. Небольшая значимость территориальных общностей жителей, в основном слаборазвитые, избирательные и, как правило, функционально обусловленные соседские связи (кооперация семей с маленькими детьми или стариками по присмотру за ними, "автомобильные" связи и пр.)
Стили жизни, культурные стереотипы и ценностные ориентации остаются теми же на протяжении долгого времени не изменяясь. Многообразие стилей жизни, культурных стереотипов, ценностных ориентаций
Социальный статус достаточно устойчив, малая социальная мобильность. Неустойчивость социального статуса горожанина, большая социальная мобильность
Высокий контроль поведения человека и малозначительны роль самоконтроля. Слабый контроль поведения человека и значительная роль самоконтроля вследствие наличия разнообразных социальных связей и анонимности
Сельская школа, по причине ее тесной интегрированности в сельскую жизнь, влияет на воспитание подрастающих поколений значительно меньше, чем городская Школа оказывает значительно влияние на детей.
Альтернативы жизненного обустройства предсказуемы и не отличаются большим разнообразием. Город предоставляет огромное количество альтернатив жизненного обустройства, будучи своеобразным "узлом" информации и информационным полем
Возможность взаимодействия с ограниченным кругом лиц и групп (родственники, друзья, знакомые конкретного поселения). Возможность взаимодействия с большим и разнообразным кругом лиц и групп (не только родственники, друзья и знакомые, а люди, обладающие известностью и др.).
Стили жизни и ценностные устремления большинства сельских жителей очень похожи. Невозможно примерить другие стили жизни (по интересам, неформальные и др.) в виду осуждения таковых. Городской житель не только видит и знает различные стили жизни и ценностные устремления, но и имеет возможность "примерять" их на себя
Село предоставляет узкий круг выбора общения, систем ценностей, не позволяет полноценно раскрыть свои интересы и способности. Город предоставляет каждому горожанину потенциально широкие возможности выбора кругов общения, систем ценностей, стилей жизни, а следовательно, и возможностей самореализации и самоутверждения.

Следовательно, можно сказать, что город обладает большим потенциалом для развития и самореализации человека, чем село.

как отличалась жизнь сельчких жителей от жизни горожан и получил лучший ответ

Ответ от Незнакомая[гуру]
Основные отличия сельского образа жизни от городского уклада общеизвестны: менее развитый и технически оснащенный труд, меньшее разнообразие рабочих мест и профессий, как правило, более тяжелые условия труда. Для сельских поселений характерна большая слитность труда и быта. Здесь ниже ритм жизни, проще формы общения. Специфика сельскохозяйственного производства такова, что она требует равномерного расселения, чтобы осваивать сельскохозяйственные земли. В результате непродуманной расселенческой политики исчезли сотни тысяч деревень, выпали из оборота миллионы гектаров лугов, пастбищ, пашни... .

Ответ от 2 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: как отличалась жизнь сельчких жителей от жизни горожан

Ответ от Ђатьяна Tanya [новичек]
У горожан с сельскими разная жизнь в Сельских- это вроде бы которые живут в деревне а горожани живут в городах. В городе могут быть и богатые с бедными а в деревнях живущие сельские они бедняки но выращивают много еды и продают её.А горожане не выращивают еду они эту еду покупают за свои деньги. Сельские делаю всё своими руками, а горожане покупают её у других людей которые создали вещи заводы. Сельские у них летом очень хорошо на речку можешь пойди, а в городе горожанам тоже можно купаться только вам мешает шум машин, а у сельских нет машин ну только в редких случиях и атм слышен звук природы как кузнечики поют с птицами лягушки квакают. Сельские жители занимались земледелием, а посадское население торговлей и ремеслами.


Ответ от Tanya - Manya [гуру]
все про всех знают в селе,
ну и труд конечно тяжелый с ранья вставать..


Ответ от Антонина Андреева [гуру]
Разная цивилизация.


Ответ от сергей нанезов [активный]
У горожан с сельскими разная жизнь в Сельских- это вроде бы которые живут в деревне а горожани живут в городах. В городе могут быть и богатые с бедными а в деревнях живущие сельские они бедняки но выращивают много еды и продают её.А горожане не выращивают еду они эту еду покупают за свои деньги. Сельские делаю всё своими руками, а горожане покупают её у других людей которые создали вещи заводы. Сельские у них летом очень хорошо на речку можешь пойди, а в городе горожанам тоже можно купаться только вам мешает шум машин, а у сельских нет машин ну только в редких случиях и атм слышен звук природы как кузнечики поют с птицами лягушки квакают. Сельские жители занимались земледелием, а посадское население торговлей и ремеслами ааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа ааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа ааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа


Ответ от Жавохир Хадыходжаев [новичек]
Основные отличия сельского образа жизни от городского уклада общеизвестны: менее развитый и технически оснащенный труд, меньшее разнообразие рабочих мест и профессий, как правило, более тяжелые условия труда. Для сельских поселений характерна большая слитность труда и быта. Здесь ниже ритм жизни, проще формы общения. Специфика сельскохозяйственного производства такова, что она требует равномерного расселения, чтобы осваивать сельскохозяйственные земли. В результате непродуманной расселенческой политики исчезли сотни тысяч деревень, выпали из оборота миллионы гектаров лугов, пастбищ, пашни...
Основой, организующей жизнь городского населения, является производство товаров и услуг. Экономический, культурный и информационный потенциал общества в крупных городских центрах, достижений материальной и духовной деятельности. Вместе с тем, приводит к возникновению серьезных противоречий - неравномерности развития центральных и периферийных городов, загрязнению окружающей среды, росту числа стрессов. .

Страница 25 из 56

25. Своеобразие сельского образа жизни

Миграция сельских жителей в города происходит в течение длительного времени, но все же около четверти населения нашей страны живет в деревнях, селах и другой сельской местности.

Своеобразие сельского образа жизни связано непосредственно с особенностями труда и быта жителей: подчиненностью труда природным ритмам и циклам; более изнурительными, чем обычно в крупных городах, условиями труда; практическим отсутствием возможностей для трудовой мобильности жителей; большой слитностью труда и быта, трудоемкостью труда в домашнем и подсобном хозяйстве; выбор занятий в свободное время невелик. Жизненному укладу сельских поселений присущи элементы традиционной соседской общины. В них постоянный состав жителей, невероятно малы его социально-профессиональная и культурная дифференциации, типичны очень тесные как родственные, так и соседские связи.

Для села характерна «открытость» и искренность общения. Отсутствие больших социальных и культурных контрастов между жителями, малочисленность делают общение селян довольно тесным и проникают во все области жизни. Дружба и товарищество дифференцируются слабо, и, следовательно, эмоциональная глубина и интенсивность общения с различными партнерами практически не имеют различия. Чем меньше деревня, тем общение ее жителей теснее и ближе.

Деревни и села как тип поселения влияют на социализацию детей, подростков, юношей почти синкретично (нерасчлененно). Трудно определить степень воздействия в ходе стихийной, направляемой и контролируемой обществом социализации.

Практически это связано с тем, что в деревнях очень распространен контроль поведения человека в обществе. Так как жителей мало, связи между ними более или менее тесные, то все знают все и про всех, анонимное существование человека практически нереально, каждый момент его жизни становится объектом для оценки со стороны общественности.

Содержательно социальный контроль во многих сельских поселениях определяется специфической социально-психологической атмосферой. По мнению исследователя современной деревни В. Г. Виноградского, причудливая хозяйственная жизнь многих деревень порождает комбинацию совести и бессовестности, «лихое воровство» и «угрюмую бережливость и даже скряжничество», «тотальное двоедушие».

Сельская семья начинает участвовать в социализации своих членов в основном в том же направлении, что и деревня как микросоциум, зачастую независимо от социально-профессионального положения и образовательного уровня взрослых.

Важную роль в социализации сельских жителей играет постоянно растущее влияние города на деревню. Оно производит определенную смену ориентации жизненных ценностей от реальных (доступных в условиях села) к таким, которые свойственны городу и могут быть для сельского жителя лишь эталоном, мечтой.

Миграция сельских жителей в города происходит в течение длительного времени, но все же около четверти населения нашей страны живет в деревнях, селах и другой сельской местности.

Своеобразие сельского образа жизни связано непосредственно с особенностями труда и быта жителей: подчиненностью труда природным ритмам и циклам; более изнурительными, чем обычно в крупных городах, условиями труда; практическим отсутствием возможностей для трудовой мобильности жителей; большой слитностью труда и быта, трудоемкостью труда в домашнем и подсобном хозяйстве; выбор занятий в свободное время невелик. Жизненному укладу сельских поселений присущи элементы традиционной соседской общины. В них постоянный состав жителей, невероятно малы его социально-профессиональная и культурная дифференциации, типичны очень тесные как родственные, так и соседские связи.

Для села характерна «открытость» и искренность общения. Отсутствие больших социальных и культурных контрастов между жителями, малочисленность делают общение селян довольно тесным и проникают во все области жизни. Дружба и товарищество дифференцируются слабо, и, следовательно, эмоциональная глубина и интенсивность общения с различными партнерами практически не имеют различия. Чем меньше деревня, тем общение ее жителей теснее и ближе.

Деревни и села как тип поселения влияют на социализацию детей, подростков, юношей почти синкретично (нерасчлененно). Трудно определить степень воздействия в ходе стихийной, направляемой и контролируемой обществом социализации.

Практически это связано с тем, что в деревнях очень распространен контроль поведения человека в обществе. Так как жителей мало, связи между ними более или менее тесные, то все знают все и про всех, анонимное существование человека практически нереально, каждый момент его жизни становится объектом для оценки со стороны общественности.

Содержательно социальный контроль во многих сельских поселениях определяется специфической социально-психологической атмосферой. По мнению исследователя современной деревни В. Г. Виноградского, причудливая хозяйственная жизнь многих деревень порождает комбинацию совести и бессовестности, «лихое воровство» и «угрюмую бережливость и даже скряжничество», «тотальное двоедушие».

Сельская семья начинает участвовать в социализации своих членов в основном в том же направлении, что и деревня как микросоциум, зачастую независимо от социально-профессионального положения и образовательного уровня взрослых.

Важную роль в социализации сельских жителей играет постоянно растущее влияние города на деревню. Оно производит определенную смену ориентации жизненных ценностей от реальных (доступных в условиях села) к таким, которые свойственны городу и могут быть для сельского жителя лишь эталоном, мечтой.

Образ жизни представляет собой совокупность различных сторон жизнедеятельности людей, их поведения в повседневной практике. В конечном счете образ жизни определяется конкретными социально-экономическими условиями данного общества, уровнем развития производительных сил и характером общественных отношений. Поэтому образ жизни в различные исторические эпохи неодинаков. Кроме того в образе жизни отражаются национальные традиции, обычаи данного народа, его менталитет, в целом духовная культура, а также имущественное положение человека, его экономический статус. В связи с этим различен по своему содержанию образ жизни общественных классов, наций, отдельных социальных слоев и групп. Существенными особенностями отличается друг от друга образ жизни людей, живущих на разных территориях и в разного типа поселениях. Эти особенности обусловлены характером труда, его технико-технологическим содержанием, территориальными параметрами жизнедеятельности населения. Нас в данном случае интересует городской образ жизни. В его основе лежит содержание индустриального труда, территориально-пространственный характер городской среды, плотность населения и другие факторы, присущие городу как типу поселения (развитость инфраструктуры, сосредоточение органов государственной власти и т. д.). Все это отражается на содержании городского образа жизни, всех его сторонах: труд, быт населения, формы использования свободного времени, удовлетворение материальных и духовных потребностей, участие в политической и общественной жизни, нормы и правила поведения.

Всякое явление глубже, системнее познается в сравнении с другими однопорядковыми с ним явлениями, через раскрытие их общего и особенного. Рассмотрение городского образа жизни мы будем вести, сравнивая его с образом жизни сельского населения, а также сопоставляя образ жизни крупных и малых городов.

Что характерно сегодня для образа жизни населения большого города?

Во-первых, раздельность места приложения труда и места проживания. В сельской местности человек и живет, и трудится в одном и том же небольшом пространстве, в границах полей, принадлежащих данной деревне. Это сегодня особенно характерно для фермерских хозяйств: земля фермера расположена, как правило, вокруг его дома. Раздельность места работы и местожительства не так сильно ощущается в малых Городах. Расстояния между ними невелики, люди часто не пользуются общественным транспортом, да и развит он в таких городах слабо. В крупном городе эта проблема стоит очень остро. Например, в Москве время поездки на работу и обратно нередко составляет два-три часа. Такое положение отрицательно сказывается на жизни работающего человека; Дорога в переполненном транспорте изматывает его силы, неприятные ситуации, иногда складывающиеся в салонах транспортных средств, травмируют нервную систему. С приездом домой у человека уже не остается ни сил, ни времени на домашнее хозяйство, поддержание чистоты в квартире, не говоря о чтении, просмотре телевизионных передач, занятиях с детьми. В целом транспорт в Москве работает неплохо по сравнению с другими городами, но он не справляется с возрастающими к нему требованиями. Открытие новых наземных маршрутов и линий метрополитена отстает от увеличения числа населения города. Транспортные проблемы присущи крупным городам во всем мире. Таким образом, сутки у рабочего человека в большом городе распадаются на три части: работа, нахождение в транспорте и сон. На другие виды жизнедеятельности времени почти не остается. Свободное время -- это только выходные дни.

Во-вторых, для городского образа жизни в значительной мере характерна индивидуально-семейная, направленность жизнедеятельности населения. В России испокон веков сущностной чертой поведения людей, всей их жизни был коллективизм. Коллективистская психология русского народа шла от крестьянского быта, основанного на общинном землепользовании и периодическом, довольно справедливом, распределении земли между крестьянскими дворами (по душам). С коллективизацией сельского хозяйства в СССР коллективистская психология крестьянина поддерживалась совместным, обобществленным трудом на колхозных полях. Коллективизм в сельскохозяйственном производстве распространялся и на межсемейные, межличностные отношения, на весь образ жизни деревенского жителя. Эта черта сельского образа жизни не утрачена и сегодня.

Жизнедеятельность горожан складывается иначе. С одной стороны, индустриальный труд носит коллективный характер. Даже более коллективный, чем труд земледельческий, ибо на крупных заводах и фабриках собраны в единые трудовые коллективы тысячи работников. Но каждый работник знает лишь нескольких непосредственных соседей по своему рабочему месту, на котором он трудится индивидуально. На деревенском же поле работа осуществляется, как правило, "артелью".

Индивидуальность как черта городского образа жизни в полной мере проявляется в его семейно-бытовой стороне. Здесь в отличие от деревни человек после работы замыкается в своей семье. Он часто не знает своего соседа, живущего за стенкой квартиры. И вообще, в городе соседство как сторона семейно-личностных отношений играет весьма незначительную роль. Люди чаще встречаются с сослуживцами по работе (ходят в гости друг к другу, вместе отдыхают). Укоренению индивидуальной направленности городского образа жизни способствует, не в последнюю очередь, наличие в городах так называемых "спальных районов". Это новостройки на окраинах города, где нет промышленных и иных предприятий. Работая в центре города, люди приезжают сюда только "спать". Здесь их жизнедеятельность почти не выходит за рамки семейного быта. В силу этого в городе значительно ослаблен социальный контроль, в то время как в деревне он стоит на высоком уровне: люди знают друг друга досконально, знают родителей, дедушек и бабушек, всех живущих в данной деревне. Поведение каждого находится под контролем всех жителей села.

В-третьих, городской образ жизни характеризуется преобладанием общественных форм удовлетворения бытовых потребностей людей и уменьшением форм семейных! В этом плане он качественно отличается от сельского образа жизни. В деревне исстари бытовые потребности человека удовлетворялись в семье. Члены семьи, как правило, умели сами шить одежду, ремонтировать обувь, изготавливать простые орудия труда. И, конечно, выращивать для своего потребления хлеб, овощи, мясо и другие продукты питания. Поэтому сельский житель с ранних лет приучается к труду в семейном хозяйстве, а затем и на поле.

В городе в силу объективных условий хозяйственно-бытовая функция семьи сужается. Горожанин не может выращивать продукты питания -- он их покупает в магазине. Он чаще всего не умеет отремонтировать свою одежду и обувь. Городская квартира не требует в отличие от деревенского дома заготовки топлива, кормов для животных.

В последние годы сфера услуг в городах значительно расширилась. Это вызвано техническим прогрессом -- увеличением количества личных автомобилей, телевизоров, компьютеров, мобильных телефонов. Они требуют обслуживания, ремонта. Расширение сети сервисных предприятий связано также с переходом их в частную собственность. Они дают немалый доход их владельцам, поэтому их число растет. Если в недалеком прошлом, скажем, в Москве была острая нехватка предприятий градообслуживающей сферы, то теперь другая проблема для населения -- их дороговизна. Не каждый трудящийся москвич, тем более пенсионер, может пользоваться предприятиями бытовых услуг.

В-четвертых, городской образ жизни складывается в отдалении от природы, в искусственной социокультурной среде обитания. Как бы ни был богат тот или иной город зелеными насаждениями, водными пространствами, они не могут заменить собой живой природы. Между тем человек как социально-биологическое существо нуждается в общении с естественно-природной средой, из которой он вырос и в которой исторически сформировался. Биологическое начало в человеке не исчезает с переездом его в город, со званием "горожанин". Дефицит в удовлетворении этого начала негативно сказывается на физическом здоровье человека, его психике и, в конечном счете, на его общественном поведении.

Естественно, человек, родившись в городских условиях, адаптируется к ним, его организм приспосабливается к загрязненной атмосфере и далеко не чистой экологически воде и продуктам питания. Однако адаптационные возможности человеческого организма не беспредельны, сегодня они явно отстают от нарастания компонентов искусственной среды, особенно в большом городе. Это нарастание усиливается в условиях рыночных отношений. Владельцы предприятий мало заботятся о развитии инфраструктуры города, создании благоприятной для жителей общегородской обстановки, озеленении улиц. Заботу и расходы на это они перекладывают на местный бюджет, интересуясь лишь сиюминутной прибылью своих предприятий.

Чувство отдаленности от природы горожан усиливается монотонностью типовой застройки жилых окраин современных городов. Дома, как сиамские близнецы, похожи друг на друга в различных городах. Человеку их нетрудно перепутать, как тому герою известного фильма, который, попав случайно в Ленинград, не смог отличить там дом от своего дома в Москве, где он жил.

Для малых городов проблема отдаленности от природы не стоит так остро, как в крупных и сверхкрупных городах. Там жители тесно связаны с селом, чаще общаются с сельчанами, закупают у них продукты на зиму. Образ жизни малых городов приобретает характер как бы сельско-городе кого образа жизни. В настоящее время отдаленность жителей города от природы несколько компенсируется массовым приобретением горожанами садово-огородных участков, где они проводят выходные дни, отпуска, работают на земле, общаются с природой.

Таковы некоторые характерные черты городского образа жизни, в своей совокупности выделяющие его в особый тип образа жизни как социального явления.

Известно, что человек как личность формируется в зависимости от тех объективных условий, в которых он живет. Они определяют его ценностные ориентации, миропонимание, систему взглядов на окружающую действительность и свое место в ней. Не составляет исключения в этом плане и городская среда. Всеми своими сторонами она оказывает повседневное влияние на становление личности жителя города с самого его рождения. Городские стандарты жизни, в которых оказывается человек в зрелом возрасте (переезжает в город на постоянное место жительства), обусловливают его десоциализацию и ресоциализацию, адаптацию к их особенностям. С полным основанием можно говорить о "воспитании человека городом".

На какие стороны личности городского жителя оказывает город свое воспитательное воздействие? Прежде всего на его менталитет. Горожанин мыслит более широкими категориями, чем, скажем, житель деревни или небольшого поселка. Этому способствует ряд причин: широта городского пространства, нахождение в больших трудовых коллективах, многонациональность населения, система кооперационных связей между предприятиями и т.д. Важно, конечно, и то, что население города имеет возможность получить более высокое образование, чем житель села. Поэтому он мыслит уже не только конкретными, но и абстрактно-теоретическими категориями, предрасположен к обобщению жизненных фактов. Рабочий, рядовой сотрудник городского предприятия, учреждения чаще, чем житель других поселений, общается с интеллигенцией, которая сосредоточена в основном в городах. Это общение способствует росту общекультурного уровня городского населения в целом.

Городская среда воспитывает в человеке повышенное чувство интернационализма, равноправного отношения к людям других национальностей и вероисповеданий. Без этого сегодня невозможна социальная стабильность в большом городе, нормальное функционирование трудовых коллективов, состоящих из представителей многих наций и социальных групп. Например, в Москве проживают представители почти всех наций и религиозных направлений, какие существуют в Российской Федерации. Дружественные, равноправные отношений между ними -- залог спокойствия жизни города.

Быстротечность, постоянная смена ритмов в развитии городской жизни вызывают стремление людей знать городские процессы, поскольку они влияют на повседневный быт, благосостояние жителей, социальный статус работников. Стремление знать все о родном городе и реальные знания о нем способствуют воспитанию у его жителей чувства городского патриотизма, желания внести свой вклад в его благополучие. Городские власти должны систематически давать информацию населению о новостях в жизни города, отвечать на вопросы граждан. В Москве такая информация регулярно идет по теле- и радиоканалам, особенно в телепрограммах: "События. Время московское" и "Лицом к городу".

Городские условия, естественно, благоприятствуют обще культур ному и профессиональному росту жителей, особенно молодежи. Молодые люди могут подготовиться и поступить в вуз, совершенствовать свою специальность как на предприятии, так и в системе послевузовского образования. В городе расположены библиотеки, театры, музеи, посещение которых способствует обогащению духовного мира человека.

Таким образом, городской образ жизни, являясь разновидностью образа жизни данного общества, сохраняет в себе основные, сущностные черты последнего. В то же время он представляет собой самостоятельный вид образа жизни как социального явления. Для него характерны такие особенности, которые качественно отличают его, скажем, от сельского образа жизни. В перспективе оба эти основные образа жизни будут, видимо, сближаться на основе постепенного преодоления социальных различий между городом и деревней, между людьми промышленного и земледельческого труда. Различий именно социальных, естественные различия будут еще долго сохраняться. Исследование процессов, происходящих в городском и сельском образах жизни, в их движении навстречу друг другу, в их взаимном обогащении -- задача социологической науки.