Тенденции развития рынка кредитования малого бизнеса. Тенденции развития кредитования и участие банков в финансовых программах поддержки малого бизнеса

Малый и средний бизнес в современных условиях является одним из самых выгодных целевых сегментов для российских банков. Причин этого повышенного интереса несколько :

  • - более низкий уровень конкуренции в данном секторе по сравнению с обслуживанием крупного бизнеса;
  • - более «рыночный» характер взаимоотношений с клиентом, меньший риск использования «административного ресурса» при разрешении споров;
  • - отсутствие рынка «покупателя», соответственно возможность получения более высоких процентов и комиссий (при повышенном риске, разумеется);
  • - наличие как государственных, так и международных (ЕБРР, Международная финансовая корпорация) программ рефинансирования кредитов малому и среднему бизнесу - возможность для банков привлекать относительно дешевые финансовые ресурсы;
  • - возможность реализации массовых банковских продуктов, что снижает издержки и ведет к повышению эффективности банковского бизнеса.

Но потенциально высокие доходы связаны и с высокими реальными рисками. Безусловно, кредитование малого и среднего бизнеса является значительно более рискованным по сравнению с крупным бизнесом. И причины не только в несравнимой финансовой мощи предприятий этих секторов. Многие риски связаны со спецификой деятельности предприятий малого и среднего бизнеса в России.

Один из наиболее очевидных рисков связан с отсутствием прозрачности (недостоверностью) финансовой отчетности, использованием схем налоговой оптимизации и т. д., иными словами, невозможностью оценить истинное финансовое положения предприятия по официальной отчетности, при этом стандартные методики кредитного анализа, применяемые для оценки потенциальных заемщиков, либо не работают, либо дают искаженную картину.

Причина данного положения - в стремлении предприятий избежать налогообложения. Уход от налогообложения или серьезное снижение налогового бремени с 90-х годов рассматривается как конкурентное преимущество, поэтому использование «специальной бухгалтерии» и «налогосберегающих технологий» остается широко распространенным явлением в среде малого и среднего бизнеса. Конечно, масштабы уклонения и степень агрессивности в оптимизации налогообложения в настоящее время гораздо ниже по сравнению с 90-ми годами. Причем значительную роль сыграла востребованность кредитов и распространение банковского кредитования.

Каковы же наиболее часто встречающиеся проблемы с финансовой отчетностью небольших российских предприятий :

  • - ничтожная величина собственного капитала предприятия;
  • - непрозрачная структура собственности компании;
  • - наличие фиктивного заемного капитала либо задолженности, не отраженной в балансе;
  • - сокрытие «убытков» в активе баланса или отсутствие отражения в балансе реальных активов;
  • - фиктивные расходы предприятия, призванные сократить налогооблагаемую базу;
  • - наличие «забалансовых» обязательств предприятия, не отраженных в отчетности;
  • - отсутствие стандартных форм отчетности (баланс, отчет о прибылях и убытках и т. д.) в случае использования упрощенной системы налогообложения (УСН).

Потребности развития российской экономики обуславливают необходимость анализа роли и места малого и среднего бизнеса в системе финансовых отношений и поиска путей дальнейшего их роста. В настоящее время малые и средние предприятия играют в народном хозяйстве России существенно менее важную роль, чем в экономиках развитых стран. Можно утверждать, что на современном этапе уровень развития малого и среднего бизнеса в нашей стране не соответствует потребностям экономики страны и не отражает его потенциал в формировании ВВП. Во всех развитых странах на долю малого и среднего бизнеса приходится 50-80% ВВП, а в РФ всего лишь порядка 10-20% .

Основным фактором реализации экономического потенциала малых и средних предприятий является стабильная возможность получения кредитов для финансирования текущей деятельности и инвестиционных проектов. Важнейшая роль банков в развитии малого бизнеса объясняется сложностью для малых и средних предприятий получить финансовые средства из других источников.

На современном этапе в России насчитывается более 5 миллионов малых и средних предприятий, основная масса которых функционирует в таких отраслях как оптовая и розничная торговля, сфера услуг, строительство, обрабатывающее производство. По данным Росстата на долю сельского хозяйства приходится более 26% средних и более 3% малых предприятий. Среди данных предприятий кредитами банков пользуются менее 10% предпринимателей (таблица 1.3.1), реальные же потребности малого и среднего бизнеса удовлетворяются только на 15-20% .

Таблица 1.1 - Источники финансирования развития малых и средних предприятий в РФ в процентах к опрошенным по состоянию на 2013 год

Это говорит о том, что данный сегмент имеет огромный запас роста, и объемы кредитования малого и среднего бизнеса будут расти.

Рост рынка кредитования МСБ является прямым следствием общей стабилизации ситуации в экономике, увеличения спроса на кредиты, а также повышения доступа представителей МСБ к заемным средствам.

Вместе с тем, рост рынка кредитования МСБ происходит на фоне ухудшающегося качества портфеля кредитов малым и средним предприятиям. В течение последних лет доля просроченной задолженности в портфеле МСБ устойчиво возрастала, достигнув уровня в 9%. Подобный уровень остается существенно выше показателей корпоративного сегмента (5,3%).

Подавляющий объем кредитов предоставлен на срок до 1 года. С учетом овердрафтов на короткие кредиты пришлось 62% общего объема кредитования. Доля кредитов свыше трех лет составила 15%.

Несмотря на положительную динамику объемов кредитования МСБ в последние годы и заметное оживление в данном сегменте, неразрешенными остаются многие проблемы взаимодействия банков с субъектами МСБ.

В настоящее время наиболее остро стоят такие проблемы как отсутствие у малых предприятий ликвидных залогов, непрозрачность малого бизнеса, отсутствие реальной масштабной государственной поддержки малого бизнеса, а так же высокие риски невозврата кредитов и как следствие - высокая стоимость кредитов. Ужесточившиеся условия получения кредитов привели в настоящее время к тому, что рынок кредитования МСБ столкнулся с проблемой снижения количества МСП, желающих взять кредит. Данные проблемы характерны как для России в целом, так и для регионов, в частности для Республики Татарстан.

Таким образом, сотрудничество (кредитование) малого и среднего бизнеса (МСБ), несмотря на риски, является перспективным направлением в банковской деятельности.

Для успешной реализации программ кредитования МСБ необходимо использовать возможность формирования портфеля однородных ссуд для исключения необходимости мониторинга финансового положения каждого отдельного заемщика. Для принятия решения о выдаче или отказе в предоставлении кредита не следует основываться на анализе форм официальной финансовой отчетности. Необходимо использовать нестандартные методики, базирующиеся на контролируемых банком показателях.

При сотрудничестве с МСБ необходимо учитывать риск изъятия собственности у текущих владельцев, которые должны быть известны банку. Для уменьшения данного риска следует с осторожностью кредитовать чрезвычайно успешные предприятия, а также предприятия в регионах, где наблюдается практика рейдерства. Договорная база должна затруднять рейдерам возможность оспаривать договоры банка с предыдущими владельцами бизнеса.

Залог при существующей российской практике слабо защищает интересы кредитора. Однако постепенно ситуация меняется к лучшему. Банку следует активнее использовать в договорах залога формулировки обязательств и процедуры контроля за залогом, нарушение которых с большой вероятностью влекло бы уголовное преследование недобросовестных залогодателей.

В качестве дополнительного обеспечения по кредитам МСБ российские банки требуют поручительств со стороны владельцев бизнеса и/или руководителей предприятий. Это достаточно действенная мера, так как в случае обращения взыскания на поручительство физическое лицо становится недобросовестным должником, которому может быть запрещен выезд за рубеж. Это очень серьезное ограничение в правах для представителей российского среднего класса. Однако для «материального наполнения» поручительства банк должен располагать списком активов, на которые можно было бы обратить взыскание в случае исков к поручителям.

Согласно оценкам компетентных специалистов, кредитование малого бизнеса станет самым быстрорастущим сегментом предоставляемых банками услуг, поскольку уже сейчас этот рынок характеризуется высокой степенью конкуренции .

Перспективность сегмента малого бизнеса заключается и в получении большого количества новых клиентов, отмечают специалисты. Малый бизнес занимает переходное положение между розничным и корпоративным бизнесом. Поэтому, с одной стороны, малым предприятиям можно продавать весь набор розничных услуг, которые банки предлагают населению, а с другой стороны - весь комплекс услуг, в котором испытывает потребность любое предприятие.

Также ожидается появление новых финансовых инструментов для малого и среднего бизнеса. Кредитование малого и среднего бизнеса имеет все шансы стать следующим хитом банковских продаж после потребительского кредитования и ипотеки, резюмируют специалисты. Среди «новинок» продуктового ряда хотелось бы отметить специальные кредиты для микрофинансовых организаций. На сегодняшний день на рынке работают различные потребительские кооперативы, фонды и другие компании, которые занимаются микрокредитованием, - средний размер кредита, как правило, не превышает $1 тыс. И здесь весьма перспективной оказывается совместная работа с такими организациями, когда банк их кредитует. Ведь для банков давать кредит в 10-20 тысяч рублей, анализируя бизнес и проводя все необходимые банковские процедуры, - нерентабельно. Именно поэтому банку интересно финансирование таких микрофинансовых организаций на базе анализа качества их кредитного портфеля. Банк выдает им кредиты по $100-200 тыс., а они в свою очередь превращают эти деньги в кредиты, условно говоря, по 30 тыс. руб.

Кроме того, постепенно кредиты на развитие малого и среднего бизнеса будут дешеветь. Например, за последние десять лет среднегодовая кредитная ставка снизилась с 26-28 до 14-16%.

Конкуренция в этом сегменте рынка будет увеличиваться, банки будут наращивать технологии. Будут уменьшаться и сроки рассмотрения заявок на кредиты малому и среднему бизнесу. Если сегодня для принятия решения о выдаче кредита минимально требуется в среднем 3.3 дня, максимально - 11.6 дня, то в 2004 году эти показатели были равны соответственно 5.8 и 38 дням. Есть еще одна тенденция - ставки в различных регионах страны постепенно выравниваются.

Перспективы развития программ кредитования малого и среднего бизнеса весьма широкие и привлекательные, прежде всего из-за числа потенциальных клиентов, которое на сегодняшний день оценивается в 1 млн предприятий.

В статье рассматриваются главные проблемы и тенденции в области банковского кредитования малого и среднего бизнеса в России, оценивается потенциал данного рынка с позиции кредитной деятельности банков и предлагаются меры по cовершенствованию этого направления банковского кредитования в современных условиях и конкретно на примере Сбербанка России.

Ключевые слова: банковское кредитование малого и среднего бизнеса; кредитные продукты для малых и средних предприятий; меры государственной поддержки малых и средних предприятий.

Роль малого и среднего бизнеса в развитии экономики любой страны трудно переоценить. Малый и средний бизнес (МСБ) является важнейшим сегментом экономики, развитие которого обеспечивает экономическую, социальную и политическую стабильность страны. Именно он играет одну из ведущих ролей при переходе к экономике, ориентированной на инновации.

Несмотря на все стремления государства создать благоприятные условия для развития МСБ, в России, по-прежнему, существует множество проблем, сдерживающих этот процесс. Основной проблемой выступает недостаток собственных средств у малых и средних предприятий, что во многом обусловлено ограниченным доступом малого и среднего бизнеса к банковскому кредитованию.

Кредитование малого и среднего бизнеса – сравнительно новое и довольно рискованное направление деятельности банков. Между тем, интерес российских банков к малому и среднему бизнесу постоянно возрастает. Малый и средний бизнес по соотношению рисков и доходности становится для банков одним из наиболее привлекательных сегментов, имеющих большой потенциал для развития.

С каждым днем все большее число коммерческих банков предлагает специальные продукты кредитования для малых и средних предприятий. Объемы выдаваемых малому и среднему бизнесу кредитов продолжают набирать обороты. Так, общий объем предоставленных кредитов субъектам малого и среднего предпринимательства в России на 1 декабря 2013 года составил 6 932603 млн.рублей, что на 52,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Таким образом, потенциал рынка кредитования МСП огромен, и они являются весьма перспективными клиентами для банков. Крупные предприятия не всегда нуждаются в постоянном кредитовании или предпочитают работать через рынок ценных бумаг. Кредитование крупных заемщиков может обернуться для банков, особенно региональных, чрезмерной концентрацией кредитного риска, а возможная нерегулярность их кредитования вызывает сложности с размещением временно свободных ресурсов. Кроме того, преимущественное сосредоточение МСБ в непроизводственной сфере (торговля и услуги), которой присущ короткий производственный цикл (до 1–2 лет), обусловливает специфический характер процесса кредитования: короткий срок кредитов и высокую вероятность возобновления спроса, отметим, что банкам при разработке отраслевых предложений следует учитывать особенности бизнеса и отрасли МСП, а также технологичность кредитных продуктов (т. е. насколько продукты могут быть стандартизированы и будут массовыми).

Специально для корпоративных клиентов Сбербанк России ввел семь обновленных программ кредитования, нацеленных на развитие бизнеса для предприятийс годовой выручкой до 400 млн. рублей. На сегодняшний день Дальневосточный банк Сбербанка Россиипредлагает своим клиентамновую линейку целевых кредитных продуктов, ориентированную специально на потребности среднего и малого предпринимательства:

  • Кредит «Бизнес-Оборот» - кредит предоставляется на цели пополнения оборотных средств (закупка сырья, материалов, товаров, осуществление текущих расходов) сроком до 2 лет под залог имеющегося имущества (допускаются частично необеспеченные кредиты) и поручительство собственников бизнеса;
  • Кредит «Бизнес-Инвест» - кредит предоставляется на цели вложения во внеоборотные активы, а также на погашение кредитов в других банках, предоставленных на эти цели. Срок кредитования до 5 лет под залог имеющегося имущества (допускаются частично необеспеченные кредиты) и поручительство собственников бизнеса;
  • Кредит «Бизнес-Актив» - кредит предоставляется на приобретение оборудования сроком до 5 лет в размере не более 80% стоимости приобретаемого оборудования + стоимость страховки под залог приобретаемого оборудования и поручительство собственников бизнеса;
  • Кредит «Бизнес-Недвижимость» - кредит предоставляется на приобретение объекта недвижимости для бизнеса сроком до 10 лет в размере не более 80% стоимости приобретаемого объекта недвижимости под залог приобретаемого объекта недвижимости и поручительство собственников бизнеса;
  • Кредит «Бизнес-Рента» - кредит предоставляется для организаций, занимающихся сдачей коммерческих помещений в аренду, на любые бизнес-цели сроком до 10 лет под залог имеющегося в собственности объекта и поручительство собственников бизнеса;
  • Кредит «Бизнес-Авто» - кредит предоставляется на цели приобретения транспортных средств сроком до 5 лет в размере не более 80% стоимости приобретаемого транспортного средства + стоимость страховки под залог приобретаемого имущества и поручительство собственников бизнеса;
  • Кредит «ГАЗ» - кредит предоставляется на приобретение новой техники марки «ГАЗ» для бизнеса на выгодных условиях у официальных дилеров сроком до 5 лет в размере не более 80% стоимости приобретаемого транспортного средства + стоимость страховки под залог приобретаемого имущества и поручительство собственников бизнеса.

Стоит отметить, общее количество представителей малого бизнеса обслуживающихся в Дальневосточном банке на сегодня превышает 45 тысяч. В количественном отношении это более 90% корпоративных клиентов банка. С начала 2011 года этой категории заемщиков предоставлено около 3000 кредитов на сумму более 10 млрд. рублей. Приведенный пример построения продуктовой линейки банка для МСП основан на детальном анализе отраслевых тенденций в экономике, выделении приоритетных для банка отраслей и разработке продуктов, позволяющих: во-первых, проводить отсечение нецелевых клиентов с высоким уровнем риска и, во-вторых, предлагать клиентам наиболее адаптированные к их потребностям продукты (условия кредитования), снижающие риски банка. Такой подход обеспечивает контроль уровня кредитных рисков на этапе разработки продуктов, который заключается в детальном анализе рисковых параметров продукта, установлении пороговых значений показателей, ограничении максимальной суммы кредита. По мере накопления статистических данных стандартизация кредитных продуктов позволит банку оценивать риски не по каждому проекту индивидуально, а по группе кредитов с однородными признаками. Профили кредитных продуктов, их состав со временем будут меняться в зависимости от ситуации на рынке и стратегических приоритетов каждого банка. Тем не менее в банке всегда должны быть определены и зафиксированы, как минимум, стандартные параметры продуктовой линейки для МСП как рыночного сегмента в целом. Как показал проведенный анализ, большинство банков еще только приближается к систематизации и стандартизации кредитных продуктов для МСБ.

Библиографический список

1. Тихомирова Е.В. Кредитование малого и среднего бизнеса –

перспективное направление кредитной политики банков/ Е.В. Тихомирова//

Деньги и кредит. - 2010. - № 1. - С. 46-53.

URL: http://www.nisse.ru/work/projects/monitorings/icb/?sid=

3. Казаков М. Проблемы и перспективы развития кредитования малого среднего бизнеса. URL: http://lf.rbc.ru/recommendation/business/2007/11/08/32537.shtml.

4. Сбербанк России-«www.sberbank.ru»

Современная российская экономика унаследовала от предыдущей формации высокую концентрацию производства. Малые предприятия появились в России лишь в конце 1980-х гг. в форме кооперативов. Как известно, кооперативы действовали на принципах добровольности и доступности членства, демократичности управления, коллективного распределения дохода. Кооперация развивалась как сложная система, функционирующая при поддержке государства, обеспечивающего ей свободу хозяйственной деятельности и определенные имущественные льготы. Например, в 1990 г. за пользование краткосрочным кредитом кооперативы уплачивали государственным специализированным банкам 1% годовых, за привлечение долгосрочного кредита - 0,75%, за хранение денежных средств банки начисляли кооперативам 0,5% годовых .

Экономические условия того времени способствовали стремительному увеличению числа кооперативов. Если на начало 1989 г. их в стране насчитывалось 77,5 тыс., то на 1 января 1990 г. - уже 193 тыс., т.е. почти в 2,5 раза больше. Численность населения, занятого в кооперативах, за тот период выросла в 3,5 раза. В 1988 году выручка от реализации продукции, работ и услуг кооперативов составила около 7 млрд руб., ее доля в валовом национальном продукте не превышала 1%. В 1989 году выручка кооперативов увеличилась почти в 6 раз, достигнув 40 млрд руб., а ее доля в валовом национальном продукте составила 4,4% . В последующем кооперативная форма хозяйствования субъектов малого предпринимательства была изменена.

За более чем 20-летнюю историю МБ достиг определенных результатов: в 2008 г. насчитывалось свыше 1,3 млн малых предприятий, на которых работало более 10,5 млн человек. Их оборот составил около 18,7 трлн руб., или 26% совокупного валового дохода российских предприятий. Однако доля МБ недостаточна для претворения экономических целей государственной политики: формирования конкурентной среды в экономике, диверсификации российского производства, обеспечения занятости и развития самозанятости населения, увеличения доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Опрос Федеральной службы государственной статистики (далее - Росстат) собственников предприятий МБ показывает, что среди факторов, ограничивающих его развитие в России, важнейшими являются недостаток собственных финансовых средств, высокий процент по кредиту и сложный механизм получения. Также в условиях кризиса 2008-2009 гг. была названа неопределенность экономической ситуации в стране (табл. 1.10).

Таблица 1.10

Структура факторов, ограничивающих развитие малых предприятий (в % от количества опрошенных)*

Показатель

Недостаточный спрос на продукцию

Недостаток собственных финансовых средств

Высокий процент по кредиту

Сложный механизм получения кредита

Инвестиционные риски

Неудовлетворительное состояние технической базы

Низкая прибыльность инвестиций в основной капитал

Неопределенность экономической ситуации в стране

Несовершенная нормативно-правовая база, регулирующая инвестиционные процессы

* Структура факторов превышает 100%, так как участники опроса имели право выделить несколько факторов.

Дальнейшее развитие МБ в значительной степени зависит от создания в стране соответствующих рыночных институтов, развития государственных программ, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, доступности МП банковского кредита, уровня процентных ставок по кредитам, срока кредитования и сложности процедуры получения кредита. По оценкам специалистов, в настоящее время потребность предприятий МБ в кредитовании удовлетворяется не более чем на 20%. Практически невозможно получить так называемый стартовый кредит на развитие бизнеса вновь созданному и еще не зарекомендовавшему себя на рынке МП.

В России длительное время не были сформированы рыночные институты, обеспечивающие развитие МБ. Под институтами в современной теории понимают правила игры в обществе или созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют отношения между людьми, а также система мер, обеспечивающая их выполнение . Они создают структуру побудительных мотивов взаимодействия, организуя повседневную жизнь, уменьшают неопределенность.

Выделяют формальные и неформальные институты. Под формальными понимаются правила, созданные и поддерживаемые уполномоченными органами. Под неформальными институтами обычно понимают общепринятые условности и этические нормы поведения людей. Отсутствие соответствующих институтов проявлялось, в частности, в том, что не были законодательно определены понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, их инфраструктуры, видов и форм поддержки МБ. Коммерческие банки самостоятельно, исходя из структуры заемщиков и объемов их деятельности, определяли, какие предприятия следует относить к категории малого, а какие к категории среднего бизнеса. Зачастую предприятие, рассматриваемое крупным банком как малое, для небольшого банка являлось средним или крупным.

Отсутствие единых критериев ограничивало применение федеральных и региональных программ поддержки малого и среднего предпринимательства. Лишь с принятием Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и постановления Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» (дадее - постановление № 556) были созданы правовые основы для дадьнейшего развития мадого и среднего бизнеса в России.

Прежде всего были определены субъекты малого и среднего предпринимательства, к которым относятся внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства. Законом о малом и среднем предпринимательстве было установлено, что средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: для средних предприятий - от 101 до 250 человек включительно, для МП - до 100 человек включительно; среди МП выделяются микропредприятия - до 15 человек. Были установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для отнесения к категориям субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе для микропредприятий - 60 млн руб., малых предприятий - 400 млн руб., средних предприятий - 1 млн руб.

Законом о малом и среднем предпринимательстве была определена инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также формы, условия и порядок этой поддержки. Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в частности, включает в себя центры и агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств), акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, привлекающие инвестиции для субъектов малого и среднего предпринимательства, технопарки, научные парки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, палаты, центры ремесел, маркетинговые и учебно-деловые центры, агентства по поддержке экспорта товаров, лизинговые компании, консультационные центры и иные организации.

Формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства включают финансовую, имущественную, информационную, консультационную помощь в областях подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, инноваций и промышленного производства. Законом предусматривается поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую, сельскохозяйственную и некоторые другие виды деятельности. Финансовая поддержка МСП, в частности, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Еще один шаг на пути формирования рыночных институтов, способствующих развитию МБ, - расширение числа участников рынка кредитования субъектов малого предпринимательства. В 2009- 2010 годах на кредитном рынке появились новые участники - кредитные кооперативы и микрофинансовые организации. Федеральный закон от 18 июля 2009 г. № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» регулирует деятельность кредитных потребительских кооперативов, направленную на организацию финансовой взаимопомощи членов кредитного кооператива. Федеральным законом от 2 июля 2010 г. № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее - Закон о микрофинансовой деятельности) определены порядок приобретения статуса микрофинансовых организаций и осуществления их деятельности, установлены размер и условия предоставления микрозаймов. Микрозаймы - средства, предоставленные во временное пользование микрофинансовой организацией заемщику в валюте Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством в сумме, не превышающей 1 млн руб.

В настоящее время кредиты, предоставляемые МП, самые дорогие - более 20% годовых. Уровень процентной ставки по кредитам МБ коммерческие банки связывают с высокими рисками, обусловленными зачастую непрозрачностью бизнеса, отсутствием надежных залогов, кредитных историй. Многие малые и микропредприятия ведут упрощенный учет. Предоставляемая предприятиями отчетность затрудняет банку проведение оценки кредитоспособности по традиционно применяемым методикам и технологиям. Для малого бизнеса характерно отсутствие надежных залогов, так как большинство его представителей не владеют ценными бумагами и ликвидным имуществом высокой стоимости, способной превышать кредит в требуемых коммерческими банками пропорциях.

Ввиду небольшого срока существования самого МБ в России и его высокой подверженности изменениям (смена места положения, выпускаемой продукции) и экономическим катаклизмам, в результате которых одни МП уходят с рынка, другие возникают вновь, лишь небольшое количество МП имеет кредитную историю. Как правило, положительная кредитная история позволяет клиенту взять кредит на более привлекательных условиях. Предприятиям МБ, у которых отсутствуют кредитные истории, работающих на рынке менее одного года и не имеющих поручителя, получить кредит довольно сложно. Кроме того, на фоне значительных объемов просроченной задолженности, возникшей в результате кризиса, Банк России повысил требования к банкам в области системы риск-менеджмента. Регулятор потребовал от них формирования резервов по ссудам, предоставленным МП, в размере от 50 до 100%. Необходимость полного принятия рисков МБ коммерческими банками также сдерживает развитие кредитных отношений между кредитными организациями и МП.

Отсутствие заинтересованности банков в развитии кредитных отношений с субъектами малого и среднего предпринимательства не способствует созданию специализированных кредитных продуктов, оптимизации и снижению стоимости процесса кредитования и обслуживания МБ. Кредитные организации пока не сделали все возможное для создания соответствующих технологий рассмотрения кредитной заявки, обработки документов, принятия решений. Отсутствие достаточного объема накопленной информации по предприятиям МБ, специальных скоринговых методик оценки кредитоспособности, рисков, стандартизации и автоматизации процедуры предоставления кредитов не позволяет снижать издержки и сроки обработки документов МП. Методы работы с предприятиями МБ, идентичные по организации отношений с крупными корпоративными заемщиками, с одной стороны, приводят к увеличению срока обработки документов и принятия решения о предоставлении кредита, с другой - к более высокой цене кредита.

По данным общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора - кредит», наиболее активно работают с МСП 17 российских банков. Однако их доля в структуре кредитов предприятиям малого и среднего бизнеса неравнозначна. Крупнейшими участниками рынка являются ОАО «Сбербанк России» - более 56% кредитов, ЗАО «Банк Интеза» - 25,5%, ОАО «Банк Уралсиб» и ОАО «Номос-Банк» - по 4,6%. Доля этих четырех банков превышает 86% общей суммы кредитов, предоставленных лидерами рынка предприятиям малого и среднего бизнеса (табл. 1.11).

Таблица 1.11

Банки - участники рынка кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства*

Наименование

Активы-нетто, тыс. руб.

Сбербанк России

Банк Интеза

Банк Возрождение

Промсвязьбанк

Номос-Банк

Русь-Банк

Окончание

Наименование

Активы-нетто, тыс. руб.

Объем кредитов малому и среднему бизнесу, тыс. руб.

Доля кредитов малому и среднему бизнесу в структуре активов-нетто, %

Доля в общей сумме кредитов, предоставленных 17 банками, %

Солид Банк

Форус Банк

Газстройбанк

РосДорБанк

Меткомбанк

ЮниКредит банк

* Рассчитано по данным http://www.opora-credit.ru/banks.

Доля остальных участников рынка кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства в структуре общей суммы кредитов, предоставленных предприятиям малого и среднего бизнеса лидерами рынка, составляет от 3,4 до 0,1%. Кроме того, данные таблицы позволяют выделить кредитные организации, имеющие значительные составляющие либо специализирующиеся на обслуживании субъектов малого и среднего предпринимательства. К таким организациям относятся ЗАО «Форус Банк», в котором доля кредитов МСП составляет около 73% нетто-активов, ЗАО «Банк Интеза» - около 65% нетто-активов, ОАО «Банк Уралсиб» - более 47% нетто-активов, ОАО АКБ «Газстройбанк» - 39%, ОАО «Банк „Возрождение"», ЗАО «Со- лид Банк», ОАО «Меткомбанк» - более 25% нетто-активов.

Являясь крупнейшим участником рынка кредитования предприятий малого и среднего бизнеса, Сбербанк России тем не менее направляет на кредитование МСП менее 7% нетто-активов. Однако банку приходится уделять повышенное внимание работе с субъектами малого предпринимательства, так как их количество составляет более 80% обслуживающихся в банке корпоративных клиентов и индивидуальных предпринимателей. В 2008-2009 годах под влиянием кризисных явлений количество кредитоспособных заемщиков в данном сегменте существенно сократилось. В условиях нестабильности и снижения потребительского спроса компании МБ предпочитали снижать уровень долговой нагрузки и погашать ранее взятые кредиты. В структуре корпоративного кредитного портфеля в 2009 г. доля МП не превышала

11% и была более чем в 3 раза меньше доли средних и в 4,5 раза меньше доли крупных предприятий, обслуживаемых Сбербанком России (рис. 1.13) , что недостаточно и не в полной мере соответствует государственным целям развития в стране малого бизнеса.

Рис. 1.13. Структура кредитного портфеля Сбербанка России в 2009 г.

Сбербанк России предоставляет кредиты собственникам бизнеса с годовой выручкой до 4,5 млн руб., ИП и МП с годовой выручкой до 25 млн руб. Банк не требует предоставление залога, подтверждения цели кредитования и не взимает комиссий по кредиту. Официально заявленный срок рассмотрения вопроса о предоставлении кредита - до трех рабочих дней. Минимальная сумма кредита для собственников бизнеса с годовой выручкой до 4,5 млн руб. - 30 тыс. руб., для ИП и МП с годовой выручкой до 25 млн руб. - 80 тыс. руб. Максимальная сумма кредита не может превышать 1 млн руб. Срок кредитования - от 6 до 24 месяцев. Ставка по кредиту одна из самых низких в России для МП - 19%.

Для положительного решения о предоставлении кредита необходимо поручительство физического или юридического лица в зависимости от формы собственности бизнеса: для ИП - поручительство физического лица; для обществ с ограниченной ответственностью - поручительство общества с ограниченной ответственностью, собственником которого является заемщик.

Другой лидер рынка кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства - «Банк Интеза» предлагает кредиты на пополнение оборотных средств и инвестиционные цели. Сумма кредита составляет от 150 тыс. до 120 млн руб. на срок до семи лет. Официально заявленный срок предоставления кредита - от трех дней. В обеспечение кредита принимается автотранспорт, недвижимость, оборудование, личное имущество, поручительство, товары в обороте. Процентная ставка по кредитам плавающая. По кредитам на срок до 60 месяцев по решению клиента ставка может быть фиксированной (табл. 1.12).

Таблица 1.12

Процентные ставки по кредитам ОАО «Банк Интеза» малым предприятиям на срок до 60 месяцев*

Сумма кредита, руб.

Срок кредита

Фиксированная ставка, %

150 000 - 900 000

900 001 - 1 500 000

1 500 001 - 3 000 000

3 000 001 - 15 000 000

15 000 001 -75 000 000 75 000 001 - 120 000 000

Ставка устанавливается индивидуально

* По данным официального сайта ОАО «Банк Интеза»: http://www.bancainte.sa.ru.

Банк взимает единовременную комиссию за предоставление кредита в размере 1-5% от суммы кредита. Комиссия за досрочный возврат кредита - 1% от досрочно оплачиваемой суммы. В случае когда сумма кредита более 1,5 млн руб. и при условии, что досрочный возврат производится после 36 месяцев от даты получения кредита, комиссия не взимается. Если в связи с предоставлением кредита или заключением обеспечительного договора заключается договор страхования, применяются тарифы страховщика. Комиссия за досрочное прекращение залога по заявлению залогодателя или замену предмета залога составляет от 0,02 до 2% от оценочной стоимости предмета залога, определенной сторонами в договоре о залоге, минимум 100 руб. Погашение кредита может производиться аннуитетными, дифференцированными платежами или может быть составлен индивидуальный график платежей с учетом сезонности бизнеса клиента.

Условия предоставления кредита субъектам малого предпринимательства Сбербанком России и Банком «Интеза», рассматривающими это направление банковской деятельности как одно из приоритетных, достаточно комфортны и этим выгодно отличаются от условий кредитования МП другими кредитными организациями. ЗАО «Банк

ВТБ-24», например, предоставляет кредиты ИП и владельцам МБ на сумму от 100 тыс. до 2 млн руб. Срок кредитования составляет от шести месяцев до пяти лет. Для оформления кредита ВТБ-24 рекомендует воспользоваться программой страхования жизни и трудоспособности, которая гарантирует погашение задолженности перед банком в случае болезни, увечья или смерти заемщика. Официальный период рассмотрения кредитной заявки и решения вопроса о предоставлении кредита - пять дней. Банк взимает комиссию за выдачу кредита в размере 2% от суммы, но не менее 3 тыс. руб. Цена кредита в среднем составляет 24-27% годовых.

См. : Данные официального сайта Федеральной службы государственной статистики: http://www.gks.ru.

  • См. : Норт Д. Институты, институциональные изменения функционированияэкономики: пер. с англ. А.Н. Нестеренко. М.: Начала, 1997. С. 17.
  • По данным годового отчета Сбербанка России за 2009 г. Официальный сайтСбербанка России: http://www.sbrf.ru.
  • На конференции "Финансирование малого и среднего бизнеса-2012", организованной рейтинговым агентством "Эксперт РА" рассматривался вопрос, в каких масштабах и на каких условиях кредитуется бизнес.

    Очевидно, что банки вышли из посткризисной спячки и снова готовы активно кредитовать бизнес. Дело в том, что кредитовать некого. Сегодня это основная проблема, тормозящая развитие рынка кредитования МСБ. "Динамика оборотов и инвестиционная активность малого бизнеса существенно снизились. Он развивался бы более активно, если бы не вериги в виде дефицита финансовых ресурсов, проблемы сбыта, рост тарифов, наша легендарная российская коррупция, налоговые инновации, введенные с этого года. И которые надо срочно отменять, иначе подавляющее большинство малого бизнеса уйдет в тень, и мы не увидим вообще никакого развития", - считает Андрей Донских, заместитель председателя правления Сбербанка.

    Рис. 1.

    На графике продемонстрирована динамика доли кредитования сектора МСП в общем объеме кредитования (юридических и физических лиц) за период с 2009 года по 2012 год. Очевидно, что пикового значения этот показатель достиг в октябре 2010 года и составил 23,1 %.

    К началу же 2012 года доля кредитования МСП в общем объеме кредитования составила 20 %. Можно сделать вывод, что пока ситуация в малом бизнесе остается неровной и от активности всех участников рынка зависит, в какую сторону он пойдет. С 2011 года банки начинают кредитовать стартапы, чего российские банки никогда не делали. "Сейчас все, что мы делаем, - это работа над ошибками. Мы пытаемся создать адекватные текущим запросам предпринимателей условия финансирования их деятельности. У нас есть уверенность в том, что малый бизнес является настолько же интересным сегментом, как и розница", - считают в Сбербанке.

    Важно также привести диаграммы, отображающие структуру задолженности по направлениям кредитования.


    Рис. 2.

    Рис. 3.

    Очевидно, что наибольшую долю в структуре задолженности составляет задолженность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей без учёта малого и среднего предпринимательства. Причём если на начало 2011 года она составляла 50 %, то к началу 2012 года стала составлять 51 %, а в абсолютном выражении увеличилась на 2503365 млн. руб., или на 34,5 %. Малое и среднее предпринимательство занимает меньшую долю в структуре задолженности. Доля сегмента МСП снизилась за 2011 год на 2 %, несмотря на увеличении объемов кредитования в абсолютном выражении.

    Таблица 1. Общие объемы предоставленных кредитов субъектам малого и среднего предпринимательства (всего - в рублях и ин. валюте)

    Исходя из данных, представленных в Таблице 1, можно утверждать, что в рассматриваемый период наблюдался рост объем кредитования клиентского сегмента малого и среднего предпринимательства по Российской Федерации в целом. За период с 2009 по 2010 год рост составил 1690 млрд. руб., или 56 %. За период с 2010 по 2011 год объем выданных кредитов увеличился на 1347 млрд. руб., что составило 29 %. За все три года прирост объемов выданных кредитов сегменту МСБ составил 3042 млрд. руб., или 100,9 %. Таким образом можно утверждать, что после кризисных 2008-2009 гг.. наблюдается оживление в области кредитования малого и среднего предпринимательства, нашедшее отражение в двукратном увеличении объемов выданных кредитов.

    Таблица 2. Объем предоставленных кредитов накопленным итогом за 2011 год, млрд. руб.

    Объем выданных кредитов

    Для наглядности можно представить те же данные в виде диаграммы.

    Рис. 4.

    Очевидно, что в течение 2011 года наращивание объемов выданных кредитов происходило равномерно, в среднем объем кредитования увеличивался на 400 млрд. руб. в месяц. Если на начало 2011 года объем кредитования составлял 289 млрд. руб., то к концу 2011 года он вырос до 6056 млрд. руб.

    Можно сделать вывод о том, что банки в РФ выдавали кредитов сектору МСП в месяц в среднем по 520 млрд. руб. На начало 2012 года объем выданных кредитов составил 365 млрд. руб.

    Таблица 3. Общая сумма задолженности и просроченной задолженности по кредитам, предоставленным субъектам малого и среднего предпринимательства (всего - в рублях и ин. валюте), млрд. рублей

    Анализируя приведенные в Таблице 3 данные, можно увидеть, что задолженность выросла за анализируемый период на 1194 млрд. руб., что составило 45,1 %. Выросла также и просроченная задолженность. Её рост составил 120 млрд. руб., или 60 %. Однако, доля просроченной задолженности в общем объеме задолженности субъектов МСП снизилась за 2011 год с 9,4 % до 8,2 %, что является положительной тенденцией на рынке кредитования МСП.

    Таким образом, задолженность сектора МСП выросла за 2011 год до 3841 млрд. руб., учитывая, что на начало года она составляла 3036 млрд. руб., можно сделать вывод о том, что задолженность наращивалась в среднем на 72 млрд. руб. в месяц.


    Рис. 5.

    На диаграмме продемонстрировано приращение просроченной задолженности в 2011 году. Если на начало года её размер составлял 284 млрд. руб., то к концу года объем просроченной задолженности достиг значения 314 млрд. руб., то есть объем просроченной задолженности вырос за 2011 год на 30 млрд. руб., или на 10,6 %.

    Однако в течение года наблюдалось и снижение объема просроченной задолженности, которое можно заметить с октября 2011 года, когда объем просроченной задолженности достиг максимального значения 321 млрд. руб.

    По мнению экспертов, чтобы кардинально изменить ситуацию с финансированием малого бизнеса, необходимо дальнейшее снижение ставок. Для банков нынешний уровень - предел, поскольку риски кредитования очень высоки и дальнейшего падения ставок в этом году рынок не ожидает. "В поддержке малого бизнеса большая доля ответственности и задач ложится на государство. Малый бизнес несет гораздо большие риски, и банки ставят для него гораздо более высокие ставки, чем для бизнеса крупного. И только государство при помощи гарантийных фондов и субсидирования ставок может сгладить это объективное противоречие", - считают банкиры. После почти двукратного уменьшения объемов рынка кредитования малого бизнеса в кризисный период 2010 год показал первые результаты "оживления" этой сферы. Притом признаки преодоления кризиса связаны как с увеличением объемов кредитования, так и с качественными улучшениями условий кредитования для малого бизнеса.

    Так, с конца 2009 года началось постепенное снижение процентной ставки на кредиты для малых и средних предприятий (МСП), которое позволило к 2011-му достичь докризисного уровня стоимости ресурсов. Вместе с тем происходит увеличение средних сроков кредитования до 3-5-летнего среднего периода к 2011 году и до 7-летнего периода к 2012 году, которое обусловлено тем, что представители малого бизнеса почувствовали стабильность рыночной ситуации и готовы брать на себя более серьезные финансовые обязательства. В то же время упрощение требований к обеспечению по кредиту, которое достигается распространением беззалоговых кредитных продуктов и снижением коэффициентов хеджирования при оценке залогового имущества, показывает, что и банки начинают более высоко оценивать стабильность рынка.

    Эффективность различных направлений господдержки оказалась неодинаковой. Если в целом можно говорить о положительных тенденциях в сфере регулирования деятельности сектора, то результативность региональных систем поддержки малого предпринимательства в условиях кризиса оказалась довольно низкой. На федеральном уровне более эффективными оказались программы поддержки малого предпринимательства Минэкономразвития России.

    Большую эффективность показала также поддержка, распределяемая по линии Российского банка развития. Характер поддержки, которую оказывает Российский Банк Развития, наиболее перспективен, так как средства выделяются на возвратной основе. Вместе с тем программа РосБР имеет и свои сложности: низкая капитализация (по сравнению со спросом со стороны малого и среднего предпринимательства); еще достаточно высокие процентные ставки; не вполне эффективно налажены механизмы распределения региональных лимитов.

    Несмотря на положительную динамику сферы кредитования МСП, она по-прежнему нуждается в государственном регулировании, которое должно выражаться не только в различных видах финансирования, но и в развитии институциональной среды. Основным барьером к дальнейшему развитию кредитования МСП остается, в первую очередь непрозрачность бизнеса. Несмотря на специализированные методы оценки финансового состояния, которые есть в большинстве банков, "выход из тени" малого и среднего бизнеса до настоящего времени является серьезным барьером к развитию системы его финансирования. Особенно ярко он проявляется в регионах.

    Важно будет привести также динамику процентных ставок по кредитам, предоставляемым малому бизнесу.

    Динамика процентных ставок по кредитам МСБ за период 2009-2012 гг.

    Рис. 6.

    Очевидно, что наблюдается снижение ставок кредитования малого бизнеса, т.е. кредиты для предпринимателей становятся дешевле и выходят на докризисный уровень.

    Важность вопроса успешной хозяйственной деятельности малых предприятий требует принятия ответственных решений, в том числе по изменению нормативной базы, уверен Андрей Метелёв, юрист правового бюро "Олевинский, Буюкян и партнеры". По словам эксперта, властные структуры и деловое сообщество говорят о важности малого бизнеса с момента возрождения рыночной экономики России - еще в составе СССР, связанного, в частности, с принятием союзных нормативных актов о создании совместных предприятий с иностранным капиталом.

    "Снятие существующих ограничений для участия в малых предприятиях иностранных лиц и крупных компаний должно, на мой взгляд, стимулировать приток капитала в малый бизнес и облегчить интеграцию российского малого бизнеса в мировую экономику, - заметил Андрей Метелёв. - Вместе с тем иностранному участнику важно понимать, на какие преференции он может рассчитывать, иначе привлеченный капитал "утечет" обратно".

    Елена Муратова, руководитель направления налогового права, финансов и кредита юридической фирмы "Частное право", уточняет, что сегодня у субъектов малого предпринимательства имеются некоторые преимущества. Среди них: возможность ведения бухгалтерского учета в упрощенной форме, возможность финансовой поддержки за счет средств субъектов Российской Федерации путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам.

    "Несомненным плюсом можно назвать и обязанность государственных (муниципальных) заказчиков осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере от 10 до 20 процентов от общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, - считает Елена Муратова. - Перечень товаров, работ, услуг, для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства, утвержден постановлением правительства Российской Федерации. Также следует отметить, что с 2010 года было введено сплошное статистическое наблюдение за субъектами малого предпринимательства".

    Эксперты считают, что, с одной стороны, реализация предлагающихся поправок будет способствовать созданию новых организаций, отвечающих критерию малого бизнеса, учредителями которых будут являться как иностранные организации, так и крупные, подчас полугосударственные организации и институты. Возможно, что будет наблюдаться некоторый приток иностранных инвестиций. Однако, с другой стороны, у экспертов есть опасения, что принятие поправок минэкономразвития может привести к обратной ситуации, влекущей устранение, например, с рынка государственных закупок независимых от крупных корпораций и иностранных лиц "настоящих" субъектов малого предпринимательства.

    "Вполне возможно, что "новые" малые предприятия будут предлагать более выгодные условия для тендеров, госзакупок по сравнению с "традиционными" малыми предприятиями, используя ресурс своих учредителей, - рассуждает Елена Муратова. - Кроме того, дочерние компании крупных корпораций смогут получить доступ к дополнительному финансированию из бюджета субъектов Российской Федерации в качестве малых предприятий. В конечном итоге реализация этих поправок может привести к существенному уменьшению объема поддержки, оказываемой "традиционным" малым предприятиям в пользу дочерних структур крупных игроков, отвечающих понятию субъекта малого предпринимательства лишь формально".

    По словам Андрея Метелёва, нельзя забывать, что государственная поддержка нужна и тем субъектам малого бизнеса, в составе которых нет подобных участников. "Все должны быть в равном положении, - отметил эксперт. - Без доступа к кредитным ресурсам малым предприятиям не выполнить свою миссию по увеличению вклада в ВВП и формированию в российском обществе стабильного среднего класса".

    Глава Комитета по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров сообщает, что в течение последних пяти лет проводилась очень серьезная работа над блоком законопроектов для малого бизнеса, которого шесть лет назад не было как вида экономической деятельности, описанного в правовой сфере. Были сформулированы понятия "численность", "обороты", "механизмы поддержки (региональные и федеральные планы поддержки)", была создана федеральная программа, в 15 раз увеличилось госфинансирование малого бизнеса. Выстраиваются отношения с государством, определены перспективы малому бизнесу, которые прописаны в Стратегии-2020.

    • Якупов Артур Ильдусович , студент
    • Башкирский государственный аграрный университет
    • МАЛЫЙ БИЗНЕС
    • КРЕДИТ
    • ФИНАНСЫ
    • СРЕДНИЙ БИЗНЕС

    В данной статье описывается тенденция кредитования сектора МСБ в условиях современной финансовой политики.

    • Анализ состояния сельскохозяйственной отрасли в России
    • Опыт и перспективы применения проектного финансирования в России
    • Маркетинг развития территории на примере Кораблинского района
    • Перестрахование как инструмент повышения финансовой устойчивости страховой компании

    В условиях современной финансовой политики кредитование малого бизнеса занимает солидную долю капиталовложений для банковских организаций.

    Не всегда у организаций есть возможность рассчитаться с поставщиками и сотрудниками, и тогда на выручку приходит лизинг, овердрафты и беспроцентные займы по трансферу.

    В Республике Башкортостан ведут свою деятельность более 70 банков.

    Пять из них на данный момент являются республиканскими, региональными. Но в планах - присоединение Башпромбанка к банку Уралсиб. Поэтому в статусе региональных банков можно будет назвать уже только четыре: это Уралкапиталбанк, Башкомснаббанк, Промтрансбанк, Социнвестбанк.

    По итогам на конец года за прошедший 2016 год в РБ 11 банков прекратили работу, у 5 из них была отозвана лицензия.

    В 2016 году наблюдалось уменьшение объемов выдачи кредитов реальному сектору экономики, несмотря на то, что правительство Башкортостана указывало на необходимость увеличивать инвестиционную активность предприятий. Так, произошло уменьшение на 2,3% кредитов для индивидуальных предприятий и юридических лиц (в сравнении с 2015 г.). Объем кредитов упал до 457 млрд руб. Почти на 11% уменьшился остаток по задолженности - на 1 января текущего года этот показатель был равен 357,1 млрд руб. Еще ранее, в 2015 году объем кредитования тоже снизился, следовательно, сравнение происходило с итак невысокими базовыми показателями.

    Что касается сельского хозяйства - здесь объемы выданных кредитов несколько выросли - в 1,4 раза больше, чем за 2015 г (было выдано более 20 млрд рублей) . Основная сфера кредитования - программы господдержки.

    В сфере строительства ситуация аналогичная - наблюдался некоторый рост кредитования - в 2016 г показатель составил 21,4 млрд руб., а это в 1,5 раза превосходит значение 2015 года. Задолженность же строителей на начало 2017 г составляла 11,5 млрд руб (снижение на 19,2 % по сравнению с 2016 г)

    Объем просроченной задолженности строительного комплекса составил 1,0 млрд руб., (увеличение в 1,7 раза к 2015 г).

    В 2017 году прогнозируется повышение доступности кредитов по ипотеке, продолжение действия государственных жилищных программ, а это в свою очередь благоприятно скажется на факторах влияния на материальную финансовую поддержку организаций строительства и всей строительной сферы. Также кредиты получат первые заемщики, у которых заканчивается накопительный период - это участники программы жилстройсбережений.

    По субъектам среднего и малого предпринимательства Башкортостана объем кредитования в 2016 г показал тенденцию к снижению - упал на 5,8% к 2016 году (значение равно 91,1 млрд руб), а остаток задолженности увеличился на 58,4 % (значение равно 117,7 млрд руб). Предприятия и организации малого бизнеса в 2016 году в основном реструктуризировали свои кредиты.

    Просрочка кредитов, выданных юрлицам и ИП на начало 2017 г составила 2,4% , т.е. показала рост на 0,3%. А по физлицам напротив, наблюдается снижение на 2,3% (значение равно 25 млрд руб)

    Поведение банков характеризуется большей предусмотрительностью в оценке положения дел у заемщиков, а они сами предпочитают скорее сберегать, чем занимать.

    Населением Башкортостана в 2016 году освоено кредитов в банках на сумму 177 млрд рублей (из которых 43 млрд по ипотеке), это на 29% больше, аналогичного показателя 2015 г. На начало года остаток задолженности населения по кредитам составлял более 280 млрд рублей.

    Вклады населения за 2016 год выросли на 10%, это составило 337 млрд рублей. А вклады в различных валютах иностранных государств составляли 12% от общего объема вложений населения в банках.

    Планируется, что в текущем 2017 г. в республике объем поддержки малого бизнеса составит 350 млн. рублей. Для сравнения - в 2016 году это было 302,5 млн.руб. Такая финансовая поддержка дала выход более 7 млрд годового объема выручки и сохранила 2000 рабочих мест.

    Для малого бизнеса льготные условия действуют на кредиты до 3000000 руб. Обеспечивает такое микрофинансирование работа десяти офисов «Башкирской микрокредитной компании». Это дает возможность получить поддержку доступным способом на уровне муниципалитета. Деятельность этой компании охватывает и Зауралье, и северо-восток Башкортостана.

    В ушедшем 2016 году в целях развития товарного производства начали выдавать займы до 3 лет и 3 млн руб для поддержки бизнес-инициатив, что дало рост микрокредитования малого бизнеса в сельском хозяйстве на 71% процент и производства - на 45%.

    На северо-востоке Башкортостана и в Зауралье такие кредиты имеют большое значение - в 2016 г Зауралье получило кредиты на сумму 61 млн.руб (план - 60 млн.руб), Северо-восток - 42,5 млн.руб (при плане - 30 млн.руб). Это 99 предпринимателей малого и среднего бизнеса, которые составили 41,4% от общего количества клиентов по республике. В этих районах за 2016 год малый бизнес получил 103,5 млн.рублей микрофинансовой поддержки (на уровне 2015 года), это 34,2% от всего объема по республике.

    Кредитование бизнеса в республике Башкортостан с начала 2017 года выросло на 0,3%. К началу марта общая сумма задолженности была около 358,2 млрд.руб. По сравнению с тем же промежутком 2016 года кредитование юридических лиц и ИП снизилось на 11%.

    В целом по РФ кредитование снизилось с начала 2017 г на 0,7%, а за год на 7%. к концу февраля задолженность была около 28 трн. руб.

    По мнению экспертов, кредитование в 2017 г. может показать прирост.

    В 2016 г. из-за неблагоприятных тенденций на рынке - уменьшении выдач, структуре портфеля, наблюдалось значительное расслоение рассматриваемого сегмента. Так, крупные банки из числа тридцатки лучших по активам начали увеличивать объемы выдач, а остальные были вынуждены сворачивать финансирование малого и среднего бизнеса.

    В результате этих веяний совокупные выдачи кредитов крупными банками выросли в 2016 г. на 19%, а у небольших и средних банков снизились на 22%. Аналитики предполагают в текущем 2017 году преодоление рынком спада. По их исследованиям, он может показать прирост кредитного портфеля малого и среднего бизнеса на 5%.

    Что мы видим на сегодняшний день? Высокие требования к маленьким организациям, которые платят хорошие налоги, и вообще являются платежеспособными кредитозаемщиками. Именно по этой причине, такую отрасль банковского дела как кредитование МСБ нужно и важно развивать впредь, облегчать условия кредитования, упрощать процесс получения займов, и тогда государство будет получать стабильную прибыль с налогов, а банки - процент с операций и вклада в оборотные средства.

    Список литературы

    1. Авагян Г. Л. Деньги, кредит, банки: Учебное пособие / Г.Л. Авагян, Т.М. Ханина, Т.П. Носова. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2011. - 416 с.
    2. Галлямова, Т.Р. Приоритетные направления совершенствования организации внутрихозяйственного аудита [Текст] / Т. Р. Галлямова //Достижения аграрной науки - производству: материалы 110 науч.-практ. конф. преподавателей, сотр. и аспирантов ун-та, 26-28 января 2004 г. / Башкирский ГАУ. – Уфа, 2004. - Аграрная экономика. - С. 184-190.
    3. Галлямова, Т.Р. Налоговый контроль как один из факторов финансовой безопасности государства [Текст] / Т. Р. Галлямова // Профессия бухгалтера - важнейший инструмент эффективного управления сельскохозяйственным производством // Сборник научных трудов по материалам III Международной научно-практической конференции, посвященной памяти профессора В.П. Петрова. – Казань, 2015. – с. 25-29.
    4. Галлямова, Т.Р. Стандартизация и методические аспекты управленческого аудита в сельскохозяйственных организациях [Текст]: монография / Т. Р. Галлямова. – Башкир. гос. аграр. ун-т. Уфа, 2014. – 43 с.
    5. Звонова Е. А. Деньги, кредит, банки: Учебник / Е.А. Звонова, М.Ю. Богачева, А.И. Болвачев; Под ред. Е.А. Звоновой; Рос. эконом. акад. им. Г.В. Плеханова. - М.: НИЦ Инфра-М, 2012. - 592 с
    6. Ихсанова, Г.Р., Галлямова, Т.Р. Кредитные карты США – возникновение и развитие [Текст] / Г.Р. Ихсанова, Т.Р. Галлямова / Актуальные вопросы бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита: теория и практика / Уфа: Издательство Башкирского ГАУ, 2009.– С. 32-36.
    7. Сагадеева Э.Ф. Анализ рынка банковских услуг региона [Текст] / Д. Д. Лобастова, Э. Ф. Сагадеева, З. А. Залилова // Состояние и перспективы увеличения производства высококачественной продукции сельского хозяйства: Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Уфа, 2016. - С. 152-154.
    8. Сагадеева Э.Ф., Бакирова Л.Р. Применение экономико-математических методов при расчете оптимального потребительского кредитования [Электронный ресурс] / Э.Ф. Сагадеева, Л.Р.. - 2015.- № 30. – Режим доступа: http://сайт/article/2940/pdf
    9. Сагадеева, Э. Ф. Выполнение актуарных расчетов с использованием коммутационных чисел с применением ЭВМ [Текст] / Э. Ф. Сагадеева, Р. Р. Бакирова // Потребительская кооперация и отрасли экономики Башкортостана: инновационные аспекты развития: сборник научных трудов / Российский университет кооперации, Башкирский кооперативный институт (филиал). - Уфа, 2008. - [Вып.10]. - С. 132-138.
    10. Чернецов С. А. Деньги, кредит, банки: учеб. пособие / С.А. Чернецов; Московский городской университет управления Правительства Москвы. - М.: Магистр, 2009. - 494 с.
    11. Sagadeeva E.F. Automation of calculation of lease payments [Текст] / E.F. Sagadeeva, I. M. Mikhaylovskaya. Информационные технологии. Проблемы и решения. - 2016. - № 1 (3). - С. 52-56.
    12. Sagadeeva E.F. Indicators for technical analysis and calculation [Текст] / E. F. Sagadeeva, I. M. Mikhaylovskaya. // Информационные технологии. Проблемы и решения. - 2016. - № 1 (3). - С. 144-149.