Формы финансирования дошкольных образовательных организаций приняты. Финансирования дошкольных образовательных учреждений

Сведения Всемирного Банка красноречивы: в экономически развитых странах не ослабляется, а совершенствуется финансирование школьного образования – в Штатах этот показатель равен 67%, в Германии – 70%, а в высокотехнологичной и успешной экономически Японии – без малого 90%. При этом, в той же Германии, хоть государство и обеспечивает всех желающих местами в ДОУ, сами учреждения не относятся даже к сфере образования. Детские сады у них – это сфера услуг, не обязательные для посещения сады пользуются не сверхактивным спросом. Там чуть больше 30% посещают ДОУ, и часто выбор падает на частные сады.

В Российской Федерации ситуация иная: невостребованных мест в ДОУ фактически нет. Ребенок едва успевает родиться, как родитель спешит поставить его на очередь в д/с (детский сад), чтобы успеть если не в ясли, так хоть в младшую группу. Помимо государственных ДОУ есть частные, и для многих мам и пап это хорошая альтернатива – долгих очередей там нет.

Но все же для большинства мам и пап частный детский сад будет непосильной тратой. Нередко заходят разговоры о реформировании системы, об увеличении родительской платы в государственном детском саду, за счет чего повышалось бы количество предоставляемых мест. Но чтобы понимать, возможно это или нет, нужно вникнуть в том, как сегодня происходит финансирование дошкольного образовательного учреждения .

СОХРАНИТЕ ЭТО СЕБЕ, ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬ:

В журналах «Справочник руководителя дошкольного учреждения» и «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» опубликованы важные материалы для руководителей ДОУ:

1. Как создать систему внутреннего финансового контроля, которая сэкономит ресурсы 2. Как применять коуч-технологию в работе с воспитателями. Тематический план на год

Законодательная сторона

Дошкольным учреждением в РФ называется тип ОУ, реализующего образовательную программу ДО разной направленности. ДОУ должно обеспечить воспитание, а еще обучение, кроме того, присмотр и уход, оздоровление дошкольников (2 мес.-7 лет)

Так, ДОУ подразделяются на:

  • д/с общеразвивающий с приоритетным статусом одного/нескольких векторов развития дошкольников;
  • д/с компенсирующего вида с приоритетным статусом в коррекционной работе относительно отдельных нарушений дошкольников;
  • д/с оздоровления и присмотра с приоритетным статусом санитарно-гигиенического, а также оздоровительных мер;
  • комбинированный д/с;
  • ЦРР (центры развития ребенка) – эти ДОУ нацелены на гармоничное физическое, психическое развитие, а также на оздоровление дошкольников.

Денсредства, полученные из госбюджета – это базовый источник денежных расходов на всю систему образования. Необходимость такого финансирования сопряжена с характеристиками образовательных услуг, выступающими как общественный товар. Кроме того, государство учитывает и задачи этих услуг для социально-экономических перспектив России. При этом бюджетные суммы не назначаются исключительно из практических критериев. Всякое госрегулирование – это изначальное определение госзаказа, что обеспечивается из бюджета, а также определение социальных нормативов.

Закон определяет, что для образовательной системы госзаказ подразумевает: количество контингентов воспитанников, гособрстандарт и норматив госфинансирования.

Уровни бюджетов

Финансирование ДОУ разделяют по бюджетным уровням. Так, у федерального уровня можно выделить три вектора отчисляемых денсредств – это содержание федеральных д/с, это реализация непосредственно федеральных программ и, наконец, образовательные субвенции регионам с запросам на финподдержку.

Муниципальный, а также региональный уровни рассматриваются как равные федеральному, в их рамках предусматриваются отчисления на содержание д/с местного ведения и реализационные этапы своих программ. Если финансирование детских садов складывается из нескольких бюджетов, то говорят о многоуровневом финансировании. Следует различать многоуровневое финансирование и многоканальное, последнее предполагает и немалое включение внебюджетных поступлений.

Процентное соотношение затрат на образовательную сферу в РФ

  • достаточный компонент затрат на д/ш образование – 27%;
  • невысокий компонент на обязательное – 50%;
  • общее, академическое образование – 38%;
  • профессиональное – 12%.

Основные источники финансирования ДОУ – это поступления из госбюджета и родительская ежемесячная плата. Современный руководитель д/с должен быть управленцем не только педпроцесса, но и эффективным менеджером. Он, если мы говорим о новых условиях, должен сочетать государственный аспект финансирования и развития разной хоздеятельности ДОУ, выполнение платных услуг, а также исполнение тех же услуг по договорной системе с организациями. Он должен развивать самостоятельность педколлектива ДОУ по отношению к поиску ответов на вопросы соцразвития.

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно! Учебная программа: Финансово-экономическая деятельность (программа повышения квалификации, 120 часов) . За прохождение - диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Правила бюджетного финансирования

Они строгие и четко регламентированные. Таких правил семь.

Каждый руководитель ДОУ должен знать, что:

1.Определять нормативы финансирования дошкольного образовательного учреждения должны отделы образования, это их сфера ответственности.

2. В обязанностях органов образования организовать ДОУ уровень госфинансирования ресурсов, являющийся государственным гарантом. Речь идет о тех ресурсах, что нужны для функционирования д/с.

3.Органы образования не вправе создавать любого рода централизованные фонды за счет денсредств, что принадлежат ДОУ.

4. Ресурсы, получаемые д/с, пребывают в полном его ведении.

5. Госфинансирование ДОУ не прекращается на протяжении всего календарного года.

6. Те денсредства, что оказались неосвоенными за год, не уходят с баланса ДОУ, далее они могут использоваться учреждением согласно назначению.

7. Не вправе органы высшего порядка изымать у ДОУ средства, что не использованы за год. Они не имеют права зачислять эти денсредства при начислении сумм бюджетного финансирования на будущий год. Это значит, что если на балансе ДОУ есть неосвоенная сумма, включить ее в бюджет нового календарного года органы образования не могут ни при каких обстоятельствах, и программ экономии средств (или названных по-другому, но такими же по сути) не существует.

Смета расходов ДОУ

Для грамотного осуществления экономической деятельности, заведующий д/с должен знать, как грамотно составить смету расходов ДОУ, как вести расчет денсредств по конкретным статьям расходов.

Что есть смета? Это документ, который определяет следующие параметры: объем, целевое назначение, а также поквартальное распределение денсредств, что определяются на содержание ДОУ. Смета, касающаяся д/с, составлена по статьям расходов, относимых к бюджетной классификации.

Статьи сметы

Пояснение

Расходы на зарплату

Речь идет об асссигнованиях на выплату зарплаты сотрудникам (педсостав, медсостав, административный состав, технический или оббслуживающий). Объем отчислений определяют сообразно штатного расписания и зафиксированных ставок зарплаты. Каждый работник проходит тарификацию (тарификационный перечень прилагают к смете).

Начисления на выплаты по зарплате

Взносы, зафиксированные законодательно.

Иная закупка товаров и/или услуг, направленных на обеспечение госнужд

Здесь могут быть особыми пунктами расходы на:

  • покупку обмундирования, мягкого инвентаря;
  • капитальный ремонт;
  • питание;
  • нужды учебного характера;
  • хозяйственно-канцелярские нужды;
  • командировки (служебные).

Смета обязательно составляется и по внебюджетным денсредствам.

О бюджетной реформе в РФ

Бюджетная реформа в РФ нацелена на рост эффективности услуг в ДОУ в нестабильном внешнем контексте, и реализуется она при сохранении расходов госфинансирования ОУ. Но при этом неучтенной оказывается специфика непрерывности процесса образования и присмотра за воспитанников, которая есть в ДОУ.

Так, аналитики отмечают, что однотипные д/с, работающие в одинаковых условиях, финансируются из госбюджета по определенным дифференцированным нормативам. Это значит, что механизм финансирования сохраняется нежелательные субъективные признаки, когда рассматривается четкое и строгое распределение отчислений из госбюджета.

Потому акцент сегодня делается на возможности ДОУ привлекать внебюджетные источники финансирования детских садов , на снижении внутренних издержек ОУ. Представительства госвласти, а также органы местной власти должны оптимизировать структуру и состав расходных пунктов бюджета на содержание д/с. Так, специалисты говорят о неэффективности установившегося механизма денежного обеспечения ДОУ, о его низкой результативности. Они отмечают, что сложившаяся система не может позволить д/с достигнуть высокой эффективности расхода средств.

О подушевом финансировании

Отдельная тема – подушевое финансирование детских садов . На высшем уровне сегодня говорится о теоретизации и формальном характере этой системы. Отмечается, что это приводит к сниженным показателям эффективности мер госполитики.

При этом нормативное подушевое финансирование детских образовательных учреждений (НПФ) – это относительно новая мера. Основной принцип НПФ – деньги идут за ребенком. ДОУ получает финансирование по государственному/муниципальному заданию на обучение каждого ребенка по общему числу детей. Чем больше воспитанников в д/с, тем больше финансов ему выделят.

Предполагалось, что подушевое финансирование автоматически обяжет педагогическое коллективы эффективнее трудиться, привлекать больше воспитанников, получая вследствие этого большую субвенцию для реализации гособрстандарта.

Но специалисты, успев оценить такой теоретически перспективный способ финансирования, уже отметили в нем несколько недостатков. Они говорят о необходимости гибкой системы финансирования согласно НПФ, если гибкости нет, то состояние госбюджета только ухудшится. Отмечают они и отсутствие прямой корреляции между увеличением госфинансирования организаций и самой системой НПФ. Также отмечается, что руководство детского сада не может оперативно решать текущие проблемы финансирования именно из-за подушевой, весьма формальной системы.

Не стоит умалчивать и то, что НПФ критикуют сами педагоги. В частности, этот механизм призван уменьшить расходы из бюджета, но нагрузка на ДОУ возрастает, качество образования ухудшается, создавать профильные группы становится труднее.

О внебюджетных поступлениях

Проблемы финансирования дошкольных образовательных учреждений и в том, что все больше руководящие структуры говорят о привлечении (и немалом) внебюджетных средств. И из рекомендаций это приобретает совсем иной характер: ДОУ должны выполнять план по поступлению внебюджетных средств.

Для успешного осуществления таких планов в идеале ДОУ должны руководить не просто педагоги, а люди с серьезным экономическим образованием. Но возможно ли за быстрый срок переучить весь руководящий состав, дать им действительно актуальные знания и навыки? Процесс не быстрый, а план по поступлению внебюджетных источников контролирующие структуры требуют уже сейчас.

В контексте экономической нестабильности ДОУ очевидно недостаточно госфинансирования и родительской ежемесячной платы. Потому все сады предполагают привлечение сторонних, внебюджетных денсредств, нацеленных на постоянное развитие д/с, на самосовершенствование педсостава, на создание потенциальных внебюджетных фондов.

К внебюджетным источникам финансирования ДОУ относят:

  • платные образовательные услуги;
  • спонсорскую денежную помощь;
  • добровольного характера перечисления на счет сада от организаций и граждан;
  • денсредства, заработанные на аренде помещений сада;
  • денсредства, полученные от продажи продукции подсобного хозяйства и т.д.;
  • внебюджетные денсредства местных структур власти.

На практике можно увидеть, что внебюджетный фонд ДОУ создается приоритетно именно за счет реализации платных услуг. Цель оказания ПУ – это реализации потребности граждан в расширенном образовании.

Схема оказания ПУ

Так как этот пункт крайне значим в финансировании работы ДОУ, на нем стоит остановиться подробнее. Сторонним лицам может показаться, что желание д/с заработать на своих услугах – это прихоть руководства, коммерционализация образования и т.д. Но детский сад в этом отношении – исполнитель госзаказа. Ему доводят план по платным услугам, сад получает предписания и рекомендации с пометкой «к исполнению». Не стоит пессимистично говорить о том, что ДОУ – всего лишь заложник ситуации, но, тем не менее, он вынужден подчиняться этой схеме, которая хоть и направлена на модернизацию образовательной системы, еще далека от совершенства.

Порядок оказания ПУ выглядит так:

  • Сначала сотрудники сада изучают спрос населения на допуслуги ДОУ.
  • Затем заведующий д/с сада разрабатывает Положение о ПУ.
  • В плановую группу муниципального отдела образования руководство ДОУ предоставляет информацию о детях, которые могут получать ПУ, о количестве часов, размере оплаты, рассчитанной по результатам маркетингового исследования.
  • Основываясь на этих данных, специалисты занимаются калькуляцией услуг.
  • Каждый платный кружок должен иметь программу, а также учебный план.
  • С родителями, выступающими заказчиками ПУ, заключаются договоры. Согласно им они ежемесячно производят оплату в банк. Излишние начисления идут в учет следующего платежа.

Так, оптимальное финансирование ДОУ может быть за счет представления ему вариантного маневрирования финресурсами для организации самого эффективного их применения.

Как финансируются частые д/с

Организация деятельности частного ДОУ имеет серьезные отличия от государственного ДОУ по части финансирования. В частном д/с лишь один постоянный финансовый источник – это родительская плата. Но высокий ее размер тормозит открытие новых частных ДОУ, которые могли бы решить проблему нехватки мест в государственных садах.

И решать эта проблема может так:

  • финансирование частных детских садов с привлечение госсредств в размере норматива, который определен для муниципальных ДОУ;
  • компенсация доли родительской платы за содержание воспитанников в частных ДОУ.

Чтобы поддержать развитие частной сферы ДОУ, нужно принимать решения на региональном и федеральном уровнях. Есть не одна программа оптимизации, которая расписывает четкие алгоритмы улучшения ситуации. Но единой реформы, единого государственного регулирования этого вопроса пока нет. Послабления в получении лицензии, налоговые льготы и другие мероприятия – это только отдельные пункты одной общей схемы, которая должна навести четкий порядок в частном дошкольном образовании.

Компенсации родителям

Многим женщинам в РФ приходится продолжать сидеть с ребенком дома, так как мест в государственном саду нет, а в частный идти – нет финансовой возможности. Вопрос компенсации рассматривается местными властями: в некоторых регионах женщины, которые оказались в такой ситуации, получают небольшую денежную компенсацию за нехватку мест в детском саду.

И хоть была выдвинута инициатива о поправках к Закону «Об образовании», которая четко бы регулировала вопрос компенсаций, возможные поправки Госдума отклонила. Предполагалось, что семьи, где детям отказано в получении места в детском саду из-за их нехватки, получали бы ежемесячно 5 тысяч рублей. Но на федеральном уровне этот вопрос поддержки не нашел.

Некоторые специалисты уверяют, что стратегии развития образования дошкольного и его финансового обеспечения должны учитывать опыт западных систем. Предлагают аналитики поднять объем бюджетных поступлений, придать ему статус первоочередного, а также настаивают специалисты на пересмотре структуризации расходов в образовательной отрасли в целом, глядя на опыт и эффективный подход к этому вопросу развитых стран.

В условиях нестабильной экономики происходит сокращение финансирования дошкольных образовательных учреждений, что крайне не желательно, так как система образования представляет собой наиболее значимую социальную отрасль национальной экономики России.

Финансирование дошкольных образовательных учреждений является острой проблемой для всей системы образования. Во многих детсадах условия содержания детей нуждаются в совершенствовании по многим направлениям это и материально-техническая база и организация питания.

Актуальность исследования обусловлена тем, что модернизация дошкольных организаций взаимозависима от изменений бюджетного законодательства Российской Федерации, которые повышают самостоятельность в принятии решений для руководителя дошкольной организации, как в педагогической, так и финансовой деятельности.

В настоящее время в Российской Федерации совершенствование и финансовое обеспечение дошкольного образования представляет собой одно из первоочередных задач государственной политики в сфере образования .

Бюджетная реформа в России, которая направлена на повышение эффективности услуг дошкольного образования в условиях нестабильности осуществляется в условиях сохранения расходов бюджетов на финансирование образования, но в данном случае специфика услуг дошкольного образования, которая непосредственно связана с непрерывностью образовательного процесса и присмотра за ребенком, не учитывается.

Стоит отметить, что однотипные детские сады, которые работают в одних и тех же условиях, финансируются из бюджета в зависимости от установленных дифференцированных нормативов, то есть механизм финансового обеспечения оказываемых ими государственных услуг сохраняет субъективные признаки при распределении бюджетных ассигнований .

В данном случае объективной необходимостью служит создание определенных условий и необходимых стимулов: с точки зрения учреждений дошкольного образования

– к привлечению внебюджетных источников финансового обеспечения и уменьшению внутренних издержек детского сада; для органов госвласти и местного самоуправления – к оптимизации структуры и состава расходов бюджета на содержание дошкольного учреждения и непосредственно форм предоставления бюджетных ассигнований.

Стоит отметить, что установившийся механизм финансового обеспечения дошкольного образования на сегодняшний день не эффективен и отличается низкой результативностью; нет ориентации на достижение высокой эффективности расходов бюджета не только форм, но и методов предоставления бюджетных средств на оказание услуг в сфере дошкольного образования.

Вместе с тем, основными недостатками финансирования дошкольного образования выступают :

Несвоевременность и несовершенство законодательства финансирования государственных заданий,

Теоретический и формальный характер применения основных принципов нормативно-подушевого финансирования, что непосредственно ведет к снижению эффективности мер государственной политики, которые направлены не только на развитие, но и на повышение качества дошкольного образования.

Российская Федерация в соответствии со статьей 7 Конституции является государством, политика которого в первую очередь сконцентрирована на создании условий, которые должны обеспечить достойную жизнь человека . За последние пять лет в корне изменилось законодательство РФ, которое направлено на совершенствование правового статуса государственных и муниципальных учреждений. Результатом изменений явилась фундаментальная реформа системы финансового обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг: государство отказалось от сметного финансирования и произошел переход на субсидирование госучреждений, что позволило снизить ограничения в управлении учреждений и увеличить их самостоятельность в распоряжении материальными и денежными ресурсами.

На перспективу до 2018 года совершенствование механизмов по регулированию деятельности бюджетных учреждений с целью повышения результативности, ответственности и прозрачности управления финансами является основополагающим условием повышения не только уровня, но и качества жизни населения, а также устойчивого экономического роста . В связи с чем решение проблем исполнения финансовых обязательств дошкольных учреждений, механизмов бюджетного финансирования их деятельности в условиях нестабильности выступает одним из главных условий социально-экономического развития России.

Стоит отметить, что средства бюджета выступают основным источником финансирования расходов на образование практически во всех странах мира, в том числе и в России . Необходимость бюджетного финансирования дошкольных учреждений обусловлена не только ролью в социально-экономическом развитии государства, но и свойствами образовательных услуг как общественного товара. Тем не менее размер бюджетных ассигнований нельзя определять исходя только из требований практики.

Здесь, процесс государственного регулирования выступает в качестве установления государственного заказа, который подлежит бюджетному обеспечению, и соблюдение социальных нормативов, как в натуральном, так и в денежном исчислении.

В соответствии с российским законодательством установлено, что в системе образования государственный заказ соответственно включает следующие параметры: количество детей, образовательный госстандарт, основные нормативы бюджетного финансирования.

Стоит отметить, что законом «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) (ст.65.5) утверждена норма о компенсации части родительской платы за содержание ребенка в дошкольном учреждении: на первого ребенка 20% от размера фактической родительской платы, на второго ребенка 50%, на третьего ребенка и последующих детей 70 % .

Здесь стоит учитывать, что финансирование расходов, связанных с предоставлением компенсации это расходное обязательство субъектов Российской Федерации . Государство обеспечивает софинансирование отраженных выше расходов путем предоставления бюджетам субъектов субсидий, определяемых с учетом среднего сложившегося в этом субъекте размера фактической родительской платы в детском саду.

Стоит отметить, что в условиях нестабильной экономики происходит сокращение бюджетного финансирования дошкольных учреждений, на сегодняшний день оно не позволяет покрыть расходы по затратам не только на текущее содержание учреждения, но и капитальные расходы.

Следовательно, с целью обеспечения финансовой стабильности дошкольного образования необходимо пересмотреть нормативы бюджетного финансирования детских садов с учетом не только вида и категории, но и последовательности и механизма дифференциации родительской платы.

Итак, основной проблемой финансирования дошкольных учреждений является нехватка средств бюджета на содержание и развитие дошкольного образования, что тормозит не только образовательный процесс РФ, но и снижает эффективность социального развития населения в целом, что оказывает негативное влияние на национальную экономику России.

Финансовое обеспечение дошкольных учреждений исполняется на базе утвержденных правительством нормативов, однако в настоящее время в условиях нестабильности эти нормативы не соблюдаются, так как финансирование образования напрямую зависит от бюджетных доходов.

Неэффективность и постоянное недофинансирование дошкольного образования способствует не только снижению материально-технического обеспечения детсадов, но и ведет к низкому уровню оплаты труда, что способствует росту текучести и потери квалифицированных кадров. Все это приводит к понижению качества не только дошкольного, но и образования в целом, способствует не только научно-техническому отставанию, но и росту социальной напряженности в обществе.

Стоит отметить, что финансирование дошкольного образования в связи с переходом на новую методику финансирования (среднедушевые нормы) в условиях нестабильной экономики резко сократилось с 55 845,1 тыс.руб. в 2014 году до 15 289,5 тыс.руб. в 2015 году (на 72,6%). Стоит отметить, что в перспективе в 2016 году дошкольное образование планируется профинансировать в размере 9 417, 8 тыс.руб.

Таким образом, необходимо выделить первостепенные задачи в области финансирования дошкольных учреждений:

Повысить объем бюджетных средств на финансирование детсадов, сделав его первоочередным.

Пересмотреть структуру расходов внутри всей отрасли «Образование», приумножив размер расходов на дошкольное образование по опыту развитых стран.

С повышением финансирования дошкольного образования повышается культурный и духовный уровень населения.

Список литературы

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016)

2. Абанкина И.В. Финансирование дошкольного образования: стратегия на повышение качества и ответственности/ Сборник материалов 1 ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2015 г.с.141-148.

3. Ивойлова И.В. Нормативно-подушевое финансирование – прозрачный бюджет/ Российская газета. – 08.02. 2016 г.

4. Поляк Г.Б. Государственные и муниципальные финансы. 4-е изд., перераб. и доп. Учебник. - М.: ЮНИТИ, 2016. - 391 c.

5. Ракитина И.С. Государственные и муниципальные финансы. учебник и практикум для академического бакалавриата / И.С. Ракитина, Н.Н. Березина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 333 c.

6. Семенихин В.В. Бюджетное финансирование образовательных организаций. - 06.10.2015 г. 185 с.

7. Соловьев И.Н. Государственные финансы: уголовно-правовая защита: Учебное пособие. - М.: Проспект, 2016. - 240 c.

образовательных учреждений и пути их решения

Образовательное учреждение – это учреждение, которое осуществляет образовательный процесс, т.е. реализует одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивает содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными и негосударственными. В настоящее время, по данным Министерства общего и профессионального образования России, сеть образовательных учреждений страны составляет 162,6 тыс. учреждений и подразделяется на государственные - 6,8 тыс. (4,2%), муниципальные - 147,3 тыс. (90,6%), негосударственные - 8,5 тыс. (5,2%), в которых каждый третий гражданин России учится, воспитывается, проходит переподготовку или повышает свою квалификацию.

Гражданский кодекс Российской Федерации относит образовательные учреждения к некоммерческим организациям. Поэтому в их наименованиях должно содержаться указание о характере образовательной деятельности. В зависимости от реализуемой образовательной программы создаются следующие типы образовательных учреждений:

а) дошкольные;

б) общеобразовательные, включающие в себя три ступени: начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

в) начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования;

г) дополнительного образования взрослых;

д) дополнительного образования детей;

е) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

ж) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

з) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Видовые наименования учреждений определяются в соответствии с уровнями реализуемых образовательных программ и направлениями деятельности. Так, дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного учреждения, реализующего образовательные программы дошкольного образования различной направленности. В нем обеспечивается воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. В соответствии с этим дошкольные образовательные учреждения делятся на следующие виды: детский сад; детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.); детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психологическом развитии воспитанников; детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур; детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании); центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекция и оздоровления всех воспитанников.

Средства бюджета служат основным источником финансовых расходов на образование во многих странах мира, включая Россию. Необходимость бюджетного финансирования сферы образования обусловлена, в первую очередь, свойствами образовательных услуг как общественного товара, их ролью в социально-экономическом развитии стран. Однако суммы бюджетных ассигнований не могут определяться только исходя из требований практики. Процесс любого государственного регулирования представляет собой установление государственного заказа, подлежащего бюджетному обеспечению, и социальных нормативов, выраженных как в натуральном, так и в денежном исчислении. Законом определено, что для системы образования государственный заказ должен включать такие параметры, как количество контингентов обучаемых, государственный образовательный стандарт, норматив бюджетного финансирования.

Прежде всего, следует отметить, что существующую в настоящее время структуру финансовых потоков на содержание учреждений образования классифицируют по уровням бюджетов. Федеральный уровень включает в себя три направления выделения средств: на содержание учреждений федерального ведения; на реализацию федеральных программ; на образовательные субвенции в рамках трансфертов регионам, нуждающимся в финансовой поддержке. Региональный и муниципальный уровни аналогичны федеральному и предусматривают ассигнования на содержание учреждений местного ведения и реализацию собственных программ. В тех случаях, когда финансирование учреждений или мероприятий осуществляется из бюджетов разных уровней, применяется термин «многоуровневое финансирование». Употребляемое понятие «многоканальное финансирование» означает, что источниками поступления финансовых ресурсов являются не только бюджетные ассигнования разных уровней, но и широкий спектр внебюджетных средств.

Финансовое обеспечение - это составная часть стратегии управления отраслью. При разработке этой проблемы возникает необходимость решения нескольких задач: выбора приоритетных направлений развития; выявления и использования новых источников финансирования; создания организационных и экономических механизмов рационального использования имеющихся ресурсов; обоснованного распределения полномочий по распоряжению средствами. Задача выбора приоритетных направлений развития образования, которые необходимо обеспечить финансовыми ресурсами, на федеральном уровне заключается прежде всего в определении соотношения затрат на различные уровни образования.

По данным Всемирного Банка в промышленно развитых странах в настоящее время приоритетными являются расходы на обязательное школьное образование, доля затрат на которое в структуре расходов на образование составляет: в США - 67%, в Германии - 70%, во Франции -73%, в Великобритании - 74%, в Италии - 76%, в Японии - 89%. Доля расходов на высшее образование в перечисленных странах колеблется от 8% (Япония) до 27% (США) и 34% (Канада), на дошкольное образование - от 0,3% (Канада), где такие расходы финансируются за счет частных источников, до 11% (Франция).

В России структура затрат существенно отличается. Одна из отличительных черт государственного финансирования в нашей стране - высокая составляющая затрат на дошкольное образование - 27% и низкий удельный вес затрат на обязательное образование - всего 50%, причем на общее, академическое образование приходится лишь 38%, на профессиональное - 12%.

В настоящее время происходит постепенная передача ответственности за финансирование образования с федерального уровня на местный. В большей степени эти процессы затрагивают интересы учреждений профессионального образования, так как финансирование из центра мешает достижению гибкости и ориентации системы подготовки кадров на региональные и муниципальные рынки труда. Практически прекращено финансирование образовательных учреждений за счет средств предприятий и организаций. В начале 90-х годов всех уровней - федерального, региональных и муниципальных - расходы на образование составляли 84% от всех затрат, 16% обеспечивались за счет средств предприятий и организаций. На федеральном уровне существовала высокая степень централизации расходов (до 30%), поэтому Федеральный закон «Об образовании» предусматривал децентрализацию управления, предлагалось развитие регионального финансирования.

Система частного предпринимательства в образовании отражает общественную реакцию на новые тенденции в развитии государства. Рынок образовательных услуг призван удовлетворять не только государственный заказ, который обеспечивается бюджетными ассигнованиями, но и социальный заказ различных групп населения и предприятий. В процесс образования включаются как формирующийся класс предпринимателей, так и представители различных движений, национальных объединений, религиозных общин.

Стремление преобразовать систему образования в своих интересах побуждает их открывать альтернативные негосударственные учебные заведения и оказывать финансовую поддержку государственным учреждениям. В свою очередь и государственные учреждения вправе самостоятельно осуществлять выбор образовательных программ, предлагать широкий спектр образовательных услуг населению на платной основе. Таким образом, привлечение дополнительных источников на цели образования может осуществляться двумя путями.

1. Предпринимательской деятельностью самого образовательного учреждения.

2. Взаимодействием с юридическими и физическими лицами, способными осуществлять благотворительную деятельность в пользу образовательного учреждения (выступать спонсорами).

Ограничение бюджетного финансирования сформировало у образовательных учреждений устойчивую тенденцию к расширению границ своей рыночной деятельности. Увеличение внебюджетных источников обусловлено появлением экономической заинтересованности у учреждений, поскольку значительная часть из них направляется на заработную плату и улучшение условий труда. В соответствии с Федеральным законом РФ «Об образовании» платными могут быть только те образовательные услуги, которые не предусмотрены основными для данного учреждения программами, финансируемыми из бюджета, кроме дополнительных платных образовательных услуг, более свойственных учреждениям дошкольного, школьного и дополнительного образования.

Стабильным и долговременным внебюджетным источником финансирования может быть доход от сдачи в аренду свободных помещений. При этом необходимыми условиями для оформления арендных отношений должны быть надежность и платежеспособность арендатора, а также неухудшение условий для осуществления учебной деятельности.

Объем благотворительных средств спланировать невозможно. Он зависит от усилий всех участников образовательного процесса: трудового коллектива, родителей, общественности. Отличительная особенность этого источника в том, что благотворитель, а не благополучатель определяет порядок использования средств, тогда как доход от самостоятельной коммерческой деятельности учреждения используют по своему усмотрению.

Уместно вспомнить еще и о таком источнике финансирования, как средства международных организаций, передаваемые учреждениям образования как на безвозмездной основе (в виде благотворительности), так и на реализацию программ международного сотрудничества. При создании системы государственной поддержки международным проектам в области образования объем привлекаемых финансовых и иных ресурсов от зарубежных партнеров и фондов мог бы быть более существенным, нежели в настоящее время.

Держатель и распорядитель основной массы общественных фондов потребления - государство, которое определяет порядок движения и использования бюджетных средств. Законодательство предусматривает финансирование образовательных учреждений на основе государственных и местных нормативов и определяет, что каждое учреждение имеет статус субъекта финансово-хозяйственной деятельности.

В Федеральном законе РФ «Об образовании» от 10.07.1992г. №3266-1 указано, что образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, имеет самостоятельный расчетный счет, в том числе валютный в банковских и иных кредитных учреждениях. Финансовые и материальные средства используются им по своему усмотрению в соответствии с уставом. Неиспользованные в текущем году (квартале, месяце) финансовые средства не могут быть изъяты или зачтены учредителем в объем финансирования этого учреждения на следующий год (квартал, месяц).

В действительности нормативы финансирования отсутствуют. Использовать бюджетные средства по своему усмотрению учреждения не вправе из-за целевого финансирования по предметным статьям. Подавляющее большинство дошкольных учреждений самостоятельных счетов не имеет. К тому же, Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996г. №129-ФЗ предоставляет руководителю право в зависимости от объема учетной работы сделать выбор: создать бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером; ввести в штат должность бухгалтера; передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии или специализированной организации; вести бухгалтерский учет лично.

Какую бы учетную политику ни избрало государственной учреждение, его производственные и хозяйственные расходы покрываются за счет средств учредителя, доходов от собственной деятельности, иных внебюджетных источников.

Основные документы, регулирующие ответственность и права учредителя и образовательного учреждения, это договор о взаимоотношениях между ними и устав образовательного учреждения. В соответствии с Федеральным законом РФ «Об образовании» устав разрабатывается учреждением самостоятельно. Договор о взаимоотношениях образовательного учреждения с учредителем, определяющий порядок финансирования, управления образовательным учреждением и другие правовые аспекты, является двусторонним актом. При оформлении договорных отношений по разделению финансовых полномочий подробно излагаются обязанности сторон, права и ответственность, жестко регламентируются вопросы деятельности учреждения. Если обязанности предполагают требуемый объем и характер работы, права создают условия для их выполнения, то ответственность приводит к возможности применения санкций вышестоящих органов за ненадлежащее выполнение обязанностей. В договоре определяются виды образовательных программ (основных и дополнительных), которые будут профинансированы за счет бюджета и без согласия учредителя не могут быть изменены; устанавливаются минимальные нормы наполняемости для комплектования классов и групп, при снижении которых учредитель вправе уменьшить финансирование.

Учредитель берет на себя обязательства по финансированию учреждения в соответствии с утвержденной сметой расходов. Если учреждение не имеет самостоятельного расчетного счета, то учредитель обязуется осуществлять финансово-бухгалтерское обслуживание его деятельности через централизованную бухгалтерию. Важное место при финансировании отводится контролю. Учредитель обязан регулярно отслеживать соблюдение условий договора и анализировать итоги финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

Обязанности образовательного учреждения - своевременное представление учредителю программы развития; обоснований потребности в бюджетных средствах, а также объемов предполагаемого поступления внебюджетных источников финансирования; расходование бюджетных средств по целевому назначению и эффективное использование закрепленных за учреждением объектов собственности.

Такая регламентация позволяет образовательному учреждению в пределах выделенных средств на оплату труда самостоятельно устанавливать штатное расписание и структуру управления, осуществлять выплату надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера работникам; привлекать дополнительные источники финансирования и самостоятельно определять характер их направления. Поступление внебюджетных средств не является основанием для сокращения бюджетных. В случае невыполнения показателей деятельности и учебных планов, секвестирования бюджета, недофинансирования, нецелевого использования средств учредитель оставляет за собой право вносить изменения в объемы выделяемых ассигнований. При несоблюдении условий договора финансирование может быть приостановлено.

Важный вопрос - оптимизация бюджетных расходов и финансовая дисциплина. Сокращение и оптимизация расходов достигаются через конкурсное рассмотрение предложений о сотрудничестве в области коммунального обслуживания и закупок материальных ценностей. Целевой характер выделяемых ассигнований определяется кодом бюджетной классификации. Самостоятельное перераспределение средств между предметными статьями не допускается.

Нецелевым использованием бюджетных средств признаются:

а) направление средств на банковские депозиты, приобретение различных активов (валюты, ценных бумаг, иного имущества) с целью их последующей продажи;

б) осуществление взносов в уставный капитал другого юридического лица;

в) расходование (перечисление или создание кредиторской задолженности) средств при отсутствии оправдательных документов;

г) завышение объемов выполненных работ, расценок; выполнение работ, не предусмотренных утвержденной проектно-сметной документацией; направление средств на объекты (разработки), не включенные в адресные и целевые программы;

д) недостача материальных ценностей, приобретенных за счет средств бюджета;

е) расходование средств сверх норм, утвержденных в установленном порядке (норм возмещения командировочных расходов, норм на расходование бензина и т.п.);

ж) просроченная дебиторская задолженность по перечисленным авансам за поставку товарно-материальных ценностей и оказание услуг;

з) заключение договоров на работы, не предусмотренные в бюджете (смете расходов), ведущие к потере бюджетных средств или имущества, являющегося государственной или муниципальной собственностью.

Иными словами, под использованием средств не по целевому назначению следует понимать такое использование, которое не приводит к результатам, предусмотренным при их предоставлении, или приводит к этим результатам, но сопровождается не правомерными действиями ли событиями, неправомерность которых закрепляется в правовых актах, в заключаемых договорах или в решениях полномочных органов, определяющих целевой характер выделяемых из бюджета средств.

Переход к сбалансированному развитию отрасли в новых социально-экономических условиях сопряжен с преодолением кризисных явлений не только в сфере образования, но и в стране в целом. В первой половине 90-х годов на образование оказали серьезное влияние три фактора, лежавшие вне сферы его собственного влияния.

1. Воздействие макроэкономической среды, когда доля ВВП выделяемая на образование, сократилась с 7% в 1970г. до 4,4% в год.

2. Новые взаимоотношения бюджетов центра и регионов, в рамках которых были дестабилизированы источники финансирования системы: снижение государственных доходов в сочетании с передачей значительных бюджетно-налоговых функций регионам привели к уменьшению затрат на одного учащегося.

3. Быстрый моральный износ учебных программ.

Перед образованием возникли новые проблемы, среди которых важнейшие – снижение, недостаточность и нестабильность финансирования. Утверждение сметы расходов не означает реального перечисления средств на счет бюджетополучателя. В последние годы многими территориями финансирование образовательных учреждений осуществляется по так называемым лимитам. По другой терминологии, это называется «в соответствии с кассовым планом финансирования», который зачастую не выполняется из-за недопоступления доходов. Учреждения образования постоянно находятся под угрозой сокращения бюджетных ассигнований.

Более того, статьи расходов делятся на «защищенные» и «незащищенные». Первоочередному финансированию подлежат расходы по «защищенным» статьям. Их перечень ежегодно утверждается законодательством о бюджете. Как правила, к их числу относятся расходы на оплату труда и начисления на нее, на питание, на трансферты населению. Перечень таких статей в разных регионах может быть различным.

Таким образом, финансирование образовательных учреждений представляет собой комплекс мер, направленных как на совершенствование основной образовательной деятельности учреждений, так и на эффективное использование финансовых ресурсов. С помощью бюджетного финансирования обеспечивается реализация государственных социальных гарантий в сфере образования.

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

УЧРЕЖДЕНИЯ №29 «АЛЕНУШКА»

КАК ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ

Детские дошкольные учреждения финансируются за счет средств государственного бюджета, из фондов общественного потребления. На содержание существующей сети дошкольных учреждений и ее расширение государство ежегодно выделяет огромные денежные средства. Это является убедительным свидетельством заботы Коммунистической партии и Советского правительства о женщине-матери и воспитании детей.
В расходах на содержание детей в дошкольных учреждениях принимают долевое участие родители. Размер их платы определяется исходя из общей суммы заработка отца и матери (или лиц, их заменяющих). Многодетные родители, матери-одиночки, инвалиды Великой Отечественной войны пользуются льготами, установленными государством. Плата родителей составляет в среднем 15—20% общих расходов на содержание ребенка.
Потребность дошкольных учреждений в денежных средствах определяется на основе финансового плана, называемого сметой. Смета — государственный планово-финансовый документ, в котором определены размеры денежных ассигнований на содержание учреждения в течение календарного года. Расходы на содержание вновь открываемого учреждения исчисляются с момента его сдачи в эксплуатацию.
Смета составляется по форме, установленной Министерством финансов СССР, и утверждается вышестоящей организацией, которой подчинено данное дошкольное учреждение (отделом народного образования или ведомством). В ней учитываются все затраты и источники их покрытия (средства госбюджета и родителей). В основную смету не включаются расходы на проведение летне-оздоровительных мероприятий. Для этого составляется дополнительная смета.
Планирование расходов в смете осуществляется по статьям бюджетной классификации на основании государственных норм расхода по каждой статье, из расчета на одного ребенка в год. Определяющими являются производственные показатели, которые характеризуют объем деятельности дошкольного учреждения: контингент детей (ясельного и дошкольного возраста); количество групп, их наполняемость; длительность работы учреждения; плановое число дней пребывания в нем одного ребенка в течение года. Кроме того, указываются размеры и объем занимаемого помещения, расчеты на отопление, освещение, водоснабжение и др.
Смета включает все статьи расходов, предусмотренные на содержание дошкольного учреждения, в том числе на заработную плату, социальное страхование, канцелярские, учебные и хозяйственные расходы, питание детей, командировки и служебные разъезды, приобретение оборудования и инвентаря, капитальный ремонт зданий и сооружений. Заведующий дошкольным учреждением обязан обеспечить строгое соблюдение штатно-финансовой дисциплины при расходовании денежных средств в соответствии со сметой.
Финансовая деятельность дошкольных учреждений систематически контролируется контрольно-ревизионным управлением министерства финансов данной союзной республики и его органами на местах, а также вышестоящими организациями, в ведении которых они находятся.
Порядок комплектования дошкольного учреждения педагогическими, медицинскими кадрами и обслуживающим персоналом осуществляется на основе «Устава детского сада» и «Временного положения о дошкольном детском учреждении — яслях-саде» в соответствии с типовыми штатами.
Организатором и руководителем дошкольного учреждения является заведующий, который назначается приказом городского (районного) отдела народного образования или ведомства (по согласованию с органами народного образования).
В числе первых сотрудников нового дошкольного учреждения за один-два месяца до его открытия заведующий оформляет на работу завхоза и бухгалтера (в случае отсутствия централизованной бухгалтерии), составляет вместе с ними проект сметы на содержание учреждения и приступает к его оборудованию. За месяц до открытия учреждения заведующий через отдел народного образования подбирает кадры воспитателей.
В этот же период проводится оформление обслуживающего персонала: уборщиц-нянь, работников кухни, прачки и др. При приеме на работу каждый сотрудник знакомится с «Правилами внутреннего трудового распорядка для работников детских садов», «Инструкцией по организации охраны жизни и здоровья детей в детских садах и на детских площадках».
До открытия учреждения все работники, независимо от должности, занимаются его оборудованием и оформлением, готовясь к приему детей. В организационный период заведующий внимательно изучает деловые и личные качества каждого сотрудника, расставляет кадры, сочетая опытных воспитателей с начинающими. Знакомит работников с режимом работы детского сада.