Особенности создания казачьих обществ. Казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в российской федерации Казачье общество как правовое образование

СОВЕТ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ КАЗАЧЕСТВА

Особенности создания и деятельности казачьих обществ в Российской Федерации

I. Общие положения

В соответствии с законодательством Российской Федерации правовые основы деятельности казачьих обществ регулируются:

Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" ;

Федеральным законом от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества" ;

Федеральным законом от 3 декабря 2008 г. N 245-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной службе российского казачества" ;



Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1992 г. N 632 "О мерах по реализации Закона Российской Федерации "О реабилитации репрессированных народов" в отношении казачества" ;

Указом Президента Российской Федерации от 9 августа 1995 г. N 835 "О государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации" ;

Указом Президента Российской Федерации от 16 апреля 1996 г. N 563 "О порядке привлечения членов казачьих обществ к государственной и иной службе" ;

Указом Президента Российской Федерации от 16 апреля 1996 г. N 564 "Об экономических и иных льготах, предоставляемых казачьим обществам и их членам, взявшим на себя обязательства по несению государственной и иной службы" ;

Указом Президента Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 882 "Об утверждении Типового договора о несении государственной и иной службы членами казачьих обществ" ;

Указом Президента Российской Федерации от 24 апреля 1998 г. N 447 "О форме одежды, знаках различия, чинах и об удостоверении казака не проходящих военную службу членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации" ;

Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. N 849 "О полномочном представителе Президенте Российской Федерации в федеральном округе" ;

Указом Президента Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. N 249 "О совершенствовании деятельности по возрождению и развитию российского казачества" ;

Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2003 г. N 1096 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном вести государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации" ;

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2005 г. N 515 "О порядке присвоения главных чинов не проходящим военную службу членам казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации" ;

;

Концепцией государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества, утвержденной Президентом Российской Федерации 3 июля 2008 г.;

постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 г. N 212 "О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций" .

Согласно Федеральному закону от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества" (в редакции ) (далее - Федеральный закон "О государственной службе российского казачества") казачье общество - форма самоорганизации граждан Российской Федерации, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества в соответствии с федеральным законодательством (некоммерческая организация). Казачьи общества создаются в виде хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельных) и войсковых казачьих обществ, члены которых в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы. Казачьи общества подлежат внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.

Объединения казаков, деятельность которых основана на Федеральном законе от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Федеральный закон "Об общественных объединениях"), не вправе брать на себя обязательства по несению государственной или иной службы и они не могут быть внесены в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.

В настоящих рекомендациях рассматриваются особенности создания и деятельности казачьих обществ в Российской Федерации в соответствии с (с изменениями, внесенными федеральными законами от 3 декабря 2008 г. N 245-ФЗ и от 3 июня 2009 г. N 107-ФЗ).

II. Особенности создания и государственная регистрация казачьих обществ

Понятие "казачье общество" как самостоятельная организационно-правовая форма некоммерческой организации закреплено в законодательстве Российской Федерации в связи с . Казачье общество имеет достаточно сложный правовой статус, особенности и признаки, которые отличают его от общественных объединений и некоммерческих организаций.

Учитывая, что Федеральным законом "О государственной службе российского казачества" казачье общество выделяется как самостоятельная организационно-правовая форма, его положения, закрепляющие право российского казачества на несение государственной и иной службы, распространяются исключительно на казачьи общества. Отличительным признаком казачьих обществ является то, что члены казачьих обществ берут на себя обязательства по несению государственной или иной службы, уставы казачьих обществ утверждаются главами муниципальных образований, высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации и уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ранее уставы войсковых казачьих обществ утверждались Президентом Российской Федерации), казачьи общества включаются в отдельный государственный реестр.

Организации казаков, созданные в иных организационно-правовых формах, в том числе в форме общественных объединений, в соответствии с Федеральным законом "Об общественных объединениях" , не могут быть признаны казачьими обществами в соответствии с федеральными законами "О государственной службе российского казачества" и от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон "О некоммерческих организациях"), а их члены не вправе принимать на себя обязательства по несению государственной или иной службы в порядке, предусмотренном для российского казачества.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной службе российского казачества" войсковое казачье общество - казачье общество, которое создается (формируется) путем объединения окружных (отдельских) казачьих обществ и осуществляет свою деятельность на территориях двух и более субъектов Российской Федерации либо на территории одного субъекта Российской Федерации, который образован в результате объединения двух и более субъектов Российской Федерации.

До принятия решения о создании войскового казачьего общества на соответствующей территории должны быть созданы окружные (отдельские) казачьи общества, которые, в свою очередь, формируются путем объединения районных (юртовых) казачьих обществ и хуторских, станичных и городских казачьих обществ, не входящих в состав районных (юртовых) казачьих обществ. Районные (юртовые) казачьи общества создаются (формируются) путем объединения хуторских, станичных и городских казачьих обществ.

Положения пункта 5 статьи 13 должны применяться с учетом положений части 2 статьи 6 Федерального закона "О государственной службе российского казачества" , в частности, положения, согласно которому общее собрание (конференция) казачьего общества принимает устав, согласованный с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, который утверждается в установленном порядке. Поскольку согласно Федеральному закону "О государственной службе российского казачества" организационно-правовой формой казачьего общества является некоммерческая организация, государственная регистрация казачьих обществ осуществляется в соответствии со статьей 13_1 Федерального закона "О некоммерческих организациях" в территориальных органах Министерства юстиции Российской Федерации и согласно они подлежат внесению в государственной реестр казачьих обществ в Российской Федерации.

Учитывая положения пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О некоммерческих организациях" , казачье общество считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации в установленном законом порядке. В отличие от общественных объединений законодательством Российской Федерации о российском казачестве не предусмотрена возможность осуществления деятельности казачьих обществ действовать без государственной регистрации.

Согласно пункту 4 статьи 3 Федерального закона "О некоммерческих организациях" штампы и бланки казачьих обществ должны содержать наименование общества, печать - полное наименование на русском языке, а эмблема казачьего общества подлежит государственной регистрации. Использование на бланках казачьих обществ наименований органов государственной власти и органов местного самоуправления правовых оснований не имеет.

III. Учредительные документы казачьих обществ

В соответствии с пунктом 3 статьи 14 Федерального закона "О некоммерческих организациях" и со статьей 5 Федерального закона "О государственной службе российского казачества" в учредительных документах казачьего общества (уставе) должны содержаться следующие сведения:

наименование казачьего общества, с указанием на характер его деятельности и организационно-правовую форму;

местонахождение казачьего общества;

порядок управления деятельностью;

предмет и цели деятельности;

сведения о филиалах и представительствах;

права и обязанности членов казачьего общества, условия и порядок приема в члены казачьего общества и выхода из него;

источники формирования имущества казачьего общества;

порядок внесения изменений в учредительные документы казачьего общества (устав);

порядок использования имущества в случае ликвидации казачьего общества;

структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления казачьего общества, порядок принятия ими решений и выступления от имени казачьего общества;

иные положения, предусмотренные и иными федеральными законами.

Учредительные документы казачьего общества (устав) могут содержать и иные не противоречащие законодательству Российской Федерации положения.

Пунктом 2 статьи 14 Федерального закона "О некоммерческих организациях" установлено, что требования учредительных документов казачьего общества (устава) обязательны для исполнения самим казачьим обществом, его учредителями, участниками, членами.

Изменения в устав казачьего общества вносятся по решению его высшего представительного органа управления (казачьим кругом, войсковым казачьим кругом). Вступление таких изменений в силу осуществляется в том же порядке и в те же сроки, что и утверждение устава казачьего общества.

Устав казачьего общества согласно статье 6 Федерального закона "О государственной службе российского казачества" должен быть согласован с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (в зависимости от вида казачьего общества).

Кроме того, в соответствии с положениями Указа Президента Российской Федерации от 15 июня 1992 г. N 632 "О мерах по реализации Закона Российской Федерации "О реабилитации репрессированных народов" в отношении казачества " уставы окружных, войсковых и иных казачьих обществ, действующих на территориях нескольких республик в составе Российской Федерации, краев и областей, утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по взаимодействию с казачьими обществами по согласованию с соответствующими органами республик, краев и областей.

Обязательства членов казачьих обществ по несению государственной или иной службы отражаются в уставе казачьего общества по согласованию соответственно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Согласование устава в соответствии со сложившейся практикой оформляется документально.

IV. Внесение казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации

В настоящее время в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 485 "О внесении изменений в акты Президента Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений актов Президента Российской Федерации по вопросам российского казачества" и согласно Указу Президента Российской Федерации от 21 сентября 2003 г. N 1096 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном вести государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации" Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет ведение государственного реестра казачьих обществ в Российской Федерации.

Внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации подлежат хуторские, станичные, городские, районные (юртовые), окружные (отдельские) и войсковые казачьи общества, члены которых в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы.

Казачье общество для внесения в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный вести государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации или его территориальные органы документы, перечень которых предусмотрен статьей 6 Федерального закона "О государственной службе российского казачества" .

К числу таких документов, например, отнесены документы, содержащие сведения об общей численности членов казачьего общества, о численности (фиксированной) членов казачьего общества, принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы, и так далее.

Хуторское, станичное, городское, районное (юртовое) казачье общество при представлении данных сведений представляет также список членов казачьего общества, принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы.

В настоящее время численность членов казачьих обществ, принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы, необходимая для внесения казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, определена Временным положением о государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации , утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 9 августа 1995 г. N 835 (далее - Временное положение).

Временным положением установлено, что при соответствии численности членов казачьего общества требованиям данного нормативного правового акта такое казачье общество может быть внесено в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации. Таким образом, не исключается наличие казачьих обществ, чья численность не соответствует требованиям Временного положения . При этом такие вновь образуемые казачьи общества не могут быть внесены в государственный реестр.

В связи с этим требования Временного положения к численности казачьих обществ должны выясняться при внесении казачьих обществ в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации и применяться при ведении данного реестра.

Свидетельство о внесении казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, выданное казачьему обществу, включенному в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации до вступления в силу Федерального закона "О государственной службе российского казачества" , сохраняет юридическую силу и может быть переоформлено Министерством юстиции Российской Федерации или его территориальным органом в установленном порядке.

V. Органы управления

Структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления казачьего общества, порядок принятия ими решений и выступления от имени казачьего общества имеют специфические особенности и устанавливаются учредительными документами казачьего общества - уставом, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Высшим представительным органом управления войскового казачьего общества является войсковой круг - съезд выборных от каждого станичного казачьего общества, а в период между войсковыми кругами - совет атаманов.

Пунктом 2 статьи 29 Федерального закона "О некоммерческих организациях" основной функцией высшего представительного органа управления казачьего общества определено обеспечение соблюдения казачьим обществом целей, в интересах которых оно было создано.

К компетенции высшего представительного органа управления казачьего общества - войскового круга - относится решение следующих вопросов:

принятие и внесение изменений в устав казачьего общества;

определение приоритетных направлений деятельности казачьего общества, принципов формирования и использования его имущества;

выборы войскового атамана и образование исполнительных органов казачьего общества (войсковое правление) и досрочное прекращение их полномочий;

утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;

утверждение финансового плана казачьего общества и внесение в него изменений;

создание филиалов и открытие представительств казачьего общества;

участие в других организациях;

реорганизация и ликвидация казачьего общества.

Следует учитывать, что изменение устава, определение приоритетных направлений деятельности казачьего общества, принципов формирования и использования его имущества, образование исполнительных органов казачьего общества и досрочное прекращение их полномочий, а также вопросы реорганизации и ликвидации общества относятся к исключительной компетенции высшего представительного органа управления казачьего общества - войскового круга.

Войсковой круг (общее собрание) правомочен (правомочно), если на нем присутствует более половины его членов. Вместе с тем на практике большинством уставов войсковых казачьих обществ предусмотрено, что войсковой круг (сход) правомочен при участии в нем не менее двух третей от общего числа выборных - членов окружных (станичных) казачьих обществ, избранных на кругах окружных (станичных) казачьих обществ на установленный уставом войскового казачьего общества срок и в порядке, определенном советом атаманов. Такой порядок не противоречит положениям Федерального закона "О некоммерческих организациях" .

Решение войскового круга (общего собрания) принимается большинством голосов членов, присутствующих на войсковом круге. Аналогичный порядок закреплен уставами войсковых казачьих обществ в отношении решений войсковых кругов (сходов).

Решение войскового круга (общего собрания) по вопросам исключительной компетенции высшего представительного органа управления казачьего общества принимается единогласно или квалифицированным большинством голосов в соответствии с Федеральным законом "О некоммерческих организациях" , иными федеральными законами и учредительными документами (уставами). Однако уставами войсковых казачьих обществ не предусматриваются данные особенности принятия решений войсковым кругом (сходом) по вопросам его исключительной компетенции.

Следует обратить внимание на то, что, учитывая положения Федерального закона "О некоммерческих организациях" , решения войскового круга (схода) по вопросам его исключительной компетенции, принятые с нарушением установленного порядка принятия таких решений, не могут считаться правомерными.

Учредительными документами казачьего общества (уставом) может предусматриваться создание постоянно действующего коллегиального органа управления, к ведению которого может быть отнесено решение вопросов, не относящихся к исключительной компетенции высшего органа управления.

Согласно сложившейся практике в период между войсковыми кругами (сходами) функции высшего (представительного) органа войскового казачьего общества выполняют советы атаманов, избираемые войсковыми кругами (сходами).

Уставами войсковых казачьих обществ предусматривается избрание войсковым кругом (сходом) войскового атамана - старшего должностного лица войскового казачьего общества, осуществляющего общее руководство войсковым казачьим обществом.

Согласно Положению о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе , утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. N 849 , полномочный представитель Президента Российской Федерации в соответствующем федеральном округе согласовывает кандидатуры атаманов войсковых казачьих обществ, избранных высшими представительными органами управления этих казачьих обществ.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 485 и пунктом 10 статьи 5 Федерального закона "О государственной службе российского казачества" предусмотрено, что кандидатура войскового атамана утверждается Президентом Российской Федерации по представлению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти по взаимодействию с казачьими обществами.

Уставами войсковых казачьих обществ закреплен момент возникновения полномочий войскового атамана - после утверждения его кандидатуры Президентом Российской Федерации.

Понятие "наказной атаман" в законодательстве Российской Федерации используется только в Основных положениях концепции государственной политики по отношению к казачеству , одобренных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 1994 г. N 355 "О концепции государственной политики по отношению к казачеству" :

В дальнейшем данное понятие не нашло отражения в каких-либо нормативных правовых актах.

Концепция государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества от 3 июля 2008 г. также не содержит понятия "наказной атаман".

В связи с этим предполагается, что правовые основания для применения понятия "наказной атаман" на уровне войскового казачьего общества отсутствуют.

Войсковое правление является исполнительным органом войскового казачьего общества. Назначение на должность и освобождение от должности членов войскового правления, за исключением избранных войсковым кругом, осуществляет войсковой атаман. Войсковой круг определяет количественный состав войскового правления, избирает его членов и принимает решение о досрочном прекращении их полномочий.

Согласно сложившейся практике уставами войсковых казачьих обществ наряду с перечисленными органами предусмотрено формирование таких органов, как суд чести и совет стариков.

VI. Требования и виды отчетности казачьих обществ

В соответствии со казачье общество обязано представлять в соответствующий территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов в настоящее время определены постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 г. N 212 .

Наряду с ежегодной отчетностью, предусмотренной статьей 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" , пунктами 14 и 15 Временного положения войсковые казачьи общества ежегодно, не позднее 1 февраля, обязаны представлять в Министерство юстиции Российской Федерации:

отчет о выполнении взятых на себя членами входящих в его состав казачьих обществ обязательств по несению государственной и иной службы и других обязательств, вытекающих из устава войскового казачьего общества:

данные о численности способных и изъявивших желание нести государственную и иную службу членов каждого казачьего общества, входящего в состав войскового казачьего общества;

данные об общей численности членов войскового казачьего общества, способных и изъявивших желание нести государственную и иную службу;

сведения о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) войскового казачьего общества и входящих в его состав казачьих обществ;

сведения об изменении структуры войскового казачьего общества;

сведения об образовании в составе войскового казачьего общества новых казачьих обществ с указанием общей численности способных и изъявивших желание нести государственную и иную службу членов этих казачьих обществ.



Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
официальный сайт Департамента
внутренней политики ХМАО-ЮГРЫ
www.deppolitiki.admhmao.ru
по состоянию на 01.08.2017

Первые казаки появились в России в 16-ом веке. Их основу составляли крестьяне, бежавшие на окраины России от крепостной зависимости. В дальнейшем они заключали с правителями России соглашения, в соответствии с которыми в обмен на сохранение их вольного статуса они выполняли функции по охране государственных границ.

В тридцатые годы прошлого столетия казаки как отдельная социальная группа практически перестали существовать, многие из них были репрессированы.

Движение за возрождение российского казачества приобрело широкий размах в 80-е годы 20-го века. С принятием Закона Российской Федерации "О реабилитации репрессированных народов" и ряда указов Президента Российской Федерации по реализации данного Закона движение приняло организованный характер и переросло рамки общественного движения. Однако отсутствие механизма реализации указанных законодательных актов и ясно сформулированной государственной политики по отношению к казачеству не позволяло придать движению за возрождение казачества целенаправленный, конструктивный характер. Раздробленность казачьих общественных объединений и их различный подход к проблеме возрождения казачества затрудняли эту работу. Все это обусловило необходимость правового регулирования казачьих общественных объединений и, соответственно, выделения их как особой разновидности юридических лиц.

В федеральный закон от 12 января 1996 г. N 275-ФЗ "О некоммерческих организациях" федеральным законом от 3 июня 2009 г. N 107-ФЗ были внесены изменения, в соответствии с которыми появилась такая организационно-правовая форма некоммерческих организаций как казачьи общества.

Помимо ГК казачьи общества также регулируются Федеральным законом

Кроме того, как следует из п. 4 указа президента Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. "О совершенствовании деятельности по возрождению и развитию российского казачества", должно быть принято специальное постановление правительства РФ регулирующее деятельность федерального органа исполнительной власти, уполномоченное вести государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, однако до настоящего времени такого постановления не было принято. Указом Президента РФ от 09 августа 1995 г. N 835 утверждено Временное положение о государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации.

Для того, чтобы быть внесенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации его члены в установленном порядке должны принять на себя обязательства по несению государственной или иной службы. Данные обязательства отражаются в уставе казачьего общества по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований соответственно.

Согласно п. 1 ст. 123.15 ГК казачьими обществами признаются внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации объединения граждан, созданные в целях сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества, а также в иных целях, предусмотренных Федеральным законом от 5 декабря 2005 года N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества", добровольно принявших на себя в порядке, установленном законом, обязательства по несению государственной или иной службы.

Необходимость придания казачьим обществам статуса юридического лица и закрепления соответствующей организационно-правовой формы обусловлена тем, что помимо выполнения прочих функций войсковые казачьи общества занимаются в определенной степени хозяйственной деятельностью и участвуют в гражданском обороте. При этом, являясь хозяйствующим субъектом, их деятельность носит некоммерческий характер, так как не направлена на извлечение прибыли.

Как и в случае других некоммерческих организаций, основная цель казачьего общества - достижение общественно полезных целей, которые указаны в упомянутом выше определении в самом общем виде.

Кроме того, обычными направлениями их деятельности являются:

1) охрана общественного порядка;

2) охрана экологии, земельных ресурсов, охотничьих угодий, лесов, рыбоохрану;

3) охрана объектов муниципальной собственности, сопровождение грузов;

4) патриотическое воспитание детей и молодежи;

5) ликвидация последствий стихийных бедствий и оказание помощи пострадавшим;

6) профилактика и борьба с наркоманией;

7) создание условий для массового отдыха жителей и организацию обустройства мест массового отдыха населения, включая организацию совместных культурных, спортивных и иных мероприятий в рамках проводимых государственных и религиозных праздников, исторических событий и других мероприятий.

Государственная регистрация казачьих обществ осуществляется в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2003 года N 1096 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном вести государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации". Этим указом установлено, что федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным вести государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, является Министерство юстиции Российской Федерации.

Нельзя не обратить внимания на то, что в ГК говорится только о зарегистрированных казачьих обществах. Это обусловлено тем, что настоящее время появилось большое количество псевдо казачьих организаций, которые используют казачью атрибутику, однако по сути таковыми не являются.

Единственными видами юридических лиц, в которые могут быть преобразованы казачьи общества являются ассоциации и автономные некоммерческие организации.

В последние годы существенно увеличилось количество обращений граждан, связанных с государственной регистрацией казачьих обществ. Безусловно, такой рост обращений и желание зарегистрировать казачье общество связаны и с особенностью нашего региона.

Не стоит забывать и то обстоятельство, что история российского казачества всегда напрямую связана с несением государственной службы.

Однако в начале становления казачества казачьи организации создавались в виде общественных объединений, деятельность которых была направлена на сохранение истории казачества, культуры, традиций, быта, характера. Но с появлением Основных положений концепции государственной политики по отношению к казачеству, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.04.1994 № 355, возникли предпосылки для привлечения казачества к несению государственной и иной службы.

В связи с этим вполне обоснованным явилось принятие Федерального закона от 05.12.2005 №154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» и появление Концепции государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества, утвержденной Президентом Российской Федерации 3 июля 2008 года.

Тем не менее хотелось бы отметить существенное различие между казачьим обществом и казачьим общественным объединением.

Исходя из положений действующего российского законодательства, общественное объединение создается для удовлетворения духовных и других нематериальных потребностей граждан и может объединять в своем составе как граждан РФ, так и иностранных граждан и лиц без гражданства. Кроме того, в деятельности таких общественных объединений в качестве учредителей, членов и участников могут выступать и другие общественные объединения, являющиеся юридическими лицами.

Одной из существенных отличительных особенностей создания общественного объединения является и то, что в соответствии с действующим законодательством его создание не связано с фактом его государственной регистрации. То есть общественное объединение считается созданным с момента принятия решения о его создании, утверждении устава и формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов. С этого момента оно приобретает права и несет обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях», за исключением прав и обязанностей, предусмотренных для юридических лиц.

Что же касается казачьего общества, то законодатель определяет его как форму самоорганизации граждан Российской Федерации, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционного образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества, в соответствии с федеральным законодательством (некоммерческая организация). Казачьи общества создаются в виде хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ, члены которых в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы, и подлежат внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации (п. 1 ст. 6 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

То есть основным предметом деятельности казачьего общества, в отличие от общественного объединения, является принятие членами казачьего общества на себя обязанностей по несению государственной или иной службы. В то время как общественные объединения в силу закона такой возможности лишены.

Статьей 2 Федерального закона от 5 декабря 2005 г. №154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» установлено, что российское казачество - это граждане Российской Федерации, являющиеся членами казачьих обществ. Таким образом, законодатель связывает понятие «российское казачество» именно с членством лиц, причисляющих себя к потомкам казаков, в некоммерческих организациях, созданных в организационно-правовой форме «казачье общество». Федеральный закон от 5 декабря 2005 г. № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» не распространяется на деятельность российского казачества, не связанную с государственной службой, в том числе на общественные объединения, ставящие своей целью пропаганду роли казачества в российской истории, сохранение традиционного уклада жизни казаков, культуры и обычаев и т. п.

Таким образом, организации, объединяющие лиц, причисляющих себя к казакам, созданные в иных организационно-правовых формах, в том числе в организационно-правовых формах, предусмотренных Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», не могут быть признаны казачьими обществами, а их члены (учредители, участники) не вправе брать на себя обязательства по несению государственной или иной службы. Кроме того, они не могут быть внесены в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.

Полноценная деятельность казачьего общества в рамках Федерального закона от 5 декабря 2005 г. № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» связывается с фактом внесения такого общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации. Только при условии внесения казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации члены этого общества могут быть привлечены к несению государственной или иной службы.

Однако первым этапом становления казачьего общества является факт его обязательной государственной регистрации как юридического лица в форме некоммерческой организации. Таким образом, действующее законодательство определяет два основных признака, характеризующих казачье общество как самостоятельную организационно-правовую форму.

Во-первых, казачье общество должно быть зарегистрированным в качестве юридического лица и иметь статус некоммерческой организации, что не позволяет ему иметь в качестве основной цели деятельности извлечение прибыли. Во-вторых, основная цель казачьего общества - несение государственной или иной службы.

Государственная регистрация казачьих обществ осуществляется в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 12 января 1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», при этом следует учитывать особенности такой регистрации, определенные Федеральным законом от 5 декабря 2005 №154-ФЗ «О государственной службе российского казачества».

Особенности создания и деятельности казачьих обществ в Российской Федерации изложены и в Методических рекомендациях «Особенности создания и деятельности казачьих обществ в Российской Федерации», одобренных Советом при Президенте Российской Федерации по делам казачества 25 июня 2009 г.

Статья 2 Федерального закона от 5 декабря 2005 г. №154-ФЗ «О государственной службе российского казачества» не только определяет казачье общество как добровольное объединение граждан Российской Федерации в форме некоммерческой организации, но и определяет виды казачьих обществ в зависимости от территориальной сферы деятельности данных организаций, которые могут быть хуторскими, станичными, городскими, окружными (отдельскими), войсковыми.

Хуторское казачье общество вносится в государственный реестр, если в его состав входит не менее 50 способных и изъявивших желание нести государственную и иную службу членов казачьего общества. Станичное и городское казачьи общества вносятся в государственный реестр, если в их состав входит не менее 200 таких членов казачьих обществ. В зависимости от местных условий эт0и казачьи общества могут быть внесены в государственный реестр, если в их состав входит менее 200 членов казачьих обществ.

Хуторские, станичные и городские казачьи общества объединяются в окружное (отдельское) казачье общество, если общая численность способных и изъявивших желание нести государственную и иную службу членов этих казачьих обществ составляет не менее 2 тыс. В зависимости от местных условий эти казачьи общества могут быть объединены в окружное (отдельское) казачье общество, если общая численность их членов составляет менее 2 тыс.

Окружные (отдельские) казачьи общества объединяются в войсковое казачье общество, если общая численность способных и изъявивших желание нести государственную и иную службу членов этих казачьих обществ составляет не менее 10 тыс.

Членами казачьего общества могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 18-летнего возраста, относящие себя к казакам, и граждане Российской Федерации, добровольно вступившие в казачье общество в соответствии с его уставом и взявшие на себя обязательства по несению государственной и иной службы.

Члены окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ в обязательном порядке должны являться членами входящих в их состав хуторских, станичных и городских казачьих обществ.

Что же касается порядка регистрации казачьих обществ, то решение об их регистрации либо отказе в государственной регистрации (если имеются основания, предусмотренные статьей 23 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»), как и всех некоммерческих организаций (за исключением потребительских кооперативов, товариществ собственников жилья, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений), принимается уполномоченным на то территориальным органом Министерства юстиции Российской Федерации по месту нахождения организации (в данном случае это Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю).

Срок, в течение которого должно быть принято соответствующее решение, не может превышать 14 рабочих дней со дня получения необходимых документов. В течение указанного срока территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации осуществляет проверку документов, представленных для государственной регистрации, на соответствие действующему законодательству и при отсутствии оснований для отказа принимает решение о государственной регистрации казачьего общества, которое направляется в орган, уполномоченный в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 8 августа 2001 г.

№ 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» на внесение записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Для государственной регистрации казачьих обществ в территориальный орган Министерства юстиции РФ представляются документы, перечень которых определен п. 5 ст. 13 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Устав казачьего общества принимается на круге (собрании) соответствующего казачьего общества.

Устав окружного (отдельского) казачьего общества и уставы входящих в его состав хуторских, станичных, городских казачьих обществ согласовываются с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в части обязательств членов казачьего общества по несению службы, отнесенной федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации к ведению этих органов.

Устав войскового казачьего общества и уставы входящих в его состав окружных (отдельских), хуторских, станичных и городских казачьих обществ согласовываются с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в части обязательств членов казачьих обществ по несению службы, отнесенной федеральным законодательством к ведению этих органов.

Устав войскового казачьего общества утверждается Президентом Российской Федерации.

Уставы окружных, войсковых и иных казачьих обществ, действующих на территории нескольких республик в составе Российской Федерации, краев и областей, утверждаются Президентом Российской Федерации по согласованию с соответствующими органами республик, краев и областей.

К органам управления казачьего общества относятся следующие.

Круг (собрание) членов казачьего общества либо выборных от определенного уставом количества членов казачьего общества - высший представительный орган управления.

Совет атаманов казачьего общества - представительный орган управления.

Правление казачьего общества - коллегиальный исполнительный орган управления казачьего общества.

Атаман казачьего общества (руководитель) - единоличный исполнительный орган управления казачьего общества.

Атаман войскового казачьего общества утверждается Президентом Российской Федерации после внесения этого казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации. Если на территории субъекта Российской Федерации действуют два и более войсковых казачьих общества, не внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, атаман избирается представительным органом управления этого казачьего общества.

Атаманы округов и территориальных отделов назначаются Президентом Российской Федерации.

Атаманы казачьих обществ станиц (хуторов) избираются на станичном (хуторском) казачьем округе.

Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью казачьего общества осуществляет контрольно-ревизионная комиссия. В ее состав не могут входить казаки, избранные в органы управления казачьего общества.

Требования к оформлению документов, представляемых в территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации, определены Административным регламентом предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 455.

    КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО КАК НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

    С.П. ГРИШАЕВ

    В Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" Федеральным законом от 3 июня 2009 г. N 107-ФЗ были внесены изменения, в соответствии с которыми появились новые организационно-правовые формы некоммерческих организаций. Среди них следует указать на казачьи общества.
    История казаков в России длительна и драматична. Первые казаки появились в 16-м веке. Их основу составляли крестьяне, бежавшие на окраины России от крепостной зависимости. В дальнейшем они заключали с правителями России соглашения, в соответствии с которыми в обмен на сохранение их вольного статуса они выполняли функции по охране государственных границ.
    В тридцатые годы прошлого столетия казаки как отдельная социальная группа практически перестали существовать, многие из них были репрессированы.
    Движение за возрождение российского казачества приобрело широкий размах в 80-е годы 20-го века. С принятием Закона РСФСР "О реабилитации репрессированных народов" и ряда указов Президента Российской Федерации по реализации данного Закона движение приняло организованный характер и переросло рамки общественного движения. Однако отсутствие механизма реализации указанных законодательных актов и ясно сформулированной государственной политики по отношению к казачеству не позволяло придать движению за возрождение казачества целенаправленный, конструктивный характер. Раздробленность казачьих общественных объединений и их различный подход к проблеме возрождения казачества затрудняли эту работу.
    На территории 56 субъектов РФ в настоящее время действуют 10 войсковых казачьих обществ, объединяющих в своих рядах более 600 тысяч человек. Члены войсковых казачьих обществ принимают участие в охране лесных и земельных угодий, водных, рыбных и других природных ресурсов, а также содействуют охране государственной границы и общественного порядка.
    Необходимость придания казачьим обществам статуса юридического лица и закрепления соответствующей организационно-правовой формы обусловлена тем, что помимо выполнения прочих функций войсковые казачьи общества занимаются в определенной степени хозяйственной деятельностью и участвуют в гражданском обороте. При этом, являясь хозяйствующим субъектом, их деятельность носит некоммерческий характер, так как не направлена на извлечение прибыли.
    Согласно п. 1 ст. 6.2 Закона о некоммерческих организациях казачьими обществами признаются формы самоорганизации граждан Российской Федерации, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества. Казачьи общества создаются в виде хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ, члены которых в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы. Казачьи общества подлежат внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.
    Следующие определения хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ даны в п. 1 ст. 2 Федерального закона от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества":
    хуторское, станичное, городское казачье общество - первичное объединение граждан Российской Федерации и членов их семей - жителей одного или нескольких сельских и городских поселений либо иных населенных пунктов, внесенное в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации и члены которого в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы;
    районное (юртовое) казачье общество - казачье общество, которое создается (формируется) путем объединения хуторских, станичных и городских казачьих обществ;
    окружное (отдельское) казачье общество - казачье общество, которое создается (формируется) путем объединения районных (юртовых) казачьих обществ и хуторских, станичных и городских казачьих обществ, не входящих в состав районных (юртовых) казачьих обществ;
    войсковое казачье общество - казачье общество, которое создается (формируется) путем объединения окружных (отдельских) казачьих обществ и осуществляет свою деятельность на территориях двух и более субъектов Российской Федерации либо на территории одного субъекта Российской Федерации, который образован в результате объединения двух и более субъектов Российской Федерации.
    Таким образом, как следует из вышесказанного, казачьи общества имеют вертикально закрепленную структуру и в то же время являются самоуправляемыми организациями.
    Как и в случае других некоммерческих организаций, основная цель казачьего общества - достижение общественно полезных целей. В частности, такой общественно полезной целью, как отмечено в указанном выше определении, является возрождение российского казачества, защита его прав. Следует отметить, что на практике деятельность казачьих обществ значительно шире. Так, обычными направлениями их деятельности являются:
    1) охрана общественного порядка;
    2) охрана экологии, земельных ресурсов, охотничьих угодий, лесов, рыбоохрана;
    3) охрана объектов муниципальной собственности, сопровождение грузов;
    4) патриотическое воспитание детей и молодежи;
    5) ликвидация последствий стихийных бедствий и оказание помощи пострадавшим;
    6) профилактика и борьба с наркоманией;
    7) создание условий для массового отдыха жителей и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая организацию совместных культурных, спортивных и иных мероприятий в рамках проводимых государственных и религиозных праздников, исторических событий и других мероприятий.
    Согласно п. 1 ст. 3 Закона о некоммерческих организациях некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке. Государственная регистрация казачьих обществ осуществляется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2003 года N 1096 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном вести государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации". Этим Указом установлено, что федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным вести государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, является Министерство юстиции Российской Федерации.
    Кроме того, как следует из п. 4 Указа Президента Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. "О совершенствовании деятельности по возрождению и развитию российского казачества", должно быть принято специальное постановление Правительства РФ, регулирующее деятельность федерального органа исполнительной власти, уполномоченного вести государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, однако до настоящего времени такого постановления не было принято. Указом Президента РФ от 09.08.1995 N 835 утверждено Временное положение о государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации.
    Для того, чтобы быть внесенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, его члены в установленном порядке должны принять на себя обязательства по несению государственной или иной службы. Данные обязательства отражаются в уставе казачьего общества по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований соответственно.
    Казачье общество согласно п. 2 ст. 6 Закона о государственной службе российского казачества для внесения в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации представляет в Минюст следующие документы:
    1) устав казачьего общества, принятый на общем собрании (конференции) казачьего общества, согласованный с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований и утвержденный в установленном порядке;
    2) перечень казачьих обществ, входящих в состав окружного (отдельского) казачьего общества, войскового казачьего общества;
    3) решение общего собрания (конференции) казачьего общества о ходатайстве о внесении казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;
    4) нотариально удостоверенную копию свидетельства о государственной регистрации казачьего общества в качестве некоммерческой организации;
    5) сведения об общей численности членов казачьего общества, о численности (фиксированной) членов казачьего общества, принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы. Хуторское, станичное, городское, районное (юртовое) казачье общество при представлении данных сведений представляет также список членов казачьего общества, принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы.
    Как и любая другая некоммерческая организация, казачье общество вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано. Следует отметить, что традиционным видом деятельности для казаков всегда было земледелие, и в связи с этим на повестку дня встал вопрос о наделении казачьих обществ землей для того, чтобы они могли осуществлять такую деятельность.
    Определенный шаг в этом направлении был сделан с принятием Положения о порядке формирования целевого земельного фонда для предоставления земель казачьим обществам, включенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, и режиме его использования, утвержденного Постановлением Правительства от 8 июня 1996 г. N 667. Данное Положение определило, что целевой земельный фонд создается органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления по представлению территориальных комитетов по земельным ресурсам и землеустройству на основе предложений казачьих обществ (3). Согласно п. 8 Положения земельные участки, включенные в целевой земельный фонд, предоставляются по предложениям территориального войскового казачьего общества:
    а) хуторским, станичным, городским и приравненным к ним иным казачьим обществам в размерах, определяемых в каждом конкретном случае:
    для размещения поселений в приграничных районах Российской Федерации на праве бессрочного (постоянного) пользования - на основе проектно-технической документации, утвержденной в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
    для коллективного сельскохозяйственного использования на праве бессрочного (постоянного) пользования - исходя из взятых членами казачьих обществ обязательств по производству и поставкам сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для федеральных и региональных нужд и с учетом наличия у казачьего общества и его членов бесплатно полученных для этих целей земель;
    б) членам казачьих обществ для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства в собственность или пожизненное наследуемое владение - по нормам, установленным органами местного самоуправления.
    Нераспределенные земли целевого земельного фонда являются землями казачьего войскового резерва, и дальнейшее их использование должно осуществляться в соответствии с установленным режимом использования земель по согласованию с соответствующим территориальным войсковым казачьим обществом.
    Формирование этого фонда происходило с целью предоставления земельных участков казачьим обществам для расширения их состава, размещения поселений в приграничных районах Российской Федерации и сельскохозяйственного использования, включая производство и поставку членами казачьих обществ сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для федеральных и региональных нужд.
    Однако на практике возникали определенные сложности. Не улучшило ситуацию и принятие нового Земельного кодекса РФ. В новом земельном законодательстве казачьи общества как участники земельных отношений не упоминаются ни в одном из титулов, на основании которых земельные участки должны предоставляться. Именно в этом направлении необходимо работать законодателю и заполнить пробел в законодательстве путем принятия поправок и соответственно принятия законопроекта о казачестве. В сложившейся ситуации непонятно, на каком праве они могут владеть землей и тем более могут ли они ею распоряжаться. Это не касается тех земельных участков, которые они должны были переоформить до 1 января 2004 года в связи со вступлением в действие нового Земельного кодекса РФ.
    Определенные сдвиги внес Закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", который в ст. 10 определил титул, на котором казачьим обществам могут передаваться участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, - это аренда.
    Казачьи общества как некоммерческие организации создаются на основе членства (п. 1 ст. 6.2). При этом имущество, переданное казачьему обществу его членами, а также имущество, приобретенное за счет доходов от его деятельности, является собственностью казачьего общества. Члены казачьего общества не отвечают по его обязательствам, а казачье общество не отвечает по обязательствам своих членов (п. 3 ст. 6.2 Закона о некоммерческих организациях).
    Особенности прекращения казачьих обществ как юридических лиц установлены п. 5 ст. 6 Закона о государственной службе российского казачества. Согласно указанному пункту казачье общество может быть исключено из государственного реестра казачьих обществ в Российской Федерации в случае:
    1) нарушения казачьим обществом и (или) его членами Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов;
    2) систематического неисполнения или ненадлежащего исполнения членами казачьего общества принятых на себя обязательств по несению государственной или иной службы;
    3) уменьшения установленной (фиксированной) численности членов казачьих обществ, принявших на себя обязательства по несению государственной или иной службы;
    4) ликвидации казачьего общества в качестве юридического лица.

    Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Гражданское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.