Презентация на тему справедливость. Урок светской этики Справедливость презентация к уроку по орксэ (4 класс) на тему

  • ПВЕАРЛИСТОСЬВД
  • Справедливость -
  • Что такое справедливость?
  • Какого человека можно назвать справедливым?
  • Что значит, справедливо относиться к людям?
  • Как вы реагируете, когда с вами несправедливо поступают?
  • Легче быть справедливым по отношению к посторонним людям или к тем, кого ты любишь?
  • Составьте предложения с предложенными словосочетаниями:
  • справедливый поступок; справедливое решение; справедливое вознаграждение; справедливое наказание.
Индийская сказка «Хитрый шакал»
  • -Почему крестьянин освободил тигра?
  • - Как тигр хотел отблагодарить человека?
  • - Правильно ли то, что тигр оказался снова в клетке?
  • - Как ты думаешь, что такое справедливость?
  • Фемиду - богиню правосудия - иногда изображают с повязкой на глазах, как символ беспристрастия, с мечом и весами в руках.
  • Не от богатства
  • и бедности люди поступают несправедливо.
  • Хорошо рассуждать о добродетели –
  • не значит ещё быть добродетельным,
  • а быть справедливым в мыслях - не значит ещё быть справедливым на деле.
  • Аристотель
  • (384-322 до н. э.), древнегреческий философ и учёный.
  • Аристотель:
  • Справедливость есть исполнение долга,
  • несправедливость – неделание того,
  • что должно, уклонение
  • [от выполнения своих обязанностей].
  • Демокрит:
  • Демокри́т Абдерский
  • (ок. 460 до н. э. - ок. 370 до н. э.) - древнегреческий философ
Пословицы
  • -Говоришь правду-правду и делай.
  • -Была правда, да в лес ушла.
  • -В ком добра нет, в том и правды мало.
  • -Всяк правды ищет, да не всяк её творит.
  • -Без правды - не житьё, а вытьё.
  • -Не ищи правды в других, коли в тебе её нет.
  • -Правда в огне не горит и в воде не тонет.
  • -Правда глаза колет.
  • -Правду что шило в мешке не утаишь.
  • -Хлеб-соль кушай, а правду слушай.
справедливость
  • Надумала кошка Мурка Шарика из
  • конуры выжить.
  • И зачем бы, казалось, ей это: сама в большом доме живет, а Шарик в крошечной будке. Но все дело было в том, что дом не ее, а конура - Шарикова!
  • И стала она хозяевам намурлыкивать, что мол, Шарик совсем стар да ленив стал, а еще добр не в меру, из-за чего чужие люди их двор проходным сделали!
  • Кончилось все это тем, что выгнали Шарика из будки. А на цепь вместо него Мурку посадили. Умные были хозяева. Поняли, что такая злая кошка лучше доброй собаки дом охранять будет. А Шарика, так уж и быть, в сени пустили - век доживать!
КАК БЫТЬ?
  • Ситуация 1. «Игра»
  • Сестра:
  • - Я старше, значит, мне надо больше кубиков. Брат ей отвечает: - Я тоже хочу играть. Поделись со мной.
  • Оцените поведение детей. Кто поступил несправедливо? Почему? Как восстановить справедливость?
  • Ситуация 2. «Дружок»
  • Мама пришла с работы и спросила у сына: - Сынок, ты погулял с Дружком? Сын ей отвечает: -Погуляй ты сама с Дружком, а то мне надо уроки учить. –Но ведь мы же договорились, что днём будешь с собакой гулять ты, а я – вечером. Ты давал обещание, - возмутилась мама. Мальчик обиделся и сказал маме: -Просто ты меня не любишь, поэтому и даёшь мне поручения!
  • Оцените поступок мальчика.
  • Я ЛИШНИЙ
  • Окапывали вишни.
  • Сергей сказал:
  • - Я лишний.
  • Пять деревьев, пять ребят
  • - Я напрасно вышел в сад.
  • А как поспели вишни,
  • Сергей выходит в сад.
  • - Ну нет, теперь ты лишний!
  • Ребята говорят.
  • Агния Барто.
  • Можно ли считать справедливыми
  • слова ребят в стихотворении А. Барто
  • «Я лишний» ?
  • Единственное, чем всякий честный человек должен руководствоваться в своих поступках, - это справедливо или несправедливо то, что он делает, и есть ли это деяние доброго или злого человека. Сократ
  • Нормою человеческих действий
  • должна служить справедливость.
  • Николай Чернышевский
  • Справедливость - такой же необходимый для жизни продукт, как хлеб.
  • Людвиг Берне
Домашнее задание:
  • Напишите для себя несколько законов справедливости и постарайтесь в течение недели им следовать. В конце недели запишите, каким законам справедливости оказалось труднее или, наоборот, легче следовать.

Слайд 1

ПВЕАРЛИСТОСЬВД

Слайд 2

Справедливость -
Что такое справедливость? Какого человека можно назвать справедливым? Что значит, справедливо относиться к людям? Как вы реагируете, когда с вами несправедливо поступают? Легче быть справедливым по отношению к посторонним людям или к тем, кого ты любишь?

Слайд 3

Составьте предложения с предложенными словосочетаниями: справедливый поступок; справедливое решение; справедливое вознаграждение; справедливое наказание.

Слайд 4

Индийская сказка «Хитрый шакал»
-Почему крестьянин освободил тигра? - Как тигр хотел отблагодарить человека? - Правильно ли то, что тигр оказался снова в клетке? - Как ты думаешь, что такое справедливость?

Слайд 5

Фемиду - богиню правосудия - иногда изображают с повязкой на глазах, как символ беспристрастия, с мечом и весами в руках.

Слайд 6

Не от богатства и бедности люди поступают несправедливо.
Хорошо рассуждать о добродетели – не значит ещё быть добродетельным, а быть справедливым в мыслях - не значит ещё быть справедливым на деле.
Аристотель (384-322 до н. э.), древнегреческий философ и учёный.
Аристотель:

Слайд 7

Справедливость есть исполнение долга, несправедливость – неделание того, что должно, уклонение [от выполнения своих обязанностей].
Демокрит:
Демокри́т Абдерский (ок. 460 до н. э. - ок. 370 до н. э.) - древнегреческий философ

Слайд 8

Пословицы
-Говоришь правду-правду и делай. -Была правда, да в лес ушла. -В ком добра нет, в том и правды мало. -Всяк правды ищет, да не всяк её творит. -Без правды - не житьё, а вытьё. -Не ищи правды в других, коли в тебе её нет. -Правда в огне не горит и в воде не тонет. -Правда глаза колет. -Правду что шило в мешке не утаишь. -Хлеб-соль кушай, а правду слушай.

Слайд 9

справедливость
Надумала кошка Мурка Шарика из конуры выжить. И зачем бы, казалось, ей это: сама в большом доме живет, а Шарик в крошечной будке. Но все дело было в том, что дом не ее, а конура - Шарикова! И стала она хозяевам намурлыкивать, что мол, Шарик совсем стар да ленив стал, а еще добр не в меру, из-за чего чужие люди их двор проходным сделали! Кончилось все это тем, что выгнали Шарика из будки. А на цепь вместо него Мурку посадили. Умные были хозяева. Поняли, что такая злая кошка лучше доброй собаки дом охранять будет. А Шарика, так уж и быть, в сени пустили - век доживать!

Слайд 10

КАК БЫТЬ?
Ситуация 1. «Игра» Сестра: - Я старше, значит, мне надо больше кубиков. Брат ей отвечает: - Я тоже хочу играть. Поделись со мной. Оцените поведение детей. Кто поступил несправедливо? Почему? Как восстановить справедливость?
Ситуация 2. «Дружок» Мама пришла с работы и спросила у сына: - Сынок, ты погулял с Дружком? Сын ей отвечает: -Погуляй ты сама с Дружком, а то мне надо уроки учить. –Но ведь мы же договорились, что днём будешь с собакой гулять ты, а я – вечером. Ты давал обещание, - возмутилась мама. Мальчик обиделся и сказал маме: -Просто ты меня не любишь, поэтому и даёшь мне поручения! Оцените поступок мальчика.

Слайд 1

Слайд 2

Справедливость Урок 12.

Составитель: Пичугина Л.Н., учитель начальных классов МБОУ «Караванненская СОШ»

Основы светской этики

Слайд 3

Урок №12. СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Цель: Познакомить учащихся с понятием «справедливость», с ее воздействием на человека. формировать моральные правила справедливого человека. Задачи урока: познакомить с понятием справедливости; развивать умения анализировать поступки; формировать умение совместно работать в группе. Обсуждение с учащимися моральных правил справедливого человека. Воспитание в детях чувства справедливости. Развитие учебных умений работы с информацией в процессе чтения: умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, делать выводы и обобщения. Развитие кругозора учащихся, обогащение словарного запаса.

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Притча от Леонардо да Винчи. «СПРАВЕДЛИВОСТЬ»

Нет на свете справедливости!- жалобно пропищала мышь, чудом вырвавшись из когтей ласки. - Доколе же неправду терпеть!- возмущенно крикнула ласка, едва успев спрятаться в узкое дупло от кошки.

Житья нет от произвола!- промяукала кошка, прыгнув на высокий забор и с опаской поглядывая на брешущего внизу дворового пса.

Слайд 7

Успокойтесь, друзья!- сказала мудрая сова, сидевшая в клетке на крестьянском дворе.- В ваших сетованиях на жизнь есть доля истины. Но разве справедливость принадлежит по праву кому-то одному из вас? При этих словах мышь выглянула из норы, ласка высунула носик из дупла, кошка поудобнее устроилась на заборе, а пес присел на задние лапы.

Справедливость,- продолжала сова,- это высший закон природы, по которому между всеми живущими на земле устанавливается разумное согласие. По этому мудрому закону живут все звери, птицы, рыбы и даже насекомые. Посмотрите, как дружно живет и трудится пчелиный рой.

Слайд 8

Сова действительно была права. Кому хоть раз приводилось видеть улей, тот знает, что там безраздельно властвует пчелиная матка, распоряжаясь всем и всеми с величайшим умом и справедливо распределяя обязанности между членами многочисленной пчелиной семьи. У одних пчел основная забота - сбор нектара с цветов, у других - работа в сотах; одни охраняют улей, отгоняя назойливых ос и шмелей, другие заботятся о поддержании чистоты. Есть пчелы, коим надлежит ухаживать за маткой, не отходя от нее ни на шаг. Когда повелительница 7 состарится, самые сильные пчелы бережно носят ее на себе, а наиболее опытные и знающие врачуют всякими снадобьями. И если хоть одна пчела нарушит свой долг, ее ждет неминуемая кара.

Слайд 9

В природе все мудро и продумано, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости -высшая справедливость жизни.

Слайд 10

В чем может проявляться справедливость?

(в работе, к окружающим, к самому себе).

А что значит быть справедливым?

Слайд 11

Слайд 12

Пословицы и поговорки:

Говоришь правду- Была правда, Всяк правды ищет, Не ищи правды в других, Хлеб-соль кушай,

В ком добра нет,

в том и правды мало.

правду и делай. да в лес ушла.

да не всяк её творит.

а правду слушай.

коли в тебе её нет.

Слайд 13

Афоризмы:

Справедливость есть высшая из всех добродетелей.

Справедливость заключается в том, чтобы воздать каждому своё.

Справедливость основывается на понимании всех обстоятельств. (У. Уадлер)

Гнев часто бывает причиной несправедливости. Неизвестный автор

Не от богатства и бедности люди поступают несправедливо.

Справедливость есть исполнение долга, несправедливость – неделание того, что должно, уклонение [от выполнения своих обязанностей].

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Несправедливость достигается двумя способами: или насилием, или обманом.

Марк Туллий Цицерон (106-43 до н.э.) - римский государственный деятель, выдающийся оратор и литератор, популяризатор греческой философии.

Марк Туллий Цицерон:

Слайд 19

Хорошо рассуждать о добродетели – не значит ещё быть добродетельным, а быть справедливым в мыслях - не значит ещё быть справедливым на деле.

Аристотель (384-322 до н. э.), древнегреческий философ и учёный.

Аристотель:

Слайд 20

Демокрит:

Демокри́т Абдерский (ок. 460 до н. э. - ок. 370 до н. э.) - древнегреческий философ

Слайд 24

Вывод. Наш урок подходит к концу. Давайте еще раз скажем, что такое справедливость, что значит быть справедливым? Посмотрите на предположения, сделанные в начале урока. Подтвердились ли они? Может быть еще можно что-то добавить? (высказывания детей)

Слайд 25

Заключение. Р. Киплинг, английский писатель Владей собой среди толпы смятенной. Тебя клянущей за смятенье всех. Верь сам в себя наперекор Вселенной И маловерным отпусти их грех. Пусть час не пробил, жди, не уставая, Пусть лгут лжецы, не снисходи до них; Умей прощать и не кажись, прощая, Великодушней и мудрей других. Умей мечтать, не став рабом мечтанья, И мыслить, мысли не обожествив Равно встречай успех и поруганье, Не забывая, что их голос лжив Останься тих, когда твоё же слово

Слайд 26

Калечит плут, чтоб удавить глупцов. Когда вся жизнь разрушена, и снова Ты должен всё воссоздавать с основ. Останься прост, беседуя с царями, Останься честен, говоря с толпой, Будь прям и твёрд с врагами и друзьями, Пусть все в свой час считаются с тобой. Наполни смыслом каждое мгновенье, Часов и дней неумолимый бег, Тогда весь мир ты примешь во владенье, Тогда, мой сын, ты будешь Человек!

Урок ОРКСЭ (Светская этика) 4класс

СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Автор Н.В.Емелькина, учитель начальных классов ГБОУ Школа 2080 г. Москвы

Цель и задачи(УУД) (слайд 1,2)

Личностные

Воспитывать в детях чувство справедливости.

Развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки.

Метапредметные

Развивать кругозор учащихся, обогащать словарный запас.

Развивать умение работать с информацией в процессе чтения: умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, делать выводы и обобщения.

Предметные

Раскрыть сущность понятия “справедливость”.

Сформулировать моральные правила справедливого поступка.

Ожидаемые результаты: (слайд 3)

  • умение поступать по справедливости,
  • соблюдать моральные правила,
  • умение оценивать свои поступки.

Виды деятельности: беседа, работа с иллюстративным материалом, творческая работа учащихся, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана урока,сочинение.

Основные термины и понятия: справедливость, несправедливость, моральные правила, соразмерность, уравнивание.

Оборудование: учебник («Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4-5кл.» Москва, «Просвещение» 2012г), тетрадь, компьютер, проектор.

Ход урока

1. Организация деятельности учащихся.

2. Демонстрация эпизода из сказки «Золушка» (мачеха и Золушка). (слайд 4)

3. Беседа.

Ученики: Плохо, зло, неправильно, несправедливо…

Учитель: Именно о справедливости и несправедливости мы поговорим сегодня. Давайте запишем в тетрадь тему урока «Справедливость» (слайд 5) и подумаем

Что такое «справедливость»? (Учитель предъявляет первый пункт плана работы на уроке на доске или слайде 6)

Ученики: …(ответы учащихся)

Учитель: Трудно перечислить всё то, что стоит за этим ёмким словом.

Но если обобщить, то справедливость - это моральное правило, регулирующее отношения между людьми при распределении благ, наград и наказаний, доходов и т. п. Аристотель называл справедливость совершенной добродетелью.(Определение записывают в тетрадь) (слайд 7)

Учитель: В каких произведениях русской литературы герои поступают несправедливо?

Ученики: “Лиса и журавль”, “Стрекоза и муравей”, Драгунский “Он живой и светится” и др. (слайд 8)

Учитель: Могут ли “похожие ситуации” произойти в отношениях между людьми в повседневной жизни?

Ученики: (Ответы учащихся, примеры из жизни.)

Учитель: Какие моральные правила нужно соблюдать, чтобы быть справедливым? (Учитель предъявляет второй пункт плана работы на уроке на доске или слайде 9)

Ученики: затрудняются ответить.

4. Работа с литературой.

Учитель: Давайте обратимся к учебнику. Какая страница нам поможет найти ответ? Работа по учебнику.

Ученики: предлагают прочитать ответ, опираясь на тему урока и опорные слова в тексте учебника, с. 29 2-7 абзац. Выписывают правила в тетрадь.

Учитель: Назовите противоположное по значению слово к слову «справедливый».

Ученики: несправедливый.

(Учитель предъявляет третий пункт плана работы на уроке на доске или слайде10)

Учитель: Что значит быть «несправедливым»?

Ученики: (Ответы учащихся.)

Учитель: Давайте узнаем, правы мы или нет? Поищем ответ в учебнике.

Ученики: Читают учебник с. 29 последний абзац.

Учитель: Какой вывод можно сделать из прочитанного абзаца? Подтвердите строками из текста.

Ученики: (Читают) Совершая несправедливые поступки, человек теряет способность правильно оценивать себя. Тем самым он оказывается неспособным увидеть свои нравственные недостатки, не может их исправить и стать лучше, самосовершенствоваться.

Учитель: Послушайте, что говорил французский философ Ж.-Ж. Руссо о несправедливости: Видеть несправедливость и молчать - это значит самому участвовать в ней. (Слайд 11)

Согласны ли вы с этим высказыванием сегодня?

Ученики: (Ответы детей.)

Учитель: Как вы думаете, всегда ли люди считали справедливым одно и то же? (Учитель предъявляет четвёртый пункт плана работы на уроке на доске или слайде 12 «История»)

5. Сообщения учащихся.

Учащиеся: (сообщения, подготовленные заранее (представления о справедливости у разных народов) (слайд 13)

Известны разные представления о справедливости. Например, в XIX в. Дворяне занимали высокое положение в обществе. Их почитали, прежде всего, за благородное происхождение и за богатство, а не за заслуги или выдающиеся способности. И это считалось морально оправданным и справедливым.

У некоторых народов раньше справедливым считалось правило «Око за око, зуб за зуб». И сегодня кое-где существует обычай кровной мести. Однако в современном обществе большинство людей считают это несправедливым и принимают меры для искоренения этого дикого обычая.

И др.

6. Работа с учебником.

Учитель: Как вы думаете, как определить что справедливо, а что нет? (Учитель предъявляет пятый пункт плана работы на уроке на доске или слайде14 «Признаки справедливости»)

Учащиеся: отвечают.

Учитель: Давайте докажем, что мы правы, с помощью учебника. Какая страница нам поможет?

Учащиеся: читают с. 28 последний абзац, с. 29 1 абзац, записывают названия признаков в тетрадь (признак соразмерности, признак уравнивания)

7. Самостоятельное чтение учащихся.

Учитель: Познакомимся с рассказом Е.Пермяка “Самое страшное” (тексты у детей на партах).(слайд 15)

Учащиеся читают:

Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Да и как не бояться такого! Товарищей бил. В девочек из рогатки стрелял. Взрослым рожи строил. Собаке Пушку на хвост наступал. Коту Мурзею усы выдёргивал. Колючего ёжика под шкаф загонял. Даже своей бабушке грубил.

Ничего не боялся Вова. Ничего ему страшно не было. И этим он очень гордился. Гордился. Да недолго.

Настал такой день, когда мальчики не захотели с ним играть: оставили его и всё. Он к девочкам побежал. Но и девочки, даже самые добрые, тоже от него отвернулись.

Кинулся Вова к Пушку, а тот на улицу убежал. Хотел Вова с котом поиграть, а кот на шкаф забрался и недобрыми зелёными глазами на мальчика смотрит. Сердится. Решил Вова из-под шкафа ёжика выманить. Куда там! Ёжик давно в другой дом жить перебрался.

Подошёл было Вова к бабушке. Обиженная бабушка даже глаз не подняла на внука. Сидит, старенькая, в уголке, чулок вяжет да слезинки утирает.

Наступило самое страшное из страшного, что только бывает на свете: Вова остался один.

Один – одинёшенек!

8. Проверка восприятия. Беседа.

Учитель:

Как относился мальчик Вова к окружающим его людям и домашним животным?

Учащиеся: отвечают.

Учитель:

Справедливо ли окружающие поступили с Вовой?

Учащиеся: отвечают.

Учитель:

Почему самое страшное на свете остаться одному?

Учащиеся: отвечают.

Учитель:

Как нужно себя вести, чтобы не быть похожим на этого мальчика?

Учащиеся: отвечают.

9. Подведение итогов.(Слайд 16 с гиперссылками)

Учитель: Давайте подведём итог.

Учитель: Что значит «быть справедливым»?

Учащиеся: отвечают.

Учитель: Назовите признаки справедливости.

Учащиеся: соразмерность и уравнивание.

Учитель: Назовите моральные правила, которые надо соблюдать, чтобы справедливо относиться к другим.

Учащиеся: отвечают (у. с.29)

Учитель: Быть справедливым сложно?

Учащиеся: отвечают.

Учитель: (Самостоятельная творческая работа учащихся.) Сочините и запишите в тетрадь рассказ или сказку о справедливости.

10. Домашнее задание.

Учитель: (Задание на дом) Дома оформите сочинение в виде страницы книги для первоклассника.

На следующем уроке книгу для первоклассника собирают, оформляют обложку и обсуждают тексты. После урока книгу можно подарить ученикам первого класса или школьной библиотеке.



ЗАКОН И СПРАВЕДЛИВОСТЬУрок по предмету «Гражданское воспитание»
в 10 «А» и 10 «Б» классах
2 декабря 2015 г.
Преподаватель – Бурдейная С.

Цели урока:

В конце урока вы будете способны:
Идентифицировать различные определения понятия
«закон», адекватно использовать этот термин
Назвать первые письменные законы в истории
человечества. Выявить специфические черты
законов различных эпохи и стран
Анализировать взаимосвязь понятий «закон» и
«справедливость» в контексте сегодняшних реалий

Блез Паскаль (1623 – 1662)

Французский математик,
механик, физик,
литератор и философ.
Классик французской
литературы, один из
основателей
математического
анализа, теории
вероятностей и
проективной геометрии

«Справедливость без власти беспомощна, власть без справедливости – тиранична» (Блез Паскаль)

«Справедливос
ть без власти
беспомощна,
власть без
справедливост
и – тиранична»
(Блез
Паскаль)

ФЕМИДА

В древнегреческой
мифологии богиня
правосудия, вторая
супруга Зевса. У римлян -
Юстиция.
Изображается с повязкой на
глазах, весами и мечом в
руках.
Иносказательно Фемида -
правосудие, закон; весы
Фемиды - символ
правосудия; слуги (жрецы)
Фемиды - слуги закона,
судьи

АСТРЕЯ

В греческой
мифологии богиня
справедливости.
По преданию,
является
дочерью Зевса и
Фемиды, а также
сестрой
Стыдливости.

Первый письменный закон

Свод законов Хамураппи

Создан вавилонским царем Хаммурапи (приблизительно в 1792 - 1750
годах до н. э.).
Найден археологической экспедицией Жака де Моргана в ходе
раскопок в 1901-1902 годах в Сузах (территория древней
Месопотамии).
Свод законов написан на чёрном базальтовом столбе и состоит из 282
законов (37 уничтожено). Законы выбиты клинописью на обеих
сторонах столба на классическом вавилонском диалекте аккадского
языка.
В верхней части столба изображен сам Хаммурапи, получающий
законы из рук бога солнца Шамаша.
Оригинал хранится в Лувре. Точные копии столба находятся в Москве,
в Учебном художественном музее слепков им. И. В. Цветаева -
филиале Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.
Пушкина, а также в Переднеазиатском музее в Берлине.

ЗАКОН

Нормативный акт,
постановление
высшего органа
государственной
власти, принятый в
установленном
порядке и имеющий
юридическую силу

Закон

Правило общественного поведения,
являющееся общепринятым,
обязательным, непреложным; ОБЫЧАЙ

ЗАКОН

Связь, устойчивые
взаимоотношения
между явлениями,
между причиной и
следствием

ЗАКОН

Основное
положение какой-либо
деятельности, творчества, игры и
т. п.

ЗАКОН

Система нравственных и обрядовых
требований, принципов какого-либо
религиозного учения

Домашнее задание:

Составить 5 предложений со словом
«ЗАКОН», используя его в каждом
из 5ти предложенных значений
Составить Свод законов
сообщества «NEXT-2»,
состоящий, как минимум, из 5
пунктов