Творческий проект «Территория творчества. Проект на тему "мое творчество" Проект связанный с творчеством

Цель: ознакомить учащихся с последовательностью выполнения основных этапов творческого проекта – от замысла до реализации.

Задачи:

  • сформировать навыки по содержанию, оформлению и выполнению проекта, определиться с выбором моделей;
  • содействовать воспитанию аккуратности, эстетического вкуса;
  • прививать навыки по планированию своей работы.

Учебный предмет, в рамках которого проводится работа: технология.

Оборудование к уроку: цветные карандаши, альбом для рисования, тетрадь для работ, Интернет, компьютер, образец творческого проекта (Приложение 1 ), Презентация к уроку .

ХОД УРОКА

I. Изучение иатериала

– Ребята, на этом уроке мы с вами попробуем разобраться – что же такое творческий проект и как его лучше выполнять. Я вам расскажу и покажу, как оформить творческую работу на примере проекта, выполненного нашей ученицей и как оформить презентацию творческого проекта для его защиты.
Что же такое творческий проект?
Творческий проект по технологии – это самостоятельно разработанное и изготовленное изделие от идеи до её воплощения, при минимальном участии учителя. Это твоя творческая итоговая работа. Поэтому в этой работе необходимо показать все свои знания и умения, которые ты получил за год, и при изготовлении изделия нужно стараться использовать больше технологических операций, изученных в учебном году.

Работу над творческим проектом можно разделить на три этапы

а) подготовительный этап
б) технологический этап;
в) заключительный этап.

Титульный лист.

В самом начале вы должны правильно оформить самый первый лист – титульный. Это лицо вашего проекта. Здесь указываете полное название своего образовательного учреждения, название своего творческого проекта, вашу фамилию и имя, класс и кто руководитель проекта, год написания проекта. (Приложение 1 . Стр. 1)

План выполнения проекта

I. Подготовительный этап

1. Актуальность проблемы
2. Цель проекта
3. Обоснование выбора темы проекта
4. Задачи
5. Требования к изделию
6. Разработка идеи
7. Поиск лучшей идеи
8. Исследование
9. Мой выбор

II. Технологический этап

10. Используемые материалы
11. Инструменты и оборудование для изготовления грелки на чайник
12. Организация рабочего места, правила безопасной работы
13. Технология изготовления грелки на чайник.
14. Снятие мерок
15. Построение чертежа
16. Технологическая карта
17. Экономический расчет
18. Экологичность.
19. Оценка выполненной работы

III. Заключительный этап

Подготовительный этап

Прежде чем приступить к выполнению проекта, давайте посмотрим вокруг. На первый взгляд может показаться, что все нас устраивает и совсем необязательно что-то менять. Но присмотритесь повнимательнее. Мы привыкли, например, для своих квартир выбирать нейтральные, спокойные обои с однообразным рисунком. Мы боимся использовать в интерьере чересчур яркие оттенки или очень темные стены, думая, что это отрицательно скажется на нашем последующем образе жизни. Давайте с вами попробуем на своей кухне что-то изменить. Хорошая хозяйка знает, что аксессуары нужно подбирать внимательно и с умом. Например, интерьер кухни должен быть рациональным и эстетичным, поэтому так важны стильные аксессуары, которые добавят любой кухне изящества и очарования. Скатерти, салфетки, прихватки , полотенца, подставки под посуду, конфетчицы... Все эти поделки сможет сделать любая хозяйка. Сделайте свою кухню еще уютнее – украсьте ее изделиями ручной работы! Для выбора темы можно воспользоваться также Банком проектов, а может вас вдохновит посещение сайта для любителей мастерить: http://doit-yourself.ru/sections/rukodelie/aksessuaryi-dlya-kuhni.htm

Результатом первого пункта будет написание мини-сочинения на тему: "Обоснование выбора и цели деятельности" или "Потребность в изготовлении изделия".

Постановка цели и задачи

Необходимо выявить основные цели и задачи выполнения проекта. Например, разработка и изготовление изделия, или модернизация, ремонт чего-либо в соответствии с определенными условиями, требованиями.

Пример.

Цель проекта: изготовить грелку-сувенир на чайник для семейного чаепития
Задачи:
1. Изучить литературу, выбрать один из способов выполнения грелки на чайник.
2. Составить банк идей, исследовать и выбрать лучший вариант.
3. Подготовить инструменты и материалы, организовать рабочее место.
4. Изготовить изделие, оформить его.
5. Оценить качество работы.

Требования к изделию

Теперь вы должны определить, какими качествами должно обладать изделие:

Пример. Изделие должно быть: практичным, качественно исполненным, оригинальным, красивым по внешнему виду, компактным, экономичным, подходить к интерьеру комнаты .

Разработка идеи

На этом этапе вы должны разработать несколько вариантов формы и конструкции изделия, проанализировать их и выбрать наиболее подходящий по критериям. Для начала поищите вокруг уже готовые подобные изделия, посмотрите, как они устроены, из каких материалов изготовлены, какую форму имеют и подумайте, как можно изменить изделие, чтобы оно подходило под ваши критерии. (Приложение 1 стр. 4, схема 1)

Можно попробовать изменить форму или материал различных частей изделия

Поиск лучшей идеи

Теперь необходимо проанализировать идеи и выбрать ту, которая больше подходит по разработанным критериям.

Пример.

1. Грелка в лоскутной технике. Изготавливается из разных по цвету лоскутов ткани хлопчатобумажных и льняных. Цветовая гамма должна быть яркой, сочной, радостной. Можно сочетать набивные и однотонные ткани. Да, это мне по силам, нет проблем в материальном плане, но они мне не очень понравились. (Приложение 2 , рис.1, рис. 2)
2. Грелка, связанная крючком или спицами.
Изготавливается из разной по цвету пряжи. Но, к сожалению, я не увлекаюсь вязанием и в моем доме нет большого разнообразия ниток для вязания. (Приложение 2 , рис.3, рис. 4)
3. Грелка, выполненная в технике аппликации.
Сделать её можно из разноцветных кусочков любой ткани, сукна, фетра, фланели. Красиво. В этой технике делается отделка деталей зигзагом, а на нашей домашней швейной машине такого приспособления нет. (Приложение 2 , рис. 5, рис. 6)
4. Грелка с элементами вышивки.
Изделие можно выполнить в стиле гжельской росписи по фарфору. Очень красиво. Для отделки нужна вышивка, а эту технику вышивания крестом и гладью я изучала на уроках технологии. (Приложение 2 , рис.7)

Исследование

В этом разделе вы должны проанализировать или провести исследование правильности выбора своего изделия, Исследование можно оформить в виде таблицы (Приложение 1 . Стр. 5).

Пример. И все-таки я засомневалась в выборе грелки и решила расспросить всех членов моей семьи. Проведём исследование в кругу моей семьи.

Подсчитав все плюсы и минусы выбираем вариант изделия и начинаем его детальную проработку.

Технологический этап

В этом пункте необходимо показать всю технологию изготовления изделия.
1. Необходимо продумать форму изделия;
2. Разработать его конструкцию, способы соединения деталей в изделии.
3. Подобрать материалы для изготовления деталей изделия. (Приложение 3 )
4. Определить наличие необходимых для выполнения работ инструментов. (Приложение 1 стр.6)
5. Определить рабочие размеры изделия и его деталей. (Приложение 1 стр.7)
6. Разработать или выбрать технологию изготовления деталей и изделия в целом, то есть, какие технологические операции и в какой последовательности нужно выполнять для изготовления изделия. (Приложение 4 .)
7. Продумать безопасные способы изготовления изделия.
8. Продумать способы декоративно-художественного оформления изделия.

Все можно представить в виде таблиц и звездочек обдумывания.

Расчет себестоимости изделия

В этом разделе вы должны представить расчет затрат на ваше изделие. Рекомендую вам выбирать наиболее рациональный и экономичный расход материалов. (Приложение 1 стр 9)

Экологичность

Выбирайте для своей работы только экологически чистые материалы, чтобы изготовление и эксплуатация вашего изделия не повлекло за собой изменение в окружающей среде и не принесло вред здоровью.

Заключительный этап

Выводы

В конце проекта вы пишете выводы по работе. Необходимо отразить, что работа выполнена по заявленным требованиям.

Пример. Грелка на чайник Курочка «Гжель» удовлетворяет требованиям, которые были предъявлены изделию вначале работы:

  • грелкой можно пользоваться, так как она изготовлена по размерам и чертежам
  • хорошее качество исполнения
  • грелка оригинальна, таких нет в продаже, она будет удивлять гостей, создавать хорошее настроение
  • красивый внешний вид позволит использовать грелку еще и как украшение интерьера кухни
  • себестоимость изделия получилась низкая, так как были использованы обрезки тканей, вторсырьё.
  • моей семье грелка очень понравилась.

В этом разделе вы должна дать рекламу своему изделию. Для чего это нужно? Реклама позволяет увеличить интерес к этому предложению. Раньше внимание к товарам привлекали в основном голосом, то сейчас реклама включает в себя множество различных способов донесения необходимой информации до потребителя. Так вот попробуйте разрекламировать свое изделие так, чтобы многие захотели сделать такое же или оттолкнуться от вашей идеи и сделать похожее.

Пример. Как сделать чайную церемонию неповторимой? Заварить вкусный чай. Приготовить вкусный пирог, поставить на стол самый красивый чайный сервиз, постелить скатерть и разложить салфетки? Безусловно, так, но есть одна интересная деталь, которую стоит взять на заметку тем любителям чая, которые с ней еще не знакомы. Это – специальная грелка, которую одевают на заварочный чайник, чтобы, поддержать в нем нужную температуру и заварить по-настоящему вкусный чай. Само чаепитие должно быть неспешным, а значит и чай должен как можно дольше оставаться горячим. И в этом случае грелка – вещь совершенно необходимая.
Изготовление вещей домашнего обихода своими руками является одним из способов самовыражения, создания индивидуального стиля, воплощением замыслов в реальность. Очень приятно пить чай, когда на столе находится такая вещь. Прекрасное украшение интерьера современного жилища.
Такую вещь на рынке не купишь!

Используемая литература:

Представьте литературу, которую вы использовали

Пример.

1.“Учимся играть” журнал № 3. Москва. Изд-во Просвещение. 2004г.
2. Чернякова В.Н. Технология обработки ткани 7-9 кл. Москва. Просвещение. 2000г.
3. Симоненко В.Т. 5, 6, 7 кл. Вентана граф. 2002г.
4. Школа и производство 2003г. № 1. Изд-во Просвещение.
5. Для тех, кто шьет. Е.Н.Юдина и др. Лениздат. 1985г.

6. Семенов В.М. Все о чае и чаепитии: Новейшая чайная энциклопедия
7. Календарь-2008 Русское чаепитие.
8. Интернет: http://doit-yourself.ru/sections/rukodelie/aksessuaryi-dlya-kuhni.htm

II. Практическая работа

Учитель предлагает учащимся выбрать тему творческого проекта.
Окончательный выбор темы остается за учителем с учетом знаний и умений учащихся.
Учащиеся выполняют выбранный творческий проекта (можно предложить выполнение мини-группами.
Консультация учителя по выполнению проекта.

III. Итог урока

Предварительная оценка выполнения практической работы.

В заключение урока:

Красив человек труда – комбайнер, тракторист, летчик за штурвалом своей машины, садовод у любимого дерева.
Если хочешь быть красивым, трудись до самозабвения, трудись так, чтобы ты почувствовал себя творцом, мастером, господином в любимом деле. Трудись так, чтобы глаза твои выражали одухотворенность великим человеческим счастьем – счастьем творчества.

IV. Домашнее задание

На следующем уроке мы с вами дадим окончательную оценку вашему изделию, поэтому подготовьтесь к защите вашего творческого проекта.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа»

Инновационный творческий проект по теме

Выполнила: Надешкина Светлана Павловна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ № 45 города Карталы»

г. Карталы

Аннотация к инновационному творческому проекту

«Литературный салон. Золотой век русской поэзии»

Тип проекта : творческий

Участники проекта : учащиеся 9 классов МОУ «СОШ № 45 города Карталы», учителя литературы, истории, музыки.

Этапы реализации проекта:

Организационный этап: распределение задач для участников проекта;

Конструкторский этап: создание сценария, распределение ролей, определение необходимого реквизита;

Деятельностный этап: выполнение технологических операций(репетиции), контроль качества;

Заключительный этап: защита проекта.

Гипотеза

Если развивать творческие способности детей, то это приведёт к

развитию речи обучающихся,

Ожидаемые результаты:

Развитие креативных способностей обучающихся старшего школьного возраста во внеклассной деятельности по литературе;

Повышение читательских компетенций обучающихся;

Развитие познавательных универсальных учебных действий;

Совершенствование школьного межпредметного сотрудничества.

Обоснование необходимости инновационного проекта

Основной идеей моего проекта стало совершенствование межпредметного партнёрства в условиях разработки и реализации проекта «Литературный салон. Золотой век русской поэзии", приобщение учащихся к вершинам русской культуры, повышение мотивации к чтению.

В современном обществе технологические возможности позволяют многое: в каждом доме имеется доступ в Интернет, телевидением и видео уже давно никого не удивишь. Именно в это время перед учителями литературы встаёт проблема падения интереса к чтению. Учащиеся увлекаются фэнтези, комиксами, а произведения школьной программы изучают посредством чтения краткого содержания. Конечно, невозможно понять, прочувствовать произведение Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», пересказ которого занимает буквально полторы страницы печатного текста. Но ещё сложнее обстоит дело с поэзией.

Ребята не просто не любят читать, часто они на долгие годы сохраняют отвращение к литературным произведениям. Задача учителей-словесников, на мой взгляд, заключается в том, чтобы помочь учащимся воспринимать литературные произведения; заинтересовать ребёнка, чтобы он не просто прочитал книгу, а получил эстетическое наслаждение, задумался над её содержанием. Читательский опыт обогащает эмоционально, духовно, повышает культурный уровень, воспитывает всесторонне развитого, гармоничного человека. А это и есть первоочередная задача учителя.

На первом заседании методического объединения учителей русского языка и литературы было озвучено предложение о разработке проекта, направленного на развитие читательских компетенций, творческих способностей учащихся. Были определены цели и задачи данного проекта, продуманы этапы его реализации. Было решено, что к разработке проекта необходимо привлечь учителей истории, МХК, музыки, а в реализации проекта задействовать учащихся девятых классов.

Разработка и реализация данного проекта видится мне в настоящее время особенно актуальной, потому что на фоне стремительного технического прогресса наблюдается не менее стремительный регресс общей культуры современного человека, переоценка им ценностей, слабое владение творческими умениями и навыками.

Совместная работа преподавателей разных дисциплин обогащает каждого участника творческого процесса, открывает широкие возможности для развития творческих способностей тандема: учитель- ученик, позволяет сделать процесс обучения более эффективным, контролируемым, позволяет выявить индивидуальные способности обучающихся. Проявление творческих способностей - пожалуй, самых действенных из способов мотивации учащихся в процессе обучения.

Анализируя проблемную ситуацию, можно определить следующие противоречия существующей практики реализации проектов:

1.Между большим объёмом изучаемого материала и неумением обучающихся самостоятельно строить свою работу, систематизировать полученный материал, делать выводы;

2.Между традиционными формами, направленными на передачу готовой информации и необходимостью формирования компетенций, направленных на развитие у учащихся творческих способностей;

3.Между требованиями к знаниям, умениям и навыкам современной программы и разным уровнем подготовки обучающихся по литературе.

Пути решения проблемы.

Совместная работа ученика и учителя над подготовкой и реализацией проекта;

Использование на уроках и во время внеурочной деятельности информационно-коммуникационных и других современных технологий;

Применение метапредметных связей, привлечение к сотрудничеству учителей истории, музыки, МХК;

Чередование различных видов деятельности, способствующих развитию творческих способностей учащихся.

Цели:

1.Повысить уровень читательской компетентности обучающихся в процессе творческой работы.

2.Побудить интерес к культуре своего народа.

3.Создать условия для реализации творческого потенциала обучающихся.

Задачи:

Формировать целостное представление о культуре России 19 века;

Активизировать познавательный уровень обучающихся;

Развивать навыки самостоятельной работы, работы в группах;

Приобщить к созданию творческих проектов по литературе;

Основное содержание проекта

Проект «Литературный салон. Золотой век русской поэзии» представляет собой внеклассное мероприятие.

Проект рассчитан на 1 год. Он включает в себя 4 этапа, в каждом из которых чётко прописаны действия, технологии, контроль за качеством выполнения работы и возможная корректировка проектной деятельности.

Как показывает опыт, совместная творческая работа сближает участников проекта, повышает интерес обучающихся к изучаемому предмету. Участники проекта обсуждают подобранный материал, обмениваются мнениями. Их роль в данном процессе возрастает: они не просто «исполнители», они соавторы проекта. Этот факт способствует более ответственному подходу к процессу сбора и обработки информации для последующего выступления.

На первом этапе, где происходит планирование проекта, осуществляется постановка целей и задач, очень важен мониторинг участников. У каждого человека свои интересы и пристрастия, поэтому необходимо объединение обучающихся в творческие группы, роль координатора в которых отводится учителю. На этом этапе ученики распределяют между собой направления в работе, что позволит им «примерить» на себя новую роль.

Именно на первом этапе проводится опрос- тестирование, целью которого является выявление читательских пристрастий. Предполагается выяснить, что читают школьники, насколько им интересны произведения школьной программы?

19 век называют «Золотым веком» русской поэзии и веком русской культуры в мировом масштабе. Время славы, открытий, побед. Время пышных балов. Выражение «золотой век» ребята слышать на многих уроках, но для некоторых оно остаётся непонятым. Необходимо разъяснить, почему 19 век называют золотым веком русской культуры? Познакомить с культурой 19 века и с людьми, её создавшими.

Понятие «Золотой век» включает в себя развитие многих направлений в искусстве 19 века, поэтому нельзя добиться понимания поэзии того времени вне знаний о развитии архитектуры, музыки, живописи, исторических предпосылок к их развитию.

Особое место на втором этапе занимает работа семинаров-консультаций. Актуально посещение центра дополнительного образования, детской школы искусств, просмотр фильмов, посещение спектаклей. Этот этап предполагает сбор, анализ и переработку полученной информации. Происходит корректировка и согласование текстов выступлений, просмотр презентаций, определяется схема их взаимодействия. Данная работа учит ребят координировать планы своей творческой группы с другими группами, анализировать проделанную работу; ученики проявляют коммуникативные навыки.

На третьем этапе происходит контроль качества, происходит корректировка сценария.

На заключительном этапе предстоит представление творческого проекта.

Рассмотрим ход работы творческих групп на этапе поиска и обработки информации.

Творческая группа «Историки» занимается изучением исторических предпосылок для развития русской культуры. Экскурсом к нашему проекту станет историческая справка, составленная группой.

Задача творческой группы «Архитекторы» составить альбом архитектурных шедевров 19 века, созданных в традиционном русском стиле: Исаакиевский собор, Смольный собор, дом московского купца Петра Третьякова, собравшего самую крупную в мире коллекцию изобразительного искусства русских художников.

Заглянуть внутрь Третьяковской галереи поможет группа «Художники», которые подготовили сообщение- презентацию о художниках 19 века и их творчестве.

(Предполагаемое количество участников группы-4 человека)

Творческая группа «Литераторы» поможет ответить нам на вопрос: что же вдохновляло поэтов, писателей, художников и музыкантов на создание удивительных произведений искусства. В их исполнении мы услышим замечательные стихи авторов 19 века, наполненные любовью, щемящей грустью и тоской, от которой сжимается сердце, безграничной тягой к свободе. Работа этой группы связывает воедино мини- проекты остальных творческих групп.

(Предполагаемое количество участников группы-11 человек)

Настроение литературной гостиной в стиле 19 века поддержит группа «Музыканты». Величайшие композиторы писали картины при помощи музыки, они и сейчас тревожат сердца миллионов слушателей во всём мире. Особое внимание уделяем творчеству А. С. Пушкина и его поэме «Руслан и Людмила», которая стала основой для оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила». Возможно исполнение увертюры к опере учащимся.

(Предполагаемое количество участников группы-3 человека)

Проекты всех творческих групп продемонстрируют, что Россия в 19 веке просто ворвалась в мировую культуру и заняла там одно из самых почётных, можно сказать, первых мест. Почти два столетия люди знают, помнят, изучают культуру 19 века, восхищаются шедеврами литературы и искусства.

Ресурсы проекта

Реализация проекта рассчитана на 1 год. В случае успешной реализации проекта, заинтересованности со стороны обучающихся и учителей, возможно продолжение работы над проектами типа «Литературный салон», создание новых форм проектов. Так как воплощение проекта не требует больших вложений, мне это представляется вполне возможным.

В дальнейшем предполагается задействовать в реализации проекта обучающихся других возрастных групп.

Материально- техническое обеспечение школы позволяет осуществить анонс предстоящего мероприятия, осветить подготовку и реализацию проекта. Работа творческих групп облегчена стабильным доступом в Интернет, богатым библиотечным фондом.

Целевая аудитория и партнёры

Целевой аудиторией, на которую рассчитан данный проект, являются учащиеся 8-11 классов. К обсуждению результатов проекта привлекаются учителя-предметники, задействованные в реализации проекта, руководители методических секций школы, ребята, обучающиеся в старших классах (предполагается проведение тестирования).

Социальными партнёрами данного проекта являются краеведческий музей г. Карталы, Дом культуры железнодорожников, родители.

Перспективный план реализации инновационного проекта

«Литературный салон. Золотой век русской поэзии»

Первый этап (2016 -2017 учебный год) -организационный

Сроки

Мероприятия

Задачи

Ожидаемый результат

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Сентябрь

Подготовка. Разработка проекта

Определение темы и целей проекта

Разработка проекта, составление плана работы

Обсуждают предмет с учителем, получают при необходимости дополнительную информацию, осмысливают полученные сведения

Знакомит с методикой проекта, мотивирует учащихся к совместной работе. Устанавливает цели и ставит задачи, проводит мониторинг участников с целью выявления их пристрастий.

Октябрь-ноябрь

Планирование. Изучение теоретического материала по организации творческого пространства

Объединение участников проекта в творческие группы

определение источников информации, способов сбора и систематизации информации, определение способа представления отчёта о проделанной работе, распределение обязанностей между членами творческих групп

Вырабатывают план действий, формулируют задачи

Предлагает идеи, высказывает предположения, координирует работу.

Второй этап (2016-2017 учебный год) - конструкторский

Декабрь- январь

Создание сценария литературного салона

Сбор информации от творческих групп, систематизация, полученного материала, решение промежуточных задач

Сценарий

Решают поставленные задачи, распределяют обязанности, готовят презентации, сообщения, анализируют, подбирают реквизит

Собирает полученную информацию, анализирует, создаёт сценарий

Третий этап (2016-2017 учебный год) - деятельностный

Февраль-апрель

Репетиции

Отработка материала, корректировка сценария (по необходимости)

Творческая работа всех участников проекта

Участвуют в проекте

Наблюдает, советует, координирует.

Четвёртый этап (2016-2017 учебный год) - заключительный

май

Защита проекта

Продемонстрировать творческую работу на должном уровне

Интересное, познавательное мероприятие

Проявляют свои творческие способности

Поддерживает, координирует ход программы

май

Мониторинг и обсуждение результатов проекта

Получение оценки проделанной работы

Привлечение к процессу создания подобных проектов учителей других предметных дисциплин

Участвуют в оценке проделанной работы путём обсуждения и самооценок

Оценивает усилия учащихся, свою деятельность, качество исполнения, неиспользование возможностей, потенциал продолжения работы над проектами

Ожидаемые результаты и социальный эффект

Совместная работа учителей и учащихся над созданием и реализацией проекта во внеурочное время, конечно же имеет положительные результаты. Данная работа не ограничивается рамками урока. Значительный объём работы ребятам предстоит выполнить самостоятельно, что дисциплинирует, подстёгивает к дальнейшим продуктивным действиям. Возможность проявить себя, выступить в новой для себя роли развивает креативные способности детей, учит их строить взаимоотношения, преодолевать трудности. Ребята ощущают свою значимость, что также повышает мотивацию к дальнейшему обучению.

Сценарий «Литературного салона» в дальнейшем может использоваться не только как цельное мероприятие. Предполагается использование отдельных фрагментов (презентации, сообщения, чтение произведений поэтов 19 века) сценария на уроках разных предметных дисциплин, во время проведения предметных недель.

Таким образом, если развивать творческие способности детей, то это приведёт к

повышению познавательной активности,

повышению качества знаний по предмету,

развитию речи обучающихся,

воспитанию чувства толерантности, ответственности,

формированию любви и уважения к культурному наследию своей страны.

За время работы над данным проектом, мы не только углубились в изучение культуры 19 века, но и прониклись атмосферой того времени, ощутили величие русской культуры. В подготовке литературного салона проявили таланты не только ученики, чтецы, музыканты, историки, но и учителя, которые выступили на равных с учениками при защите проекта. Надеюсь, что наш проект не завершён, но мы уже можем наблюдать его результаты. Положительная динамика участия наших ребят в конкурсах, олимпиадах, повышение интереса к чтению, рост числа учителей, участвующих в методических конкурсах. Вот основные показатели успеха данного проекта.

Перспективы дальнейшего развития инновационного проекта

В планах на будущее создание мини-проектов, посвященных литературному наследию («Русские баснописцы», «Поэзия серебряного века», «Мой Достоевский», «Поэты и писатели родного края», «Экспедиция в прошлое» (по текстам древнерусской литературы)). Разрабатывается проект «Я пишу…», в котором будут собраны произведения, созданные учащимися школы. Проект «Литературный салон» станет отправной точкой для создания последующих работ. Слайдовые презентации, созданные творческими группами, станут подспорьем учителям-предметникам в подготовке и проведении уроков. В перспективе возможна корректировка содержания проекта, включение новых текстов, обогащение материала.

Желание продолжить данный вид работы, в первую очередь, изъявляют учащиеся. А это значит, что у нашей совместной работы большие перспективы

Конечными продуктами проекта стали:

Презентации

Сценарий литературного салона

Тестовые вопросы для мониторинга литературных предпочтений обучающихся

Открытые уроки.

Список литературы

Артёмов В. В. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В. В. Артёмов, Ю. Н. Лубченков. - 12-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 448с.;

Данилова Г.И. Мировая художественная культура: От XVII века до современности: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений / Г. И. Данилова. 3-е изд., пересмотр. - М.: Дрофа, 2007. - 399 с.

Рябцев Ю.С. История русской культуры: Художественная жизнь и быт 18-19 вв.: Учеб. Пособие.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - 432 с.

История России. Часть 3. С конца ХVIII по 90-е годы ХIХ века. Электронный образовательный комплекс (Видеопрезентация про развитие науки во 2 пол. 19в. и Презентация Культура 2 пол. 19 века пункты 2, 6, 7).

CD «Мировая художественная культура» Библиотека электронных наглядных пособий. 10-11 классы

Электронное средство учебного назначения «История искусства. 10-11 класс»/Министерство образования Российской Федерации, ГУ РЦ ЭМТО, ООО «Кирилл и Мефодий», ООО «Дрофа», ООО «Нью Медиа Дженерейшн», 2003.




Пословицы и поговорки возникли в глубокой древности, еще задолго до появления письменности. Автором пословиц и поговорок является народ. Кто-то когда-то выразил свою мысль, другие люди подхватили, запомнили, передали, внесли что-то своё…Так пословицы и поговорки и передавались из уст в уста от поколения к поколению.


Пословица – это целое законченное предложение с глубоким смыслом. Пример: «Без труда не выловишь и рыбку из пруда». Поговорка – это просто фраза или словосочетание, которые можно заменить другими словами. Пример: «остаться с носом» - быть обманутым, «медвежья услуга» - помощь, которая обращается во вред. Кот Базилио и лиса Алиса оставили Буратино «с носом ».






Пословицы и поговорки начинают изучать уже с первых дней в школе: они учат, советуют, предостерегают; хвалят трудолюбие, честность, смелость, доброту; высмеивают жадность, зависть, трусость, лень; осуждают эгоизм, зло; поощряют прилежание, благородство, упорство.


Все наши великие писатели и поэты учились на пословицах богатству языка и использовали их в своих произведениях. Давайте вспомним, откуда эти пословицы и поговорки: «…. и осталась старуха у разбитого корыта...» («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин) « Кому велено чирикать - Не мурлыкайте! » («Путаница» К.И. Чуковский) «А воз и ныне там.» («Лебедь, рак и щука» И.А. Крылов)


Пословицы и поговорки были придуманы очень давно и давно проверены временем. Поступай так, как велит народная мудрость – не ошибёшься и с лёгкостью найдёшь выход из затруднительной ситуации. Главное в этом деле понять то, что говорит пословица или поговорка.



Средняя группа

Проект

по теме недели:

Выполнила:

Т.В.Жук

Л.В.Клепукова

2018г

ПРОЕКТ: « Знакомство с народной культурой и традициями»

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 2 недели (12.03. – 23.03.)

ТИП ПРОЕКТА:

информационно – творческий, фронтальный (группа детей и их родители).

ЦЕЛЬ:

приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству.

ЗАДАЧИ:

    Расширять представления о народном творчестве (игрушка, фольклор, традиции).

    Привлекать детей к созданию узоров по мотивам народной игрушки (дымковская, филимоновская, матрешка), создать условия для самостоятельного отражения детьми полученных знаний, умений.

    Воспитывать любовь и интерес к народной культуре, народному творчеству.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Традиционная народная культура является глубинной основой всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного общества.

Вытеснение народных традиций на периферию культурных процессов грозит разрушением самобытности региональной культуры и, как следствие, размыванием и утратой у подрастающих поколений культурной и национальной идентичности. В русле народной культуры складываются представления человека о мире и его мироощущении, система образов и языка, народные знания и умения, обычаи и нравы, формы хозяйственной деятельности, семейной, обрядово-праздничной жизни, система фольклора. На основе традиционности не только закрепляется весь опыт практической деятельности человеческого сообщества, но и формируются важнейшие этнические идеалы, моральные принципы и нравственные установки, регулируются нормы социальных отношений

Стоит помнить, что дошкольный возраст – самая важная стадия формирования личности человека, её фундамент. И именно с раннего возраста необходимо воспитывать уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям. Знакомясь с культурными ценностями и традициями своего народа с раннего детства, черпая вдохновение в близком окружении, дети впитывают эту любовь, именно на этой основе закладываются предпосылки гражданственности, патриотизма и любви к Родине! Всё это послужило причиной к разработке проекта «Знакомство с народной культурой и традициями»

1 часть проекта. Организация «точки удивления».

В пятницу вечером воспитатели выкладывают в центрах по интересам: - альбомы «Филимоновская игрушка», «Дымковская игрушка»;

Шаблоны для раскрашивания;

Дидактические игры по тематике проекта;

Книги с потешками, загадками, прибаутками, сказки;

Народные игрушки (дымковские барышни, филимоновские игрушки, матрешки).

Утром, в понедельник, дети приходят в детский сад замечают изменения в группе и задают вопросы: это что? зачем?

2 часть проекта. Определение проблемы.

Воспитатель объясняет детям, что на этой неделе мы с вами будем знакомиться с народным творчеством. Выясняет у ребят: понравились им новые игрушки?

А вы знаете как называются новые игрушки? (Ответы детей)

Что вы хотели узнать об этих игрушках? (Ответы детей)

Как мы можем узнать ответы на наши вопросы? (Ответы детей)

3 часть проекта. Реализация запланированных мероприятий.

    Речевое развитие:

    Чтение художественной литературы: потешки «Как у нашего кота…»; р.н.с. «Лиса и тетерев», «Лисичка со скалочкой», «Жихарка», «Петушок и бобовое зернышко», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Кот, петух и лиса»; поговорок, пословиц о временах года.

    Разучивание песенок, потешек «Расти коса до пояса…», «Солнышко – ведрышко».

    Беседы: «Дымковские игрушки», «Почему игрушки называются дымковскими», «Мои любимые сказки», «Филимоновские свистульки», «Матрешки, разноцветные одежки», «Что такое народная игрушка», «Кто такие народные мастера», «Что мы знаем о матрешке», «Русская народная игрушка», «Чем играли наши бабушки».

    Дидактические игры «Найди различия и сходства» (сравнения матрешек)

    Словесные игры «Опиши игрушку» .

2. Социально-Коммуникативное развитие:

    Сюжетно-ролевые игры «Магазин игрушек», «Парад игрушек», «Напоим матрешку чаем», «К бабушке Варварушке в гости на оладушки», «Как котик в гости ходил».

    Игра – драматизация по русской народной сказке «Заюшкина избушка» .

    Создание игровой ситуации с использованием загадок про народные игрушки.

    Хороводная игра «Заинька»

    Музыкальная русская народная игра «Шел козел по лесу»

3. Познавательное развитие:

    Рассматривание альбомов, иллюстраций о предметах старинного быта, кукол в народных костюмах.

    Дидактические игры: «В какой руке игрушка?», «Составь картинку – матрешку», «Накроем стол к чаю», «Подумай и скажи», «Что из чего сделано?»

    НОД «В гостях у народных мастеров. Игрушки из глины».

    НОД «Знакомство с матрешкой»

4. Художественно-Эстетическое развитие:

    Раскраски «Дымковская игрушка», «Филимоновская игрушка» и др. с росписью народных игрушек.

    Трафареты народных игрушек.

    НОД Рисование по мотивам дымковской игрушки «Украсим кукле платьице».

    НОД Лепка по мотивам филимоновской игрушки «Барашек»

    НОД Лепка «Козленочек» (по мотивам р.н.с. «Волк и семеро козлят»)

    НОД Рисование «Козлятки выбежали погулять на зеленый лужок» (по мотивам р.н.с. «Волк и семеро козлят»)

    Конструирование «Строим домик для матрешки».

    Дидактические игры «Дорисуй узор», «Выложи орнамент», «Выложи узор»

5. Физическое развитие:

    Подвижные игры: «Прятки», «Дети и волк», «У медведя во бору», «Гуси – гуси», «Неваляшки», «Карусель», «Матрешки»,» Совушка», «Мы веселые ребята».

4 часть проекта . Привлечение родителей.

    Познакомить родителей с темой проекта, пожеланиями детей о получении новых знаний (вывесить лист опроса с моделью трех вопросов) .

    Консультация для родителей «Роль народных игрушек и игр в воспитании дошкольников»

    Консультация для родителей «Фольклор для маленьких»

    Консультация для родителей «Как организовать домашнее занятие по рисованию и лепке»

    Участие родителей в подготовке и проведении развлечения «Посиделки у самовара»

5 часть проекта. Заключительная.

    Итоговое мероприятие: развлечение «Посиделки у самовара»

    Выставка творческих работ детей по теме недели.

В ходе реализации проекта обогатились знания детей о народном творчестве (игрушка, фольклор, традиции). Дети используют в активной речи потешки, загадки, поговорки; умеют играть в русские народные подвижные игры; имеют богатый запас знаний сказок и сказочных героев. Ребята проявляют интерес к народной игрушке, различают и создают узоры по мотивам дымковских и филимоновских игрушек, бережно относятся к произведениям народного творчества.

Литература:

1.

российская федерация

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ - ЮГРА

Администрация муниципального образования

ГОРОД МЕГИОН

Муниципальное БЮДЖЕТНОЕ образовательное учреждение

дополнительного образования

«Детская художественная ШКОЛА»

Педагогический проект

«ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ

КАК СРЕДСТВО ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ»

преподаватель высшей квалификационной категории

МБОУ ДО «ДХШ»

Ульбаева Гайша Валиулловна

Мегион - 2012

1. Краткая аннотация проекта.

Мы все пришли на Землю с определенной миссией. И чтобы понять, для чего мы сюда пришли, нужно внимательно вглядеться в свое собственное детство, такое далекое и близкое.

П.И. Анофриков.

Целью современного художественного образования является развитие личностных качеств ученика, его способностей, формирование у него активной, творческой жизненной позиции. На протяжении последних лет система дополнительного образования детей преодолела этапы эволюционного перехода в новое качественное состояние, становления государственной системы, модернизации этой системы в целях решения основных задач российского образования - доступности, качества, эффективности. В 2011 году благодаря усилиям всего культурного сообщества и активным действиям Министерства культуры Российской Федерации (Федеральный закон РФ от 17 июня 2011 г. N 145-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании"), школам искусств (детским художественным школам) наконец-то определили статус, достойных им миссии, - предпрофессиональное образование. Предпрофессиональное – значит, обязательное, начальная ступень профессионального образования, фундамент профессионального образования в сфере культуры и искусства. Исходя из этого современное художественное образование сегодня должно готовить учащихся к быстро изменяющимся условиям жизни, полноценной самореализации в будущей учебной и профессиональной и трудовой деятельности. Важным условием этого является овладение умением самостоятельно, творчески, аналитически работать с различного рода информацией. Эти умения приобретают особую значимость для подготовки молодого поколения к жизни в 21 веке – веке информационных технологий. При этом основное внимание должно быть сосредоточено на развитии творческих способностей учащегося, возможностях его саморазвития, формировании системного мышления, готовности к инновационной и профессиональной деятельности.

В целях создания необходимых условий достижения нового, современного качества образования в «Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы» говорится о необходимости использования деятельностного подхода в обучении. Реализация Концепции станет основой для духовного возрождения России, утверждения ее статуса в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры и искусства, развития человеческой индивидуальности, включая ее социально-культурную и творческую стороны .

На дворе двадцать первый век. Технический процесс мчит нас неведомо куда с головокружительной скоростью. Новые технические средства появляются, чуть ли не каждый день. И, естественно, арсенал средств качественного образования развития ребенка тоже возрос. Мультипликация это перспективнейшее направление педагогики, может не совсем новое, но ставшее в наше время гораздо более доступным. Ведь компьютер есть почти в каждом доме.

С каждым годом большое практическое значение приобретают анимационные технологии. За небольшой период времени в Ханты-Мансийском автономном округе – Югра, созданы и успешно функционируют студии мультипликации.

С 2009 года перечень предметов рабочего учебного плана МБОУ ДОД «Детской художественной школы» отделения «Раннее эстетическое образование детей дошкольного возраста» (от 4-х до 6,5 лет) включен предмет «Основы анимации». Преподавателями и учащимися отделения на уроках выполняются анимационные этюды (работы) «Колобок и лиса», «Морское путешествие», «Красивый сон» и др. Оказалось, что творческий процесс создания работ в технике перекладка идеально подходит начинающему юному художнику, и не оставляет равнодушными профессионалов. В момент, когда ребенок всеобщему вниманию предоставляет результат своего собственного творчества, он всецело доверяет миру. Именно доверие к миру, по утверждению известного психолога В.П. Зинченко, является базовым условием в доступе к информационным кладовым обоих миров – личного и окружающего, внутреннего и внешнего.

Прорисовывая элементы, детали, структуру, явления внешнего мира, ребенок выстраивает мир собственный, постигая и его законы, открывая встречу со своим неповторимым «Я».

Организация культурного пространства - «Творческой мастерской» для учащихся от 11 до 16 лет станет первой ступенькой на Пути, по которому растущий человек будет подниматься самостоятельно всю дальнейшую жизнь. Предполагаю, что не все участники проекта станут в будущем специалистами и профессионалами в области анимации, но просто уверена, что данная деятельность обеспечит возможность развития и формирования творческой личности в комплексном эмоциональном и интеллектуальном развитии на материале экранных и традиционных искусств.

2. Обоснование необходимости проекта (анализ проблемной ситуации через определение противоречий существующей практики).

Нельзя кого-либо изменить, передавая ему готовый опыт.

Можно лишь создать атмосферу, способствующую развитию человека.

К.Роджерс

Анализ работ педагогов-практиков в периодической литературе, мой собственный десятилетний опыт работы позволяют мне говорить о проблемах, возникающих перед учителем в процессе реформ, внедрения инноваций и, особенно при смене концепций и парадигм образовательного пространства школы. Любому педагогу проще давать готовые факты, готовую истину. Научить найти истину гораздо сложнее, но если это удается, то вот оно удовлетворение. Поэтому цель моей педагогической деятельности – это способствовать формированию социально успешной личности ученика, через организацию творческой деятельности учащихся на уроках и во внеурочной работе.

На современном этапе жизни общества и функционирования экономики, требования, предъявляемые к знаниям и умениям учащихся в образовательном пространстве направлены не только на усвоение системы знаний художественного образования, но и умений правильно ориентироваться в нем – осваивать, оценивать изменения, преобразования содержания и методологические принципы художественного образования, соответствующие актуальным задачам развития российского общества, мирового культурного процесса, всестороннему удовлетворению духовных запросов личности. Уровень духовности человека теснейшим образом связан с его эстетической культурой, отношением к искусству. Воздействуя, прежде всего, на чувства, эмоции, переживания, искусство вносит глубокие изменения в его духовную сферу, проецируя внутреннее состояние человека на поведение и поступки. Особую актуальность в образовании современного молодого поколения приобретает обеспечение исторической преемственности поколений; сохранение, распространение и развитие национальной художественной культуры и народного искусства как корневого ее начала.

Современное дополнительное образование призвано заполнить пространство между двумя полюсами: с одной стороны оно наиболее полно обеспечивает реализацию духовных и культурных потребностей детей и молодежи, с другой – мобильно реагирует на меняющуюся социально-экономическую информационную ситуацию в стране.

На современном этапе нашего общества именно в системе дополнительного образования созданы наиболее благоприятные условия для свободного развития личности как индивидуальности.

В настоящее время, в области искусств (по видам деятельности) - изобразительное искусство приобретает новое лицо. Современные технические средства, например, компьютер, интерактивная доска и мультимедийный проектор, открывают перед педагогом и детьми новые возможности для восприятия, изучения и закрепления полученной информации.

Художественная деятельность (рисование), безусловно, играет важную роль в учебном процессе, но современные технологии и достижения науки и техники делают возможности изучения предмета поистине безграничными . В своей работе я наряду с традиционными наглядно-иллюстративными, учебно-методическими пособиями, включающими фотографии, видеосюжеты, тесты и кроссворды применяю современные компьютерные технологии. Формирование потребностно-мотивационной сферы ребенка, инициирование его активности и становление инициативной позиции в разнообразных сферах жизнедеятельности может быть эффективно осуществлено в системе комплексных программ эстетического воспитания. Такую систему деятельности, способствующую развитию навыков самоопределения, самоорганизации, самореализации, самооценки у обучающихся представляет предлагаемый проект.

Проект «Творческая мастерская» - это своего рода составляющая в формировании и развитие этнохудожественной культуры личности на основе высших гуманистических ценностей средствами отечественной культуры и искусства, развитие и формирование человека как целостной личности и неповторимой творческой индивидуальности, средствами нравственных и духовных основ личности, гражданственности и патриотизма, возрождения национальных культур. Предлагает, учащимся используя технологию проектной деятельности создать проекты, отражающие творческое наследие писателей и художников Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, средствами анимационного искусства.

Смотреть мультфильмы интересно и увлекательно. Но насколько интереснее и увлекательнее придумать и снять мультфильм собственными руками! О том, как придумать, нарисовать, снять и озвучить свой собственный мультфильм и узнают дети на занятиях в детской мультстудии.

Занимаясь мультипликацией, ребенок приобретает опыт в неограниченном числе видов деятельности. Выразительные средства мультипликации являются наиболее естественными для детского и подросткового возраста: они стимулируют их творческую активность и раскрепощают мышление. Способность мультипликации учить и воспитывать, позволяет говорить о рождении своеобразной мультипликационной педагогики. Главная педагогическая ценность мультипликации заключается в универсальности ее языка, позволяющего организовать всеобъемлющую систему комплексного обучения детей всех возрастных групп. Ведь возможность создавать что-то новое обычно закладывается в детстве. Чтобы создать мультфильм самостоятельно, дети должны сочинить рассказ или сказку (литературное творчество), написать сценарий (драматургия), нарисовать раскадровку, эскизы героев (изобразительная деятельность), смастерить куклы и декорации (пластика, изобразительное искусство, технология разработки различных материалов), придумать героям движения, одушевить их (ритмика, театр), снять фильм (кино-фото дело), озвучить его (музыка, шумы, использование различной аппаратуры), смонтировать и продемонстрировать (работа с техникой). Нельзя отказаться ни одного вида деятельности, не ограничив и не обеднив при этом конечный результат – детский мультфильм, а, следовательно, и творческие возможности детей, их способность к самовыражению.

3. Цели и задачи проекта.

На пути к совершенству нет конца, есть только начало.

Каждое новое достижение становится отправным

пунктом для следующего крупного шага.

Цель проекта – формирование и развитие этнохудожественного образования учащихся, обеспечение соответствующих условий для их воспитания и творческого развития; приобщение детей к ценностям отечественной художественной культуры; развитие творческой инициативы ученика.

Задачи конкретизируют поставленную цель:

    разработать комплексную программу, программно-методические материалы на основе полученного опыта, с учетом основных задач обучения и воспитания всесторонне образованных членов общества, способных понимать и принимать особенности культуры обских угров в большой семье народов России;

    создать несколько анимационных проектов по творчеству художников и писателей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

    за период времени разработать и снять проектные работы реализовывать идею непрерывного формирования информационной, коммуникативной компетенции учащихся средствами современных образовательных технологий в процессе освоения предметов;

    воспитывать в ученике уверенность в себе, осознание того, что путь к профессиональной карьере лежит через творческую деятельность.

Путь решения поставленных задач – оптимизация образовательного процесса посредством использования инновационных технологий обучения: информационно-коммуникационных технологий, деятельностностный подход; метода проектов.

Их сочетание и системное применение позволяют формировать следующие компетенции:

Информационную (способность грамотно выполнять действия с информацией);

Коммуникативную (способность вступать в общение с целью быть понятым);

Социальную (способность действовать в социуме с учётом позиций других людей);

Предметную (способность применять полученные знания на практике).

Деятельность «Творческой мастерской» основана на проектной организации образовательного процесса. Предполагается создание рабочих групп, у которых будет определенная тема проекта на учебный год (2013-2014, 2014-2015, 2015-2016 гг.), включающая в себя несколько локальных заданий.

Проектно-исследовательская деятельность «Творческой мастерской» распределена по пяти направлениям:

    Учебная деятельность – приобретение теоретических знаний этнохудожественного и этнокультурного характера, изучение основ анимации, освоения технологии выполнения мультфильма в технике перекладки.

    Музейная деятельность - направление характеризуется изучением материальной и художественной культуры малочисленных народов Севера, включая интернет-ресурсы образовательных, информационных, культурно – просветительских сайтов.

    Проектная деятельность - направление обращено к созданию анимационных проектов (этюдов) на основе творчества писателей и художников Югры (Ю. Вэлла, Ю.Шесталов, А. Тарханов, М. Анисимкова, Г. Райшев, Г. Визель, Ю.Бычков и др).

    Методическая деятельность – разработка комплексной программы, методического и наглядно-дидактического материала к занятиям этнокультурного содержания.

    Общественная деятельность – участие в мероприятиях (фестивали, выставки, конкурсы), направленных на сохранение, развитие и пропаганду анимации, этнокультуры народов Севера.

Для развития проектно-исследовательской компетенции учащихся ведущую роль отводиться проектной технологии и следующим правилам : с вобода выбора, открытость, деятельность, взаимообратная связь, индивидуальность.

Метод проектов позволяет наименее ресурсозатратным способом создать «естественную среду» (т.е. условия деятельности, максимально приближенные к реальным) для формирования компетентностей учащихся. Автор работы «Метод проектов» У.Х. Килпатрик с чьим опытом я знакомилась в ходне подготовки проекта, отстаивал тезис о том, что школа должна готовить учащихся к жизни в условиях динамично меняющегося общества, к столкновению с еще неизвестными проблемами

Проектная технология способствует созданию условий для формирования и развития внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению учебно-предметным материалом, развитию самостоятельности, потребности в самообразовании, ответственности за результат свой деятельности. Проектная деятельность позволяет учащимся становиться конкурентоспособными в разнообразных ситуациях, в различных коллективах

Для этого необходимо решить следующие педагогические задачи:

    придавать обучению максимально деятельностный характер;

    увеличить долю самостоятельных работ творческого, поискового, исследовательского и экспериментального характера;

    создавать условия для приобретения опыта и достижения цели, для рефлексии учебной деятельности;

    усиливать практическую направленность дополнительного образования.

4. Основное содержание проекта (описание путей и методов достижения поставленных целей, выработка механизма реализации проекта, каким образом будет распространяться информация о проект

е и т. д.).

Благоприятный микроклимат образовательной среды уроков и внеклассных мероприятий позволяет каждому ученику проявлять себя в качестве субъекта обучения: высказывать своё мнение, аргументируя его; принимать точку зрения другого; вступать в деловую дискуссию; обмениваться практическим опытом; поддерживать друг друга; оценивать себя и других. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к миру, себе; формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров осуществляется при выполнении учащимися различных творческих дифференцированных заданий. Ученик, осознавая свою значимость, испытывает чувство гордости за значимость результата своей работы.

Успешная организация социально значимой, творческой деятельности ученика, привлечение своих воспитанников к активному участию в жизни образовательного учреждения. Проект для меня – это реальная возможность объединить в одном творческом мероприятии всех участников общеобразовательного процесса: учителей, учащихся и не менее заинтересованную в качественном воспитании подрастающего поколения сторону - родителей.

В условиях информационного общества, в котором стремительно устаревают знания о мире, необходимо не столько передавать ученикам сумму тех или иных знаний, сколько научить их приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач, т. е. сформировать компетенции личности выпускника.

Под компетенцией понимается готовность субъекта эффективно соорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели. В основу формирования компетенции личности ложится такой результат образования, как ключевые компетентности, выражающийся в овладении учащимся определенным набором способов деятельности. Каждый ребенок должен быть готов к тому, что ему всю жизнь придется учиться: изучать новые материалы, новую технику, новые технологии работы, повышать свою квалификацию, получать дополнительное образование.

Процессы модернизации образования направлены на созидание и развитие социально-экономической и культурной жизни российского общества, подготовку выпускника школы XXI века, обладающего не только знаниями, умениями и навыками, но и такими личностными качествами, которые дадут ему гибкость и устойчивость в постоянно меняющихся условиях развития страны. Достижение нового результата образования должно опираться на новые педагогические технологии. Базовой образовательной технологией, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в образовании, является метод проектов. Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми, выпускник школы оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах, потому что «проектная деятельность является культурной формой деятельности, в которой возможно формирование способности к осуществлению ответственного выбора»

Следует отметить, что выполнение проектных заданий и участие в проекте позволяет учащимся видеть практическую пользу от изучения того или иного предмета. Результатом станет повышение интереса к предмету, исследовательской работе в процессе «добывания знаний» и их сознательного применения в различных ситуациях, при решении задач, а значит, будет способствовать повышению качества знаний учащихся, развитию высокой мотивированности обучаемых, формированию их творческого потенциала.

Метод проектов всегда предполагает решение учащимся какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой - необходимость интегрирования знаний и умений из различных предметных областей.

Поэтому если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели (субъектом которой является педагог) через детальную разработку проблемы (субъектом которой является учащийся) и ее решение, что должно завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Результаты выполненных проектов, которые получают учащиеся, должны быть, что называется, «осязаемыми»: если это теоретическая проблема - то конкретное ее решение, оформленное в информационном продукте, если практическая - конкретный продукт, готовый к потреблению. Результатом с позиции педагога является изменение уровня сформированности ключевых компетентностей, который демонстрирует учащийся в ходе проектной деятельности

Проект – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающихся созданием продукта; метод проектов– технологию организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технологию сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.

Для адекватного построения педагогического процесса с использованием проектной деятельности необходимо иметь представление о структуре проекта. Структура проектной деятельности учащихся чаще всего является линейной: потребность → проблема исследования → первоначальные идеи → оценка идей → разработка лучшей идеи (идей) → планирование → изготовление → апробирование → оценка.

Структуру проектной деятельности можно представить в обобщенном виде следующей схемой: замысел → реализация → рефлексия. Выделены три основных стадии работы над проектом: организация деятельности, осуществление деятельности, представление результатов деятельности и ее оценка. Каждая стадия разбивается на этапы. На каждом этапе решаются определенные задачи, определяется характер деятельности учащихся и учителя, формируются специальные (проектные) умения.

5. Общие требования к ресурсному обеспечению.

Вид ресурсного обеспечения

Основные требования

Обязательные

Желательные

Нормативно-правовое

1. Наличие школьного положения о проектной деятельности учащихся.

2. Внесение изменений в должностные инструкции заместителя директора, учителей, связанных с организацией проектной деятельности учащихся.

1. Наличие положения о портфолио проекта и положения о конкурсе проектов.

Организационно-институциональное

1. Наличие у школы возможности для организации с учащимися экскурсий, поездок, полевых видеосъемок и т.п.

1. Наличие у школы партнерских связей с другими организациями (учреждениями).

Концептуальное, научно-методическое

1. Наличие школьной рабочей концепции по работе с методами проектов.

1. Внесение особых позиций в образовательную программу, программу развития школы (в части реализуемых образовательных технологий).

2. Наличие у школы руководителя по проблеме организации проектной деятельности учащихся.

Кадровое

1. Наличие в школе учителей, прошедших повышение квалификации по работе по данному направлению.

1. Наличие заместителя директора, курирующего инновационные направления работы в школе.

2. Наличие творческой группы педагогов по реализации метода проектов.

3. Наличие методической системы работы с кадрами по организации работы по методу проектов.

Программно- и учебно-методическое

1. Наличие в школе методической литературы для педагогов, посвященные реализации метода проектов.

2. Достаточная обеспеченность школьной библиотеки справочной литературой (словари, справочники, энциклопедии и т.п.).

1. Наличие в школе медиатеки, имеющее аудио-, видео-, цифровые фонды.

Материально-техническое

1. Наличие в школе класса, оборудованного для анимационной деятельности в технике перекладки.

2. Наличие оборудованного кабинета (мастерской), пригодной для работы учащихся по методу проектов в классно-урочное и внеурочное время.

1. Наличие выставочного зала для организации презентации проектов.

Информационное и РR -сопровождение

1. Достаточная информированность педагогов, учащихся и их родителей о целях, способах и условиях реализации и педагогических возможностях работы по методу проектов в школе.

2. Наличие информационного стенда, странички на школьной сайте, доступного для обозрения учащимися и родителями.

1. Возможность привлечения ресурсов родителей учащихся для реализации проектов, в т.ч. для проведения экскурсий, фото и видеосъемок, издания печатной продукции.

Управленческое

1. Включение всех основных мероприятий по реализации метода проектов в годовой план работы.

2. Включение мониторинга результативности проектной деятельности учащихся в систему внутришкольного управленческого мониторинга.

3. Наличие в школе системы стимулирования педагогов – руководителей и консультантов проектов.

1. Наличие дополнительного финансирования работы по проектам (бюджетные и внебюджетные средства)

6. Партнеры.

    МБУ «Цетрализованная библиотечная система» города Мегиона.

    МАУ «Региональный историко-культурный и экологический центр» г. Мегиона.

    Структурное подразделение МАУ «РИКиЭЦ» - «Центр художественных промыслов национальных ремесел» г. Мегиона.

    МБОУ ДОД «Детская школа искусств им. А.М. Кузьмина» г. Мегиона.

    МБОУ ДОД «Детская школа искусств №2» п.г.т. Высокий.

    МОУ СОШ № 4 «ШИ «Камертон».

    Общеобразовательные школы города и дошкольные учреждения г. Мегиона.

    МУ «Этнографический музейный комплекс им. Т. Д. Шуваева». Музей русского быта г. Нижневартовска.

    МУ «Этнографический музей» нп.Аган.

    МУ «Этнографический музей» нп. Варьеган.

    МУ «Этнографический музей» д. Вата.

7. Целевая аудитория (принципы отбора отбор участников; целевая группа, на которую рассчитан проект, предполагаемое количество участников проекта, их возраст и социальный статус).

Проектная деятельность требует от педагога не столько объяснения «знаний», сколько создания условий для расширения познавательных интересов учащихся, и на этой базе – возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний. Именно поэтому к руководителю проекта предъявляются следующие требования:

Должен обладать высоким уровнем общей культуры, комплексом творческих способностей, развитой фантазией;

Должен быть инициатором самостоятельной активности учащихся, авторитетом и инициатором интересных начинаний.

В определенном смысле педагогом широкого профиля.

Наиболее сложным является вопрос отбора участников (творческой группы) проекта, зависит это от множества факторов: от возрастных и индивидуальных особенностей детей, от их опыта проектной деятельности, от сложности темы проекта, от характера отношений в группе и др. Д етей, обладающих потенциальными возможностями, в школе достаточно. В предлагаемом проекте можно определить рядом факторов, например, уровнем интеллектуального развития, работоспособностью, желанием достичь цели, победить.

Проект «Творческая мастерская» рассчитан для учащихся 11 - 16 лет, предполагает классно-урочную и внеурочную деятельность, в рамках реализации дополнительной образовательной программы предмета по выбору «Азбука кино» (2 часа в неделю), и дополнительных часов (1 час в неделю). Накопляемость групп в среднем 6-8 человек (обусловлено площадью анимационной студии).

Опыт может быть адресован педагогам дополнительного образования художественно-эстетической направленности, учителям, образовательных областей «Изобразительное искусство», воспитателям групп продленного дня.

8. План реализации проекта.

Основные компоненты проекта.

Циклограмма проекта, выполняемого в течение учебного года.

Содержание деятельности

Цель

Ожидаемые результаты

Сроки

Ответственные

1. Организация деятельности

Заседание творческой группы преподавателей по данному проекту.

Выявить объем пакета документов для вхождения в эксперимент.

Скоординированность действий членов творческой группы.

Август

Администра-ция школы.

Мотивация, постановка проблемы, выбор темы проекта, определение цели, выдвижение задач.

Создание творческих групп. Совместное планирование деятельности, выбор темы.

Планирование, корректировка деятельности преподавателя, с учетом данных о составе творческой группы

Сентябрь

Руководитель знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в постановке целей, выдвижении задач.

Определение источников информации, способов ее сбора и анализа.

Выбор способа представления конечного результата (форма отчета). Распределение задач (обязаннос-тей) между членами группы.

Погружение в проект.

Устанавливают цели на каждом этапе деятельности

Обсуждают с учителем предложенную для изучения информацию. Выявляют проблемы.

Выдвигают гипотезы.

Сентябрь-октябрь

Руководитель творческой группы.

Вырабатывают план действий, определяют сроки, выбирают форму представления результатов. Распределяют обязанности в каждой группе, в зависимости от выбранной темы исследования

Планирова-ние.

Предлагает идеи, высказывает предположения.

Объявляет учащимся состав консультативной группы учителей-предметников.

Октябрь-ноябрь

Руководитель творческой группы

2. Осуществление деятельности

Поиск информации

Сбор информации, решение промежуточных задач. Выполнение проекта. Поиск, отбор и изучение необходимой информации в научной литературе и сети INTERNET. Проведение исследования.

Помогает в текущей поисковой, аналитической и практической работе(по просьбе). Дает новые задания, когда у учащихся возникает в этом необходимость. Организует консультации с учителями - предметниками. Наблюдает, советует

Ноябрь-декабрь

Творческая группа.

Выполнение проекта

Практическ-ая часть проекта.

Осуществляет техническую помощь в монтаже, озвучивание и оформлении проекта.

Декабрь-февраль

Творческая группа.

3. Представление результатов деятельности и ее оценка

Обобщение результатов и выводов по проекту

Анализ и синтез полученных результатов с позиции, выдвигаемой гипотезы, формулирование выводов.

Анализируют информацию, формулируют выводы. Оформляют результаты, готовят материалы для защиты проекта и его презентации.

Март

Ненавязчиво контролирует. Оказывает консультативную и методическую помощь в подготовке презентации.

Подготовка презентации проекта

Открытый отчет участников проекта о проделанной работе.

Защищают проект, участвуют в обсуждении.

Апрель

Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника.

Оценка процесса и результатов работы над проектом.

Анализ и обобщение результатов работы в целом. Анализ достижения поставленной цели.

Рефлексия.

Оценивают индивидуальный вклад каждого члена группы в реализацию проекта, в целом группы.

Самооценка реализации поставленных целей.

Анализ достигнутых результатов, причин успехов и неудач.

Май

Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта. Проводит рефлексию.

9. Ожидаемые результаты и социальный эффект (результаты-продукты).

1. Повышение динамики учебных достижений учащихся.

2. Развитие учебной мотивации обучающихся.

3. Развитие предметных компетенций обучающихся.

4. Повышение творческих способностей учащихся.

5. Рост профессионализма и профессиональной активности преподавателей, их ориентация на проектные способы обучения учащихся.

6.Сформированность компонентов профессионального и нравственного самоопределения учащихся, их жизненных планов.

Механизмы оценки:

Внешнее критериальное оценивание по итогам представления проекта. Представление портфолио проекта внешним экспертам – представителем педагогического коллектива, родителей учащихся, учащихся членов школьного самоуправления и др.

Самооценка проектантов в ходе рефлексивного последствия с участием руководителя проекта.

Объекты оценки:

Продукт проекта;

Презентация проекта;

Портфолио проекта.

Примерные критерии внешней оценки:

    Соответствие сущности проекта:

Актуальность и социальная значимость проблемы,

Наличие продукта проекта (анимационной работы).

2. Владение темой (теорией или историей вопроса)

Содержательная грамотность,

Достаточность освещения темы,

Ответы на вопросы по теме проекта.

3. Качество и значимость результата проектной деятельности.

Оригинальность предложенного проекта.

Качество проекта (грамотность, тщательность, деталировка).

4. Качество презентации.

Убедительность вступления.

Использование средств наглядности.

Примерные вопросы для самооценки участниками проекта:

    Достигнута ли цель проекта?

    Были ли достигнуты в ходе выполнения проекта собственные цели?

    Какой опыт в работе с информацией был приобретен в ходе работы над проектом?

    Каков личный вклад в проект (по каждому этапу и в целом)?

    Какова степень удовлетворенности завершенным проектом?

Показателями эффективности реализации проекта будут являться:

    Удовлетворенность родителей, учащихся, представителей общественности результатами деятельности мастерской.

    Позитивные публикации о деятельности творческой группы в СМИ.

    Рост достижений учащихся на конкурсах, фестивалях различного уровня.

    Совершенствование материальной базы за счет средств, привлеченных участием в целевых программах ХМАО - Югры, Грантовых проектов Президента РФ.

При использовании проектной технологии принципиально изменяется позиция учителя, преподавателя. Главной задачей учителя становится мотивация учащихся на инициативную, самостоятельную деятельность. Важно создать среду провоцирующую приобретение или развитие компетенции в рамках проекта для получения результата.

Какие условия необходимы для создания такой среды

    самостоятельный выбор учащимся (уровня сложности задания, форм и способов работы и т.д.);

    самостоятельная учебная работа, деятельность (самостоятельное осу­ществление разных видов работы, в процессе которой происходит формирование умений, навыков, понятий, представлений);

    осознанность цели работы и ответственность за результат;

    реализация индивидуальных интересов учащихся;

    групповая работа (распределение обязанностей, планирование, дискуссия, оценка и рефлексивное обсуждение результатов);

    формирование понятий и организация своих действий на их основе;

    использование системы оценивания, адекватной требуемым образова­тельным результатам (карта успеха ученика, портфолио и т.д.);

    поддержка учащихся, когда они делают ошибки, и помощь при исправлении их;

    показ относительности любого знания и его связи с ценностями, целями и способами мышления тех, кто их породил;

    демонстрирация учащимся, что осознание того, что я чего-то «не знаю», «не умею» или «не понимаю», не только не стыдно, но является первым шагом к «знаю», «умею» и «понимаю».

Таким образом, образовательная технология метод проектов поддерживает компетентностно-ориентированный подход в образовании, что является одним из важнейших направлений современной школы.

10. Перспективы дальнейшего развития проекта.

В перспективе дальнейшего развития проекта предусматривается:

Встреча с творческими личностями Югры (писателями, художниками) – новыми героями сюжетов анимационных работ.

Издание электронного учебного пособия «Творческая мастерская» (за счет финансирования образовательного учреждения);

Издание буклета - отчета о деятельности «Творческой мастерской» (за счет финансирования образовательного учреждения);

Создание фильма о работе «Творческой мастерской»;

11. Литература.

    Бахлыков П. Медвежья Падь: Тюмень: Софт-Дизайн, 1997. – 240 с.

    Баженова Л.М. В мире экранных искусств. - М.: Госкино, Ассоциация деятелей кинообразования, 1992. - 74 с.

    Бондаренко Е.А. Диалог с экраном. - М.: Изд-во SvR-Аргус, 1994. - 96 с.

    Вагатова М. Маленький Тундровый Человек: Стихи и сказки.Тюмень: СофтДизайн, 1996. – 208 с.

    Вэлла Ю.К. Поговори со мной. Книга для ненецкого студента и для того, кто хотел бы послушать ненецкую душу. – Спб.: ООО»Миралл», 2007. – 152 с.

    Вэлла Ю.К. Ветерок с озера: проза – Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2008. – 336 с.

    Вэлла Ю.К. Нити родства. Ханты-Мансийск: ИИЦ ЮГУ, 2010. – 126 с.

    В мире искусства. Словарь основных терминов по искусствоведению, эстетике, педагогике и психологии искусства/ Сост. Т.К. Каракаш, А.А. Мелик-Пашаев, науч. ред. А.А. Мелик-Пашаев. – М., 2001 ук. Ю.Н.Усов. - М., 2000. - С.55-59.

    Игошев В.А. Каталог выставки. М., «Советский художник», 1988 г.

    История ХМАО с древности до наших дней. Учебник для старших классов. Екатеринбург. НПМИ» Волот» 1999.

    Лазарева Л.Г. Геннадий Райшев: грани творчества: материалы научно-практической конференции, посвященные 65-летнему юбилею художника. Ханты-Мансийск: ГУИПП» Полиграфист», 2000. – 152 с.

    Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.

    Козлов В. Мегионцы – это мы: Очерки и стихи. Нижневартовск: Приобье, 1997. – 190 с.

    Молданова Т.А. Орнамент хантов казымского приобья: семантика, мифология, генезис. Томск. – 1999. – 260 с.

    Назаров Л.Д. Искусство как метод преподавания различных дисциплин. –М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.

    Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат. – М.: Аcademia, 2000.

    Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. /Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. – М.: школа-пресс, 1998. – 512 с.

    Полонский В.М. Словарь понятий и терминов по образованию и педагогике. – М.: 2000. -336с.

    Сазонов А.П. Изобразительная композиция и режиссерская раскладка рисованного фильма. Всесоюзный гос. институт кинематографии. Научн. исслед. каб. из.-декорационного оформления фильма. М.: 1960.

    Сподина В.И. Методическое пособие по этнографии, коренных народов Западной Сибири (ханты). Издательство МГИЭМ, НИИ Возрождения обско-угорских народов.М.: 1995.

    Сподина В.И. Представление о пространстве в традиционном мировоззрение лесных ненцев. Нижневартовск. 2001.

    Смирнов Н. Журавлиная Родина: Стихотворения, поэмы. Нижневартовск: приобье, 1997. – 118 с.

    Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию: Материалы семинара/ Под ред. А.В.Великановой. – Самара: Изд-во «Профи», 2001.

    Селиванова Т. В. Информационные и коммуникационные технологии в художественном образовании. М.: Искусство в школе, № 3, 2005.

    Селиванова Т. В. Проектируем книгу. М.: Юный художник, № 10, 2002.

    Селиванов Н. Л. Роль компьютера как творческого инструмента в процессе социализации современного подростка. - // Педагогика искусства: сетевой журн. 2008, № 4. URL:

    Тарханов А.С. День боренья. Стихи, поэмы. – Екатеринбург: Сред.-Урал.кн. изд-во, 2005. – 320 с.

    Усов Ю.Н. В мире экранных искусств. - М., 1995. - 224 с.

    Усов Ю.Н. Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников. Автореф. дис… д-ра пед. наук. - М., 1989. - 32 с.

    Усов Ю.Н., Баженова Л.М., Бондаренко Е.А. Основы аудиовизуальной культуры. Программа учебных занятий для 1-11 классов средней образовательной школы. - М., 1991. - 62 с.

    Райшев Г.С. Хантыйские легенды. Средне-Уральское кн. изд.-во, Свердловск, 1991 г.

    Романовский И.И. Масс медиа. Словарь терминов и понятий. М.: Изд. Союза журналистов России. – 2004 г.

    Рисованный фильм - особый вид киноискусства. М.: 1956,

    Некоторые проблемы эстетики анимационного фильма. Автореф. дис. на соиск. учен. ст. канд. искусствоведения. Всесоюзный Гос. Институт кинематографии
    им. С. А. Герасимова. М.: 1992,

    Головнев А.В. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров. Екатеринбург: Урал. Отд-ние РАН, 1995. 606 с.

    Кулемзин В.М, Лукина Н.В. Васюганско-ваховские ханты в конце XIX – начале XX вв. Томск: ИЗД.- во Том. ун – та, 1977. 225 с.

    Кулемзин В.М, Лукина Н.В. Знакомьтесь: ханты. Новосибирск: Наука, 1992. 136 с.

    Куриков В.М. Российский Север. Проблемы, вопросы, решения: Краткий социально-экономический очерк. СПб.: Алфавит, 1996.104 с.

39.Эринтур /Поющее озеро/. Альманах писателей Югры. Выпуск № 2. Ханты-Мансийск, «Эринтур», 1997 г.

40.Эринтур /Поющее озеро/. Альманах писателей Югры. Выпуск № 1. Ханты-Мансийск, «Эринтур», 1996 г.

41.Экология духовного прикрепления: сборник прозы и поэзии литераторов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. – Шадринск: Изд.во ОГУП «Шадринский Дом Печати», 2007. – 432 с.

42.Югория. Энциклопедия Ханты-мансийского автономного округа. 3 тома. Ханты-Мансийск. – 2000 г.

43. Журнал «Югра». Выпуск № 1-4, Ханты-Мансийск. - 2000-2011 гг.

44. Журнал «Дополнительное образование и воспитание. Выпуск №1-6, Москва. – 2005-2011 гг.