Теория социальной работы. Закономерности и принципы теории социальной работы Основные закономерности социальной работы

Социальной работе, как и другим отраслям знаний и деятельности человека, присущи определенные закономерности и принципы Закономерности как наиболее существенные, устойчивые связи, от познания которых зависит результативность социальной работы, существуют объективно, проявляются в комплексе, хотя в идеале мы их рассматриваем в относительно самостоятельной абстрактной интерпретации.

В качестве основной закономерности выделяют взаимосвязь социальной политики государства и содержания социальной работы в обществе. Становление социальной работы как профессии, усиление социальной направленности хозяйственной деятельности в Беларуси, совершенствование форм социальной защиты и др. подтверждает наличие и плодотворность этой закономерности. Столь же важной закономерностью следует считать взаимосвязь между целями социального развития и уровнем развития социальной работы. Комплексный характер последней, включение в решение жизненно важных человеческих проблем различных служб и ведомств, естественно, «работает» на социальное развитие в целом, а не только на отдельных людей или их группы.

Выделив два уровня социальной работы (организационно‑управленческий и контактный) рассмотрим и их специфические закономерности. Для организационно-управленческих отношений в системе административных единиц или групп специалистов характерными (определяющими успех их деятельности) являются:

  • зависимость эффективности социальной защиты от структурной полноты и завершенности системы органов социального управления и учреждений социального обслуживания
  • зависимость результативности социальной защиты от социальной ориентации кадрового корпуса органов государственного управления
  • взаимозависимость между социальной работой и непротиворечивостью ближайших и долгосрочных целей социальной защиты населения и т.д.

На контактном уровне выделяются следующие факторы (закономерности), определяющие успех деятельности:

  • совместная заинтересованность социального работника и клиента в конечных результатах их взаимодействия
  • целостность и комплексность воздействия специалиста социальной работы на клиента
  • соответствие полномочий и ответственности специалиста по социальной работе
  • соответствие уровней развития специалиста по социальной работе и клиента социальных служб и т.д.

Закономерности существуют объективно, независимо от того, знаем ли мы их, признаем ли. Но успехи в социальной работе будут лучшими, если эти закономерности будут познаваться и учитываться в практической деятельности.

Сформулированы также основные принципы социальной работы. Рассматривается несколько групп принципов:

  • общефилософские
  • социально-политические
  • организационно‑деятельностные
  • психолого‑педагогические, а также специфические, относящиеся только к социальной работе (основные правила деятельности в сфере оказания социальных услуг населения)

К общефилософским принципам, лежащим в основе всех наук об обществе, относятся:

  • принцип детерминизма
  • принцип отражения
  • принцип развития
  • принцип единства сознания и деятельности
  • принцип историзма
  • принцип неразрывной взаимосвязи индивида и его социальной среды

Последующие три группы принципов являются более узкими по содержанию, но также охватывают различные стороны социальной работы.

К группе социально‑политических принципов относятся принципы, указывающие на зависимость социальной работы от социальной политики. Это:

  • единство государственного подхода в сочетании с региональными особенностями социальной работы
  • демократизм ее содержания и методов
  • законность и справедливость деятельности социального работника

К группе организационно‑деятелъностных принципов относят:

  • социально‑технологическую компетентность кадров
  • принцип функциональной определенности
  • принцип единства прав и обязанностей, полномочий и ответственности
  • принцип контроля и проверки исполнения

Психолого‑педагогические принципы выражают требования к выбору средств воздействия на клиента. Сюда относятся такие принципы, как:

  • комплексный анализ условий жизнедеятельности клиентов и выбора форм и методов работы с ними
  • индивидуальный поход
  • целенаправленность и адресность социальной работы

К специфическим принципам социальной работы относят следующие:

  • Принцип универсальности (социальная помощь оказывается всем, независимо от национальности, расы, убеждений, возраста нуждающихся).
  • Принцип охраны социальных прав (оказание помощи клиенту не может быть обусловлено требованием к нему отказаться от своих социальных прав или от части их).
  • Принцип социального реагирования (необходимость принимать меры по конкретным обстоятельствам, а не по стандартам «среднего» клиента).
  • Принцип профилактической направленности (предотвращение (предупреждение) возникновения социальных проблем или отягощения уже возникших).
  • Принцип клиентоцентризма (признание приоритета прав клиента во всех случаях, кроме тех, где это противоречит правам и интересам других людей).
  • Принцип опоры на собственные силы (активная позиция клиента в разрешении своих проблем, консультативная роль социального работника).
  • Принцип максимизации социальных ресурсов (поиск путей увеличения объемов и форм социальной помощи населению).
  • Принцип конфиденциальности (неразглашение информации о проблемах клиента, кроме случаев, предусмотренных законом и связанных с возможностью насилия, нанесения ущерба какому-либо лицу, или детям).
  • Принцип толерантности (признание закономерности разнообразия клиентов и терпимость к проявлениям этого разнообразия).

Понятие социальных процессов в ключе социальной работы

Замечание 1

Социальные процессы предполагают взаимодействие большого количества людей и групп, которые имеют разные цели, стремления, интересы, ценности, взгляды, мотивацию и т.д. Все эти особенности являются индивидуальными, полностью учесть их невозможно. Поэтому существует определение только общего, осевого направления развития социального процесса. Это направление рассматривается обобщенным, закономерным. Система социума является сложным механизмом, структурой самых разнообразных элементов, таких как отдельно взятые индивиды , группы, институты, общественные организации – все эти элементы обладают набором индивидуальных особенностей, отличающих их друг от друга.

Социальные системы могут рассматриваться в трех аспектах. Это определенное количество индивидов, цепочка или иерархия позиций в обществе, совокупность ценностей, устоев и норм, принятых в том или ином социуме. Социальная система – это явление, которое связано со всеми сферами социума:

  • духовной,
  • экономической,
  • политической.

Поэтому определенные элементы могут входить в структуру разных подсистем, в зависимости от обстоятельств.

Система предоставления социальных услуг – это объект, который одновременно рассматривается и как единое целое, и как совокупность разнородных объектов (органов, учреждений, мероприятий, программ) и ресурсов, выделенных из среды на время с целью улучшения жизнедеятельности социальных групп и отдельных индивидов, попавших в сложные жизненные обстоятельства. Управленческая деятельность может характеризоваться как атрибут системы, находящейся на определенном уровне развития. Основными инструментами, с помощью которых центральные или местные органы государственного управления оказывают влияние на формирование системы предоставления социальных услуг, является нормативно-правовые, экономические, финансовые, социально-психологические, организационно-технические.

Каждое учреждение социального обслуживания является подсистемой системы предоставления социальных услуг и состоит, в свою очередь, из таких элементов, как обслуживающий персонал, потребители социальных услуг, потенциальные потребители (потенциально нуждаются в социальных услугах), методы оказания услуг, содержание услуг и др. При этом система предоставления социальных услуг является подсистемой социальной защиты населения.

Социальное обслуживание и предоставление социальных услуг предусматривает систему организаций (учреждений, заведений, предприятий и т.д.) различных форм собственности и подчинения, а также физических лиц, обеспечивающих поддержание жизнедеятельности граждан, находящихся в сложных жизненных обстоятельствах и не способны самостоятельно удовлетворять свои потребности без посторонней помощи.

Формулирование закономерностей социальной работы

Среди задач теории социальной работы одним из наиболее важных является выявление и формулировка закономерностей. При этом закономерности рассматриваются как повторяющиеся существенные связи, которые определяют качество результата общественной работы как в целом, так и с населением в частности.

Важно также помнить, что закономерности, описанные в теории, отличаются от тех, что встречаются на практике в реальной жизни. Чаще всего это различие в содержании, объеме и форме фиксации. Это значит, что реальные закономерности, в отличие от описанных в науке теорий, практически не существуют сами по себе. Они рассматриваются в комплексе с другими сторонами и аспектами реальной жизни в социуме, и проявляются только совместно, подобно шестерням механизма, не работающим по отдельности.

Замечание 2

В теории же дело обстоит иначе. Рассматривая социальные закономерности теоретически, мы можем вычленить отдельную закономерность из «механизма» благодаря способности человеческого мышления абстрагироваться, сосредотачивать внимание только на ключевых аспектах. Таким образом, в теории мы можем рассмотреть закономерность в чистом виде, без влияния других, сопутствующих процессов. Именно поэтому, говоря о закономерности теории социальной работы, мы можем предоставить идеальную модель, т.е. четко расписанные тенденции развития и функционирования предмета изучения.

Закономерности социальной работы, описываемые в науке, могут видоизменяться, трансформироваться под влиянием разных реальных процессов.
Например, чтобы рассмотреть основную закономерность, мы можем выделить взаимосвязь социальных процессов, общественной политики государства и особенностей социальной работы, выполняемой гражданами. То, что население выполняет определенную социальную работу в качестве профессиональной деятельности, говорит о том, что соцполитика направлена не только на большие группы, классы, прослойки общества, но и на помощь ячейкам общества, т.е. семьям, а также отдельным индивидам, которые в силу различных жизненных обстоятельств остро нуждаются в оказании поддержки. Также из этого можно сделать вывод, что цели развития общества напрямую связаны с уровнем развития социальной работы. Иными словами, это значит, что развитие общества зависит от качества выполняемой населением социальной работы.

Исследователи выделяют несколько основных методов определения и классификации закономерностей социальной работы. В отдельных научно-методических источниках различают:

  1. закономерности функционирования и развития субъекта социальной работы, содержание которых определяется тем, что эта работа рассматривается как специфический вид деятельности организаций и должностных лиц.
  2. существенные связи между субъектом и объектом социальной деятельности, которые формируют характер взаимодействий субъекта и объекта социальной работы.

Выводы

Таким образом, система социальных процессов предстает перед нами как сложный многоуровневый механизм, все элементы которого имеют тесную взаимосвязь и практически не существуют по отдельности. Все социальные процессы основаны на деятельности членов общества и социальных групп. Именно действия каждого отдельно взятого индивида формируют общественные процессы.

Закономерности, принципы и функции социальной работы.

Важнейшим структурным компонентом научной теории социальной работы являются ее закономерности. Закономерности социальной работы наиболее полно в интегрированном виде выражают характер и направленность совокупности социальных связей .

Результативность и эффективность социальной работы во многом определяются оптимальным уровнем развития и функционирования социальных служб, научной обоснованностью выбора содержания и технологических приемов при работе с людьми, непосредственными и опосредованными связями и взаимовлияниями потребностей, интересов, устремлений, настроений и мотивов поведения человека в различных жизненных обстоятельствах.

Междисциплинарный, интегративный характер социальной работы, крайне важно сть статистической обработки огромного количества эмпирического материала, практических данных и наблюдений – всœе это усложняет выявление и формулирование закономерностей. Как уже отмечалось, в социальной работе имеют место управленческие отношения и отношения взаимодействия специалиста и клиента͵ которые позволяют выделить две группы закономерностей.

Для управленческих органов социальной защиты республиканского и регионального уровней, представляющих собой совокупность организационно оформленных групп специалистов, управленческие отношения детерминируются следующими закономерностями:

‣‣‣ взаимосвязь социальных процессов в обществе, социальной политики и социальной работы;

‣‣‣ зависимость результативности социальной защиты от соци­альной ориентации сознания и деятельности кадрового со­става органов государственного управления, профессионализма и нравственных качеств специалистов социальных служб;

‣‣‣ обусловленность содержания, форм и методов социальной работы конкретными обстоятельствами жизнедеятельности различных групп, лиц, сообществ;

‣‣‣ зависимость результативности социальной работы от соот­ветствия и непротиворечивости ближайших и долгосрочных целœей социальной защиты населœения и др.

Существенные связи, влияющие на эффективность достижения целœей социальной работы на непосредственно контактном уровне , бывают выражены следующими закономерностями:

‣‣‣ общая заинтересованность социального работника и клиен­та в конечных результатах их взаимодействия;

‣‣‣ целостность воздействия специалиста социальной работы на клиента;

‣‣‣ соответствие полномочий и ответственности специалиста по социальной работе;

‣‣‣ соответствие общего уровня развития специалиста по соци­альной работе и клиента социальных служб и др.

Мировой и отечественный опыт социальной работы свидетель­ствует, что закономерности, сформулированные и еще не сформу­лированные учеными и практиками, носят объективный характер и проявляются независимо от воли, желания специалистов, их знания. Специалист в области социальной работы в силу различных причин может проигнорировать объективный характер закономерностей со­циальной работы - это не нарушит действия и влияния закономер­ности, но приведет к нежелательным последствиям, устранение ко­торых потребует дополнительных сил, времени и ресурсов. Вот поче­му чем глубже специалист осознает и полнее учитывает закономер­ности на практике, тем эффективнее его деятельность.

Вместе с тем следует заметить, что на практике специалист руководствуется лишь выводами и правила­ми, возникающими из сформулированных наукой закономернос­тей, которые, выражая вполне конкретный перечень требований, становятся принципом, исходным положением и общим правилом деятельности социального работника.

Принципы социальной работы - важнейший структурный ком­понент логических форм научной теории. Именно посредством прин­ципов теоретические положения непосредственно соотносятся с практикой социальной работы. Социальная работа тесно связана с проблемами общественного развития. Социальные работники участвуют в разработке и реализации социальной политики, выполнении социальных программ социальной защиты населœения от деградации и социальных рисков и создания достойных условий для социального функционирования че­ловека. Особенно значима роль социальной работы в поддержке жизненных сил ʼʼсоциально незащищенныхʼʼ членов общества, оказании помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию,

Сложность и многообразие взаимодействующих факторов социальной работы отражается в системе принципов социальной работы, которые можно разделить на несколько групп:

‣‣‣ методологические;

‣‣‣ организационно-распорядительные;

‣‣‣ психолого-педагогические;

‣‣‣ социально-политические.

Методологические принципы - это принципы гносœеологического подхода, детерминизации, отражения, развития.

Организационно-распределительные принципы - это:

– социально-технологическая компетентность кадров;

– стимулирование;

– контроль и проверка исполнения;

–функциональная определœенность;

– единство правил и обязанностей.

П сихолого-педагогические принципы выражают требования к выбору технологических средств психолого-педагогического воздействия на клиентов социальных служб. К основным принципам этой группы следует отнести:

– комплексный и системный подход к анализу и оценке усло­вий жизнедеятельности клиента и выбору форм и методов работы;

– индивидуальный подход к личности клиента социальных служб;

– целœенаправленность и адресность социальной работы;

– такт и терпимость при общении с клиентами социальных служб и др.

Соиально-политические принципы выражают требования, обусловленные зависимостью содержания и направленности социальной работы от социальной политики государства, которая определяет концептуальные подходы к выбору приоритетов в социальной защите населœения, к сочетанию и сопряжению личных и государственных интересов в социальной работе. Основные принципы этой группы:

‣‣‣ государственный подход к задачам, решаемым в социаль­ной работе;

‣‣‣ гуманизм и демократизм содержания и методов социальной работы;

‣‣‣ учет конкретных условий жизнедеятельности личности, со­циальной группы при выборе содержания, форм и методов социальной работы;

‣‣‣ законность и справедливость действий социального работ­ника.

Вызывает интерес еще одна классификация принципов теории социальной работы :

I. Общефилософские принципы : детерминизм, отражение, развитие.

II. Общесоциальные принципы : историзм, социальная обусловленность, социальная значимость.

III. Специфические принципы :

Ø психолого-педагогические – эмпатия, модальность, ат­тракция (привлекательность), доверие;

Ø методические – дифференцированный подход, преем­ственность, последовательность, непрерывность, компетентность;

Ø организационные – всœеобщность, комплексность, посредничество, солидарность;

Ø нормативно-правовые – соблюдение прав человека в сфере социального обслуживания, обеспечение социальных гарантий, равных возможностей при получении медико-социальных услуг, добровольное согласие граждан при получении услуг, доступность социального обслуживания, соблюдение конфиденциальности, преемственности всœех видов и форм социального обслуживания, адресности, приоритета содействия гражданам, находящимся в ситуации, угрожающей их здоровью или жизни, профилактической направленности, содействие социальной реабилитации и адаптации, межведомственности и междисциплинарности, деятельного подхода, территориальной организации социальной службы, государственной поддержки, добровольной общественной деятельности по оказанию медико-соци-альной помощи.

Структурные компоненты социальной работы как науки вносят определœенный вклад в реализацию общих для науч­ной теории функций:

‣‣‣ информационной , поскольку теория социальной работы со­держит сведения о реально происходящих социальных процессах, описывает их в обобщенной форме при помощи понятийного аппарата͵ в закономерностях и принципах, при­сущих предметной области социальной работы;

‣‣‣ объяснительной , так как наука призвана не просто описы­вать процессы и явления, а объяснять сложные причинно-следственные связи, основные тенденции и направленность их развития;

‣‣‣ эвристической, заключающейся в том, что научная теория не просто описывает действительность, а несет в себе нова­ции, новые знания, которые расширяют наши представле­ния о проблемах социальной работы. Научная теория соци­альной работы, как и любая другая, эвристична по своему предназначению, происхождению, формам и методам ее раз­работки, выражения и использования;

‣‣‣ практической , состоящей в том, что она порождается по­требностями практики, развивается на ее базе и находит подтверждение своей истинности опять-таки в практике. Особенно ярко это видно на примере прикладных наук, к которым относится теория социальной работы;

‣‣‣ прогностической , которая выявляет тенденции, предсказывая направленность развития социальных процессов, объектов социальной работы и обеспечивая упреждающее воздействие на развитие социальных явлений и процессов.

Функции социальной работы как системы научных знаний есть результат синтеза функционирования ее компонентов, интеграции структурных взаимосвязей. Οʜᴎ выступают как форма и способ про­явления эвристической и творческой активности системы, оказы­вая обратное влияние на состав компонентов в системе с учетом возникающих новых целœей.

Закономерности, принципы и функции социальной работы. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Закономерности, принципы и функции социальной работы." 2017, 2018.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Введение
  • 1. Субъект, объект, предмет социальной работы
  • 2. Понятия, термины и категории социальной работы
  • 3. Закономерности, принципы и функции социальной работы
  • Заключение
  • Список использованной литературы
  • Введение
  • Социальная работа - сложное, многоаспектное понятие. Социальная работа является деятельностью, цель которой оптимизировать осуществление субъективной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе жизнеобеспечения и деятельного существования личности, семьи, социальных и других групп и слоев в обществе. Эта деятельность является профессиональной и направлена на оказание помощи, поддержки, защиты всех людей, особенно так называемых слабых слоев и групп (инвалидов, многодетных семей, неполных семей, пожилых, общин мигрантов и т.д.). Ясно, что такая деятельность имела место с самого начала возникновения человеческого общества, принимая разные формы на различных этапах его развития. Исторически социальная работа выросла из филантропической (благотворительной) деятельности, которой занимались различные реглигиозные, общественные, а позднее и предпринимательские организации (Армии спасения, женские союзы и пр.). Филантропия изначально была направлена на помощь бедным, больным, бездомным, сиротам и другим социально обездоленным категориям населения.
  • Для раскрытия актуальности темы данной работы важно отметить, что социальная поддержка, социальная защита людей, в целом социальная работа определяются социальной политикой государства как определенной ориентацией и системой мер по оптимизации социального развития общества, отношений между социальными и другими группами, созданию тех или иных условий для удовлетворения жизненных потребностей их представителей.
  • Целью реферата является изучение понятийно-категориального аппарата теории социальной работы.
  • Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
  • · Определить субъекта, объекта и предмет социальной работы
  • · Раскрыть понятия, термины и категории социальной работы
  • · Рассмотреть закономерности, принципы и функции социальной работы.
  • 1. Субъект, объект, предмет социальной работы
  • Термин «объект» применяется при анализе конкретной двусторонней связи, описывающей единичное отношение познания и деятельности. В этом конкретном отношении сторона, осуществляющая познание или деятельность, называется субъектом; сторона, на которую направлено познание или деятельность, называется объектом. Понятие субъекта социальной работы весьма многопланово, и оно будет анализироваться далее.
  • Субъект-объектные отношения подвижны. То, что в одном отношении было объектом, в другом акте познания или деятельности может стать субъектом, и наоборот. Кроме того, в сфере коммуникативной деятельности целый ряд отношений может пониматься как субъект-субъектные, в которых обе стороны являются активными продуцентами деятельности и познания, влияют друг на друга. Социальная работа относится к числу именно таких сфер социальной действительности.
  • Предметом социальной работы являются не все социальные отношения, а группа отношений, которые являются наиболее проблемными, то есть приводят к дестабилизации, социальной дезорганизации, росту социальной напряженности, возникновению социальных конфликтов, попаданию людей в трудные жизненные ситуации; а также закономерности взаимодействия субъектов социальной работы при оптимизации социальных отношений (в процессе формирования способности восстановления социального субъекта). Социальная работа изучает деятельность, то есть введение активного субъекта в предмет социальной работы.
  • Предмет исследования науки - это сторона, срез, определенный аспект объекта, который изучается только данной наукой и никакой другой. Предмет науки непосредственно связан с её объектом, но не совпадает с ним. Если объект - это фрагмент действительности, который существует объективно (то есть независимо от того, изучается он человеком или нет), то предмет выделяется человеком в рамках объекта.
  • Становление профессиональной социальной работы в нашей стране сопровождалось разработкой понятийного аппарата наук, изучающих социальную работу и описывающих ее практику. Среди других спорных дефиниций дискутировался вопрос о том, как назвать того, кому оказывается помощь. В медицине такое лицо называется «пациент». В юриспруденции -- «потерпевший», что является российским аналогом латинского термина «пациент», или «истец», т.е., по сути, тот, кто ищет помощи. Однако эти термины описывают лишь одну, страдательную, сторону в позиции лица, нуждающегося в содействии. Он, конечно, потерпел ущерб, страдание, находится в состоянии жизненного затруднения, однако в тех случаях, когда он обладает личностной субъектностью, то есть в той мере, насколько его интеллектуальные, физические, психические и моральные ресурсы позволяют ему, он должен сам принимать участие в разрешении своей проблемы.
  • Разумеется, малолетний ребенок, взрослый, не способный в силу врожденных или возрастных особенностей своего интеллектуально-психического статуса понимать окружающее, контролировать свое поведение и деятельность, нуждается во внешнем присмотре, руководстве, решение его проблем осуществляется попечением и трудом других людей. Если же индивид сохраняет хотя бы неполное самосознание, если он в состоянии хотя бы ограниченно, под руководством других лиц, участвовать в деятельности по устранению своих затруднений, тогда он имеет право содействовать с социальным работником, быть не пассивным реципиентом помощи, а активным агентом трансформации собственных жизненных обстоятельств. В связи с этим утвердилось мнение о том, что лиц, которым предоставляется помощь социального работника, следует называть клиентами. Клиент может быть индивидуальным или групповым (семья, школьный класс, группа инвалидов, трудовой коллектив и т.д.). Более точно его характеристики определяются уровнем организации социальной работы.
  • 2. Понятия, термины и категории социальной работы
  • Важнейшим компонентом системы логически упорядоченного знания является понятийный аппарат науки - совокупность понятий, категорий и терминов, которые позволяют в обобщенной форме отразить явления, изучаемые данной наукой, а также связи между ними путем фиксации их существенных свойств, признаков и закономерностей.
  • Принято различать понятия двух уровней. Во-первых, это понятия, отражающие эмпирический опыт социальной работы, результаты наблюдений и экспериментов. Во-вторых, понятия, образующиеся путем интерпретации первичных понятий (понятий первого уровня) и логических операций над ними.
  • Классификация понятий по степени общности:
  • 1. общенаучные (субъект, объект, взаимодействие, причина, следствие, закономерность, система, элемент, связи, отношения, развитие, изменение);
  • 2. понятия социальных наук (общество, культура, человек, индивид, личность, деятельность, сознание, поведение);
  • 3. понятия, используемые в социальной работе и в смежных дисциплинах (отклоняющееся поведение, аномия, социализация, адаптация, реабилитация, консультирование);
  • 4. специфические понятия социальной работы (индивидуальная социальная работа, групповая социальная работа, социальная защита, социально-психологическое консультирование, трудная жизненная ситуация, социальная служба, социальное сиротство, эскапизм).
  • 5. Принято различать понятия двух уровней. Во-первых, это понятия, отражающие эмпирический опыт социальной работы, результаты наблюдений и экспериментов. Их обычно называют первичными. Во-вторых, понятия, образующиеся путем интерпретации первичных понятий и логических операций над ними. Они составляют уровень второго порядка и относятся к теоретическим понятиям.
  • 6. Наиболее важные, ключевые понятия любой науки, составляющие основу ее, аппарата, называются категориями. Вопрос о категориях социальных наук достаточно сложен, так как социальные явления и процессы, отражаемые ими, весьма изменчивы, многообразны, их аспекты тесно переплетены друг с другом, они по-разному интерпретируются отдельными отраслями социального знания, что обусловливает относительность и проницаемость границ между самими этими категориями, полипарадигмальность теории социальной работы. Поэтому в целях упорядочения их многообразия можно говорить о следующих группах понятий и категорий социальной работы:
  • 1. категории, не являющиеся специфическими для теории социальной работы, так как обозначаемые ими явления и процессы изучаются также другими науками (естественно, что подобные явления рассматриваются каждой наукой через призму ее предмета и применяемых методов); например, «социальные отношения», «социальная деятельность», «социализация», «личность» и т.д.;
  • 2. категории, относящиеся к теории социальной работы по преимуществу, но используемые также другими отраслями знания, например, «психосоциальная работа», «социальная реабилитация», «семейный конфликт» и др.;
  • 3. категории, являющиеся собственно категориями социальной работы, такие, как «социальный работник», «социальное обслуживание», «адресная социальная помощь» и т.д.
  • Помимо этой дифференциации по уровню обобщения понятий категории социальной работы должны быть проанализированы также по их содержанию. В этом смысле в первую группу должны быть выделены понятия, отражающие специфику организации социальной работы в различных сферах социальной практики. Например, понятийный аппарат социальной работы в учреждениях образования будет частично отличаться от системы терминов и категорий, описывающих социальную работу в медицинских учреждениях. Имеются также свои особенности в социальной работе с такими категориями клиентов, как лица с ограниченными возможностями, люди пожилого возраста, беженцы, семьи и дети группы риска. Можно выделить также социальную работу в особых ситуациях, например в зонах экологического бедствия, военных конфликтов и т.д.
  • Вторую группу составляют понятия, отражающие различные аспекты организации профессиональной и добровольческой социальной работы, технологический подход к оказанию социальной помощи. Среди таких понятий -- менеджмент социальной работы, экономика социальных служб, психосоциальные методы и т.д. Несомненно, по мере развертывания эмпирических исследований социальной работы, углубления и уточнения ее теоретических знаний система категорий социальной работы будет обогащаться.
  • Важнейшим структурным элементом социальной работы, как любой другой отрасли социального знания, являются ее закономерности. Результативность и эффективность решения задач социальной защиты населения во многом определяются оптимальным уровнем строения и функционирования учреждений социального обслуживания, научной обоснованностью выбора содержания и технологических приемов взаимодействия с клиентами, учетом в практике работы с людьми непосредственных и опосредованных связей и взаимовлияний потребностей и интересов, настроений и мотивов поведения индивидов в различных жизненных обстоятельствах. Закономерности социальной работы наиболее полно выражают в интегрированном виде характер и направленность совокупности социальных связей и явлений, имеющих отношение к социальной ситуации клиента.
  • 3. Закономерности, принципы и функции социальной работы
  • Выявление и формулирование закономерностей как наиболее существенных, устойчивых связей, от познания которых зависит результативность социальной работы, -- важнейшая задача ее научной теории в целом, ученых и практиков сферы социального обслуживания в частности. Следует заметить, что закономерности, объективно присутствующие в реальной действительности, могут отличаться по объему содержания и форме фиксации от тех закономерностей, которые утверждаются в науке. Здесь дело даже не в неполноте наших знаний, которые в каждый данный момент не до конца вскрывают сущность тех или иных явлений. Особенность реальной практики социальной работы заключается в том, что закономерности в ней проявляются в комплексе, в переплетении различных сторон и элементов, каждая из них не может проявлять себя изолированно от других. И лишь в теории наше мышление благодаря способности мысленного абстрагирования от несущественных на данный момент сторон, логического вычленения анализируемого отношения позволяет исследовать и сформулировать закономерность в «чистом» виде. Вот почему, когда речь идет о закономерностях теории социальной работы, то они чаще всего представлены идеальным усредненным отражением тенденций становления и функционирования системы социальной помощи населению.
  • Закономерности социальной работы как логические формы отражения действительности недоступны непосредственному чувственному восприятию. Они могут быть постигнуты лишь на основе абстрактного мышления, использования операций анализа и синтеза над проявлениями выявляемых тенденций и взаимозависимостей в социальных процессах. Междисциплинарный, интегративный характер социальной работы, необходимость статистической обработки большого количества эмпирического материала, практических данных и результатов единичных наблюдений -- все это усложняет выявление и формулирование закономерностей. По мере развития познания реальных социальных процессов, совершенствования исследовательских процедур и углубления их теоретического анализа трансформируется и система закономерностей социальной работы, приближаясь к все более точному отражению объективной реальности.
  • В качестве основной закономерности можно выделить взаимосвязь социальной политики государства и содержания социальной работы в обществе. Действительно, сам факт введения социальной работы в качестве специальной профессиональной деятельности связан с переориентацией социальной политики с больших групп населения, классов, страт на оказание помощи индивиду, семье, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. В связи с этим закономерна также взаимосвязь между целями социального развития и уровнем развития социальной работы. Хотя указанные цели формулируются в основополагающих государственных документах, в трудах теоретиков и экспертов достаточно неопределенно, однако анализ деятельности социальных служб позволяет сделать вывод о направленности такого развития. В частности, определенное изменение приоритетов социального обслуживания, которое начиналось по преимуществу как деятельность по оказанию помощи в первую очередь одиноким инвалидам и престарелым, а в последнее время развивается так же, как система по оказанию помощи безнадзорным и дезадаптированным детям и подросткам, семьям группы риска, другим категориям населения, испытывающим жизненные затруднения, свидетельствует о начале изживания соблазна сиюминутного реагирования на социальные проблемы, о появлении зачатков перспективного видения целей социального развития.
  • Как уже отмечалось выше, в социальной работе можно выделить управленческие отношения и взаимодействие специалиста и клиента. Соответственно анализу подлежат два уровня социальной работы с присущими им закономерностями: организационно-управленческий и непосредственно контактный.
  • Для управленческих элементов системы социальной защиты населения федерального, регионального и муниципального уровней, представляющих собой совокупность организационно оформленных групп специалистов, наделенных определенными полномочиями, имеющих фиксированные права и обязанности, деятельность детерминируется следующими закономерностями: зависимость эффективности социальной защиты от структурной полноты и завершенности системы органов социального управления и учреждений социального обслуживания; зависимость результативности социальной защиты от социальной ориентации сознания и деятельности кадрового корпуса органов государственного управления; взаимозависимость между социальной работой и непротиворечивостью ближайших и долгосрочных целей социальной защиты населения и т.д.
  • Эффективность осуществления целей социальной работы на непосредственно контактном уровне будет зависеть от таких факторов (закономерностей), как: совместная заинтересованность социального работника и клиента в конечных результатах их взаимодействия; целостность и комплексность воздействия специалиста социальной работы на клиента; соответствие полномочий и ответственности специалиста по социальной работе; соответствие уровней развития специалиста по социальной работе и клиента социальных служб и т.д.
  • Мировой и отечественный опыт деятельности по оказанию социальной помощи свидетельствует, что закономерности социальной работы, как названные выше, так и не сформулированные пока, носят объективный характер и проявляют себя независимо от воли и желания людей, знания или незнания их специалистами. Сотрудник социальной службы или органа социального управления в силу различных причин может игнорировать наличие этих закономерностей, однако это не отменяет их действия и влияния. Устранение же негативных последствий, вызванных пренебрежением к действию объективных факторов социального функционирования, потребует дополнительных сил, времени и ресурсов, которые всегда дефицитны. Вот почему, чем глубже специалист по социальной работе осознает и чем полнее учитывает ее закономерности в своей практической деятельности, тем эффективнее ее результаты.
  • Принципы социальной работы являются важнейшими структурными элементами логических форм научной теории и основополагающими правилами эмпирической деятельности. Именно через применение принципов осуществляется непосредственное соотнесение теоретических положений, воплощенных в категориях и закономерностях, с практикой социальной работы. Выделяются следующие группы принципов теории социальной работы.
  • Общефилософские принципы, лежащие в основе всех наук об обществе, человеке и механизмах их взаимодействия. К ним относятся: принцип детерминизма, принцип отражения, принцип развития, принцип единства сознания и деятельности, принцип историзма, принцип неразрывной взаимосвязи индивида и его социальной среды.
  • Более узкими по содержанию, но также охватывающими различные стороны социальной работы, являются принципы социально-политические, организационно-деятельностные, психолого-педагогические и др. Сложность и многообразие взаимодействующих факторов, проявление различных субординационных, координационных и корреляционных связей и отношений отражается во взаимоироникновении элементов системы принципов, регулирующих деятельность по оказанию социальной помощи населению.
  • Социально-политические принципы выражают требования, обусловленные зависимостью содержания и направленности социальной работы от социальной политики государства. Эта зависимость определяет концептуальные подходы к выбору приоритетов в социальной защите населения, к сочетанию индивидуальных и общественных интересов в социальной работе. К основным принципам этой группы можно отнести: единство государственного подхода в сочетании с региональными особенностями социальной работы, демократизм ее содержания и методов, учет конкретных условий жизнедеятельности личности или социальной группы при выборе содержания, форм и методов социальной работы с ними, законность и справедливость деятельности социального работника.
  • Среди организационных принципов следует особо выделить такие, как социально-технологическая компетентность кадров, принцип контроля и проверки исполнения, принцип функциональной определенности, принцип единства прав и обязанностей, полномочий и ответственности.
  • Большое место в структуре логических форм научной теории занимают психолого-педагогические принципы. Они выражают требования к выбору средств психолого-педагогического воздействия на клиентов социальных служб, необходимость учета индивидных характеристик при осуществлении любых социально-технологических процедур. К основным принципам этой группы следует отнести: комплексный анализ оценки условий жизнедеятельности клиентов и выбора форм и методов работы с ними; индивидуальный подход; целенаправленность и адресность социальной работы.
  • Наконец, специфические принципы социальной работы определяют основные правила деятельности в сфере оказания социальных услуг населению.
  • Принцип универсальности требует исключить дискриминацию при оказании социальной помощи по любым признакам идеологического, политического, религиозного, национального, расового, возрастного характера. Содействие должно оказываться каждому клиенту по единственной причине -- его потребности в помощи.
  • Принцип охраны социальных прав гласит, что оказание помощи клиенту не может быть обусловлено требованием к нему отказаться от своих социальных прав или от части их. Например, в соответствии с действующим законодательством нельзя связывать помощь, оказываемую многодетной семье, с требованием к ней ограничить свою детородную активность.
  • Принцип социального реагирования подразумевает осознание необходимости принимать меры по выявленным социальным проблемам, действовать в соответствии с конкретными обстоятельствами социальной ситуации индивидуального клиента, а не ограничиваться только стандартным набором мероприятий, ориентированных на «среднего» потребителя социальных услуг.
  • Принцип профилактической направленности предполагает предпринимать усилия по превенции возникновения социальных проблем и жизненных затруднений клиентов или по предупреждению отягощения уже возникших проблем. Практика показывает, что предупредить социальное бедствие всегда легче, чем впоследствии прилагать усилия для ликвидации его многообразных последствий. Скажем, сохранение семейных и школьных связей детей, оказавшихся в состоянии дезадаптации, для них самих, для их близких и для общества в целом несравненно благоприятнее и прагматичнее, чем впоследствии борьба с детским бродяжничеством, преступностью и т.п.
  • Принцип клиентоцентризма означает признание приоритета прав клиента во всех случаях, кроме тех, где это противоречит правам и интересам других людей. Традиции тоталитарного общества заставляют нас во многих случаях выдвигать на первый план интересы государства и общества. Например, при анализе социальной дезинтеграции семьи принято говорить, что снижение рождаемости отрицательно скажется на трудовых ресурсах, которыми общество будет располагать в следующих поколениях, на контингенте призывников для Вооруженных Сил, который через десять лет окажется совершенно недостаточным для нужд государства. Следует помнить, что все эти, безусловно, важные приоритеты не могут стоять на первом плане для социального работника: важнейшая цель его деятельности -- обеспечение способности его клиента к социальному функционированию, создание благоприятных условий для его социального самочувствия и развития его личности. Потребности государства и общества удовлетворяются в результате его деятельности лишь опосредованно.
  • В рамках данного принципа можно рассматривать суверенность и автономность клиента, которой вправе принимать или не принимать помощь социальных работников, вправе выбирать тот или иной вид помощи или сценарий разрешения своих жизненных проблем, должен получать полную информацию относительно работы с ним, а также имеет право оградить свою личную жизнь от постороннего вмешательства в той мере, в какой это не наносит ущерба правам и интересам других лиц.
  • Принцип опоры на собственные силы подчеркивает субъектную роль клиента, его активную позицию в разрешении своих проблем. Вряд ли кто-либо может вместо самого человека разрешить его жизненные затруднения, устранить конфликтную ситуацию, наладить отношения с близкими людьми. Социальный работник должен консультировать клиента в выборе стратегии выхода из кризиса, оказывать ему психологическую помощь, побуждать к самопомощи, содействовать объединению людей со сходными проблемами для совместного преодоления трудностей. Разумеется, в этом случае речь идет о клиентах, достаточно дееспособных с точки зрения своих интеллектуальных, психических и физических ресурсов. Люди с ограниченными возможностями, дети, престарелые, не имеющие потенциала самопомощи, разумеется, имеют право получать помощь, не проявляя при этом собственной активности.
  • Принцип максимизации социальных ресурсов исходит из того, что каждая социальная система с неизбежностью выделяет минимум средств на оказание социальной помощи своему населению. Правда, реальная величина этих средств зависит прежде всего от социально-экономических возможностей государства и от представлений общества о том, что входит в необходимый социальный минимум для индивида. Поэтому социальные ресурсы Германии или Швеции, например, с их устойчивой экономикой и традиционно высоким уровнем жизни отличаются от уровня обеспеченности социальной помощи в нашей стране с ее трудностями в экономике и предельно аскетическими привычками населения. Однако действие принципа проявляется повсюду: социальные работники должны прилагать усилия для привлечения дополнительных возможностей оказания помощи клиенту помимо гарантированного минимума путем обращения в неправительственные, добровольческие, благотворительные учреждения, организации самопомощи и взаимопомощи клиентов, использовать другие не запрещенные законом способы.
  • Принцип конфиденциальности связан с тем, что в процессе деятельности социальному работнику становится доступной информация о клиенте, которая, будучи разглашена, может принести вред ему или его близким, дискредитировать и опорочить их. Это сведения о болезнях, негативных привычках, психических заболеваниях, семейных конфликтах, криминальном прошлом или настоящем. Такая информация может использоваться только в профессиональных целях; она не должна разглашаться, кроме случаев, предусмотренных законом и связанных с возможностью насилия, нанесения ущерба какому-либо лицу, прежде всего детям.
  • Принцип толерантности обусловлен тем, что социальная работа ведется с самыми различными категориями клиентов, в том числе с личностями, которые могут не внушать симпатии специалисту. Политические, религиозные и национальные особенности индивидов, нуждающихся в помощи, их поведенческие стереотипы и сама их внешность может оказаться непривычной для лиц, занимающихся социальной работой. Определенные элементы ксенофобии, т.е. неприязни и страха перед проявлениями чуждых традиций, распространены в нашем обществе. Социальные работники не свободны от иллюзии считать свою точку зрения, свой стереотип поведения, свои представления о хорошем и плохом единственно верными и нормативными. Между тем разнообразие человеческих типов, национально-культурных традиций, обычаев поведения является залогом жизнеспособности развития всего человечества. Никто не должен выносить осуждение деятельности другого человека до тех пор, пока она не представляет опасности и не наносит ущерб окружающим. Социальный работник не может сортировать клиентов на «хороших» и «плохих», «удобных» и «неудобных». Каждый, кто нуждается в помощи, должен получить ее. Профессиональная толерантность специалиста по социальной работе означает признание закономерности разнообразия клиентов и терпимость к проявлениям этого разнообразия.
  • Знание об окружающей нас социальной действительности -- это важнейшее орудие практического воздействия на нее. Существенными компонентами системы элементов научной теории являются вытекающие из закономерностей и принципов следствия, запечатленные в методах, технологических алгоритмах и приемах. Они дают ключ к решению проблемных ситуаций и практических задач. Система категорий, закономерностей и принципов социальной работы сочетает в себе логическую непротиворечивость, верифицируемость и практическую направленность.
  • социальный работа понятийный категориальный
  • Заключение
  • Социальная работа -- профессиональная деятельность по организации помощи и взаимопомощи людям и группам, попавшим в трудные жизненные ситуации, их психосоциальной реабилитации и интеграции. В самом общем виде социальная работа представляет собой сложное общественное явление, самостоятельную область научно-практического знания, профессию и учебную дисциплину.
  • Как следует из определения социальной работы, «профессиональная деятельность социальных работников способствует общественным изменениям, решению проблем человеческих взаимоотношений; содействует укреплению способностей к функциональному существованию в обществе и освобождению людей в целях повышения их уровня благополучия. Используя теории поведения человека и общественных систем, социальная работа способствует взаимодействию людей с их окружением. Принципы прав человека и социальной справедливости являются фундаментом социальной работы».
  • Список использованной литературы
  • 1. Вдовина М. В. Социальная работа с семьей: подготовка специалистов // Знание. Понимание. Умение. -- 2005. -- № 4. -- С. 63-68.
  • 2. Мокроносов А и др. Развитие учреждений социальной защиты населения в регионе // Социальное обеспечение. М., 2000. №3. С. 22-30.
  • 3. Никитина Л. Основные направления и методы социально-педагогической работы // Воспитание школьников. М., 2000. № 9. С. 13-15.
  • 4. Никитина Л. Содержание работы специалиста социальной работы в образовательном учреждении // Воспитание школьников. М., 2000. №11. С. 31-33.
  • 5. Никитина Л. Технологии социально-педагогической работы: краткий анализ // Воспитание школьников. М., 2000. №10. С. 14-15.
  • 6. Никитина Л. Узловые моменты профессии // Воспитание школьников. М., 2000. №7. С. 20-22.
  • 7. Никитина Л. Функции и роли специалиста социальной работы // Воспитание школьников. М., 2000. № 8. С. 30-36.
  • 8. Никитина Л. Что должен знать социальный педагог в законодательстве//Воспитание школьников. 2001. №4. С.27-30.
  • 9. Обысова Н.С. система воспитательной работы в Серковской средней общеобразовательной школе // Классный руководитель. М. 2001. С. 8-30.
  • 10. Органы социальной защиты на пути реформ // Социальное обеспечение. М., 2000. №6. С. 13-19.
  • 11. Собрание законодательства РФ. -- 2000. -- 30 октября. № 44. Ст. 435
  • 12. Социальная работа: введение в профессиональную деятельность: Учебное пособие / Отв. ред. А.А. Козлов. -- М.: КНОРУС, 2005. 368 с. С. 91
  • Размещено на Allbest.ru
...

Подобные документы

    История развития теорий социальной работы. Современные теоретические модели содействия нуждающимся. Цели и задачи социальной работы, ее объекты и субъекты, структура и уровни, понятийно-категориальный аппарат и теоретические подходы к определению функций.

    реферат , добавлен 26.01.2010

    Основные понятия социальной работы, обусловленность взаимодействия ее объекта и субъекта. Понятие социальной нормы и социального контроля как факторов взаимодействия. Объект и предмет социальной работы, процесс ее проведения как целенаправленное действие.

    курсовая работа , добавлен 19.12.2012

    Место социальной работы в системе профессий социальной сферы. Специфические черты социальной работы как профессии. Характеристика профессионального социального работника как субъекта социальной работы. Особенности российской модели социальной работы.

    реферат , добавлен 08.10.2014

    Общая характеристика системы социальной работы. Субъект, объект, функции и методы социальной работы. Основные направления и специфика проведения социальной работы с различными группами населения. Метод обеспечения социальной защищенности человека.

    курсовая работа , добавлен 11.01.2011

    Основные положения теории социальной работы, предпосылки ее возникновения и развития как научной дисциплины. Анализ состояния и проблемы реформирования социальной работы в условиях современной России. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы.

    курсовая работа , добавлен 05.05.2010

    Категории экономики социальной работы: производство, распределение, обмен и потребление. Экономическая функция и задачи социальной работы, описание её принципов. Сферы экономического пространства социальной работы. Реформирование системы здравоохранения.

    реферат , добавлен 23.03.2016

    Суть и понятие социальной работы. Организация социальной работы в тюрьмах и ее эффективность. Этапы социальной работы в пенитенциарных учреждениях. Направления социальной работы в пенитенциарном учреждении. Состояние социальной работы в тюрьмах РФ.

    реферат , добавлен 04.01.2009

    Вклад личностных исследований психологов З. Фрейда, Б.Ф. Скиннера, Ж. Пиаже в развитие теории социальной работы. Теории К. Левина, А. Зандера в начале становления социальной работы как науки. Управленческие аспекты в структуре социальной работы.

    реферат , добавлен 21.12.2013

    Понятие социальной работы как самостоятельной науки и практической деятельности, определение ее роли и значения в современном обществе. Ключевые категории данной сущности и место в системе дисциплины. Клиент и семья как объект социальной работы.

    курсовая работа , добавлен 06.12.2010

    Определение и характеристика понятия социальной работы, как общественно-необходимой деятельности по оказанию социальной помощи и улучшению качества социальной жизни людей. Исследование и анализ особенностей современных благотворительных организаций.

Важный компонент СР – это закономерности. Закономерности СР являются формой концентрации знаний предмета и занимают одно из центральных мест в структуре науки. Закономерности выражают прочные, повторяющиеся, объективно обусловленные связи между сущностями явлений и процессов в СР. В социальной работе они проявляются в процессе ее осуществления в обществе и его подсистемах в виде повторяющихся связей в сфере субъектно-объектных отношений.

Большинство специалистов выделяют две основные группы закономерностей.

Во-первых, это закономерности, связанные с функционированием и развитием субъектов социальной работы, которые обусловлены социальными процессами в обществе и социальной политикой государства.

Во-вторых, это закономерности, связанные с конкретными жизненными ситуациями объектов социальной работы, их потребностями и интересами, которые обусловливают определенные формы и методы деятельности, виды взаимодействий между субъектами и обретающими все большую самостоятельность объектами.

Следовательно, закономерности указывают на человека как основной компонент социальной работы и интегрирующий фактор ее системы.

Закономерности второй группы формируют характер взаимодействия субъекта и объекта СР, связи между ними, способность обеспечить эффективное достижение целей социальной защиты. К ним относятся целостность воздействия субъекта на объект; реализация общих интересов через особые; соответствие носителей и выразителей интересов объекта СР. Второй подход к выделению закономерностей более обоснованный. Но пока говорить о системе закоомерностей пока рано.

Основания для классификации закономерностей:

– клиент СР, например, закономерности сохранения и реабилитации социального здоровья субъекта (на уровне индивида, группы, общества);

– механизмы воздействия среды обитания на клиента СР, например, закономерности формирования социально-педагогического воздействия общины на индивида;

– характер взаимодействия общества и личности, например, закономерности формирования и потребления социальных услуг.

Закономерности СР тесно переплетаются с общесоциологическими и общепсихологическими.

Установление повторяющихся закономерностей служит шагом в определении законов социальной работы. Российский исследователь в области теории социальной работы В.А.Никитин указывает на необходимость исследования этих законов как теоретических форм знания, указывающих на существенные и повторяющиеся связи и отношения, касающихся характера, целей, осу-ществления и развития социальной работы:


закон социальной интегрированности процесса и результатов социальной работы, выражающий взаимодействия между ее компонентами – субъектами, средствами, факторами, условиями, направленными на приобретение социального благополучия, как на желаемый результат;

закон цивилизационно-культурной обусловленности развития социальной работы, свидетельствующий о связи между типами и формами социальной работы и особенностями обществ и культур, в рамках которых они осуществляются;

закон личностно-гуманистической ангажированности средств и целей социальной работы, указывающий на необходимость постоянного содействия со стороны субъекта объекту деятельности, с целью его личностного развития и саморазвития;

закон взаимной деятельностной активности в социальной работе, отражающий зависимость успеха социальной работы от активности ее взаимосвязанных участников.

Поиск закономерностей и законов, принципов и методов научного знания говорит об оригинальном, самостоятельном характере теории социальной работы и приводит исследователей к определению ее содержания.