Береговой ракетный комплекс «Сопка. Сопка (береговой ракетный комплекс) Сопка береговой ракетный комплекс

В 1954 году стартовала разработка берегового ракетного комплекса «Стрела» с противокорабельной крылатой ракетой С-2. Результатом этого проекта стало строительство четырех комплексов в Крыму и на о. Кильдин, полноценная эксплуатация которых началась к 1958 году. Имея ряд характерных преимуществ, стационарный комплекс «Стрела» не мог менять свою позицию, из-за чего рисковал стать целью первого удара. Таким образом, береговым ракетным войскам и артиллерии требовалась подвижная система, менее подверженная ответным или превентивным ударам. Решением этой проблемы стал проект «Сопка».

Решение о создании подвижного ракетного комплекса на базе существующих наработок было принято в конце 1955 года и закреплено постановлением Совмина от 1 декабря. Филиалу ОКБ-155, возглавляемому А.Я. Березняком, поручили создать новый вариант ракетного комплекса с широким использованием существующих наработок и изделий. Проект получил условное обозначение «Сопка». Интересно, что в нем планировалось использовать ракету С-2, создававшуюся для комплекса «Стрела». Эта особенность двух проектов нередко приводит к путанице, из-за чего стационарный комплекс нередко именуют ранней модификацией «Сопки». Тем не менее, несмотря на высокую степень унификации, это были два разных проекта, создававшиеся параллельно.

Создание комплекса «Сопка» стартовало почти через два года после начала работ по «Стреле», что привело к некоторым специфическим результатам. В первую очередь, это позволило ускорить работы по новому проекту за счет применения уже разработанных узлов и агрегатов. Кроме того, более новый комплекс должен был получить ряд средств более поздних моделей и отличающихся от использованных в «Стреле». Также предусматривалось применение некоторых систем, которые следовало разрабатывать с нуля. Прежде всего, это были средства обеспечения мобильности комплекса.

Пусковая установка Б-163 с ракетой С-2. Фото Wikimedia Commons

Основным элементом комплекса «Сопка» должна была стать управляемая крылатая ракета С-2, разработка которой близилась к завершению. Она представляла собой незначительно доработанную модификацию авиационной ракеты КС-1 «Комета» и предназначалась для поражения надводных целей. При разработке КС-1 широко использовались наработки по первым отечественным реактивным истребителям, что привело к формированию характерного внешнего вида изделия. «Комета» и ракеты на ее базе внешне были похожи на уменьшенную копию истребителя МиГ-15 или МиГ-17 без кабины пилота и вооружения. Внешнее сходство сопровождалось унификацией по некоторым системам.

Ракета С-2 общей длиной менее 8,5 м имела обтекаемый цилиндрический фюзеляж с лобовым воздухозаборником, на верхней поверхности которого располагался кожух головки самонаведения. Ракета получила стреловидное крыло размахом 4,7 м с шарнирами для складывания и киль со среднерасположенным горизонтальным оперением. Главное внешнее отличие изделия С-2 от базового КС-1 заключалось в стартовом пороховом двигателе, который предлагалось подвешивать под хвостом ракеты.

Для старта, схода с пусковой направляющей и первоначального разгона ракета С-2 должна была применять твердотопливный ускоритель СПРД-15 тягой до 41 т. В качестве маршевой силовой установки предлагался турбореактивный двигатель РД-500К тягой до 1500 кг. Последний работал на керосине и позволял ракете со стартовым весом до 3,46 т (менее 2950 кг после сброса ускорителя) развивать скорость до 1000-1050 км/ч и преодолевать расстояние до 95 км.

Ракета получила полуактивную радиолокационную головку самонаведения типа С-3 с возможностью работы в двух режимах, отвечающих за наведение на цель на разных этапах полета. Внутри фюзеляжа ракеты поместили фугасную боевую часть с зарядом весом 860 кг. Также ракета получила барометрический высотомер для полета к цели, автопилот и набор другой аппаратуры, заимствованный у базовой КС-1.



Ракета на пусковой направляющей. Фото Alternalhistory.com

Специально для ракетного комплекса «Сопка» на заводе «Большевик» была разработана мобильная пусковая установка Б-163. Это изделие представляло собой колесное буксируемое шасси с аутригерами и поворотной платформой, на которой монтировалась качающаяся пусковая направляющая длиной 10 м. Направляющая состояла из двух рельсов на U-образном основании, по которым должны были двигаться крепления ракеты. Стартовый двигатель при этом проходил между рельсами. Направляющая имел два положения: горизонтальное транспортное и боевое с фиксированным углом возвышения 10°. Горизонтальное наведение осуществлялось в пределах 174° вправо и влево от продольной оси. Для перегрузки ракеты с транспортера на направляющую предусматривалась электрическая лебедка.

Установка Б-163 имела общую длину 12,235 м, ширину 3,1 и высоту 2,95 м. При развертывании за счет аутригеров и подъема направляющей ширина Б-163 увеличивалась до 5,4 м, высота – до 3,76 м (без учета ракеты). Транспортировать пусковую установку предлагалось при помощи тягача АТ-С. Буксировка допускалась со скоростью не более 35 км/ч. После прибытия на позицию расчет пусковой установки должен был выполнять развертывание, на что требовалось 30 минут.

Для транспортировки ракет предлагалось изделие ПР-15. Это был полуприцеп для тягача ЗИЛ-157В с креплениями для ракеты С-2 и устройствами для перегрузки изделия на пусковую установку. Для перегрузки ракеты с транспортера на направляющую требовалось подать транспортер к установке и состыковать их. После этого при помощи лебедки оружие переводилось на направляющую. Затем требовалось производить некоторые другие процедуры, в том числе подвеску стартового двигателя, подключение кабелей и т.д.

Состав средств поиска и обнаружения цели остался прежним и соответствовал базовому комплексу. В состав комплекса «Сопка», как и в случае со «Стрелой», должны были входить несколько радиолокационных станций разного назначения. С целью обеспечения быстрой переброски комплекса на указанные позиции все РЛС должны были выполняться в виде буксируемых прицепов с собственными системами энергоснабжения и всем необходимым оборудованием.

Для наблюдения за прикрываемой акваторией и поиском целей комплекс «Сопка» должен был использовать радиолокационную станцию «Мыс». Эта система позволяла вести круговой обзор либо следить за выбранным сектором на дальностях до 200 км. Задачей станции «Мыс» был поиск целей и последующая выдача данных о них на другие средства ракетного комплекса, отвечающие за выполнение иных задач.



Тягач, транспортер ПР-15 и ракета С-2. Рисунок Alternalhistory.com

Данные о найденной цели передавались на РЛС слежения «Бурун». Задачей этой системы было сопровождение надводных целей с определением их координат для последующей атаки. Возможности «Буруна» позволяли следить за объектами на дальностях, сравнимых с максимальным рубежом обнаружения «Мыса», при скорости цели до 60 узлов. Данные со станции «Бурун» использовались при работе следующего элемента комплекса.

Непосредственно за атаку цели должна была отвечать РЛС подсвета С-1 или С-1М в буксируемом исполнении. Перед запуском и до конца полета ракеты эта станция должна была следить за целью, направляя на нее свой луч. На всех стадиях полета система самонаведения ракеты должна была принимать прямой или отраженный сигнал С-1 и по нему производить ориентирование в пространстве или наведение на подсвеченную цель.

Головка самонаведения С-3, использованная на ракете С-2, представляла собой дальнейшее развитие устройств, применявшихся в предыдущих проектах на базе «Кометы». Полуактивная ГСН должна была работать в двух режимах и за счет этого обеспечивать полет в район цели с последующим наведением на нее. Сразу после старта ракета должна была входить в луч станции С-1 и удерживаться в нем до определенного момента полета – такой режим работы ГСН обозначался литерой «А». Режим «Б» включался на дистанции не более 15-20 км от цели в соответствии с заранее установленной программой полета. В этом режиме ракета должна была искать сигнал станции подсвета, отраженный целью. Окончательное наведение на объект противника производилось именно по отраженному сигналу.

Использованный набор радиолокационных средств обнаружения и управления позволял комплексу «Сопка» производить обнаружение потенциально опасных надводных объектов в радиусе до 200 км. Ввиду ограничений, накладываемых конструкцией крылатой ракеты, дальность поражения цели не превышала 95 км. С учетом скоростей потенциальных целей, а также разницы в дальности обнаружения и поражения расчет берегового комплекса имел достаточно времени для выполнения всех необходимых работ перед запуском ракеты.

Основной боевой единицей комплекса «Сопка» должен был стать ракетный дивизион. В состав этого подразделения включалось четыре пусковые установки, один комплект радиолокационных станций и один командный пункт. Кроме того, дивизион получал набор тягачей, транспортеров для ракет, боекомплект (чаще всего 8 ракет) и различные вспомогательные средства для обслуживания, подготовки к работе и т.д.



Ракета, вид сзади. Виден пороховой стартовый двигатель. Фото Mil-history.livejournal.com

Береговой комплекс в составе ракеты С-2 и радиолокационных станций «Мыс», «Бурун» и С-1 впервые был опробован в начале июня 1957 года. Тогда, в рамках испытаний стационарного комплекса «Стрела», был выполнен поиск учебной цели с последующим запуском крылатой ракеты. Благодаря высокой унификации двух комплексов при создании «Сопки» удалось заметно сократить и ускорить программу испытаний. Большая часть систем этого комплекса уже была испытана в ходе предыдущего проекта, что имело соответствующие положительные последствия.

Тем не менее, комплекс «Сопка» все же прошел необходимые проверки. Заводские испытания этой системы стартовали 27 ноября 1957 года. До 21 декабря было выполнено четыре пуска ракет по учебной цели. При этом два первых пуска были одиночными, а две последние ракеты в конце декабря запускались залпом. Все четыре ракеты успешно навелись на цель в виде корабля, стоящего на бочках, однако поразить ее смогли лишь три. Ракета второго пуска попала не в корабль, а в одну из бочек, удерживавших его на месте. Тем не менее, испытания были признаны успешными, что позволило продолжить работу.

Государственные испытания комплекса «Сопка» начались в середине августа 1958 года и продолжались в течение двух следующих месяцев. Во время этих проверок было использовано 11 ракет. Один запуск признали полностью успешным, еще семь оказались частично успешными, а три остальные не привели к поражению учебных целей. Подобные показатели комплекса, а также возможность быстрой смены позиции стали причиной для появления рекомендации к принятию на вооружение.

19 декабря 1958 года новейший береговой ракетный комплекс «Сопка» с крылатой ракетой С-2 был принят на вооружение военно-морского флота. Вскоре после этого был окончательно принят план серийного строительства новых систем с последующей передачей береговым войскам флота и развертыванием на различных участках побережья.

Формирование соединений, которым предстояло эксплуатировать новую технику, началось за несколько месяцев до официального принятия «Сопки» на вооружение. Еще в июне 1958 года в составе Балтийского флота был сформирован отдельный дивизион, который вооружили комплексом «Сопка». В начале 1960 года этот дивизион переформировали в 27-й отдельный береговой ракетный полк (ОБРП). В мае 60-го 10-й отдельный подвижный полк береговой артиллерии Балтийского флота стал отдельным береговым ракетным полком.



Подготовка к пуску. Фото Army-news.ru

В 1959 году комплексы «Сопка», уже после официального принятия на вооружение, начали поставлять Северному и Тихоокеанскому флотам. В результате этого в составе Северного флота к 60-му году 735-й полк береговой артиллерии стал ракетным. В дальнейшем он получил новый номер, став 501-м ОБРП. В 59-м в Приморье начал службу 528-й отдельный береговой ракетный полк, а через год на Камчатке начал службу 21-й полк. В начале июля 1960 года в составе Черноморского флота появился новый 51-й ОБРП, сразу получивший комплексы «Сопка». Таким образом, к концу 1960 года в составе всех советских флотов имелось, как минимум, по одному полку, вооруженному подвижными береговыми ракетными комплексами, в составе четырех дивизионов каждый. На особо ответственных направлениях, на Тихом океане и на Балтике, были развернуты по два полка.

После формирования новых и перевооружения имеющихся частей Советский Союз начал поставку комплексов «Сопка» дружественным государствам. Одними из первых зарубежных заказчиков стали ГДР и Польша. К примеру, в 1964 году 27-й ОБРП помог польским и немецким коллегам в деле освоения и применения нового оружия. Так, первые стрельбы ракетами С-2 Германией и Польшей осуществлялись под контролем советских военных. Кроме того, системы «Сопка» поставлялись Болгарии, Египту, КНДР, Кубе и Сирии.

Особый интерес представляет поставка ракетных комплексов Кубе, которая фактически стала первым зарубежным эксплуатантом «Сопки». В августе 1962 года на «Остров свободы» доставили четыре дивизиона из состава 51-го отдельного берегового ракетного полка Черноморского флота. В распоряжении дивизионов было до 35-40 ракет С-2, а также восемь пусковых установок (по две в дивизионе) и радиолокационные станции всех нужных типов. После известных событий осени 1962 года военнослужащие 51-го ОБРП отправились домой. Материальную часть полка оставили береговым войскам дружественного государства. Вернувшись домой, полк получил новые средства ракетного комплекса и продолжил службу, защищая черноморское побережье.

В 1959 году был разработан проект модернизации ракеты С-2 с применением новой системы самонаведения. От базовой версии обновленная ракета отличалась наличием аппаратуры «Спутник-2» вместо ГСН С-3. Был сохранен режим полета в луче радиолокационной станции подсвета, а на конечном этапе предлагалось наводить ракету на тепловое излучение цели. Применение инфракрасной головки самонаведения позволяло атаковать надводные цели при постановке противником электромагнитных помех, а также защитить РЛС комплекса «Сопка» от противорадиолокационных ракет противника. Также планировалось реализовать принцип «запустил-забыл», при котором ракета должна была выходить в район цели при помощи автопилота и затем включать ГСН. По ряду причин ракета С-2 с системой «Спутник-2» не пошла в серию, и войска продолжили эксплуатацию оружия с полуактивными радиолокационными ГСН.

Ракетный комплекс «Сопка» состоял на вооружении береговых войск ВМФ СССР до начала восьмидесятых годов. К этому времени в нашей стране были созданы более новые и совершенные системы аналогичного назначения, но эксплуатация устаревших комплексов продолжалась до полной выработки их ресурса. Шесть ракетных полков регулярно участвовали в учебных стрельбах с поражением мишеней. С начала шестидесятых по начало семидесятых годов было использовано более 210 ракет, из которых чуть более сотни поразили свои цели. Так, 51-й ОБРП Черноморского флота в 1962-71 годах использовал 93 ракеты при 39 успешных попаданиях в цель. Два полка Балтийского флота за то же время израсходовали лишь 34 ракеты и выполнили 23 успешных запуска.



Изделия Б-163 и С-2. Фото Alternalhistory.com

До самого конца эксплуатации комплексов «Сопка» с ракетами С-2 советские береговые войска вели стрельбу только по учебным целям. Тем не менее, комплексу все же удалось принять участие в реальном вооруженном конфликте. Во время Войны Судного дня, 9 октября 1973 года, египетские ракетчики, дислоцированные в районе Александрии, обстреляли израильские боевые катера. По данным Египта, применение пяти ракет привело к потоплению одного вражеского катера. Израиль, однако, эти потери не подтвердил.

Советский Союз снял с вооружения устаревший комплекс в начале восьмидесятых годов. Заменой для «Сопки» стали более новые разработки с управляемым вооружением, отличающимся повышенными характеристиками. В дальнейшем от ракет С-2 отказалось большинство зарубежных эксплуатантов. Согласно некоторым источникам, в настоящее временя комплекс «Сопка» состоит на вооружении только в Северной Корее. При этом есть основания полагать, что северокорейская промышленность провела модернизацию устаревшего образца советской разработки.

Береговой ракетный комплекс «Сопка» стал второй и последней подобной системой, созданной на основе авиационной ракеты КС-1 «Комета». Он был принят на вооружение позже всех своих предшественников, а также эксплуатировался гораздо дольше их – до начала восьмидесятых годов. Для своего времени все ракетные комплексы на базе «Кометы» являлись высокоэффективным оружием с большим потенциалом, но развитие ракет и средств защиты не стояло на месте. Из-за этого со временем КС-1 и ее производные потеряли все свои преимущества и устарели во всех смыслах, после чего были сняты с вооружения. На смену устаревшим системам пришло новое оружие с более высокими характеристиками, обеспечившее сохранение и увеличение ударной мощи флота и его береговых войск.

По материалам:
http://armoredgun.org/
http://bratishka.ru/
http://vpk-news.ru/
http://bastion-karpenko.narod.ru/
http://rbase.new-factoria.ru/
Широкорад А.Б. Оружие отечественного флота. 1945-2000. – Мн.: «Харвест», 2001

Разработка береговой системы вооружения «Стрела» была начата в филиале ОКБ-155 под руководством А. Я. Березняка по распоряжению СМ № 3346 от 21 апреля 1954 года.

Ракета создавалась на базе корабельной крылатой ракеты «Комета». Основное ее отличие заключалось в оснащении стартовым пороховым ускорителем СПРД-15, разработанным КБ-2 завода № 81 МАП под руководством главного конструктора И. И. Картукова.

Пусковые установки комплекса «Стрела» предполагалось размещать в хорошо защищенных стационарных укрытиях.

Летом 1955 года, в 13 км юго-восточнее Балаклавы, там, где главная гряда Крымских гор с высоты 587 м отвесным утесом мыса Айа (Святой мыс) обрывается в море, развернулось строительство «объекта 100». Военные строители и метростроевцы проделали в скальном грунте систему туннелей. Для эксплуатации комплекса был сформирован 362-й отдельный береговой ракетный полк (ОБРП), состоявший из двух дивизионов, в каждом из которых было по две спаренные пусковые установки. Все помещения комплекса были вырублены в скальном грунте. Для стрельбы спаренная пусковая установка поднималась на поверхность. Комплекс был введен в строй приказом Главкома ВМФ от 30 августа 1957 года. Первые стрельбы с комплекса «объект 100» были проведены 5 июня 1957 года.

Параллельно с «объектом 100» аналогичный комплекс «объект 101» строился на Северном флоте на острове Кильдин. В отличие от Балаклавы комплекс разместили в большой яме в скале, а сверху покрыли толстым слоем бетона. Для эксплуатации «объекта 101» в 1957 году был сформирован 616-й ОБРП. В строй комплекс был введен приказом Главкома ВМФ от 6 января 1958 года. «Объект 101» оказался второй и последней отечественной стационарной ракетной базой с крылатыми ракетами.

Постановлением СМ № 2004–1073 от 1 декабря 1955 года была начата работа по подвижному комплексу «Сопка». Ракеты С-2 (4К-87) у комплексов «Стрела» и «Сопка» были практически одинаковые, поэтому в 60-х годах комплекс «Стрела» часто именовали стационарным комплексом «Сопка».

На вооружение подвижный комплекс «Сопка» был принят Приказом Главкома ВМФ от 19 декабря 1958 года.

Внешне ракета С-2 похожа на МиГ-15бис. Характерная схема – лобовой воздухозаборник, стреловидное среднерасположенное крыло и оперение, развитый верхнерасположенный киль.

Сведения о пусках ракет С-2 «Сопка» в период с 1962 по 1971 год

«Сопка» имела маршевый самолетный турбореактивный двигатель конструкции В. Я. Климова. Для осуществления старта к корпусу ракеты в его хвостовой части крепился твердотопливный реактивный ускоритель.

Система наведения и управления стрельбой комплекса «Сопка» включала в себя: РЛС обнаружения «Мыс», центральный пост, совмещенный с РЛС наведения С-1М и РЛС слежения «Бурун». Радиолокационные станции «Мыс» и «Бурун» были разработаны НИИ-49 и в 1955 году прошли государственные испытания.

Радиолокационная станция «Мыс» предназначена для обнаружения морских целей и выдачи данных и цели в центральный пост.

Центральный пост с РЛС наведения С-1М предназначен для управления подготовкой ракет С-2 к старту, наведения пусковых установок по данным РЛС С-1М, производства старта ракет и наведения их на цель. Аппаратура центрального поста размещалась в кабине прицепа АПЛ-598, буксируемого тягачом АТ-С. Там же размещалась и радиолокационная станция С-1М, кроме приемно-передающего и антенного блоков, которые устанавливались на специальной антенной вышке. Последняя монтировалась на шасси автомобиля ЯАЗ-219, высота ее в боевом положении составляла 11,01 м.

Радиолокационная станция «Бурун» предназначалась для слежения за целью и наведения станции С-1М на цель в условиях помех.

Действие комплекса «Сопка» происходило следующим образом. РЛС «Мыс» вела поиск цели. При обнаружении цели во все подразделения подавалась команда «Боевая тревога» колоколами громкого боя.

По данным РЛС «Мыс» на цель наводилась РЛС «Бурун» и переводилась в режим полуавтоматического сопровождения цели. По данным РЛС «Бурун» на цель наводилась и РЛС С-1М, но не включалась.

Ракеты на полуприцепах ПР-15 подавались к пусковым установкам. При этом полуприцепы задним ходом заезжали на мостки и состыковывались с пусковыми установками. Ракеты при помощи механизмов заряжания перетаскивались на пусковые установки, осаживались на шептала и закреплялись. Затем производилась подвеска дополнительных килей и подключение бортовых разъемов кораблей.

По команде с центрально поста (время подачи команды определялось приборами управления стрельбой) производился вывод маршевых двигателей на полные обороты и старт.

Траектория полета ракеты складывалась из участка автономного полета по программе до вывода в луч РЛС С-1М, участка полета в луче станции С-1М на стабилизируемой автопилотом высоте (участка марша, бортовая станция С-3 работает при этом в режиме «А») и участка самонаведения на цель (станция С-3 работает в режиме «Б»).

В процессе предстартового контроля РЛС «Бурун» непрерывно следила за целью, а по ее данным наводилась на цель антенна РЛС С-1М, которая включалась в режим автосопровождения с излучением высокочастотной энергии с началом вывода маршевых двигателей на полные обороты.

После включения передатчика на излучение РЛС С-1М работала в режиме автоматического сопровождения, создавая в направлении на цель равносигнальную зону, образуемую при вращении луча РЛС С-1М. Стартовая установка при этом с помощью синхронно-следящего привода непрерывно «следила» за лучом РЛС С-1М по данным, вырабатываемым приборами управления стрельбой.

С момента старта до входа в луч РЛС С-1М ракета летела, управляясь только автопилотом (режим автономного полета), который выдерживал направление, приданное ракете при сходе с направляющих стартовой установки. Вывод ракеты на маршевую высоту производился корректором высоты и программным устройством автопилота.

При входе ракеты в луч (начало участка марша) бортовая станция С-3 начинала работать в режиме наведения (режим «А»).

На этом участке ракета, удерживаясь на маршевой высоте с помощью барометрического корректора высоты, летела в луче станции С-1М. При отклонении ракеты от равносигнальной линии луча станции С-1М бортовая станция С-3 реагировала на эти отклонения, вырабатывала сигналы, пропорциональные отклонениям, и выдавала в автопилот управляющие по курсу команды для удержания ракеты на непрерывно следующей за целью равносигнальной линии луча станции С-1М.

На определенном, заданном до старта расстоянии от цели происходила разблокировка стороны самонаведения станции С-3. При достаточной мощности отраженных от цели импульсов РЛС С-1М станция С-3 осуществляла захват цели (переходила в режим «Б») и обеспечивала наведение ракеты на цель. Корректор высоты при этом отключался.

На участке самонаведения в сочетании с командными сигналами станции С-3 по курсу включался в работу блок положительной обратной связи автопилота, что обеспечивало полет ракеты в упрежденную точку встречи с движущейся целью.

По сигналу ответчика ракеты на индикаторе визирования РЛС С-1М можно было наблюдать вход ракеты в луч, полет ее в луче, переход в режим самонаведения и ориентировочное место падения.

Место падения ракеты можно было наблюдать также на индикаторах РЛС «Мыс» и «Бурун». После падения (попадания в цель) передатчики станций С-1М выключались.

Немедленно после старта каждой из ракет начиналась подготовка к следующему выстрелу: стартовые установки приводились на линии заряжания, производилась подача очередных ракет к стартовым установкам, заряжание стартовых установок и т. д.

В 1959 году прошла испытания ракета С-2, оснащенная тепловой головкой самонаведения «Спутник-2». Стрельба такими ракетами могла производиться в двух режимах. В первом ракета С-2, как и с радиолокационной головкой самонаведения, летела в узком луче РЛС С-1М, а затем на расстоянии 15 км (радиус действия тепловой головки) и менее от цели начинался участок самонаведения. В этом режиме дальность стрельбы могла достигать 105 км.

Второй режим мог быть применен при создании противником активных или пассивных помех, а так же чтобы избежать попадания в РЛС ракет, самонаводящихся на радиоизлучающий объект. В этом режиме реализовывался принцип «выстрелил и забыл», т. е. вывод ракеты в зону самонаведения осуществлялся автопилотом.

В начале 1950-х гг. появился первый противокорабельный самолет-снаряд - «Комета». Затем на базе «Кометы» были разработаны корабельный ракетный комплекс «Стрела» (КСС) и береговой комплекс «Стрела» с подземным базированием. На основе этих систем с 1 декабря 1955 г. по Постановлению Совета Министров СССР № 2004-1073 началось проектирование мобильного берегового ракетного комплекса (БРК) «Сопка». Модификации ракеты С-2 (4К87) для «Стрелы» и «Сопки» были практически идентичны, поэтому в 1960-х гг. комплекс «Стрела» часто именовали стационарным комплексом «Сопка». Комплекс «Сопка» использовал одноименные самолеты-снаряды (термин «крылатая ракета» был введен приказом Министерства обороны СССР от 30 октября 1959 г.).

Стрельба ракетами С-2 производилась следующим образом. РЛС «Мыс» вела поиск. При обнаружении цели во все подразделения подавалась команда «Боевая тревога», которая дублировалась, как положено на флоте, колоколами громкого боя. По данным РЛС «Мыс» на цель наводилась РЛС «Бурун», которая переводилась в режим полуавтоматического сопровождения цели. В боевом режиме также по данным РЛС «Бурун» на цель наводилась и РЛС С-1М, но не включалась. Ракеты на полуприцепах ПР-15 подавались к пусковым установкам. При этом полуприцепы задним ходом заезжали на мостки и состыковывались с пусковыми установками. Ракеты при помощи механизмов заряжания перемещались на направляющие пусковых установок, осаживались на шептала и закреплялись. Затем производилась подвеска дополнительных килей и подключение бортовых разъемов. По команде из центрально поста (время подачи команды определялось приборами управления стрельбой) происходил вывод маршевых двигателей на полные обороты и старт.

Траектория полета ракеты состояла из участка автономного полета по программе до вывода в луч РЛС С-1М, участка полета в луче станции С-1М на стабилизируемой автопилотом высоте (на участке марша бортовая станция С-3 работала в режиме «А») и участка самонаведения на цель (станция С-3 работала в режиме «Б»). В процессе предстартового контроля РЛС «Бурун» непрерывно следила за целью, по ее данным наводилась на цель антенна РЛС С-1М, которая с началом вывода маршевых двигателей на полные обороты включалась в режим автосопровождения с излучением высокочастотного сигнала. После включения передатчика на излучение РЛС С-1М работала в режиме автоматического сопровождения, создавая в направлении на цель равносигнальную зону, образуемую при вращении луча РЛС С-1М. Пусковая установка при этом с помощью синхронно-следящего привода непрерывно поворачивалась - «следила» за лучом РЛС С-1М по данным, вырабатываемым приборами управления стрельбой.

С момента старта до входа в луч РЛС С-1М ракета летела, управляемая только автопилотом (режим автономного полета), который выдерживал направление, приданное ракете при сходе с направляющих пусковой установки. Вывод ракеты на маршевую высоту производился корректором высоты и программным устройством автопилота. При входе ракеты в луч (начало участка марша) бортовая станция С-3 начинала работать в режиме наведения (режим «А»). На этом участке ракета, удерживаясь на маршевой высоте с помощью барометрического корректора высоты, летела в луче станции С-1М. При отклонении ракеты от равносигнальной линии луча станции С-1М бортовая станция С-3 реагировала, вырабатывая сигналы, пропорциональные отклонениям и выдавала в автопилот управляющие по курсу команды для удержания ракеты на непрерывно следующей за целью равносигнальной линии луча станции С-1М.

На определенном, заданном до старта расстоянии от цели происходила разблокировка стороны самонаведения станции С-3. При достаточной мощности отраженных от цели импульсов РЛС С-1М станция С-3 осуществляла захват цели (переходит в режим «Б») и обеспечивала наведение ракеты на цель. Корректор высоты при этом отключался. На участке самонаведения в сочетании с командными сигналами станции С-3 по курсу включался в работу блок положительной обратной связи автопилота, что обеспечивало полет ракеты в упрежденную точку встречи с движущейся целью. По сигналу ответчика ракеты на индикаторе визирования РЛС С-1М можно было наблюдать вход ракеты в луч, полет ее в луче, переход в режим самонаведения и ориентировочное место встречи с целью. Его можно было наблюдать также на индикаторах РЛС «Мыс» и «Бурун». После попадания ракет в цели передатчики станций С-1М выключались. Немедленно после старта каждой из ракет начиналась подготовка к следующему выстрелу: пусковые установки переводились на линии заряжания, осуществлялась подача очередных ракет, заряжание и т.д.

В 1958-1959 гг. на полигоне «Песчаная Балка» прошла испытания ракета С-2, оснащенная тепловой головкой самонаведения (ГСН) «Спутник-2». В ноябре-декабре 1958 г. состоялись два пуска, и в мае-августе 1959 г. - еще три, после чего тепловая ГСН «Спутник-2» была принята на вооружение. Стрельба ракетами, оснащенными головками «Спутник-2», могла производиться в двух режимах. В первом режиме С-2, как и ракета с радиолокационной ГСН, летела в узком луче РЛС С-1М, а затем с расстояния в 15 км от цели (радиус действия тепловой головки) начинался участок самонаведения. В этом режиме дальность стрельбы могла достигать 105 км. Второй режим включался в случае постановки противником активных или пассивных помех, а так же во избежание поражения РЛС боеприпасами, наводящимися на радиоизлучающий объект. В этом режиме удалось реализовать принцип «выстрелил и забыл»: вывод ракеты в зону самонаведения осуществлялся автопилотом.

Для заводских испытаний комплекса «Сопка» на полигон «Песчаная Балка» были доставлены четыре передвижные пусковые установки Б-163. Первый пуск состоялся 27 ноября 1957 г. с пусковой установки № 2 батареи № 1. Стреляли по дрейфующей мишени - тральщику «Бельбек». Расстояние от станции наведения С-1М до мишени составляло 28,9 км. На 121,7-й секунде полета ракета пролетела над целью на высоте 9 м от ватерлинии и на расстоянии 10 м влево от центра мишени и приводнилась в 7 км за мишенью. Исходя из результатов пусков ракет КСС БРК «Стрела» и заводских испытаний ракет С-2 ракетного комплекса БРК «Сопка» летно-конструкторские испытания было решено не проводить, а сразу провести совместные (государственные) испытания подвижного ракетного комплекса «Сопка».

Первые пуски ракет С-2 по программе летно-конструкторских испытаний состоялись 19 августа 1959 г. Стрельба велись как по неподвижным мишеням ДК-430, судну «Испытатель» (бывший немецкий тральщик М-255), так и по скоростной мишени проекта 183КВУ, двигавшейся со скоростью свыше 30 узлов. На вооружение подвижный комплекс «Сопка» был принят приказом Главнокомандующего ВМФ от 19 декабря 1958 г. После завершения испытаний на полигоне «Песчаная Балка» 390-й дивизион, укомплектованный комплексами «Сопка», был передан Черноморскому флоту и передислоцирован в поселок Черноморское. Но здесь береговые ракетчики служили недолго. 3 мая 1962 г. поступил приказ «готовиться к передислокации на территорию дружественного государства». Личный состав и матчасть 390-го дивизиона погрузили в Севастополе на теплоход «Лениногорск», и через 18 дней крайне тяжелого для людей путешествия в трюмах корабля, 11 августа 1962 г., они прибыли в кубинский порт Матансас.

Местом дислокации 390-го дивизиона стал пригород Гаваны Минас. Дивизион получил название «Школа № 16», с 1 сентября началось обучение кубинского персонала. Однако 19 сентября в связи с кризисом в отношениях США и СССР, который чуть не перерос в войну и впоследствии был назван Карибским, учебу пришлось прервать. В ночь на 26 октября 1962 г. под тропическим ливнем расчеты доставили комплексы в район Мэриам и изготовили к бою. Но через несколько часов поступил новый приказ - следовать на огневую позицию в район Сьенфуэгоса. К 18 часам 27 октября, совершив 500-километровый марш, ракетчики заступили на боевое дежурство.

Боевая служба продолжалась до 9 ноября. И лишь спустя две недели, дивизион вернулся обратно. В конце ноября обучение кубинцев было продолжено. А в июле 1963 г. сам Фидель Кастро участвовал в приемке материальной части дивизиона. Кроме 390-го дивизиона в июле 1962 г. на Кубу из Поти на теплоходе был переброшен 17-й отдельный береговой ракетный полк (ОБРП). Полк состоял из двух отдельных дивизионов и отдельной технической батареи. 29 июля 1962 г. ракетный дивизион полка под командованием майора Юрченко Я. Г. в полном составе, с техникой прибыл на Кубу и разместился в провинции Орьенте в 10 км от города Банес. Вслед за первым дивизионом прибыл и остальной личный состав 17-го ОБРП во главе с командиром А. Г. Шиковым. Полк разместился вблизи города Санта-Крус и на острове Пинос в 120 км южнее Кубы. В октябре 1962 г. 17-й ОБРП встал на боевое дежурство. В 1963 г. матчасть полка передали кубинцам, а личный состав вернулся в СССР. Оставшиеся на «Острове свободы» в качестве советников офицеры полка помогли кубинским коллегам в короткий срок освоить технику и выполнить практические ракетные стрельбы.

ОБЩИЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
Сектор стрельбы каждого подразделения, град ±85°
Дальность стрельбы (в зависимости от превышения антенных РЛС С-1М над уровнем моря):
- минимальная, км 15
- максимальная, км 95
Время на подготовку первого выстрела, мин. до 17
Количество ракет в залпе до 4-х
Скорость полета, км/час 1050
Маршевая высота полета, м 400

ХАРАКТЕРИСТИКИ КРЫЛАТОЙ РАКЕТЫ С-2
Габариты:
Длина, мм 8480
Высота без ПРД и дополнительного киля, мм 2119
Высота с ПРД и дополнительным килем, мм 2935
Размах крыла, мм 4722
Ширина при сложенных консолях крыла, мм 1956
Весовая сводка:
Стартовый вес,кг 3419
Полетный вес, кг 2929
Стартовый двигатель (ПРД), кг 479
Боевая часть, кг 1010
Взрывчатое вещество (ТГАГ-5), кг 860
Двигатели:
Маршевый двигатель РД-500К
Тяга маршевого двигателя, кг 1500
Ёмкость керосинового бака, л 320
Стартовый двигатель СПРД-15
Тяга стартового двигателя, т 27-41
Время работы, с 1,6-1,8

ХАРАКТЕРИСТИКИ СТАРТОВОЙ УСТАНОВКИ
Габаритные размеры:
В походном положении:
- длина, мм 12235
- ширина, мм 3120
- высота, мм 2950
В боевом положении:
- длина, мм 12235
- ширина, мм 5400
- высота, мм 3765
Угол старта к плоскости горизонта, град 10°
Угол горизонтального наведения, град ±174°
Длина стартового пути ракеты, мм 10000
Число осей 2
Число колес 8
База, мм 6150
Колея, мм 2180
Наименьший дорожный просвет:
- по осям ходов, мм 400
- по центру крестовины, мм 600

November 19th, 2016

Дивизион шахтного берегового ракетного комплекса "Утес" восстановлен в Крыму.

"Предполагается, что возрожденный комплекс проведет несколько пусков ракет с тем, чтобы доказать его жизнеспособность. В дальнейшем на его базе предполагается развернуть ракетный комплекс "Бастион" шахтного базирования", - сказал собеседник агентства.

Давайте вспомним историю этого ракетного комплекса.


Для защиты южных морских рубежей и Севастополя с моря в разгар "холодной войны" в 1954 году высоко в горах у Балаклавы начал создаваться первый в мире подземный ракетный комплекс берегового базирования "Сопка" с радиусом действия в акватории Черного моря до 100 км.

Строительство "Объекта 100" (такой код получила секретная стройка) осуществлялось 95-м специализированным управлением подземных работ ЧФ. Объект состоял из двух одинаковых подземных комплексов и стартовых площадок, удаленных друг от друга на 6 км. Военными строителями руководил главный инженер строительного управления ЧФ полковник А. Геловани - будущий заместитель министра обороны, маршал инженерных войск. Начальником строительства площадки № 1 был капитан А. Кузнецов, площадки № 2 - инженер А. Клюев. Монтажными операциями от предприятия "Эра" руководил инженер Ф. Карака. На каждом объекте строительства было занято до 1000 человек.

На строительных площадках возводились из жаропрочного бетона стартовые позиции и защищенные от атомного оружия подземные сооружения, в которых размещались КП, хранилища ракет и цеха для подготовки и заправки топливом. Ракеты в сооружениях находились на специальных технологических телегах со сложенными крыльями и перемещались до стартовых позиций специальными механизмами. Подземный комплекс имел полное инженерное обеспечение, дизельные электростанции, фильтровентиляционные установки, запасы горючего, воды и продовольствия, обеспечивающие жизнедеятельность обьекта при полной его герметизации после атомного удара. У оголовков рядом со стартовыми позициями размещались защищенные железобетонные бункера для укрытия снятых со старта ракет.

Система наведения и управления стрельбой комплекса "Сопка" включала в себя РЛС обнаружения "Мыс", центральный пост, совмещенный с РЛС наведения С-1М и РЛС слежения "Бурун". Радиолокационные станции "Мыс" и "Бурун" в 1955 году прошли государственные испытания. Радиолокационная станция "Мыс" предназначена для обнаружения морских целей и выдачи данных цели в центральный пост и размещалась на высоте более 550 метров мыса Айя.

В конце 1956 года практически было завершено строительство "Объекта 100", личный состав прошел спецподготовку. Был сформирован отдельный береговой ракетный полк, который 23 февраля 1957 года был включен в состав сил боевого ядра флота. Первым командиром полка был подполковник Г. Сидоренко (позже генерал-майор, начальник береговых войск и морской пехоты ЧФ). По плану испытаний полком было выполнено несколько ракетных стрельб. Самая первая из них была проведена 5 июня 1957 года в присутствии командующего ЧФ адмирала В. А. Касатонова. Пуск производили со второй батареи (командир лейтенант В. Карсаков). Успешный результат возвестил о появлении в Военно-Морском Флоте СССР нового рода сил - береговых ракетных частей.

25 июля 1957 года государственная комиссия приняла "Объект 100". А в начале 1959 г. полку впервые был вручен переходящий приз ГК ВМФ за ракетную стрельбу. 30 июля 1960 года полк получил свое постоянное наименование - 362-й отдельный береговой ракетный полк (ОБРП). За время эксплуатации БРК "Скала" с 1957-го по 1965 год полком было произведено более 25 практических пусков ракет.

16 июля 1961 года вышло постановление Совета Министров о перевооружении береговых стационарных комплексов «Утес» с ракет «Сопка» на ракеты П-35Б. Переоборудование стационарных «объектов 100» и «101» с комплексов «Стрела» на вновь создаваемый комплекс «Утес» было определено этим постановлением. Стационарный береговой оперативно-тактический противокорабельный ракетный комплекс «Утес» был разработан на базе противокорабельной ракеты П-35 и подвижного берегового комплекса «Редут» в ОКБ-52 (ЦКБМ) под руководством В.М. Челомея. Комплекс «Утес» принят на вооружение Постановлением СМ от 28 апреля 1973 года. Комплексом «Утес» перевооружались части, ранее оснащенные комплексом «Сопка».

В состав комплекса входили: МРСЦ-1 (»Успех-У»), РЛС «Мыс» с системой опознавания «Пароль», система управления, пусковые установки, ракеты П-35, комплекс наземного оборудования. Система управления «Утес» создана в НИИ-303, маршевый турбореактивный двигатель ракеты разработан в ОКБ-300. На мысе Айа первым в 1964 г. на переоборудование встал второй дивизион 362-го ОБРП. Основные технические решения по комплексу «Утес» существенно отличались от ранее реализованных для комплекса «Стрела», пусковые установки которого выдвигались в горизонтальном направлении из скальных штолен. Для «Утеса» были приняты поворотные двух- контейнерные установки массой более 30 т, которые размещались в шахтах глубиной 20 м, а перед пуском поднимались на высоту 6 м над поверхностью. Непосредственно перед стартом контейнеры с ракетами выводились на угол 15°. Все основные объекты комплексов размещались в заглубленных в скальный грунт железобетонных сооружениях. В них в процессе предстартовой подготовки проверялись и заправлялись ракеты. В процессе гонки двигателя непосредственно перед стартом непосредственно на пусковой установке (как и в корабельной СМ-70) проводилась дозаправка ракеты топливом, что увеличивало дальность стрельбы.


16 сентября 1964 года в расположение полка прибыла первая партия военных строителей специального отряда ЧФ. Подземные сооружения, которыми располагал полк, подлежали реконструкции под габариты нового берегового ракетного комплекса. Строители под руководством капитана А. Климова вместе с личным составом второго дивизиона приступили к работам. До этого полностью был демонтирован прежний комплекс.

Десятиметровые ракеты в горизонтальном положении со сложенными крыльями хранились на технологических телегах со стартовыми агрегатами и после предстартовой подготовки и заправки жидким топливом были готовы к пуску. Выдвигающиеся из-под земли спаренные пусковые контейнеры позволяли быстро производить перезарядку новых ракет.

Автономные испытания наземного оборудования начались в середине 1968 г. и продолжались более двух лет. 28 мая 1971 г. был проведен первый пуск П-35 на дальность около 200 км. Работы в первом дивизионе завершились 25 февраля 1972 г., а 17 апреля следующего года успешно прошла стрельба по цели пр. 1784 на дальность 217 км. 28 апреля 1973 г. оба дивизиона полка поступили на вооружение. В 1978- 1983 гг. было выполнено 33 пуска, из них 30 - успешно. Перевооружение дивизионов 616-го отдельного берегового ракетного полка Северного флота на острове Кильдин завершилось в 1976 и в 1983 г. Пусковые установки комплекса были размещены в скальных укрытиях. Пусковые установки в целом аналогичны «половинке» ПУ ракетных крейсеров проекта 56 (»Грозный», «Адмирал Головко») - в установке не 4 контейнера с ПКР, а два. Крылатые ракеты доставлялись к пусковым площадкам через тоннели по рельсам-направляющим на специальных платформах с электродвигателями.

Пусковые установки защищались массивными стальными крышками, которые при пуске сдвигались в сторону. За считанные минуты колоссальная конструкция пусковой установки появлялась на поверхности и могла нанести удар двумя ракетами. В составе «объекта 100» находились два дивизиона, разнесенные на расстояние 6 километров, каждый из которых имел на вооружении две пусковых установки. В 1974 г. началась модернизация береговых ракетных комплексов под ракету «Прогресс». В 1976 г. полк на мысе Айя выполнил шесть испытательных пусков. В 1982 году комплекс был модернизирован - в состав комплекса была введена новая ракета 3М44 «Прогресс». Производство ракет для береговых комплексов велось с 1982 по 1987 год. Благодаря большой дальности стрельбы батарея комплекса «Утес» при внешнем целеуказании может прикрывать побережье протяженностью в несколько сотен километров. Мощная кумулятивно-фугасная или ядерная боевая часть (350 кт) позволяет вывести из строя одной ракетой корабль любого класса.

В конце апреля 1972 года, после шести пробных запусков, "Объект 100" был введен в состав сил постоянной готовности. 19 апреля 1973 года была успешно выполнена первая зачетная стрельба по плану боевой подготовки на дальность 219 километров. 1986 год стал рекордным по числу ракетных пусков - 14, из них 10 в режиме мишени, два - по программе контрольно-серийных испытаний.

Полк неоднократно носил звание отличного, награждался переходящими Красными знаменами Военных советов ЧФ и ВМФ за ракетную стрельбу по морской цели. В 1982 г. имя полка было занесено на мраморную Доску почета в Центральном военно-морском музее.

Последний раз "Объект 100" запустил ракету в сентябре 1993 года, после чего несколько лет простаивал без дела. В рамках договора о разделе Черноморского флота в 1996 году комплекс отошел Украине. В 1997 году новые хозяева даже смогли произвести один учебный пуск ракеты, после чего комплекс фактически был разрушен.

После чего в начале 2000-х дивизион около поселка Оборонное был разграблен и весь металл с него был вывезен. В 2002 дивизион расформирован, в 2003-2004 оборудование порезано на металл. Другой же дивизион был законсервирован и как ни странно сохранился. В 2009 году ВМСУ предприняло даже попытку его восстановления. Теперь этот дивизион возвращен в состав Береговых ракетно-артиллерийских войск ВМФ России!

Осенью 2014 года инженеры и рабочие ремонтного завода ракетно-артиллерийского вооружения ЧФ восстановили береговой ракетный дивизион знаменитого ракетного комплекса «Сотка», что находится рядом с поселком Резервное.

Ранее информированный источник сообщил, что в Крыму к 2020 году может быть развернут первый береговой ракетный комплекс "Бастион" шахтного базирования.

"Он будет использовать как ныне существующие противокорабельные "Яхонты", так и разрабатываемые в настоящее время перспективные варианты ракет, которые будут способны уничтожать любую цель, находящуюся в акватории Черного моря", - сказал собеседник агентства.

По его оценке, шахтный способ размещения "Бастиона" значительно повысит боевую устойчивость комплекса.

"Стационарное базирование сделает необратимым удар возмездия по любому кораблю, который вторгнется в территориальные воды российского Черноморья", - подчеркнул собеседник агентства.

Он отметил, что стационарный "Бастион" сможет использовать беспилотные летательные аппараты и подводные гидроакустические комплексы. Шахта сможет выдерживать избыточное давление во фронте ударной волны силой до 20 кгс/см2.

Подвижный береговой ракетный комплекс "Бастион" с унифицированной сверхзвуковой самонаводящейся противокорабельной ракетой 3М55 "Яхонт" разработан и производится в "НПО машиностроения" (входит в корпорацию "Тактическое ракетной вооружение").

Комплекс "Бастион" предназначен для защиты морского побережья протяженностью свыше 600 км и поражения надводных кораблей различных классов и типов, действующих в составе десантных соединений, конвоев, корабельных и авианосных ударных групп, а также одиночных кораблей и наземных радиоконтрастных целей в условиях интенсивного огневого и радиоэлектронного противодействия.

Боекомплект одного комплекса может включать до 36 ракет "Яхонт". Ракета имеет загоризонтную дальность стрельбы. В ней реализован принцип "выстрелил - забыл".

"Яхонт" способен поражать цели на расстоянии 300 км и нести боеголовку весом более 200 кг. Ракету отличает полная автономность боевого применения, высокая сверхзвуковая скорость на всех участках полета, возможность выбора различных траекторий (низковысотной и комбинированной), а также полная унификация для широкого ряда морских, авиационных и наземных носителей.

Фото 1.

После развала СССР легендарную "сотку" несколько раз передавали в подчинение то одному, то другому подразделению ВМС Украины. Но объектом никто не занимался, и эта воинская часть пришла в упадок. Разграбленные блоки на командном пункте, вырезанные кабель-трассы с цветным металлом - такое наследие получили российские ракетчики, появившиеся на батарее вскоре после событий Крымской весны. Поэтому восстановление боеспособности "Утеса" было настоящим техническим подвигом. Эта задача была поручена офицеру, который когда-то командовал дивизионом, а теперь трудится в восстановительной команде, - подполковнику запаса Евгению Липко.

Фото 2.

Добиться этого было очень непросто, - говорит подполковник запаса Евгений Липко. - Но мы как одержимые вместе с сегодняшними ракетчиками выполнили поставленную задачу. Очень уж хотелось вновь услышать ракетный гром над крутым крымским берегом и вспомнить свою офицерскую молодость, когда мы пускали ракеты регулярно. Сейчас продолжаем ремонтные работы вместе со специалистами "НПО машиностроение". Это профессионалы высочайшего уровня. Один из них - доктор наук, капитан 1 ранга Константин Погорелов. Мы надеемся, что теперь, как и в прежние времена, ракетные автографы "Утеса" будут появляться на крымском небе, оберегая мирную жизнь жителей полуострова.

Фото 3.

Липко показал металлические подвесные койки, закрепленные в стенах помещений подземных коридоров. Оказывается, в свое время они были сняты со списанного крейсера "Слава", и благодаря им во время боевого дежурства дивизион превращался в корабль на берегу, только с более высокой боеготовностью. Ракетчики находились здесь круглосуточно - спали под землей в коридорах, вырубленных создателями "сотки" в скальном грунте. Несли здесь настоящее боевое дежурство, когда в Черное море заходили НАТОвские корабли. И каждый из незваных гостей был, что называется, на прицеле. В готовности к немедленному действию были ракеты и ракетчики. Так было и во время демарша новейших кораблей ВМС США - крейсера Yorktown и эсминца Caron, которые были вытеснены двумя нашими сторожевыми кораблями, значительно уступавшим по водоизмещению и вооружению американским.

Фото 4.

Вместе с командиром дивизиона "Утес" подполковником Сергеем Слесаревым мы по штольне прошли к пусковой установке мимо крылатых ракет, упрятанных в хранилище. Застали момент, когда мощные подъемные устройства медленно, но уверенно выдвигали пусковую установку наверх для пробного запуска двигателя крылатой ракеты. Маршевый двигатель гудит и выпускает мощную струю воздуха.

Первую в новейшей истории стрельбу ракетчики "Утеса" выполнили уже через несколько месяцев после вхождения Севастополя и Крыма в состав РФ. Еще со времен СССР каждая стрельба ракетой знаменовалась появлением пятиконечной звездочки на крышке контейнера, и вот теперь на пусковой установке рядом с красными звездочками появилась триколорная российская.

Фото 5.

Ракеты 3М44 "Прогресс" благодаря большой дальности стрельбы при внешнем целеуказании могут прикрывать побережье протяженностью в несколько сотен километров, - говорит в недавнем прошлом заместитель начальника береговых войск ЧФ капитан 1 ранга запаса Сергей Гросс. - Ракеты "Прогресс" хоть и не новые, как скажем, у современных ракетных береговых комплексов "Бал" или "Бастион", но весьма надежные. Мощная кумулятивно-фугасная или специальная боевая часть ракеты "Прогресс" выведет из строя одной ракетой корабль любого класса.

Фото 6.

Рядом со стартовой позицией в высокогорном лесу затерялся маленький военный городок, где все продумано для комфортной жизни ракетчиков. Казарма здесь довольно просторная, кровати стоят в один ярус. Есть комната отдыха личного состава с большим плазменным телевизором, огромный шахматный стол, оборудованная всем необходимым бытовая комната. На своем месте и свежий номер стенгазеты, которую выпускает старший матрос контрактной службы Юлия Васильева.

Несмотря на удаленность нашего дивизиона, он укомплектован контрактниками на 80 процентов, - говорит подполковник Сергей Слесарев. - Это высокий процент. И все - настоящие профессионалы.

Фото 7.

Фото 8.

Фото 9.

источники