Конспект занятия по рисованию на тему "сказочная птица". НОД по художественно-эстетическому воспитанию «Сказочная птица» (подготовительная группа) Как рисовать волшебную птицу подготовительная группа

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №21 «Ручеек» города Новочебоксарска Чувашской Республики

Конспект

интегрированного занятия по рисованию

в подготовительной к школе группе

на тему «Жар-птица»

Подготовила и разработала:

Павлова З.И.

Дата проведения

Октябрь 2012

Г. Новочебоксарск. 2012 г.

Тема «Жар-птица»

Программное содержание:

    создание в картине яркого художественного образа сказочной птицы на основе восприятия разнообразных видов искусства (изобразительное, декоративно-прикладное, музыка, художественная литература);

    расширение представлений детей о теплой и холодной цветовой гамме, её влиянии на образ и настроение живописной композиции;

    упражнение в творческом использовании изобразительных материалов и приемов рисования;

    развитие воображения, образного мышления, творческой самостоятельности, эмоциональной отзывчивости, чувства прекрасного;

    формирование информационной культуры, интереса к произведениям художественной литературы и изобразительного искусства.

Материалы и оборудование: мультимедийная презентация «Жар-птица», музыкальные фрагменты из балета И.Стравинского «Жар-птица», листы бумаги формата А4, кисти №№3,5, акварель, салфетки, банки с водой.

Предварительная работа : чтение сказки П.Ершова «Конек-горбунок»; просмотр мульфильма «Иван Царевич и Жар-птица», просмотр отрывков из балета «Жар-птица».

Занятие начинается с вопроса: «Что такое счастье?» (Дать детям возможность высказать свое мнение об этом.)

Рассказ педагога:

«Люди всегда хотели быть счастливыми. С древних времен они верили, что есть за морями и лесами удивительная птица, которая носит на своих крыльях счастье. И если сильно захотеть, то птица Счастья обязательно когда-нибудь прилетит и к ним. Всем казалось, что эта птица должна быть необыкновенно красивой, и от нее исходит яркий и теплый свет, который может согреть всех - всех людей своим теплом. Каждый мечтал встретить птицу Счастья, чтобы она внесла в его дом радость, добро и красоту. Но не к каждому прилетала птица. Лишь тот дом навещала она, где любили друг друга, заботились о других, работали с душой и не отказывали в помощи бедным и больным. Вот такая она птица Счастья!»

Педагог . Интересно, какая же она, эта птица Счастья? Давайте пофантазируем и попробуем представить, как бы она могла выглядеть.

Ведь это не простая, а удивительная птица. Значит, она должна отличаться чем-то от других птиц. (Высказывания детей.)

Педагог. Образ птицы Счастья, её описание встречается во многих сказках. Художники, музыканты также не раз обращались к этому прекрасному образу. Давайте и мы отправимся на встречу с этой сказочно удивительной птицей.

Просмотр мультимедийной презентации «Жар-птица».

слайда

Не обязательны для показа детям

Чтение загадки о Жар-птице. При правильном ответе появляется её изображение.

Показ слайдов сопровождается текстом, который располагается на них

Показ и рассматривания различных вариантов изображения Жар-птицы

Вопрос: На какую реальную птицу похожа Жар-птица?

(Павлин, лебедь)

При правильном ответе появляется изображение птиц.

    Из какой сказки эта иллюстрация?

(П.Ершов «Конек-горбунок»)

    Как зовут главного героя сказки, который сумел поймать Жар-птицу? (Иван)

Рассматривание книжных иллюстраций о Жар-птице.

Образ Жар-птицы в декоративно-прикладном творчестве

Пословица « Счастье как Жар-птица - не каждому

дается…

Дидактическое упражнение «Холодные – теплые цвета»

Уточнение цветовой палитры для Жар-птицы.

Вопрос – предложение перейти к художественной деятельности: Какая же она, Жар-птица?

Дети проходят в изостудию, где педагог предлагает им пофантазировать и нарисовать Жар-птицу такой, какой они её себе представляют.

Самостоятельная работа детей за столами (под музыкальное сопровождение). Индивидуальная работа педагога с детьми : помощь в выборе общей композиции рисунка (птица в полете, отдыхает); обращение к образцам различных способов изображения красивого оперения хвоста, крыльев; совет в подборе цветовых сочетаний, технике работы акварелью.

В конце занятия устроить выставку картин о Жар-птице - птице Счастья. Рассмотреть все рисунки. Предложить детям ответить на вопрос: «Что несет на своих крыльях в твой дом птица Счастья?» Полюбоваться всеми рисунками, отметить их красоту и неповторимость, у каждого получилась своя птица, не похожая на других. Если стараться и очень хотеть, то счастье обязательно придет в ваш дом и семью. Давайте мы друг другу тихонечко, чтобы не спугнуть волшебную птицу, пожелаем друг другу… (счастья!)

Эти детские картины будут прекрасным украшением интерьера групповой комнаты или раздевальной. Их яркость и самобытность обязательно привлекут внимание зрителей.

В последующем, их можно оформить вместе с детьми в индивидуальные паспарту (эта работа может стать темой отдельного занятия по дизайну рамки) и подарить близким на одном из семейных праздников.

Счастья вам!

Использованная литература .

Просмотр содержимого презентации
«Копия Жар птица»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №290

городского округа Самара

Жар – птица

Дополнительный материал к НОД

по рисованию для детей

старшего дошкольного возраста

г.Самара 2012


  • создание яркого художественного образа сказочной птицы в различных видах искусства (живопись, литература, хореография);
  • расширение представлений детей о теплой и холодной цветовой гамме, её влиянии на образ в картине;
  • развитие воображения, творческой самостоятельности, эмоциональной отзывчивости;
  • формирование интереса к произведениям художественной литературы и изобразительного искусства.

Жар-птица

Сладких яблок аромат

Заманил ту птицу в сад.

Перья светятся огнём,

И светло в ночи, как днём.

Кто это?


Жар-птица в изобразительном искусстве

У многих народов есть предания о волшебной птице с необыкновенными золотыми перьями.

В русских сказках -

это Жар-птица .


Ее название указывает на связь с огнем. Жар - это и угли в печи и знойная пора лета.

Одно перо из хвоста жар-птицы может, заменив собой свечи, озарить темную комнату.






На какую реальную птицу

похожа Жар-птица?


Из какой сказки

эта иллюстрация?

(П.Ершов «Конек-горбунок»)

Как зовут главного

героя сказки, который

сумел поймать

Жар-птицу?




Образ Жар-птицы в декоративно-прикладном творчестве

Жар-птица и предметы вокруг нас



Образ сказочной птицы в театре: балет «Жар - птица»


Счастье как

Жар-птица -

не каждому

дается…


Тёплые краски

Холодные краски


Какие цвета

нам понадобятся

для рисования Жар-птицы?



  • http:// www.google.ru/search?ie=UTF-8&hl=ru&q=картинки жар птица
  • http:// www.google.ru/search?ie=UTF-8&hl=ru&q=загадки жар птица
  • http://gnozis.info/?q=book/export/html/4467

Ирина Клеменкова


Тема : «Сказочная птица »

Цель : Создание художественного образа сказочной птицы

Взаимосвязь с другими областями : познавательное, речевое развитие

Программные задачи :

Учить создавать в картине яркий художественный образ сказочной птицы на основе восприятия разнообразных видов искусства (изобразительное, декоративно-прикладное, художественная литература) ;

Расширять представлений детей о теплой и холодной цветовой гамме, её влиянии на образ живописной композиции;

Упражнять в творческом использовании изобразительных материалов и приемов рисования ;

Развивать творческое воображение , образное мышление, самостоятельность, эмоциональную отзывчивость, чувство прекрасного;

Формировать интерес к произведениям художественной литературы и изобразительного искусства.

Материалы и оборудование : слайды «Жар-птица » , листы бумаги формата А3, кисти №3;5, гуашь, салфетки, банки с водой, ватные палочки, фломастеры с печатками, музыкальное сопровождение - классическая музыка

Предварительная работа : чтение сказки П . Ершова «Конек-горбунок» ; рассматривание иллюстраций, лепка птиц , просмотр мультфильма «Иван Царевич и Жар-птица » .

Ребята, вы любите чудеса? (Да)

Вместе с чудом, ярким светом,

К нам приходит волшебство,

Осторожно-осторожно,

Не спугнуть бы нам его…

Чтобы произошло волшебство, давайте произнесем волшебные слова, закройте глаза

“Крибли-крабли-бум”.

Воспитатель достает красивый, расписной сундучок.

Что же находится в сундучке, давайте его откроем :

«Сундучок, сундучок. Открывай-ка свой бочок»

– Ребята, вы догадались, какой птице принадлежит это перо? (сказочной птице )

Почему вы так думаете?

Это перо жар-птицы .

Давайте и мы отправимся на встречу с этой сказочной удивительной птицей .

Использование ИКТ (показ слайдов)

Работа со слайдами

Воспитатель читает стихотворение о Жар- птице :

Не на море, на земле, где-то в сказочной стране ,

Есть пернатая царица по прозванию жар-птица ,

Крылья золотом пылают, и рубинами сверкают,

От пера струится свет, краше птицы в мире нет !

(Г. Долженко)

Считалось, что жар-птица в глубокую полночь прилетала в сад, освещая его собою, где клевала золотые яблоки, дающие молодость, красоту и бессмертие. Всем казалось, что эта птица должна быть необыкновенно красивой. Люди искренне верили, что эти птицы приносят радость и счастье. И если сильно захотеть, то Жар - птица или птица Счастья обязательно когда-нибудь прилетит. Каждый мечтал встретить свою птицу Счастья .

Образ этой птицы был одним из любимых в народе. О жар-птице слагали сказки .

Из какой сказки эта иллюстрация ? (П. Ершов «Конек-горбунок» )

Образ птицы Счастья встречается не только в сказках .

Слайд 3, 4.

Ребята, посмотрите, как по - разному изображал эту птицу народ в декоративно-прикладном творчестве , украшая предметы своего быта.

Как вы думаете, почему народные умельцы украшали сказочными птицами свои изделия ?

Так какая же она, эта сказочная птица ?

Ребята предлагаю вам пофантазировать и нарисовать птицу счастья такой , какой вы ее представляете, и подарить этих птиц своим родным .

В каких тонах в теплых или холодных можно изобразить птицу ? Почему?

Какие изобразительные материалы будем использовать? (краски, краски с блестками, ватные палочки, фломастеры с печатками)

Пальчиковая гимнастика :

«Наши красные цветы распускают лепестки

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет,

Наши красные цветы закрывают лепестки,

Тихо засыпают, головой качают»

Проверить посадку, осанку детей за столами.

Самостоятельная работа детей за мольбертами (музыкальный фон) .

Индивидуальная работа педагога с детьми :

Помощь в выборе общей композиции рисунка (птица в полете , отдыхает) ; различные способы изображения красивого оперения хвоста, крыльев; совет в подборе цветовых сочетаний, нетрадиционные приемы и техники работы с изобразительными материалами.

Физминутка :

Мы пришли в чудный лес, полный сказок и чудес ,

Справа березка в шубке стоит, слева елочка на нас глядит,

Как красиво в лесу зимой, ну а мы пойдем домой.

В конце занятия организовать выставку рисунков.

Анализ работ :

Рассмотреть все рисунки, отметить их красоту и неповторимость.

Скажите, какая птица не похожая на других и чем?

Почему? Объясните.

Вывод : У каждого получилась своя прекрасная птица , не похожая на других.

Давайте мы друг другу тихо, чтобы не спугнуть волшебную птицу , пожелаем счастья! А рисунки кому бы вы подарили? Конечно своим родным.

А в волшебном сундучке вас ждет еще сюрприз

Дети говорят волшебные слова : «Сундучок, сундучок открывай-ка свой бочок»

Педагог достает из сундучка и дарит детям волшебных птиц (из бумаги по типу оригами) . - Пусть ваши мечты сбываются.

Рисунок из ладошки «Птичка» мастер-класс с пошаговым фото.
«Птичка» рисунок из ладошки, пошаговая инструкция с фото.

Жердева Татьяна Александровна, воспитатель МКДОУ «Детский сад № 11 с Прохладное Надеждинского района» Приморского края
Дети начинают рисовать с самого раннего возраста. Но это может произойти только при условии, если взрослый даст ребёнку карандаш, научит его держать и покажет, как следует проводить линии. При этом следует помнить, что творческие проявления в рисовании у детей 4-5 лет во многом зависит от способа восприятия, направленных на самостоятельное обследования изображений.
Одним из возможных художественных приёмов является контурный рисунок ладошки ребёнка, который служит основой для графического изображения. Каждый новый образ «скрыт» в контуре ладошки. Увидеть его можно с помощью нескольких линий, которые превратят контуры пальчиков в предмет.
Каждый рисунок – это маленькая игра. Не стоит стремиться к тому, чтобы рисунок ребёнка был копией изображения, - это лишь ваш образец. А оригинал обязательно будет другим.
Описание: мастер-класс предназначен для детей старшего дошкольного возраста, воспитателей.

Назначение: использовать на занятиях рисования.
Цель: рисование нетрадиционным способом.
Задачи: сохранение направленности движений карандашом, своевременная остановка и регуляция размаха движения в зависимости от величины закрашиваемой поверхности, изменение направления движения в зависимости от направленности линий контура изображаемых предметов., рисование предметов округлой, овальной формы, умение передавать пропорции, форму и строение предметов. Развивать графические навыки.
Материал: альбом, простой карандаш, восковые мелки.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, рисунки с изображением птиц.

Последовательность выполнения:

1. Растопырив пальчики, приложить ладошку к листу и обвести простым карандашом.

2. У запястья рисуется круг – голова птицы.


3. Четыре растопыренных пальца образуют хвост.


4. Большой палец – будет крыло.


5. Рисунок закрашивается и вот такая получается птичка.

Елена Ключникова
Конспект занятия по изобразительной деятельности «Волшебная птица времени года»

Конспект занятия по изобразительной деятельности .

Образовательная обласль : художественно-эстетическое развитие.

Возраст : подготовительная группа.

Тема : «Волшебная птица времени года » .

Цель : развитие креативного мышления и воображения детей в изобразительной деятельности , использование нетрадиционной техники рисования «монотипия» , умение создавать вместе с детьми неповторимые уникальные отпечатки. Воспитывать уважение и гордость за жителей города Старый Оскол, любовь к своему родному городу. Способствовать формированию личности в детях.

Программное содержание :

1. Образовательные задачи :

Пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность ;

Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «монотипия» ;

Закреплять умение самостоятельно выбирать художественный материал и средства образной выразительности (штрих, цвет, декоративные элементы) для раскрытия темы : «Волшебная птица времени года » ;

Развивать мышление, память;

2. Воспитательные задачи :

Воспитать умение находить нестандартные решения творческих задач;

Воспитывать навыки организации и планирования работы;

Развивать желание доставлять радость себе и другим.

Оборудование : аудиозапись «Щебет птиц » , мольберты, столы для детей, вырезанные силуэты птиц , цветные листы бумаги А4, клей, кисти, акварель, палитра, подставки, фломастеры, орг. Стекло, разные украшения.

Предварительная работа :

Наблюдение на прогулке за изменением в природе при смене времен года ;

Работа с календарем наблюдения;

Чтение стихов и рассказов о природе про времена года «Четыре художника» Г. Скребицкий, А. С. Пушкин, А. Блок, А. Барто, В. Бианки, а также русские народные сказки, наглядно - дидактическое пособие «Времена года » , раскрась по картинкам;

Знакомство с репродукциями картин известных художников Васнецов А. М. «Летний день, Саврасов А. К. «Грачи прилетели» , Левитан И. И. «Осень» , Поленов В. Д. «Зима» ;

Прослушивание аудиозаписей «Времена года » Чайковского, «Времена года » Вивальди, «Голоса птиц России » ;

Рисование пейзажей.

Ход занятия.

Флора : - Здравствуйте, дети. Меня зовут Флора. Я покровительница цветов и садов. Вы попали сегодня в мастерскую природы. Природа умеет удивлять своими красками и настроением в каждое время года . Весна - радость и пробуждение, лето - благоухание и свежесть, осень - усталость и грусть, а зима - тишина и сказка.

Дети посмотрите на представленные фото - слайды.

Вы узнаёте улицы, скверы, аллеи этого города?

Дети : - Да.

Меня вдохновила природа Оскольского края!

Есть у меня талантливые ученики, это мастера - флористы оскольской земли, которые трудятся, как настоящие волшебники , превращая парки и улицы города в загадочные картины.

Появление Каляки-Маляки.

К-М : - Подождите, пожалуйста, подождите меня! Ой-ой, наконец-то я до вас добралась и нигде не потерялась.

Ф : - Дети, познакомьтесь - это К-М. Где же ты так задержалась?

К-М : - Я вам расскажу. Я видела птицу , она летела высоко над домами. Представляете, от взмаха её крыльев засветила радуга, закружились осенние листочки, пошел сначала снег, потом дождь, а затем вообще жарко стало от палящих лучей солнца. Я очень перепугалась, потому что такой погоды я никак не ждала. А потом необычная птица куда-то улетела , а я так хотела с ней познакомиться!

Ф : - Каляка-Маляка, я, кажется, знаю, о какой птице идет речь . Это волшебная птица времени года

К-м : - Да! А как её увидеть? Я тоже хочу с ней подружиться! Только я так запуталась в этих временах года : снежинки перепутались с каплями дождя, солнечные лучи с ветром. Может вы мне подскажите их очерёдность, признаки

Ф : - Конечно, Каляка-Маляка, дети тебе помогут. Давайте внимательно рассмотрим представленные фото и отметим цвета и оттенки, свойственные каждому времени года . Моя волшебная палочка поможет вам . На первом фото какое время года изображено ?

Дети : - Весна.

Ф : - Какие у весны цвета и оттенки : холодные или теплые?

Дети : - Теплые.

Ф : - Перечислите нежные краски весны?

Дети : - светло-зеленый, розовый, голубой.

Ф : - Найдите карточки, раскрашенные в эти цвета.

Ф : - А на этом фото какие времена года ?

Дети : - Лето.

Ф : - Какие у лета главные цвета?

Дети : - зеленый, красный, малиновый.

Ф : - Покажите карточки с цветом лета.

Ф : - Что за время года мы видим на другом фото?

Дети : - Осень?

Ф : - Какие ведущие цвета осени : теплые или холодные (Темные) Рассмотрим, какие вы видите краски?

Дети : - желтый, оранжевый, коричневый.

Ф : - Найдите и покажите цвета и оттенки осени.

Ф : - Ну и на последнем фото изображена … .? (зима) холодные или теплые цвета у зимы (Холодные) Какие?

Дети : - Белый, синий, голубой

Ф : - Покажите К-М основные цвета зимушки-зимы.

Ф : - Дети, К-М, вам нравится наш город

Дети : - Да!

Ф : - Он стал таким благодаря заботам работников зеленстроя и нашей администрации города. Давайте и вы превратитесь в волшебников , ведь рисование это волшебство . К-М, дети нарисуют тебе птицу времен года , передав в её образе весну, лето, осень, и зиму. Пусть волшебные птицы сделают наш Старый Оскол ещё красивее.

У вас уже подготовлены вырезанные силуэты птиц , молодцы, что постарались заранее. Сегодня мы с вами вспомним технику «монотипия» . Это очень интересная техника, К-М. Мы будем ставить цветные пятна на стекло. Потом приложим силуэты птиц и сделаем красивые отпечатки.

К-М : - А можно мне тоже с вами? Я люблю рисовать и фантазировать.

Ф : - Конечно, К-М, у меня и для тебя есть птица .

К-М : - Вот, здорово!

Ф : - Пусть каждый из вас вспомнит своё любимое время года . Теперь возьмите красу на кисточку, и ставьте пятнышки на стекле. Краски должны быть разных цветов, ведь у вашего времени года много цветов …

Теперь, дети, приложите вашу птицу к стеклу , хорошенько придавите и вот ваш уникальный и неповторимый отпечаток готов.

К-М : - Ребята, мне так понравилось ставить пятнышки. А пока сохнут наши птички, давайте поиграем? - Да

Физкультминутка :

Руки подняли и покачали - плавные покачивания.

Это деревья в лесу - поднятые вверх руки.

Руки нагнули, кисти встряхнули - Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем - Это к нам птицы летят . Движения рук вправо влево. Как они сядут, тоже покажем - крылья сложим назад (2 раза) .

(После игры дети берут птиц и проходят за столы )

Ф : - Дети, наши волшебные птицы высохли и сейчас мы наклеим их на цветную бумагу. Выберите цвет бумаги, который подходит вашей птичке времен года .

Теперь хорошенько приклейте на лист цветной бумаги 2-х сторонним скотчем. А сейчас я предлагаю взять в руки фломастеры и обвести ваших птичек по контуру, нарисуйте глазик и носик.

К-М : - А еще можно приклеить украшения птице , и нарисовать, как от взмаха крыльев разлетается повсюду пушистые снежинки, осенние листья, капли дождя, солнечные лучи.

К-М приглашает детей выйти и показать своих птиц .

Ф : - Сейчас я взмахну волшебной палочкой . и (включается аудиозапись «Щебечут птицы » ).

Дети : - что это за звук? Это ваши птички защебетали. К-М, давай с тобой посмотрим, какие птицы получились у наших ребят.

Анализ детских работ.

Ф : - Расскажите о своей птичке, как её зовут, куда вы её поселите?

Ф : - Давайте найдем самую осеннюю птичку. У кого получилась самая весенняя, самая зимняя, летняя?

Ф : - К-М, ребята, вы сегодня рисовали волшебную птицу времени года , вам понравилось? Я хочу, чтобы вы учились замечать прекрасное в любое время года , находить красоту в окружающем вас мире, беречь флору и фауну родного края.

К-М : - Дети, вы мне так понравились, с вами было так интересно. Я очень многое узнала о временах года , научилась рисовать волшебную птицу . Можно я к вам еще приду?

Дети : - Да!

Ф : - Верьте в чудеса и до новых встреч!