Бизнес аналитик – самая востребованная должность, в области управления бизнес процессами.

24 мая в Москве пройдет III Международная конференция по системному и бизнес-анализу Analyst Days . Кому она нужна, как стать бизнес-аналитиком, и стоит ли вообще к этому стремиться? Об этом расскажет Максим Цепков , главный архитектор дирекции развития решений, группа компаний CUSTIS

Зачем компаниям нужны бизнес-аналитики, какую роль они выполняют?
Роль бизнес-аналитика зависит от модели разработки ПО, которую использует компания, а также от разделения ответственности за проект между компанией-разработчиком и заказчиком.

Существует несколько распространенных моделей, но могут применяться их комбинации.
1. Бизнес-аналитик работает «в поле», контактирует с представителями заказчика и собирает требования, которые затем передаются «главному проектировщику» или «архитектору» как исходная информация для проектирования. В дальнейшем он является коммуникатором между архитектором и заказчиком.
2. Бизнес-аналитик выступает в роли непосредственного заказчика для разработчиков. Он формирует некоторый непротиворечивый набор требований или даже бизнес-модель, описывающую функционал системы, причем прорабатывает их до такой степени, что дальше разработчик может сам вести проектирование. Затем аналитик передает требования в разработку, принимает сделанную работу и обеспечивает внедрение.
3. Бизнес-аналитик рассматривается как следующая ступень роста аналитика (системного), который является специалистом в проектировании, но без знания специфики предметной области. А по мере освоения предметной области или нескольких он становится бизнес-аналитиком.

Во всех моделях от бизнес-аналитиков требуется знание предметной области и умение общаться с заказчиком на его языке. А вот различия касаются области ответственности бизнес-аналитика в рамках проекта.

Почему бизнес-анализ считается более сложной, чем программирование, и чем более тестирование, сферой деятельности?
Бизнес-анализ находится на стыке предметной области и проектирования и требует свободного владения сразу двумя языками - «языком заказчика» и «языком программиста». При этом «языки заказчика» различны для разных отраслей и даже для разных компаний в пределах одной отрасли, и от бизнес-аналитика требуется умение быстро ориентироваться и осваивать новую для него область при отсутствии какой-либо системно организованной информации и времени на обучение. Такие навыки нечасто встречаются у разработчиков, поэтому бизнес-анализ и считается более сложной областью. Но при этом бизнес-аналитикам нужны хорошие навыки проектирования, которые не всегда имеются у специалистов, пришедших из бизнес-области, а не из ИТ, а бизнес-аналитик без навыков проектирования не считается квалифицированным. Что касается тестировщиков, то им также нужны знания предметной области в тех случаях, когда они проводят полноценное функциональное тестирование. Но умения проектировать от них не требуется.

Впрочем, это касается моделей 2 и 3 из первого вопроса. А в модели 1 работа бизнес-аналитика не считается более сложной, она вполне сравнима с другими, просто имеет свою специализацию.

Можно ли стать аналитиком сразу после вуза?
Можно. Только младшим, которого будут обучать старшие товарищи. А от самого начинающего аналитика нужна активность и жажда знаний, желание работать. Тогда по мере накопления опыта будет расти квалификация и спектр решаемых задач. Собственно, здесь аналитик ничем не отличается от других профессий.

Почему разделяют системный анализ и бизнес-анализ?
Потому что это разные активности, знания и навыки. В системный анализ выделяют проектирование, «очищенное» от предметной области. Это естественный процесс дифференциации деятельности по видам. А дальше в разных проектах могут быть нужны разные виды деятельности и они могут по-разному распределяться между ролями.

В упомянутой выше модели 1 бизнес- и системный анализ четко разделены между разными людьми. В модели 3 они объединены как две активности бизнес-аналитика, который при этом может отдавать отдельные задачи по проектированию подчиненному ему «простому» (или системному) аналитику. А в модели 2 бизнес-аналитику обычно отдается концептуальное системное проектирование, возможно, совместно с разработчиком, а детальное остается на разработчике.

Каковы главные качества хорошего аналитика? Каковы «антикачества»?
Главное качество - это хорошее концептуальное мышление, позволяющее быстро строить модели в условиях недостатка информации, дополненное развитыми коммуникативными навыками для получения этой информации, а также трансляции и обсуждения своих моделей. Это комплексное качество, но именно оно придает деятельности цельность. Только встречается оно, к сожалению, очень редко. Вот и начинается разбор - а какой «недоаналитик» лучше, - и при этом точка зрения обычно зависит от проблем в проектах отвечающего на вопрос. А если в позитиве - то все эти стороны деятельности необходимо обеспечивать одним или несколькими людьми, работающими совместно, и надо просто понимать, как вы будете это делать.

Кому аналитики нужнее - продуктовым компаниям или аутсорсинговым?
Это зависит от конкретного проекта, этапа его жизненного цикла и разделения обязанностей между разработкой и маркетингом в случае продуктовой компании и между компанией и заказчиком - для аутсорсинговой. И в тех, и в других есть определенный набор активностей, имеющих отношение к анализу в самом широком смысле. Но реализованы они могут быть по-разному - выделением отдельных ролей или возложением дополнительных функций на другие. От этого зависит, будет ли в конкретном проекте выделенный аналитик или его обязанности будут «размазаны» между несколькими сотрудниками, играющими другие роли.

Можно ли стать хорошим аналитиком, не общаясь с коллегами и не посещая отраслевые конференции?
Наверное, можно. Потому что сейчас существует множество каналов и способов получения информации из внешнего мира. И можно вместо общения с коллегами и конференций читать книги, искать информацию в Интернете и учиться на тренингах. Каждый выбирает тот способ, который ему удобнее. Однако совершенно точно нельзя стать хорошим аналитиком, если не учишься, не следишь за развитием своей профессиональной области, за появлением новых методов и подходов. И для меня лично конференции - это самый эффективный способ «быть в курсе». Потому что на них собираются аналитики разной квалификации из самых разных компаний, чтобы рассказать о своих проблемах и решениях; и они уже отфильтровали из огромного потока информации то, что показалось им самым ценным, а часто - даже успели опробовать это в своей работе. К тому же, услышав что-то новое, всегда можно «вживую» пообщаться с тем, кто в курсе и пробовал, обсудить с ним приложение к твоим проблемам - обычно люди охотно делятся своим видением, по сути, дают бесплатные консультации, ведь, обсуждая, они тоже продвигаются в своем понимании. И я сам, несмотря на очень большой опыт работы, на каждой конференции открываю для себя что-то новое.
Почему тому, кто работает или хочет работать аналитиком, стоит ехать/идти именно на Analyst Days?
Потому что сейчас в постсоветском пространстве это одна из двух профильных аналитических конференций (вторая -

») и вас совсем не расстроило (ну если только немного;) наличие у вас каких-то признаков, или даже наоборот – теперь вы еще больше хотите двигаться дальше и закрывать пробелы в знаниях? Или совсем не читали предыдущую статью, а просто случайно увидели текущую? В любом случае, вы наверняка хотите узнать, с чего же начать, чтобы подготовить себя к курсам / стажировке или любому другому формальному обучению. Об этом и пойдет речь далее.

В зависимости от той позиции, с какой вы начинаете (то есть от того, что вы уже знаете и умеете на данный момент), у вас может уйти на это всё от недели-двух до нескольких лет. Да-да, я не оговорился – до нескольких лет… усиленного изучения и освоения нового. Для сокращения этого срока вам, конечно, ооочень пригодится ваша мотивация и .

Чтобы было проще начинать, я разбил это «с чего начать» на некоторое количество шагов. Хорошая новость заключается в том, что вы можете выполнять их именно в приведенной последовательности, можете в какой-то своей, а можете вообще пробовать всё делать в параллель, главное – пройти все шаги. Чуть менее хорошая новость заключается в количестве пунктов. Но вас же уже не запугать, не так ли? Итак, поехали.

  1. Найдите того, кому вы всё, что узнаете и освоите дальше, будете рассказывать и объяснять («ухо»).
  2. Узнайте, кто такой бизнес-аналитик. В подробностях!
  3. Узнайте, что вообще такое бизнес-анализ и что входит в эту область знаний.
  4. Проведите честную самооценку по качествам, знаниям и навыкам, необходимым бизнес-аналитику, составьте план развития и начните его выполнять.
  5. Протестируйте свой уровень английского, составьте план по его повышению и начните его выполнять.
  6. Получите (базовые) знания по ИТ и разработке ПО (включая процесс и подходы разработки ПО).
  7. Освойте визуальное моделирование хотя бы на базовом уровне.
  8. Узнайте актуальную ситуацию на рынке труда.
  9. Поговорите с парой живых аналитиков и с парой не-аналитиков (но тоже живых), чтобы проверить все ваши предположения и планы.

А теперь давайте рассмотрим первые 5 из них (оставшиеся 4 рассмотрим в следующей статье):

1. Найдите того, кому вы всё (или почти всё), что узнаете и освоите дальше, будете рассказывать и объяснять («ухо»).

Да, назовем этого человека «ухо». Это может быть муж, жена, коллега, брат, сестра, друг, подруга, однокурсник, сосед – да, собственно, кто угодно. Этот человек должен хотеть вам помочь и у него должно быть достаточно времени для вас и терпения, чтобы это делать. Его главная помощь будет заключаться в том, чтобы пытаться понимать то, что вы будете ему объяснять, и задавать вопросы, когда действительно непонятно.
Если вдруг так случилось, что вы никого не можете рядом найти, напоминаю, что мы живем в век ИТ, и вы можете воспользоваться скайпом, вайбером, whatsapp и т.д. для этого.. Если вы интровертный интроверт и удаленно никак, то заведите себе утку и объясняйте всё ей.
Это необходимо по двум причинам:

  1. Вы значительно лучше запомните и поймете материал, пока будете рассказывать / объяснять
  2. Вы будете прокачивать свой навык объяснения, который так нужен бизнес-аналитику

2. Узнайте, кто такой бизнес-аналитик. В подробностях!
Чем он занимается, зачем в этом замечательном мире существует, какие аналитики бывают, чем отличаются друг от друга, чем отличается от других ролей в разработке ПО (проектный менеджер, тестировщик, программист, продавец, продуктовый менеджер, …), какими качествами должен обладать, какие достоинства и недостатки есть у профессии, как выглядит карьерный путь, сколько аналитики зарабатывают. Познакомьтесь с одним-двумя аналитиками. Причем лучше, если они будут из разных компаний. Сводите их на обед или хотя бы на кофе и за полчаса-час расспросите про их работу, про то, что им в ней нравится, что нет, про то, как они стали аналитиками и т.д.
Когда вы всё это сделаете, вспомните предыдущий пункт и попробуйте объяснить вашему «уху», кто такой аналитик и, например, почему круто им быть.

  • Карл Вигерс, «Разработка требований к ПО», часть 1, глава 4
  • Seven Steps to Mastering Business Analysis by Barbara A. Carkenord, Chapter 1 “Possess a Clear Understanding of Business Analysis”

3. Узнайте, что вообще такое бизнес-анализ и что входит в эту область знаний.
Этот пункт – чуть проще предыдущего, но, тем не менее, имеет смысл на нем остановится и копнуть чуть глубже. В частности, неплохо бы узнать, из каких частей/разделов состоит сфера “бизнес-анализ”, что хотя бы примерно находится внутри каждого раздела и как эта область знаний коррелирует с другими областями знаний в разработке ПО (в какую входит, с какими пересекается).

  • Бизнес-анализ,
  • Business Analysis Body of Knowledge (BABOK) by the IIBA: Introduction, 2.1, 2.2, 2.4
  • Карл Вигерс, «Разработка требований к ПО»: часть 1, глава 1, «Разработка и управление требованиями»

4. Проведите честную самооценку по качествам, знаниям и навыкам.
К этому моменту вы уже знаете, кто такой аналитик и какими качествами он должен обладать, что должен знать и что должен уметь. Составьте собственный список на основе изученного материала, разбитый по этим 3-м категориям: качества, знания, навыки. Для каждого пункта списка выставьте значение по 6-балльной шкале, где 0 – полное отсутствие, а 5 – идеальное проявление (лучше и быть не может) того, как должен быть «прокачан» этот пункт у начинающего аналитика. Сделали? А теперь попробуйте сами себя честно оценить по каждому пункту. Честно! А какой смысл самим себе врать? Кстати, недооценивать себя тоже не стоит. Ну, если сильно переживаете за способность себя оценить, можно обратиться к коллеге, другу, жене, профессионалу, в конце концов, за помощью.


Если вы дочитали до этого места и по какой-то причине не можете составить такую табличку сами (я имею в виду колонку «параметр для оценки»), это, конечно, не очень хорошо, но я тут не для того, чтобы вас демотивировать. Тем более, вы можете захотеть просто себя перепроверить, так что я вам предлагаю составить её настолько полно, насколько сможете сами, а я в следующей части статьи поделюсь своими соображениями на счет этой таблички.
Что почитать

Программа профессиональной переподготовки в области интеллектуальной обработки данных, управления требованиями к проектируемым информационным системам, стратегического бизнес-анализа. Программа обучения охватывает все основные аспекты деятельности специалистов по системному и бизнес-анализу: выявление круга заинтересованных лиц, сбор бизнес требований, анализ объекта автоматизации, моделирование и оптимизация бизнес-процессов, анализ требований к системе, построение моделей, формирование требований к информационной системе, интеллектуальная обработка данных для поддержки принятия управленческих решений в организации с применением современных методов и инструментальных средств.

Для желающих повысить свой статус, поменять профессию, приобрести новые знания в удобное для себя время, а так же получить престижный диплом ведущего университета.

Программа разработана на основе международного свода знаний в сфере бизнес-аналитики BABOK (Business Analysis Body of Knowledge), а так же с учетом требований российского профессионального стандарта «Системный аналитик » (Утвержден Приказом Минтруда России № 809н от 28.10.2014).

В настоящее время подобных программ на образовательном рынке России нет.

Программа реализуется с 2011 года.

За это время прошли обучение несколько сотен человек из Челябинска, Сахалина, Волгограда, Екатеринбурга, Санкт-Петербурга, Владивостока, Тулы, Брянка, Владимира, Кирова, Перьми, Уфы, Томска, Казани,Тамбова, Белгорода, Смоленска, Москвы и других городов.

Форма обучения: заочная (дистанционная)
Срок обучения по программе: 8 месяцев
Выдаваемый документ: диплом установленного образца Высшей школы экономики о профессиональной переподготовке. Диплом дает право на ведение профессиональной деятельности в сфере бизнес-аналитики
Начало занятий: 05 июня 2019 года
Прием документов: до 25 мая 2019 года
Условия поступления: - лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование;
- лица, получающие профильное (техническое, экономическое, управленческое) высшее образование.
Стоимость 136 000 рублей. Оплата производится частями. Минимальный платеж - 1 раз за 2 месяца.

Подайте заявку на обучение

Цель реализации программы:

  • формирование системных знаний и компетенций, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности в сфере бизнес-анализа, и позволяющих осуществлять управление требованиями к программному обеспечению, интеллектуальную обработку данных для поддержки принятия управленческих решений в организации с применением современных методов и инструментальных средств моделирования бизнес-процессов и обработки данных.

Главная задача обучения по программе – не прохождение тестирования по дисциплинам, путем заучивания учебного материала, а получение слушателями навыков управления данными, формирования требований к проектируемым ИС, моделирования бизнес-процессов реальной компании путем выполнения контрольных домашних заданий c помощью консультаций от практиков-экспертов.

Структура и содержание программы

Эксперты подчеркивают, что сегодня все больше нужны специалисты широкого профиля, умеющие анализировать бизнес компании в целом, а не отдельных ее подразделений и компетентные как в области бизнеса, так и ИТ. Они должны уметь оценить ситуацию в бизнесе «с высоты птичьего полета», обосновывать принятие управленческих решений на основе интеллектуального анализа данных, и столь же важно глубокое понимание технологических особенностей потенциальных решений. Хорошо понимая терминологические различия между языком ИТ и языком бизнеса, бизнес-аналитик выступает в роли «переводчика» для установления контакта с ИТ-департаментом или внешним поставщиком программного продукта или ИТ-сервиса, на базе которых будет реализовываться решение бизнес-проблемы.

Планируемые результаты обучения: В результате освоения программы слушатели должны:

  • обосновывать управленческие решения, оценивать их возможные последствия и нести за них ответственность;
  • выявлять и прогнозировать основные направления использования современных ИКТ для управления эффективностью бизнеса;
  • знать методы стратегического анализа и планирования;
  • описывать, моделировать и оптимизировать бизнес-процессы компании;
  • разрабатывать и применять экономико-математические модели для обоснования принятия управленческих решений;
  • применять инструментальные средства моделирования социально-экономических процессов;
  • знать особенности процесса управления изменениями в организации при доработке ИТ-решений;
  • иметь представление об основных методах анализа бизнес-требований;
  • уметь разрабатывать бизнес-требования к ИТ-решениям;
  • уметь проектировать ИТ-решения на основе анализа бизнес-требований;
  • знать современные подходы к моделированию и анализу предметной области организации;
  • знать и уметь применять стандарты, своды знаний, корпоративные методики в области проектирования информационных систем;
  • уметь выбирать методику и технологию проектирования в соответствии с особенностями проекта;
  • проводить обследование деятельности объекта автоматизации;
  • применять специализированные формализованные языки и нотации для описания моделей.

Программа разработана ведущими преподавателями НИУ ВШЭ и практиками-экспертами, имеющими большой опыт практической работы и обучения взрослых людей.

Для качественного освоения материала имеет значение, как состав, так определенная последовательность изучения дисциплин.

Для задания необходимой логики изучения, а также приобретения практических навыков, программа разбита на четыре блока с соответствующими контрольными практическими заданиями:

1) Стратегический и финансовый анализ

1. Стратегический менеджмент.

2. Финансовый анализ.

3. Финансы для ИТ-менеджеров.

4. Основы бизнес-планирования.

5. Основы бизнес-аналитики.

Контрольное домашнее задание 1.

2) Алгоритмические и инструментальные средства бизнес-аналитики

7. Введение в аналитику больших массивов данных.

8. Алгоритмы интеллектуальной обработки больших объемов данных.

9. Моделирование бизнес-процессов.

10. Оптимизация бизнес-процессов.

Контрольное домашнее задание 2.

3) Системный анализ и проектирование ИС

11. Информатизация предприятия.

12. Анализ требований к автоматизированным информационным системам.

13. Проектирование информационных систем.

14. Применение ГОСТ 34 в проектах создания современных автоматизированных систем.

15. Архитектура предприятия.

Контрольное домашнее задание 3.

4) Дополнительные дисциплины

16. Гибкая процессная методология Agile.

17. Процессы анализа и управления рисками в области ИТ.

18. Google Analytics.

Выпускная аттестационная работа

Особенности заочного (дистанционного) обучения

Материалы дисциплин представлены в виде видеофильмов или электронного текста.

Возможность обучения 24ч 7 дней в неделю: обучение и контроль знаний происходят полностью дистанционно в любое время суток и в любой стране мира. Для обучения слушателям нужны только компьютер и доступ в интернет.

Индивидуальный подход к слушателям. В процессе обучения слушатели смотрят, слушают или читают лекции. Каждый слушатель получает необходимые консультации и поддержку персонального куратора.

Гибкий график. Слушатель сам задаёт темп образовательному процессу, ориентируясь исключительно на себя и свою загруженность, а также распорядок дня.

Контроль знаний проводится после изучения каждой темы (лекции) и после завершения изучения каждой дисциплины. Это необходимое условие аттестации. Только этим задается определенная очередность изучения материала.

Большая практическая работа слушателя, с использованием информации, бизнес-процессов компании, в которой он работает. Для освоения полученных теоретических знаний и применения их на практике, по каждому блоку дисциплин слушатели выполняю контрольное домашнее задание. КДЗ – это письменная работа, в которой слушатели раскрывают выбранную тему, при желании используя реальную информацию своей практической деятельности. Или тема КДЗ может иметь аналитический аспект. Выполняется КДЗ под руководством научного руководителя, назначаемого из преподавателей и экспертов ВШБИ НИУ ВШЭ.

ТЕМА КДЗ формулируется слушателем самостоятельно, и согласуется с руководителем. Слушатель имеет возможность, используя современные средства коммуникаций, задать вопросы руководителю, получить консультацию и обратную связь о результатах выполненной работы.

Выполненные в процессе обучения КДЗ, могут составить основу выпускной аттестационной работы. Выпускная работы выполняется слушателем по выбранной им тематике самостоятельно под руководством научного руководителя. Как правило, тема выпускной работы связана с практической деятельностью слушателя.

Основа такого дистанционного обучения – самостоятельная работа под руководством научного руководителя.

Для планирования времени, необходимого на освоение программы, рекомендуется следующий график: изучение дисциплин каждого блока, соответствующего тестирования и выполнения домашнего задания, планируется два месяца:

Блок «Стратегический и финансовый анализ» необходимо изучить и пройти соответствующую аттестацию за первый и второй месяцы обучения.

Блок «Алгоритмические и инструментальные средства бизнес-аналитики» необходимо изучить и пройти соответствующую аттестацию за третий и четвертый месяцы обучения.

Блок «Системный анализ и проектирование ИС» необходимо изучить и пройти соответствующую аттестацию за пятый и шестой месяцы обучения.

Седьмой и восьмой месяцы обучения отводятся на самостоятельное изучение дополнительных дисциплин и подготовку выпускной аттестационной работы.

Защита выпускной аттестационной работы может проводиться очно в ВШБИ или, по желанию слушателей, дистанционно.

В данной статье рассматриваются вопросы:

  1. Заблуждения обывателей.
  2. Так чем, все-таки, занимается аналитик в IT?
  3. Секреты успешной работы (какими качествами должен обладать аналитик).
  4. Инструменты аналитика.
  5. Куда идти дальше?

Также в нашем блоге есть статья « », которая дополняет текущую.

Заблуждения обывателей

Системный аналитик - профессия, появившаяся относительно недавно на Российском рынке вакансий в IT-сфере. Понимание, кто же такой системный аналитик, возникает у кандидатов на эту должность или из требований, описанных в вакансии, или же из собственных домыслов. Давайте рассмотрим часто встречающиеся заблуждения кандидатов. Данная вакансия не для всех, кто ранее был кем-то «системным». Наша компания часто получает отклики на данную вакансию, например, от системных администраторов.

Аналитик - это тот, кто анализирует

В принципе правильно, но когда спрашиваешь кандидата о том, что он анализирует, вот тут и начинаются фантазии и размышления на различные темы. Некоторые утверждают, что аналитик должен сказать менеджеру проекта, о том, что хорошо бы сделать так, или иначе, при разработке проекта, или же вообще следить за разработчиками и анализировать, правильно они делают или нет. Все это ошибочные мнения.

Аналитик не должен уметь программировать

Это логичный вывод, если предположить, что первые домыслы верны. На самом деле, аналитику не требуется специальных знаний в программировании, но основу знать необходимо, ну или, по крайней мере, иметь опыт разработки на каком-либо языке программирования, поддерживающий ООП.

Аналитик ни за что не отвечает

На самом деле, это далеко не так, и кандидаты, желающие занять место системного аналитика в IT-компании, думают, что им не придется отвечать за работу. Ошибки аналитика в проекте являются самыми дорогими и даже могут быть фатальными для проекта.

Так чем, всё-таки, занимается аналитик?

Выявление требований

Аналитик начинает проект, участвует в разработке и заканчивает его. Разработка ПО начинается с того, что заказчик излагает исполнителю свое видение работы будущей системы. Это изложение может быть как в устной форме, так и в письменной. Данное изложение нельзя назвать требованиями, так как они не носят систематического характера, а напоминают набор пожеланий клиента. На начальном этапе проектирования ПО аналитик обязан выявить у заказчика цели разработки ПО, то есть, какие основные задачи должна решать Система при ее внедрении в бизнес-процесс предприятия. Данная стадия проекта является начальной и называется процессом выявления требований. Все выявленные требования и бизнес-процессы должны быть формализованы определенным способом. Формализация требований необходима для согласования их с заказчиком, а также одинакового их восприятия как заказчиком, так и разработчиками проекта. Помимо выявленных требований на данной стадии разработки проекта определяются и пользователи проекта с определенными правами доступа. В процессе выявления требований заказчик может сообщить не всю необходимую информацию для полноценного функционирования проекта. Аналитик должен уметь выявить эту информацию и согласовать с заказчиком данный функционал работы. Итогом работы аналитика на данном этапе проектирования является техническое задание на разработку, согласованное с заказчиком.

Управление требованиями

На последующих этапах разработки возможны ситуации, когда требования, сформулированные на этапе выявления требований, устаревают по тем или иным причинам, и вместо них появляются новые требования. Аналитик должен минимизировать изменения в требованиях, независимо, с какой стороны поступают новые требования, от заказчика или разработчиков. В случае изменения требований аналитик должен, держа проект практически в голове, оценить все изменения в проекте, которые повлекут за собой введение в проект новых требований. Изменения в требованиях могут повлечь большие финансовые затраты при разработке проектов, поэтому их изменения должны сводиться к минимуму, но тем не менее в современном мире изменения требований практически неизбежны на любом проекте. Аналитик должен уметь прогнозировать подобные ситуации для управления изменениями в требованиях к проекту для минимизации рисков.

Внедрение проекта

По окончании разработки любого IT-проекта наступает этап внедрения разработанного проекта в бизнес-процесс заказчика. Данный этап лежит также на плечах аналитика, он должен подготовить необходимую для пользователей документацию, провести демонстрацию работы проекта, а также обучить сотрудников заказчика. Для того, чтобы данный этап был выполнен на должном уровне, аналитик должен знать работу всего проекта от «А» до «Я», а также ориентироваться в возможных ошибках, которые будут устранены в последующих релизах. Перед этапом внедрения аналитик должен принять участие в тестировании проекта для того, чтобы убедиться в том, что все функциональные требования, указанные в ТЗ, выполняются корректно.

Секреты успешной работы

Хотелось бы затронуть тему о личностных качествах аналитика в IT-сфере. Личностные качества аналитика дают 60 % его результата. Работа аналитика связана с непосредственным общением с заказчиком, поэтому у аналитика должна быть хорошо поставленная речь, чтобы заказчик видел в собеседнике грамотного специалиста и приятного человека. В умении общаться заложен большой успех в работе. Итак, первое качество аналитика это коммуникабельность. Следующее качество аналитика, позволяющее качественно выполнять свои обязанности, это аналитический склад ума . Он позволяет «отфильтровывать» лишнюю информацию, которую доносит заказчик до исполнителя, и на основе полученной информации проводить анализ деятельности заказчика и формализовать требования. Пожалуй, это главное качество аналитика, потому что оно непосредственно влияет на качество разрабатываемых проектов. Аналитик должен обладать способностью держать большой объем информации по всему проекту, а иногда и не по одному, у себя в голове и уметь быстро просчитывать влияние тех или иных изменений, требуемых заказчику или команде разработчиков на систему в целом, чтобы своевременно согласовывать эти изменения и их последствия со всеми заинтересованными лицами. Для построения бизнес-моделей процессов заказчика аналитику необходимо обладать высокой обучаемостью . Данное качество необходимо для быстрого изучения предметной области, в которой работает заказчик. Аналитик должен стать «специалистом» в каждой из предметных областей, которые меняются с работой над каждым новым проектом. На этапе формирования требований аналитиком составляется техническое задание (ТЗ) на разработку проекта, которое необходимо согласовать с заказчиком и которое будут изучать разработчики.

Исходя из этого, системный аналитик должен излагать требования в ТЗ таким образом, чтобы они были понятны и заказчику, и исполнителю проекта. Для этого необходимо обладать грамотностью в написании текстов и допускать как можно меньше ошибок. В процессе построения бизнес-моделей аналитику потребуются навыки программирования и понимания ООП. Чаще всего модель того или иного процесса может быть представлена в виде набора объектов, а действия над ними - в виде методов. Также объекты моделей могут обладать свойствами. Объекты в моделях могут использовать все принципы ООП. При построении моделей системы, как правило, определяется и модель данных проекта.

При проектировании больших проектов для крупных заказчиков у аналитиков возникает немало сложностей, связанных с разработкой ТЗ. Эти сложности могут возникать из-за постоянно меняющихся требований, большого числа пользователей и прочих факторов. Все это приводит к частым изменениям в ТЗ. Аналитику порой приходится переписывать до 30-40 % технического задания по несколько раз. Естественно, это сказывается на его нервной системе, поэтому аналитику необходимо обладать немалой терпеливостью и стрессоустойчивостью. Стрессоустойчивость также пригодится и при обучении пользователей новых проектов, так как большинству пользователей навязывают работу в новом проекте организаторы бизнеса (заказчики), чему они сильно сопротивляются. Аналитику приходится выслушивать множество нелестных слов в свой адрес, но он должен спокойно реагировать на критику пользователей и выполнить свою задачу.

Инструменты аналитика


Главными инструментами системного аналитика является ручка, бумага и карандаш. Хорошему аналитику этого вполне достаточно для того, чтобы сформулировать требования и составить бизнес-модель. На практике аналитики применяют различные средства моделирования, поддерживающие нотации IDEFx, UML, BPMN. Такие средства позволяют сократить время на построение моделей и диаграмм, а также получить результат в графическом виде и в виде текстовых отчетов. Подобные инструменты оказывают помощь и в контроле над требованиями к проекту, и в поддержании их в актуальном состоянии. Примером средств моделирования являются такие приложения как: Enterprise Architect (EA), Rational Rose, RUP и др. Также аналитику приходят на помощь и офисные пакеты, такие как MS Office, iWork, Open Office.

Куда идти дальше?

В заключение хотелось бы поразмышлять на тему развития дальнейшей карьеры системного аналитика. Системный аналитик - универсальная личность, способная вести переговоры с заказчиками, ставить задачи и контролировать их выполнение разработчиками. Его знания и умение ориентироваться в различных предметных областях жизнедеятельности человека способны оказывать помощь при осуществлении обязанностей, например, менеджера проекта, или проводить управление командой аналитиков на крупных проектах. Так или иначе, профессия системного аналитика является перспективной на рынке IT на сегодняшний день.

Другие материалы блога по теме «Аналитик в IT».

Существует пять шагов к карьере бизнес-аналитика. Откуда взялись эти пять шагов? У меня заняло примерно 2 года, чтобы понять, как стать бизнес-аналитиком без какого-то определенного опыта. Как показать работодателю то, что у меня имелось, не имея конкретного аналитического опыта и получить работу в этой сфере.

Каждый человек смотрит на одну и ту же вещь по-разному. То есть, кто-то из вас скажет: «у меня нет опыта в бизнес-анализе», то другой человек, посмотрев на тот же опыт, скажет: «у меня же есть опыт в бизнес анализе» или «я — прирожденный бизнес-аналитик» и пойдет и получит работу уже за короткое время.


Шаг 1
, это анализ вашего предыдущего опыта .
Прежде всего, мы с Вами уже обсудили, что у Вас есть навыки бизнес-аналитика, которые аналитик выполняет каждый день, и, поверьте, какие-то навыки у Вас уже имеются. Вы просто о них ещё не знаете. Мы сейчас покажем, как Вы можете определить эти навыки. И следующее, это определение мягких навыков. Мягкие навыки очень важны для бизнес-аналитика, потому что кто-то сказал, что нужно даже степень в психологии в бизнес-анализе. Насчет степени, не знаю, но нужно быть хорошим коммуникатором, нужно быть «тонким» человеком, который понимает в психологии других людей. Это, на самом деле, верно.

Давайте с Вами посмотрим на анализ Вашего предыдущего опыта. Здесь мы ищем такие понятия: сбор требований, анализ требований, взаимодействие с различными отделами и выявление из нужд. То есть Вы ищете такие термины. Что Вы можете для этого сделать?

В принципе, это задание для обоих навыков. Также и для мягких. То есть, чтобы понять конкретно, какие же мягкие навыки нужны бизнес-аналитику, мы уже перечисляли. Чтобы на данный момент понять, есть такое упражнение, которое можете дома проделать. Рассмотрите 20 открытых позиций бизнес аналитика в Интернете. Просто найдите в поисковике любые сайты по поиску работы и составьте две страницы уникальных обязанностей бизнес-аналитика в документе Word. Здесь Вы пишете не ваши обязанности, которые Вы когда-то выполняли, а просто обязанности бизнес-аналитика. Это поможет вам понять, а что же все-таки выполняет бизнес-аналитик. Почему 20 открытых позиций, потому что ВЫ должны проанализировать большой «френч», несколько профессий, что бы посмотреть, что всё же является характерным для бизнес анализа. Когда Вы поймете эти обязанности, тогда Вы поймёте, какие же навыки для этих обязанностей нужны. Ещё очень часто в вакансии говорят о том, какими навыками должны обладать аналитики. То есть, даже пишут так: например, коммуникабельность или умение общаться с заказчиками и т.д.

Цель этого шага, это понять, что же требуется от бизнес-аналитика.

Следующий пункт в этом упражнении, это, вообще, понять, что же требуется от бизнес-аналитика. Следующее, проанализируете и поймите каждую обязанность, проходя по каждой из них, анализируя есть у вас она или нет. Элементарно, что Вы можете сделать это просто узнать через google, что имеется ввиду, под каждой обязанностью.

Далее определите те обязанности, которые Вы выполняли в прошлом. Даже если у Вас сейчас есть резюме и оно не записано тем же языком, просто подчеркните те обязанности, пускай их будет не много. Поэтому мы советуем 20 позиций, чтобы у Вас получился хотя бы лист или половина подчеркнутых обязанностей, в зависимости от того, что Вы уже выполняли или нет. Если меньше, то у Вас уже будут какие-то совпадающие обязанности.

Шаг 2. Следующий шаг это тренинг .
В тренинге важно, чтобы Вы получили результат. Когда Вы поняли, какие навыки и обязанности должны быть у бизнес-аналитика, и сравнили с тем, что есть у Вас, то Вам нужно пройти какой-то теоретический тренинг. Естественно, бизнес-аналитик должен обладать каким-то инструментарием. Для того, чтобы этот инструментарий понять, также понять на каком языке все таки говорить бизнес-аналитик, на каком языке говорит IT, нужно пройти тренинг.

Желательно, чтобы тренинг был с практическими заданиями, чтобы вы могли работать с какими-то реальными заданиями и реальной командной работой. Вы должны помнить, что любое образование, которое Вы получаете, должно быть практическим. Когда выбираете тренинг, обязательно спросите, насколько будет много практических заданий, насколько будет много каких-то игр ролевых. Чего-то, где Вы можете проработать теорию. Это очень важно для тренинга. В тренинге важно не коллекционировать корочки, идти от одного тренинга к другому, от одной компании к другой, а найти ту компанию, которую даст вам конкретную подготовку в бизнес-анализе.

После предыдущего шага, Вы поймёте, что самое важное в бизнес-анализе, и что у Вас отсутствует. Это поможет определить, какой тренинг будет являться правильным для Вас.

Шаг 3. Конечно, следующий шаг это


Когда Вы проанализировали, что требует рынок, Вы уже приобрели какие-то навыки по ходу Вашего тренинга, который, желательно, должен быть практическим, Вы составляете своё резюме. Резюме это тоже важный элемент, потому что это Ваше лицо, это то, как Вы себя предоставляете потенциальным работодателям.

Поэтому один из таких интересных моментов... обязательно добавляйте просто перечисление своих обязанностей, также дополняйте тем, что Вы покажете свои достижения. То есть не только перечисляйте все то, что Вы делали на этой конкретной позиции, но и обязательно перечисляйте достижения. Потому что работодатель любит видеть не просто какого-то простого исполнителя, одного из многих, но ещё и того человека, который чего-то достиг. То есть, если Вы что-то делали такое, что можно написать в резюме например, Вы разработали какую-то новую систему передачи заказа: с того, как он поступает заказчику, до того момента, как этот запрос обработан. Вы сделали какое-то новое своё приложение, которое было принято. И это увеличило или уменьшило время обработки заказа, к примеру, на 30%.

Это интересный маленький совет. Это то, что любят видеть работодатели. Они любят видеть не только перечисление того, что Вы делали на работе, но и ваши достижения. Для тех, кто работает, для тех, кто на рынке труда, можете использовать этот совет для того, чтобы переделать свой резюме и показать свои достижения. Чем же Вы отличаетесь от других людей.

Для тех, кто только ищет, следующий совет. Пишите в резюме только те позиции, которые каким-то образом относятся к бизнес-анализу. Допустим, если Вы работали или работаете секретарём, то можете ставить должность секретаря. Но проделав первый шаг, по максимуму напишите те функции, которые Вы делали, как бизнес аналитик. Например, анализ рынка, работа с клиентом. Это то, что работодатель хочет увидеть в резюме, как в резюме бизнес-аналитика.

Шаг 4 . Следующий шаг, это поиск работы.

Когда у Вас уже есть резюме, на котором Вы правильно себя показали, правильно себя за позиционировали, Вам нужно искать работу. Существует, конечно, очень много разных способов поиска работы. Для тех, кто начинает, мы бы посоветовали искать стажировку. Это практикуется в Америке, это практикуется на постсоветском пространстве. Компании очень часто берут к себе на стажировку каких-то талантливых людей. Иногда они могут делать даже тренинг, а после этого тренинг брать на стажировку. Если есть такая возможность, Вы можете пойти на такую стажировку.

Один из вариантов, Вы можете искать работу внутри своей же компании. Особенно подходит для тех, кто решил сменить карьеру уже работая в IT. Допустим, вы уже тестировщик, вы уже разработчик. И вот вам вдруг захотелось все-таки уйти больше в бизнес. У Вас наибольшие шансы сделать это в своей же компании. Потому что они будут уже вас знать за Ваши достижения, что Вы делаете хорошо. Допустим, вы разработчик, но Вы умеете хорошо собирать требования, потому что на каких-то мелких проектах Вы этим занимались. И Вы хотите этим заниматься дальше и показывать своё желание перейти на позицию, на карьеру бизнес-аналитика.

Также нужно искать вакансии младшего аналитика, после того, как Вы прошли тренинг и какую-то стажировку, или только после тренинга. На эти все вакансии, которое можно искать в поисковиках в Интеренете, нужно подавать свое резюме. Но ещё очень важно, это не сидеть и не ждать, что Вам кто-то позвонит из тех вакансий, на которые Вы подали свое резюме.

Очень важно это развивать свои связи. Кто слышал, на английском это называется «net-working», создание своей сети связей. То есть связи — это не только те люди, которые Ваши родственники, или Ваши очень хорошие друзья. Но это и Ваши знакомые, и Ваши бывшие коллеги. Тем, кто уже работает в бизнес-анализе, обязательно держите связь со своими бывшими коллегами, со своими одноклассниками, со своими одногруппниками. Это огромный ресурс, которым Вы будете пользоваться еще много-много лет. Вы будете помогать друг другу в профессии и карьере. Этот интересный момент очень часто люди упускают. Это очень хороший способ найти работу. Когда Вы говорите, «меня интересует такая-то профессия, нанимают ли бизнес-аналитиков у Вас? Можешь ли ты меня порекомендовать своему начальнику?» Очень важно выстраивать такие связи.

Шаг 5. Следующий шаг это коучинг и поддержка группы.

Сейчас вы находитесь в группе, которая заинтересовалась бизнес-анализом. Когда Вы будете представлять себя другому человеку, узнайте какой интерес у этого человека к бизнес-анализу. Может быть, человек уже работает бизнес-аналитиком, или даже у него в компании есть какая-то открытая позиция. Может быть, этот человек является руководителем или программистом, который уже знает, что есть позиция и порекомендует Вас.

Коучер — это как тренер команды. Человек, который Вас вдохновляет, поддерживает, наставляет. Поэтому, если есть такой человек, это может быть или тот, кто уже прошёл этот путь, или человек, который может быть уже более высокой позиции. Ищите таких людей. Ищите людей, кто уже работает аналитиками и спрашивайте, как они этого достигли. И, может быть, они возьмутся за то, чтобы повести Вас в этом направлении. То есть обязательно, чтобы Вас поддерживало Ваше окружение и у Вас были какие-то люди или один человек, который бы являлся Вашим коучем или ментором.