Транспортный комплекс Республики Беларусь. Органы управления и организационная структура железнодорожного транспорта

ТРАНСПОРТ - одна из важнейших отраслей экономики, которая обеспечивает производственные связи отраслей хозяйства, перевозки грузов и пассажиров, является составляющей общественного разделения труда. Уровень развития транспортной системы государства -- один из важнейших признаков ее технологического прогресса и цивилизованности и является одной из важнейших экономических подсистем народного хозяйства страны.

Доля транспорта в валовом внутреннем продукте страны в 2010 г. составляла около 7%. Численность работников -- более 288 тыс. человек. В этом же году грузооборот всех видов транспорта составил 61384 млн. тонно-километров, а пассажирооборот - 20845 млн. пассажиро-километров.

Управление отраслью осуществляет Министерство транспорта и коммуникаций.

Транспорт как вид хозяйственной деятельности подразделяется на транспорт общего и индивидуального пользования.

По характеру выполняемой работы транспорт делится на пассажирский и грузовой.

Транспорт общего пользования подразделяется на виды: железнодорожный, автомобильный, водный (морской, речной), воздушный, трубопроводный.

Железнодорожный транспорт отличается от других видов наземного транспорта массовостью потоков разнообразных грузов и пассажиров, относительно низкой себестоимостью их перевозок на большие расстояния.

Железнодорожный транспорт Республики Беларусь объединяет магистральный и промышленный виды транспорта. Первый из них представлен производственным комплексом «Белорусская железная дорога», второй - транспортом, обслуживающим подъездные пути предприятий.

Белорусская железная дорога является государственным объединением, подчиненным Министерству транспорта и коммуникаций Республики Беларусь. Она граничит с Октябрьской и Московской железными дорогами России, с Юго-Западной и Львовской дорогами Украины, с железными дорогами Литвы, Латвии и Польши.

В структуре дороги 6 отделений -- Минское, Барановичское, Брестское, Гомельское, Могилевское и Витебское. Наиболее значимые железнодорожные узлы -- Минск, Молодечно, Орша, Барановичи, Гродно, Волковыск, Лида, Лунинец, Брест, Гомель, Жлобин, Калинковичи, Могилев, Осиповичи, Кричев, Витебск, Полоцк, которые обслуживают соответствующие центры республики, работая на 2--6 направлениях. Эксплуатационная длина Белорусской железной дороги составляет 5511 км, в т.ч. электрифицированных -- 989 км.

Благоприятные условия для перевозки грузов и пассажиров создает двухпутейная электрифицированная железнодорожная линия Брест - Минск - граница России протяженностью 615 км, которая обеспечивает движение грузовых поездов со скоростью до 100 км/ч и пассажирских - до 160 км/ч.

Большое значение придается оснащению дороги автоматикой и электроникой. Автоматической блокировкой оборудовано 65,1%, а диспетчерской централизацией -- 52,5% эксплуатационной длины путей, 98,1% стрелок управляется дистанционно с помощью новейших систем электрической централизации. Современными видами тяги -- электрической и тепловозной обеспечивается 21,2% и 78,8% грузооборота дороги. В техническом отношении произошел переход на наиболее совершенные виды тяги -- более мощные тепловозы и электровозы. Центры управления перевозочным процессом отделений дороги оборудованы устройствами быстродействующей электроники.

На долю железной дороги приходится более 70% всех выполняемых в республике грузовых и пассажирских перевозок. В системе обеспечения перевозок грузов по сухопутным путям сообщения между Европой и Азией магистраль географически расположена на основном направлении.

Согласно утвержденной Государственной программе развития железнодорожного транспорта Республики Беларусь на 2011--2015 гг., основными задачами развития железнодорожного транспорта на ближайшие пять лет являются: обеспечение безопасности движения поездов; обновление тягового и моторовагонного подвижного состава; модернизация железнодорожной инфраструктуры; создание новых и совершенствование действующих технологий перевозок грузов и пассажиров; снижение энергоемкости перевозок.

Для достижения поставленных целей предусмотрена реализация ряда стратегически важных инвестиционных проектов:

  • - приобретение тягового и моторвагонного подвижного состава: 30 электровозов для грузового движения, 24 электровозов и 8 тепловозов для пассажирского движения, 6 маневровых тепловозов, 29 электропоездов, 20 дизель-поездов, 182 пассажирских вагона, 10 тыс. грузовых вагонов;
  • - электрификация железнодорожных линий на участках Осиповичи -- Жлобин, Жлобин - Гомель, Молодечно -- Гудогай - Государственная граница Беларуси, Жлобин - Калинковичи, Колодищи -- Шабаны и Гатово -- Михановичи. Общий объем электрификации железнодорожных линий в период с 2011 по 2015 гг. должен составить 387 км;
  • - развитие скоростного межрегионального пассажирского сообщения. Реализация проекта позволит сократить продолжительность нахождения пассажира в пути между Минском и областными центрами;
  • - реконструкция вокзальных комплексов в Бресте, Гродно, Барановичах.

Реализация мероприятий госпрограммы должна обеспечить к 2015 г. рост основных показателей развития железнодорожного транспорта. Темп роста объемов перевозок грузов должен составить в 2015 г. 121,3% к уровню 2010 г., в том числе прирост транзита прогнозируется на уровне 135%, ввоза -- 129%, вывоза - 118,8%. Темп роста объема пассажирских перевозок по всем видам сообщений запланирован на уровне 104,3%. Энергоемкость ВВП на железнодорожном транспорте должна снизиться на 29,5%. Темп роста валового внутреннего продукта отрасли составит в 2015 г. 168%, объема инвестиций в основной капитал - 199,2%, сальдо внешней торговли - 253,4%, продукции промышленности -- 168,5%, производительности труда-- 175,7%.

Автомобильный транспорт осуществляет перевозки грузов и пассажиров по безрельсовым путям. Он подразделяется на грузовой и пассажирский.

На долю грузового автомобильного транспорта в 2010 г. приходилось 24,4% всех грузов, перевозимых главным образом на короткие и средние расстояния. Доля пассажирского автомобильного транспорта в общем объеме пассажирооборота в этом же году составила 56,1% (автобусный, электрический, таксомоторный).

Управление автомобильным, городским электрическим транспортом и метрополитеном осуществляет Министерство транспорта и коммуникаций Республики.

Количество автобусных и грузовых парков в структуре Минтранса - 155, среднесписочное количество грузовых автомобилей - 4613 ед., автобусов - 5982 ед. Услуги по перевозке пассажиров и грузов на автотранспортном рынке республики оказывают:

  • - на автомобильном транспорте -- 36240 субъектов хозяйствования, имеющих лицензию (разрешение) на право осуществления деятельности в области автомобильного транспорта;
  • - на городском электрическом транспорте -- 8 организаций коммунальной формы собственности.

В настоящее время автотранспортными организациями Минтранса внутриреспубликанские автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении выполняются по 4460 маршрутам, в т.ч. 949 городским, 2893 пригородным, 618 междугородным. За последние годы парк автобусов пополнился современными отечественными моделями: «Радзіміч», «Неман», «МАЗ».

Перевозки пассажиров городским электрическим транспортом (троллейбусами, трамваями и метро) осуществляются в девяти наиболее крупных городах республики. Ежедневно этим видом транспорта перевозится около 3,78 млн. чел., или 56 % от всего городского населения республики. Перевозки пассажиров автомобилями-такси в Республике Беларусь осуществляют 7235 субъекта хозяйствования различной формы собственности.

Внутренний водный транспорт -- вид транспорта, на котором перевозки пассажиров, грузов и багажа выполняются по внутренним водным путям с использованием судов внутреннего плавания, судов смешанного (река-море) плавания и маломерных судов.

Внутренний водный транспорт является одним из звеньев транспортной системы Республики Беларусь. Удельный вес внутреннего водного транспорта в перевозке грузов и пассажиров невелик и составлял в 2010 г. 0,18% и 0,01%, соответственно, в общем грузо- и пассажирообороте страны.

Государственное регулирование в области внутреннего водного транспорта согласно «Кодекса внутреннего водного транспорта Республики Беларусь» осуществляется Президентом Республики Беларусь, Правительством Республики Беларусь, республиканским органом государственного управления в области внутреннего водного транспорта и иными органами государственного управления в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

В системе водного транспорта работают 10 речных портов (Бобруйск, Брест, Гомель, Микашевичи, Могилев, Мозырь, Пинск, Речица, Витебск, Гродно), 4 предприятия водных путей (Гомель, Пинск, Мозырь, Бобруйск), обслуживающие водные пути на реках Днепр, Березина, Сож, Припять, Западная Двина, Неман, Муховец и Днепро-Бугском канале.

Строительство и ремонт судов осуществляются на судостроительно-судоремонтных заводах (Пинск, Речица, Гомель). Проектирование судов и плавсредств осуществляется на ОАО «Белсудопроект» (Гомель).

Контроль за техническим состоянием судов, сертификацию изделий, используемых в судостроении осуществляет РУП «Белорусская инспекция Речного Регистра» (Пинск).

Контроль за соблюдением правил плавания на водных путях, обеспечением безопасных судоходных условий, а также ведение Государственного реестра судов осуществляет Белорусская инспекция речного судоходства (Гомель).

В системе организаций водного транспорта работают транспортно-экспедиционные компании, осуществляющие морские перевозки грузов ОАО «Белорусское морское пароходство», ЗАО «Белорусская судоходная компания», ЗАО «Белорусская транспортно-экспедиционная и фрахтовая компания».

Общая протяженность эксплуатационных водных путей составляет около 1800 км, которые полностью используются для судоходства транспортом общего пользования в течение всей навигации.

Воздушный транспорт Республики Беларусь представляет собой комплекс предприятий, организаций, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов по воздуху как в республике, таки за ее пределами. Все они являются государственными учреждениями и организационно входят в Департамент по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.

В его состав входят предприятия и организации: Республиканское унитарное предприятие «Национальная авиакомпания «Белавиа»; открытое акционерное общество «Авиакомпания Трансавиаэкспорт»; Республиканское унитарное предприятие «Авиакомпания Гомельавиа»; Республиканское унитарное предприятие «Авиакомпания Гродно»; Республиканское унитарное предприятие «Национальный аэропорт Минск»; Республиканское унитарное предприятие по аэронавигационному обслуживанию воздушного движения «Белаэронавигация»; Республиканское унитарное предприятие «Минский авиаремонтный завод»; открытое акционерное общество «Оршанский авиаремонтный завод»; Республиканское унитарное предприятие «Информационно-вычислительный центр авиации»; Республиканское унитарное предприятие «Торговый комплекс «Аэродромный»; государственное учреждение «Медицинская служба гражданской авиации» Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь; Учреждение образования «Минский государственный высший авиационный колледж».

Доля воздушного транспорта в общем объеме перевозок в 2010 г. составила: грузовых - 0,07%, пассажирских - 7,5%. Эти данные свидетельствуют о том, что перспективы развития воздушного транспорта Беларуси будут связаны с расширением пассажирских перевозок. Авиация по-прежнему будет применяться в межгосударственных и международных перевозках пассажиров на дальние и сверхдальние расстояния.

Важнейшими направлениями развития воздушного транспорта в Республике Беларусь являются: обеспечение безопасности полетов; обеспечение рентабельной и прибыльной работы авиапредприятий; расширение объемов применения авиации в экономике страны и др.

Трубопроводный транспорт осуществляет передачу на расстояние жидких, газообразных или твердых грузов по трубопроводам под давлением, которая обеспечивается насосными станциями. Предназначен, главным образом, для транспортировки газа, нефти и нефтепродуктов.

Различают магистральный и промышленный трубопроводный транспорт.

К магистральному трубопроводному транспорту относятся трубопроводы, по которым транспортируют продукты от мест добычи или производства к местам переработки или потребления. Промышленный трубопроводный транспорт используется для транспортировки грузов в пределах производственного предприятия для продолжения технологического процесса.

Трубопроводный транспорт характеризуется большой экономичностью - дешевизной перевозок и высокой производительностью труда, сравнительно небольшими удельными капиталовложениями. В грузообороте всех видов транспорта общего пользования доля трубопроводного транспорта -- более 53%.

В общем объеме грузоперевозок трубопроводным транспортом большая доля принадлежит магистральным трубопроводам.

Магистральный трубопроводный транспорт -- вид транспорта, предназначенный для транспортировки магистральными трубопроводами продукции, подготовленной в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, от пункта приемки продукции до пункта ее сдачи, передачи в другие трубопроводы, на иной вид транспорта или хранение.

Магистральный трубопровод - единый имущественный, неделимый производственно-технологический комплекс, состоящий из подземных, подводных и наземных трубопроводов и других объектов, обеспечивающих безопасную транспортировку продукции от пункта ее приемки до пункта сдачи.

Магистральные трубопроводы или система магистральных трубопроводов могут находиться в государственной или частной собственности.

Государственное управление в области магистрального трубопроводного транспорта осуществляется Советом Министров Республики Беларусь непосредственно или через уполномоченные государственные органы, иные государственные юридические лица.

Проходящие по территории страны магистральные трубопроводы, обеспечивающие перекачку нефти, имеют протяженность 3,0 тыс. км; природного газа -- 6,7 тыс. км и нефтепродуктов - 1,2 тыс. км. Транспортировку нефти и природного газа для потребностей экономики Республики Беларусь и других стран осуществляют гомельское и новополоцкое предприятия транспорта нефти «Дружба» и государственное предприятие «Белтрансгаз». Протяженность магистральных нефтепроводов в однониточном исчислении составляет по гомельскому предприятию 1,8 тыс. км, по новополоцкому -- 1,1 тыс.км.

Первый нефтепровод проходит от добывающих районов Поволжья через Мичуринск и Унечу Брянской области на Кричев - Оршу - Полоцк и далее в Прибалтийский экономический район к Вентспилсу. Другая линия проходит на западе, через Мозырь к Бресту и далее в Польшу и Германию. От Мозыря его ветвь идет на юго-запад через Ельский район в Волынскую область Украины и далее за границу. Эта великая «нефтяная река» получила название «нефтепровод «Дружба»». Его протяженность 5 тыс. км (крупнейший в мире) при диаметре труб 1020 мм. Строительство было начато в 1960 г. и закончено в 1964 г. В 1972--1975 гг. построена вторая линия нефтепровода с диаметром труб 1220 мм.

Нефтепровод «Дружба» обеспечивает сырой нефтью полоцкий, мозырский, мяжейкяйский нефтеперерабатывающие заводы. Транзит сырой нефти выполняется по следующим направлениям: гомельское предприятие -- Адамова Застава (Россия) -- Мозырь - Польша - Германия с ответвлением на Украину, Венгрию, Словению, Чехию, Адрию (через Броды); новополоцкое предприятие -- Сургут -- Полоцк с ответвлениями на Новополоцк, Мажейкяй (Литва), Вентспилс (Латвия).

В Республике Беларусь функционируют три магистральных нефтепродуктопровода, по которым осуществляется перекачка дизельного топлива и бензина: Унеча - Полоцк, Унеча - Западная граница, Новополоцк - Минск (Фаниполь). Первые два нефтепродуктопровода проходят в одних коридорах с нефтепроводами и выполняют, в основном, транзитную перекачку нефтепродуктов за пределы республики. Общая длина нефтепродуктопроводов составляет 913 км, а годовая мощность перекачки - 90 млн. тонн. Незначительное количество нефтепродуктов (менее 1 млн. т) перекачивается по нефтепродуктопроводу Новополоцк -- Минск, остальное количество - транзитная перекачка. Длина отводов от магистральных нефтепродуктопроводов до предприятий нефтепродуктообеспечения республики -- около 70 км. На продуктопроводах расположены 4 перекачивающих станции и 2 наливных пункта. В соответствии с межправительственным Соглашением Республики Беларусь и Российской Федерации нефтепродуктопроводы остаются в собственности Российской Федерации.

СВЯЗЬ -- отрасль экономики страны, обеспечивающая передачу и распространение различных информационных потоков. Она является одним из основных компонентов инфраструктуры любого государства, обеспечивая передачу и распространение информации, необходимой для нормальной деятельности всех сфер общества.

Доля связи в валовом внутреннем продукте в 2010 г. составляла более 2%. Количество работников в отрасли -- около 63 тыс. человек.

Управление отраслью осуществляют Министерство связи и информатизации и Министерство информации (телевидение и радиовещание).

Связь в Республике Беларусь подразделяется на почтовую и электрическую (телефонная и телеграфная связь, телевидение и радиовещание, радиосвязь, передача данных).

Почтовая связь (почта) представляет собой сложнейшую организационно-хозяйственную систему. Она проводит регулярную пересылку письменной корреспонденции, периодических изданий, денежных переводов, посылок, бандеролей.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О почтовой связи» Национальный оператор почтовой связи -- Республиканское унитарное предприятие почтовой связи «Белпочта» (РУП «Белпочта») обеспечивает бесперебойную работу по оказанию услуг населению на территории всей республики.

РУП «Белпочта» это: 6 областных филиалов и производство «Минская почта», филиал «Узел специальной связи» и автотранспортное производство, 117 районных узлов почтовой связи, 3745 отделений и пунктов почтовой связи (из них 755 городских, 2795 сельских и 84 передвижных).

Услуги почтовой связи -- это прием, обработка, перевозка, доставка (вручение) адресатам отправлений письменной корреспонденции, посылок, денежных переводов, распространение, экспедирование и доставка печатных средств массовой информации, выплата пенсий и пособий. Кроме того, отделения почтовой связи предоставляют более 40 видов непрофильных услуг: прием различных видов платежей, дилерские услуги по подключению к сетям операторов сотовой подвижной связи, предоставление услуг доступа в сеть Интернет, банковские услуги, рассылка прямой почтовой рекламы, ксерокопирование, доставка товаров по каталогам и др.

РУП «Белпочта» является крупнейшим предприятием в стране, которое предоставляет населению услуги по приему различных видов платежей. Платежи от населения принимаются как на бумажных носителях (по квитанциям), так и по электронным базам поставщиков.

Одним из стратегических направлений развития системы безналичной оплаты и реализации принципа «одного окна»: в отрасли почтовой связи является предоставление клиентам максимального количества оказываемых услуг на устройствах самообслуживания - платежно-справочных терминалах, посредством которых плательщики могут самостоятельно, без участия оператора, оформить подписку на газеты и журналы, отправить электронный денежный перевод по Беларуси, оплатить коммунальные и другие услуги, оформить и оплатить заказ в Интернет-магазине РУП «Белпочта». На сегодняшний день в отделениях почтовой связи функционируют более 630 инфокиосков. Внедрение устройств самообслуживания позволило сократить очереди в отделениях почтовой связи, повысить доступность предоставляемых услуг. транспорт связь экономика управление

Развиваются и пользуются популярностью у клиентов РУП «Белпочта» услуги ускоренной почты. Функционирование внутриреспубликанской службы «Экспресс-почта» осуществляется под девизом «Сегодня -- на завтра» с доставкой отправлений на дом. Отправления международной ускоренной почты ЕМS пересылаются приоритетным порядком и доставляются лично в руки адресату в 191 стране мира в наикратчайшие сроки. В настоящее время услуги по приему и доставке отправлений ЕМS осуществляются на всей территории страны.

РУП «Белпочта» продолжает развивать банковские услуги по договорам поручения с различными банками. В настоящее время около 2 тысяч отделений почтовой связи в сельской местности по договору-поручению ОАО «АСБ Беларусбанк» оказывают банковские услуги по вкладным операциям. В отделениях почтовой связи можно оформить документы на депозит «Приорбанк» ОАО и ОАО «Белгазпромбанк».

Электросвязь - это связь, при которой передача информации любого вида (речевой, буквенно-цифровой, зрительной и т. д.) осуществляется электрическими сигналами, распространяющимися по проводам, или радиосигналами.

В соответствии со способами передачи (переноса) сигналов различают проводную связь и радиосвязь.

По характеру передаваемых сообщений электросвязь подразделяется на следующие основные виды: телефонная связь, обеспечивающая ведение телефонных переговоров между людьми; телеграфная связь, предназначенная для передачи буквенно-цифровых сообщений -- телеграмм; факсимильная связь, при которой передаётся графическая информация - неподвижные изображения текста или таблиц, чертежей, схем, графиков, фотографий и т. п.; передача данных (телекодовая связь), целью которой является передача информации, представленной в формализованном виде (знаками или непрерывными функциями), для обработки этой информации ЭВМ или уже обработанной ими; видеотелефонная связь, служащая для одновременной передачи речевой и зрительной информации. При помощи технических средств электросвязи осуществляются также проводное вещание, радиовещание (звуковое вещание) и телевизионное вещание.

Значительное развитие за последние годы получила мобильная связь. К мобильным системам связи относится сотовая телефонная связь, пейджинг и радиотелефонная связь.

На телекоммуникационном рынке Беларуси основными операторами сотовой связи являются два предприятия: СП «Мобильная цифровая связь» (МЦС, торговая марка VELСОМ) и СП «Мобильные телесистемы» (МТС).

Основными задачами развития связи на 2011-2015 гг. являются:

формирование современной информационно-коммуникационной инфраструктуры, обеспечение ее доступности на всей территории республики, переход к мультисервисным сетям электросвязи на основе единой аппаратно-программной платформы (IMS-платформы) на опорной сети национального оператора;

развитие цифрового теле- и радиовещания, прогрессивных видов подвижной электросвязи, широкополосного доступа в сеть Интернет на всей территории республики;

расширение использования и доступности информационно-коммуникационных технологий в различных сферах жизни общества (создание электронных правительства, торговли, здравоохранения, обучения);

Создание условий по увеличению экспорта услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий.

Описание работы

На сегодняшний день состояние транспортной отрасли Республики Беларусь как одного из элементов логистической инфраструктуры можно охарактеризовать следующими основными тенденциями:




Введение…………………………………………………………………………...3
Общая характеристика железнодорожного транспорта Республики Беларусь…………………………………………………………………………………4
Перспективы развития транспортно-логистической системы Республики Беларусь………………………………………………………………………………7
Заключение………………………………………………………………………...9
Список использованной литературы…………………………………………...10

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО "БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"

Кафедра логистики и ценовой политики

по дисциплине: Транспортная логистика

на тему: Транспортно-логистическая система железнодорожного транспорта Республики Беларусь

Студентка

ФМК, 4 курс, ЗМЛ:

Преподаватель, к.э.н.,

доцент: В.А.Рехтин

Введение………………………………………………………… ………………...3

Общая характеристика железнодорожного транспорта Республики Беларусь………………………………………………………… ………………………4

Перспективы развития транспортно-логистической системы Республики Беларусь………………………………………………………… ……………………7

Заключение…………………………………………………… …………………...9

Список использованной литературы…………………………………………... 10

Введение

Переход страны к рыночным отношениям и интеграция в мировую рыночную систему диктуют необходимость качественного и полного удовлетворения потребностей экономики в транспортном обслуживании на логистических принципах, т.е. своевременной и надёжной доставки грузов с минимальными издержками и потерями. Для этого требуется согласованное развитие всего транспортного комплекса республики, рациональное распределение объёмов перевозок между видами транспорта, соблюдение оптимальных пропорций между ними и отраслями народного хозяйства, а также координация работы видов транспорта.

На сегодняшний день состояние транспортной отрасли Республики Беларусь как одного из элементов логистической инфраструктуры можно охарактеризовать следующими основными тенденциями:

  1. Объёмы перевозок на всех видах транспорта уменьшаются;
  2. Железнодорожный транспорт испытывает нехватку подвижного состава, его отличают слабое использование и нерациональная структура транспортного парка;
  3. Значительная часть перевозок переключается с железнодорожного транспорта на автомобильный;
  4. Темпы роста расходов на транспорте опережают темпы роста доходов
  5. Снижается эффективность использования транспортных средств и т.д.

Но, несмотря на все вышеперечисленные тенденции, основную часть перевозочной работы в республике (более 70% общего грузооборота) выполняет железнодорожный транспорт, который представлен Белорусской железной дорогой (магистральные перевозки) и ППО «Белпромжелдортранс», обслуживающим подъездные железнодорожные пути предприятий.

Именно особенности транспортно-логистической системы железнодорожного транспорта будут более подробно рассмотрены в данной работе.

Общая характеристика железнодорожного транспорта Республики Беларусь

Выгодное геополитическое расположение Республики Беларусь предопределило роль ее железной дороги как транспортного перекрестка на пути из стран Западной и Центральной Европы в Россию и государства Азии, из Скандинавских стран на Украину, Молдову, Балканы, Турцию и страны Ближнего Востока.

Железнодорожный транспорт имеет ряд преимуществ по сравнению с другими видами транспорта:

Возможность сооружения железнодорожных путей (магистральных и подъездных) на любой сухопутной территории для обеспечения связи с большим количеством промышленных, сельскохозяйственных, торговых и других предприятий;

Высокая провозная и пропускная способность;

Осуществление массовых перевозок в сочетании с относительно невысокой себестоимостью перевозок грузов;

Регулярность перевозок независимо от климатических условий, времени года, суток;

Сравнительно высокая скорость движения и более короткие сроки доставки.

Белорусская железная дорога является государственным объединением, подчиненным Министерству транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.

Железнодорожный транспорт республики является частью евроазиатского железнодорожного комплекса. Таким образом, он обслуживает макрологистическую систему внешней торговли. Белорусская железная дорога граничит с Октябрьской и Московской железными дорогами России, с Юго-Западной и Львовской дорогами Украины, с железными дорогами Литвы, Латвии и Польши. По территории Республики Беларусь проложены следующие международные магистрали: «Брест-Минск-Орша» (главная ось транспортного коридора «Лондон-Париж-Берлин-Варшава- Минск-Москва) и «Гомель-Бобруйск-Минск- Молодечно-Лунинец-Барановичи- Лида» (соединяет Украину со странами Балтии). Через республику проходит транзитный грузопоток из Центральной России в Калининградскую область.

Общая протяжённость железнодорожных путей страны в однопутном исчислении составляет 8,5 тыс. км, в том числе 5,6 тыс. км – дороги общего пользования. Плотность белорусских железных дорог достигает 27 км на 1000 км 2 территории, уступая в странах СНГ только Украине, Молдове и Армении, что предполагает возможность обеспечивать достаточно эффективное функционирование экономики страны. Однако она меньше в 1,4-3 раза плотности железных дорог как логистической инфраструктуры в Болгарии, Литве, Франции, Японии, Польше, Италии, Великобритании, в 3-4 раза – в Венгрии, Турции, Германии и в 7 раз – в США.

Разветвлённость железнодорожной сети повышает доступность железнодорожных станций для 40% населённых пунктов республики. Вместе с тем слабая обеспеченность материалами(рельсами, шпалами и др.) этой подотрасли транспорта является причиной того, что средняя техническая скорость поездов (менее 50 км/ч) остаётся на уровне 1995 года и в конечном счёте отражается на продолжительности доставки грузов.

В структуре дороги 6 отделений - Минское, Барановичское, Брестское, Гомельское, Могилевское и Витебское. Наиболее значимые железнодорожные узлы - Минск, Молодечно, Орша, Барановичи, Гродно, Волковыск, Лида, Лунинец, Брест, Гомель, Жлобин, Калинковичи, Могилев, Осиповичи, Кричев, Витебск, Полоцк, которые обслуживают соответствующие центры республики, работая на 2-6 направлениях.Минск является крупнейшим железнодорожным центром Беларуси. В его пределах расположены ж/д станции: Минск-Пассажирский, Минск-Южный, Минск-Восточный, Минск-Северный, Колядичи, Озерище, Степянка. Кроме того, имеется еще десяток остановочных пунктов.Эксплуатационная длина Белорусской железной дороги составляет 5511 км, в т.ч. электрифицированных - 989 км.

Благоприятные условия для перевозки грузов и пассажиров создает двухпутейная электрифицированная железнодорожная линия Брест - Минск - граница России протяженностью 615 км, которая обеспечивает движение грузовых поездов со скоростью до 100 км/ч и пассажирских - до 140 км/ч.

Белорусской железной дорогой осуществляются грузовые операции по переработке различных грузов, перевозимых в крытых вагонах, полувагонах, зерновозах, рефрижераторном подвижном составе и в контейнерах. На Белорусской железной дороге имеется 16 контейнерных терминалов по переработке большегрузных 20-футовых контейнеров, из которых Брест-Северный, Колядичи (Минск), Витебск, Орша, Барановичи, Лида, Пинск имеют возможность перерабатывать 20-ти и 40-футовые контейнеры, а также 19 станций, перерабатывающих среднетоннажные контейнеры массой брутто 3 и 5 тонн. На сегодняшний день перевозку грузов через территорию Беларуси осуществляют около 10 контейнерных ускоренных поездов. Основными статьями железнодорожных грузоперевозок являются нефтепродукты, каменный уголь, минеральные удобрения, зерно, строительные грузы, промышленные и продовольственные товары.

Большое значение придается оснащению дороги автоматикой и электроникой. Автоматической блокировкой оборудовано 65,1%, а диспетчерской централизацией - 52,5% эксплуатационной длины путей, 98,1% стрелок управляется дистанционно с помощью новейших систем электрической централизации. Современными видами тяги - электрической и тепловозной обеспечивается 21,2% и 78,8% грузооборота дороги. В техническом отношении произошел переход на наиболее совершенные виды тяги - более мощные тепловозы и электровозы. Центры управления перевозочным процессом отделений дороги оборудованы устройствами быстродействующей электроники.

Однако рентабельность Белорусской железной дороги поддерживают главным образом международные и транзитные грузоперевозки, в то время как внутренние по-прежнему остаются убыточными, окупаясь лишь наполовину.

Перспективы развития транспортно-логистической системы железнодорожного транспорта Республики Беларусь

Согласно утвержденной Государственной программе развития железнодорожного транспорта Республики Беларусь на 2011-2015 гг., основными задачами развития железнодорожного транспорта на ближайшие пять лет являются:

Обеспечение безопасности движения поездов;

Обновление тягового и моторовагонного подвижного состава;

Модернизация железнодорожной инфраструктуры;

Создание новых и совершенствование действующих технологий перевозок грузов и пассажиров;

Снижение энергоемкости перевозок.

Для достижения поставленных целей предусмотрена реализация ряда стратегически важных инвестиционных проектов:

Приобретение тягового и моторвагонного подвижного состава: 30 электровозов для грузового движения, 24 электровозов и 8 тепловозов для пассажирского движения, 6 маневровых тепловозов, 29 электропоездов, 20 дизель-поездов, 182 пассажирских вагона, 10 тыс. грузовых вагонов;

Электрификация железнодорожных линий на участках Осиповичи - Жлобин, Жлобин - Гомель, Молодечно - Гудогай - Государственная граница Беларуси, Жлобин - Калинковичи, Колодищи - Шабаны и Гатово - Михановичи. Общий объем электрификации железнодорожных линий в период с 2011 по 2015 гг. должен составить 387 км;

Развитие скоростного межрегионального пассажирского сообщения. Реализация проекта позволит сократить продолжительность нахождения пассажира в пути между Минском и областными центрами;

Реконструкция вокзальных комплексов в Бресте, Гродно, Барановичах.

Реализация мероприятий госпрограммы должна обеспечить к 2015 г. рост основных показателей развития железнодорожного транспорта. Темп роста объемов перевозок грузов должен составить в 2015 г. 121,3% к уровню 2010 г., в том числе прирост транзита прогнозируется на уровне 135%, ввоза - 129%, вывоза - 118,8%. Темп роста объема пассажирских перевозок по всем видам сообщений запланирован на уровне 104,3%. Энергоемкость ВВП на железнодорожном транспорте должна снизиться на 29,5%. Темп роста валового внутреннего продукта отрасли составит в 2015 г. 168%, объема инвестиций в основной капитал - 199,2%, сальдо внешней торговли - 253,4%, продукции промышленности - 168,5%, производительности труда- 175,7%.

Кроме того, железные дороги России, Казахстана и Беларуси заключили соглашение о развитии транспортно-логистической системы Единого экономического пространства (ЕЭП). Документ подписан в рамках VII Международного бизнес-форума в Сочи 31 мая 2012 года. Основными целями развития транспортно-логистической системы должны стать стабильное ценообразование за счет согласованной политики в области установления "сквозных" тарифов, выработка единых стандартов услуг.

Заключение

На сегодняшний день железнодорожный транспорт в нашей республике выполняет основную роль в перевозке грузов. Однако, существует целый ряд проблем в этом виде транспортно-логистической системы, который обусловлен недостаточной модернизацией и оптимизацией структуры транспортного парка и качеством самих дорог, несовершенством системы транспортно-экспедиционного обслуживания клиентов и убыточностью внутриреспубликанских перевозок.

Однако согласно утвержденной Государственной программе развития железнодорожного транспорта Республики Беларусь на 2011-2015 гг. планируется существенно улучшить качество железнодорожных перевозок, что в значительной мере положительно повлияет на развитие транспортно-логистической системы железнодорожного транспорта Республики Беларусь.

Список использованной литературы.

  1. Виноградова С.Н., Петухова Н.Г. Транспортное обслуживание: Учеб.пособие. Мн.: Вышэйш. Шк.,2003.
  2. Государственная программа развития железнодорожного транспорта Беларуси на 2011–2015 годы.
  3. Логистика: учеб. пособие / И.М. Баско, В.А. Бороденя, О.И. Карпенко; под ред. И.И. Полещук.-Минск: БГЭУ, 2007. – 431 с.
  4. Материалы сайта www.sta-logistic.by

В настоящее время практически любая деятельность бизнеса связана с услугами по доставке грузов. Количество разновидностей грузоперевозок велико - от курьерских служб по доставке в пределах одного населенного пункта до нескольких видов транспорта, следующих с одного континента на другой.

Транспорт, обслуживая практически все виды международных экономических отношений, является важнейшим источником валютных поступлений в Республике Беларусь, которая выступает на международном рынке как экспортёр транспортных услуг.

В общем объёме экспорта услуг 70,4% составляет экспорт транспортных услуг, в том числе железнодорожный транспорт – 20,7%, автомобильный – 16,3%, морской – 10,2%, воздушный – 4,7% и трубопроводный – 18,4%.

В Республике Беларусь все виды транспорта включены в единую транспортную систему, которая отличается весьма сложной структурой. Все грузоперевозки, осуществляемые в стране и за её пределами, классифицируются по способу доставки (виду транспорта):

· Автоперевозки;

· Авиаперевозки;

· Железнодорожные перевозки;

· Морские и речные (водные) перевозки;

· Трубопроводный транспорт.

Автомобильный транспорт. Основными причинами активного использования автотранспорта в логистических системах стали присущие ему маневренность, гибкость доставки и высокая скорость междугородных перевозок. Кроме того, грузовые автомобили могут провозить большинство грузов, успешно конкурируют с железной дорогой при перевозке ценных и скоропортящихся грузов.

Автотранспорт также отличают сравнительно небольшие капиталовложения в оборудование терминалов (погрузочно-разгрузочных мощностей) и использование автодорог общего пользования.

В транспортно-логистической системе Республики Беларусь автомобильный транспорт занимает ведущее место. Это предопределено географическим положением республики как внутриконтинентального государства, не имеющего выхода к морю, и преимуществами автомобильного транспорта, являющегося оптимальным и эффективным средством доставки и распределения товаров как во внутреннем сообщении, так и на международных маршрутах.

Осуществляя доставку товаров без перегрузки и промежуточного складирования «от двери до двери» автомобильный транспорт является связующим звеном всех видов транспорта, обеспечивая движение товарной продукции к потребителю, способствует достижению основной цели логистики – доставке грузов “just in time”, точно в срок.

В настоящее время в Республике Беларусь зарегистрировано свыше 27 500 субъектов, имеющих лицензию на выполнение перевозок грузов и транспортно-экспедиционную деятельность.

Международные автомобильные перевозчики осуществляют доставку грузов в 44 страны Европы и Азии, обеспечивая поступление в бюджет валюты от экспорта услуг (в 2008 году – на сумму около 700 млн. долларов США). Конкурентоспособность белорусских международных автоперевозчиков поддерживается за счёт позитивной динамики обновления парка подвижного состава как отечественными. Так и импортными автотранспортными средствами (парк обновился на 14% в 2008 году).

Автомобильные дороги – важнейший элемент транспортной системы государства. Сеть автомобильных дорог в республике имеет длину 85,7 тыс.км. в том числе около 74 тыс. км – это дороги с твёрдым покрытием. Территорию Беларуси пересекают два трансъевропейских транспортных коридора, определённых по международной классификации II (Запад – Восток) и под номером IX (Север-Юг).

Автомобильная дорога M-1/E30 Брест – Минск – граница Российской Федерации является участком трансъевропейского транспортного коридора Берлин – Варшава – Минск – Москва – нижний Новгород. Этому транспортному коридору Европейским Союзом отдан наивысший приоритет, как наиболее важному среди трансъевропейских транспортных коридоров. В настоящее время автомобильная дорога M-1/E30 по техническим параметрам отвечает международным стандартам, на ней применены самые современные технологии и средства организации дорожного движения.

Автомобильная дорога М-8/Е95 граница Российской Федерации – Витебск – Гомель – граница Украины является участком трансъевропейского коридора IX, который соединяет Финляндию, Литву, Россию, Беларусь, Украину, Молдову, Румынию, Болгарию и Грецию.

Контроль за транспортной деятельностью Транспортная инспекция Минтранса осуществляет круглосуточно в 34 автодорожных пунктах пропуска через Государственную границу Республики Беларусь.

Всего в 2008 году пропущено 2,6 млн. грузовых автотранспортных средств

Железнодорожный транспорт. Протяжённость железнодорожных путей общего пользования составляет в настоящее время 5,5 тыс. км, в том числе электрифицированных - 897 км. Для выполнения погрузочно-разгрузочных работ на железнодорожном транспорте открыты 247 станций, оснащённых необходимыми техническими средствами. На белорусской железной дороге имеется 16 контейнерных терминалов по переработке большегрузных 20-ти футовых контейнеров, из которых 7 имеют возможность перерабатывать и 40-ка футовые контейнеры.

Белорусская железная дорога, находясь на стыке железных дорог разной ширины колеи, располагает развитым грузовым потенциалом. Её перегрузочные мощности в настоящее время имеют достаточные резервы для увеличения объёмов грузовых железнодорожных перевозок на 60-70%.

Будучи одним из звеньев транспортного конвейера, железная дорога Беларуси принимает все возможные меры по беспрепятственному перемещению грузопотоков, следующих между странами Европы и Азии, созданию благоприятных условий развития транзитных перевозок грузов, удовлетворению интересов грузовладельцев, транспортно-экспедиционных компаний по поставкам товаров.

Белорусской железной дорогой по наиболее важным направлениям установлены конкурентоспособные тарифы, обеспечивается ускоренная переработка контейнеров и вагонов с грузом на передаточных станциях, их проследование по территории республики в короткие сроки и по твёрдому расписанию. Подтверждением вышесказанного является тот факт, что за 1 квартал 2008 года железнодорожным транспортом через территорию республики перевезено 13,7 млн. тонн транзитных грузов, что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составило 108,9%. Удельный вес транзита в общем объёме перевезённых грузов составляет 35%, а в доходах дороги его доля составляет 38%. Однако за 5 месяцев 2009 года из-за негативного влияния финансово-экономического кризиса, ситуация изменилась. За этот период Белорусской железной дорогой перевезено 53,1 млн. тонн грузов, что составило 87,1% к аналогичному периоду прошлого года.

На Белорусской железной дороге сегодня особое внимание уделяется таким факторам, как стоимость перевозки, время доставки, информационное сопровождение, сохранность, минимальное количество посредников, сервис и т.д., особенное внимание, однако, отводится транспортной логистике. Она становится главным инструментом решения комплекса транспортных проблем и представляет собой стыковку спроса и предложения, в том числе на транспортные услуги. Если маркетинг формирует спрос, то логистика его реализует. Поэтому одной из важнейших задач, стоящей сейчас перед железной дорогой, является использование элементов транспортной логистики в маркетинговой работе, что будет способствовать сохранению существующих и привлечению дополнительных грузопотоков.

Что касается тарифной политик Белорусской железной дороги, то она направлена на стимулирование внутренних и международных торгово-экономических связей, поддержку социально значимых перевозок, доступность жизненно важных транспортных услуг. Особенное внимание уделяется совершенствованию тарифов в международном сообщении для наиболее массовых грузов основной номенклатуры, таких как каменный уголь, чёрные металлы, нефтепродукты, минеральные удобрения, строительные, лесные и другие массовые грузы.

Белорусская железная дорога открыта и готова к сотрудничеству с заинтересованными партнёрами на взаимовыгодных условиях и гарантирует высокий уровень транспортного сервиса.

Хорошим примером на рынке транспортных услуг стал курсирующий с 1995 года по маршруту Берлин - Брест – Москва контейнерный поезд «Восточный ветер». В состав поезда включаются контейнеры назначением не только на станции Московского узла, но и на другие станции СНГ, расположенные далее Москвы.

С 9 августа 2002 года на станции Брест-Северный формируется маршрутный контейнерный поезд Брест-Актобе. В состав поезда включаются контейнеры назначением в Казахстан, Узбекистан, Туркмению, Таджикистан, Киргизию.

С 22 июля 2005 года по маршруту Калининград/Клайпеда – Минск – Москва начал курсировать контейнерный поезд «Меркурий».

В направлении Германия – Польша – Беларусь – Россия и Россия – Беларусь – Польша – Германия курсируют ускоренные грузовые поезда «Россия-Экспресс» и «Европа-Экспресс», в состав которых включаются все грузы, отправляемые повагонно.

Воздушный транспорт. Воздушный транспорт считается самым быстрым, но самым дорогим видом транспорта. По своим функциям относится к узкоспециализированным, имеет большое преимущество при перевозке ценных, скоропортящихся, срочных грузов и почты, но их доля очень низка. Воздушный транспорт незаменим в труднодоступных районах планеты, например, в горах или на Крайнем Севере.

Хотя дальность воздушных перевозок не ограничена, на их долю до сих пор приходится менее 1 % всего междугородного грузооборота (выраженного в тонно-милях). Возможности воздушного транспорта сдерживаются грузоподъемностью и грузовместимостью самолётов, а также их ограниченной доступностью.

Гражданская авиация Республики Беларусь представляет собой многофункциональную систему, включающую 4 авиакомпании, 7 аэропортов, 2 авиаремонтных завода, 2 учреждения образования, а также ряд других авиационных организаций, обеспечивающих единый производственно-технологический процесс по безопасному выполнению авиаперевозок и авиационных работ.

Связующим звеном, административным центром всей гражданской авиации республики является Департамент по авиации – структурное подразделение центрального аппарата Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, который осуществляет полномочия Национальной авиационной администрации.

Роль воздушного пространства Республики Беларусь возрастает с каждым годом. Сегодня по нему проходят кратчайшие воздушные пути из Японии, Австралии, Сингапура – в Европу, из Америки – в Индию и Индокитай. Тесное взаимодействие с Международной организацией гражданской авиации (ИКАО), Международной ассоциацией авиаперевозчиков, Европейской организацией по обеспечению безопасности аэронавигации («Евроконтроль») и авиационными организациями сопредельных государств позволяет белорусским авиаторам повысить привлекательность страны.

С учётом интереса пользователей в настоящее время в воздушном пространстве Беларуси обслуживается 55 маршрутов. Согласно информации Минтранса Беларуси, общая протяжённость сети международных воздушных трасс превысила 25 тысяч километров.

Главное, что привлекает иностранные авиакомпании – это надёжность и качество аэронавигационного обслуживания и радиотехнического обеспечения, высокий уровень подготовки специалистов, допуск всех семи аэродромов республики к обслуживанию международных полётов.

Классификация белорусского воздушного пространства приведена в соответствие с международными стандартами, введены сокращённые нормы вертикального эшелонирования, реализован ряд других значимых проектов, направленных на увеличение пропускной способности полётов.

Повышая технические характеристики, уровень авиационной безопасности, качество обслуживания пассажиров, динамично развивается «Национальный аэропорт Минск» - главные воздушные ворота страны. Сертифицированный по II категории ИКАО, он может принимать воздушные суда всех типов без ограничения взлётной массы (за исключением А- 380).

Аэропорт «Минск» является центром базирования Национальной авиакомпании «Белавиа» и главного грузового авиаперевозчика страны – компании «Трансавиаэкспорт».

На стоянках аэропорта одновременно могут размещаться 58 самолётов. Предусмотрены также места для обслуживания «тяжеловесов» типа АН – 124 с максимальной взлётной массой 365 тонн.

Устойчивые позиции в сфере транспортных услуг занимает «Трансавиаэкспорт» - эксплуатант воздушных судов типа Ил-76ТД, предназначенных для перевозки крупногабаритных грузов общим весом до 45 тонн и объёмом до 190м3. «Трансавиаэкспорт» выступает надёжным и взаимовыгодным партнёром для многих компаний. Грузовые тяжеловесы с государственным флагом Республики Беларусь на борту взлетают и садятся на 250 зарубежных аэродромах более чем в 120 странах мира.

Грузовой комплекс Национального аэропорта «Минск» позволяет обрабатывать свыше 400 т грузов в сутки и располагает складскими помещениями для хранения различных видов грузов.

На территории Национального аэропорта «Минск» планируется строительство транспортно-логистического центра.

Водный транспорт. Водный транспорт способен перевозить очень крупные грузы. Принято разделение на глубоководное (океанское, морское) судоходство и внутреннее (речное). Морской транспорт выполняет в основном внешние, экспортно-импортные перевозки. При необходимости перевозки груза через море или океан водный транспорт вне конкуренции, так как воздушные перевозки не всем по карману.

Внутренний (речной) транспорт перевозит отдельные грузы, как на небольшие, так и на дальние расстояния. Довольно часто он превращается в специфический вид транспорта, который предназначен для перевозки преимущественно строительных и топливных материалов.

Главными недостатками водного транспорта являются ограниченные функциональные возможности и небольшая его скорость. Причина в том, что для доставки грузов в порты и из портов приходится использовать железные дороги или грузовики, за исключением случаев, когда и пункт отправления, и пункт назначения расположены на одном и том же водном пути.

Наряду с другими видами транспорта, внутренний водный обеспечивает потребности экономики в перевозках пассажиров и грузов.

Судоходство в республике осуществляется по таким рекам, как Днепр, Припять, Березина, Западная Двина, Сож, Нёман, а также по Днепро-Бугскому каналу. Водным транспортом, в основном, в республике осуществляется перевозка минерально-строительных и лесных грузов. Речные порты республики ежегодно перерабатывают более 12 млн тонн грузов. Основным перевозчиком грузов является РТУП «Белорусское речное пароходство», которое осуществляет как перевозку грузов, так и обработку в портах.

Строительство, ремонт и техобслуживание флота осуществляют три судостроительно-судоремонтных завода в Пинске, Речице и Гомеле.

В целях развития флота в Республике Беларусь реализуется Программа развития внутреннего водного и морского транспорта. Программой предусмотрено развитие речных и морских перевозок и реконструкция гидротехнических сооружений Днепро-Бугского канала. Осуществляется реконструкция судоходных шлюзов под европейский стандарт, что значительно улучшит судоходные условия и в перспективе будет способствовать включению водных путей Беларуси в общеевропейскую воднотранспортную систему.

В первом полугодии объём перевозок грузов внутри республики вырос на 3% к уровню соответствующего периода 2008 года. Объём перевозок грузов морским транспортом, организованных белорусскими транспортно-экспедиционными компаниями, составил 800 тысяч тонн.

Проведена большая работа по освоению морских перевозок белорусскими транспортно-экспедиционными компаниями. Создана нормативная правовая база, обеспечивающая морские перевозки. Белорусские транспортные компании всё более успешно фрахтуют суда и перевозят белорусские товары внешней торговли, внося тем самым весомый вклад в транспортную составляющую развития страны.

Трубопроводный транспорт. Трубопроводный транспорт сам по себе уникален: он работает круглые сутки с перерывом только на смену перекачиваемых продуктов и техническое обслуживание. Но в отличие от других видов транспорта, пока предназначен только для перекачки сырой нефти и жидких нефтепродуктов, природного газа, жидких химикатов и превращенных в водную суспензию сухих сыпучих продуктов.

Недостатками трубопроводов являются отсутствие гибкости и ограниченность их использования транспортировкой только жидких, газообразных и растворимых веществ или суспензий.

Общая протяжённость магистральных трубопроводов в республике составляет 12,2 тыс. км, из них протяжённость нефтепроводов – 3 тыс. км; нефтепродуктопроводов – 1,5 тыс. км; газопроводов – 7,7 тыс. км.

По территории Беларуси проходит разветвлённая сеть магистральных нефте- и газопроводов. Нефтепроводы представлены мощными, высокопроизводительными системами: ""Дружба"" (Куйбышев - Унеча - Мозырь - Брест, Унеча - Полоцк, Мозырь - Броды - Ужгород, Полоцк - Вентспилс); Сургут - Полоцк. Нефтепровод ""Дружба"" обеспечивает сырой нефтью Полоцкий, Мозырский, Мажейкяйский нефтеперерабатывающие заводы. В состав этого нефтепровода входят системы магистральных нефтепроводов Унеча - Полоцк, Полоцк - Вентспилс, Полоцк - Биржай - Мажейкяй с законченным технологическим циклом. Нефтепровод «Дружба» является на данный момент основным для прокачки российской нефти в страны Западной Европы

В настоящее время в Республике Беларусь проводятся работы по техническому совершенствованию трубопроводного транспорта, автоматизации управления насосными станциями, повышению агрегатной мощности насосно-силового оборудования и компрессоров, автоматизации технологии перекачки, уменьшению расстояния между перекачивающими станциями.

В целом транспортная инфраструктура РБ имеет достаточный резерв технических и технологических средств для освоения предстоящих грузовых и пассажирских потоков, не снижая при этом качества транспортного обслуживания.

Через территорию Республики Беларусь проходит участок магистрального газопровода «Ямал - Европа», который осуществляет поставки российского газа и нефти в Польшу, Германию, Украину, Чехию, Словакию, Венгрию, Латвию, Литву, а также российскую Калининградскую область. Доля белорусского транзита в обеспечении поставок российского газа в Европу за последние годы показала значительный рост в связи с наращиванием мощности газопровода «Ямал - Европа». Так, если в 2005 году через Республику Беларусь было транспортировано 27 % российского экспорта газа, то в 2009 году доля составила более 33 %.

Таким образом, транспортная отрасль Республики Беларусь имеет довольно развитую инфраструктуру и готова обеспечить возрастающие потребности экономики.


Похожая информация.


В военное время служба осуществляет руководство поездной и грузовой работой, принимает необходимые меры по регулированию движения поездов при разрушении (заражении сверх допустимых норм) отдельных объектов железной дороги.

По вопросам выполнения воинских перевозок начальник службы перевозок и его аппарат взаимодействует с начальником управления военных сообщений на Белорусской железной дороге (З) и его заместителем - начальником 1-го отдела. В повседневной практической деятельности взаимодействие между службой перевозок и аппаратом управления военных сообщений на Белорусской железной дороге осуществляется по вопросам обеспечения планов погрузки, выгрузки и продвижения воинских эшелонов и транспортов, сохранения режима секретности воинских перевозок, подготовки хозяйства движения к работе в военное время.

Служба локомотивного хозяйства (Т) обеспечивает план перевозок технически исправными локомотивами, разрабатывает и внедряет мероприятия по улучшению использования и ремонта локомотивов, организует снабжение локомотивных депо топливом и запасными частями для ремонта, организует подготовку машинистов и рабочих - специалистов по ремонту локомотивов. Кроме того, служба контролирует обеспеченность поездов с опасными грузами средствами пожаротушения, выделение согласованных локомотивных бригад и машинистов для обслуживания специальных воинских поездов, ремонт локомотивов Министерства обороны.

На службу возлагается также задача подготовки и содержания локомотивного хозяйства в состоянии, обеспечивающем устойчивую работу дороги в военное время в соответствии с воинским графиком.

Служба вагонного хозяйства (В) обеспечивает выполнение плана перевозок технически исправными вагонами, разрабатывает и внедряет комплексную механизацию и передовую технологию деповского ремонта вагонов, обеспечивает снабжение вагонных депо запасными частями для ремонта.

На службу возлагается также задача подготовки и содержания вагонного хозяйства в состоянии, обеспечивающем устойчивую работу дороги в военное время в соответствии с воинским графиком.

Общетехническая служба – разрабатывает мероприятия по подготовке железной дороги к устойчивой работе в военное время

Железные дороги территориально делятся на отделения железной дороги.

Отделение железной дороги - основное транспортное предприятие, которое организует и осуществляет перевозочный процесс в установленных для него границах, обеспечивает выполнение плана и заданий по перевозкам, руководит производственно-хозяйственной деятельностью подведомственных служб, линейных предприятий и организаций.

Возглавляет отделение дороги начальник отделения, назначаемый Начальником Белорусской железной дороги. При начальнике отделения на правах совещательного органа действует технико-экономический совет. Отделение железной дороги состоит из отдельных отраслевых отделов и линейных предприятий (рисунок 2), которые подчиняются начальнику отделения и соответствующим отраслевым службам дороги. Основным отделами, с которыми осуществляется взаимодействие по вопросам воинских перевозок, являются отдел перевозок, отдел грузовой и коммерческой работы, общетехнический отдел.

Оперативное руководство движением поездов осуществляет диспетчерский аппарат отдела перевозок. Его возглавляет старший диспетчер отделения (ДНЦС) , 2-3 его заместителя. Они руководят работой диспетчерского аппарата, обеспечивают суточное и сменное оперативное планирование эксплуатационной работы отделения дороги, а также составляют сменные задания и текущие планы диспетчерским участкам и узлам.

Поездной диспетчер (ДНЦ) руководит работой определенного участка отделения дороги - диспетчерского круга (120-200 км). Он отвечает за выполнение графика движения и заданий сменного плана на участке. Во время дежурства он единолично руководит движением поездов, ему оперативно подчинены все работники, участвующие в поездной работе в пределах участка: станций, депо, ПТО, ШЧ, ПЧ, локомотивные и поездные бригады.

Узловой диспетчер (ДНЦУ) оперативно руководит работой крупного железнодорожного узла. Он обеспечивает выполнение графика движения передаточных и транзитных поездов в узле, контролирует подготовку их к отправлению согласно суточного (сменного) плана, развоз местного груза и порожних вагонов, организует погрузку отправительских маршрутов и подвоз согласованных групп вагонов для формирования ступенчатых маршрутов, отправление из узла порожних вагонов по регулированным заданиям.

Диспетчер по регулированию вагонного парка (ДНЦВ) руководит работой с местным грузом, организуют выгрузку, обеспечивают погрузку, в первую очередь отправительских и ступенчатых маршрутов, порожними вагонами, выполнение регулировочных заданий на сдачу порожних вагонов и правильное использование вагонного парка.

Диспетчерские смены возглавляют сменные дежурные по отделению (ДНЦО). В состав смен входят поездные, участковые, узловые, локомотивные и энергодиспетчеры. Дежурный по отделению руководит работой смены, занимается текущим планированием работы, планирует и контролирует местную работу и работу станций, формирующих поезда, использование локомотивов, организует своевременный подвод поездов к станциям переработки вагонопотоков, добивается ликвидации простоев поездов и локомотивов, соблюдение норм непрерывной работы и отдыха локомотивных бригад.

3. ЛИНЕЙНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА И ИХ ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ.

К линейным предприятиям железнодорожного транспорта, связанным с движением поездов относятся:

    железнодорожные станции,

    локомотивные и вагонные депо,

    пассажирские вагонные участки,

    дистанции пути, СЦБ и связи, электроснабжения, водоснабжения и канализации и др.

Они призваны обеспечить движение поездов строго по графику, точно выполнять технологический процесс работы.

Железнодорожной станцией называется раздельный пункт с путевым развитием и устройствами, позволяющими принимать и отправлять поезда, выполнять их скрещение и обгон, а также принимать и выдавать грузы, обслуживать пассажиров, а при развитых путевых устройствах расформировывать и формировать составы поездов и выполнять технические операции с ними.

В системе железнодорожного транспорта станции являются основными производственно-хозяйственными единицами, на которых осуществляется непосредственная связь железных дорог с клиентурой. На станциях выполняются начальные и конечные операции перевозочного процесса и большая работа по обеспечению движения поездов.

По характеру работы станции делятся на:

    • промежуточные;
    • участковые;
    • сортировочные;
    • пассажирские;
    • грузовые.

На дорогах стран СНГ свыше 8000 промежуточных, около 50 пассажирских, 930 грузовых, 650 участковых и 220 сортировочных станций. Станции, к которым примыкают не менее трех магистральных линий, называются узловыми. В зависимости от объема и сложности работы и наличия тех или иных технических устройств, станции подразделяются на классы. Станции, имеющие большой объем работы и высокий уровень технического оснащения, являются внеклассными, за ними следуют станции I, II, Ш, IV и V классов.

Станций внеклассных и I класса примерно 900, II и Ш классов - около 2800, IV и V классов - свыше 7000.

Локомотивные депо (ТЧ) являются основными производственными единицами локомотивного хозяйства и обеспечивают перевозочную работу тяговыми средствами и содержание этих средств в соответствии с техническими требованиями. Они сооружаются на определенных участковых, сортировочных и пассажирских станциях, выбираемых на основе технико-экономического сравнения различных вариантов. Депо, имеющие приписной парк локомотивов для обслуживания грузовых или пассажирских поездов, локомотивные здания, мастерские и другие технические средства для производства текущего ремонта, технического обслуживания и экипировки называются основными.

По виду тяги различают тепловозные, электровозные, мотор-вагонные, дизельные, паровозные и смешанные депо. В крупных железнодорожных узлах со специализированными станциями - пассажирскими и сортировочными - предусматриваются отдельные локомотивные депо для грузовых и пассажирских локомотивов.

Вагонные депо (ВЧД) предназначены для текущего и деповского ремонта пассажирских и грузовых вагонов, ремонта и комплектации узлов и деталей вагонного оборудования, обслуживания вагонов в эксплуатации.

Вагонные депо подразделяются на грузовые, пассажирские и рефрижераторные. При небольшом объеме ремонта они могут быть смешанными (для пассажирских и грузовых вагонов).

Дистанций электроснабжения (ЭЧ) - обслуживают 150-250 км линий при постоянном токе или 200-300 км - при переменном токе. В их ведении находятся тяговые подстанции, контактная сеть, мастерские, складское хозяйство. Тяговые подстанции подразделяются на подстанции с ручным управлением, подстанции с автоматическим управлением и централизованным телеуправлением.

Дистанция сигнализации и связи (ШЧ) - основные производственные единицы по содержанию устройств СЦБ и связи, они подразделяются на участки, а последние, на околотки. Производственно – технический штат дистанции обеспечивает содержание устройств сигнализации и связи в исправном состоянии.

Дистанции пути (ПЧ) - линейные предприятия путевого хозяйства. Они подразделяются на участки, околотки, возглавляемые дорожными мастерами, а околотки делятся на рабочие отделения. В зависимости от местных условий длина путей дистанции составляет 150 – 300 км. Дистанции пути осуществляют текущее содержание и ремонт пути. Крупный ремонт пути и другие капитальные работы выполняют путевые машинные станции (ПМС), а в отдельных случаях ремонтные колонны дистанции пути.

Дистанции водоснабжения и канализации (ВодЧ) предназначены для снабжения локомотивов водой и удовлетворения производственных и бытовых нуждах депо, тяговых подстанций, вокзалов и других потребителей и должны обеспечивать бесперебойное их снабжение водой в необходимых количествах, а также удовлетворять другие хозяйственные, противопожарные и питьевые потребности.

Пассажирские вагонные участки предназначаются для экипировки и технического обслуживания пассажирских вагонов при подготовке в рейс (снабжение водой, топливом, постельными принадлежностями, продуктами, наружная и внутренняя уборка вагонов с обмывкой и санитарной обработкой). Они располагаются в пунктах формирования пассажирских составов и приписки большого количества пассажирских вагонов.

Помощник военного коменданта железнодорожного участка и станции Могилев управления военных сообщений

старший лейтенант С.Г.Роцык

Железнодорожная инфраструктура и подвижной состав – крайне капиталоемкая штука, поэтому цикл жизни вагонов и локомотивов значителен. Сложившаяся еще при СССР практика определяла срок эксплуатации подвижного состава на железных дорогах в районе 30 лет без капитально-восстановительного ремонта. При проведении глубоких ремонтов срок службы мог быть неоднократно продлен, и это, опять же, является сложившейся с давних пор практикой. Кроме того, концептуально железные дороги на территории бывшего СССР остаются практически в неизменном виде начиная с послевоенных лет, не растут скорости и объемы перевозок. Значит, нет необходимости обновлять подвижной состав, который “умеет” делать то, что требует от него дорога. В общем, двух этих причин достаточно для того, чтобы система обслуживалась настоящими динозаврами пенсионного возраста – локомотивами и вагонами с огромной выслугой лет. Посмотрите, на каких старичках ездят белорусы.

Да, я знаю, что в Беларуси по чуть-чуть обновляется подвижной состав. В основном, конечно, речь идет о грузовых вагонах и локомотивах, но программа поставок касается и пассажирской части. Появились электропоезда Stadler и дизель-поезда Pesa, есть относительно новые составы от RVR, тепловозы Коломенского завода. Все это замечательно, но мало – пока очень мало, настолько мало, что поездка по железке в Беларуси чаще всего пока как поход в музей. Стареет хозяйство, в общем, куда быстрее, чем его обновляют, а по некоторым позициям (пассажирские электровозы, грузовые тепловозы) оно не обновляется вообще.

Я не буду трогать грузовую часть железной дороги, потому что большинства из нас она не касается. Не буду также и пытаться разобраться в парке пассажирских вагонов, так как их много. Просто знайте, что проехаться в плацкарте семидесятых годов производства еще вполне реально;)

Начнем с электричек.

Основная их часть представлена в виде классических составов рижского производства модели ЭР9 и ее модификаций. Здесь и далее фотографии trainpix.org .

Самый старый состав обслуживает минский узел, это поезд ЭР9М-566, построенный в феврале 1981-го года. Таким образом ему уже 37 лет.

Его коллега по цеху – ЭР9М-574 производства января 1982-го года. Тридцатишестилетка:

Наконец, третье место у ЭР9М-580, состав построен в марте 1982-го.

Любопытно, что Минску повезло с обновлением подвижного состава электропоездов в 80-х и первой половине 90-х до распада СССР. Так как электрификация пригородных участков столицы началась еще в 60-х, обслуживали узел электрички предыдущего поколения, которые к 80-м еще не выработали свой ресурс, но были отправлены в разные депо по всему СССР и заменены на новые. Наверное, сыграла свою роль концепция БССР как витрины всего Союза.

Последняя крупная партия “эрок” Рижского производства пришла в первые месяцы 91-го года. Еще два состава БЖД купила в 1995-м и 1996-м годах (это ЭР9Т-737 и ЭР9ТМ-801). Таким образом они являются наиболее “молодыми” из рижских составов (23 и 22 года соответственно). Основной же парк имеет выслугу лет в районе трех десятков.

В 2011-м на железную дорогу начали поступать швейцарские “Штадлеры”. На данный момент их работает 18 штук – в городском и пригородном исполнениях.

Теперь о дизель-поездах. Эти трудяги также рижского производства обслуживают основные неэлектрифицированные узлы Белорусской железной дороги: Могилев, Кричев, Витебск, Лиду, Гродно, а также электрифицированные частично (Барановичи, Оршу, Брест, Гомель и т.д.). В Беларуси до сих пор работает множество дизель-поездов модели ДР1 и ее модификаций.

Вероятно, самым старым является состав, приписанный к могилевскому депо. В 90-х и 2000-х БЖД, остро нуждаясь в обновлении парка пригородных поездов, при помощи инженеров Рижского завода сформировала множество сборных составов из годных к эксплуатации вагонов от разных “родителей”, дав новорожденным особые наименования, в частности ДРБ1М, ДДБ (формировались силами Демиховского завода в России).

Состав ДРБ1М сделан из вагонов поездов ДР1-040 и ДР1-048 – все производства 1969 (!) года. То есть в следующем году этот красавец отпразднует полувековой юбилей в работе на благо белорусских трудящихся:

Есть и целые составы, дошедшие до нас в неизменном виде, и их возраст тоже весьма почтенный. Вот ДР1А-124 (работает в Барановичах): построен в 1976-м году, в ходу уже 42 года.

В основном полностью работающие дизель-поезда не старше 40 лет, лишь отдельные экземпляры перешагнули этот рубеж. Надо отметить, что Белорусская железная дорога является крупнейшим эксплуатантом данной модели и получала новые поезда от Рижского завода вплоть до 1995-го года. Таким образом дизель-поездов типа ДР1 моложе 23 лет в стране нет, а в целом они имеют срок выслуги 33-38 лет.

При этом обновление их парка происходит куда медленнее, чем парка электропоездов. В депо поставлены считанные единицы современных рельсовых автобусов и дизель-поездов PESA, в 2000-х – партия реновированной модели ДР1Б. Однако до сих пор работает много “самоделок” типа ДРБ1М/ДДБ1/ДДБ2/МДП и формально их срок службы еще далек от пенсионного, хотя их уже поочередно отправляют на утилизацию.

А что же с пассажирскими локомотивами? На БЖД до сих пор работают легендарные тепловозы ТЭП-60 производства Коломенского тепловозостроительного завода. Работают во множественном числе – сказано с натяжкой, потому что, похоже, живым остался только ТЭП60-0429 производства 1971-го года. Еще один формально не списан, но отставлен от службы, а пара других – тренажеры.

Итак, знаменитый “тапок” ТЭП-60 возрастом 47 лет (Витебск):

Кроме того, в Минске осталось две машины от разъединенных 2ТЭП-60, обе они 1979-го года, значит, им по 39 лет.

Также Беларусь была и есть одним из основных эксплуатантов следующей модели из Коломны – ТЭП-70 и ее современной модификации ТЭП-70БС. Модификация нас не интересует по причине ее “молодости” (машинам в основном по 13-16 лет), а вот старые советские тепловозы любопытны.

Наиболее древней машиной является ТЭП-70 205 1990-го года производства (28 лет). В отличие от многих других машин, эти “тапки” поставлялись регулярно вплоть до 2002-го года, а после и их модифицированная версия с суффиксом БС.

Наконец, в парке БЖД имеется 15 пассажирских электровозов модели ЧС4Т (фирма-производитель “Шкода”). Все они поставлены в 1983-м году и все до сих пор в ходу. Каждому из них по 35 лет. Чуть-чуть выделяется машина с номером 545, так как произведена она на несколько месяцев ранее собратьев:

С грузовыми тепловозами и электровозами ситуация в целом схожая. Средний возраст локомотивов, вероятно, около 30 лет, встречаются почти полувековые старички, но есть и новенькие китайские грузовички.

Какие итоги? Да особо никаких:) Не удивительно, что с сохранением невысоких скоростей и объемов перевозок, Белорусская железная дорога “консервирует” на линиях очень старые поезда и локомотивы. Для любителей древностей наши двери всегда открыты!