Должностная инструкция комбайнера скачать образец бесплатно. Комбайнер — это важная профессия

Комбайнёр

Зерноубо́рочный комба́йн - сложная зерноуборочная машина (жнея-молотилка), выполняющая последовательно непрерывным потоком и одновременно: срезание хлеба, подачу его к молотильному аппарату, обмолот зерна из колосьев, отделение его от вороха и прочих примесей, транспортировку чистого зерна в бункер и механическую выгрузку из него.

Комбайн СК-5 "Нива"

Вновь к комбайну возвращаются уже в СССР.

В связи с организацией крупного товарного производства в зерновых совхозах СССР в период с 1929 по 1931 организует массовый импорт комбайнов из США. Первые американские комбайны в совхозе «Гигант» блестяще выдержали испытания. Одновременно с импортом развертывается собственное производство. В начале 1930 года первенец советского комбайностроения завод «Коммунар » в Запорожье выпустил первые 10 советских комбайнов, к концу года общее число произведенных комбайнов достигло 347. С 1931 года начал выпуск комбайнов Ростовский завод имени Сталина «Ростсельмаш» (комбайн «Сталинец »), в 1932 году приступил к производству завод им. Шеболдаева в Саратове (СКЗ - «Саркомбайн», ныне Саратовский авиационный завод), которые были однотипны и работали по одному принципу, в то же время у «Сталинца» был больший рабочий захват (6,1 м.) и некоторые конструктивные отличия. На «Коммунар» и «СКЗ» ставился бензиновый двигатель автомобильного типа ГАЗ приспособленный для работы на комбайнах НАТИ и носящий название ФОРД-Нати, мощность мотора 28 л.с. На «Сталинец» устанавливался керосиновый двигатель тракторов СТЗ и ХТЗ мощностью 30 л.с. Передвижение по полю осуществлялось с помощью тракторов СТЗ, ХТЗ и «Сталинец » Челябинского тракторного завода . С тракторами «Сталинец» ЧТЗ комбайны работали по 2 в сцепке.

Все они были не приспособлены для уборки влажного хлеба, в связи с этим в 1936 году Люберецкий завод именим Ухтомского приступил к выпуску северного комбайна конструкции советских изобретателей Ю. Я. Анвельта и М. И. Григорьева. – СКАГ-5-А (северный К.Анвельта-Григорьева 5-й модели), который был приспособлен для уборки влажного хлеба на небольших площадях.

Производство комбайнов в СССР и наличие в МТС и совхозах.
Годы Производство МТС Совхозах НКСХ
1930 347 - -
1931 3548 7 1741
1932 10010 109 6343
1933 8578 2244 11886
1934 8289 10531 13434
1935 20169 15207 15522
1936 42545 29861 29900
1937 44000 67683 33740

Благодаря собственному производству уже к 1935 году зерновые совхозы убирали комбайнами 97,1% площадей. В уборочную компанию 1937 года в СССР было уже около 120 тысяч комбайнов собравших 39,2% зерновых колосовых, обеспечив тем самым значительное снижение потерь при уборке которое достигало до 25% при использовании лобогреек , даже несмотря на многочисленные ограничения в работе и наличие конструктивных недостатков.

С 1970 года заводом «Ростсельмаш» выпускается комбайн «Нива ».

Схема зерноуборочного комбайна

Легенда
1 Мотовило 11 Решето половы
2 Режущий аппарат 12 Колосовое решето
3 Шнек 13 Колосовый шнек
4 Наклонный корпус с плавающим транспортёром 14 Зерновой шнек
5 Камнеуловитель 15 ?
6 Молотильный барабан 16 Бункер для зерна
7 Дека 17 Измельчитель соломы
8 Соломотряс 18 Кабина управления
9 Транспортирующая решётка 19 Двигатель
10 Вентилятор

Режущий аппарат жатки (2) срезает стебли, мотовило (1) укладывает их на платформу жатки, шнек (3) транспортирует срезанную хлебную массу к центру жатки и пальцами, которые имеются в центральной части, проталкивает в наклонный корпус (4), где стебли транспортируются транспортёром. Уже в корпусе самого комбайна перед молотильным барабаном (6) имеется камнеуловитель (5), в который под действием гравитации из хлебной массы выпадают камни. Молотильный барабан производит обмолот колосьев, вымолоченное зерно, полова и мелкие примеси просыпаются сквозь деку (7) на транспортирующую решётку (9). Солома и оставшееся в ней недомолоченое зерно выбрасывается на клавиши соломотряса (8), где за счёт вибрации и возвратно поступательного движения клавиш, а также их специальной конструкции происходит домолачивание зерна и оно просыпается на решето (11). Вентилятором 10 под решето подаётся воздух, потоком воздуха зерно очищается от легких примесей, которые выдуваются в измельчитель (17) или копнитель (на схеме отсутствует, устанавливается вместо измельчителия). Очищенное зерно ссыпается в камеру зернового шнека (14) который подаёт зерно в бункер (16)

Мой папа Федотов Андрей Александрович - отличный . Этой профессии он предан уже около двадцати лет. Его выбор не случаен. С малых лет он видел в своей семье, как отец от зари до поздней ночи работал в поле с весны и до самых морозов, с каким теплом и с какой гордостью и любовью рассказывал о земле, хлебе. Сначала, в детстве, тракторы и комбайны вызывали интерес, а в юности - это стало любимым делом, продолжением традиций отца.

Больше всего моему папе нравится работать с землёй, с техникой, несмотря на трудности, которые есть в любой профессии.

- Работа на комбайне, - рассказывает папа,- и тяжела, и ответственна, и интересна. Требует отличных знаний и в механике, и в агрономии, но самое главное - любящее сердце. Трудности связаны с длительностью рабочего дня, который в среднем длится от 12 до 14 часов; с однообразным положением сидя; с погодными условиями: и в жару и пыль, и в холод и сумерки - должна быть техника исправна. Техника, на которой работают комбайнёры, весьма капризна: бывают частые поломки, иногда даже пожары.

Мой отец не учился этой профессии, он говорит: «Моим учителем был отец, который и помог мне стать тем, кто я есть» . Для того чтобы работать в этой сфере, достаточно окончить училище и получить среднее профессиональное образование . Повышать квалификацию, как говорит мой папа, конечно, нужно, так как на смену устаревшей технике со временем приходит новая, более усовершенствованная. Механизатор должен быть терпелив и усидчив, и, особенно - трудолюбив. У него должно быть огромное желание и любовь к земле, на которой работает. Следить за техникой и устранять неполадки, чтобы она тебя не подводила, - мастерство. Рабочий день начинается с того, что необходимо осмотреть технику: проверить, готова ли она к работе, что-то продуть, что-то промазать, устранить выявленные в ходе проверки неполадки. Ну а дальше начинается сам процесс работы…

- Садишься и молотишь, молотишь, молотишь…с семи утра и до глубокой ночи. Рабочее место - это кабина комбайна. Инструменты, которые могут пригодиться в течение дня, это молотки, ключи, отвёртки и т.д. Основная обязанность в профессии комбайнёра - это вовремя посеять, вовремя убрать. Также необходимо содержать свою технику в порядке: во время менять жидкости, менять неисправные детали. Интересно то, что когда посеешь пшеницу и смотришь на то, как она прорастает из земли, а поле становится похожим на один сплошной зелёный ковёр, то глаз радуется. А когда приходит время убирать урожай, видишь, как пшеница ссыпается в бункер комбайна, и радуешься результатами своего труда, и понимаешь, что силы были потрачены не зря, - говорит отец.

Отцу нравится работать в своём коллективе, с такими же простыми мужиками, которые любят свою работу, любят землю, на которой трудятся. Профессия комбайнера, как отмечает мой отец, одна из самых важных на земле.

- Мы выращиваем хлеб. Ведь прожить без хлеба невозможно, можно обойтись без телефонов, телевизоров и прочих гаджетов, но без хлеба даже за стол никто не сядет.

Профессия комбайнёра не приносит большого дохода. На мой взгляд, они должны за такой тяжёлый и важный для всей страны труд получать достойную зарплату, чтобы быть уверенными в завтрашнем дне. Ведь от их труда зависит, будет ли завтра на нашем столе хлеб или нет.


Профессия комбайнера всегда привлекала мальчишек, выросших в сельской местности. Труд комбайнеров всегда почетен.

Обучение профессии

Обучиться профессии комбайнера молодым людям можно в сельскохозяйственном колледже. Программа обучения включает такие дисциплины:

  • изучение выращиваемых культур;
  • посев культур и его особенности;
  • ремонт различных агрегатов и навесного оборудования разной степени сложности;
  • основы информатики;
  • практика в поле под руководством опытных наставников.

Электронное оборудование современных машин требует знаний информатики.

Обучение профессии можно пройти в течение трех лет. Существуют альтернативные виды обучения - различные курсы, школы.

Обязательным этапом подготовки этой профессии является получение прав, необходимых для управления комбайном. Ведь он является средством передвижения, к нему выдается технический паспорт, поэтому при работе на нем необходимо водительское удостоверение. Как при вождении любого другого транспорта, на комбайне нужно соблюдать правила дорожного движения.

Обучение будущих комбайнеров проводят в автошколе либо учебном центре, обладающим лицензией на этот вид подготовки.

После экзаменационного контроля, включая теорию и практику на закрытом полигоне, можно получить профессию комбайнера.

Категория прав на комбайн

Права на комбайн - это свидетельство тракториста-машиниста установленного государственного образца. Оно дает возможность управления любой спецтехникой.

Эти права отличаются от обычных процедурой экзаменационного контроля в органах Гостехнадзора, а также сроками обучения, наличием возрастных, медицинских, других ограничений.

Для профессии комбайнера права должны иметь категорию F. Она открывается с 17 лет. Срок действия прав - 10 лет. После окончания этого срока их можно обменять на новые без повторной сдачи экзамена.

Гостехнадзор требует выполнения условий от претендента на получение прав управления спецтехникой, согласно законодательству:

  • дееспособность, подтвержденная справкой о медицинском осмотре;
  • прослушанные обучающие курсы в учебном заведении;
  • успешно сданные экзамены в учебном заведении;
  • успешно сданный экзамен в органах Гостехнадзора;
  • должны быть подготовлены требуемые документы: паспорт, водительское удостоверение, бланки, медицинская справка, фотографии, подтверждающее свидетельства о прохождении теоретических курсов.

В чем состоит работа комбайнера

Комбайн представляет собой специальную зерноуборочную машину, которой управляет водитель - комбайнер.

Работа машины заключается в покосе и обмолоте колосьев, засыпке зерна в специальный резервуар. Солому собирает следом другая машина.

Работа комбайнера заключается не только в уборке сельскохозяйственных культур, в его обязанности входит:

  • заправка машины;
  • смазка всех прицепных устройств;
  • поддержание всех узлов, навесного оборудования в исправном состоянии;
  • выполнение мелкого текущего ремонта;
  • при невозможности самостоятельного устранения неисправности – сдать комбайн в специализированный сервис;
  • работа мотора постоянно контролируется на слух, а всего агрегата - по показаниям датчиков приборной панели.

Во время работы машины профессионал должен одновременно управлять ею и отслеживать состояние почвы, поверхности земли.

Каждое лето, когда многие из нас думают о том, как провести отпускную пору и хорошенько отдохнуть, для сельских тружеников, наоборот, начинается самая жаркая пора. В период уборочной кампании все усилия направлены на то, чтобы как можно быстрее и качественнее убрать урожай с полей. Время у работников и впрямь на вес золота… Но каков он, трудовой день комбайнера? Поговорку «лучше один раз увидеть, чем сто – услышать» никто не отменял. Посему корреспондент «ДВ» решил воочию понаблюдать за работой хлеборобов.

Признаться, в детстве эта профессия мне казалась весьма интересной и даже романтичной. Еще бы: человек управляет большущей машиной, которая, полоса за полосой, «съедает» участки посевов и на выходе высыпает из бункера целые зерновые потоки! Поэтому, будучи школьниками, мы с местными ребятами частенько бегали к комбайнерам, предлагая составить им компанию в кабине «Нивы» или «Дона». Время прошло, мы повзрослели, да и техника уже поменялась: на смену старой пришли новые, усовершенствованные сельхозагрегаты. «Теперь и работать приятнее, комфортнее, и потерь зерна значительно меньше»,- рассказывают наперебой знакомые деревенские комбайнеры.

Эти же слова я услышал и из уст Анатолия Соболя, механизатора СПК «Пеняково». Именно с ним на минувшей неделе автор этих строк и отправился в поле. «Он человек опытный, грамотный. Все толково покажет и расскажет», – четко отрекомендовал Анатолия главный инженер хозяйства Виктор Яковчик. Забегая вперед, отмечу, что в этом я убедился сполна…

…На машинном дворе СПК «Пеняково» я появился в 8 утра. Как и в любом хозяйстве, здесь работа кипит с рассвета. Комбайнеры проверяют, готова ли техника к жатве: продувают фильтры, очищают бункер, смазывают-подкручивают все «жизненноважные» для комбайна детали. В поле важна любая мелочь, поэтому все работы проводятся очень тщательно. Затем, удостоверившись, что все хорошо, комбайны следуют на заправку. Кстати, емкость топливного бака составляет 450 литров. Выход техники в поле – около 9.30 утра, когда спадает роса и колосья просыхают. Возвращаются комбайны поздно, где-то в 10 часов вечера. Бывает, и вовсе люди трудятся ночью. В уборочную страду все работают на пределе возможностей.

В «Пеняково» на уборке задействовано 6 комбайнов. Мой «экскурсовод» Анатолий Соболь на «КЗС-10» работает 5 лет, с того момента, как эта техника прибыла в хозяйство. Говорит, что знает, «чем дышит комбайн». Несомненно, ему можно верить. Ведь в СПК «Пеняково» Анатолий – «старожил». Трудится он здесь более 20 лет.

Заправив бак, пройдя необходимый медосмотр и получив путевку, Анатолий Соболь зовет меня в кабину. Поехали! Первое, на что обращаю внимание в салоне комбайна, это приятная прохлада. На улице не на шутку припекает солнце, но в кабине жары не чувствуется. Здесь установлен кондиционер. «Пару лет назад об этом приходилось лишь мечтать. В старых «Нивах», бывало, задыхались от жары!», – смеется мой «экскурсовод». Вообще, наш «КЗС-10» оснащен по последнему «писку моды». Осматриваюсь и замечаю бортовой компьютер. Это устройство с множеством датчиков контролирует такие параметры, как обороты барабана, обороты вентилятора и продува зерна, обороты колосового и зернового элеваторов и др. Кроме того, компьютер сообщит водителю и о перегреве двигателя, и о заполненности бункера, и о количестве топлива в баке. А в случае малейшей неисправности – известит пронзительным сигналом «тревожная» красная кнопка. За время нашей работы она просигналила несколько раз. В первом случае на экране появилось сообщение, что снизились обороты колосового элеватора (транспортеры, которые «тянут» зерно). Устранив неполадку, мы с Анатолием Соболем двинулись далее в путь. Но спустя два часа случилась новая оказия: комбайн курсировал по крайней полевой полосе, и, уже на развороте, в жатку попало какое-то «инородное тело». В результате два сегмента жатки оказались частично повреждены. Впрочем, Анатолия Соболя это нисколько не смутило. Выйдя из кабины, он умело и оперативно заменил поврежденные «зубья» на новые. Мы опять двинулись по заданному маршруту…«Мне не привыкать устранять на месте всяческие поломки. Без них в работе не обходится. Поэтому надо быть готовым к подобным «сюрпризам». Да и, если надо, коллеги всегда придут на помощь. У нас очень дружный, сплоченный коллектив», – рассказывает Анатолий.

Кстати, помимо комбайнеров на поле несут «трудовую вахту» и водители, готовые в любой момент подъехать и увезти зерно, и машина с бочкой воды. Так положено по технике пожарной безопасности.

«Сколько в среднем вы намолачиваете?» – интересуюсь у комбайнера. «В один бункер вмещается 5 тонн зерна. В день можно намолотить примерно 40 тонн. А за сезон набирается около 800 тонн. Комбайнов в хозяйстве много, поэтому нагрузка между нами распределяется, считай, поровну», – отвечает он.

Кстати, зарплата комбайнера напрямую зависит от количества намолота. За сезон может выйти около 7-8 миллионов рублей. Существенная прибавка в семейный бюджет.

За разговорами с комбайнером время летит незаметно. Уже обед. Пора подкрепиться. Кормят хлеборобов на полевой кухне два раза в день. И кормят отменно. Жалоб со стороны тружеников на качество питания не поступало. Наоборот, исключительно слова благодарности. «Все очень вкусно. Так что наедаемся вдоволь. О том, чтобы брать «ссобойки» из дома – и речи не идет!» – хором отвечают мне комбайнеры.

Быстренько подкрепившись, они снова садятся за руль. Впереди у них – много работы. Я же прощаюсь с Анатолием Соболем. И ловлю себя на мысли, что его профессия –хлебороб – очень благородна. Мужчина искренне любит свое дело и считает, что если берешься за работу – то делать ее надо честно и на пределе сил. «Тяга к технике у меня с детства. Отец-тракторист часто брал с собой на работу. Я уже в 7 лет сам на тракторе катался!»– весело говорит Анатолий. Он крепко жмет на прощание мне руку, и через пару минут его комбайн вновь убирает урожай… Как тут не вспомнить поговорку о том, что каждый должен заниматься своим делом…

Алексей НАУМОВЕЦ

Жаркой летней порой государственные СМИ много пишут о жатве, намолотах, урожае и т.д. По телевизору ежедневные отчеты о собранных миллионах тонн зерна и о комбайнерах-тысячниках. Но что в действительности знают труженики клавиатуры о тружениках полей, или, как с советских времен их принято называть, хлеборобах? Сегодня TUT.BY рассказывает о работе комбайнера.

Кстати, в разгар уборочной кампании заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Василий Павловский , что в Беларуси не хватает сельскохозяйственной техники и рабочих рук. Хозяйства даже вынуждены привлекать на сбор урожая работников других сфер. Причина банальна: сельские жители стареют, а молодежь уезжает в города.

О том, как проходит уборочная на одном из сельхозпредприятий Минской области, смотрите в репортаже корреспондента TUT.BY.

Трудовой день в ОАО "Агрофирма "Фаличи", как и в любом сельском хозяйстве, начинается с рассветом. Правда, комбайнеры выходят на поле гораздо позже.

Мы работаем на жатве "от росы до росы", чтобы зерно в колосьях просохло хоть немного, - улыбаясь, говорит один из лучших комбайнеров предприятия Виктор Красновцев. - Выходим в поле где-то в девять, возвращаемся около десяти вечера. Все от погоды зависит.

Прежде чем отправиться на жатву, комбайнер и его помощник тщательно проверяют машину. Подкручивают все винтики, осматривают режущие ножи, смазывают узлы, цепи и крепления, продувают фильтры и очищают бункер от мусора. После чего заправляют комбайн. Кстати, емкость топливного бака в "КЗС-1218" около 600 литров.

В нашем хозяйстве четыре комбайна белорусского производства - три КЗС-1218 и один КЗС-10, - рассказывает главный агроном Виктор Александров. - Не пришлось привлекать со стороны ни технику, ни рабочие руки. За штурвалами наших машин два молодых экипажа и два опытных. И все работники нашего колхоза. По намолоту они идут бок о бок. Хотя, конечно, очевидные лидеры уже есть.

Казалось бы, комбайн проверен, бак заправлен, можно выезжать на жатву. Но прежде комбайнер должен пройти медосмотр, где местный фельдшер зафиксирует общее состояние здоровья работника, давление, а также проверят на наличие алкоголя в крови. Если этот этап пройден успешно, главный инженер выписывает путевку и отдает комбайнеру рабочий паспорт. И только тогда экипаж может отправиться в поле.


Вместе с Виктором Красновцевым мы отправились на жатву овса. Даже без современных навигаторов комбайнер может с закрытыми глазами вести полевые работы.

Я это поле засевал, я его и убираю, - смеется комбайнер. - Правда, овес - культура уж больно сложная для уборки. Колосья цепляются за мотовило, приходится через каждые полчаса останавливаться и очищать его.

Как бы сказал всем известный герой мультфильма о Простоквашино, до чего техника дошла! Теперь комбайнеры не задыхаются от жары, в кабинах установлены кондиционеры. А бортовые компьютеры позволяют комбайнеру выбрать необходимый режим для данной культуры, чтобы молотилка сама настроила режущие ножи на нужный уровень. Кроме того, приспособление сообщает обо всех ошибках, перегреве двигателя, показывает, на сколько процентов заполнен бак и бункер. Кстати, о полном заполнении последнего чудо-техника сообщает характерным звуком.


Как только наш комбайн проехал несколько метров, следом прошел помощник и собрал незахваченные жаткой колосья. Потом быстро залез на крышу комбайна и деревянной лопатой разровнял зерно в бункере.

Чтобы больше влезло, - смеется Виктор Валерьевич.


Единственная заминка на поле - ожидание, пока зерно пересыплется из бункера в прицеп трактора или машины. Транспорта для перевозки хватает с лихвой. На поле вместе с комбайнерами и водителями дежурит машина с бочкой воды. Мало ли что. Да и по технике безопасности положено.


После полных четырех бункеров овса мы отправились на другое поле. На уборку тритикале. Опять же настраиваем компьютер и выезжаем в поле.

У Виктора работа в руках спорится. Как-никак не первый год на уборке. В этом хозяйстве уже больше пяти лет работает.

А управлять комбайном несложно: там даже педалей нет. Рычаг управления и руль. Правда, при жатве укачивает и тянет в сон.

Когда постоянно смотришь на мотовило, кажется, что быстро едешь, а глянешь на монитор, там всего пять километров в час. Поэтому не отвлекаюсь, стараюсь тщательно убирать поле.

Кстати, зарплата комбайнеров зависит не только от количества намолота, но и от качества.

При расчете учитываются разные показатели. Но, прежде всего, это качество уборки, за которым следит главный агроном, и тоннаж намолота, - говорит главный бухгалтер Нина Дорошенко. - В зависимости от этих показателей в день комбайнер получает от 600 до 700 тысяч. За сезон выходит более 10 миллионов белорусских рублей. Ведь уборка длится в среднем 18-20 дней.

Работа работой, а обед по расписанию. Кстати, кормят сотрудников на полевой кухне два раза в день. Из городской столовой привозят обед и ужин.

Вопреки "закону Архимеда", после обеда комбайнеры работают даже с большим энтузиазмом.

Хозяйство предприятия маленьким не назовешь. За сезон одних только зерновых нужно убрать 860 гектаров. От графика не отстают, даже перевыполняют.

Уже убрано почти 70% урожая. А урожайность гораздо выше средней по стране - более 40 центнеров с гектара.