Базовым модулем в логистике называют. Логистическая деятельность на предприятии

Что такое базовый модуль в логистике?

Варианты ответов:

1. Стандартный поддон размером 1000 х 12 000 мм

2. Грузовой пакет размером 1200 х 800 х 1050 мм

3. Условная единица площади в форме прямоугольника размером 600 мм х 400 мм

4. Транспортная тара стандартного размера

5. Унифицированный функциональный узел чего-либо , выполненный в виде самостоятельного изделия.


  1. В каком из ответов верно указаны размеры стандартного плоского поддона?

Варианты ответов:

1. 1200 мм х 800 мм

2. 600 мм х 800 мм

3. 600 мм х 400 мм

4. 400 мм х 400 мм.


  1. Какой из перечисленных видов запасов относится к категории «товарный запас»?

Варианты ответов:

1. Запасы на складе сырья обувной фабрики

2. Запасы металлопроката на складе готовой продукции металлургического комбината

3. Запасы муки на складах хлебозавода

4. Запасы зерна на складе мелькомбината.


  1. Какой из перечисленных видов запасов относится к категории «производственный запас»?
Варианты ответов:

1. Товары в пути от поставщика к потребителю

2. Товары на складах оптовых баз

3. Товары на складах сырья предприятий промышленности

4. Товары на складах готовой продукции предприятий-изготовителей.


  1. Какие регулирующие параметры имеет система контроля состояния запасов с фиксированным размером заказа?

Варианты ответов:


  1. Точку заказа

  2. Максимальный размер заказа

  3. Размер заказа

  4. Фиксированный период заказа

  5. Верны ответы 1 и 3

  6. Верны ответы 2 и 4

  1. В каком случае применяется система контроля состояния запасов с фиксированной периодичностью заказа?

Варианты ответов:


  1. большие потери в результате отсутствия запасов

  2. высокие издержки по хранению запасов

  3. расходы по размещению заказа и доставке сравнительно невелики

  4. высокая степень неопределенности спроса.

  1. Какой вид транспорта обеспечивает наиболее низкую стоимость перевозки?

Варианты ответов:


  1. автомобильный

  2. железнодорожный

  3. воздушный

  4. трубопроводный

  5. водный.

  1. В таблице приведен общий список услуг, которые могут быть оказаны фирмой в процессе поставки товаров, необходимое для оказания каждой отдельной услуги № 2, 4, 5, 6, 8. Каков уровень оказываемого фирмой сервиса?

Уровень оказываемого фирмой сервиса равен:


Номер услуги

Время, необходимое для оказания услуги, чел/ч

1

7

2

4

3

6

4

0,5

5

1,5

6

1

7

2,5

8

2

9

4

10

1,5

Варианты ответов:

1. 10%; 2. 20%; 3. 30%; 4. 40%; 5. 50%; 6. 60%; 7. 70%; 8. 80%.
35. Какой вид транспорта обладает наиболее высокой способностью доставлять груз в заданную точку территории «от двери до двери»?
Варианты ответов:


  1. автомобильный

  2. железнодорожный

  3. воздушный

  4. трубопроводный

  5. водный.

36. Оборот склада – 2 тыс. р./день. Затраты на одну доставку – 9 тыс. руб. Затраты на хранение запаса размером в одну тысячу рублей – 0,04 тыс.руб. в день. Каким будет оптимальный размер заказываемой партии?
Варианты ответов:


  1. 10 тыс.руб.;

  2. 15 тыс.руб.

  3. 20 тыс.руб.

  4. 25 тыс.руб.

  5. 30 тыс.руб.

  6. 35 тыс.руб.

  7. 40 тыс.руб.

  8. 45 тыс.руб.

  9. 50 тыс.руб.

  10. 55 тыс.руб.

  11. 60 тыс.руб.

  12. 65 тыс.руб.

  13. 70 тыс.руб.

  14. 14.75тыс.руб

  1. Какие функциональные области входят в логистическую структуру?

1. Запасы и транспортировка продукции.

2. Складирование и складская обработка.

3. Информация, кадры, обслуживающие производство.

4. Все ответы верны.


  1. Для чего служат запасы в логистической системе?
1. В качестве буфера между транспортом, производством и реализацией.

2. Для компенсации задержек , связанных с движением материалов.

3. Для изготовления продукции.


  1. Какие существуют основные каналы распределения продукции?
1. Оптовые посредники, сбытовые организации промышленных компаний.

2. Агенты, брокеры и другие посредники.

3. Оба ответа верны.


  1. Что такое физическое распределение?
1. Доставка продукции от продавца к потребителю.

2. Распределение различных видов продукции.

3. Оказание услуг по сохранности продукции.


  1. В каком ответе правильно указан коэффициент использования пробега, если известно , что груженый пробег составил 50 км, а общий пробег – 100 км.

1. 0,48 2. 0,52 3. 0,50 4. 0,64


  1. Какое количество ездок может совершить автомобиль за 8 ч, если время одной ездки составило 2 ч?

1. 4 2. 6 3. 8 4. 5


  1. Какова производительность автомобиля, если известно , что коэффициент использования грузоподъемности равен 1,0, грузоподъемность автомобиля – 5 т, а количество ездок , совершенных автомобилем – 6.

1. 20 т. 2 40 т. 3. 30 т. 4. 50 т.


  1. Какое определение маятникового маршрута правильное?

  1. Путь следования между двумя пунктами повторяется неоднократно

  2. Путь следования к потребителям продукции

  3. Путь следования от автохозяйства к потребителю продукции

  1. Какое определение кольцевого маршрута привальное?

  1. Путь следования к потребителю

  2. Маршрут следования автомобиля по замкнутому контуру, соединяющему поставщиков и потребителей

  3. Маршрут движения автомобиля между двумя пунктами

  1. Если коэффициент использования пробега автомобиля на маршруте равен 0,5, то какой это маршрут?

  1. Кольцевой

  2. Маятниковый

  3. Радиальный

  4. Развозочный

  1. Что такое маршрутизация перевозок?

  1. Перевозки продукции автомобилем

  2. Наиболее совершенный способ организации материало-потоков грузов с предприятий оптовой торговли

  3. Рациональное использование подвижного состава

  1. Какое количество ездок сделает автомобиль на маршруте, если известно , что объем поставок составил 20 т, грузоподъемность автомобиля – 5 т, а коэффициент использования грузоподъемности – 0,8?

  1. Что собой представляет гарантийный запас?

  1. Запас, удовлетворяющий производственный процесс в материальных ресурсах.

  2. Запас, компенсирующий отклонение фактического спроса от прогнозируемого.

  3. Запас, связанный с продвижением материальных ресурсов.

  4. Все ответы верны.

  1. Каким целям служат запасы готовой продукции?

  1. Обеспечению производства продукции партиями оптимального размера.

  2. Выпуску продукции фирмой.

  3. Хранению на складе готовой продукции.

  1. Какие издержки являются критерием оптимизации запасов?

  1. По закупкам продукции.

  2. По содержанию запасов.

  3. Потери от отсутствия продукции.

  4. Верны все ответы.

  1. Какое определение для системы с фиксированным размером заказа в ответе правильное?

  1. Пополнение запасов является величиной постоянной, а очередная поставка товара осуществляется при уменьшении запасов до критического уровня (точка заказа).

  2. Пополнение запаса осуществляется определенными фиксированными партиями.

  3. Оба ответа верны.

  1. По каким признакам классифицируются склады фирм?

  1. По назначению, виду и характеру хранимых материалов.

  2. По типу здания , месту расположения и масштабу действий.

  3. По степени огнестойкости.

  4. Все ответы верны

  1. Из каких площадей складывается общая площадь склада?

  1. Полезной.

  2. Приемочно-отпускных площадей

  3. Служебной и вспомогательной площади

  4. Все ответы верны.

  1. В каком ответе правильно определена площадь? Величина установленного запаса, хранения 240 т, нагрузка 1 м 2 площади – 0,6 т/м 2 .

  1. 390 м 2 2. 410 м 2 3. 400 м 2 4. 420 м 2

  1. Что такое склад?

  1. Устройство, предназначенное для приемки, хранений и подготовки , материальных ценностей к производственному потреблению и бесперебойному снабжению ими потребителей.

  2. Устройство для складирования продукции.

  3. Устройства для бесперебойного снабжения материальными ресурсами потребителей.

  4. Все ответы верны

  1. Какова емкость ячейки стеллажа, если геометрический объем оборудования составляет 1 м 3 , удельный вес изделия – 2,8 т/м 3 , коэффициент заполнения объема – 0,5.

  1. 1,2 т 2. 1,3 т 3. 1,4 т. 4. 1,5 т

  1. Какую информацию должна обеспечить логистическая информационная система?

  1. Информация должна отражать все достоинства и недостатки продвижения материалопотока с тем, чтобы предприятие могло разработать необходимую стратегию и привести в действие логистическую систему.

  2. Информация должна отражать затраты по продвижению продукции от поставщика до потребителя.

  3. Оба ответа верны.

  1. Каков главный принцип создания информационной системы?

  1. Данные должны собираться на самом низком уровне агрегирования

  2. Данные должны быть качественно сопоставимы

  3. Должен быть комплекс набора данных

  4. Верны ответы 1 и 2

Слюсарева Елена Васильевна

Сборник упражнений и задач по логистике

Компьютерная верстка:

Шабанова Т.И., Филимонова Т.А.

Формат 60*90/16.

Печать цифровая. Бумага офсетная.

Объем 2,5 п.л. Тираж 300

Омский институт (филиал) РГТЭУ

МОДУЛЬ «УПРАВЛЕНИЕ ЛОГИСТИКОЙ»

Модуль второго уровня «Управления логистикой» включает модули третьего уровня: «Управление сбытом продукции»; «Управление производственной логистикой»; «Управление снабжением».

Модуль третьего уровня «Управление сбытом продукции» реализует важнейшие задачи, от которых зависит полнота и эффективность производственной деятельности предприятия:

  • формирование портфеля заказов;
  • учет отгрузки и реализации продукции.

Выполнение этих задач непосредственно связано с маркетингом, т.е. с анализом информации о продуктах и услугах предприятия, состоянии их продвижения на рынках, спроса на продукцию. В соответствии с этим модуль отражает бизнес-процесс управления взаимоотношениями с клиентами, так как при этом предполагается выполнение специальных процедур согласования сроков и условий поставки продукции, осуществления ее гарантийного обслуживания в процессе эксплуатации. В связи со специфическими задачами данный модуль относится к специализированным модулям ERP-систем. Модуль позволяет осуществлять расчеты:

  • плановой и фактической величины поставки готовой продукции клиентам;
  • нормативных, плановых и фактических запасов готовой продукции на складах готовой продукции для обеспечения бесперебойной поставки продукции клиентам;
  • отклонений плановых и фактических запасов готовой продукции от нормативных по причинам и виновникам; отклонений фактической величины поставки готовой продукции клиентам от плановой величины по причинам и виновникам. Результатом расчетов является разработка календарного графика поставки продукции клиентам и его фактического выполнения.

Модуль третьего уровня «Управление производственной логистикой» предназначен для оптимизации использования сырья, материалов, комплектующих изделий, производственных площадей, оборудования, рабочих в процессе производства продукции. Управление охватывает процессы анализа конкретных причин нарушения собственно производственного процесса, которые могут относиться как к области производства, так и управления им.

Примерами анализа конкретных причин из области производства являются: отсутствие сырья, материалов, комплектующих изделий необходимого количества и качества, а также отклонение от календарно-плановых нормативов; нарушение последовательности операций.

Из области управления: получение плановых заданий, не соответствующих фактическим возможностям производства и использование неэффективных методов расчета календарно-плановых нормативов, например: внутрилинейных, внутрицеховых и межцеховых заделов (незавершенного производства), размера партии, длительности производственного цикла.

Модулем реализуется подробный (сменно-суточный, при необходимости - почасовой) календарный график передачи незавершенного производства между операциями внутри участка, участками и цехами на соответствующие склады, а также график передачи готовой продукции на склад готовой продукции. Анализируются сменносуточные, почасовые отклонения фактической величины передачи незавершенного производства и готовой продукции на склады от нормативной и плановой величин по причинам и виновникам. Осуществляется анализ фактической занятости материалов в заделах в специфицированной и укрупненной номенклатуре.

Модуль третьего уровня «Управление снабжением» может рассматриваться в широком и узком смысле этого понятия. В широком смысле данный модуль предназначен обеспечивать производство сырьем, материалами в специфицированной номенклатуре, комплектующими изделиями, а также оборудованием, инструментами и специалистами. В узком смысле - обеспечивать производство сырьем, материалами и комплектующими изделиями необходимого количества и качества.

Выполнение этих задач связано с изучением соответствующих сегментов рынка, управлением взаимоотношениями с поставщиками по согласованию условий закупки сырья, материалов, комплектующих, оборудования, а также управлением взаимоотношениями с биржами труда для найма работников необходимой профессии и разряда. В связи со специфическими задачами данный модуль относится к специализированным модулям ERP-chctqm и позволяет осуществлять расчеты потребности в материалах в специфицированной номенклатуре, лимита отпуска материала цехам на планово-учетную единицу, плановой величины поставки сырья, материалов в специфицированной номенклатуре, комплектующих изделий для процесса производства, а также нормативных и плановых запасов сырья, материалов в специфицированной номенклатуре, комплектующих изделий на складах. Кроме того, он дает возможность проводить учет движения материалов на складах, учет и анализ обеспеченности цехов материалами, анализировать отклонения фактических величин от плановых и нормативных по причинам и виновникам.

Результатом расчетов является разработка календарного графика поставки сырья, материалов, комплектующих изделий на предприятие и его фактического выполнения, проведение соответствующего анализа. Таким образом, каждый из модулей завершается составлением календарных графиков поставки продукции клиентам, передачи готовой продукции на склад готовой продукции, передачи незавершенного производства между операциями внутри участка, участками и цехами на соответствующие склады, поставки сырья, материалов, комплектующих изделий на предприятие.

Пример алгоритма расчета потребности в материалах представлен на рис. 6.20.

Основной задачей является полная синхронизация взаимодействия графиков, что выступает основой эффективности работы всей логистической цепочки и предприятия в целом. Синхронизация

Рис. 6.20.

программу взаимодействия графиков зависит от правильно организованных расчетов, учитывающих потребности в сырье, материалах, комплектующих, незавершенном производстве, готовой продукции и размеров их запасов для обеспечения бесперебойного выполнения различных этапов производственного процесса (рис. 6.21).

Эта сложнейшая задача в информационных системах решается с помощью соответствующего программного обеспечения. Задачи «Управление снабжением» и «Управление сбытом» решаются с помощью известных систем SRM (Supplier Relationship Management) и CRM (Customer Relationship Management). К сожалению, нельзя привести в качестве примера единый программный продукт. Однако к настоящему моменту созданы продукты, которые в наибольшей степени отвечают этой важнейшей производственной задаче. Среди этих продуктов отметим SCM- систему (Supply Chain Management) (рис. 6.22).

Данный продукт охватывает следующие специализированные модули:


Рис. 6.21.


Рис. 6.22.

  • Планирование цепочек поставок (Supply Chain Planner, SCP)
  • Планирование спроса (Demand Planner, DMP)
  • Операционное планирование (Multi-Site Planner, MSP)",
  • Оптимизация финансового результата (Yield Optimizer, YOP)
  • Расширенное планирование производства (Advanced Production Planner, A PP).

Модуль «Планирование цепочек поставок» (Supply Chain Planner, SCP) включает разработку, планирование и контроль выполнения цепочек поставок. В конечном итоге предприятие получает эффективный план выполнения цепочек поставок, синхронизирующий материальные потоки в рамках всей компании с учетом требования спроса заданных ограничений и исходных данных. Основой модуля являются математические модели, генерирующиеся автоматически на основании таких исходных данных, как:

  • мощность;
  • пропускная способность цепочки;
  • ограничения в каждой точке цепочки поставок;
  • стоимость;
  • стандартное время выполнения каждой операции;
  • планируемый спрос и т.д.

Модуль «Планирование спроса» (Demand Planner, DMP ) уточняет величину, сроки и другие условия поставки продукции клиентам. Он позволяет:

  • разработать план продаж, согласованный с торговыми партнерами, сбытовыми подразделениями предприятия и возможностями цепочек поставок (закупок, производства, дистрибуции и пр.);
  • прогнозировать и планировать продажи совместно с торговыми партнерами, клиентами, внутренними подразделениями и экспертами;
  • управлять иерархической структурой плана продаж в соответствии с уровнями принятия решений;
  • поддерживать бизнес-процессы разработки и согласования планов продаж, контроля изменений;
  • оценивать финансовую эффективность и выполнимость плана продаж, его влияния на выполнение цепочек поставок (интеграция с модулем комплексного планирования цепочек поставок - SCP);
  • контролировать версии плана продаж;
  • оценивать возможности моделирования и сравнительного анализа результатов;
  • проводить ситуационный анализ «что, если»;
  • оценивать эффективность маркетинговых кампаний, появления на рынке новых продуктов, изменения параметров цепочек поставок и пр.;
  • анализировать «план-факт».

Модули «Операционное планирование» (MSP) и «Оптимизация финансового результата» (YOP) охватывают логистическую цепочку целиком.

Модуль «Операционное планирование» (MSP) предназначен для детального планирования цепочек поставок внутри предприятия на операционном уровне, т.е. охватывает все выделенные части взаимосвязанных графиков сбыта, производственной логистики, снабжения. Основой операционного планирования является функциональность генерации сетевых графиков, отражающих взаимосвязь данных спроса (заказов на продажу, наименований) со связанными операциями и данными: заказами на перевозку, заказами на производство, заказами на закупку и закупаемыми материалами, производственными мощностями, технологическими маршрутами и т.п. Модуль «Оптимизация финансового результата» (YOP) позволяет разработать и оценить каждую операцию в логистической цепочке с точки зрения прибыли.

Модуль «Расширенное планирование производства» (.Advanced Production Planner , ЛРР) предназначен для уточнения производственных планов с точки зрения максимальной загрузки оборудования.

В настоящее время рынок информационных технологий предполагает большое количество различных по назначению автоматизированных систем в области логистики. Только систем класса WMS (Warehouse Management System - система управления складом), предназначенных для автоматизации складской деятельности, насчитывается в мире около 300, на российском рынке - более 60. В России функционируют следующие отечественные компании, занимающиеся разработкой программных продуктов для управления складской деятельностью: «Акселот», «Севко», LogistiX, InStock Technologies , «Солво», АйТиСкан и ряд других.

Фирма «Акселот» (http://www.axelot.ru/products/) разрабатывает совместно с фирмой 1С проекты автоматизации управления складом (1С-Логистика:Управление складом).

Компьютерная система SEVCO WMS фирмы Севко (http://www. sevco.ru/) реализует адресный учет в разрезе сроков годности, номеров партий и грузовой таможенной декларации (ГТД); для сбора данных используются радиотерминалы, применяется также технология штрихового кодирования, внедряется безбумажная технология.

Компания LogistiX (http://www.logx.ru/) предлагает продукт LEAD WMS Production - для производственных предприятий.

Фирма InStock Technologies (http://www.instoc.ru/) является разработчиком ряда программных продуктов IsSuite, которые позволяют решить большинство задач, стоящих перед российскими логистическими компаниями, в том числе по оптимизации работы склада и управлению цепочками поставок.

Компания СОЛВО (http://www.solvo.ru) предлагает программные продукты системы управления складскими процессами в режиме реального времени - Solvo. WMS. Программное обеспечение системы поддерживает работу с радиооборудованием, устройствами штрихового кодирования, электронными весами, принтерами и сканерами изображений.

Программы складского учета и складской логистики, входящие в КИС «ФОЛИО» Купец, предлагает фирма «Фолио» (http://www.foho. ru/redy51 /_progy/cupec.shtml).

ООО «БелАБМ.ру» подготовило программу по обработке транспортных средств (ТС) и грузов на складах временного хранения и таможенно-логистических терминалов (per. № 2012616139).

НПК «Высокие технологии и стратегические системы» разработала программу формирования различных отчетов и сводок: по выбранному объекту транспортной инфраструктуры, по количеству находящихся на автотрассах мостов, ледовых переправ, паромных переправ, стационарных постов ДПС, мест отдыха, медицинских пунктов, станций скорой помощи, пожарноспасательных частей, железнодорожных переездов, пересечений с трубопроводами, а также объектов инфраструктуры - аэродромов, вертолетных площадок; по количеству и протяженности участков ремонтных работ; по основным объектам на автотрассах на территории зоны ответственности регионального центра (федерального округа), субъекта и района; по загруженности участков автодорог по субъектам с километровой привязкой; по силам и средствам, привлекаемым к предупреждению и ликвидации происшествий, ответственных за участки автотрассы с километровой привязкой (per. №. 2012616177).

Компания «Ай Ти Скан» (http://www. itscan. ш/) разрабатывает программное обеспечение для автоматизации и интеллектуального управления складскими процессами с поддержкой современного технологического и специализированного складского оборудования. При этом предлагается интеграция систем автоматизации складской деятельности с корпоративными информационными системами.

Разрабатываются программы автоматизации процессов управления перевозками и планирования маршрутов. Программа помогает диспетчеру сформировать набор рейсов и маршрутов движения, отвечающий следующим требованиям:

  • минимальный суммарный пробег автомобилей по маршрутам;
  • максимальная загрузка каждого транспортного средства;
  • минимальное использование арендованного транспорта и т.д.

Организация перевозок и планирование маршрутов связаны с

оптимизацией маршрутов при одновременной минимизации трудозатрат. Это может быть достигнуто благодаря интеграции систем управления складским товародвижением с одним из геоинформаци- онных приложений или геоинформационной системой (ГИС). На российском рынке представлен широкий ассортимент таких систем. Программные продукты данного класса имеют разные интерфейсы, но принципы их функционирования приблизительно одинаковы.

В теории исследования операций задача, решаемая любой программой автоматизированного планирования, называется сетевой задачей нахождения оптимального маршрута. Сеть можно определить как некоторое количество точек или узлов (клиентов - потребителей материального потока), связанных ребрами или дугами (дорогами, по которым происходит перемещение транспорта). Непрерывная последовательность ребер, связывающая первый узел (пункт отправления) с последующими (пунктами назначения), формирует маршрут. Ребра имеют определенные характеристики, используемые при решении задачи выбора оптимального маршрута. К этим характеристикам относятся: базовые характеристики - расстояние, определяемое по координатам начала и конца ребра с использованием ГИС, наличие одностороннего движения, запрещающих знаков и т.д.; расчетные характеристики - стоимость, расход горюче-смазочных материалов (ГСМ) и время перемещения по ребру; параметры, регулируемые оператором программы вручную с учетом дорожных и погодных условий, - коэффициент скорости и текущий статус доступности.

Задача выбора маршрута заключается в определении такого пути, который минимизирует (или максимизирует) некий критерий оптимальности, представляющий собой сумму характеристик ребер. Это может быть длина пробега, время на маршруте, расход ГСМ. На возможные маршруты накладывается ряд ограничений, связанных с параметрами узла и используемого транспортного средства. Поступающая в ГИС информация по заказу должна содержать следующие данные: объем заказа; вес заказа; адрес доставки; оговоренное время доставки товара к клиенту; тип разгрузки товара у клиента; вид оплаты (наличные средства или безналичный расчет); продолжительность разгрузки; номер пункта доставки на маршруте (необязательный параметр). Каждая единица автотранспорта, для которой планируются маршруты, подробно описывается в специальном справочнике. Наиболее важными являются следующие параметры: грузоподъемность; объем кузова; статус автомобиля (собственный или арендованный; собственный транспорт используется в первую очередь); максимальное количество заявок, обслуживаемых за один выезд; максимально допустимый пробег за рейс и в день; максимально допустимая продолжительность рейса; тип разгрузки автомобиля (боковой или задний борт). На транспортное средство устанавливается специальный пользовательский терминал, который автоматически связывается со спутниковой системой глобального позиционирования GPS (Global Positioning System ) и определяет географические координаты местоположения объекта.

Эта информация поступает в виде SMS"-сообщения в диспетчерский пункт, где автоматически отображается на картах. Система способна передавать информацию не только о маршруте передвижения, но и снимать показания датчиков практически всех электронных систем автомобиля. Диспетчер через обычный компьютер с выходом в Интернет может в режиме реального времени отслеживать передвижение обладателя GPS-терминала. Современные GPS-терминалы способны выдавать данные о местоположении объекта с точностью до 3 м. Однако в соответствии с российским законодательством лицензионные телефоны позволяют определять координаты с точностью до 100 м.

Технически С/^-система состоит из антенны, набора датчиков и сенсоров, позволяющих передавать в диспетчерский пункт информацию о состоянии машины и груза (вес груза, попытка вскрытия, температура рефрижератора и т.д.), бортового контроллера, обрабатывающего информацию GPS и различных датчиков, а также радиостанции, с помощью которой осуществляется связь с диспетчерским пунктом.

Сравнивая плановые и реальные данные, можно фиксировать и оценивать отклонения от графика движения транспортного средства по маршруту, это реализация так называемой СМТ (системы мониторинга транспорта). На основании имеющейся информации специалист может предпринимать какие-то оперативные меры при возникновении критических ситуаций (например, перепланировать рейс или вызвать дополнительную машину в случае риска срыва доставки), т.е. осуществлять свою утвержденную систему контроля за транспортом.

Основными техническими требованиями, предъявляемыми при использовании ГИС-программ, а также систем транспортной навигации, являются: корректность клиентских адресов для правильного и быстрого присвоения им географических координат, наличие полных и корректных данных по весам и объемам доставляемого товара, а также наличие в заявках формализованных признаков, определяющих специальные условия доставки.

В качестве примера можно привести программные продукты ОАО «НПК РЕКОД». Фирма разработала базовую геоинформационную платформу РЕКОД, которая включает программы: РЕКОД-ГЕОПОРТАЛ, РЕКОД-Модель и РЕКОД-Инфраструктура, РЕКОД-Ре- гистратор. РЕКОД-ГЕОПОРТАЛ обеспечивает накопление, хранение, поиск и использование геопространственных данных, а также формирование отчетов; РЕКОД-Модель - пространственное моделирование территории, включая свободное перемещение в пространстве 3D, анимацию трехмерных моделей (движение по маршруту), просмотр как территории, так и информации об объектах в трехмерном виде, 3D-моделирование объектов, находящихся в природных и техногенно-опасных ситуациях; РЕКОД-Инфраструктура - создание, редактирование, визуализация, анализ векторной картографической информации; РЕКОД-Регистратор - передача данных и изображений с мобильного телефона и др. (http://rekod.ru/).

Компания RUSMONITORING является системным интегратором в области мониторинга транспорта с использованием навигационных систем GPS/ГЛОНАСС - программного продукта на технологической платформе 1C: Предприятие 8 (http://rusmonitoring.ru/ index-l.html).

Компания «Навигатор Плюс» разработала систему мониторинга Навигатор+, которая позволяет полностью исключить нецелевое использование транспорта, связанное с отклонением от маршрута, снизить затраты на телефонную и радиосвязь с водителями, исключить возможность преднамеренного искажения водителями информации о пробеге автомашин, существенно облегчить и повысить производительность труда диспетчера (http://www.telemonitoring.ru/).

Группа компаний ЭФФЕКТ ИНФОРМ разработала программный продукт ТРАКТ ГЛОНАСС GPS на технологической платформе 1C:Предприятие 8, который позволяет решить следующие задачи: мониторинг и оптимизация маршрутов перемещения транспорта; контроль открытия/закрытия грузовых отделений; воспроизведение маршрута транспорта за прошедшее время; расчет нормативного потребления топлива и учет фактического расхода (с использованием топливных датчиков); выбор оптимального исполнителя заявки; оформление нарядов, технологических карт, путевой документации, ведения договоров; визуальный контроль исполнения заданий в режиме онлайн на основании отчетов. ЭФФЕКТ ИНФОРМ предлагает ряд отраслевых решений: Тракт ТАКСИ GPS; ТРАКТ GPS Логистика доставки; ТРАКТ ТБО (вывоз мусора и отходов); ТРАКТ Уборка; ТРАКТ GPS Строительство; ТРАКТ Служебный транспорт и др. (http://www.gps-soft.ru/).

Фирма 1C совместно с Центром разработки 1С-Рарус разработала программный продукт для автоматизации учета грузовых перевозок крупными транспортными компаниями, крупными производственными и торговыми предприятиями, предприятиями, осуществляющими пассажирские перевозки. Продукт разработан на базе технологической платформы 1C:Предприятие 8.2 - 1C:Предприятие 8. Управление транспортным предприятием (http://www.a-megaservice. ru/index-34.htm). Подробная информация размещена по адресу: http://www. lc.ru/news/info .jsp?id= 15428.

Интересен программный продукт Smart Logistics Grid для эффективного использования ресурсов в логистических сетях, построенных по gnhf-технологии. Продукт разработан немецкой компанией PSI Logistics - Produkte und Systeme der Informationstechnologie - системы информационных технологий, ПСИ (http://www.up-pro.ru/).

4. Грузовая единица, как элемент логистики

Одним из ключевых понятий логистики является понятие грузовой единицы.

Грузовая единица - это грузовое место, физически неделимый груз, состоящий из одного или нескольких предметов (соединенных между собой средствами пакетирования), имеющий определенную форму и линейные размеры и подготовленный к погрузке, транспортированию, хранению и разгрузке. Линейные размеры универсального модуля грузовой единицы составляют 600 х 400 мм (кратны размерам европоддона, на котором в одном слое умещается 4грузовые единицы универсального модуля, а также размерам поддона 1200 х 1000 мм, на котором в одном слое умещается 5 грузовых единиц универсального модуля).

Существенными характеристиками грузовой единицы являются следующие: размеры грузовой единицы; способность к сохранению целостности, а также первоначальной геометрической формы в процессе разнообразных логистических операций.

Размеры грузовых единиц, а также оборудования для их погрузки, транспортировки, разгрузки и хранения должны быть согласованы между собой. Это позволяет эффективно использовать материально-техническую базу участников логистического процесса на всех этапах движения материального потока.

В качестве основания, платформы для формирования грузовой единицы используются стандартные поддоны размером 1200х800 и 1200х1000 мм. Любой груз, упакованный в стандартную транспортную тару, можно рационально уложить на этих поддонах. Это достигается унификацией размеров транспортной тары.

В логистике применяется разнообразная материально-техническая база. Для того чтобы она была соизмерима, используют некоторую условную единицу площади, так называемый базовый модуль. Этот модуль представляет собой прямоугольник со сторонами 600х400 мм, который должен укладываться кратное число раз на площади грузовой платформы транспортного средства, на рабочей поверхности складского оборудования и т. п.

Использование единого модуля позволяет привести в гармоническое соответствие размеры материально-технической базы на всем пути движения материального потока, начиная от первичного источника сырья, вплоть до конечного потребителя.

На основании базового модуля разработана единая система унифицированных размеров транспортной тары. Принцип создания этой системы заключается в том, что площадь поддона разделяют на сетку кратных поддону размеров, которые определяют наружные и внутренние размеры транспортной тары. Отдельные варианты схем размещения транспортной тары на поддонах приведены на рис. 1.

Способность грузовой единицы сохранять целостность в процессе выполнения логистических операций достигается пакетированием. Пакетирование - это операция формирования на поддоне грузовой единицы и последующее связывание груза и поддона в единое целое.

Пакетирование обеспечивает:

o сохранность продукта на пути движения к потребителю;

o возможность достижения высоких показателей эффективности при выполнении погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ за счет их комплексной механизации и автоматизации;

o максимальное использование грузоподъемности и вместимости подвижного состава на всех видах транспорта;

o возможность перегрузки без переформирования;

o безопасность выполнения погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ.

На практике применяют различные методы пакетирования грузовых единиц, такие как обандероливание стальными или полиэтиленовыми лентами, веревками, резиновыми сцепками, клейкой лентой и др.

Одним из наиболее прогрессивных методов формирования грузовых единиц является пакетирование грузов с помощью термоусадочной пленки. Остановимся подробнее на преимуществах этого метода.

1. Высокая степень сохранности грузов.

Грузовой пакет, обандероленный термоусадочной пленкой, имеет повышенную устойчивость. Не вызывает разрушения пакета даже его наклон под углом до 35 градусов. В результате уменьшаются потери при транспортировке, увеличивается безопасность работы с грузом. Грузы в термоусадочной пленке защищены от пыли, грязи и влаги и могут противостоять атмосферным условиям до двух месяцев. Снижается возможность хищения грузов, так как любое нарушение упаковки сразу становится заметным.

2. Возможность пакетирования грузов различных размеров и формы.

Упаковывать в термоусадочную пленку можно кирпич, бакалейные товары, книги, металлические детали неправильной формы и многое другое.

3. Сравнительно низкие затраты труда.

При использовании автоматического и полуавтоматического оборудования затраты труда на пакетирование в термоусадочную пленку в несколько раз меньше затрат труда на пакетирование с помощью стальной ленты.

Кроме того, хранящаяся в стеллаже обандероленная пленкой грузовая единица может быть вскрыта для отборки части пакета. При этом целостность грузовой единицы не нарушается, что также дает экономию рабочего времени: не требует повторной упаковки груза.

От партнеров по бизнесу, способность к длительным партнерским отношениям и т.п. 3. Стратегия управления запасами JIT и организация закупок В процессе решения задач логистического управления закупками большое внимание уделяется сокращению общих затрат, поскольку затраты на закупки в различны отраслях составляют от 40 до 60 % в структуре себестоимости производства готовой продукции. Наибольший...


... «Ессентуки» №4, №17 2) «Заповедник Валдай» стали брендами. Производство С точки зрения, эффективности видения складской деятельности компании руководство пришло к выводу о необходимости автоматизации складских процессов На начало 1992 г. у компании совсем не было опыта производства данных видов товаров, а тем более их хранения. Сейчас на предприятии имеется достаточно современное...


СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1.Понятие логистических систем. Виды логистических систем…………… ……………….5
2.Понятие базового модуля. Роль базового модуля в логистике. Взаимосвязь размеров базового модуля и транспортной логистики……………………………………..13
Заключение
3.Практическая часть.
Список используемой литературы.

Введение

В настоящее время в связи с заметным ростом производства и увеличением номенклатуры производимых товаров, расширением сети оптовой и розничной торговли, ее совершенствованием, созданием складов (что в целом способствует росту оборота) в значительной мере выросла роль логистики, которую мы определяем как управление товарными потоками.
Грамотная организация логистической операции от закупки сырья, материалов, комплектующих и до поставки покупателю готовой продукции позволяет получать весьма заметную экономию оборотных средств и в этом смысле представляется важным инструментом в управлении производственно-коммерческой деятельностью предприятия.
Продвижение материальных потоков осуществляется квалифицированным персоналом с помощью разнообразной техники: транспортные средства, погрузочно-разгрузочные устройства и т. д. В логистический процесс вовлечены различные здания и сооружения, ход процесса существенно зависит от степени подготовленности к нему, самих движущихся и периодически накапливаемых в запасах грузов. Совокупность производительных сил, обеспечивающих прохождение грузов, лучше или хуже, но всегда как-то организована. По существу, если имеют место материальные потоки, то всегда имеет место какая-то материалопроводящая система. Традиционно эти системы специально не проектируются, а возникают как результат деятельности отдельных элементов.
Логистика ставит и решает задачу проектирования гармоничных, согласованных материалопроводящих (логистических) систем, с заданными параметрами материальных потоков на выходе. Отличает эти системы высокая степень согласованности входящих в них производительных сил в целях управления сквозными материальными потоками.
В работах зарубежных и российских специалистов, ученых и практиков зачастую содержатся разные, порой противоречивые, подходы к определению места логистики в производственном цикле, менеджменте и маркетинге.
Понятие логистической системы является одним из базовых понятий логистики. Существуют разнообразные системы, обеспечивающие функционирование экономического механизма. В этом множестве необходимо выделять именно логистические системы с целью их анализа и совершенствования.
Понятие логистической системы является частным по отношению к общему понятию системы.
Система (от греч. - целое, составленное из частей; соединение) - это множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство.
Логистическая система – это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции. Она, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой.
Отличительной характеристикой логистической системы является наличие потокового процесса.
Актуальность исследования заключается в том, что логистическая система представляет собой очень сложный и четко работающий организм, собранный из отдельных органов (элементов). Бесперебойная работа такой системы в значительной степени определяется выверенной работой каждого ее элемента, залогом которой, в свою очередь, является совершенство применяемых технологий и техники.
Главной целью исследования является изучение логистических систем, их практическое использование, эффективность, перспективы развития и их значение на предприятии.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:

    Рассмотреть теоретические аспекты развития логистических систем;
    Проанализировать использование логистических систем на практике;
    Изучить значение логистических систем на предприятии;
    Рассмотреть транспортно-логистическую систему, как одну из разновидностей логистических систем.
Объектом исследования являются логистические системы.
Предметом исследования служит рассмотрение теоретических аспектов развития логистических систем, значения логистических систем на предприятии, а также их практического использования.
Данная научная работа выполнена на базе информации, полученной из учебной и научной литературы отечественных и зарубежных авторов, а также из других источников: сети Internet, периодических изданий, средств массовой информации.


1. Понятие логистических систем.
Понятие «логистика» пришло из Древней Греции, где оно означало «мышление, расчет, целесообразность». От греков этот термин перешел к римлянам, которые понимали его как «распределение продуктов питания». В Византии логистику считали способом организации снабжения армии и управления ею.
Французский ученый А. Жомини в начале XIX века, а за ним Военный энциклопедический лексикон (СПб, 1850) трактовали логистику как науку об управлении перевозок, планировании и снабжении войск. В начале XX века логистика была признана как военная наука.
В 60-х гг. XX века из концепции маркетинга выделился круг проблем, связанных с обеспечением процесса производства материальными ресурсами. Причина обособления этих проблем объясняется значительным ростом в фирмах затрат на содержание запасов и транспортирование продукции. Поэтому фирмы начинают проводить исследования в областях продвижения материалопотока в каналах распределения, сокращения затрат на содержание запасов и транспортирование продукции. На основании полученных результатов по решению этих проблем сформировалась новая наука в экономике - логистика.
Логистика в настоящее время широко используется во всем мире, и, как считают многие экономисты, без решения логистических задач трудно победить в конкурентной борьбе.
Логистика - это отчасти мастерство, отчасти теоретические знания и практические навыки, а также интуитивный подход к решению стратегических задач и проблем в области продвижения продукции от поставщика к потребителю. Проще говоря, логистика - это искусство управления материалопотоком. Управлять материалопотоком - это значит выполнять основные функции менеджмента: планирования, организации, мотивации и контроля за его продвижением. Процесс продвижения продукции вызывает различные виды деятельности учреждений, фирм и предприятий. Поэтому трактовок понятия логистики множество. Например, в США принято определение логистики, данное в 1991 г. «Советом по менеджменту Логистики» которое звучит так: «Логистика - это процесс планирования, организации и контроля за движением материальных потоков, их складированием и хранением; предоставление соответствующей информации о всех этапах их продвижения от места отправления и до места назначения с целью обеспечения качественного удовлетворения запросов клиентуры» .
Профессор Пьер Казабан из Университета Бордо (Франция) дает следующее определение логистики: «Логистика - совокупность способов и методов эффективного управления товарными потоками с обеспечением наименьших издержек и высокого уровня организации и осуществления процессов снабжения, управления товарным рынком, производства и сбыта, включая и послепродажное обслуживание» .
Существует несколько десятков определений логистики. Это оправдано, так как на любой стадии продвижения материалопотока мы имеем дело с логистикой различного типа. Например, если мы имели дело с материальным обеспечением фирмы, то это будет снабженческая логистика, с распределением (сбытом) - распределительная логистика и т.д.
Охарактеризуем свойства логистических систем в разрезе каждого из четырех свойств, присущих любой системе и рассмотренных в предыдущем разделе.
Первое свойство (целостность и членимость) - система есть целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом. Декомпозицию логистических систем на элементы можно осуществлять по-разному. На макроуровне при прохождении материального потока от одного предприятия к другому в качестве элементов могут рассматриваться сами эти предприятия, а также связывающий их транспорт.
На микроуровне логистическая система может быть представлена в виде следующих основных подсистем:
Закупка - подсистема, которая обеспечивает поступление материального потока в логистическую систему.
Планирование и управление производством - эта подсистема принимают материальный поток от подсистемы закупок, и управляет им в процессе выполнения различных технологических операций, превращающих предмет труда в продукт труда.
Сбыт - подсистема, которая обеспечивает выбытие материального потока из логистической системы.
Элементы логистических систем разнокачественные, но одновременно совместимые. Совместимость обеспечивается единством цели, которой подчинено функционирование логистических систем.
Второе свойство (связи): между элементами логистической системы имеются существенные связи, которые с закономерной необходимостью определяют интегративные качества. В макрологистических системах основу связи между элементами составляет договор. В микрологистических системах элементы связаны внутрипроизводственными отношениями.
Третье свойство (организация): связи между элементами логистический системы определенным образом упорядочены, то есть логистическая система, имеет организацию.
Четвертое свойство (интегративные качества): логистическая система обладает интегративными качествами, не свойственными ни одному из элементов в отдельности. Это способность поставить нужный товар, в нужное время, в нужное место, необходимого качества, с минимальными затратами, а также способность адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды (изменение спроса на товар или услуги, непредвиденный выход из строя технических средств и т. п.).
Интегративные качества логистической системы позволяют ей закупать материалы, пропускать их через свои производственные мощности и выдавать во внешнюю среду, достигая при этом заранее намеченных целей.
Логистическую систему, способную ответить на возникающий спрос быстрой поставкой нужного товара, можно сравнить с живым организмом. Мускулы этого организма - подъемно-транспортная техника, центральная нервная система - сеть компьютеров на рабочих местах участников логистического процесса, организованная в единую информационную систему. По размерам этот организм может занимать территорию завода или оптовой базы, а может охватывать регион или выходить за пределы государства. Он способен адаптироваться, приспосабливаться к возмущениям внешней среды, реагировать на нее в том же темпе, в котором происходят события.
Общепринятое определение логистической системы гласит: логистическая система - это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции. Она, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой. В качестве логистической системы можно рассматривать промышленное предприятие, территориально- производственный комплекс, торговое предприятие и т.д. Цель логистической системы - доставка товаров и изделий в заданное место, в нужном количестве и ассортименте в максимально возможной степени подготовленных к производственному или личному потреблению при заданном уровне издержек.
Границы логистической системы определяются циклом обращения средств производства. Вначале закупаются средства производства. Они в виде материального потока поступают в логистическую систему, складируются, обрабатываются, вновь хранятся и затем уходят из логистической системы в потребление в обмен на поступающие в логистическую систему финансовые ресурсы.
Один из вариантов микрологистического уровня, разработанный американскими учеными, показывающий концепцию (принципы) логистической системы, приведен на рис. 1.4.
Концепция (принцип) логистической системы связана с управлением материалами и управлением распределения. Американские ученые считают логистику структурой планирования, а не функцией предпринимательства. Другими словами, задача управления в области логистики имеет дело не столько с управлением материальным потоком, сколько с обеспечением механизма разработки задач и стратегий, в рамках которых может осуществляться повседневная деятельность по управлению распределением.
Одна из особенностей принципа логистики состоит в том, что она уделяет внимание не только интеграции видов деятельности, которые традиционно относятся к различным функциям предпринимательства, но при принятии решения объединяет их. Например, во многих компаниях, где отсутствует логистическая система, ответственность за запасы может быть функцией производства, а транспортирование - функцией распределения, и при решении вопросов, связанных с запасами, могут не приниматься во внимание проблемы транспорта. В логистической системе все виды деятельности взаимосвязаны, и при принятии решения должны быть учтены отрицательные и положительные стороны различных функциональных областей.
Схема напоминает кругооборот капитала: Д-Т,..., П,...,Т-Д" ,
где Д-Т - процесс снабжения (управление материальными ресурсами); П - производство, где возникает внутренний материалопоток (внутрипроизводственные перевозки); Т-Д" - процесс сбыта (распределение продукции).
Логистическая система (см. рис. 1.1) может работать как внутри производства, осуществляя внутрипроизводственные перевозки, так и в сфере обращения, связывая экономические районы, поставщиков и потребителей.
Логистика рассматривается в двух аспектах: управленческом и технологическом. При организации управления снабжением продвижение материального потока и обеспечение сбыта являются предметом организационного управления. При совершенствовании технологий транспортных перевозок, складского хозяйства, информационного обеспечения, планирования и контроля оптимизируются затраты на эффективное функционирование каждой из этих служб, оптимизация затрагивается предметом технологического процесса.

Рис 1.1. Принцип логистической системы:

Логистика - международный термин, многие ученые считают логистику процессом управления материалопотоком. Однако некоторые экономисты понятие логистики определяют и другими терминами: распределение, физическое обеспечение, физическое распределение и др.

Графически этот процесс показан на рис. 1.2.

Рис 1.2. Логистическая система в сфере производства и обращения

Распределение - вид деятельности и структурные формирования, которые занимаются рекламой, реализацией, транспортированием продукции и оказанием услуг покупателям. Физическое распределение охватывает ту часть системы логистики, которая связана с доставкой продукции от продавца к потребителю, а физическое обеспечение - часть логистической системы, которая осуществляет движение сырья и материалов от поставщика или источника сырья.
Логистика - область деятельности, к которой государственный и частный секторы проявляют растущий интерес. Она приобретает все большее практическое значение (рис. 1.4).
В логистических решениях взаимодействуют следующие действующие лица:

    продуценты (создающие, производящие продукты), поставщики;
    транспортные агентства;
    правительство;
    потребители.
В частном секторе потребитель формирует спрос на продукцию изготовителя. Изготовитель выступает в качестве поставщика, он договаривается с транспортными агентствами о перемещении сырьевых материалов на предприятия, а готовой продукции - с предприятий на рынки. Таким образом, спрос на транспортные перевозки - это производный спрос. Правительство обеспечивает значительную долю транспортной инфраструктуры, управляет и руководит услугами.
Итак, мы выяснили, как возникает потребность в логистике, и выяснили, что логистика - это наука и искусство управления материалопотоком, т.е. управления продвижением продукции от источника к потребителю. Функции логистики включают управление всем материалопотоком, начиная от поставки сырья и заканчивая поставкой готовой продукции конечному потребителю, а также управление информационным потоком, ассистирующим движение материалов.
Какую бы мы логистическую систему ни рассматривали (производственную или работающую в сфере обращения), ее структура образована следующими функциональными областями.
    Транспорт. При логистическом подходе транспорт включает перевозку груза от поставщика до потребителя, с предприятия на склад, со склада на склад, доставку со склада потребителю. Основными характеристиками транспорта являются стоимость и надежность.
    Складское хозяйство. Включает в себя размещение в складских помещениях для хранения материалов, управление складской переработкой, упаковку и др.
3. Запасы. Выполняют буферную роль между транспортом, производством и реализацией. Запасы позволяют экономично и эффективно функционировать всей системе. Продукция может быть сосредоточена в запасах непосредственно у производителя, или же ее хранение может быть приближено к потребителю. Величина производственных запасов должна быть оптимальна для всей системы. Запасы продукции позволяют системе быстро реагировать на изменение спроса и обеспечивают равномерность работы транспорта.
    Информация. Любая логистическая система управляется при помощи информационной и контролирующей подсистем. С их помощью передают заказы, требования об отгрузке и транспортировании продукции, поддерживают уровень запасов.
    Другие функциональные области. К ним относятся производственное планирование и контроль над материалопотоком в процессе производства.
    Кадры. Важный составной элемент системы логистики. Их подбору и подготовке придается большое значение.
    Обслуживающее производство. Подразделения логистики, которые обслуживают процесс производства, должны не только определять его потребности, но и быть способными сглаживать колебания спроса и предложения. Некоторые экономисты не рассматривают производственную единицу как функциональную область в системе логистики. Однако отмечают, что производственные мощности и экономическая приспосабливавмость предприятия имеют важное значение для функционирования логистической системы. Основными проблемами для нее являются определение размера и размещение предприятия.
Составляя логистическую систему, как правило, используют функциональные области логистики. Поэтому основные издержки логистики складываются из расходов на транспортировку продукции, складирование ее, поддержание товарно- материальных запасов, получение, отгрузку и упаковку товаров, расходов по обработке заказов, административных расходов и др.
Логистическая система - это не только источник издержек, но и потенциальное орудие создания спроса на продукцию. За счет совершенствования логистической системы можно предложить лучшее обслуживание или понижение цены, привлекая тем самым дополнительных клиентов. Фирма теряет клиентов, когда не обеспечивает поставку товара в срок. Например, клиенты фирмы «Вулворт» (система розничных супермаркетов США) утверждают, что возможность организации быстрого снабжения ценится ими больше, чем известность товарного знака компании- поставщика.
Логистическая система взаимодействует с управленческими функциями - планированием, организацией и контролем.
Логистическая система, используемая фирмой для выработки стратегии в таких видах деятельности, как планирование и производство, взаимодействует с функциональными областями: производство и технология, маркетинг, а также финансирование и администрирование.
В планировании логистика оказывает влияние на производство и технологию за счет выбора места размещения фирмы, планирования складской сети, складской обработки грузов, выбора оборудования, транспортной модели; в области маркетинга логистика определяет каналы распределения, цели обслуживания потребителей; финансирование и администрирование связаны с разработкой информационной системы, контроля над запасами и бюджетом.
Производственная деятельность логистики связана с составлением производственного календарного планирования, прогнозом продаж, обработкой заказа, диспетчеризацией, контролем за деятельностью, управлением запасами готовой продукции, внешними и внутренним транспортом и другими функциями.

Виды логистических систем

Существуют различные классификации логистических систем.
1. Существуют и различные варианты логистических систем. Классификация их представлена на рис. 1.3.

Рис 1.3. Классификация логистических систем

Из рис. 1.3 видно, что логистические системы делятся на две группы: макрологические и микрологические системы. Макрологические системы изучает наука макроэкономика, а микрологические системы - микроэкономика. Приставка макро-, обозначающая «большой», показывает, что эта ветвь экономической теории изучает крупномасштабные экономические явления, а микро-, означающая «малый», отражает тот факт, что этот раздел экономики изучает экономические явления, совершаемые малыми экономическими явлениями. Поэтому первые рассматриваются по признаку глобализации, административно- территориального деления, объективно-функциональному признаку, а вторые - на уровне предприятия.
2. Логистические системы можно классифицировать:

    по глубине и границам логистизация:
    микрологистические системы;
    металогистические системы;
    макрологистические системы;
    по характеру организации управления потоковыми процессами:
    толкающие логистические системы;
    тянущие логистические системы;
    по уровню их экономической и правовой компетенции:
    логистические системы в отдельных хозяйственных и других структурах (предприятиях, организациях, фирмах);
    логистические системы корпоративных и ассоциативных объединений (синдикатах, холдингах, трестах, инфрасистемах и инфраотраслях);
    региональные логистические системы;
    государственные логистические системы;
    международные, трансконтинентальные.

Примерная классификация логистических систем представлена на рис. 1.4.

Рис 1.4. Классификация логистических систем

Макрологистическая система - это крупная система управления материальными потоками, охватывающая предприятия и организации промышленности, посреднические, торговые и транспортные организации различных ведомств, расположенных в разных регионах страны или в разных странах. Макрологистическая система представляет собой определенную инфраструктуру экономики региона, страны или группы стран.
При формировании макрологистической системы, охватывающей разные страны, необходимо преодолеть трудности, связанные с правовыми и экономическими особенностями международных экономических отношений, с неодинаковыми условиями поставки товаров, различиями в транспортном законодательстве стран, а также ряд других барьеров.
Формирование макрологистических систем в межгосударственных программах требует создания единого экономического пространства, единого рынка без внутренних границ, таможенных препятствий транспортировке товаров, капиталов, информации, трудовых ресурсов.
Микрологистические системы являются подсистемами, структурными составляющими макрологистических систем. К ним относят различные производственные и торговые предприятия, территориально- производственные комплексы. Микрологистические системы представляют собой класс внутрипроизводственных логистических систем, в состав которых входят технологически связанные производства, объединенные единой инфраструктурой.
В рамках макрологистики связи между отдельными микрологистическими системами устанавливаются на базе товарно-денежных отношений. Внутри микрологистической системы также функционируют подсистемы. Однако основа их взаимодействия бестоварная. Это отдельные подразделения внутри фирмы, объединения, либо другой хозяйственной системы, работающие на единый экономический результат.
Металогические системы выходят за пределы внутрифирменной деятельности и в одностороннем порядке осуществляют рациональное (оптимальное) взаимодействие с внешней средой (поставщиками, потребителями, посредниками, с таможенными, налоговыми и другими государственными организациями и т.д.) путем высокой степени адаптации к поведению субъектов своих хозяйственных связей и отношений.
Системы MRP II - это интегрированные металогистические системы, в которых объединены финансовое планирование и логистические операции; рассматриваются как эффективный инструмент планирования для реализации стратегических целей фирмы в логистике, маркетинге, производстве и финансах. MRP II эффективный инструмент всего внутрифирменного управления, позволяющий претворять на практике логистическую концепцию интеграции функциональных сфер бизнеса при управлении материальными потоками.
и т.д.................

Склад - центральный элемент логистической системы. Именно он выступает в качестве ключевого ее звена. От того, как он организован, зависит работа всех остальных элементов.

Быстрая разгрузка транспорта и приемка поступившего товара - одна из первых задач, стоящих перед работниками склада. Скорость выполнения разгрузочных операций зависит от наличия и применения необходимого оборудования (авто- и электропогрузчиков, грузовых тележек и т. п.) и четкой организации работ.

Одним из ключевых понятий логистики является понятие грузовой единицы. Грузовая единица - некоторое количество грузов, которые погружают, транспортируют, выгружают и хранят как единую массу.

Грузовая единица - это тот элемент логистики, который своими параметрами связывает технологические процессы участников логистического процесса в единое целое. Формироваться грузовая единица может как на производственных участках, так и на складах.

Существенными характеристиками грузовой единицы являются следующие:

Размеры грузовой единицы;

Способность к сохранению целостности, а также первоначальной геометрической формы в процессе разнообразных логистических операций.

Размеры грузовых единиц, а также оборудования для их погрузки, транспортировки, разгрузки и хранения должны быть согласованы между собой. Это позволяет эффективно использовать материально-техническую базу участников логистического процесса на всех этапах движения материального потока.

В качестве основания, платформы для формирования грузовой единицы используются стандартные поддоны размером 1200х800 и 1200х1000 мм. Любой груз, упакованный в стандартную транспортную тару, можно рационально уложить на этих поддонах. Это достигается унификацией размеров транспортной тары.

В логистике применяется разнообразная материально-техническая база. Для того чтобы она была соизмерима, используют некоторую условную единицу площади, так называемый базовый модуль. Этот модуль представляет собой прямоугольник со сторонами 600х400 мм, который должен укладываться кратное число раз на площади грузовой платформы транспортного средства, на рабочей поверхности складского оборудования и т. п.

Использование единого модуля позволяет привести в гармоническое соответствие размеры материально-технической базы на всем пути движения материального потока, начиная от первичного источника сырья, вплоть до конечного потребителя (рис. 1).

На основании базового модуля разработана единая система, унифицированных размеров транспортной тары. Принцип создания этой системы заключается в том, что площадь поддона разделяют на сетку кратных поддону размеров, которые определяют наружные и внутренние размеры транспортной тары. Отдельные варианты схем размещения транспортной тары на поддонах приведены на рис. 2


Способность грузовой единицы сохранять целостность в процессе выполнения логистических операций достигается пакетированием. Пакетирование - это операция формирования на поддоне грузовой единицы и последующее связывание груза и поддона в единое целое. Пакетирование обеспечивает:

Сохранность продукта на пути движения к потребителю;

Возможность достижения высоких показателей эффективности при выполнении погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ за счет их комплексной механизации и автоматизации;

Максимальное использование грузоподъемности и вместимости подвижного состава на всех видах транспорта;

Возможность перегрузки без переформирования;

Безопасность выполнения погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ.

На практике применяют различные методы пакетирования грузовых единиц, такие как обандероливание стальными или полиэтиленовыми лентами, веревками, резиновыми сцепками, клейкой лентой и др.

Одним из наиболее прогрессивных методов формирования грузовых единиц является пакетирование грузов с помощью термоусадочной пленки. Остановимся подробнее на преимуществах этого метода.

1. Высокая степень сохранности грузов. Грузовой пакет, обандероленный термоусадочной пленкой, имеет повышенную устойчивость. В результате уменьшаются потери при транспортировке, увеличивается безопасность работы с грузом.

Грузы в термоусадочной пленке защищены от пыли, грязи и влаги и могут противостоять атмосферным условиям до двух месяцев. Снижается возможность хищения грузов, так как любое нарушение упаковки сразу становится заметным.

2. Возможность пакетирования грузов различных размеров и формы. Упаковывать в термоусадочную пленку можно кирпич, бакалейные товары, книги, металлические детали неправильной формы и многое другое.

3. Сравнительно низкие затраты труда. При использовании автоматического и полуавтоматического оборудования затраты труда на пакетирование в термоусадочную пленку в 3-4 раза меньше затрат труда на пакетирование с помощью стальной ленты.

Кроме того, хранящаяся в стеллаже обандероленная пленкой грузовая единица может быть вскрыта для отборки части пакета. При этом целостность грузовой единицы не нарушается, что также дает экономию рабочего времени: не требует повторной упаковки груза.

Рассмотрим основные аспекты работы склада.

Итак, товар выгружен и доставлен к месту приемки. Ошибочно полагать, что процесс приемки заключается только в пересчитывании грузовых единиц и сверке с накладной. Прежде всего для приемки существуют определенные сроки, которые зависят от условий договора, от упаковки товара, от его свойств и особенностей и даже от способов доставки.

Правильно приемка должна осуществляться так. Товары, поступившие без или в поврежденной упаковке, принимаются в момент получения от поставщика или в момент вскрытия опломбированных (разгрузки неопломбированных) транспортных средств. Товары, с упаковкой которых все в порядке, по весу и количеству мест принимаются в те же сроки, а товары при вскрытии упаковки - по количеству товарных единиц в каждом грузовом месте, но не позднее 10 дней с момента получения товара.

При приемке грузов от транспортных фирм в соответствии с действующими правилами перевозок грузов следует убедиться в наличии на транспортных средствах или контейнерах пломб отправителя или пункта отправления, их исправности, оттисках на них, состояния транспортных средств или контейнеров. Снятые пломбы необходимо сохранить до момента окончания приемки и оприходования товаров. Кроме того, нужно проверить, соблюдались ли правила перевозки, обеспечивающие предохранение груза от порчи и повреждения (укладка груза, вентилирование, температурный режим и т.п.).

В процессе приемки сверяются фактические параметры поступившего груза с данными товарно-сопроводительных документов (товарно-транспортных накладных, счетов-фактур, инвойсов и т.п.). При большом ассортименте складируемого товара нужно создать надлежащие условия и режим хранения, сократить потери, повысить эффективность использования складских площадей.

После того как товар занял надлежащие места на полочках или на свободном пространстве, его маркируют. Коды мест хранения товаров - необходимые элементы автоматизированной системы поиска, перемещения и укладки грузов - заносят в базу данных.

Коды эти вводятся при поступлении товара и указываются при распечатке листа комплектации (маршрутной карты). Затем шаблон приходного ордера с обозначением кодов ячеек (местоположения), в которых размещен товар, передается для ввода информации о размещении товаров в базу данных, заполняются карточки складского учета и окончательно оформляются приходные документы.

Заключительная стадия складского технологического процесса - отпуск товара. Этот процесс включает следующие операции: отбор товаров с мест хранения (комплектация), подготовку к отпуску (упаковку, окантовку, маркировку и т.п.), оформление документов на отпуск, отправку по назначению (доставку) либо отгрузку.

При оформлении маршрутной карты (комплектации заказа) нужно иметь в виду, что товары для комплектации всегда должны быть указаны в последовательности местоположения, а не в последовательности их нумерации. Однородные товары лучше отбирать вместе, в одной распечатке.

Работники склада, получив лист комплектации (маршрутную карту), производят отборку товаров с мест хранения. По окончании процесса комплектования партии и урегулирования возможных несоответствий, упаковки, заполнения упаковочных листов лист комплектации передается для завершения стадии подготовки к отгрузке, маркировки отгружаемых грузовых мест и ввода соответствующей информации в базу данных. После оформления документов товар отгружается со склада.

Сегодня существует масса компьютерных программ, автоматизирующих оформление документов и вообще все складские операции. Обычно эти программы являются частью комплексов по управлению предприятием. Смысл автоматизации в том, что она обеспечивает единство товаропотоков, то есть и создает сквозные логистические цепочки. Ведь для фирмы важно не просто "забить склад", а сделать это наиболее рационально: оптимизировать поступление и отгрузку товара, поддерживать достаточные складские запасы, рассчитывать финансовые возможности и факторы колебания спроса.


Список используемой литературы


Куринная Мария. Театр бизнеса начинается со склада. Журнал БОСС, №4-2000.-19с.

Гаджинский А. М. Основы логистики: Учеб. пособие - М.: ИВЦ «Маркетинг». 2003. -289с.