Балет. История зарождения балета

История русского балета.

Балет (фр.ballet,от лат. Ballo - танцую) – вид сценического искусства, основными средствами выразительности которого являются неразрывно связанные между собой музыка и танец. Танец - это выражение мысли и чувства средствами условных движений - жестов и поз. Он исполняется под музыку, из которой черпает своё содержание. Чаще всего в основе балета лежит какой-то сюжет, драматургический замысел, либретто, но бывают и бессюжетные балеты.
История русского балета.

Основными видами танца в балете являются:
Классический танец - система выразительных средств хореографического искусства, основанная на тщательной разработке различных групп движений и позиций ног, рук, корпуса и головы.
Характерный танец - это танец, где народные танцы сочетаются с элементами классического танца. Но при этом сохраняют свой национальный характер.

Пантомим́а (от греч. παντόμῑμος) - вид сценического представления, призванный передавать сюжет, или историю (изначально - в основном комического характера) с помощью мимики и жестов, без использования слов.
Она играет немаловажную роль в балете, с помощью неё актёры передают чувства героев, их «разговор» между собой, суть происходящего.
Пантомима.
Эдгар Дега. Генеральная репетиция балета

Балет зародился в Италии в эпоху Возрождения (XVI в.) вначале как объединённая единым действием или настроением танцевальная сценка, эпизод в музыкальном представлении, опере. Заимствованный из Италии во Франции расцветает придворный балет как пышное торжественное зрелище. Музыкальную основу первых балетов («Комедийный балет королевы», 1581) составляли народные и придворные танцы, входившие в старинную сюиту. Во второй половине XVII века появляются новые театральные жанры, такие как комедия-балет, опера-балет, в которых значительное место отводится балетной музыке и делаются попытки её драматизировать. Но самостоятельным видом сценического искусства балет становится только во второй половине XVIII века благодаря реформам, осуществлённым французским балетмейстером Ж. Ж. Новером.Основываясь на эстетике французских просветителей, он создал спектакли, в которых содержание раскрывается в драматически выразительных пластических образах, утвердил активную роль музыки как «программы, определяющей движения и действия танцовщика».
Зарождение балета.
Ж.Ж.Новер

Дальнейшее развитие и расцвет балета приходится на эпоху романтизма.Ещё в 30-е годы XVIII в. французская балерина Камарго укоротила юбку (пачку) и отказалась от каблуков, что позволило ей ввести в свой танец заноски (удары одной ноги о другую в воздухе. Во время удара ноги скрещиваются в 5-й позиции).К концу XVIII в. балетный костюм становится значительно более лёгким и свободным, что в немалой степени способствует бурному развитию техники танца. Пытаясь сделать свой танец более воздушным, исполнительницы старались встать на коньчики пальцев, что привело к изобретению пуант. В дальнейшем пальцевая техника женского танца активно развивается. Первой применившей танец на пуантах как выразительное средство была Мария Тальони. Драматизация балета требовала развития балетной музыки. Бетховен в своём балете «Творения Прометея» (1801) предпринял первую попытку симфонизации балета. Романтическое направление утверждается в балетах Адана «Жизель» (1841) и «Корсар» (1856). Балеты Делиба «Коппелия» (1870) и «Сильвия»(1876) считаются первыми симфонизированными балетами. Вместе с тем обозначился и упрощённый подход к балетной музыке (в балетах Ч.Пуньи, Л.Минкуса, Р. Дриго и др.), как музыке мелодичной, чёткой по ритму, служащей лишь сопровождением для танца.
Дальнейшее развитие балета.

Мари́ Анн Камарго́
Настоящая фамилия Кюпис де Камарго, фр. Marie-Anne de Camargo, 1710 - 1770 - французская танцовщица. Известна как реформатор балетного танца. Первой из женщин стала исполнять кабриоли и антраша, которые считались принадлежностью техники исключительно мужского танца. Укоротила юбки, чтобы иметь возможность свободнее двигаться До 1751 пользовалась огромным успехом в Парижском оперном театре. Выступала и как певица. Грация Камарго приводила в восторг многих знаменитых людей того времени, в том числе и Вольтера.
Мари Анн Камарго.

Па́чка - жёсткая юбка, используемая в балете для танцовщиц. Первая пачка была сделана в 1839 для Марии Тальони по рисунку художника Эжен Лами. Стиль и форма пачки со временем менялись. В конце 19 века пачка Анны Павловой сильно отличалась от современной, она была длиннее и тоньше. В начале 20 века пришла мода на пачки, украшенные перьями и драгоценными камнями. В советское время пачка стала короткой и широкой.
Балетный костюм.
Пачка.

Пуа́нты (от французского pointe - острие), иногда: колки́ - обувь, которая используется при исполнении женского классического танца. Пуанты имеют твердый носок, изготовляются из розового атласа и закрепляются лентами на ноге танцовщицы. Конструкция пуантов способствует достижению устойчивости танцовщицы на опорной ноге в позах классического танца. Балерина, до того как она будет танцевать на пальцевых (касках, пуантах) туфлях, должна разогреть ноги и сами туфли. Иначе в худшем случае танцовщица может даже сломать ноги.
Балетный костюм.
Пуанты.

Правила балета.
Танец стал превращаться в балет, когда его начали исполнять по определенным правилам. Впервые их сформулировал балетмейстер Пьер Бошан (1637–1705), работавший с Люлли и возглавивший в 1661 французскую Академию танца (будущий театр Парижской оперы). Он записал каноны благородной манеры танца, в основу которой положил принцип выворотности ног (en dehors). Такое положение давало человеческому телу возможность свободно двигаться в разные стороны. Все движения танцовщика он разделил на группы: приседания (плие), прыжки (заноски, антраша, кабриоли, жете, способность зависать в прыжке – элевация), вращения (пируэты, фуэте), положения корпуса (аттитюды, арабески). Выполнение этих движений осуществлялось на основе пяти позиций ног и трех позиций рук (port de bras). Все па классического танца являются производными от этих позиций ног и рук. Так началось формирование балета, развившегося к 18 в. из интермедий и дивертисментов в самостоятельное искусство.

Балет в эпоху Возрождения, барокко и классицизма.
Особенно интенсивно процесс театрализации танца происходил в Италии, где уже в 14–15 вв. появились первые танцмейстеры и на основе народного танца сформировался танец бальный, придворный. В Испании сюжетную танцевальную сценку называли мореской (мавританская пляска), в Англии – маской. В середине 16 – начале 17 вв. возник фигурный, изобразительный танец, организованный по типу составления геометрических фигур (балло-фигурато). Известен Балет турчанок, исполненный в 1615 при дворе герцогов Медичи во Флоренции. В изобразительном танце принимают участие мифологические и аллегорические персонажи. С начала 16 в. известны конные балеты, в которых всадники гарцевали на лошадях под музыку, пение и декламацию (Турнир ветров, 1608, Битва красоты, 1616, Флоренция). Истоки конного балета ведут к рыцарским турнирам средневековья. Особенно интенсивно процесс театрализации танца происходил в Италии.

Балет в эпоху Просвещения.
Эпоха Просвещения – одна из этапных в развитии балета. Просветители призывали к отказу от условностей классицизма, к демократизации и реформе. Уивер (1673–1760) и Д.Рич (1691–1761) в Лондоне, Ф.Хильфердинг (1710–1768) и балетного театра. Дж. Г.Анджолини (1731–1803) в Вене вместе с композитором, реформатором оперы В.К.Глюком пытались превратить балет в сюжетный спектакль, подобный драматическому. Наиболее полно это движение выразило себя в реформе ученика Л.Дюпре Жана Жоржа Новера. Он ввел понятие pas d"action (действенный балет). Новер уподоблял балет классицистской драме и пропагандировал новое отношение к нему, как к самостоятельному спектаклю. Придавая большое значение пантомиме, он обеднял при этом лексику танца. Тем не менее, его заслугой стало развитие форм сольного и ансамблевого танца, введение формы многоактного балета, отделение балета от оперы, дифференциация балета на жанры высокие и низкие – комические и трагедийные. Свои новаторские идеи он изложил в Письмах о танце и балетах (1760). Наиболее известны балеты Новерра на мифологические сюжеты: Адмет и Альцеста, Ринальдо и Армида, Психея и Амур, Смерть Геркулеса – все на музыку Ж.Ж.Родольфа; Медея и Язон, 1780, Китайский балет, 1778, Ифигения в Авлиде – все на музыку Э.Миллера, 1793. Наследие Новера составляет 80 балетов, 24 балета в операх, 11 дивертисментов. При нем завершилось формирование балета как самостоятельного жанра театрального искусства.

В 1920–1930-х центром европейского балетного искусства стала Франция, где до 1929 работала труппа «Русский балет» Дягилева и выросшие на ее основе коллективы В 1930–1959 с перерывом на военные 1944–1947 труппу Парижской оперы возглавлял Серж Лифарь, поставивший там 50 балетов в стиле неоклассицизма, модернизировав классический танец и соединив его с элементами свободного, фольклорного, бытового танца. Наиболее известные балерины того времени: Клод Бесси (р.1932), ученица Лифаря, начинавшая карьеру у Баланчина, в 1972 имевшая шумный успех в Болеро М.Бежара, с того же года – директор балетной школы при театре оперы, а также лирическая танцовщица Иветт Шовире (р.1917), прославившаяся исполнением партии Жизели. В 1945–1951 Ролан Пети основал «Балет Елисейских полей», в 1949–1967 – Балет Парижа. В числе лучших работ: Юноша и смерть И.С.Баха, 1946, Кармен Ж.Бизе, 1949, Собор Парижской богоматери, 1965
Франция.

Балет во второй половине 19 в. (академизм, импрессионизм, модерн).
Когда в другие виды искусства пришел реализм, европейский балет оказался в состоянии кризиса и упадка. Он потерял содержательность и цельность и был вытеснен феерией (Италия), мюзик-холлом (Англия). Во Франции он перешел в фазу консервации отработанных схем и приемов. Только в России балет сохранил характер творчества, где сложилась эстетика гранд балета, академического балета – монументального спектакля со сложными танцевальными композициями и виртуозными ансамблевыми и сольными партиями. Творец эстетики академического балета – Мариус Петипа, французский танцовщик, в 1847 приехавший в Россию. Созданные им в содружестве с Л.И.Ивановым (1834–1901) и композиторами П.И.Чайковским и А.К.Глазуновым балеты Спящая красавица (1890), Щелкунчик (1892), Лебединое озеро (1895) Раймонда (1898), Времена года (1900) стали вершинами классического симфонического балета и переместили центр хореографической культуры в Россию.

История балета 20 в. характеризуется процессами ассимиляции традиций русского классического балета с европейскими балетными коллективами. Ведущими тенденциями становятся метафоричность, бессюжетность, симфонизм, свободная ритмопластика, танец модерн, элементы фольклорной, бытовой, спортивной, джазовой лексики. Во второй половине 20 в. развивается постмодерн, в арсенал выразительных средств которого вошли использование кино и фотопроекций, эффекты освещения, звука, электронная музыка, хэппенинг (участие зрителей в балете) и т.д. Появился жанр контактной хореографии, когда танцовщик «контактирует» с предметами на сцене и самой сценой. Доминирует одноактный балет-миниатюра (новелла, балет-настроение). Странами наиболее развитой хореографической культуры были Великобритания, США, Франция, СССР. Большую роль в развитии мирового балета сыграли танцовщики второй волны русской эмиграции (Р.Нуреев, Н.Макарова, М.Барышников) и танцовщики русской школы, работавшие на Западе по контракту (М.Плисецкая, А.Асылмуратова (р.1961), Н.Ананиашвили (р.1963), В.Малахов (р.1968), А.Ратманский (р.1968). В Германии, Голландии, Швеции развился экспрессионистский, затем постмодернистский балет.
С 1964 стали проводиться балетные конкурсы.
Мировой балет 20 века.

История русского балета начинается с 1738 года.Первым русским балетом считается Балет об Орфее и Эвридике (1673г., музыка Г.Шютца, балетмейстер Н.Лим, Комедиальная Хоромина в селе Преображенском, Москва). Именно тогда, благодаря прошению французского танцмейстера Жана-Батиста Ланде, появилась первая в России школа балетного искусства - известная ныне на весь мир Санкт-Петербургская Академия танца имени Агриппины Яковлевны Вагановой.
Правители российского престола всегда заботились о развитии танцевального искусства. Михаил Федорович первым из русских царей ввел в штат своего двора новую должность плясуна. Им стал Иван Лодыгин. Он должен был не только танцевать сам, но и обучать этому ремеслу других. В его распоряжение поступило двадцать девять юношей.
Первый театр появился при царе Алексее Михайловиче. Тогда было заведено показывать между актами пьесы сценический танец, который именовали балетом. Позднее по специальному указу императора Петра Первого танцы стали составной частью придворного этикета. В 30-е годы восемнадцатого столетия дворянская молодежь была обязана обучаться танцам.
Русский балет.

Развитие балета в России.
В 1759–1764 в России работали знаменитые балетмейстеры Ф.Хильфердинг (1710–1768) и Г.Анджолини (1731–1803), которые ставили балеты на мифологические сюжеты (Семира по трагедии А.П.Сумарокова, 1772). В день открытия Петровского театра 30 декабря 1780 австрийским балетмейстером Л.Парадизом, приехавшим в Россию с труппой Хильфердинга, поставлен балет-пантомима Волшебная лавка. В 1780-е из Италии в Россию прибыли хореографы Ф.Морелли, П.Пинючи, Дж Соломони, которые на рубеже 18–19 вв. ставили в Петровском театре роскошные дивертисменты, исполнявшиеся как дополнение к опере или драме.

Важнейшее событие для русского балета.
Важнейшим событием для русского балета стал приезд в Россию видного хореографа эпохи предромантизма Ш.Л.Дидло (работал в Петербурге в 1800–1809, 1816–1829). Он ставил анакреонтические балеты Зефир и Флора (1808), Амур и Психея (1809), Ацис и Галатея (1816), а также балеты на исторические, комедийные, бытовые темы: Молодая молочница (1817), Возвращение из Индии или деревянная нога (1821). Дидло стал основателем жанра анакреонтического балета, получившего название по имени античного поэта Анакреона, создателя жанра любовной лирики. В балетах Дидло прославились М.И.Данилова (1793–1810), Е.А.Телешова (1804–1857), А.С.Новицкая (1790–1822). Под его руководством стала формироваться русская балетная школа, он поставил более 40 балетов, постепенно осуществив переход от мифологических тем к современным литературным сюжетам. В 1823 поставил Кавказский пленник по поэме А.С.Пушкина, сотрудничал с композитором Кавосом. В его спектаклях блистала А.И.Истомина (1799–1848), танец которой воспел Пушкин, охарактеризовав как «душой исполненный полет». Искусство Истоминой предвещало начало русского романтического балета и воплотило своеобразие русской школы, ориентированной на эмоциональную выразительность.

Утверждение русского балета.
На рубеже 18–19 вв. настала пора утверждения русского балета. Появились отечественные композиторы А.Н.Титов, С.И.Давыдов, К.А.Кавос, Ф.Е.Шольц, а также первый русский балетмейстер И.И.Вальберх (1766–1819). Он объединил традиции русского народного танца с драматической пантомимой и виртуозной техникой итальянского балета. Работая в русле сентиментализма, Вальберх поставил первый балет на национальную тему – мелодраму Новый Вертер Титова, 1799. В период войны 1812 распространились народно-патриотические дивертисменты, и Вальберх поставил в Петербурге балет Любовь к отечеству Кавоса, основу которого составила русская народная пляска. В 1812 жанр дивертисмента пережил взлет, благодаря ему получили известность танцовщицы А.И.Колосова (1780–1869), Т.И.Глушковская (1800–1857), А.И.Воронина (1806–1850).

Самая знаменитая балерина ушедшего столетия Анна Павлова.
Родилась 12 февраля 1881г. в деревне Лигово под Петербургом, в семье швеи, Любови Павловой. Жизнь Анны была полностью посвящена балету. О ее личной жизни ничего не было известно. И лишь после смерти в мире узнали о прекрасной и трагической истории любви, тайну которой легендарная балерина хранила в своем сердце долгие тридцать лет. Выдающая актриса, Павлова была лирической балериной, ее отличали музыкальность и психологическая содержательность. Анна Павлова говорила: “Балерина танцует не ногами, а душой”. Павлова была чрезвычайно суеверной. Она истово подмечала приметы: боялась грозы, встречи со священником, пустых ведер, черных котов. То, что для других было пустяком, для нее превращалось в какой-то особый, тайный знак.

Родители и детские годы Анны Павловой.
Будущая балерина появилась на свет чуть ли не на два месяца раньше положенного срока. Было морозное январское утро 1881 года, когда у бедной швеи, подрабатывающей иногда стиркой, родилась девочка. Ребенок был столь слаб, что ни соседки, суетившиеся возле кровати молодой матери, ни сама роженица не надеялись, что младенец будет жить. Однако, вопреки мрачным прогнозам, девочка выжила. Ее крестили и нарекли Анной в честь святой, праздник которой в тот день значился в церковном календаре. Отца своего Анна не помнила. Матвей Павлов, простой солдат умер, когда дочери едва исполнилось два года, не оставив после себя ни наследства, ни орденов, ни генеральского чина.
Хотя они жили в постоянной нищете, Любовь Федоровна, пыталась
скрасить тяжелое детство любимой дочери. На именины и Рождество девочку всегда ждали подарки.

Первое знакомство с балетом.
когда Анне исполнилось восемь, мать отвела ее в Мариинский театр на балет «Спящая красавица». Так будущая танцовщица навсегда влюбилась в это искусство, а через два года худенькая и болезненная девочка стала ученицей Императорской балетной школы. Поступить в Императорскую балетную школу - это все равно, что поступить в монастырь, такая там царила железная дисциплина. Из школы Анна вышла когда ей было шестнадцать лет со званием первой танцовщицы.

Учеба Павловой в Императорской балетной школе.
В то время эта Петербургская балетная школа, несомненно, была лучшая в мире. Учили здесь великолепно. Только тут и сохранялась еще классическая техника балета.
Устав школы был по-монастырски суров. Подъем в восемь, обливания холодной водой, молитва, завтрак, а затем восемь часов изнурительных занятий у балетного станка, прерываемых лишь вторым завтраком (кофе с сухариками), обедом, не утолявшим голода, да ежедневной часовой прогулкой на свежем воздухе. В половине десятого вечера ученицы были обязаны находиться в своих постелях.
В 1898 г., будучи ученицей, Павлова выступила в балете «Две звезды», поставленном Петипа. Уже тогда знатоки отметили какую-то особенную, только ей присущую грацию, удивительную способность поймать в партии поэтическую суть и придать ей свою окраску.

По окончании школы в 1899 г. Павлова сразу была зачислена в труппу Мариинского театра. Ее талант быстро получил признание, она стала солисткой, а в 1906 была переведена в высший разряд – примы-балерины. . Танцевала партии в классических балетах «Щелкунчик», «Конек-Горбунок», «Раймонда», «Баядерка», «Жизель». В 1906 г. стала ведущей танцовщицей труппы. Большое влияние на ее исполнительскую манеру оказала совместная работа с балетмейстерами А. Горским и особенно М. Фокиным. Анна Павлова исполняла главные роли в балетах М. Фокина «Шопениана», «Павильон Армиды», «Египетские ночи» и др. В 1907 г. на благотворительном вечере в Мариинском театре А. Павлова впервые исполнила поставленную для нее М. Фокиным хореографическую миниатюру «Лебедь» (позже «Умирающий лебедь»), ставшую впоследствии одним из символов русского балета ХХ века. Отдавая дань новаторству Фокина, Павлова по-прежнему хранила преданность русской балетной классике.В 1910 г. перешла на так называемое положение «гастролерши».На сцене Мариинского театра Анна Павлова последний раз выступила в партии Никии в 1913 году,
Мариинский театр.

В 1909 году Сергей Дягилев, талантливый юрист, человек богатый и живо интересующийся искусством, решил открыть оперный сезон в Париже. С Дягилевым Анну познакомил Дандре. Для участия в «дягилевских сезонах» Анне необходимы были дорогие туалеты. Для Дандре это обстоятельство означало огромные расходы. Он сделал все, что от него требовалось, но в итоге угодил в тюрьму. Не очень проворный в таких делах, Дандре не сумел откупиться, ибо не располагал такой крупной суммой, которая требовалась для того, чтобы внести залог для освобождения из тюрьмы. Изнурительный судебный процесс длился больше года.Современники поговаривали, что пылкий роман подошел к концу вместе с деньгами покровителя. Не опровергая ничего, Павлова уехала за границу с дягилевской труппой. В Париже она и ее партнер Вацлав Нижинский сразу добились поразительного успеха. Дягилев ставил все на этих артистов. Он вел переговоры не только о гастролях в Европе, но и в Америке, и в Австралии, когда произошло неожиданное: Павлова «предала» Дягилева, подписав выгодный, но очень жесткий, фактически кабальный, контракт с известным в то время театральным агентством «Брафф» в Лондоне. Подписав этот контракт, Анна получила аванс. И тотчас же внесла эти деньги как залог, требовавшийся для вызволения Дандре из тюрьмы.
Лебединая верность.

Секрет ее мастерства.
Первые гастроли в Европе принесли Анне Павловой небывалый успех. В 1907 году она дебютировала в Стокгольме. После одного из представлений до самого отеля за экипажем Павловой молча шла толпа зрителей. Люди не аплодировали, не переговаривались, не желая нарушать отдыха артистки. Никто не ушел и тогда, когда балерина скрылась в отеле. Павлова недоумевала, как ей поступить, пока горничная не подсказала, что нужно выйти на балкон – поблагодарить. Анну встретили бурей рукоплесканий. Она только кланялась. А потом бросилась в комнату, вытащила корзину, подаренную в тот вечер, и стала бросать в толпу цветы: розы, лилии, фиалки, сирень.Наверное, секрет отличия Павловой от других танцовщиц, блиставших на сцене до и после нее, крылся в неповторимой индивидуальности ее характера. Современники говорили, что, глядя на Павлову, они видели не танцы, а воплощение своей мечты о танцах. Она казалась воздушной и неземной, летая по сцене. В ее речи сквозило нечто детское, чистое, не вяжущееся с реальной жизнью. Она щебетала, как птичка, вспыхивала, как дитя, легко плакала и смеялась, мгновенно переходя от одного к другому. Такой она была всегда и в 15, и в 45. И полюбила она так же просто и естественно, как жила и танцевала – один раз и навсегда, хотя ничто не предвещало счастливой развязки романа.

Первые зарубежные гастроли Анны Павловой.
С 1908 года Анна Павлова начала гастролировать за рубежом. Вот как Павлова вспоминала о первых гастролях: «Первая поездка была в Ригу. Из Риги мы поехали в Гельсингфорс, Копенгаген, Стокгольм, Прагу и Берлин. Всюду наши гастроли приветствовали как откровения нового искусства. Жизнь танцовщицы многие представляют себе легкомысленной. Напрасно. Если танцовщица не держит себя в ежовых рукавицах, она не долго протанцует. Ей приходится жертвовать собой своему искусству. Награда ее в том, что ей иной раз удается заставить людей забыть на миг свои огорчения и заботы.Я поехала с русской балетной труппой в Лейпциг, Прагу и Вену, мы танцевали прелестное «Лебединое озеро» Чайковского».

Балет «Умирающий лебедь».
Хореографическая миниатюра «Умирающий лебедь» на музыку К. Сен-Санса была поставлена для Павловой балетмейстером Михаилом Фокиным в 1907 г. Эта небольшая композиция стала коронным номером Анны Павловой.Костюм для этого балета был создан по эскизу Бакста (белая пачка, украшенная лебедиными крыльями, лиф, отороченный лебяжьим пухом, маленькая шапочка из лебединых перьев на голове, рубиновая брошь на груди, символизирующая каплю крови раненого Лебедя). Исполняла она его, по мнению современников, совершенно сверхъестественно. На сцену, огромную или маленькую, спускался луч прожектора и следовал за исполнительницей. Спиной к публике на пуантах появлялась фигурка, одетая в лебяжий пух. Она металась в замысловатых зигзагах предсмертной агонии и не спускалась с пуантов до конца номера. Силы ее ослабевали, она отходила от жизни и покидала ее в бессмертной позе, лирически изображающей обреченность, сдачу победителю – смерти. Когда французский композитор Камиль Сен-Санс, увидел танец Павловой, у маэстро только и вырвалось: «Мадам, вот теперь я понял, какую прекрасную музыку написал! «Умирающий лебедь» стал образом души Анны Павловой и её «лебединой песней». В каждом представлении Павлова импровизировала, и с годами этот образ в её исполнении становился всё более трагичным.

Умирающий лебедь (впервые - 1907)Анна Павлова -Умирающий лебедьАфиша67 х 46

Анисфельд Борис Израилевич Анна Павлова. Умирающий лебедьЧикаго (США). 1930Бумага на картоне, акварель, белила, пастель.74,8 х 54,6В правом нижнем углу надпись черным карандашом«Boris Anisf… 1930».Санкт-Петербургский музейтеатрального и музыкального искусства

Жизель.
Фантастический балет в 2-х актахМузыка А.АданаЛибретто Ж.Сен-Жоржа, Б.ГотьеХореография Ж.Коралли, Ж.Перро, М.Петипа.
Действующие лица:
Жизель, крестьянская девушка. Берта, ее мать. Принц Альберт, переодетый крестьянином. Герцог Курляндский. Батильда, его дочь, невеста Альберта. Вильфрид, оруженосец Альберта. Ганс, лесничий. Мирта, повелительница виллис.Зельма, Монна - подруги Мирты. Свита. Охотники. Крестьяне, крестьянки. Виллисы". " Виллисы, по немецкому поверью- души девушек, умерших до свадьбы.

Деревушка в горах, окруженная лесами и виноградниками. На переднем плане дом крестьянки Берты, вдовы, живущей здесь с дочерью Жизелью.Граф Альберт, влюбленный в крестьянскую девушку Жизель, скрывает свой титул. Другой поклонник Жизели, лесничий Ганс, пытается объяснить ей, что Альберт не тот, за кого выдает себя, но Жизель не хочет его слушать.Он предчувствует, что Жизель ждет несчастье, страстно заверяет Жизель в том, что более преданного друга, чем он, ей не найти. Издали доносятся звуки охотничьих рогов, и вскоре появляется большая группа нарядно одетых дам и кавалеров. Среди них герцог Курляндский и его дочь Батильда, невеста Альберта. Разгоряченные и утомленные охотой, они хотят отдохнуть и подкрепиться. Берта суетится у стола, отвешивая глубокие поклоны знатным господам. Из дома выходит Жизель. Батильда восхищена красотой и обаянием Жизели. Та же не сводит глаз с Батильды, изучая каждую деталь ее туалета. Особенно поражает простушку длинный шлейф дочери герцога. Батильда очарована непосредственностью, красотой Жизели и дарит девушке золотую цепь. Жизель обрадована и смущена подарком. Отец Батильды направляется к дому Берты, чтобы отдохнуть. Охотники тоже расходятся на отдых.
Акт первый.

Обрадованная Жизель танцует свой лучший танец. К ней присоединяется Альберт. Внезапно подбегает Ганс, грубо расталкивает их и, указывая на Альбера, упрекает его в нечестности. Все возмущены наглостью лесничего. Тогда в подтверждение своих слов Ганс показывает усеянное драгоценными камнями оружие Альберта, обнаруженное им в охотничьем домике, где Альберт переодевался. Жизель потрясена и требует от Альберта объяснения. Тот пытается успокоить ее, вырывает у Ганса шпагу, обнажает её и бросается на обидчика. Подоспевший Вильфрид останавливает своего господина, чтобы не допустить убийства. Ганс трубит в охотничий рог. Из дома выходят встревоженные неожиданным сигналом участники охоты во главе с герцогом и Батильдой. Увидя Альберта в крестьянском платье, они выражают крайнее удивление; тот смущен и пытается что-то объяснить.Свита герцога так почтительно кланяется Альберту, а знатные гости так радушно его приветствуют, что у несчастной девушки не остается никаких сомнений: она обманута. Когда же Альбер подходит к Батильде и целует руку, Жизель подбегает к ней и говорит о том, что Альбер поклялся ей в верности, что он любит ее. Возмущенная притязаниями Жизели, Батильда показывает ей свое обручальное кольцо - она невеста Альберта. Жизель срывает с себя подаренную Батильдой золотую цепь, бросает на землю и, рыдая, падает на руки матери. Не только подруги и односельчане Жизели, но даже придворные герцога полны сочувствия к несчастной девушке.Жизель в отчаянии. Рассудок ее мутится. Она умирает.
Продолжение первого акта.Акт второй.

На кладбище приходит Альберт в сопровождении оруженосца. Он разыскивает могилу Жизели. Напрасно оруженосец предостерегает о возможной опасности, Альберт остается один в глубоком раздумье и скорби. Вдруг он замечает фигуру Жизели. Не веря глазам, устремляется к ней. Видение исчезает. Затем появляется снова и снова как бы тает в воздухе.Его горе и отчаяние трогают Жизель. Она прощает Альберта.Мирта повелевает ему танцевать. Жизель молит Мирту отпустить Альберта, но виллиса непреклонна.Жизель приближается к своей могиле и исчезает в ней.Виллисы окружают Альберта и вовлекают в свой губительный хоровод. Обессиленный Альберт падает к ногам Мирты. Светает. С восходом солнца виллисы теряют свою силу. Альберт спасен. Жизель прощается со своим возлюбленным. И теперь уже навсегда. Альберт расстается со страшными ночными видениями и возвращается к действительности.
Продолжение второго акта.

«Русские сезоны» Сергея Дягилева.
В 1909 г. Павлова стала главной участницей всех «Русских сезонов» Сергея Дягилева в Париже. Здесь она и получила мировую известность. Она танцевала в балетах: «Павильон Армиды», «Сильфиды» и «Клеопатра» - под такими названиями шли «Шопениана» и «Египетские ночи». Весь этот репертуар Павлова уже исполняла в России. В роскошном ансамбле самых крупных исполнительских дарований, представленных Дягилевым в Париже, Анна занимала одно из первых мест. "На танец я всегда пыталась накинуть воздушное покрывало поэзии", - говорила она о себе. Божественная Анна влюбила многих именно в русский балет, она смогла воплотить в нем известную пушкинскую формулу "душой исполненный полет".Сергей Дягилев, который открыл во французской столице русский балетный театр, пригласив туда Павлову и Вацлава Нежинского, не просчитался. О русском театре заговорили, его стали посещать люди из высшего света, посмотреть на русскую балерину приезжали со всей Европы, театр приглашали в Австралию и Америку. Будущее казалось таким заманчивым и ярким Но в «Русских сезонах» Павлова выступала недолго. Ей хотелось творческой свободы.
Марка России 2000года.Сергей Дягилев и Русские сезоны.

Труппа Павловой.
Со своей труппой Павлова с триумфальным успехом гастролировала во многих странах мира. Она первой открыла русский балет для Америки, где впервые балетные спектакли стали давать полные сборы. В труппе работали русские балетмейстеры и преимущественно русские танцовщики. С ними она создавала новые хореографические миниатюры.Ее гастрольные маршруты пролегали и в Азии, и на Дальнем Востоке. За блестящими выступлениями скрывался тяжелый труд. За 22 года бесконечных турне Павлова проехала на поезде более полумиллиона километров, по приблизительным подсчетам, она дала около 9 тысяч спектаклей. Это был действительно труд на износ. Был период, когда итальянский мастер Нинолини изготовлял для Анны Павловой в год в среднем две тысячи пар балетных туфель, и ей их едва хватало. Последняя гастроль балерины в России состоялась 3 июня 1914г. Балерина выступила в петербургском Народном доме, в Павловском вокзале, в Зеркальном театре московского сада «Эрмитаж». Репертуар включал «Умирающего лебедя», «Вакханалию», другие ее миниатюры. На родину она больше не вернулась. Но к положению в России Павлова не была безучастна. Она присылала посылки в трудные послереволюционные годы учащимся Петербургской балетной школы, переводила крупные денежные средства голодающим Поволжья, устраивала благотворительные спектакли с целью поддержать бедствующих на родине.

Память о великой русской балерине.
Виктор Дандре, создав клуб поклонников своей знаменитой жены желал лишь одного - чтобы о великой балерине XX столетия помнили много лет. К сожалению, клубу не удалось просуществовать долго. Тем не менее, имя русской балерины, легендарной Анны Павловой, навсегда вошло в историю мирового балета. В Голландии в ее честь вывели особый сорт тюльпанов – Anna Pavlova. А в Австралии придумали изысканное лакомство – воздушный десерт из безе, взбитых сливок и диких ягод, названный Pavlova (с ударением на букву «о»). Павлова уникальна. Она не имела громких званий, не оставила ни последователей, ни школы. После ее смерти была распущена ее труппа, распродано имущество. Ей посвящены художественные и документальные фильмы («Анна Павлова», 1983 и 1985). Французский балетмейстер Р. Пети поставил балет «Моя Павлова» на сборную музыку. Номера ее репертуара танцуют ведущие балерины мира.

http://www.krugosvet.ru/articles/62/1006291/1006291a1.htm
http://www.peoples.ru/art/theatre/ballet/pavlova/
http://persona.rin.ru/view/f/0/10023/pavlova-anna-pavlovna
Anna Pavlova in Australia – 1926, 1929 Tours - material held by the National Library of Australia
Pictures of Anna Pavlova - digitised and held by the National Library of Australia
Creative Quotations from Anna Pavlova(1881-1931)
Andros on Ballet
Heroine Worship: Anna Pavlova, The Swan
Ссылки.

БалетБАЛЕТ
В основе балета лежит какой-то сюжет, драматургический
замысел, либретто,
Либретто - литературная основа большого вокального (и не
только) сочинения, светского или духовного характера, например,
оперы, балета, оперетты, оратории, кантаты, мюзикла; краткое
содержание сюжета спектакля.
но бывают и бессюжетные балеты.
Основными видами танца в балете являются классический танец
и характерный танец. Немаловажную роль здесь играет
пантомима,
Пантомима - вид сценического искусства, в котором основным
средством создания художественного образа является пластика
человеческого тела, без использования слов. С помощью которой
актёры передают чувства героев, их «разговор» между собой, суть
происходящего. В современном балете широко используются
также элементы гимнастики и акробатики.

История зарождения балета.

ИСТОРИЯ ЗАРОЖДЕНИЯ БАЛЕТА.
Балет зародился в Италии в эпоху Возрождения (XVI в.)
вначале как объединённая единым действием или
настроением танцевальная сценка, эпизод в
музыкальном представлении, опере. Заимствованный из
Италии, во Франции расцветает придворный балет как
пышное торжественное зрелище. Музыкальную основу
первых балетов («Комедийный балет королевы», 1581)
составляли народные и придворные танцы, входившие в
старинную сюиту. Во второй половине XVII века появляются
новые театральные жанры, такие как комедия-балет,
опера-балет, в которых значительное место отводится
балетной музыке и делаются попытки её
драматизировать. Но самостоятельным видом
сценического искусства балет становится только во
второй половине XVIII века благодаря реформам,
осуществлённым французским балетмейстером Ж. Ж.
Новером. Основываясь на эстетике французских х
просветителей, он создал спектакли, в которых
содержание раскрывается в драматически
выразительных пластических образах, утвердил активную
роль музыки как «программы, определяющей движения и
действия танцовщика».

Русский балет

РУССКИЙ БАЛЕТ
В России первый балетный спектакль состоялся 8
февраля 1673 года при дворе царя Алексея
Михайловича в подмосковном селе
Преображенское. Национальное своеобразие
русского балета начало формироваться в
начале XIX века благодаря деятельности
французского балетмейстера Шарля-Луи Дидло.
Дидло усиливает роль кордебалета, связь танца и
пантомимы, утверждает приоритет женского
танца. Настоящий переворот в балетной музыке
произвёл Пётр Ильич Чайковский, который внёс в
неё непрерывное симфоническое развитие,
глубокое образное содержание, драматическую
выразительность. Музыка его балетов «Лебединое
озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»
обрела наряду с симфонической возможность
раскрывать внутреннее течение действия,
воплощать характеры героев в их
взаимодействии, развитии, борьбе. Начало XX
века ознаменовалось новаторскими поисками,
стремлением преодолеть стереотипы,
условности академического балета XIX века.

Танец модерн

ТАНЕЦ МОДЕРН
Танец модерн - одно из направлений современной
зарубежной хореографии, зародившееся в кон. XIX -
нач. XX вв. в США и Германии. Термин «Танец модерн»
появился в США для обозначения сценической
хореографии, отвергающей традиционные балетные
формы. Войдя в употребление, вытеснил другие термины
(свободный танец, дунканизм, танец босоножек,
ритмопластический танец, выразительный,
экспрессионистский, абсолютный, новый
художественный), возникавшие в процессе развития
этого направления. Общим для представителей танца
модерн, независимо от того, к какому течению они
принадлежали и в какой период провозглашали свои
эстетические программы, было намерение создать
новую хореографию, отвечавшую, по их мнению,
духовным потребностям человека XX века. Основные её
принципы: отказ от канонов, воплощение новых тем и
сюжетов оригинальными танцевально-пластическими
средствами. В стремлении к полной независимости от
традиций представители Т.м. пришли, в конце концов, к
принятию отдельных технических приёмов, в
противоборстве с которыми зародилось новое
направление. Установка на полный отход от
традиционных балетных форм на практике не смогла
быть до конца реализована.

Балет как искусство

БАЛЕТ КАК ИСКУССТВО
В своей эволюции балет всё больше приближается к спорту, теряя
по дороге драматургическое значение роли, порой опережает в
технике, но отстаёт в содержании.
В комплексном обучении профессионала - артиста необходимо
знание музыкальной культуры, истории, литературы и сценарной
драматургии. В то же время с семи лет дети проходят
гимнастическую подготовку, потому как балеты прошлого,
сохранившиеся до наших дней, технически усовершенствовались,
а балет модерн на классической основе, например балет
Форсайта, требует серьёзной физической подготовки, так
балерина Сильви Гийем начинала свой творческий путь именно с
гимнастики.
Старинные балеты имели возвышенную эстетику, иногда ставились
на античные сюжеты, например постановка Шарля Дидло «Зефир и
Флора».

Новая волна романтизма появилась в балете в начале
XX века, её провозвестником стал балетмейстер
Михаил Фокин
В России вплоть до XX века обучение хореографии,
музыке, драматическому мастерству и различным
прикладным театральным профессиям велось в одном
учебном заведении - Императорском театральном
училище. Смотря по успехам детей их определяли или
переводили на соответствующее отделение. После
революции 1917 года школы разделились и балетное
образование начало существовать автономно. В то же
время во многих театрах сохранялся смешанный
репертуар: драматические представления
чередовались с опереттой и балетными
дивертисментамиТак например, кроме постановок в
Большом, Касьян Голейзовский ставил балетные
спектакли в «Летучей мыши» и в «Мамонтовском театре
миниатюр», среди которых была постановка «Les
Tableaux vivants», означающая «ожившую картинку», так
как Голейзовский, в первую очередь, был художником.
Это явление развивается в современном балете, как
«ожившая картина», «ожившая фотография» и «ожившая
скульптура»

ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ

Балетные термины.
Хореографическая терминология - система специальных наименований,
предназначенных для обозначения упражнений или понятий, которые кратко объяснить
или описать сложно.
В XVII веке 1701 г француз Рауль Фейе создал систему записи элементов классического
танца. Эти термины признаны специалистами в области мировой хореографии и в
настоящее время.
«Выворотное положение ног», а это является необходимым и обязательным условием
техники выполнения элементов классического танца.
«Баллон» - умение зафиксировать позу в прыжке,
«Форс» - необходимое подготовительное движение руками для выполнения пируэтов,
«Апломб» - устойчивое положение занимающегося,
«Элевация» - способность танцора показать максимальную фазу полета в прыжке,
«Припорасьон» - подготовительные упражнения рукой или ногой перед началом
выполнения элемента,
«Крестом» - выполнение элементов в следующих направлениях: вперед, в сторону, назад,
в сторону или в обратном направлении.
Это международный язык танца, возможность общения с хореографами, понимание
специальной литературы. Терминология всегда строится в соответствии с правилами
словообразования.
Основное преимущество термина - в краткости.

«ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО» Композитор: Пётр Ильич ЧАЙКОВСКОГО

«ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО»
КОМПОЗИТОР: ПЁТР ИЛЬИЧ ЧАЙКОВСКОГО
Нельзя обойти вниманием знаменитый шедевр
русского композитора в четырёх актах, благодаря
которому немецкая легенда о прекрасной
девушке-лебеде увековечена в глазах ценителей
искусства. По сюжету принц, влюбленный в
королеву лебедей, предает её, но даже
осознание ошибки не спасает ни его, ни его
возлюбленную от разбушевавшейся стихии. Образ
главной героини – Одетты – как бы дополняет
галерею женских символов, созданных
композитором за свою жизнь. Примечательно, что
автор балетного сюжета до сих пор остается
неизвестным, и ни на одной афише никогда не
значились имена либреттистов. Впервые балет был
представлен еще в 1877 году на сцене Большого
театра, однако первый вариант был признан
неудачным.

Пётр Ильич Чайковский7 мая 1840 г -6 ноября 1893 г.

ПЁТР ИЛЬИЧ ЧАЙКОВСКИЙ7
МАЯ 1840 Г -6 НОЯБРЯ 1893 Г.
Русский композитор
Русский композитор, педагог, дирижёр и
музыкальный критик. Как композиторпрофессионал Чайковский
сформировался в 1860-1870 годы,
ознаменованные большим подъемом
общественной и культурной жизни
Российской империи: многогранным
развитием русской музыки, литературы и
живописи, расцветом отечественного
естествознания, ярких завоеваний в
области философии и эстетики.

«ЩЕЛКУНЧИК» Композитор: Пётр Ильич Чайковский

«ЩЕЛКУНЧИК»
КОМПОЗИТОР: ПЁТР ИЛЬИЧ ЧАЙКОВСКИЙ
«Щелкунчик» впервые был представлен
публике в 1892 г. на сцене известного
Мариинского театра. В основе его сюжета
лежит сказка Гофмана «Щелкунчик и
мышиный король». Борьба поколений,
противоборство добра и зла,
скрывающаяся за маской мудрость -
глубокий философский смысл сказки
облечен в яркие музыкальные образы,
понятные самым юным зрителям. Действие
разворачивается зимой, в канун Рождества,
когда все желания могут осуществиться – и
это придаёт дополнительный шарм
волшебной истории. В этой сказке
возможно всё: заветные желания станут
явью, маски лицемерия спадут, а
несправедливость будет обязательно
побеждена.

Традиционным из всех балетных направлений и стилей считается классический балет. Классический балет основывается на своеобразной хореографии, которая закладывается в основу других танцев. Классический балет находит гармонию в движении танцора и музыкальном сопровождении. Классический балет основывается на пяти позициях ног. При этом для всех позиций характерно такое положение, когда ноги находятся в вывороченном состоянии. Важно так же и то, что вывернуть ноги необходимо от бедра, а не только стопы. Такая позиция позволяет выполнять даже самые сложные элементы и комбинировать их. Танцору, чтобы достигнуть совершенства в классической балетной технике, важно научится выполнять выворот ног, а для этого необходимо развивать гибкость тела. Выворот ног считается основным приемом классического балета. Такая позиция дает возможность легко двигаться боком. Танцор не отворачивается от зрительного зала, но в тоже время совершает танцевальные движения. Второй плюс выворота ног заключается в том, что при выполнении определенного па можно сохранять равновесие тела. Гибкость танцора и умение правильно совершать выворот ног не сковывают движения и позволяют грациозно и легко выполнять танцевальные элементы, поддерживая равновесие тела. А это делает танцора грациозным и изящным.


Балет как жанр начал формироваться в Европе в начале 16 века , в балете не звучат слова, балет, это: МУЗЫКА, ТАНЕЦ, МИМИКА

  • Балет - синтетический вид искусства, его исполнение – спектакль, а потому хороший балет это:
  • Либретто , написанное литератором,
  • Музыка , созданная композитором,
  • Опытный, талантливый балетмейстер ,
  • Исполнители владеют искусством хореографии и актёрским мастерством,
  • На высшем уровне оркестр и дирижёр ,
  • Лучшие художники занимаются оформлением декораций (занавес, костюмы и т.д.)
  • Осветители, гримеры, парикмахеры, дублёры…

  • «Лебединое озеро», «Щелкунчик»,
  • «Спящая красавица» П.И.Чайковского
  • «Ромео и Джульетта», «Золушка» С.С.Прокофьева
  • «Петрушка» И.Стравинского
  • «Петрушка» И.Стравинского

был впервые разыгран спектакль в танцах.

Так родился БАЛЕТ


пишет словами проект будущего танцевального спектакля , намечает характеры героев, протягивает нить повествования, или, говоря другими словами, создаёт сюжет .



  • Есть и равноценная замена слову балетмейстер хореограф , то есть, в переводе с греческого, тот, кто пишет (сочиняет) танец.

Пуанты – в переводе с французского означает острие , кончик.

  • Пуанты – это специальная

обувь для женского

классического танца,

танца на кончиках пальцев.



  • В переводе с французского – балетный корпус , то есть личный состав балета.




Кто участвует в создании балета?

Что может лежать в основе

Назовите известных вам композиторов, написавших музыку к балетным спектаклям



  • 1.Представление средствами мимики и жестов, без слов.
  • 2.Плавность, изящество движений.
  • 3.Выразительное движение, преимущественно рукой.
  • 4.Искусство, без которого балет не стал бы балетом.
  • 5.Артисты балета, исполняющие групповые танцы в массовых сценах.
  • 6.Вставной хореографический номер в балетном спектакле.
  • 7.Упражнение в балете или музыке.
  • 8.Полный оборот на одной ноге в танце.
  • 9.Искусство танца в балете.
  • 10.Человек, который проводит репетиции.