Презентация по обществознанию. Тема "Общение" презентация к уроку по обществознанию (6 класс) на тему

ОБЩЕНИЕ «Единственная известная мне роскошь – это роскошь человеческого общения».Антуан де Сент Экзюпери

Company Logo
www.themegallery.com
Общение
ОБЩЕНИЕ – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отношения людей.

Company Logo
www.themegallery.com
Аспекты в общении
Содержание общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому.

Company Logo
www.themegallery.com
Структура общения
коммуникативная сторона– обмен информацией
Интерактивная сторона – взаимодействие партнеров друг с другом.
перцептивная сторона– восприятие партнерами друг друга;

Company Logo
www.themegallery.com
Функции общения
информационно-коммуникативная
регуляторно-коммуникативная
аффективно-коммуникативная
Функции общения

Company Logo
www.themegallery.com
Средства общения
Вербальные: используют структуру речевого общения: Значение и смысл слов, фраз; Речевые звуковые явления (темп речи, высота голоса, тональность, тембр, интонация и дикция речи; Выразительные качества голоса (смех, плач, хмыканье, шепот, вздохи)
Средства общения
Невербальные изучают следующие науки: Кинесика, изучает внешние проявления чувств и эмоций; Таксика, изучает прикосновения в результате общения; Проксемика, исследует расположение людей в пространстве при общении.

Company Logo
www.themegallery.com
Дистанции общения
Интимная (от 0 до 0,5 метра).
Групповые формы
Межличностная (от 0,5 до 1,2 метра).
Публичная (более 3,7 метров).

Социальная (от 1,2 до 3,7 метра)

Company Logo
www.themegallery.com
Уровни общения
Высший уровень– это тот социальный уровень, когда независимо от социальной роли, статуса партнеры относятся друг к другу как к равной личности
Манипулятивный уровень, заключаеться в том что один из собеседников через определенную социальную роль пытается вызвать сочувствие, жалость партнера
Примитивный уровень, когда один из партнеров Подавляет другого (один постоянный коммуникатор, а другой постоянный реципиент).
Высший уровень – это тот социальный уровень, когда независимо от социальной роли, статуса партнеры относятся друг к другу как к равной личности.

Company Logo
www.themegallery.com
Виды общения
«Контакт масок» – формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника
Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника
Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект
Формально – ролевое общение, когда регламентированы и содержание и средства общения
4
3
1
2

Company Logo
www.themegallery.com
Виды общения
Светское общение, его суть в беспредметности
Духовное, межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему
Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника с использование разных приемов
5
6
7

Company Logo
www.themegallery.com
Виды общения
По целям
Социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида)
Биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма)

Company Logo
www.themegallery.com
Виды общения
По средствам
Непосредственное (Осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу)
Прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения)
Косвенное (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди).
Опосредованное (связанное с использованием специальных средств и орудий)

Company Logo
www.themegallery.com
Этапы общения
Корректировка направления, стиля, методов общения
Потребность в общении
Ориентировка в личности собеседника
Планирование содержания общения

Ориентировка в целях общении
Восприятие и оценка ответной реакции
Выбор средств, фраз для общения

Спасибо за внимание!
В общении следует держаться так, чтобы друзей не делать врагами, а врагов друзьями. Пифагор

Общение

Слайдов: 68 Слов: 2573 Звуков: 0 Эффектов: 31

Педагогика и психология службы общения. Коммуникативная компетентность. Деловое взаимодействие. Эффективное общение. Механизм общения. Четыре драмы общения. Четыре стадии делового общения. Проблемы при установлении контакта. Особенности восприятия. Барьеры коммуникаций. Модели эффективной коммуникации. Коммуникативные сигналы. Вербальные сигналы. Установление доверительного контакта. Сигналы доверительного контакта. Модальность. Невербальные сигналы. Паралингвистические сигналы. Первое впечатление. Факторы первого впечатления. Люди доверяют на 55% невербальным сигналам. Новый знакомый. Техники активного слушания. - Общение.ppt

Процесс общения

Слайдов: 28 Слов: 352 Звуков: 0 Эффектов: 154

Деятельность и общение. Подходы к изучению общения и деятельности. Люди общаются друг с другом. Деятельность. Общение и деятельность. Подумайте. Мир общения. Сущность общения. Общение и коммуникация. Коммуникация. Субъект. Общение. Субъекты процесса общения. Диалог. Диалог и монолог. Виды обмена мнениями. Виды общения. Общение реальных партнеров. Общение реального партнера с иллюзорным субъектом. Общение реального субъекта с воображаемым партнером. Общение воображаемых партнеров. Функции общения. Содействует достижению успешного результата. Информация. Соотношение деятельности и общения. - Процесс общения.ppt

Общение с людьми

Слайдов: 17 Слов: 309 Звуков: 0 Эффектов: 0

Общение. Коммуникативная (обмен информацией) Интерактивную (взаимодействие) Перцептивную (восприятие и понимание людьми друг друга). Первый этап - ориентировочный. Закономерность первого впечатления. Второй этап – обмен мыслями, чувствами, переживаниями. Третий этап- вырабатываются совместные чувства, отношения, переживания. Посмеяться гораздо важнее, чем поплакать. Способы общения. Приемы эмпатического слушания. Не забудьте про доброжелательное выражение Вашего лица. Тренируйтесь перед зеркалом, репетируйте разные выражения лица. Факторы влияющее на восприятие. Виды общения. Деловое (касается только рабочих вопросов) Личное (дружеское общение, о переживаниях, жизни). - Общение с людьми.ppt

Психология общения

Слайдов: 61 Слов: 1006 Звуков: 3 Эффектов: 3

Игра. Социальная психология общения. Хочу все знать. Внимание на экран. Микросреда. Попытайтесь объяснить чем и какими факторами они взаимосвязаны. Объясните что такое человеческое общение. Формы общения. Виды общения. Общение. Определите функцию общения. Общение противостоит авторитарному и манипулятивному типам. Правила взаимоотношений. Психологический настрой. Черный ящик. Обмен различными знаниями. Информированность. Блиц – вопрос. Основные правила и механизмы аттракции. Основной закон аттракции. Правило 15 секунд. Правило трех плюсов. Улыбка. Имя собеседника. Быть хорошим слушателем. - Психология общения.ppt

Зачем люди общаются

Слайдов: 8 Слов: 145 Звуков: 0 Эффектов: 38

Зачем люди общаются? Каковы цели общения и зачем людям общение. Что происходит с людьми в ходе общения? Что можно назвать средствами общения и что важно в общении? Особенности общения и отношения к людям. Что такое общение? С чего начинается общение? Взаимные,деловые и дружеские отношения людей. С первого взгляда, с первого чувства. Зачем людям общение? Отношения к людям. Уметь понимать человека. Ставить себя на место товарища. - Зачем люди общаются.ppt

Мир общения человека

Слайдов: 14 Слов: 895 Звуков: 0 Эффектов: 0

Богатство мира общения. Особый мир. Термины и понятия. Мир общения. Человеческая сущность. Будьте хорошим слушателем. Человек нуждается в общении. Сложное искусство. Участники общения. Древние заповеди. Полноценное настоящее общение. Общение. Полюса планеты. - Мир общения человека.ppt

Манипуляции в общении

Слайдов: 28 Слов: 1168 Звуков: 0 Эффектов: 11

Приёмы и техники управления партнёром в процессе общения. Общение. Деловое общение. Приёмы общения. Классификация механизмов. Манипуляции в общении. Раздражение собеседника. Ошарашивание темпом. Отсылка к «высшим интересам». Карфаген. Ложный стыд. Мнимое непонимание. Принуждение к однозначному ответу. Приемы влияния на деловых партнеров. Имя собственное. Прием «зеркало отношения». Психологические приемы формирования аттракции. Прием «терпеливый слушатель». Проблемы адекватного приема. Техники активного слушания. Распространенные техники вербального общения. Техники комплиментов. - Манипуляции в общении.pptx

Общение между людьми

Слайдов: 75 Слов: 4193 Звуков: 0 Эффектов: 0

Управленческая компетентность – основа развития потенциала образовательного учреждения. Поддерживающая коммуникация. Общение – намеренное влияние и воздействие на поведение, состояние, установки партнера. Общение. Формальное. Неформальное. Контактоное. Опосредованное. Доверительное общение. Доверительное отношение к значимой информации. Отношение доверия к партнёру как источнику информации. Доверие к человеку как исполнителю. Стиль общения – использование различных приемов психического воздействия на партнера по общению. Стили общения. «Менторский». «Одухотворяющий». «Конфронтационный». - Общение между людьми.ppt

Общение как понимание

Слайдов: 24 Слов: 1361 Звуков: 0 Эффектов: 0

Общение как феномен психологии. Понятие общения. Уровни общения. Стороны общения. Невербальное общение. Общение как межличностное взаимодействие. Общение как понимание людьми друг друга. Причинное объяснение поступков. Элементы общения. Каналы общения. Этапы процесса общения. Искренний интерес к другим людям. Вопросы. Цель контактов между медицинским работником и пациентом. Умение медработника понять больного человека. Соматогении и психогении. Различия точек зрения медработника и пациента. Виды общения. Пространственные условия общения. Интимная дистанция. Личная дистанция. - Общение как понимание.ppt

Деятельность и общение

Слайдов: 12 Слов: 759 Звуков: 0 Эффектов: 19

Деятельность и общение. Вопросы для исследования: Где использовались диалоги с давних времен? Что такое деятельность? Что сближает и что отличает общение и коммуникацию? Общение и деятельность или общение как деятельность. Диалог. Функции общения. В процессе деятельность происходит развитие общества и самого человека. Где использовались диалоги? Диалоги использовались с давних времён в философской литературе. Общение предполагает обмен информацией, что составляет суть коммуникации. В ряде обществоведческих теорий существует тенденция к противопоставлению общения и деятельности. - Деятельность и общение.ppt

Общение как взаимодействие

Слайдов: 13 Слов: 559 Звуков: 0 Эффектов: 14

Общение как взаимодействие. Познакомиться с особенностями общения как межличностного взаимодействия. Схема процесса ИНТЕРАКЦИИ. Две стороны взаимодействия. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ во время общения. Действия. Устойчивые действия. Систематические действия. Реакция партнера. Реакция воздействующего. Взаимодействие как процесс. Физический контакт. Духовный контакт. Вербальный контакт. Невербальный контакт. Варианты взаимодействия. Стратегия взаимодействия в процессе общения. Задание: Вам предстоит познакомиться с определенным типом собеседников: Доминантный собеседник. Недоминантный собеседник. - Общение как взаимодействие.ppt

Общение в реальном времени

Слайдов: 24 Слов: 477 Звуков: 0 Эффектов: 0

Общение в реальном времени. Актуализация. Проблема. Цель: Гипотеза. Общение. Аспекты общения. Модель коммуникативного общения: Необходимое оборудование. Интернет-телефония. Используется для передачи голосовых данных через компьютерную сеть Интернет. Интерактивное общение с помощью систем. ICQ. Возможности программы: Меньшая требовательность к аппаратным ресурсам компьютера. Возможность совместить в одной программе общение сразу по нескольким различным протоколам. Skype. Основатели. Возможности. Агент. Функции программы. Результаты анкетирования. «Какую программу вы предпочитаете?». - Общение в реальном времени.ppt

Общение как обмен информацией

Слайдов: 10 Слов: 383 Звуков: 0 Эффектов: 34

Что такое общение? (определение). Почему мы общаемся? (Функции общения). Информационной-коммуникативная (Л.Ф.Ломов) / коммуникативная (Г.М.Андреева) – обмен информацией. Регуляторно-коммуникативная (Л.Ф. Ломов) / интерактивная (Г.М. Андреева) – регуляция взаимодействия. Аффективно-коммуникативная (Л.Ф. Ломов) / перцептивная (Г.М. Андреева) – регуляция эмоциональной сферы человека. Специфика обмена информацией между людьми. Вербальный канал коммуникации: передача и восприятие сообщения. Коммуникатор. Реципиент. Сообщение канал. Раскрытие смысла. Смысл. Кодирование. Обратная связь. - Общение как обмен информацией.ppt

Перцептивная сторона общения

Слайдов: 67 Слов: 1990 Звуков: 0 Эффектов: 0

Перцептивная функция общения. Общение. Успешное ведение делового общения. Три составляющие общения. Структура общения. Коммуникативная сторона. Перцептивная сторона. Понятие «перцептивная функция общения». Человек. Механизмы межличностной перцепции. Механизм самопознания в процессе общения. Оценка самого себя. Восприятие. Специфика восприятия социальных объектов. Межличностная перцепция. Виды восприятия другого человека. Типы информации. Психологические механизмы восприятия других людей. Факторы, влияющие на первое впечатление о человеке. Социальный стереотип. Виды стереотипов. - Перцептивная сторона общения.ppsx

Социально-перцептивная сторона общения

Слайдов: 17 Слов: 895 Звуков: 0 Эффектов: 0

Перцептивная сторона общения. Понятие социальной перцепции. Общая психология. Социальное восприятие и социальное познание. Варианты социально-перцептивных процессов. Субъект восприятия. Механизмы взаимопонимания. Идентификация и эмпатия. Осознание. Успех общения. Атрибутивные процессы. Фундаментальная ошибка атрибуции. Проявления фундаментальной ошибки атрибуции. Эффекты восприятия людьми друг друга. Стереотипизация в межличностном познании. Межличностная аттракция. Точность межличностного восприятия. - Социально-перцептивная сторона общения.ppt

Барьеры общения

Слайдов: 30 Слов: 870 Звуков: 0 Эффектов: 1

Барьеры общения. Заберите у меня все, чем я обладаю. Но оставьте мне мою речь. И скоро я обрету все, что имел. Даниэл Уэбстер. "Барьер" общения – это… … Психологическое препятствие на пути адекватной передачи информации между партнерами по общению. Барьеры взаимодействия: Мотивационный барьер, этический барьер, барьер стилей общения, барьер некомпетентности. Мотивационный барьер … …возникает, если у партнеров разные мотивы вступления в контакт. Этический барьер … Барьер стилей общения … Барьер некомпетентности … Барьеры восприятия и понимания: Эстетический барьер … Разное социальное положение партнеров … - Барьеры общения.ppt

Радости и сложности общения

Слайдов: 11 Слов: 169 Звуков: 0 Эффектов: 0

Радости и сложности общения. Ответы на задания карточки № 2. Обыграйте ситуации в парах и группах. 1-я группа – общение друзей. 2-я группа - общение ученика и учителя. 3-я группа - общение родителей и ребенка. 4-я группа – общение работника и работодателя. 5-я группа – общение незнакомых людей. Культура общения – необходимость иметь не только знания, обладать культурой речью, но уметь сообщать информацию людям, уметь прививать интерес к вашим сообщениям. Приведите примеры: Аукцион ценностных качеств личности. - Аккуратность; - сдержанность; - бдительность; -справедливость; - безволие; - предприимчивость; - жадность; - интеллигентность; - дальновидность; - добродушие; - высокомерие; - доброта; - медлительность; - исполнительность; - эгоизм; - упрямство; - честность; - находчивость; - целеустремленность; - старательность; - халатность; - общительность. - Радости и сложности общения.ppt

Общение и межличностные отношения

Слайдов: 11 Слов: 348 Звуков: 0 Эффектов: 22

Тема урока «Радости и сложности общения». Основные понятия: общение межличностные отношения конфликтная ситуация стратегия поведения. Подбери слова антонимы. Друг - … Симпатия - … Законность - … Любовь - … Добро - … Определите форму межличностных отношений. Какие чувства возникли у героев? Вдруг Том перестал свистеть. Мальчик был хорошо одет, в будний день. Оба мальчика молчали. Наконец Том сказал: - Хочешь, поколочу? - А ну, попробуй. Марк Твен «Том Сойер». Необходимость общения для человека. Какую роль играет общение в межличностных отношениях? Культура общения. - Общение и межличностные отношения.ppt

Общение в школе

Слайдов: 31 Слов: 2496 Звуков: 0 Эффектов: 0

Физическое и психическое здоровье учащихся. Результаты проведения диагностики. Несуществующее животное. Низкий уровень агрессивности. Причина возникновения высокого уровня агрессивности. Психогеометрическая типология. Проведение тренинга. Оценка жизненных целей. Проведение родительского собрания. Особенности характера. Что беспокоит больше всего в жизни. Проведение беседы. Рекомендации. Психотерапевтическая функция. Формы обращения учителя к ученикам. Эмоционально-личностное обращение. Деловая форма обращения. Позиция «сотрудничества». Замечания. Описание фактов. Я вижу бумажки. - Общение в школе.ppt

Общение подростков

Слайдов: 14 Слов: 742 Звуков: 0 Эффектов: 0

Лидерство среди младших подростков. Лидер- (англ. Leader – ведущий) – глава, лицо. Каналы лидерства. Авторитет Положение Опыт Профессионализм образование. Харизма Доброта Эмпатийность Нравственность. Психологические характеристики лидера. Черты характера лидера- подростка. Условия зарождения лидерства. Становление личности. Гендерный фактор общения подростков. Особенности общения и лидерства младших подростков. Потребность в приобретении и поддержке статуса - одна из важных социальных потребностей. Типы лидера. Тогда и приходит успех. Социометрия лидерства (март 2008). Социометрия (март2009). - Общение подростков.ppt

Общение и мода

Слайдов: 16 Слов: 938 Звуков: 0 Эффектов: 0

Общение подростков и мода. Исследования. Проблемы общения подростков. Взаимодействие среди подростков. Количество. Потребность в общении. Глубинные мотивы. Неформальные группы. Причина стремления подростков к неформальным группам. Мода. Массовое психическое явление. Социальный опрос. Данные опроса. Увлечения. Ведущая деятельность юношеского возраста. - Общение и мода.pptx

Общение в организации

Слайдов: 27 Слов: 1143 Звуков: 0 Эффектов: 0

Общение и коммуникации в организации. Обоснование. Заполнение смысловых блоков. Система организационного общения. Общение. Основные цели и функции общения. Уровни коммуникативной функции общения. Воздействие на психическое состояние. Типы информации. Констатирующая информация. Взаимодействие в процессе общения. Формы организации совместной деятельности. Категории взаимодействий. Перцептивная функция общения. Этапы установления контакта. Особенности межличностного восприятия. Эффекты, возникающие при восприятии. Сущность эффекта «ореола». Эффект «первичности» и «новизны». Эффект «проекции». - Общение в организации.ppt

Коммуникация

Слайдов: 29 Слов: 860 Звуков: 0 Эффектов: 0

Основы теории и практики коммуникации. Теория коммуникации в системе наук. Источники информации. Коммуникация как объект исследования. Предмет теории коммуникации. Законы и категории теории коммуникации. Соотношение понятий коммуникация и общение. Методы теории коммуникации. Ключевые термины. Коммуникация как объект научного изучения. Технические дисциплины: возможности и способы передачи, обработки и хранения информации. Общая теория коммуникации. Основной объект - коммуникация и коммуникативные процессы. Предмет - всеобщее в природных, социальных и технических системах обмена информацией. - Коммуникация.pptx

Виды коммуникации

Слайдов: 25 Слов: 1264 Звуков: 0 Эффектов: 0

Виды коммуникации. Термины. Общение и коммуникация. Процессы обмена и передачи информации. Вербальная коммуникация. Низкоконтекстуальные культуры. Высоконтекстуальные культуры. Стиль общения. Стили коммуникации. Искусный стиль. Личностный стиль. Инструментальный стиль. Невербальная коммуникация. Невербальные сообщения. Невербальное общение. Невербальные формы общения. Элементы невербальной коммуникации. Сенсорика. Хронемика. Зоны коммуникации. Социальная зона коммуникации. Паравербальная коммуникация. Назначение паравербальной коммуникации. Культуры. - Виды коммуникации.ppt

Процесс коммуникации

Слайдов: 33 Слов: 2607 Звуков: 0 Эффектов: 0

Коммуникации. Основные понятия и принципы коммуникации. Этапы коммуникативного процесса. Цель коммуникативного процесса – обеспечение понимания информации, являющееся предметом анализа. Средства коммуникации. Типы коммуникаций. Функции коммуникации. Принципы эффективной коммуникации. Коммуникативная компетентность организации. Поддерживающая и инновационная коммуникация. Внутренняя поддерживающая коммуникация является источником создания значимых конкурентных преимуществ. Внешняя поддерживающая коммуникация. Внутренняя инновационная коммуникация. Внешняя инновационная коммуникация. - Процесс коммуникации.ppt

Коммуникативные навыки

Слайдов: 18 Слов: 1382 Звуков: 0 Эффектов: 0

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 г.п.п. Чистые Боры. Педагогическое исследование «Способы развития коммуникативных навыков учащихся во внеурочной деятельности». Актуальность исследования. Каков сегодня социальный заказ? Теоретическая основа исследования. Цель ОС «Школа 2100» - формирование функционально грамотной личности. Проблема: недостаточно сформированы коммуникативные навыки. Объект исследования: область формирования коммуникативных навыков учащихся. Программа исследования. Анкетирование учащихся. 5 класс Что такое общение? - Коммуникативные навыки.ppt

Массовая коммуникация

Слайдов: 20 Слов: 881 Звуков: 0 Эффектов: 0

Специфика массовой коммуникации. Определение МК. Особенности массовой коммуникации. Отличия между МК и межличностным общением. Нормативность. Три стороны общения в МК. Формирование аттитюда. Социально-психологические механизмы воздействия. Убеждение. Суггестивные психотехнологии. Приемы наведения транса. Манипуляция. Признаки манипуляции. Манипулятивные технологии в МК. Эффекты воздействия СМИ. Убеждение в СМИ. Факторы эффективности убеждения. Модель вероятности сознательной обработки информации. Переменные, повышающие вероятность обдумывания. Периферические переменные. - Массовая коммуникация.ppt

Внушение народу средствами искусства

Слайдов: 7 Слов: 550 Звуков: 0 Эффектов: 0

Внушение народу определённых чувств и мыслей средствами искусства. В.М. Бехтерев. «Внушение как фактор заслуживает самого внимательного изучения для историка и социолога, иначе целый ряд исторических и социальных явлений получает неполное, недостаточное и, быть может, даже несоответствующее объяснение». Одним из примеров таких исторических подвигов народных масс, воодушевленных одной общей идеей, может служить взятие Бастилии и отпор на границах Франции европейских войск, окруживших последнюю в период Великой революции. Известно далее, что даже одного ободряющего слова любимого полководца достаточно, чтобы люди пошли на верную смерть, нередко не отдавая, в том даже ясного отчета. - Внушение народу средствами искусства.pptx

Группа

Слайдов: 17 Слов: 662 Звуков: 0 Эффектов: 144

От группы к коллективу (психологический практикум). Содержание. Группы. Виды групп Представления о «примитивной» группе Представления о коллективе. Цель: Профилактика делинквентного поведения Воспитание личности, устойчивой к социальному давлению. Г р у п п а. Г р у п п ы: Малые Неофициальные (неформальные) Устойчивые Стихийные Контактные. Большие Официальные (формальные) Ситуативные Организованные Неконтактные. Малыми и большим Условными и реальными. Формальные. Неформальные. К какому разряду Вы отнесли бы следующие группы: «Устройство» примитивной группы. Иерархия сходная с иерархией сообщества животных. - Группа.pps

Психология групп

Слайдов: 9 Слов: 316 Звуков: 0 Эффектов: 52

Группа «Тезис». Развитие предмета исследования в социальной психологии и в культурно-исторической психологии. Метод: исследование (эксперимент) в когнитивной среде. Тезис №1 (гештальт-психология). Тезис №2 (гештальт-психология). Группа как целое; Законы жизни в группе. Тезис №3 (гештальт-психология). Целесообразнее исследовать не конкретных людей, а отслеживать групповую динамику. Тезис №4 (социальная психология). Социальная психология. Большое количество направлений. Общий предмет: Влияние группы на индивидуальное поведение; Законы жизни самой группы. Тезис №5 (социальная психология). - Психология групп.ppt

Слухи и сплетни

Слайдов: 29 Слов: 2211 Звуков: 0 Эффектов: 0

Гармония и беспорядок. Родовое понятие для молвы. Cтруктурные и функциональные свойства слуха. Отношение к истинности. Слухи и их свойства. Принадлежность к чужой речи. Непринужденность. Привязанность слухов к актуальным событиям. Слухи. Внутреннее строение. Частичное упорядочивание людей. Вербальное коммуникативное поведение человека. Слух. Этапы жизни слуха. Речевые события. Смысловой инвариант ряда слов. Различительные признаки слов-синонимов. Наличие и тип адресата. Характеристика речевых актов. Соотношение. Содержание передаваемой информации. Сочетаемость. Субъективная оценка. -

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРБАТОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Методическая разработка урока обществознания

в 8 классе на тему «ОБЩЕНИЕ»

учитель обществознания МКОУ Горбатовской СОШ

стаж работы: 24 года

учебно-методический комплект А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ : ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

КЛАСС : 8

ТИП УРОКА : комбинированный

УМК : программа по обществознанию 5-9 кл. для общеобразовательных школ А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой, учебник «Обществознание» 8кл. под редакцией А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой

ТЕМА УРОКА : «Общение»

    ЦЕЛИ: раскрыть сущность общения, рассмотреть его виды и формы, показать роль общения в жизни человека;

    познакомить с элементами культуры общения людей;

    научить элементарным приемам различных форм общения;

    развитие умения работать в группе, актуализировать знания;

    воспитание культуры общения, побуждение к самовоспитанию.

ЗАДАЧИ :

Обучающая : Способствовать углублению знаний учащихся о способах и формах общения и его роли в жизни человека.

Развивающая : Развивать коммуникативные УУД учащихся: умение слушать и слышать своих одноклассников, умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении, умение точно выражать свои мысли.

Воспитывающая : Воспитывать у учащихся уважительное отношение к позиции другого человека, культуре речи.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ ТЕМЫ - общение, ритуал, межкультурное общение

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

    • личностные

Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию. -Навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

    • предметные

Владение комплексом знаний об общении, видами и формами общения. -Сформировать умения применять обществоведческие знания в учебной, профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении. -Владение приёмами работы с электронными ресурсами и сервисами

    • метапредметные

    Познавательные УУД:

Развиваем умения работать в группе. -На основе анализа объектов делать выводы. -Обобщать и классифицировать по признакам.

    Регулятивные УУД:

Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно -Прогнозировать предстоящую работу. -Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа. -Исследование реальных связей и зависимостей.

    Коммуникативные УУД:

-Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; -Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; -Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

ОБОРУДОВАНИЕ: доска, экран, проектор, ноутбук, маркеры, фланелеграф, на фланелеграфе дерево без листьев, на столах листики разного цвета, цветы разного цвета: красные и синие, карточки с надписями «ДА» и «НЕТ»)

ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА:

1. легенда;

2. фрагмента из книги Д.Карнеги « Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей». 3. презентация;

4. кейс «Хочу быть старостой».

ФОРМЫ РБОТЫ - урок-практикум с применением информационных технологий

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ: фронтальная,

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:

    информационные;

    интерактивные;

    сотрудничества.

МЕТОДЫ : проблемно-поисковый и самоконтроля, практический, эвристический, эмоционального стимулирования

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ история,

ПРИЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ : объяснение, рассказ, эвристическая беседа, использование межпредметных связей, организация самостоятельной работы с учебником .

ВИДЫ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - работа в парах.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ВИДЫ ОЦЕНИВАНИЯ - ф ормирующее оценивание на протяжении всего урока в виде самооценки, взаимооценки выполненных заданий, рефлексия в конце урока

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА.

Эпиграф: « Нет большей роскоши, чем роскошь человеческого общения» . А. де Сент – Экзюпери

    ОРГМОМЕНТ

Ц ель : Предварительная организация класса

Проверка отсутствующих, внешнего состояния помещения, рабочих мест, наличия дежурных, рабочей позы и внешнего вида учащихся, организация внимания.

    ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ

Цель: психологический настрой учащихся.

Ожидаемый результат: обеспечение нормальной обстановки на уроке.

Учитель: Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой.

Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем занятии.

Те, кто выбрал красный , - желают общаться.

Желтый - проявят активность.

Синий - будут настойчивы.

Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий.

II . АКТУАЛИЗАЦИЯ СУБЪЕКТИВНОГО ОПЫТА ОБУЧАЮЩИХСЯ .

Цель: подготовка к изучению новой темы, систематизировать знания учащихся о социальной структуре общества, подвести учащихся к формулированию темы и постановке задач урока.

Ожидаемый результат: Установление правильности и объемности выполнения домашнего задания всеми учащимися, умение высказывать свое мнение, умение планировать свою учебную работу.

Педагогические приемы: фронтальная беседа

Ответьте «да» или «нет» (карточки)

    Межличностные отношения могут быть только деловыми. (нет)

    При формировании межличностных отношений большую роль играет то, что они возникают и складываются на основе частных взаимоотношений. (да)

    Деловые отношения складываются на основе частных взаимоотношений. (нет)

    Более близкими межличностными отношениями становятся приятельские отношения. (нет)

    В межличностных отношениях важно понять другого. (да)

III . ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Цель: вызов устойчивого интереса к теме урока, развитие коммуникативных навыков, самостоятельное формулирование понятия «Общение»

Ожидаемый результат: умение анализировать, самостоятельно добывать знания, развитие умения делать общие выводы, готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний

Педагогические приемы: работа с учебником, фронтальная беседа

1. Создание мотивации.

Учитель: «Раз пошел богатырь к быстрой реченьке. А на берегу той реки – дракон лежит. И стал биться богатырь с драконом. День бился, два бился, три. Наконец, обессиленные, упали они и, чуть дыша, дракон спрашивает:

Чего ж тебе было надобно, Иванушка?

Да, водицы испить.

Да, пил бы! Чего ж драться-то стал?»

Так и в нашей жизни бывает: не разобравшись, порой, в чем дело и зачем, люди ссорятся, вступают в конфликты специально или неосознанно, тем самым усложняют свою жизнь и жизнь других.

Вопросы классу:

Скажите пожалуйста что должен был сделать богатырь, прежде чем биться с драконом?

Как называется процесс, когда люди просят друг у друга что-то или разговаривают о чем либо?

Сегодня мы с вами поговорим об общении. Тема нашего урока называется: «ОБЩЕНИЕ»

Мы с вами живем среди людей. Наше время - время активных, предприимчивых деловых людей. Проблема общения является одной из самых важных для достижения успеха в жизни. Сегодня на уроке мы с вами поговорим об общении и постараемся расширить свои знания по этой теме.

2.Что такое общение. Необходимость общения для человека.

Общение – это очень многоплановое понятие:

    Человек читает книгу – это общение,

    Смотрит спектакль …

    Говорит по телефону…

    Мы сегодня на уроке тоже будем с вами общаться.

Ребята приведите свои примеры общения?

Давайте с вами подумаем, что же такое общение. Выслушав детей, проводится запись определения в тетрадь:

Общение- это социально- психологический процесс взаимодействия двух и более людей.

Работа с текстом «Общение- лекарство от одиночества.» Е.А.Крашенинникова - современный российский психолог и писательница.

Человеку общение нужнее еды, важнее бытового комфорта и богатства. Оно дает главное: полноту чувств, душевный комфорт, новые знания и чувство своей социальной полноценности. Нам так надо видеть свою значимость для людей и чувствовать обволакивающее тепло их внимания! Именно поэтому уже с детства надо понимать значение контактов и, главное, уметь выходить из одиночества, разрывать цепи своей замкнутости и изолированности. А для этого можно использовать разные приемы: помочь другому человеку в минуту затруднения, усадить усталого путника отдохнуть, предложить ему помыться, дать ему воды, угостить его обедом или просто разделить с ним свою трапезу. Всего важнее делать что-то для других и тем самым для себя. И одиночество растает, как сосулька в чашке горячего кофе… Общение – это лекарство от одиночества. Оно одинаково необходимо и юноше и старику.

Вопросы и задания:

2.Какие пути выхода из одиночества предлагает автор?

3.Согласны ли вы с мнением, что общение – лекарство от одиночества? Против чего такое лекарство бессильно? Когда оно неэффективно?

4.Кому общение нужнее: юноше или старику? Почему?

Учитель подводит итог

3.Виды общения

Игра «Слепой, немой, глухой»

Ученики получают таблички с обозначениями ролей и играют роли: « слепого»,

« немого», «глухого». Предлагается передать определённую информацию в разном порядке: немой- глухому и слепому; слепой – глухому и немому; глухой – слепому и немому. В конце игры вы должны ответить на вопрос, какие средства общения вы использовали?

Запись на доске и в тетради:

Виды общения

(в зависимости от средств передачи информации)

Речевое (вербальное) Неречевые (невербальные)

(речь) (мимика, жесты, интонация, движения тела)

В науке выделяют такие виды общения:

Общение

Перцептивное (предполагающее умение чувствовать другого)

Вербальное

(словесное)

Интерактивное (посредством взаимодействия людей, решающих определенную проблему


Вербальное общение предполагает передачу мыслей при помощи слов. Известный физиолог И.П. павлов заметил, что «слова – это самое эффективное средство воздействия». Слово- это мощное орудие, которым можно убить или воскресить человека.

Задание: попробуйте доказать этот факт. Испытывали ли вы на себе мощное воздействие слова?

(В рассказе К. Чапека описывается случай, когда молодой парень, услышав обидные слова о себе от крестьянина, бросил в него камень весом в 10 кг, который пролетел 21 метр и задел руку обидчика. На следственном эксперименте это не удалось повторить. Когда уехал следователь, крестьянин рассмеялся и вновь разозлил парня. Последний от его слов пришел в ярость и бросил камень на 30 метров)

Интерактивное общение предполагает взаимодействие людей и приспособление их друг к другу в процессе совместной работы, учебы, отдыха. В процессе такого общения у людей возникают симпатия, взаимопонимание. Такой вид общения включает в себя кооперацию, конкуренцию людей. Общаясь друг с другом, люди нередко вступают в конфликтные ситуации.

Перцептивное общение – это умение чувствовать другого человека, улавливать его психическое состояние. В процессе такого общения учитываются мотивы поведения людей.

Подумайте:

В каких формах осуществляется общение людей на уроках в школе?

4.Формы общения.

Работа с учебником /с.60-62/- работа в парах.

Задание 1: Деловое/ служебное

Задание 2:Повседневное/бытовое

Задание 3.Убеждающее

Задание 4:Ритуальное

Каждая пара учащихся готовит одну форму общения.

В ходе проверки заполняется таблица, где указываются характерны черты основных форм общения.

Форма общения

Характерны черты

Деловое

Осуществляется в форме приказов, советов, просьб. Люди воздействуют друг на друга с целью решения определенной проблемы. Пример: после окончания 9 класса ученик, желающий поступить в 10 класс, пишет заявление на имя директора.

Повседневное

Осуществляется между родственниками, близкими людьми при решении семейных, бытовых проблем. Пример: общение между друзьями.

Убеждающее

Влияние друг на друга с целью изменения поведения людей. Пример: директор фирмы может убедить сотрудников в необходимости изменить режим труда и т.д.

Ритуальное

Представляет собой процесс соблюдения или выполнения предписанного поведения. Пример: мужчина при входе в дом пропускает даму вперед или при входе учителя в класс – школьники встают .

3.Культура общения.

Чтение фрагмента из книги Д.Карнеги « Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей».

« Если вы хотите знать, как заставить людей избегать вас, смеяться над вами за глаза или даже презирать вас, то вот вам на этот случай рецепт: никогда никого долго не слушайте. Например, говорите о себе самом. Если у вас появляется какая- то мысль в тот момент, когда говорит ваш собеседник, не ждите, пока он кончит. Он не так умен, как вы. Зачем тратить время, выслушивать его пустую болтовню. Сразу же вмешивайтесь и прервите его на середине фразы.

Человек, который говорит только о себе, - только о себе и думает.

А « человек, который думает только о себе, - говорит президент Колумбийского университета доктор Батлер,- безнадежно некультурен».

Если вы хотите понравиться людям, соблюдайте правило: будьте хорошим слушателем. Поощряйте других людей говорить о себе»

Вопросы и задания:

1.Согласны ли вы с мнением Д.Карнеги? Почему ваше мнение таково?

2.Как, по вашему мнению, связаны между собой культура общения и общая культура?

3.Какими чертами должен обладать человек, стремящийся к полноценному общению?

    Что необходимо для того, чтобы оно было в радость?

Культура общения! Под этим понятием подразумевается целый комплекс умений уважительного, понимающего отношения к партнеру.

Древние заповеди общения гласят, что тому, кто хочет получать удовольствие от общения необходимо:

    Доверие к тому, с кем общаешься , вера в то, что человек с которым вы общаетесь, хороший, что он расположен к вам, готов с вами общаться;

    Уважение к тому, с кем общаешься , признание того, что человек высшая ценность, и общаться с ним надо бережно и вежливо;

    Уступчивость.

Иногда общение сравнивают с танцем. Для его успешного выполнения важно вовремя отступить, пропустить партнёра. Сделать это с желанием и тактом.

    В общение следует вступать без предвзятости , т.е. заранее принятого отрицательного отношения.

Как никто лучше о предвзятости сказал М. Горький.

«Никогда не подходите к человеку, думая, что в нём больше плохого, чем хорошего»

Культура общения предполагает, что человек не навязывает своих вкусов, привычек, предпочтений другому.

    М.М. Рощин:

«Попробуйте не наступать, а уступать. Не захватить, а отдать.

Не кулак показать, а протянуть ладонь.

Не орать, а выслушать.

Не разорвать, а склеить.»

А теперь мы с вами проведём творческий конкурс

Составим 2 букета «Законов общения»,

1 букет «Сложности общения» т.е., что нам мешает в полноценном общении.

2 букет «Радости общения», какие качества человека делают наше общение полноценным.

(ребятам выдаются цветы темного цвета, на них ребята пишут те качества человека, которые мешают общению; а затем цветы красного или оранжевого цвета, на которых ученики пишут качества человека, которые помогают полноценному общению. К магнитной доске прикрепляются ответы учащихся. Если у учащихся возникли затруднения, они могут воспользоваться вариантами ответов, которые записаны на рабочем листе.

Что помогает общению:

    Выслушай мнение другого с пониманием.

    Не обвиняй людей, а попытайся их понять.

    Искренне цените и хвалите достоинства людей.

    Доброжелательность.

    Любовь к людям.

    Сопереживание – это очень важно.

    Творить добро.

    Честность

    Чувство юмора.

    Вежливость

    Терпимость толерантность. и др.

Что мешает общению:

    Зависть

    Недисциплинированность,

    Злобность.

    Жестокость.

    Неуважение собеседника

    Национализм.

    Хамство.

    Замкнутость.

    Эгоизм (себялюбие).

    конфликтность.

    Пессимизм. и др.)

Вывод: Да заповеди общения актуальны и сегодня

ЗАКРЕПЛЕНИЕ. Цель: закрепление нового знания

Ожидаемый результат: умение преодолевать трудности, самостоятельно работать, применяя новые знания

Педагогические приемы: фронтальная беседа, составление синквейна (интерактивная форма обучения)

Итак, мы с вами в начале урока поставили цель выяснить, что такое общение и какова его роль в жизни людей?

Самая главная цель общения состоит в том, чтобы…..

В ходе общения происходит….. Результатом общения можно считать….

Р ассмотрим кейс-ситуацию и ответим на поставленные вопросы. Обсудим ответы в паре.

Кейс «Хочу быть старостой».

Лера всегда хотела быть старостой в классе, но классный руководитель, видя, что ребенок очень властный, не честный, проводила выборы в актив класса, так, что бы этой должности ей не предлагали. И старостой в классе выбиралась очень ответственная, добрая девочка Вика. В 9 классе, Лера решила взять эту ситуацию в свои руки, настраивает девочек класса против Вики. Приводит девчонкам вот такие примеры:

Так Кристина жирная, ей бы последить за своим весом, а она постоянно жуёт конфеты.

Лена, хоть и отличница, но по жизни глупа, так как выбрала в подруги Катю, которая с ней дружит только потому, что она даёт ей списать.

Что Наташа и Рита влюбились в Колю, строят ему глазки, одеваются вызывающе и вообще ведут себя как дурочки.- Эля одевается из «Сэконхэнда», так как ей родители не могут купить нормальные вещи.

Говоря всё это, добавляла, что Вика всегда говорит плохо о других, а при этом ещё староста, можно представить, о чём она говорит классному руководителю Любовь Петровне.

Услышав о себе такие вещи, девочки класса пошли на разборки к Вике. Вика была ошарашена такими обвинениями, попыталась доказать, что она об этом не говорила, но её никто не слушал. Расплакавшись, она пошла к Любови Петровне. Классный руководитель разобралась в ситуации. Вика осталась старостой, а Лера, окончив 9 класс, ушла из школы.

Алгоритм разбора ситуации.

    Назовите участников ситуации.

    Отнеситесь к этой ситуации.

    Какие формы общения здесь встречаются?

    Как бы вы поступили, услышав о себе не приятное?

    Как бы вы поступили на месте Вики?

    Как вы думаете, как удалось классному руководителю разобраться в ситуации?

    Как вы думаете, что чувствовала Вика во время обвинения в свой адрес со стороны девочек; когда классный руководитель выяснял ситуацию?

    Как вы думаете, как относились к Лере после выяснения ситуации?

    Какими вы видите в будущем Вику и Леру

6.ИТОГ УРОКА

Цель: подведение итогов урока

Ожидаемый результат: понятие учащимися важности общения

Педагогические приемы: составление синквейна

Составление синквейна на тему «Общение».

1строчка – одно существительное 2строчка-два прилагательных, раскрывающих тему синквейна 3строчка - три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна 4строчка - целая фраза, с помощью которой выражается отношение к теме 5 строчка- слово- резюме, которое дает новую интерпретацию темы. Позволяет выразить к ней личное отношение

Образец синквейна:

1. Общение. 2. Речевое, повседневное. 3. Передавать, обмениваться, убеждать. 4. Человек без общения, как без воздуха. 5. Самовыражение. Давай поболтаем! Давай поговорим!

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Цель: повторение пройденного материала, развитие у учащихся творческих способностей

Параграф 8. Индивидуальные задания

    Подготовить и разыграть в классе модели различных видов общения.

    В течение недели проанализировать свое общение с различными людьми по схеме:

А) в каких формах происходило общение

Б) были ли конфликтные ситуации в процессе общения и как их можно было предотвратить

В) какие элементы культуры общения проявляли люди в процессе конкретного социально-психологического взаимодействия

РЕФЛЕКСИЯ.

Цель: самоонализ успехов и неудач учащихся на уроке

Ожидаемый результат: Умение делать самооценку учебной деятельности, умение творчески выражаться.

Педагогические приемы: игровая форма, психологический тренинг

Психологический тренинг. Спасибо!

Описание упражнения

Участники встают в кружок, и ведущий предлагает каждому мысленно положить на левую руку все, то с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку - то, что получил на этом занятии нового. Затем, все одновременно сильно хлопают в ладоши и кричат - ДА! или СПАСИБО!

Психологический смысл упражнения.

Завершающий ритуал. Позволяет задуматься над содержанием и результатом прошедшего занятия, а также завершить его красиво на положительной эмоциональной ноте.

Отлично

Хорошо

плохо

В конце урока звучит песня Б.Окуджавы «Давайте восклицать»

РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА : В конце урока я предложила ученикам выполнить задание по составлению синквейна. Всем понравилось составлять синквейн (такую форму работы использую на уроках часто и это всегда проносит хорошие результаты).С трудностями на уроке учащиеся не встретились. Своим главным результатом учащиеся класса назвали то, что она усвоили, что такое общение и какие отношения должны быть между людьми в процессе общения. Дети сами наметили вопросы, над которыми необходимо работать. Я считаю, что урок достиг своих целей. Главное это было интересно всем: и детям и мне. Мы были единым целым и урок прошел на одном дыхании. Все были вовлечены в учебный процесс, старались помочь товарищу. В ходе проведения таких уроков с применением ИКТ и межпредметных связей возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся, меняется характер взаимоотношений не только между детьми, но и между учителем и классом.

ИСТОЧНИКИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ УЧИТЕЛЕМ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К УРОКУ :

1. Даль В. Толковый словарь. – Москва: Мир книги, 2002. 2. Кравченко А.И. Обществознание.- Москва: Русское слово, 2013.

3. Кравченко А.И. Методическое пособие по обществознанию. – Москва: Русское слово, 2006.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Определение общения Общение - сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъекты общения люди Человек передающий информацию – коммуникатор Человек получающий её - реципиент Определение общения.

3 слайд

Описание слайда:

В общении выделяют ряд аспектов: содержание, цель, средства. Рассмотрим их подробнее. Содержание общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». У человека цели могут быть весьма и весьма разнообразными и представлять собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей. Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому.

4 слайд

Описание слайда:

Структура общения К структуре общения можно подойти по-разному, в данном случае будет охарактеризована структура путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и персептивной. Таким образом схематически структуру общения мы представим так: Общение Коммуникация Интеракция Социальная перцепция

5 слайд

Описание слайда:

Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями). Персептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

6 слайд

Описание слайда:

Модель коммуникативного процесса КТО? (передает сообщение) - Коммуникатор ЧТО? (передается) – Сообщение (текст) КАК? (осуществляется передача) – Канал КОМУ? (направлено сообщение) – Аудитория С КАКИМ ЭФФЕКТОМ? – Эффективность.

7 слайд

Описание слайда:

В психологии выделяют четыре дистанции общения: Интимная (от 0 до 0,5 метра). На ней общаются люди, связанные, как правило, близкими доверительными отношениями. Информация передается тихим и спокойным голосом. Многое передается с помощью жестов, взглядов, мимики. Межличностная (от 0,5 до 1,2 метра). На ней осуществляется общение между друзьями). Официально-деловая или социальная (от 1,2 до 3,7 метра). Используется для делового общения, причем чем больше расстояние между партнерами, тем более официальны их отношения. Публичная (более 3,7 метров). Характеризуется выступлением перед аудиторией. При таком общении человек должен следить за речью, за правильностью построения фраз.

8 слайд

Описание слайда:

Общение выполняет целый ряд функций в жизни человека: Социальные функции общения а) организация совместной деятельности б) управление поведением и деятельностью в) контроль Психологические функции общения а) функция обеспечения психологического комфорта личности б) удовлетворение потребности в общении в) функция самоутверждения

9 слайд

Описание слайда:

Виды общения 1. По содержанию оно может быть: - Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности) - Когнитивное (обмен знаниями) - Кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями) - Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями) - Деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками) 2. По целям общение делиться на: Биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма) - Социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида) По средствам общение может быть: Непосредственное (Осуществляемое с помощью рук, головы, туловища, голосовых связкок и т.д.) Прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения)

Слайд 1

Слайд 2

Неоспоримым фактом является то, что Интернет сегодня - это самый колоссальный источник информации, который знало человечество. Его возможности позволяют использовать Интернет как инструмент для общения. Можно выделить некоторые особенности общения через Интернет:

Слайд 3

Анонимность. Несмотря на то, что иногда возможно получить некоторые сведения анкетного характера и даже фотографию собеседника, они недостаточны для реального и адекватного восприятия личности. Кроме того, наблюдается укрывание или презентация ложных сведений. Вследствие этого проявляется и другая особенность- раскрепощенность, ненормативность и безответственность участников общения.

Слайд 4

2. Своеобразие протекания процессов межличностного восприятия в условиях отсутствия невербальной информации. Как правило, сильное влияние на представление о собеседнике имеют механизмы стереотипизации и идентификации.

Слайд 5

3. Добровольность и желательность контактов. Пользователь добровольно завязывает контакты или уходит от них, а также может прервать их в любой момент.

Слайд 6

4. Затрудненность эмоционального компонента общения, в то же время стойкое стремление к эмоциональному наполнению текста, которое выражается в создании «смайлов» (которых существует около 100) или описании эмоций словами.

Слайд 7

5. Стремление к нетипичному, ненормативному поведению. Зачастую пользователи представляют себя с иной стороны, чем в условиях реальной социальной нормы, проигрывают не реализуемые в деятельности вне сети роли, сценарии ненормативного поведения.

Слайд 8

Причинами обращения к Интернету могут быть: Недостаточное насыщение общением в реальных контактах. Возможность реализации качеств личности, проигрывания ролей, переживания эмоций.

Слайд 9

Основные формы общения в Интернете
Можно выделить следующие формы общения в Интернете: телеконференция, чат, MUDs (мульти-пользовательский мир) и переписка по e-mail.

Слайд 10

Наиболее интерактивными средами общения считаются чаты и MUDs, наименее интерактивными - e-mail и телеконференции.

Слайд 11

В телеконференции и при общении посредством e-mail общение происходит в режиме off-line, в отличие от чата и MUDs, где дюди общаются on-line. В конференции общение происходит вокруг определенного предмета, в то время как чат своей темы не имеет.

Слайд 12

В качестве отдельной формы общения в Интернете можно выделить общение в так называемых MUDs (от "multi-user dimension" - ролевая игра, в которой много пользователей объединены в одном виртуальном пространстве, отличается от чата присутствием цели - стремлением выиграть).

Слайд 13

Все названные формы общения, в связи с его опосредованностью компьютером, обладают такой характеристикой, как анонимность, которая имеет целый ряд последствий.

Слайд 14

Во-первых, в коммуникации в Интернет теряют свое значение невербальные средства общения. Физическое отсутствие участников в акте коммуникации приводит к тому, что чувства можно не только выражать или скрывать, но и можно выражать чувства, которые человек в данный момент не испытывает.

Слайд 15

Поэтому «в Интернете легче вести серьезный разговор»; «в Интернете люди реже обижаются, потому, что там это бессмысленно - все равно не видно, как ты обижаешься»; «в Интернете можно общаться с непривлекательными (внешне) людьми, и их уродливость не мешает общению».

Слайд 16

То есть, в результате физической непредставленности партнеров по коммуникации друг другу теряет свое значение целый ряд барьеров общения, обусловленных характеристиками, которые выражены в их внешнем облике: их полом, возрастом, социальным статусом, внешностью.

Слайд 17

Другое важное следствие физической непредставленности человека в текстовой коммуникации - возможность создавать о себе любое впечатление по своему выбору. Анонимность общения обогащает возможности самопрезентации человека, предоставляя ему возможность быть тем, кем он захочет.

Интернет-сообщества
Интернет предоставляет широчайшие технические возможности для общения. Кроме того, в Интернете сравнительно легко найти людей со схожими интересами и взглядами на мир. Вдобавок, общение в Сети начать психологически проще, чем при личной встрече. Эти причины обусловливают создание и активное развитие веб-сообществ - групп людей, имеющих общие интересы и общающихся преимущественно через Интернет. Подобные интернет-сообщества постепенно начинают играть ощутимую роль в жизни всего общества.

Слайд 21